Научная статья на тему 'Образование как социальный институт и феномен культуры: социокультурный анализ'

Образование как социальный институт и феномен культуры: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2286
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / EDUCATION / SOCIAL INSTITUTION / SOCIETY / INNOVATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старыгина Арина Михайловна

В настоящей статье автор обращается к социокультурному исследованию системы образования, рассматривая ее в институциональном и системном аспектах. Автор акцентирует внимание на многоаспектности понятия «образование». По мнению автора, сложность сущностных и функциональных характеристик образования подразумевает необходимость комплексного подхода в его изучении, позволяющего рассматривать образование и как социальный институт, и как социокультурный феномен. Автор обращается к анализу различных этапов развития системы образования, формулируя вывод о необходимости приведения институциональных характеристик системы образования в соответствие с требованиями и вызовами современного общества. Подчеркивается важность информационно-коммуникационных технологий, интернетизации современной системы образования, что также требует корректировки существующих подходов к исследованию феномена образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a social institution and a cultural phenomenon: social and cultural analysis

In this article, the author refers to the socio-cultural study of the educational system, considering it in the institutional and systemic aspects. The author focuses on the many aspects of the concept of "education." According to the author, the complexity of the essential and functional characteristics of education implies the need for an integrated approach in its study, and allows us to consider education as a social institution and as a social and cultural phenomenon. The author refers to the analysis of the various stages in the development of the education system, formulating a conclusion about the need to bring the institutional characteristics of the education system in line with the demands and challenges of modern society. Emphasizes the importance of information and communication technology, connectedness modern education system, which also requires an adjustment of the existing approaches to the study of the phenomenon of education.

Текст научной работы на тему «Образование как социальный институт и феномен культуры: социокультурный анализ»

Образование как социальный институт и феномен культуры: социокультурный анализ

А.М. Старыгина Ростовский социально-экономический институт

Аннотация: В настоящей статье автор обращается к социокультурному исследованию системы образования, рассматривая ее в институциональном и системном аспектах. Автор акцентирует внимание на многоаспектности понятия «образование». По мнению автора, сложность сущностных и функциональных характеристик образования подразумевает необходимость комплексного подхода в его изучении, позволяющего рассматривать образование и как социальный институт, и как социокультурный феномен. Автор обращается к анализу различных этапов развития системы образования, формулируя вывод о необходимости приведения институциональных характеристик системы образования в соответствие с требованиями и вызовами современного общества. Подчеркивается важность информационно-коммуникационных технологий, интернетизации современной системы образования, что также требует корректировки существующих подходов к исследованию феномена образования.

Ключевые слова: образование, социальный институт, социокультурный анализ, социокультурный феномен, общество, инновация, информатизация.

В современном мире роль образования как социального института приобретает все большую значимость. Развитие науки и технологий, усложнение трудовой деятельности даже в самых простых сферах экономики способствуют повышению спроса на образование и, соответственно, актуализируют потребность в совершенствовании самой системы образования. В этом контексте перед социологической наукой встает необходимость ответить на вопрос, что же представляет собой образование.

Прежде всего, следует отметить, что в современной зарубежной и отечественной социологии существует объемный пласт научной литературы, посвященной рассмотрению феномена образования, анализу состояния системы образования в современном мире и перспектив ее развития в обозримом будущем. Это работы Г.Е. Зборовского [7], В.Я. Нечаева [1], Н.С. Николаевой [9], А.М.Осипова [2], Ю.А. Тюриной [3]и других авторов. В отечественной социологии исследование системы образования осуществляется посредством обращения к двум ключевым подходам -

институциональному и системному, каждый из которых не свободен от определенных недостатков, что предполагает необходимость их комплексного совмещения.

Если институциональный подход предполагает рассмотрение образования как конкретного института, выполняющего определенные функции в социуме и вовлеченного в широкую и разветвленную систему общественных связей, то для системного подхода характерна концентрированность на образовании как автономной системе, обладающей собственными характеристиками и рассматриваемой в отрыве от других социальных институтов.

Поскольку в настоящей статье образование рассматривается не только как социальный институт, но и как феномен культуры общества, то есть - в социокультурном срезе, обращение только к одному из указанных концептуальных подходов было бы ошибочным: изучение образования во всей полноте его и институциональных, и социокультурных характеристик подразумевает необходимость комплексного подхода. Тем более, если учитывать, что стремительные изменения в социальной жизни общества, сопровождающиеся преобразованиями его экономической, культурной сфер, требуют и соответствующего внимания к перспективам развития системы образования в общем контексте социальных и социокультурных трансформаций.

Ю.А. Тюрина подчеркивает, что совершенствование научного социологического знания о феномене образования требует не только применения ключевых социологических подходов - системного и институционального, но и обращения к историческому подходу, что представляется особенно важным, учитывая зависимость образования и как института, и как культурного феномена, от историко-политической конкретики [3].

В процессе развития социологической мысли выработано достаточное количество определений понятия «образование», в конечном итоге сводящихся к пониманию его как духовного и интеллектуального совершенствования человека. Социология трактует образование более предметно, рассматривая его и как процесс, и как социальный институт. Так, Нил Смелзер утверждает, что образование суть процесса трансляции ценностно-поведенческих установок и специфических навыков, для которого характерна институционализация. То есть, социология переходит к рассмотрению образования в его институциональном аспекте, что требует обращения собственно к определению и характеристикам социального института [4].

Социальный институт представляет собой «организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» [5]. Мы можем охарактеризовать социальный институт, во-первых - как исторически сформировавшуюся систему социальной организации людей, направленную на реализацию каких-либо потребностей, выполнение определенных функций; во-вторых, следуя дюркгеймовской концепции, -как механизм перманентного воспроизводства социальных отношений.

Формирование социального института связано с процессом упорядочения, регламентации и формализации социальных отношений. Пока социальные отношения действуют вне формальных норм, нельзя говорить о существовании социального института. Его появление происходит вследствие выработки определенных правил, устанавливающих алгоритмы социальной жизни, задающих некие нормы, в соответствии с которыми люди организуют свое взаимодействие для достижения определенных целей и удовлетворения конкретных потребностей.

Социальный институт может существовать только в единой системе связей и взаимоотношений с другими социальными институтами, будучи полностью интегрированным в социальную систему. Только эта интегрированность превращает упорядочение отдельных сфер общественной деятельности в социальный институт, функционирующий в интересах реализации общественных потребностей в целом. Соответственно, между социальными институтами наблюдаются определенные сходства, что позволяет говорить о наличии некоторых общих характеристик социальных институтов.

Во-первых, существование социального института предполагает наличие в обществе потребности, реализация которой и будет осуществляться с его помощью. Во-вторых, социальный институт, вне зависимости от его конкретного предназначения, включает в себя такие общие характеристики как: наличие ролей и статусов; легитимацию ролей и статусов посредством идеологической или религиозной составляющей социального института; систему социальных связей, интегрирующих социальный институт в общую структуру общества; механизмы трансляции социального опыта, накапливаемого по мере существования и функционирования социального института.

Таким образом, если следовать институциональной парадигме, то образование можно рассматривать как «устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления определенных норм и принципов, социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией» [6].

Это определение предполагает понимание образования исключительно как социального института, однако такой узкий подход упускает из внимания другие трактовки образования, без которых не представляется возможным анализ его действительной роли в социальном процессе. Прежде всего, речь идет о том, что узость институционального подхода к образованию препятствует всестороннему освещению последнего, а между тем образование - не только социальный институт, но и социокультурный феномен, характеризующийся наличием определенных характеристик, позволяющих определять его как устоявшуюся систему, развитие которой происходит в соответствии с историко-культурными изменениями в обществе.

В социокультурном срезе образование, в первую очередь, может рассматриваться как процесс трансляции социокультурного опыта, накопленного в течение всей продолжительности исторического развития человечества. Если обращаться к основным функциям образования в социокультурном смысле, то мы можем отметить, во-первых, направленность образования на освоение человеком материальной и духовной культуры окружающего его общества, что подразумевает трансляцию социокультурных кодов, позволяющих человеку воспринять выработанные предшествующими поколениями культурные навыки и впоследствии совершенствовать их, опираясь на уже накопленный опыт.

Во-вторых, посредством образования осуществляется социализация личности, человек включается в систему социальных отношений и связей, совершенствуя свои коммуникативные навыки. В-третьих, образование представляет собой инструмент распространения и усвоения определенных духовно-нравственных ориентиров, ценностно-поведенческих установок.

Таким образом, образование выполняет важнейшую функцию воспроизводства социокультурного опыта, способствуя межгенерационной

трансляции знаний и обеспечивая социокультурную преемственность. Выделяется две плоскости образования - формальная и неформальная. Говоря о неформальном образовании, мы имеем в виду все те виды образовательной деятельности, которые не институционализируются, не регулируются какими-либо формальными нормами - к примеру, самообразование индивидов.

В социальный институт образование превращает как раз его институционализация, то есть организационное оформление, предполагающее создание относительно централизованной системы трансляции знаний, социокультурного опыта, в соответствии с определенными формальными нормами и исходя из идеологических установок, господствующих в конкретном обществе в конкретный исторический период. Институционализация образования, в первую очередь, выгодна обществу, поскольку позволяет централизовать процесс трансляции социокультурного опыта и управлять им, исходя из общественных нужд.

В современном мире значимость социального института образования, как было отмечено выше, повышается, но, в то же время, он претерпевает существенные изменения, что связано с трансформационными переменами в самой сущности образования как социокультурного феномена. Рассматривая стадии развития и трансформации образования как социального института и феномена культуры, нельзя обойти вниманием социокоммуникативную концепцию [7], в соответствии с которой образование возможно полноценно исследовать только при условии выявления социокодов, исторические, культурные и региональные специфики которых и обусловливают существенные отличия образовательного процесса, его сущностных и функциональных характеристик в различные исторические периоды и в различных культурных традициях.

Можно говорить о нескольких стадиях развития образования.

Первая, присущая традиционному обществу, подразумевает простую трансляцию накопленного социокультурного опыта от предыдущих генераций последующим, прежде всего заключающуюся в передаче определенных социальных навыков, позволяющих индивиду воспроизвести накопленный старшими поколениями опыт. В архаичных обществах образовательный процесс был органично вплетен в повседневную жизнедеятельность общества, в процессе которой подрастающие поколения, воспринимая опыт старших, приобретали определенные навыки и усваивали транслируемые предыдущими поколениями духовные знания. Формальные нормы и правила организации образовательного процесса, институт работников образования, специализированные образовательные структуры в архаичных обществах отсутствовали, функции передачи социокультурного опыта осуществляли старшие члены общества.

На второй стадии образование превращается, в первую очередь, в трансляцию знаний, постигаемых с помощью институционализированной системы профессионального обучения, которая ставит своей целью подготовку специалистов по востребованным в обществе профессиям. Однако, вплоть до XIX века, образование носило преимущественно элитарный характер, поскольку в низших социальных слоях передача опыта и навыков осуществлялась также в процессе участия обучаемых в производственной деятельности [6].

Лишь формирование системы всеобщего школьного образования населения повлекло за собой появление образования как социального института в его современном понимании. Именно в этот исторический период происходит оформление основной статусно-ролевой, организационной, коммуникативной структуры образования как социального института. Одновременно развивается взаимодействие системы образования с другими сферами жизнедеятельности общества, повышается их

взаимозависимость. Экономическое развитие общества ставится в непосредственную зависимость от института образования, поскольку последнему отдается ключевая роль в подготовке трудовых ресурсов, развитию их интеллектуального, профессионального и креативного потенциала.

Наконец, третья, постмодерная, стадия развития образования подразумевает полную переоценку сложившихся в модерную эпоху векторов развития системы образования. Образование в обществе постмодерна превращается в процесс обретения и постоянного совершенствования знаний и навыков посредством их творческого развития в определенных видах деятельности.

Роли учителя и ученика, характерные для образовательного процесса как в традиционном, так и в модерном обществе, в условиях общества информационного характеризуются постепенным размыванием основополагающих характеристик. Изменяется сама суть взаимоотношений обучающего и обучаемого, что также связано с глубокими социальными и социокультурными трансформациями в современном обществе.

Теперь учитель и ученик - это скорее партнеры, взаимосовершенствующиеся в процессе совместной креативной инновационной деятельности и взаимообучающие друг друга (здесь можно обратиться к концепции трех типов культур М. Мид, в соответствии с которой префигуративный тип, характерный для современного общества, подразумевает возможность не только обучения взрослыми детей, но и обратного процесса, т.к. молодое поколение в современных условиях оказывается гораздо более восприимчивым к инновациям, обладает большим креативным потенциалом [8]).

Одновременно повышается значение самообразования, возможности которого существенно возрастают в контексте информатизации социума,

распространения информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, институциональная специфика системы образования также претерпевает изменения. Можно говорить, что существует тенденция к постепенной либерализации жестких формальных требований, предъявлявшихся к образовательному процессу в модерную эпоху. Несоответствие институциональных характеристик системы образования вызовам и требованиям современной действительности детерминирует и усугубляет кризисные явления в образовательном процессе, способствующие увеличению его дисфункциональной составляющей.

Консерватизм системы образования, отсутствие гибкости в функционировании образовательных структур, нежелание руководителей системы образования и государства в целом оптимизировать образовательный процесс, приводя его в соответствие с современными реалиями, в конечном итоге оборачиваются серьезным препятствием для инноватизации различных сфер общественной деятельности, прежде всего -экономики, науки и культуры [9].

Догматизм, присущий образовательному процессу, губит креативные инициативы обучающихся, что влечет за собой социокультурную и социально-экономическую стагнацию общества. Специалисты, чья профессиональная подготовка проходит в закостенелой системе образования, функционирующей в соответствии с устаревшими принципами и чурающейся любых инновационных изменений, оказываются неспособными к инновационной деятельности, наиболее востребованной современной экономикой. Важно отметить, что складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость

переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и

профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям[10].

Соответственно, конкуренцию на мировом рынке труда, технологий, научных и культурных инноваций выигрывают те страны, которые модернизируют свои институты образования в соответствии с потребностями современного общества. При этом важную роль играет гибкость национальных систем образования, их восприимчивость к передовому опыту других стран, в том числе и имеющих достаточно отличающиеся образовательные традиции.

Так, и исследование, и совершенствование системы образования в современном обществе не представляется возможным без обращения к анализу роли информационно-коммуникационных технологий в трансформации образования. Виртуализация интеллектуальной деятельности влечет за собой не только информатизацию образовательного процесса вследствие растущего использования компьютерной техники, возможностей сети Интернет, но и готовит почву для серьезных институциональных преобразований в системе образования. Именно информатизация образования является сферой использования информации для производства и применения знаний, что делает саму информатизацию образования полем нововведений и новаторства[11].Вслед за компьютеризацией и интернетизацией образования неизбежно возникает вопрос о смысле существования образовательных институтов в том виде, в каком они сформировались еще в доиндустриальном обществе и существуют практически без серьезных изменений до настоящего времени.

В частности, становится вполне достижимой перспектива интернетизации университетского образования, технические возможности для которой существуют и сегодня. Соответственно, перед обществом и государством, перед учеными, занятыми в исследовании процесса

образования, стоит задача по выработке и реализации оптимальных форм сочетания инноватизации образования как социального института с одной стороны, и сохранения культурной традиции, способной обеспечить социокультурную преемственность и выполнить важнейшую роль -трансляцию не только профессиональных навыков, но и духовно-нравственных ценностей на межгенерационном уровне.

Развитие образования как социального института, повышение его эффективности в современном обществе подразумевают необходимость формулирования таких стратегий, которые бы позволяли привести институциональные характеристики образования в соответствие с социокультурными особенностями развития мира в эпоху постмодерна. Именно преодоление разрыва между институциональной составляющей образования и социокультурным развитием современного мира позволяет преодолеть дисфункциональные явления в практике системы образования и повысить ее эффективность, способность адекватно отвечать на вызовы современности.

Литература

1. Нечаев В.Я. Новые подходы к социологии образования // Социология образования перед новыми проблемами / Под ред. Тощенко Ж.Т., Курхмалев А.Е., Поздняков Н.К. М. Омск, 2003. С. 53-55.

2. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. Ростов-на-Дону, 2006.258 с.

3. Тюрина Ю.А. К вопросу о теоретико-методологических основах социологии образования в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006, Том IX, № 4. С. 128-129.

4. N. Smelser Sociology. 2004. 427 p.

5. Королева К.Ю., Курбатов В.И., Кутасова T.JI. Образование как социальный институт // Теория и практика общественного развития. 2005. №2. С. 84-86.

6. Порожняков А.С. Институт образования как объект социально-философского анализа // Общество: политика, экономика, право. № 1, 2010. С. 58-59.

7. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000, № 6. С. 28-30.

8. Mead, M. Culture and continuity. Investigation of the conflict between the generations URL: www.countries.ru/library/texts/mid.htm.

9. Николаева Н.С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа, № 4, 2011.С. 175-177.

10. Богачева Е.С. Социальные и профессиональные потребности нового качества профессиональной подготовки и проблемы его модернизации// Инженерный вестник Дона. 2011. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/426

11.Бородина Н.А., Подопригора С.Я. Роль субъекта информатизации высшего образования в современной России // Инженерный вестник Дона. 2012. № 1.URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/640.

References

1. NechaevV.Ya. Sotsiologiya obrazovaniya pered novymi problemami / Pod red. Toshchenko Zh.T., Kurkhmalev A.E., Pozdnyakov N.K. M. Omsk, 2003, pp.53-55

2. Osipov A.M. Sotsiologiya obrazovaniya. Ocherki teorii. [Sociology of Education. Essays on the theory]. Rostov-na-Donu, 2006. 258 p.

3. TyurinaYu.A. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. 2006, Tom IX, № 4.pp. 128-129.

4. N. Smelser Sociology. 2004. 427 p.

5. Koroleva K.Yu., Kurbatov V.I., Kutasova T.JI. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2005. №2.pp 84-91.

6. Porozhnyakov A.S. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. № 1, 2010. pp 58-59.

7. Zborovskiy G.E. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2000, № 6. pp28-30.

8. Mead, M. Culture and continuity. Investigation of the conflict between the generationsURL: www.countries.ru/library/texts/mid.htm.

9. Nikolaeva N.S. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya, sotsiologiya, kul'turologiya, sotsial'naya rabota. 20113. № 4. pp 175-177.

10. Bogacheva E.S. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/640.

11. Borodina N.A., Podoprigora S.Ya. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/640.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.