Научная статья на тему 'Подготовка к непрерывному образованию: институционально-функциональные характеристики'

Подготовка к непрерывному образованию: институционально-функциональные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Н. А.

Рассматриваются основные принципы функционирования системы непрерывного образования. Особое внимание уделяется анализу одной из основных функций образования подготовки к образованию в течение жизни в работах зарубежных и отечественных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION TO CONTINUING EDUCATION: INSTITUTIONAL FUNCTIONAL CHARACTERISTICS

The main principles of continuing education system are considered in the article. Special attention is given to the analysis of the main education functions: preparation to lifelong learning in works of foreign and national scientists.

Текст научной работы на тему «Подготовка к непрерывному образованию: институционально-функциональные характеристики»

B. Igraev

THE SYSTEMIC TRANSFORMATION OF THE MASS MEDIA IN RUSSIA IN 1990-S BROUGHT TO LIFE A NEW TYPE OF COMMUNICATIONS, WHICH ARE ACTUALIZED BY MEANS OF THE CORPORATE PRINTED PRESS

There are a lot of scientific research dedicated to specifying the types of the corporate mass media, there have been proposed different handlings and explanations which create even more questions for the specialists of the publishing industry and the researchers of Russian printed press. Every researcher points out certain aspects of the corporate press which in its turn includes many fields of activity: journalism, PR, advertising.

Key words: corporate mass media, typology, target audience, functional meaning, subject matter.

Получено 12.10.2011 г.

УДК 316.74:37

H.A. Кондратенко, канд. социол. наук, доц., (4872)33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОДГОТОВКА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Рассматриваются основные принципы функционирования системы непрерывного образования. Особое внимание уделяется анализу одной из основных функций образования - подготовки к образованию в течение жизни в работах зарубежных и отечественных ученых.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование в течение жизни, социальная функция института образования, подготовка к непрерывному образованию.

Современный этап развития общества предъявляет новые требования к уровню подготовки кадров, их квалификации, а также к системе образования в целом. Развитие наукоемких технологий приводит к быстрой смене знаний, в связи с этим обучение в течение всей жизни или непрерывное образование становится все более актуальным. Реализация социальной функции института образования подготовки к непрерывному образованию транслируется на дальнейшую жизнь индивидов, и способствует их эффективной адаптации к последующим ступеням образовательной деятельности, а также повышает

конкурентноспособность на рынке труда.

Всесторонний анализ проблемы развития института образования, рассмотрение его социальных функций, в частности подготовки к непрерывному образованию в трудах представителей социальных и гуманитарных наук определяет теоретическую и практическую значимость изучаемого явления.

Силы исследователей социологической науки направлены на определение места и роли образования в обществе. Поэтому особый интерес представляет взаимодействие образования с различными подсистемами общества: экономической, политической, социальной,

культурной. Социологию интересуют взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями, а также вопросы эффективности образовательной деятельности, которая рассматривается в социально-экономической и культурно-нравственной сферах.

Социологический подход позволяет анализировать степень удовлетворенности образовательным процессом различных социальных общностей как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. В данном случае социологию интересует выявление социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторы социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для трансформирующихся обществ), готовность людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгое время. Социологическая наука рассматривает вопросы непрерывного образования как с точки зрения личной заинтересованности людей в его развитии, так и с позиций общественного признания значимости этой проблемы. Это проявляется в деятельности государственных и общественных структур, направленной на поощрение и финансирование организации дополнительных образовательных центров как за пределами институциализированных учреждений, так и на базе уже существующих учебных заведений для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей разновозрастного населения.

В исследовании процесса подготовки к непрерывному образованию доминирующим теоретическим основанием избрана методология институционального подхода. Однако применение других теоретических подходов к непрерывному образованию как объекту социологической науки также необходимо и оправдано. Этот синтез будет наиболее полезным для исследования. Рассмотрим сначала институциональные характеристики образования в трудах классиков социологии и других социальных наук.

Э.Дюркгейм в своих трудах большое внимание уделял вопросам образования. Проблематика социальной солидарности является центральной в социологии Э.Дюркгейма. Основным средством, с помощью которого достигается согласие и сплоченность в обществе, по мнению ученого, выступает система воспитания и образования, рассматриваемая как социальный институт. «Воспитание представляет для общества лишь способ, с помощью которого оно подготавливает в душах детей естественные условия для своего собственного существования... Воспитание состоит в методической социализации молодого поколения»

[1]. Таким образом, к основным функциям института образования французский ученый причислял социализирующую, социально-структурирующую и функцию профессиональной подготовки.

В это же время вопросами образования заинтересовался американский философ, теоретик прагматизма и педагог Джон Дьюи. Ученый рассматривал образование как «непрерывный процесс роста, имеющий целью появление на каждом его этапе дополнительных возможностей роста». Основные положения его работы сводились к следующим:

1. Человек развивается в социальной среде, поэтому содержание образования должно быть приближено к социальным процессам.

2. Образование - это сама жизнь. Человек должен непрерывно учиться на всем ее протяжении.

3. Образование должно строиться вокруг учащегося, он — центр учебно-воспитательного процесса. Учащийся сам определяет процедуру обучения.

4. Учитель отодвигается на второй план, он призван лишь давать ученику советы.

5. Процесс обучения должен быть направлен на решение проблемных задач, зазубривание порицается.

6. В процессе обучения должно быть обеспечено сотрудничество со сверстниками. Соперничество между учащимися допускается как исключение [2].

Философ характеризовал непрерывное образование как атрибут современного индустриального общества и единственное эффективное средство предотвратить безработицу и социальный спад. Благодаря этому его «школы-общественные центры» имели курсы повышения квалификации и обучения взрослых.

Социолог М. Вебер образование рассматривает как один из критериев социального статуса. «Термином «социальный статус», — писал он, — мы будем обозначать реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев:

а) образ жизни;

б) формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни;

в) престиж рождения или профессии» [3].

Немецкий ученый отмечает, что формальное образование заключается не только в практическом и теоретическом обучении, но и в усвоении образа жизни. Следовательно, получаемое образование играет важную роль в социальном положении индивида, поскольку, с одной стороны, является источником социальной дифференциации членов общества, а с другой - сглаживает классовые различия.

Позднее П. Сорокин образование рассматривал в качестве основного фактора социальной дифференциации и социальной мобильности в обществе. Социальный порядок достигается с помощью таких социальных институтов, как семья, церковь, школа, политические, профессиональные организации и др. Школа, по мнению русско-американского социолога, осуществляет контролирующий процесс социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных страт, слоев. Целью социального контроля является распределение индивидов в соответствии с их возможностями успешного выполнения своих социальных функций. В работе «Социальная и культурная мобильность» П. Сорокин на примере китайской, индийской и английской школ прослеживает действие институтов образования как канала социальной вертикальной циркуляции [4].

Институциональный подход является достаточно

распространенным в социологических исследованиях образования. Сфера образования рассматривается как социальный институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько его функционирование в определенных рамках соответствует или не соответствует тем или иным современным потребностям общества [5].

Отечественный исследователь Г.Е. Зборовский под объектом социологии образования понимает реально существующую систему образования и информацию о ней. Следовательно, ее предметом выступает образование как социальный институт. В соответствии с институциональным подходом под образованием понимаем устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления определенных норм и принципов, социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией [6].

Классик отечественной социологии Ф.Р. Филиппов также придерживался институционального подхода при рассмотрении такого социального явления как образование. По его мнению, социология образования «есть отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, социальные проблемы взаимодействия ее подсистем, связи и отношения систем (подсистем) образования с обществом, его социальной структурой и другими элементами». По его мнению, социальные функции системы образования в содержательном контексте выступают, с одной стороны, как «общечеловеческая и классовая природа», а с другой - определяются «конкретно-историческими условиями реализации этих функций». Совокупность социальных функций образования на каждом историческом этапе развития общества

обусловливаются взаимодействием системы образования с основными сторонами общественной структуры, например, производственными и социально-классовыми отношениями, политической системой, духовной жизнью общества и личности и др. Социолог настаивает на том, что социальные функции не являются неизменными раз и навсегда определенными величинами, они, как и социальный институт, подвержены трансформациям. Они постоянно обогащаются новым конкретно-историческим содержанием, видоизменяются, совершенствуются, иногда деградируют. Однако эти функции обладают относительной преемственностью при переходе от одних общественных отношений к другим, от одного политического режима к другому (например, от тоталитарного к демократическому, и наоборот) [7].

Инновационной социальной функцией института образования выступает подготовка к непрерывному образованию. Формирование этой социальной функции детерминировано изменениями, происходящими в современном обществе, в котором информация и основанные на ней знания становятся товаром. Как говорит Бернар Корню: «Общество знания - это общество непрерывного образования, в котором знания и опыт развиваются непрерывно. Сегодняшний школьник будет учиться в течение всей своей жизни, причем во всех аспектах слова «учиться»: учиться познавать, учиться делать, учиться сосуществовать, учиться жить. Учитель должен действовать в контексте непрерывного образования: как в подготовке своих учеников к процессу обучения в течение всей жизни, так и в целях непрерывного развития собственных знаний и опыта» [8].

Отечественные ученые также рассматривают в своих работах функцию подготовки к непрерывному обучению. В частности Ф.Э. Шереги, В.И. Добреньков и др. пишут о необходимости создания базы знаний для последующего непрерывного образования [9].

В научной литературе описывается социальная функция расширения знаний и познаний, которая состоит в том, что человеку на протяжении всей жизни необходимо учиться. Достижение этого осуществляется через формулу: «научить учиться», т.е. необходимо формировать установку на самостоятельное получение знания, на учебу с помощью других как собственную, лично ориентированную и постоянную деятельность. Следовательно, функция подготовки к непрерывному образованию осуществляется за счет формирования мотивов и необходимых компетентностей для обучения в течение всей жизни.

Применительно к школе функция подготовки к непрерывному образованию характеризуется как явная, которая рассматривается как приведение знаний в соответствие с требованиями формальной системы образования, а также как освоение усложненных языковых кодов. Наряду с явными функциями выделяются латентные, под которыми понимают культурную стандартизацию навыков, реализацию принципа полезности,

стигматизацию и ограничение возможностей тех, кто представляет другую культуру. Таким образом, школа готовит к непрерывному образованию, основываясь на стандартных моделях обучения, которые формируют унифицированное мышление и рекрутируют конформных личностей.

Продолжим анализ феномена образования с точки зрения структурно-функционального подхода.

Т. Парсонс является одним из основоположников данного направления в социологии. Ученый основывался на том, что обществам свойственны определенные потребности, удовлетворение которых необходимо для их выживания. Он оперирует четырьмя основными функциональными характеристиками социальных систем, особым типом которых и является общество. По словам Т. Парсонса, «общество - это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению» [10]. Согласно его теории, каждая система при помощи своих системных элементов (подсистем) в целях своего выживания выполняет следующие основные функции: адаптации к окружающей среде, целедостижения, интеграции и самовоспроизводства ценностей. Последняя функция осуществляется такими социальными институтами, как семья, образование, религия и др.

Р. Мертон также внес большой вклад в теорию структурнофункционального подхода. Ученый главным образом сосредоточил свое внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре [11].

Итак, структурно-функциональный анализ рассматривает сложные объекты как системы взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет свою структуру и выполняет определенные функции по отношению к этой системе. Функции каждой из подсистем удовлетворяют определенные общественные потребности, а все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство его структуры. Д.В. Жаворонков так рассматривает центральный постулат структурнофункционального подхода: «Функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом» [12].

В рамках данного подхода образовательная структура общества выступает как составная часть социальной структуры в целом. Следовательно, процесс воспроизводства образовательной структуры можно считать нормальным, если соблюдаются два важных условия: воссоздание существующих элементов структуры и возникновение новых её элементов.

Наряду с институциональным и структурно-функциональным анализами, образование в социологической науке может рассматриваться в

рамках деятельностного, субъектного и социокоммуникативного подходов.

Образование с точки зрения деятельностного подхода определяют

В. Л. Дмитриенко, H.A. Люрья. Они пишут: «...образование есть

организованная деятельность людей, направленная на освоение накопленных ценностей культуры с целью воспроизводства личности, адекватной социальной природе данного общества» [13].

Субъектный подход основывается на идее связи человека и его образования. Основные его положения раскрываются в следующем определении: «образование понимается как плодотворный процесс

соединения знаний с качествами личности, вследствие чего эти знания и сформированные на их базе мировоззрение, нравственно-этическая культура приобретают индивидуализированный образ, личностное своеобразие, т.е. глубоко внедряются в структуру личности и позитивно преобразуют ее» [14].

Одним из сформулированных в последнее время социологических подходов к рассмотрению образования является социокоммуникативный, основные положения которого характеризует В.Я. Нечаев. Отечественный исследователь утверждает, что если к анализу образования подходить с позиций символического интеракционизма, социолингвистики, семантики, семиотики и иных современных направлений социальной мысли, то его можно изучать с помощью социокода. Это термин обозначает, каким образом происходит трансляция накопленного образовательного опыта в различных цивилизациях. Социокод может протекать в разных формах, вследствие чего образование на каждом новом этапе своего развития последовательно приобретает разные формы (в традиционном обществе оно осуществляется через институты подмастерья и духовного наставничества, затем на смену им приходит школа с полидисциплинар-ным обучением и т.д.). В рамках социокоммуникативного подхода образование трактуется как сложный культурно-исторический процесс, «в ходе которого мозаично, тонкими напластованиями шла эволюция культурных форм преемственности опыта». При переходе от одного этапа институционального развития образования к другому используются каждый раз через новые средства коммуникации и информационного взаимодействия (язык, письменный текст, информация как средство коммуникации) [15].

Использование различных социологических подходов к анализу образования позволяет сочетать в исследованиях, с одной стороны, общественную, а с другой - личностную (социально-групповую) характеристики. При анализе образования как социального института удается объединить названные характеристики. Рассмотрение образования с помощью институционального подхода расширяет исследовательские границы, поскольку способствует решению задач на социальном (даже

социетальном), на групповом и на личностном уровнях. Именно с этих точек зрения институциональный подход позволяет изучать феномен непрерывного образования во всем его многообразии.

Таким образом, комплексный анализ работ зарубежных и отечественных ученых убедительно показал, что в изменяющихся условиях развития современного общества большое значение приобретает функция подготовки к непрерывному образованию, которая во многом является инновационной. Ее формирование детерминировано необходимостью в постоянном накоплении и развитии социального капитала, а также социальной адаптацией самых широких слоев населения. Реализация этой функции приобретает особое значение на стадии перехода от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на этом этапе формируются мотивы и необходимые компетенции для обучения в течение жизни.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. Социология образования / под ред. B.C. Собкина,

B.Я. Нечаева; пер. с фр. Т.Г. Астаховой. М.: ИНТОР, 1996. С. 55.

2. Дьюи Д. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 55 - 57.

3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.

C. 155.

4. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность / Человек. Цивилизация. Общество/ под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. С. 297 - 307.

5. Недзвецкая Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления // Вестник РУДН. Серия Социология. 2002. № 1(4). С. 210.

6. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6. С. 21 - 29.

7. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социс. 1994. № 8-9.

С. 64 - 65.

8. Корню Б. Новые задачи образования в обществе знания: доклад на международной конференции IS SEP 2006 - Informatics in Secondary Schools: Evolution and Perspectives (Вильнюс, Литва) 7-11 ноября 2006 г. // Информатика и образование. 2007. № 3. С. 8.

9. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. С. 13; Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: социальные институты и процессы. М.: ИНФРАМ, 2000. С. 264.

10. Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская

социологическая мысль: сб. тр. /Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 399.

11. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 2. С. 118-123; 1992. № 3. С. 104-114.

12. Жаворонков Д.В. Образование в России: институциональнофункциональный анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 19 с.

13. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: КГУ, 1989. С. 17.

14. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6. С. 21 - 29.

15. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999. № 11. C. 84 - 91.

N.A. Kondratenko

PREPARATION TO CONTINUING EDUCATION: INSTITUTIONAL -

FUNCTIONAL CHARACTERISTICS

The main principles of continuing education system are considered in the article. Special attention is given to the analysis of the main education functions: preparation to lifelong learning in works of foreign and national scientists.

Key words: continuing education, lifelong learning, social function of education institute, preparation to continuing education.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 316.48

О.В. Медведева, инженер,8-919-084-57-59,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ВЛИЯНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В КОЛЛЕКТИВЕ

Рассмотрен процесс трансформации системы высшего образования, его степень влияния на процесс функционирования института высшего образования, изучено понятие социально-психологического климата в коллективе, выводы сделаны на основе материалов самостоятельного исследования.

Ключевые слова: трансформация, реформирование и модернизация системы высшего образования, социальный конфликт, конфликтная ситуация, институт высшего образования, система высшего образования, социально-психологический климат.

Существует ряд причин, по которым происходит возникновение социального конфликта в системе высшего образования. Исходя из этого, можно говорить о таких направлениях в исследуемой теме, как конфликт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.