Научная статья на тему 'Современные послесвадебные обряды и обычаи аварцев: традиции и инновации'

Современные послесвадебные обряды и обычаи аварцев: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4445
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРЦЫ / НЕВЕСТА / ЖЕНИХ / СВАДЬБА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алигаджиева Заира Алиевна

Статья посвящена традиционным и современным послесвадебным обрядам и обычаям аварцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные послесвадебные обряды и обычаи аварцев: традиции и инновации»

УДК 391/395

Алигаджиева Заира Алиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства blondinka@mail. ru Zaire A. Aligadzhieva candidate of historical Sciences, associate Professor of Humanities Dagestan state Institute of national economy blondinka@mail. ru

Современные послесвадебные обряды и обычаи аварцев: традиции и инновации1

Modern prewedding rituals and customs of the Avars: tradition and innovation

Аннотация. Статья посвящена традиционным и современным послесвадебным обрядам и обычаям аварцев.

Ключевые слова: аварцы, невеста, жених, свадьба, традиции.

Summary. The article is devoted to the traditional and the modern to the post-wedding rituals and customs of the Avars.

Keywords: avars, bride, groom, wedding, tradition.

В свадебную обрядность органически входят так называемые послесвадебные обычаи, направленные главным образом на то, чтобы сблизить семьи молодоженов и ввести невесту в ту среду, к которой принадлежала семья ее мужа, и в которой отныне ей предстоит жить. В нее входят символические акции, имеющие целью закрепить новый статус молодой, т. е. она как бы приобщается к семейным и общинным ценностям. Сюда входит приветствие невесты в новом доме, знакомство с родственниками мужа, приобщение невесты к хозяйству, вывод невесты к роднику, приглашение молодых в гости родственниками жениха и невесты.

Традиционно у аварцев под утро после первой брачной ночи молодой муж уходил к своему другу, который вместе с наставницей невесты не спали в ожидании исхода ночи. Молодая пребывала у себя в комнате со своей наставницей, которая помогала ей одеваться и готовиться к приходу гостей.

У некоторых аварцев на следующее после брачной ночи утро наставница невесты с утра демонстрировала матери молодого доказательство целомудрия новобрачной [1]. Естественно, теперь это делается деликатно,

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-01-00079

без обнародования. Если же новобрачная оказывалась не девственницей, то от нее стремились избавиться, обычно через одну- две недели, после того как гости разъедутся. Обычай выставлять напоказ после брачной ночи доказательство целомудрия невесты существовал лишь в отдельных селениях. По этому поводу в 1868 году Н. Львов, наблюдавший быт аварцев, писал: «У горцев Нагорного Дагестана нет обыкновения, как у нас в простонародии, на утро после свадебной ночи выносить на показ пирующим на свадьбе гостям ночное белье новобрачной, сохранившей до выхода замуж доказательство целомудрия, чем по справедливости гордятся те, кому принадлежит честь сбережения его» [2].

Первым обрядом после брачной ночи считался обряд приветствия невесты в новом доме «бах1аралъе йорч1ами кьезе» («пожелать невесте хорошего дня»), «бах1аралъул гьумер бихьизе» («увидеть лицо невесты»). У тленсерухцев, каралальцев первая в комнату к невесте, чтобы поздороваться, заходила свекровь, а за ней и сестры жениха. Свекровь обнимала невестку, желала ей в новой семье хорошей и сладкой жизни, и дарила ей какой-нибудь подарок (чаще платок). У хунзахцев свекровь с пожеланием иметь большую и крепкую семью дарила ей ковер. Невестка в свою очередь дарила ей платок или отрез. После этого свекровь выводила невестку и ее наставницу из комнаты и совершала обряд знакомства невестки с родственниками жениха. Невесту подводили поочередно к родственникам мужа по старшинству, которых она обнимала, а те высказывали ей добрые пожелания. Кто-нибудь из женщин при этом объяснял невестке, кем она приходится ее мужу. Такой обряд знакомства молодой с родными существовал под разными названиями у очень многих народов [3]. По этому поводу С. Ш. Гаджиева пишет: «Эта церемония у разных народов проходила по-разному. Однако, суть сводилась к одному - приобщить молодую к семейному очагу мужа. У аварцев, например, в этих целях собирали близких родственников и готовили угощение, во время которого дарили молодоженам пахотный участок, ковер (невестке) и т.д. После этого молодая становилась полноправным членом семьи, в частности, начинала убирать после гостей посуду, помещение и только поздно ночью уходила к себе» [4]. Жених в это время находился у своих друзей.

У гунзибцев наутро после свадьбы в комнате новобрачной собирались родственницы, поздравляли с новым домом, высказывали пожелания о счастливой жизни в нем. Каждая из них дарила новобрачной пряжу, которую вешали на протянутую по комнате веревке, чтобы все видели, сколько надарено ей. Свекровь же дарила ей серебряные украшения - кольца, серьги, браслет, пояс и специально связанные узорные носки [5].

У ахвахцев утром, до прихода гостей, новобрачная под руководством свекрови совершала обряд приобщения к дому: разжигала очаг, оставляла на стенах дома след большого пальца правой руки, обмакнутого в топленое масло или мед, погружала правую руку в лари с зерном и мукой, наливала из кувшина в кружку немного воды и делала несколько глотков [6].

Аналогичный обычай оставлять новобрачной след своей руки, обмакнутой в мед, встречается и у других народов Дагестана [7].

В послесвадебный цикл входит также обряд первого выхода новобрачной за водой. Поскольку во многих аулах теперь имеется водопровод, этот обряд в наше время часто выполняется чисто символически, в знак того, что молодая имеет право выходить за пределы дома - в магазин, к соседям и т.д. День вывода невесты к роднику происходит спустя некоторое время после свадьбы: у одних аварцев на следующий день после брачной ночи, у других через два-три дня. Этот обряд также зафиксирован у многих народов Кавказа [8].

У хунзахцев этот один из важнейших обрядов послесвадебного цикла осуществлялся через три дня или через неделю после свадьбы. Он назывался «бах^рай лъел ц!езе ячи» -«вывод невесты за водой». В сопровождении нарядно одетых девушек, главным образом своих подруг и родственниц мужа, новобрачная под звуки зурны и барабана медленно направлялась к ближайшему источнику. Шедшая впереди с подносом в руках женщина раздавала встречным халву, сладости, орехи и проч. У родника, наполнив кувшин водой, невеста в том же сопровождении также медленно возвращалась в свой дом. С этого времени она могла выходить из дома и свободно передвигаться по селению.

У андалальцев на второй или третий день после свадьбы нарядно одетая невеста в сопровождении родственниц и подруг отправлялась к общественному роднику. До их прихода молодежь захватывала родник и не подпускала никого к нему без выкупа. Невеста и сопровождавшие ее женщины откупались выпивкой и сладостями. В тот момент, когда невеста наполняла свой кувшин, ее осыпали орехами, сахаром, монетами, которые подбирали дети. По возвращении домой невеста угощала жениха этой водой, а затем всех присутствующих. С этого момента она могла приходить к роднику одна и отныне являлась полноправным членом семьи и общества. Именно после этого обряда она имела право обращаться к родителям мужа, называя их «отцом» и «матерью» [9].

У чамалальцев после свадьбы обычно через неделю невесту выводят первый раз за водой на родник. Ее сопровождают самые близкие родственницы молодого мужа (сестра, жена старшего брата, молодежь). Перед выходом к роднику она мазала свои щеки курдючным салом. При этом одна из родственниц держала над головой поднос со сладостями. Сопровождаемые музыкой, песнями, танцами, раздавая всем встречающимся сладости, они, прибыв на родник, устраивали танцы. Затем самый близкий родственник жениха наполнял кувшин невесты водой (сс. Ричаганиях, Цумада), или же она сама наполняла кувшины всех женщин, находившихся в ее свите (сс. Нижнее Гаквари, Гадири, Гигатли и др.). Таким же путем они возвращались домой, и веселье здесь продолжалось до поздней ночи. С этого момента невестка полностью включалась в домашнее хозяйство [10].

У хваршин на следующее после свадьбы утро нарядно одетая невеста отправляется с красивым кувшином и в сопровождении подруг за водой. По

дороге всем встречным раздают конфеты. Обрядом «вывода невесты за водой» («бах1арай магьол ехъа») завершается весь свадебный цикл и невеста сразу приобщается к хозяйству[11].

Подобный обряд имелся и у других народов Дагестана[12] и Кавказа

[13].

После этого обряда, как мы уже писали выше, новобрачная получала право выходить на улицу, посещать общественные праздники, похороны, принимать участие в полевых работах.

У каралальцев после проведения обряда выхода к роднику невеста в тот же день отправлялась на покосный участок. Все участники обряда переодевались в рабочую одежду, а невеста надевала новый халат. В сопровождении музыкантов и в том же составе, что и на родник, захватив собой съестное, процессия отправлялась на выделенный им участок («бах1аразул меч1»). Все женщины несли с собой серпы, а невеста несла подаренный ей матерью серп и веревку, тканную из разноцветных шерстяных нитей. Каждой женщине и девушке, включая и невесту, на покосном участке выделяли небольшие равные делянки, с которых они, соревнуясь, кто быстрей, должны были скосить траву. Победительниц ждали призы - косынки, отрезы материи, сладости и фрукты, которые заранее готовила мать жениха. В наше время, с 2000 г., призами служат плитки шоколада и деньги (50-100рублей). Невеста старалась скосить свой участок быстрее остальных. Скошенная трава поступала в распоряжение молодых и служила кормом для коровы, которую дарила невесте ее мать. Этот обряд также был и проверкой трудоспособности невесты. Из скошенной травы после ее сушки делали стог. После завершения косьбы травы и распределения призов начиналось веселье с угощением. Оно завершалось тем, что невеста стягивала принесенной веревкой охапку скошенной травы и, взвалив ее на спину, несла домой.

С 2000-х гг. обряд вывода невестки к роднику завершается обычаем угощения невестой аварским хинкалом друзей жениха и близких родственников.

Литература:

1.См., например: Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обряды ахвахцев //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1986. - С.58.

2. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени. - ССКГ Тифлис, 1870. Вып.3. - С.29.

3. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин XIX- начала XXвека // УЗ ИИЯЛ. 1964. Т.XII. С.5.;Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. - С.17

4. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. - С. 265.

5. Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX - начало XXв.:Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2011. - С.108.

6. Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обряды ахвахцев //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1986. - С.58

7. См.: Гаджиева С.Ш. Кумыки. С. 276.; Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка у кайтагских кумыков. - В кн.: Быт сельского населения Дагестана (XIX - нач. XX в.). Махачкала, 1981. - С. 106.

8. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. С.140-142; Керейтов Р.Х. Семья и брак у ногайцев в прошлом и настоящем. М.,1973. Христолобова Л.С. Семейные обряды удмуртов. М.1971.- С. 175.

9. Алигаджиева З.А. Пережитки домонотеистических верований и обрядов аварцев-андалальцев в XIX начале - XX в. Махачкала, 2012. (Изд. 2-е доп.). С.82; Она же. Традиционные и современные способы знакомства юношей и девушек у аварцев в свадебной обрядности //Теория и практика общественного развития: Научный журнал. Краснодар, 2012. № 8. - С. 248250.

10. Гаджиев Г.А. Современная свадьба чамалалов //Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. - С. 116.

11. Мусаева М.К. Традиции и новации в свадебном обряде хваршин // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. - С. 142.

12. Алимова Б.М.Брак и свадебные обряды у табасаранцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, С.44; Ризаханова М.Ш. Брак и свадебная обрядность лезгин (традиции и инновации) // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. - С.68.

13. См.: Меретуков М.А. Свадьба и свадебная обрядность адыгейцев в прошлом и настоящем. Майкоп, 1979, С. 399.; Кагаров Состав и происхождение свадебной обрядности. -В кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1929, Т.8. - С.188.

References:

1.Sm., for example: Luguet S.A. Wedding and wedding ceremonies of ahaha //Marriage and wedding customs of the peoples of Dagestan in the XIX - early XX century Makhachkala, 1986.- P.58.

2. Lions N. Home and family life Dagestani highlanders Avar tribe. - SCG Tiflis, 1870. Issue 3. - P.29.

3. Agashirinov S. Wedding ceremonies Lezgins XIX - early XX century // usual. 1964. TH. C.5.;Kislyakov N.A. essays on the history of marriage and family among the peoples of Central Asia and Kazakhstan. L., 1969. - P.17

4. Hajiyev N Family and marriage among the peoples of Dagestan. - Р. 265.

5. Rizakhanova MS Gunsite. XIX - beginning of XX century.:Historical and ethnographic research. Makhachkala, 2011. - Р. 108.

6. Luguet S.A. Wedding and wedding ceremonies of ahaha //Marriage and wedding customs of the peoples of Dagestan in the XIX - early XX century Makhachkala, 1986. - P.58

7. See: Hajiyev NKumyks. S. 276.; Alimov BMRites and customs associated with the birth and upbringing of the child in kaitag Kumykov. - In the book: The

life of the rural population of Dagestan (XIX - early XX century). Makhachkala, 1981. - P. 106.

8. Chursin GF essays on the Ethnology of the Caucasus. Tiflis, 1913. P.140-142; Kuratov A.D. Family and marriage among the Nogais in the past and present. M.,1973. Khristolubova PS Family rituals Udmurts. - P. 175.

9. Aligadzhieva Z.A. Remnants demonetisations beliefs and practices of the Avars-andanalyze in the nineteenth and early - twentieth century Makhachkala, 2012. (Ed. 2nd supplementary). S; It is the same. Traditional and modern ways of Dating boys and girls at Avars in the wedding rituals //Theory and practice of social development: Scientific journal. Krasnodar, 2012. No. 8. - P. 248-250.

10. Hajiyev G.A. Modern wedding chamallow //Marriage and wedding customs of the modern peoples of Dagestan. Makhachkala, 1988. - P. 116.

11. Musaev, M.K. Traditions and innovations in a wedding ceremony harsin // Marriage and wedding customs of the modern peoples of Dagestan. Makhachkala, 1988. - P. 142.

12. Alimov Bambrick and wedding ceremonies in Tabasarans // Marriage and wedding customs of the peoples of Dagestan in the XIX - early XX century Makhachkala, - P.44; Rizakhanova MS Marriage and wedding rites Lezgins (tradition and innovation) // Marriage and wedding customs of the modern peoples of Dagestan. Makhachkala, 1988. - 68.

13. See: Meretukov M.A. wedding and wedding rites Adyghe in the past and present. Maykop, 1979, - P. 399.; The artist Composition and origin of the wedding rituals. -In the book: The collection of the Museum of anthropology and Ethnography of the Academy of Sciences of the USSR. M., 1929, T.8. - P. 188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.