Научная статья на тему 'Управление формированием инновационно ориентированных кадров в вузе'

Управление формированием инновационно ориентированных кадров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУТ СТАЖЕРСТВА / СТАЖЕР-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ / VIRTUAL EDUCATIONAL SYSTEM / TRAINEE INSTITUTION / TRAINEERESEARCHER / POST-GRADUATES TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломовцева Ольга Алексеевна, Пахомова Ирина Юрьевна, Шумакова Ирина Алексеевна

В статье раскрываются основные условия селективного отбора в аспирантуру Белгородского государственного национального исследовательского университета, выделены различные аспекты ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломовцева Ольга Алексеевна, Пахомова Ирина Юрьевна, Шумакова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Innovation Orientated Personnel Formation at the University

Basic conditions for the selection to the post-graduating school of the Belgorod State National Research University are considered in the article. Different aspects of its development are highlighted.

Текст научной работы на тему «Управление формированием инновационно ориентированных кадров в вузе»

О. А. ЛОМОВЦЕВА, УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И. Ю. ПАХОМОВА, ИННОВАЦИОННО И. А. ШУМАКОВА ОРИЕНТИРОВАННЫХ

КАДРОВ В ВУЗЕ

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, институт стажер-ства, стажер-исследователь, подготовка аспирантов

Key words: virtual educational system, trainee institution, trainee-researcher, post-graduates training

Современный курс на модернизацию экономики России требует не только создания и внедрения принципиально новых технологий и способов организации труда, но и создания «особого культурного и психологического климата. Это, собственно говоря, и есть путь инновационного развития. Под инновациями мы понимаем создание принципиально новых технологий. Они либо существенно улучшают те или иные полезные вещи, либо меняют фундаментально целые отрасли или сегменты социума — создают новые рынки, новую культуру производства, новый образ жизни, новые виды товаров и услуг»1. Переход к современной системе научного знания во всех сферах деятельности связан с переходом от преимущественно монодисциплинарного, предметного метода познания к проблемно-ориентированным. Такой подход требует коренного преобразования методологии процессов создания и передачи знания, т. е. решения одновременно двух задач — дескриптивной (описательной, исследующей реальные процессы) и нормативной (состоящей в выработке стандартов и норм, ориентированных на совершенствование).

Основным качеством современного аспиранта является умение овладеть исследовательскими и аналитическими

ЛОМОВЦЕВА Ольга Алексеевна, заведующая кафедрой менеджмента организацией Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор экономических наук, профессор.

ПАХОМОВА Ирина Юрьевна, методист управления образованием Юго-Западного округа Департамента образования (г. Москва).

ШУМАКОВА Ирина Алексеевна, заместитель начальника отдела аспирантуры, докторантуры и дополнительного профессионального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат педагогических наук, доцент.

навыками, что позволяет открыть путь в самые разные секторы экономической и общественной жизни. К основным компетенциям современного аспиранта относятся эрудиция, знание иностранных языков, умение работать в команде, опыт презентации результатов исследований и разработок, «узнаваемость» в научной среде, навыки написания конкурсных заявок, навыки предпринимательства и коммерциализации результатов исследований и разработок. Все это влечет за собой пересмотр образовательных программ подготовки аспирантов, требует их перевода на новый, более современный, уровень2.

Определенные шаги по усилению инновационной ориентации выпускников сделаны в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ БелГУ), в котором разработана и реализуется комплексная система подготовки научно-педагогических кадров. Она позволяет удержать процент выпуска аспирантов с защитой кандидатской диссертации в срок на уровне свыше 56 %, что весьма важно, поскольку в НИУ БелГУ ведется подготовка в аспирантуре по 73 специальностям и 16 отраслям науки, в аспирантуре обучаются 633 аспиранта, 360 из них проходят очную форму обучения.

Комплексная система подготовки научно-педагогических кадров включает институт стажерства (подготовка к обучению в аспирантуре по приоритетным направлениям науки для обеспечения потребности кафедр вуза в молодых высококвалифицированных специалистах); введение в образовательную программу подготовки аспирантов факультатива «Основы инновационно-технологического бизнеса», а также привлечение аспирантов к работе по оказанию консалтинговых услуг командам инновационных проектов в части подготовки и бизнес-сопровождения заявок на финансирование и продажу результатов интеллектуальной деятельности; двустороннее сотрудничество организаций и НИУ БелГУ в рамках приоритетных направлений региона для подготовки высококвалифицированных кадров; виртуальную образовательную среду, ориентированную на повышение уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Основной целью введения в вузе института стажеров является селективный отбор кандидатов для поступления в аспирантуру из числа студентов, магистров, проявивших

за период учебы способности к научно-исследовательской деятельности. Отбор стажеров-исследователей ведется на конкурсной основе: приглашаются студенты пятого курса и магистранты второго года обучения, имеющие склонность к научно-исследовательской работе и успешно выполняющие учебный план. Научно-исследовательская работа стажеров-исследователей осуществляется путем привлечения их к решению научно-технических задач в рамках выполнения финансируемых НИОКР или инициативных научных исследований. Подготовка стажеров-исследователей к научно-исследовательской и научно-педагогической работе или обучению в аспирантуре осуществляется на основе дополнительной образовательной программы в объеме 360 часов, в которую включаются теоретические, практические и семинарские занятия, лабораторно-экспериментальные исследования, а также формы текущего контроля и аттестации.

Таким образом, институт стажерства позволяет установить преемственность программ высшего и послевузовского образования, максимально снизить отчисление аспирантов в течение первых лет обучения в аспирантуре и увеличить число тех, кто досрочно защитил кандидатскую диссертацию.

Программы подготовки аспирантов в НИУ БелГУ носят бизнес-инновационный характер благодаря включению в образовательную программу подготовки аспирантов факультатива «Основы инновационно-технологического бизнеса». Он рассчитан на 150 часов. До включения его в образовательную программу подготовки всего лишь 14 % от общего числа аспирантов, обучающихся за счет федерального бюджета, принимали участие в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на платной основе. В настоящее время этот процент увеличился и составляет 35 %.

Для привлечения молодых ученых к работе по оказанию консалтинговых услуг командам инновационных проектов, а также для коммерциализации своих научных разработок в 2010 г. в НИУ БелГУ создан Научно-консультационный центр инновационного консалтинга (ЦИК), в деятельности которого, кроме аспирантов и магистрантов университета, участвуют студенты, преподаватели, сотрудники, а также практикующие бизнес-консультанты. В ходе консалтинга оказывались различные виды услуг: проведение маркетин-

говых исследований, разработка бизнес-плана, организация деятельности по анализу и оценке внутрихозяйственной и финансовой деятельности будущего предприятия, проведение бухгалтерского консалтинга, предоставление налоговых консалтинговых услуг, стратегическое планирование деятельности, формирование и обучение бизнес-команд проектов. Результатом проекта может быть либо продажа лицензии, либо создание и продажа стартапа, либо организация собственного производства и продажа продукции.

Использование вузовской площадки для создания и размещения консалтинговых структур, включая ЦИК, и обслуживания инновационной деятельности НИУ БелГУ имеет ряд преимуществ: доступ к научным разработкам и базам данных НИУ БелГУ; возможность привлечения средств грантов для создания инновационных идей и проектов, а также для их коммерциализации; доступ к использованию инфраструктуры инновационной деятельности университета; возможность подготовки кадров для инновационной сферы и менеджерских проектов.

Для повышения уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реализации бизнес-инновационных образовательных программ в НИУ БелГУ создана виртуальная образовательная среда, ориентированная на разработку системы электронного обучения, реализующей подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре посредством информационно-образовательных технологий и опосредованного контакта обучаемого и преподавателя; на разработку организационно-методического комплекта для преподавателей-создателей учебно-методических комплексов по модулям подготовки; организацию проведения курсов подготовки авторов-разработчиков учебно-методических материалов для реализации учебного процесса аспирантов; разработку учебно-методических материалов для дистанционной подготовки к поступлению в аспирантуру; создание портала электронного обучения, позволяющего реализовать и, по возможности, автоматизировать все стороны учебного процесса аспиранта; разработку электронных учебно-методических комплексов по философии и истории науки, иностранному языку и специальностям научной подготовки, а также по факультативным дисциплинам; разработку методик и средств поддержки офлайн-работы с образовательным

контентом, экспортируемым из сетевой версии информационно-образовательной среды для локального использования на CD; появление новостного форума «Инноватик», дающего возможность аспирантам найти единомышленников в мире научного сообщества; упрощение доступа к каталогам электронных ресурсов библиотеки (каталогам фондов и учебно-методического комплекса, интернет-ресурсам, библиотечным серверам); размещение на сайте электронных портфолио научных руководителей с интерактивными возможностями (форумы научных руководителей); организацию проведения онлайн-консультаций с аспирантами, онлайн-конференций и учебных чатов; разработку автоматизированной системы мониторинга оценки качества подготовки аспирантов; разработку критериев и реализацию автоматизированной системы мониторинга работы научных руководителей; создание блока системы электронного обучения для автоматизации формирования периодических отчетов аспирантуры НИУ БелГУ; внедрение разработанной системы электронного обучения в систему подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре вуза.

Виртуальная образовательная среда НИУ БелГУ основана на комплексе программных средств (КПС) «Пегас», реализующих уникальную технологию создания и распространения мультимедийного образовательного контента, которая сочетает простоту разработки и удобство использования образовательных ресурсов. Система «Пегас» обеспечивает работу пользователей в режиме онлайн через Интернет и локально в режиме офлайн или подкастинг. КПС «Пегас» позволяет осуществлять электронное обучение в высших и средних специальных образовательных учреждениях как в очной, так и заочной форме, а также его можно использовать в послевузовском образовании. Кроме того, КПС «Пегас» весьма привлекателен для повышения квалификации и переподготовки специалистов, в том числе и без отрыва от производства. Он состоит из трех подсистем: организация сетевого обучения, управление образовательным процессом, автоматизация создания электронных образовательных ресурсов для сетевого и локального использования.

Сетевая подсистема базируется на всемирно известной и свободно распространяемой системе поддержки интернет-обучения Moodle. Она спроектирована с учетом достижений

современной педагогики, делает акцент на взаимодействие аспирантов и преподавателей, предназначена для организации обучения с использованием интернет-технологий и может включать различные учебные материалы. В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования и обсуждения. При подготовке и проведении занятий в системе «Пегас» преподаватель может использовать глоссарий, задание, рабочую тетрадь, форум, чат, урок, семинар, лекцию, тест и др. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель может организовать изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Система также обеспечивает коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемое в форме форумов и чатов, а также обмена посланиями, в том числе содержащими задания для обучаемых, решения заданий и комментарии. Система поддерживает обмен файлами любых форматов между преподавателем и аспирантами и между аспирантами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум позволяет организовать учебное обсуждение проблем, при этом его можно проводить по группам. Важной особенностью «Пегас» является то, что система создает и хранит портфолио каждого аспиранта. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. «Пегас» позволяет контролировать «посещаемость», активность аспирантов во время их учебной работы в сети.

«Пегас», с одной стороны, вобрал в себя все достоинства всемирно известных систем интернет-обучения и учитывает стандарты информационных обучающих систем, с другой — ориентируется на организацию учебного процесса, характерного для российских образовательных учреждений.

Подсистема управления образовательного процесса позволяет автоматизировать работу сотрудников отделов аспирантуры, докторантуры и дополнительного профессионального образования, а также администраторов системы по организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В системе упрощен процесс

подключения учебных групп к учебным курсам, перевода аспирантов на следующий курс или «восстановления» и т. д. Автоматизирован поиск информации об учебных группах и отдельных аспирантах; обеспечена возможность работы с электронными журналами групп, в том числе генерация отчетов об успеваемости и посещаемости, создание электронных зачетных и экзаменационных ведомостей; автоматизировано управление учебными курсами. Функция обработки лог-файлов предназначена для получения интегральной статистической информации о посещаемости курсов обучающимися и преподавателями и позволяет реализовать систему мониторинга работы аспирантов и научных руководителей.

Одной из серьезных проблем использования электронных систем обучения является создание качественных электронных учебных материалов. С одной стороны, преподаватели порою не готовы использовать современные веб-технологии и технологии программирования для создания электронных образовательных ресурсов, с другой — ИТ-специалисты зачастую не в состоянии разработать качественный учебный материал. В НИУ БелГУ при проектировании учебно-образовательных ресурсов используется новый подход, направленный на достижение высокого качества их подготовки при минимальных затратах времени и других ресурсов. В связи с этим в помощь преподавателям, работающим над созданием УМК, сотрудниками Центра дистанционного обучения НИУ БелГУ разработана подсистема автоматизации создания электронных образовательных ресурсов для сетевого и локального использования, представляющая собой комплекс программных и методических средств. Автору-разработчику учебных материалов, если у него есть этот комплекс, достаточно обладать навыками работы со стандартным текстовым редактором. Все материалы электронных учебно-методических комплексов оформляются как документы текстового редактора Word, а затем с помощью специализированной программы преобразуются к пригодному виду для экспорта в систему электронного обучения. Этот способ позволяет существенно экономить время, затрачиваемое на наполнение ресурсной базы системы дистанционного обучения. Кроме того, используя этот КПС, можно реализовать возможность «локального» изучения материалов электронных УМК с компакт-дисков.

Программный комплекс «Пегас» активно используется в образовательном процессе НИУ БелГУ. К сетевым образовательным ресурсам имеют авторизированный доступ аспиранты, преподаватели и сотрудники НИУ БелГУ, а также слушатели курсов повышения квалификации.

В рамках оценки эффективности работы НИУ БелГУ важным показателем является число тех, кто принят в аспирантуру из сторонних организаций (в настоящее время оно составляет 105 чел., или 17 % общего контингента обучающихся). Этот показатель может быть увеличен за счет разработки и внедрения положения о двустороннем сотрудничестве организаций и НИУ БелГУ в рамках приоритетных направлений развития региона для подготовки высококвалифицированных кадров, что позволит организовать тесное взаимодействие ведущих предприятий региона с наукой. Следовательно, в НИУ БелГУ увеличится показатель обучающихся из сторонних организаций, в регионе будут активно развиваться наукоемкие технологии.

Таким образом, модернизация национальной системы послевузовского профессионального образования предполагает четкое определение целей подготовки аспирантов, среди которых важнейшей становится подготовка специалистов, конкурентоспособных на современном рынке интеллектуального труда и обладающих навыками исследовательской и аналитической работы, а также способных оперативно реагировать на вызовы современного мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сурков В. «Обновляйтесь, господа!»: интервью с первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ; беседовал А. Чудодеев // Итоги. 2009. № 44. URL: http://www.itogi.ru/archive/2009/44.html (дата обращения: 26.10.2009).

2 См.: Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе: состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2008. 218 с.

Поступила 12.12.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.