Научная статья на тему 'Подготовка к свадьбе у аварцев: соотношение традиционного и нового'

Подготовка к свадьбе у аварцев: соотношение традиционного и нового Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1900
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРЦЫ / КАРАЛАЛЬЦЫ / АНДАЛАЛЬЦЫ / АХВАХЦЫ / САЛАТАВЦЫ / СВАДЬБА / СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ / НЕВЕСТА / ЖЕНИХ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / АВУНКУЛАТ / ТУХУМ / СВАДЕБНОЕ АГЕНТСТВО / AVARS / KARALALS / ANDALALS / AKHVAKH PEOPLE / SALATAVS / WEDDING / WEDDING CEREMONY / BRIDE / GROOM / TRADITIONS / CUSTOMS / AVUNCULATE / TUKKHUM / WEDDING AGENCY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алигаджиева Заира Алиевна

В статье определяется ряд проблем, связанных с сохранением и развитием традиционной свадебнообрядовой культуры аварцев в современных условиях. Свадебная обрядность аварцев претерпела определенные трансформации, связанные с изменением общественного строя, процессами урбанизации и глобализации. Помимо резкого сокращения обрядовой составляющей свадьбы изменения коснулись процессов подготовки к свадьбе, приглашения и развлечения гостей, обустройства быта молодых, а также выбора места празднования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wedding preparation of Avars: correlation of traditional and modern features

The paper discusses some problems related to the preservation and development of traditional wedding culture of Avars today. The wedding rites of Avars have undergone certain changes associated with the transformation of the social structure, urbanization and globalization processes. Besides the dramatic reduction of the ceremonial part of the wedding, the changes have affected the wedding preparation, invitations and entertaining of guests, arrangement of a household of a newly married couple, as well as the choice of a place for celebration.

Текст научной работы на тему «Подготовка к свадьбе у аварцев: соотношение традиционного и нового»

УДК 391/395:793.2(470.67) Алигаджиева Заира Алиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства

ПОДГОТОВКА К СВАДЬБЕ У АВАРЦЕВ: СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И НОВОГО [1]

Aligadzhieva Zaira Alievna

PhD in History, Assistant Professor, Department for the Humanities, Dagestan State Institute of National Economy

WEDDING PREPARATION OF AVARS: CORRELATION OF TRADITIONAL AND MODERN FEATURES [1]

Аннотация:

В статье определяется ряд проблем, связанных с сохранением и развитием традиционной свадебно-обрядовой культуры аварцев в современных условиях. Свадебная обрядность аварцев претерпела определенные трансформации, связанные с изменением общественного строя, процессами урбанизации и глобализации. Помимо резкого сокращения обрядовой составляющей свадьбы изменения коснулись процессов подготовки к свадьбе, приглашения и развлечения гостей, обустройства быта молодых, а также выбора места празднования.

Ключевые слова:

аварцы, каралальцы, андалальцы, ахвахцы, сала-тавцы, свадьба, свадебная церемония, невеста, жених, традиции, обычаи, авункулат, тухум, свадебное агентство.

Summary:

The paper discusses some problems related to the preservation and development of traditional wedding culture of Avars today. The wedding rites of Avars have undergone certain changes associated with the transformation of the social structure, urbanization and globalization processes. Besides the dramatic reduction of the ceremonial part of the wedding, the changes have affected the wedding preparation, invitations and entertaining of guests, arrangement of a household of a newly married couple, as well as the choice of a place for celebration.

Keywords:

Avars, Karalals, Andalals, Akhvakh people, Salatavs, wedding, wedding ceremony, bride, groom, traditions, customs, avunculate, tukkhum, wedding agency.

Свадебные обряды - это своеобразное народное творчество, в котором отражены хозяйственная, социальная, правовая, религиозно-магическая и другие стороны жизни народа, которые являются пережитками прошлых формаций. Свадебная обрядность аварцев, выступающая предметом исследования статьи, претерпела значительные изменения в советское и постсоветское время. Характер и глубину произошедших трансформаций представляется возможным определить с помощью проведения сравнительного анализа традиционного и современного формата празднования свадьбы аварскими народами.

К свадьбе обе стороны готовились самостоятельно, так как ее праздновали одновременно у жениха и у невесты. Обычно мать жениха специально посещала мать невесты, чтобы договориться о дне свадьбы. Как правило, справляли свадьбы осенью, когда люди были свободны от работы. Случалось так, что осенью в селах практически каждую неделю играли свадьбы.

Традиционно у аварцев подготовка к свадьбе начиналась задолго до нее. Она заключалась в том, что готовили бузу, резали баранов, пекли хлеб, делали навес во дворе для танцев. У ка-ралальцев отец жениха за две недели до свадьбы начинал готовить «бог1ол ч1аг1а» («мучная буза») для угощения своих гостей. Собственно со дня готовки бузы начиналась и подготовка к свадьбе. За день до свадьбы все женщины села на общесельском «коре» пекли хлеб для всех односельчан, включая и грудных младенцев. Резали большого быка, а его мясо варили в огромных казанах («ростал хъазан») и разрезали на ровные части с таким расчетом, чтобы куски мяса (250-300 г) достались каждому односельчанину. Этот хлеб, мясо и сыр в первый день свадьбы раздавали присутствующим гостям и членам их семьи. Описанный порядок сохранялся у кара-лальцев и других аварцев вплоть до 80-х гг. XX в.

Традиционно за несколько дней до свадьбы один из родственников жениха, который, например, у салатавцев назывался «чавуш», извещал о свадьбе сельчан, за исключением близких родственников невесты. Вплоть до 70-х гг. XX в. было принято, чтобы специально для этого дня родители жениха наряжали коня: привязывали к шее, седлу платок «гормендо», яркие отрезы шелка, уздечку украшали разноцветными треугольниками талисманов-оберегов с желтой шелковой бахромой [2]. У каралальцев украшать коня имели право и жители аула, после того как они узнавали от вестника о дне свадьбы, что свидетельствовало об их особом расположении и уважении к жениху и его родителям. До 70-х гг. XX в., в том случае если свадьба проходила в городе, известить всех приглашаемых поручали старшему представителю каждого тухума. Он должен

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 7)

был поставить в известность своих родственников. Позже стали рассылать пригласительные открытки, в которые вписывали от руки имена приглашаемых.

За несколько дней до свадьбы назначали ее основных действующих лиц - тамаду и его помощников, ответственных за приготовление пищи, приглашали музыкантов. Необходимо отметить, что у аварцев тамадой мог быть не каждый. Эта роль поручалась людям, обладавшим следующими качествами: авторитетом в тухуме и селе, принадлежностью к фамилии жениха, красноречием, организаторскими способностями, чувством меры и юмора.

На свадьбах андалальцев главным действующим лицом и распорядителем торжества являлся «к1удияв чи» («большой, авторитетный человек») [3]. У ахвахцев тамада назывался «мети-нольи к1асе эк1ва» [4]. У хунзахцев тамадой торжества мог быть близкий друг старшего в доме жениха или же родственник, но ни в коем случае не кто-либо из членов семьи. У каралальцев основные обязанности по распоряжению свадебным торжеством возлагались на опекуна жениха («бах!а-расул парчах!»). Роль опекуна выполнялась чаще дядей жениха по отцу. Исследователи относят это явление к пережитку авункулата [5]. В обществе Кел тамада назывался «парчах» («царь»), а его помощники - «эхетаби» («стоящие»), «ц!елдохъан» («гонцы») [6]. У андалальцев помощниками тамады являлись «бах!арасул х!амул» («ишаки жениха»). В их обязанность входили самые немыслимые поручения жениха и тамады, за невыполнение которых их подвергали наказаниям с целью развеселить гостей: подвешивали к дереву, ставили вверх ногами и т. п. В более поздний период, включая нынешнее время, роль опекуна перешла к другим, менее близким родственникам или друзьям. Как считают некоторые исследователи, такое замещение одного персонажа другим является не чем иным, как одной из форм изживания и прекращения архаических порядков [7].

Предварительно избирались и другие обрядовые персонажи свадьбы - главный шафер жениха и попечительница невесты. У аварцев эти лица имели одно название - «гьудул» («друг»). Об окружении жениха и невесты у аварцев Г.Ф. Чурсин писал следующее: «Они неотступно следуют за женихом и невестой и совершают разного рода обрядности, которые имеют магическую силу разрушать козни недругов и прогонять злых духов» [8].

Без музыки, песен и танцев свадьба была немыслима. Чаще всего музыканты - играющий на бубне («чоргъохъан»), играющий на пандуре («т!амурхванав чи»), играющий на зурне («зур-михъан») - были из этого же села, но иногда музыкантов приглашали из соседних сел. Следует отметить, что музыканты никогда не требовали специальной оплаты за свой труд, они довольствовались теми деньгами, которыми их одаривали хозяева свадьбы. С 2000 г. на свадьбы стали приглашать профессиональных музыкантов (эстраду) с соседних сел или районных домов культуры.

В предсвадебный вечер в доме жениха собирались родственники и те, кто приглашен для обслуживания свадьбы. Здесь распределялись обязанности по проведению свадьбы. Например, у салатавцев прежде всего определяли авторитетное лицо, которое от имени отца жениха будет управлять всеми вопросами свадьбы, - «бах!арасул эмен» («отец жениха»). Назначали также «хъазанчи-хьагикьчи» («человек у казана-кастрюли»), занимавшегося вопросами приготовления пищи в течение всей свадьбы; «чавусчаг!и, базаникал» («организаторы танцев и веселья»); «мас-лиг!атчаг!и» («примирители»), регулировавших порядок на свадьбе на случай ссор и драк. Назначались и другие многочисленные персонажи свадьбы: «бах!арасул х!ама» («осел жениха» - шафер), лица, посылаемые за невестой, ответственные за встречу гостей, за стол и т. д.

Также заблаговременно выбирали место, где будут справлять свадьбу. У аварцев в прошлом отдельные дворы имели не все дома сельчан, в силу чего свадьбы справляли на аульной площади или на крыше дома соседа.

Обустройство быта молодых перед свадьбой является необходимым условием для бракосочетания. Информаторы отмечают, что если 30-40 лет назад необходимый набор для обустройства быта молодых, предоставляемый родителями, был скромен и минимален - комната в родительском доме и обстановка в ней, то сейчас наименования «набора для молодоженов» увеличились в несколько раз. В наши дни родители жениха в большинстве случаев обязаны предоставить молодой семье дом или отдельную квартиру, а также почти всю бытовую технику. А невеста должна обставить дом мебелью и всем необходимым (посуда, занавески, постельные принадлежности и т. д.).

Несмотря на существование множества локальных традиций, особенно в сельской местности, в наши дни правомерно говорить об общих стратегиях проведения свадебной церемонии, особенно при рассмотрении этого явления в городской среде. Унификации локальных свадебных традиций способствует такой важный социальный фактор, как престижная конкуренция. Принцип сохранения самобытности заменяется принципом «как у всех», переходящим в «лучше, чем у всех». Формирующаяся «городская» мода на организацию свадьбы начинает оказывать все большее влияние на локальные варианты в селениях. В итоге формируются некие «стандарты стоимости» и «основные компоненты» свадьбы.

Масштаб трат на саму свадебную церемонию зависит от нескольких факторов. Важным фактором становится место проведения свадьбы. В городских условиях люди арендуют рестораны и банкетные залы, чем фактически упрощают свадебный обряд до большого застолья в европейском стиле.

На сельских свадьбах основные действия - танцы, угощение гостей - проводятся или во дворе дома, или в сельских спортзалах, домах культуры. Однако с 2000-х гг. в моду у многих жителей сельской местности входит практика праздновать свадьбы в городе. По мнению информаторов, это значительно увеличивает расходы на свадьбу, поскольку помимо аренды банкетного зала приходиться платить за наем официантов и поваров (в селении эти виды работы выполняют родственницы молодых).

Расходы на свадьбу значительно увеличивает и количество приглашенных на нее гостей, которое в наши дни доходит до 2 тыс. чел. у жениха, а у невесты - от 500 до 1 тыс. Все это зависит от разветвленности родственных и дружественных связей, состоятельности и авторитета семьи и тухума.

Среди затрат на свадьбу в наши дни особо следует отметить расходы на тамаду, певцов и музыкантов, профессионального оператора и фотографа, украшение зала, аренду свадебной машины. К ним, в зависимости от состоятельности родителей, добавляются расходы, связанные с выступлением популярных эстрадных артистов (Зайнаб Махаева, Айшат Насрулаева, Лаура Алиева, Дагмара и т. д.) и профессиональных танцоров, канатоходцев, пиротехническими шоу, профессиональными розыгрышами, запуском птиц, воздушных шаров и другими компонентами свадебных мероприятий премиум-класса.

В последние годы состоятельные слои общества обращаются для организации свадьбы в свадебные агентства, которые подбирают соответствующие наряды для молодоженов, музыку, составляют развлекательную программу, приглашают профессионального фотографа и оператора, оформляют праздничный стол.

Несмотря на дороговизну, городские свадьбы пользуются у сельских жителей все большим успехом, поднимая престиж семьи, а также избавляя родственников от необходимости накрывать столы и убирать их после торжества. Постепенно банкетные залы появляются и в крупных селениях и районных центрах, вытесняя традиционные свадьбы, которые до этого проводили во дворах или дома.

В настоящее время с ростом материального благосостояния некоторой части населения, нередко опережающего рост культурного уровня, произошла ротация традиций. Нормы поведения, до этого присущие социальной элите, были взяты за образец другими слоями населения, в которых теперь также началось своего рода соревнование в ценности подарков, пышности оформления свадьбы, обилии свадебного застолья и т. п. На этот стандарт иногда приходится равняться и тем слоям общества, которым это в большинстве случаев не по карману.

Следует отметить, что оповещение о проведении свадьбы, согласно традиционным обычаям аварцев, происходило до 70-х гг. XX в. без официального приглашения. Услышав о предстоящей свадьбе, на нее приходили все родственники и односельчане, и это не осуждалось, а, наоборот, приветствовалось. В наше время люди редко ходят на свадьбу без приглашения. За несколько дней до свадьбы рассылаются пригласительные билеты многочисленным гостям. В последние пять лет наметилась тенденция раздавать пригласительные билеты во время свадьбы родственника. Это новшество в основном практикуется в городской среде, а в селениях оно только входит в практику. Здесь, как и прежде, рассылают гонца с устным приглашением от имени родителей брачующихся.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-01-00079.

2. Абдурахманов А.М. Ритуалы традиционной и современной свадьбы салатавских аварцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 94-95.

3. Исрапилова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала (традиции и новации) : дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2002. С. 84.

4. Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обряды ахвахцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1986. С. 54.

5. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1988. С. 149.

6. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX- начале XX в. М., 1985. С. 216.

7. Косвен М.О. Авункулат // СЭ. 1948. № 1. С. 36.

8. Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1995. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.