РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147:332.1
ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННО МОТИВИРОВАННЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Модернизация национальной системы высшего образования предполагает четкое определение целей аспирантуры - третьей ступени высшей школы, среди которых важнейшей становится подготовка специалистов, конкурентоспособных на современном рынке интеллектуального труда, обладающих навыками исследовательской и аналитической работы, способных гибко и результативно реагировать на вызовы быстро меняющегося мира.
Ключевые слова: аспирантура, инновация, модель, академическая мобильность аспирантов, целевая подготовка кадров высшей квалификации, регион.
В последнее время в системе послевузовского профессионального образования накопился ряд существенных противоречий. Быстрый численный рост контингента аспирантов в российских вузах сопровождается падением интереса выпускников аспирантуры к профессиональной научно-педагогической деятельности. Подготовка научных и научно-педагогических кадров как высший уровень образовательной системы стала приобретать существенно иные масштабы и цели: в специалистах высшей научной квалификации сегодня нуждаются не только учреждения науки и образования, но и сфера услуг, а также наукоемкие отрасли промышленности, определяющие успех развития инновационной экономики.
Основными компетенциями современного аспиранта являются: эрудиция, знание иностранных языков, опыт работы в команде, опыт презентации результатов исследований и разработок, «узнаваемость» в научной среде, навыки написания конкурсных заявок, навыки предпринимательства и коммерциализации результатов исследований и разработок. Все это влечет за собой пересмотр образовательных программ подготовки аспирантов, требует их перевода на новый, более современный уровень. Их основная цель - стимулировать поиск практического применения научных результатов и адаптировать научную молодежь к новым профессиональным требованиям с учетом инновационного характера развития экономики [1].
Современные аспирантские программы должны быть ориентированы на формирование инновационного стиля мышления будущего ученого, тематика диссертационных исследований должна быть направлена на приоритетные направления развития экономики, необходима тесная связь с предприятиями и организациями для внедрения научных исследований и разработок.
И.А. ШУМАКОВА
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail:
Shumakova@bsu.edu.ru
2013. №1 (144). Выпуск 25/1
Следовательно, современная аспирантская подготовка должна быть «встроена» не только в вузовскую систему, ее стратегию и политику, но и в стратегию развития приоритетных направлений экономики региона и страны в целом [3].
В Белгородском государственном национальном исследовательском университете в рамках института аспирантуры разработана инновационная модель (рис. 1) подготовки высококвалифицированных кадров.
Магистратура (специапитет)
1 ^ #
Рекомендация Целевой заказ Институт
ГАК предприятия стажерства
* *
Аспирантура НИУ «БелГУ»
4 4 4
третья Целевая Аспирантура
высшей школы аспирантура «полного дня»
4 4 4
Креативный социальный кластер
Рис. 1. Модель подготовки инновационных кадров в НИУ «БелГУ»
Она включает в себя следующее.
1. Институт стажерства, обеспечивающий селективный отбор наиболее подготовленных выпускников вуза к эффективной научной деятельности.
2. Аспирантуру «полного дня», обеспечивающую подготовку резерва научнопедагогических кадров вуза и направленную на вовлечение аспирантов в международное академическое сообщество путем подготовки к публикациям в международных реферируемых изданиях, участию в грантах, семинарах и научных конференциях.
3. Целевую аспирантуру, обеспечивающую подготовку научных кадров для предприятий региона путем разработки корпоративных образовательных программ и введением в образовательную программу подготовки аспирантов бизнес-инновационного модуля.
4. Повышение академической мобильности аспирантов - организация процесса обучения в рамках двойных дипломов.
Основной целью введения в вузе института стажеров является селективный отбор кандидатов для поступления в аспирантуру из числа студентов, магистров, проявивших за период учебы способности к научно-исследовательской деятельности [4].
Основными задачами подготовки стажеров — исследователей являются:
- содействие более глубокому усвоению стажерами — исследователями изучаемого материала путем введения дополнительных к учебному плану разделов специальных дисциплин по избранной специальности;
- формирование у стажеров — исследователей начального опыта организации научных исследований, ориентированных на решение актуальных научных и технических задач;
- содействие приобретению стажерами-исследователями опыта представления результатов научной работы в форме докладов, сообщений, публикаций на конференциях, конкурсах, выставках научно-технического творчества;
- подготовка стажеров — исследователей к сдаче кандидатских экзаменов.
Для реализации данного проекта в вузе было разработано положение «Об институте стажерства», а также был определен регламент проведения внутривузовского конкурса «Отбор и поддержка стажеров-исследователей для последующей научной и педагогической работы и обучения в аспирантуре». В 2011 году из 15 стажеров-исследователей 12 поступили в аспирантуру нашего вуза, в 2012 году в аспирантуру нашего вуза поступили все 12 человек.
Институт стажерства позволяет установить преемственность программ высшего образования, максимально снизить отсев аспирантов в течение первых лет обучения в аспирантуре и увеличить количество аспирантов, защитивших кандидатскую диссертацию в срок аспирантской подготовки.
Сегодня ученая степень уже перестает быть индикатором принадлежности к научному сообществу, все более превращаясь в высшую образовательную градацию. Нынешняя экономика, благодаря скачку высоких технологий, требует значительно большего количества специалистов высокого класса. Если раньше интеллектуальную элиту общества составляли специалисты с высшим образованием, то сейчас высшее образование становится некой социальной нормой, «...выражающей средний общественно необходимый уровень подготовки работника в информационном обществе, а место интеллектуальной элиты занимают люди с еще более высоким уровнем подготовки», имеющие ученую степень. Действительно, результатом научной деятельности являются не только новые знания, но и навыки аналитической работы, рациональный стиль мышления и принятия решений. Одной из основных проблем высшей школы является подготовка качественного резерва научных и научно-педагогических кадров будущих научных школ [2].
Согласно проекту государственной программы РФ «Развития образования на 20132020 годы», реализация такого уровня подготовки интеллектуальной элиты может быть обеспечена ведущими вузами по программам аспирантуры «полного дня», предусматривающих полное вовлечение аспирантов в научную деятельность по выбранному научному направлению.
Аспирантура «полного дня» - это аспирантская программа, предполагающая обязательную обучающую программу для аспирантов, направленную на развитие академических знаний и навыков и подготовку элитарного кадрового резерва молодых ученых для вуза. Целями такой аспирантуры являются:
- повышение качества подготовки аспирантов в рамках развития приоритетных направлений исследовательского университета;
- вовлечение молодых исследователей в научное сообщество путем подготовки к публикациям в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями;
- участие в исследовательских проектах, в том числе международного уровня, и хоздоговорных тематиках с предприятиями и организациями;
- участие в международных олимпиадах, конкурсах, школах и в различных мероприятиях ведущих российских университетов;
- обучение профессиональным педагогическим компетенциям для работы в качестве преподавателя вуза.
Обучение по программе аспирантура «полного дня» осуществляется только по очной форме обучения. В течение срока обучения не допускается совмещение деятельности аспиранта с иной трудовой деятельностью, за исключением деятельности в качестве научного сотрудника вуза. Всем участникам программы университет выплачивает дополнительную к основной стипендию в размере, установленном ректором. При этом аспиранты также могут работать внутри университета в различных исследовательских проектах. Это обеспечит конкурентоспособность уровня стипендиального обеспечения для лучших аспирантов вуза, тем самым поощряя их эффективную деятельность в аспирантуре.
Критериями отбора в аспирантуру «полного дня» являются: исследовательский потенциал, выражающийся в наличии качественных публикаций по предполагаемой теме диссертации; успешное участие в научных исследовательских проектах (российских и зарубежных); выступления на научных конференциях (российских и международных); высокая исследовательская мотивация; достаточное владение английским языком.
После успешной защиты диссертационной работы в установленный срок молодому ученому, прошедшему подготовку по программе аспирантуры «полного дня», может
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №1 (144). Выпуск 25/1
быть предоставлена возможность научной стажировки в ведущих вузах России или за рубежом по специфике своего научного исследования, заключается договор о трудоустройстве в университете. Целью стажировки является возможность оценить зарубежную академическую среду, установить партнерские связи с зарубежными учеными, принять участие в научных семинарах и конференциях.
Второй ключевой проблемой подготовки кадров высшей квалификации является отсутствие связи науки и производства. Ни для кого не секрет, что к числу ключевых факторов, определяющих элитарность науки, относится ее способность отвечать запросам современного рынка, интенсивно проходить путь от выдвижения научной идеи до ее практической реализации. Сохраняется проблема низкой инновационной активности вузов и недостаточного вклада высшей школы в развитие национальной экономики по инновационному сценарию. На этом фоне особым вызовом является необходимость полноценного разворачивания современной аспирантуры в соответствии с принципами Болонского процесса. За последние годы резко увеличилось количество аспирантов, но их научно-инновационная продуктивность не растет. Для решения этой задачи необходимо четкое взаимодействие между вузом и организациями и предприятиями региона. В данном случае будет иметь место обоюдная выгода: организации и предприятия будут получать специалистов, формируя креативный социальный кластер, способствующий изменению организационной культуры, системы менеджмента и повышению трудовой мотивации на предприятии. В свою очередь, вуз - ресурсы, позволяющие адаптировать подготовку кадров к потребностям промышленности, и площадки для практики аспирантов. Это повлечет за собой усиление связей между наукой и производством [2].
Кроме того, одной из существенных проблем, связанных с развитием наукоемкого бизнеса, является дефицит квалифицированных менеджеров, а также ученых, способных сочетать научную и предпринимательскую деятельность. Поэтому приобретение опыта доведения научных результатов до потенциальных пользователей, а также освоение современных методов коммерциализации результатов исследований и разработок становится своего рода инновационным лифтом в развитии предприятия. Решить эти проблемы поможет целевая аспирантура.
Целевая аспирантура предполагает подготовку высококвалифицированных научных кадров для предприятий и организаций региона и страны в целом. Аспирант за время обучения по программе целевой аспирантуры овладевает важнейшими профессиональными навыками научного работника - навыками «упаковки» научных результатов, а также их публичной презентации.
Основными качествами аспиранта, обучающегося по программе целевой аспирантуры, является умение овладеть исследовательскими и аналитическими навыками, научиться оптимизировать распределение ресурсов между различными этапами инновационного цикла «идея — технология — производство», что позволяет открыть путь в самые разные секторы экономической и общественной жизни — промышленность, администрирование, юридические и финансовые сферы. Образовательная программа подготовки обучающихся в целевой аспирантуре включает в себя бизнес-инновационный модуль, в рамках которого аспиранта учат бизнес-планированию, проведению предварительных маркетинговых исследований, проектированию и упаковке научных разработок.
Такая подготовка позволяет со стороны вуза реализовывать результаты научных исследований аспирантов, со стороны предприятия — предоставлять материально-техническую базу, а также возможность опытной проверки результатов научных исследований. Такой подход влечет за собой образование межвузовских учебнонаучно-производственных центров, которые характеризуются органически целостной учебно-научно-производственной системой, где, соответственно, действует учебный процесс, ведутся научные исследования и проводятся эксперименты.
Для более эффективной подготовки кадров в целевой аспирантуре по желанию заказчика может быть разработана корпоративная образовательная программа, которая нацелена на индивидуальную траекторию подготовки аспиранта с учетом специфики организации.
Подготовка в целевой аспирантуре осуществляется по очной/заочной формам обучения с оплатой за счет средств заказчика. Целевая подготовка кадров высшей квалифи-
кации осуществляется на основании договора о целевой подготовке. Ответственность за своевременный и качественный подбор кандидатов в целевую аспирантуру возлагается на руководителей направляющих организаций. По окончании подготовки специалисты, окончившие целевую аспирантуру, возвращаются в распоряжение организации, предприятия, оплачивающего стоимость обучения.
В связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство для более качественной подготовки кадров высшей квалификации необходимо увеличить академическую мобильность аспирантов, которая является необходимой составляющей современного образования, обеспечивает открытость профессионального образования, обмен передовыми практиками и компетенциями. Это позволит будущим ученым приобрести научный опыт за рубежом путем участия в краткосрочной образовательной или научно-исследовательской программе, расширить научные и учебные контакты, в знакомстве с современными исследовательскими и образовательными практиками.
В настоящее время ряд вузов России практикуют «двойные» дипломы, то есть заключаются договоры с европейскими вузами, происходит согласование программ обучения и периодов обучения за рубежом. В результате выпускники получают дипломы сразу двух университетов. Около 85% российских вузов признают важность программ двойных дипломов. Двойные дипломы являются одним из ключевых показателей инновационной деятельности вуза.
Что дают программы двойных дипломов вузам?
1. Повышение конкурентоспособности вуза.
2. Формирование «точек роста», интернационализацию и вхождение в общее европейское пространство высшего образования.
3. Совершенствование систем обеспечения качества подготовки.
4. Повышение качества методической и исследовательской деятельности.
5. Совершенствование инфраструктуры и управления в вузе.
6. Новые умения руководителей и преподавателей.
7. Повышение качества преподавания и подготовки в целом.
8. Понимание на практике изменений, вызванных Болонским процессом.
Большое внимание необходимо уделять такому методу интернационализации
научно-педагогической деятельности, как совместные программы подготовки аспирантов (double degree doctoral programs). Это программа, в которой все основные элементы согласованы всеми партнерами (результаты обучения, методы обучения, обеспечение качества подготовки, требования к содержанию, поступлению, преподавателям и т.д.). Предусмотрена встроенная мобильность в вузе-партнере, которая признается автоматически, осуществляется общий/совместный менеджмент. Как следствие, объединяющим фактором в данном случае является тема научных исследований под руководством двух руководителей (российского и зарубежного). Учебный план аспиранта формируется независимо по правилам каждого из вузов. Аспирант готовит две диссертационные работы в соответствии с правилами каждого из вузов и проходит две защиты. В результате он получает дипломы PhD и кандидата наук. Это позволяет существенно повысить научный уровень диссертационных исследований, обеспечить доступ к новейшему научному оборудованию и дополнительному финансированию в международном измерении, а также проводить совместные семинары формата workshop. Это некая мастерская, где профессионал делится своим мнением и опытом, но также инициирует процесс обмена мнениями с помощью вовлечения участников в обсуждение проблематики.
Если рассмотреть распределение программ двойных дипломов по областям специализации, приоритет отводится технике и технологии - 45%, далее идут гуманитарные науки - 36%, естественные науки - 14% и экономика и менеджмент - 5%.
Партнерами российских вузов в реализации программ двойных дипломов выступают: Франция - 38%, Германия - 22%, Великобритания - 16%, Финляндия - 12% и другие страны -12%.
Из вышепредставленной концепции можно определить основные индикаторы развития аспирантуры (рис. 2).
Повышение эффективноети аспирантуры по приоритетным направлениям НИУоБелГУ»*
увеличение количества статей в иностранных журналах
Участие в исследовательским проектах, в том числе межд/и а родного уровня, и х с «дог сворных те мати мах
Величе ни е числа ди ссе ртационны к ис следом ни й. выполняемых по »акажу промышленным предприятий региона
УЬеличеиие количества аспирантов, принятых в аспирантуру из сторонних организаций
Количество трудоэустро у строе иных выпускнике в аспирантуры для последующего внедрения научных разработок
Увеличение количества аспирантов принявших участие в международных олимпиадах, конкурсах и школах и в различных мероприятиях ведущих университетов
(наличие программ двойных дипломов в НИУ «БелГУ»
Увеличение количества аспирантов, прошедших стажировки а МДУ1ЦИХ мировых научных и университетских центрах
Рис. 2. Основные индикаторы развития аспирантуры
Для более успешной организации академической мобильности необходимо сформировать у аспирантов языковую компетентность. Это, в свою очередь, позволит вывести на качественно иной уровень и развитие международных академических обменов, что для нашей страны как участницы Болонского процесса представляется важным.
Таким образом, модернизация национальной системы высшего образования предполагает четкое определение целей аспирантуры - третьей ступени высшей школы, среди которых важнейшей становится подготовка специалистов, конкурентоспособных на современном рынке интеллектуального труда, обладающих навыками исследовательской и аналитической работы, способных гибко и результативно реагировать на вызовы быстро меняющегося мира.
Список литературы
1. Бедный, Б. И. Подготовка научных кадров в высшей школе: состояние и тенденции развития аспирантуры [Текст]: моногр. / Б. И. Бедный, А. А. Миронос // Нижегор. гос. ун-т. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2008. - 218 с.
2. Завалько, НА. Интеграционный процессы в цепочке «Наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособности специалиста. - Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/345/image/345-149.pdf.
3. Ломовцева, О.А. Управление формированием инновационно ориентированных кадров в вузе / О.А. Ломовцева, И.А. Шумакова, И.Ю. Пахомова // Регионология. 2012. № 2. С. 124-131.
4. Шумакова, И.А. Развитие института аспирантуры средствами создания виртуальной образовательной среды / И.А. Шумакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 5. № 77. С. 203-208.
TRAINING OF INNOVATIVE MOTIVATED STAFF IN THE ESTABLISHMENT UNDER THE CONDITIONS OF REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT
Modernization of the higher education system in Russia demands the concrete specifying of postgraduate study objectives as the third level of the higher school. The most important objective is the training of specialists being competitive in the market of modem intellectual labour, with skills of research and analytical work and ability to respond effectively to the challenge of the changing world.
Keywords: Postgraduate study, innovation, model, academic mobility of post-graduate students, target training of the highly qualified staff, region.
I.A. SHUMAKOVA
Belgorod National Research University
e-mail:
Shumakova@bsu.edu.ru
Академическая
мобильность
Аспирантура «полного дня»
►
О
У