Научная статья на тему 'Подготовка кадров для инновационной деятельности в России'

Подготовка кадров для инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIVE PROJECT / ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А С. Литвинов

Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Необходима модернизация системы образования, направленная на формирование устойчивых связей между учебными заведениями и предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training for innovation activities in Russia

The collapse of the system of training for professional technical personnel, which existed during the Soviet period, the aging of personnel and lack of influx of young people produce a negative impact on the implementation of innovative projects. As a result, launching the new products is accompanied by the need to attract staff. The modernization of the education system is needed, aimed at creating sustainable relationships between educational organizations and enterprises.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для инновационной деятельности в России»

куём специалистов

подготовка кадров

для инновационной деятельности вроссии

Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате даже при наличии финансовых ресурсов запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Однако если в случае «продуктовой» инновации эта проблема носит локальный характер, то технологическое обновление производства предъявляет к качеству кадров более серьезные запросы. [1]

Средний возраст сотрудников российских научных организаций - 47,4 года, исследователей до 30 лет в России всего 17 %. Ученых самого активного «научного» возраста - от 30 до 40 лет - еще меньше, 13 %. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью - 52 года, а с докторской - 60 лет. [4] При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук - почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего 3 % молодых ученых, в то время как в США - эта цифра составляет 84 %. Ключевыми проблемами молодежного инновационного сектора являются:

• отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;

• утрата преемственности в науке;

ЛитвиновА.С.

аспирант

экономического

факультета,

Воронежская

государственная

технологическая

академия

[email protected]

инновации и обуч.

Ключевые слова:

инновационный проект, персонал, кадровые ресурсы

• серьезный разрыв между образовательной и научной школами;

• отсутствие единой централизованной информационной системы, предназначенной для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства.

Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспорта и 10 % импорта технологий.

Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры. [2] ровни, тенденции и структура финансирова-науки и новых технологий не соответству-

тегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Что касается обеспечения кадровыми ресурсами, то, по данным органов государственной статистики, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31 октября 2008 г. составляла 899 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест. Наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (19,4 % от общей потребности), обрабатывающих производствах (16,2 %), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (15,6 %), на транспорте и в связи (12,3 %), образовании (9,2 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности более наглядно изображена на рис. 1.

омика, 2009, № 11

Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показал, что наибольшее количество вакантных рабочих мест отмечается по профессиям квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (21,3 % от общей потребности в работниках), специалистов высшего уровня квалификации (19 %), неквалифицированных рабочих (16,2 %), специалистах среднего уровня квалификации (13,9 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам представлена в таблице 1.

Таким образом, модернизация системы образования должна быть подчинена формированию нового качества всей системы российского образования и обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества. Ориентация системы образования на удовлетворение реальных пот-

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Гостиницы и рестораны

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Строительство

Оптовая и розничная торговля: ремонт автотраспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Образование Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом аренда и предоставление услуг

Обрабатывающие производства Здравоохранение и предоставление социальных услуг

интеллектуальная собственность в России пока относительно дешева

Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2008г., тыс. человек

инновации и

обучение

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам

Таблица 1

Профессиональная группа Списочная численность работников- всего, тыс. человек Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, тыс. человек Процентное соотношение потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по соответствующей профессиональной группе, %

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 3048,8 36,0 1,2

Специалисты высшего уровня квалификации 5976,0 170,5 2,9

Специалисты среднего уровня квалификации 4290,2 124,8 2,9

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 1130,3 25,1 2,2

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммуналь-ного хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 2352,9 91,7 3,8

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 619,6 13,9 2,2

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 5751,5 191,3 3,3

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 3938,0 99,6 2,5

Неквалифицированные рабочие 4239,6 145,9 3,4

Всего 31346,9 898,9 2,9

ребностей конкретных потребителей должна стать основой для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов. [3]

Одним из важных свидетельств позитивного влияния изменений в производстве на занятость служит увеличение масштабов переподготовки работников. В советский период значительная часть предприятий содержала свою систему подготовки кадров, начиная от первичного обучения на рабочем месте вновь принятых работников и заканчивая финансированием обучения работников в учебных заведениях. С началом рыночных преобразований средства, направляемые на обучение и переподготовку работников, были сокращены в некоторых случаях почти до нуля. По мере осуществления технологических нововведений и нахождения своей рыночной ниши предприятия столкнулись с необходимостью повышения или изменения квалификации работников, поиска специалистов на стороне, обучения новых кадров. В результате доля средств, направляемых на эти цели, стала увеличиваться.

Только на недавней конференции «Взаимодействие работодателей и отраслевых университетов в сфере АПК по реализации региональных антикризисных программ», состоявшейся в Москве, было подписано сразу несколько соглашений о сотрудничестве между Российским аграрным движением и Московским государственным университетом технологий и управления. Документы предусматривают повышение качества обучения и переподготовки студентов и работников АПК, пищевой промышленности, общественного питания, а также предоставление им гарантированной работы.

Подводя итоги сказанному, можно выделить следующие действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России. По нашему мнению, необходимо: • дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия - в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой;

в России

необходимо дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия -в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой

инновации и обучение _:____

.инновации должны внедряться самими _предприятиями

• ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;

• создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;

• организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько организаций.

Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.

Литература

1. Кадровые стратегии промышленных предприятий / Московская А. // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 3.

2. Управление инновационными процессами / Семенова А. // Экономист. - 2005. - № 5. - С. 46-53.

3. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования / Катанова Е. // Экономист. - 2008. - № 12. - С. 84-88.

4. Российская Бизнес-газета. - 2009. - 24 марта.

реативная экономика, 2009, № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.