Научная статья на тему 'Подготовка к региональному чемпионату рабочих профессий WorldSkills по компетенции «Дошкольное воспитание»'

Подготовка к региональному чемпионату рабочих профессий WorldSkills по компетенции «Дошкольное воспитание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к региональному чемпионату рабочих профессий WorldSkills по компетенции «Дошкольное воспитание»»

Пока обучающиеся выполняли конкурсные задания, для педагогов специалистом компании «ТехноНИКОЛЬ» был проведен мастер-класс «Монтаж современных гидроизоляционных материалов».

К оценке работ конкурсантов были привлечены педагоги дисциплин профессионального цикла техникума и начальник профессионально-технического отдела ООО «СК-Промстрой» О. А. Осокина. По мнению специалистов, студенты показали высокий уровень подготовки и в области теории, и в области практических умений.

Как мы узнали из беседы, все конкурсанты — разносторонние личности, по жизни имеют разные увлечения. Например, Прасковье Макаровой нравится заниматься танцами, Евгений Тихонов увлекается волейболом. Вячеслав Масленников любит играть в теннис, волейбол, баскетбол, зимой катается на лыжах. А Николай Исаев занимается вокалом, стал лауреатом областного конкурса «Юные звезды Кузбасса».

Но всех ребят объединяет интерес к своей профессии, что позволяет добиваться им хороших результатов. Согласитесь, выполнять задания на «отлично» возможно только, если вы-

бранная профессия нравится. Так, к примеру, по признанию участника Николая Исаева, профессия мастера отделочных строительных работ интересна тем, что через свою работу мастер вносит в жизнь людей красоту и удобство.

Один из конкурсантов Вячеслав Масленников поделился своими впечатлениями от конкурса: «Тест для меня был немного тяжел. Задание «Кот в мешке» я сделал хорошо. Сама практика была интересной, местами, конечно, сложной, но я все же справился с ней. В целом понравилось».

Конкурс завершился награждением участников. Третье место занял Николай Исаев, второе — Вячеслав Масленников, первое — Дмитрий Сарбайцев. И первое место вне конкурса занял Евгений Тихонов.

Профессиональные конкурсы имеют большое значение. Они позволяют студентам проявить себя, свои способности, проверить знания, умения и выявляют среди студентов самых достойных. Конечно, цель подобных конкурсов — не просто определить, кто из конкурсантов лучший, а прежде всего поднять престиж рабочих профессий и помочь студентам в их будущем профессиональном становлении.

ПОДГОТОВКА К РЕГИОНАЛЬНОМУ ЧЕМПИОНАТУ

РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ WORLDSKILLS ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

А. Н. Тараканова, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

В 2015 году в Кемеровской области проходил II Региональный чемпионат рабочих профессий WorldSkills Russia, включающий соревнования по компетенции «дошкольное воспитание».

Цель данного конкурса — развитие профессионального об-

разования в соответствии со стандартами WSI для обеспечения экономики России высококвалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии Российской Федерации.

Движение WorldSkills в первую очередь направлено на то, чтобы помочь молодым ребятам реализоваться в выбранной профессии и принести пользу экономике своей страны. Другой важнейший этап соревнования — это существующие профессиональные стандарты, то есть на-

личие определенной планки, определенного набора знаний, умений, навыков, которыми должен руководствоваться участник соревнования. Потому что этот набор востребован сегодня на международном уровне в той или иной профессии.

При подготовке к конкурсу профессионального мастерства в рамках движения WorldSkills — 2015 преподавателями методической цикловой комиссии «Дошкольное образование» был проведен конкурс среди студентов третьего и четвертого курсов. Задания, предложенные студентам, охватывали пять профессиональных модулей данной специальности. После определения победителя осуществлялась системная работа по подготовке к региональному конкурсу WorldSkills.

Наиболее сложным и важным заданием стала организация и проведение мастер-класса. Основообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

При определении проблемного поля мастер-класса выбран один из актуальных вопросов дошкольного образования: речевой этикет, позволяющий усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание этикета рассматривается в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» и на-

правлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а также развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, владение речью как средством общения и культуры.

После определения проблемного поля были поставлены цель и задачи мастер-класса, направленные на освоение норм и правил, принятых в обществе. Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах делает мастер-класс ярким и запоминающимся. Для проведения мастер-класса была выбрана игровая форма, которая включала в себя игру «100 к 1», пальчиковую гимнастику, технику мнемотаблицы, фэшмоб.

Разнообразные игровые формы способствовали лучшему запоминанию детьми четырех групп формул речевого этикета: приветствие, просьба, благодарность, прощание. Почему именно четыре? Потому что ребенок уже в дошкольном возрасте должен знать и активно воспроизводить этикетные формулы во всем их многообразии в определенной речевой ситуации.

Игра «100 к 1» предназначена для систематизации словаря вежливых слов родителями, которые ежедневно будут ненавязчиво подсказывать в необходимый момент своему ребенку, какие нужно использовать слова и выражения, позволяющие осуществлять конструктивное общение. В таблице приведены примеры добрых слов и выражений.

Приветствие Просьба Благодарность Прощание

Пламенный привет! Будьте добры Большое спасибо Будьте здоровы

Доброго здоровья! Будьте любезны Вы очень учтивы Всего доброго

Здравствуйте! Если вас не затруднит Весьма вам Всего хорошего

Позвольте Не откажите, пожалуйста признательна Доброй ночи

поприветствовать вас! Не смогли бы вы (признателен) Доброго пути

Сколько лет, Пожалуйста Вы мне очень помогли До встречи

сколько зим! Пожалуйста, Примите слова До свидания

С прибытием! помогите мне благодарности До скорого свидания

Добро пожаловать! Позвольте Премного благодарен До скорой встречи

Рад вас видеть! Прошу вас (благодарна) Желаю всяческих благ

Сердечно Разрешите Спасибо за добрые Кланяюсь вам

приветствую вас! Буду признательна слова Нижайший поклон

Доброе утро! (признателен) вам, если Чрезвычайно благодарен Позвольте откланяться

Приветствую вас! Я вас благодарю Прощайте

Мое почтение! Спокойной ночи

Здравия желаю! Счастливо

Хлеб да соль! Счастливого

Добрый вечер! возвращения Счастливого пути Храни вас Господь Честь имею

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»

«До свиданья!», «Будь здоров!»

«Буду рад вас видеть снова»

«Не прощаюсь!», «До утра!»

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!»

Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Пальчиковая игра «К Соне в гости прибегали» использовалась с целью познакомить родителей как эффективнее запомнить речевые формулы при помощи игры, которая улучшает координацию мелких движений рук.

К Соне гости прибежали,

(Бежим пальчиками по столу или по полу.)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Ира,

(Соединяем большой и указательные пальцы.)

Здравствуй, Жанна,

(Соединяем большой и средний пальцы.)

Рад всем Петя

(Соединяем большой и безымянный пальцы.)

И Снежана!

(Соединяем большой палец и мизинец.)

Не хотите ль пирожок?

(Ладошки складываем вместе.)

Может, коржик

(Показываем две открытые ладошки.)

Иль рожок?

(Кулачки ставим друг на дружку.)

Вот драже вам на дорожку

(Пальцем тычем в открытую ладошку.)

Вы берите понемножку.

(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Следующий этап мастер-класса — проведение с «родителями» техники на запоминание с использованием мнемотаблицы. Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. Предложенные взаимосвязанные рисунки позволяют быстро и качественно запомнить стихотворение и воспроизвести его. За основу мы взяли стихотворение А. Усачева «Приветствия».

Для поднятия настроения в завершающем этапе мастер-класса — флэшмоб «Скажем друг другу до свидания». Движения тела, приятная музыка, работа в группе способствуют избавлению от эмоциональных зажимов, повышают мышечный тонус, поднимают настроение, а также способствуют формированию положительного образа «Я». В завершении работы участники подарят друг другу положительные эмоции и заряд энергии.

Организация и проведение мастер-класса по данной проблеме не только способствовали актуализации и систематизации опыта по данному вопросу, но и позволили студентке совершенствовать умения целеполагания, планирования, организации и проведения игровой деятельности, техники речи, формы работы с родителями.

Мнемотаблица на основе стихотворения А. Усачева «Приветствия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.