Научная статья на тему 'Брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности'

Брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1771
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРЦЫ / ЖЕНИХ / НЕВЕСТА / СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алигаджиева Заира Алиевна

В статье исследуется брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности. Как считает автор, в прошлом нижней возрастной границей вступления в брак считалось совершеннолетие, наступавшее по адатам к 15 годам, а по шариату еще раньше. Возрастание брачного возраста в наше время связано с возросшими материальными и моральными требованиями, как со стороны жениха, так и со стороны невесты и касаются наличия престижной работы, жилья, а также удорожанием свадебных подношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности»

УДК 391/395

Алигаджиева Заира Алиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства blondinka@mail .ru Zaire A. Aligadzhieva candidate of historical Sciences, associate Professor of Humanities Dagestan state Institute of national economy blondinka@mail. ru

Брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности1

The marriage age of аvars in traditional and contemporary wedding ceremonies

Аннотация. В статье исследуется брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности. Как считает автор, в прошлом нижней возрастной границей вступления в брак считалось совершеннолетие, наступавшее по адатам к 15 годам, а по шариату - еще раньше. Возрастание брачного возраста в наше время связано с возросшими материальными и моральными требованиями, как со стороны жениха, так и со стороны невесты и касаются наличия престижной работы, жилья, а также удорожанием свадебных подношений.

Ключевые слова: аварцы, жених, невеста, свадебные обычаи, обряды, брачный возраст.

Summary. The article deals with the marriage age of Avars in traditional and contemporary wedding ceremonies. The author believes that in the past the lower age boundary of marriage was considered a coming-of-age, coming on the adat to 15 years, and according to the sharia, even earlier. The increase in marriage age in our time due to increased material and moral requirements, as the groom, and the bride and relate to the availability prestigious job, housing, and more expensive wedding gifts.

Keywords: аvarе, groom, briде, wedding traditions, rituals, marriage age.

Для вступления в брак было необходимо соблюдать некоторые условия и одно из них - достижение определенного возраста. О брачном возрасте

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-01-00079

аварцев Г.Ф. Чурсин пишет следующее: «Возраст вступления в брак в различных аварских обществах в прежнее время был различен. В некоторых районах допускались более или менее ранние браки, в других обычными были браки с 18 лет для девушек и с 20 лет для мужчин. Вообще, очень ранних браков не существовало, и девушки выдавались замуж, по адату, не ранее 15 лет, мужчины женились с 18 лет [1]. Такое же правило существовало и у других народов Дагестана. «Нижней возрастной границей вступления в брак... считалось совершеннолетие, наступавшее по адатам к 15 годам, а по шариату - еще раньше», - отмечает известный знаток семейного быта дагестанцев С.Ш. Гаджиева [2]. Согласно нашим полевым материалам, зрелось девушек и юношей и их способность к воспроизводству определялись известными физиологическими изменениями в их организме. Фактический брачный возраст устанавливался сугубо местными обычаями и традициями, иногда находившими отражение в обычно-правовых установлениях.

У аварцев в прошлом бытовал сговор малолетних детей. Люлечное обручение («кинидах ц1ар ч1вай») З.А. Никольская считает «рудиментом стародавних обычаев взаимно-брачных связей дуально-экзогамных родов» [3]. А.М. Абдурахманов пишет, «такая форма выбора существовала, как правило, только между ранее враждовавшими, но впоследствии примирившимися тухумами как знак укрепления дружбы, и при примирении являлась одним из факторов дальнейшей гарантии надежности и уверенности в достигнутом мире» [4]. На бытование этого обычая в Дагестане обратил внимание и А.В. Комаров, который писал, что здесь «весьма распространен обычай сговаривать детей, даже вскоре после рождения; при этом обыкновенно отец мальчика дает в виде залога какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние считаются с этого времени женихом и невестой» [5].

По словам информаторов (каралальцы сс. Гочоб, Тлярощ, Урух-сота; хебдинцы; турутлинцы сс. Андых, Могох и др.), колыбельное обручение («кинидалъ ч1орто реххи») объяснялось в прошлом желанием установить или закрепить родственные связи как внутри тухума, так и между двумя семействами, а также желанием установить или же закрепить дружбу между кунаками, соседями, односельчанами. У аварцев сс. Андых, Голотль колыбельный сговор объясняли страхом, что их могут опередить другие претенденты и старались еще с люльки «занять девушку».

По наблюдениям З. А. Никольской, в послевоенное время «в селении Гента (Гидатлинское общество) старались детей женить пораньше. Существовала даже условная женитьба малолетних детей. Маленькую девочку брали в дом к ее будущему мужу, и она жила на правах «условной жены», пока не становилась ею действительно» [6]. О раннем сговоре детей у аварцев упоминает и Гамзат Цадаса. Он писал: «Родители старались найти невесту для сына еще тогда, когда он лежал в люльке, и лишь в крайнем случае не позже того времени, когда сыну исполнялось 10-12 лет» [7]. По достижении зрелого возраста невеста и жених не имели права нарушить брачный сговор, даже если они друг друга не любили. На этой почве немало

девушек кончало жизнь самоубийством: чтобы не выходить замуж за нелюбимого человека, они бросались с высоких скал, бросались в бурные реки, отдавая свое тело на произвол бушующих волн диких горных рек. Как отмечает А.И. Исламмагомедов, в традиционном аварском обществе брачный возраст наступал с достижением половой зрелости, то есть с 16-17 лет для юношей и 14-15 лет для девушек. Однако фактически в брак вступали позднее [8]. Согласно данным А. И. Исламмагомедова, в Гунибском округе преобладающим возрастом для вступления в брак был для мужчин 18-20 лет, а для женщин - 16-18 лет [9].

За годы советской власти брачный возраст претерпел изменения [10]. Ранние браки, являвшиеся в прошлом довольно частым явлением, с первых лет советской власти были запрещены законодательным путем. Так, в декабре 1925 года вторая сессия ЦИК Дагестанской АССР приняла Постановление о дополнении для Дагестана Уголовного кодекса РСФСР, которое квалифицировало как бытовое преступление вступление в брак с девушкой, не достигшей совершеннолетия, или принуждение женщины против ее воли к вступлению в брак, многоженство, уплату калыма и др.[11].

В послевоенные годы повысился брачный возраст не только женщин, но и для мужчин, что было связано с их службой в рядах Советской Армии, а также с учебой и с приобретением ими профессии.

В 60-70-х гг. брачный возраст составлял в среднем для женщины 18-20 лет, для мужчин 18-23 года, а в целом по сельской местности в Дагестане он равен 22,7 лет и 25,9 лет [12]. Думается, что сравнительно невысокий брачный возраст в этот период связан с тем, что в условиях совхозного производства молодые люди обоего пола в 18-20 лет имели достаточно высокий заработок, способный обеспечить им материальную самостоятельность и довольно прочную материальную основу для создания семьи.

Так, согласно статистике браков 1989 года, средний возраст вступающих в брак мужчин составляет 20-29 лет, женщин - 18-25 лет [13].

По нашим полевым материалам, в послеперестроечное время, к концу 1990-х - началу 2000-х годов, возраст для заключения брака у аварцев значительно повысился и составил 23-29 лет для мужчин и 19-25 для женщин, а сегодня стало нормой заключать браки к 30-35 лет для мужчин и 25-30 лет для женщин. Это связано с возросшими материальными и моральными требованиями, как со стороны жениха, так и со стороны невесты и касаются наличия престижной работы, жилья, а также удорожанием свадебных подношений (деньги на одежду, золотые украшения с драгоценными камнями, мебель и т.д.).

Возрастание брачного возраста в наше время связано с удорожанием расходов для свадебного торжества, расходами на подарки для невесты, которые в Дагестане традиционно были велики. Острой проблемой для молодежи сегодня остается проблема отсутствия жилья, трудоустройства и низкой заработной платы. Не все молодые люди в условиях экономического

кризиса готовы взвалить на себя тяготы семейной жизни. Но, несмотря на все это, престиж института брака в Дагестане еще достаточно высок.

Таким образом, можно констатировать, что в прошлом брачный возраст для девушки у аварцев составлял для мужчин 18-20 лет, а для женщин - 16-18 лет. В советское послевоенное время он составлял для мужчин 20-25, для женщин - 18-20 лет. В перестроечное время брачный возраст мужчин составлял 20-29 лет, а женщин - 18-25 лет. В наше время он составляет 25-30 лет для мужчин и 20-25 для женщин.

Литература:

I.Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / Науч. ред. Р.И.Сефербеков Махачкала, 1995. С. 33-34.

2. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. М., 1985. С. 151152.

3. Никольская З.А. Из истории семейно-бытовых отношений у аварцев//КСЭ. Вып.8. 1949. С. 53-59.

4. Абдурахманов А.М. Ритуалы традиционной и современной свадьбы салатавских аварцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала,1988. С.83.

5. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство па ним // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 51.

6. Никольская З.А Свадебные и родильные обряды у аварцев Кахибского района // СЭ. 1946. №2. С. 196.

7. Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX - начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв.: Архивные материалы / Сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. М.: Наука, 1965. С. 55.

8. Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII- нач. XXв. С.260.

9. Там же.

10. Смирнова Я.С. Изменение брачного возраста у народов Северного Кавказа за годы Советской власти // СЭ. 1973. № 1. С. 41.

II. По: Современная культура и быт народов Дагестана. М., Наука, 1971. С. 175.

12. Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала, 1978. С. 41.

13. Социально-демографическая характеристика наиболее многочисленных национальностей и народностей Дагестана (По итогам переписи населения 1989 года). Дагестанское республиканское управление статистики. Махачкала, 1992. С. 68.

References:

Carsin GF Avars: Ethnographic essay. 1928 / Scientific. edit Reeperbahn Makhachkala, 1995. Р. 33-34.

2. Hajiyev N Family and marriage among the peoples of Dagestan. M., 1985. Р. 151-152.

3. Nicholas Z.A. From the history of family relations at Avars// CTU. VIP. 1949. Р. 53-59.

4. Abdurakhmanov A.M. Rituals of traditional and modern wedding Saratovsky Avars // Marriage and wedding customs of the modern peoples of Dagestan. Makhachkala,1988. P. 83.

5. Komarov A.V. the ADATs and litigation PA /him/ SSCG. Tiflis, 1868. Vol. 1. P. 51.

6. Nicholas Z. Wedding and birth rituals at Avars Karibskogo area // SE. 1946. No. 2. P. 196.

7. Tsadasa, the ADATs on marriage and family of the Avars in the XIX -early XX century // the Monuments of customary law of Dagestan of the XVII-XIX centuries: Archival materials / Comp., ed. and approx. H.-M. Hashoeva. M.: Nauka, 1965. P. 55.

8. Alamagordo A.I. Avars. Historical and ethnographic study of the XVIII -beginning of XX century, P.260.

9. Ibid.

10. Smirnova AS Changing age at marriage among the peoples of the North Caucasus during the years of Soviet power // SE. 1973. No. 1. P. 41.

11. In: Contemporary culture and everyday life of the peoples of Dagestan. M., Nauka, 1971. P. 175.

12. Hajiyev N, Yankova Z.A. Dagestani family today. Makhachkala, 1978. P.

41.

13. Socio-demographic characteristics of the most numerous nationalities of Dagestan (the results of the census 1989). Dagestan Republican administration of statistics. Makhachkala, 1992. P. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.