куём специалистов
подготовка кадров
для инновационной деятельности вроссии
Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате даже при наличии финансовых ресурсов запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Однако если в случае «продуктовой» инновации эта проблема носит локальный характер, то технологическое обновление производства предъявляет к качеству кадров более серьезные запросы. [1]
Средний возраст сотрудников российских научных организаций - 47,4 года, исследователей до 30 лет в России всего 17 %. Ученых самого активного «научного» возраста - от 30 до 40 лет - еще меньше, 13 %. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью - 52 года, а с докторской - 60 лет. [4] При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук - почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего 3 % молодых ученых, в то время как в США - эта цифра составляет 84 %. Ключевыми проблемами молодежного инновационного сектора являются:
• отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;
• утрата преемственности в науке;
ЛитвиновА.С.
аспирант
экономического
факультета,
Воронежская
государственная
технологическая
академия
инновации и обуч.
Ключевые слова:
инновационный проект, персонал, кадровые ресурсы
• серьезный разрыв между образовательной и научной школами;
• отсутствие единой централизованной информационной системы, предназначенной для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства.
Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспорта и 10 % импорта технологий.
Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры. [2] ровни, тенденции и структура финансирова-науки и новых технологий не соответству-
тегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Что касается обеспечения кадровыми ресурсами, то, по данным органов государственной статистики, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31 октября 2008 г. составляла 899 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест. Наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (19,4 % от общей потребности), обрабатывающих производствах (16,2 %), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (15,6 %), на транспорте и в связи (12,3 %), образовании (9,2 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности более наглядно изображена на рис. 1.
омика, 2009, № 11
Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показал, что наибольшее количество вакантных рабочих мест отмечается по профессиям квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (21,3 % от общей потребности в работниках), специалистов высшего уровня квалификации (19 %), неквалифицированных рабочих (16,2 %), специалистах среднего уровня квалификации (13,9 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам представлена в таблице 1.
Таким образом, модернизация системы образования должна быть подчинена формированию нового качества всей системы российского образования и обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества. Ориентация системы образования на удовлетворение реальных пот-
Рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных ископаемых
Гостиницы и рестораны
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Строительство
Оптовая и розничная торговля: ремонт автотраспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Образование Транспорт и связь
Операции с недвижимым имуществом аренда и предоставление услуг
Обрабатывающие производства Здравоохранение и предоставление социальных услуг
интеллектуальная собственность в России пока относительно дешева
Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2008г., тыс. человек
инновации и
обучение
Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам
Таблица 1
Профессиональная группа Списочная численность работников- всего, тыс. человек Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, тыс. человек Процентное соотношение потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по соответствующей профессиональной группе, %
Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 3048,8 36,0 1,2
Специалисты высшего уровня квалификации 5976,0 170,5 2,9
Специалисты среднего уровня квалификации 4290,2 124,8 2,9
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 1130,3 25,1 2,2
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммуналь-ного хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 2352,9 91,7 3,8
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 619,6 13,9 2,2
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 5751,5 191,3 3,3
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 3938,0 99,6 2,5
Неквалифицированные рабочие 4239,6 145,9 3,4
Всего 31346,9 898,9 2,9
ребностей конкретных потребителей должна стать основой для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов. [3]
Одним из важных свидетельств позитивного влияния изменений в производстве на занятость служит увеличение масштабов переподготовки работников. В советский период значительная часть предприятий содержала свою систему подготовки кадров, начиная от первичного обучения на рабочем месте вновь принятых работников и заканчивая финансированием обучения работников в учебных заведениях. С началом рыночных преобразований средства, направляемые на обучение и переподготовку работников, были сокращены в некоторых случаях почти до нуля. По мере осуществления технологических нововведений и нахождения своей рыночной ниши предприятия столкнулись с необходимостью повышения или изменения квалификации работников, поиска специалистов на стороне, обучения новых кадров. В результате доля средств, направляемых на эти цели, стала увеличиваться.
Только на недавней конференции «Взаимодействие работодателей и отраслевых университетов в сфере АПК по реализации региональных антикризисных программ», состоявшейся в Москве, было подписано сразу несколько соглашений о сотрудничестве между Российским аграрным движением и Московским государственным университетом технологий и управления. Документы предусматривают повышение качества обучения и переподготовки студентов и работников АПК, пищевой промышленности, общественного питания, а также предоставление им гарантированной работы.
Подводя итоги сказанному, можно выделить следующие действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России. По нашему мнению, необходимо: • дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия - в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой;
в России
необходимо дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия -в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой
инновации и обучение _:____
.инновации должны внедряться самими _предприятиями
• ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;
• создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;
• организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько организаций.
Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.
Литература
1. Кадровые стратегии промышленных предприятий / Московская А. // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 3.
2. Управление инновационными процессами / Семенова А. // Экономист. - 2005. - № 5. - С. 46-53.
3. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования / Катанова Е. // Экономист. - 2008. - № 12. - С. 84-88.
4. Российская Бизнес-газета. - 2009. - 24 марта.
реативная экономика, 2009, № 11