Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 4 (40), с. 133-146
133
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НОВОГО ТИПА
© 2015 г. Б.И. Бедный, В.Б. Казанцев, А.А. Миронос,
Е.О. Половинкина, Н.В. Рыбаков
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 14.10.2015
Описан первый в российских университетах опыт создания и функционирования аспирантских исследовательских школ - специализированных университетских структур, обеспечивающих предельно тесную привязку научной молодежи к крупным конкурентоспособным научным коллективам, располагающим необходимыми кадровыми, финансовыми и инфраструктурными ресурсами для подготовки научных и научно-педагогических работников в соответствии с современными международными стандартами. Рассмотрены мировые тенденции развития аспирантуры как третьего уровня высшего образования, вопросы организации исследовательской и образовательной подготовки аспирантов, финансирования диссертационных исследований, развития сетевых взаимодействий, мобильности аспирантов и преподавателей исследовательских школ. Опыт создания и функционирования исследовательских школ ННГУ может быть полезен для ведущих российских университетов, перед которыми стоит задача повышения международной конкурентоспособности, поиска новых методов и форм подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным научным направлениям.
Ключевые слова: аспирантские исследовательские школы, Болонский процесс, исследовательские навыки, структурированные программы аспирантуры, опыт аспирантуры Нижегородского государственного университета.
Введение
К числу наиболее заметных новаций, определяющих облик современного университетского образования, следует отнести оформление аспирантской подготовки как третьего уровня высшего образования. По мнению экспертов Европейской ассоциации университетов, институт аспирантуры сегодня переживает «мини-революцию» [1; 2]. В юбилейном исследовании Европейской ассоциации университетов «Тенденции 2010: Десятилетие перемен в европейском высшем образовании» отмечено, что «изменения на докторском уровне по своей глубине и темпам были самыми впечатляющими» [3]. В значительной мере это обусловлено тем, что исследовательское образование обрело новые черты: во-первых, оно стало более массовым (в развитых странах мира значительно возросло число студентов, осваивающих программы третьего уровня); во-вторых, навыки и компетенции, формируемые в аспирантуре, оказались востребованными не только в рамках академической карьеры, но и в существенно более широком спектре профессиональных траекторий, ассоциируемых с интел-
лектуальными видами деятельности. Массовая подготовка специалистов высшей научной квалификации привела к тому, что традиционная для большинства европейских университетов система подготовки исследователей, основанная на модели индивидуального ученичества, стала малоэффективной и в сочетании с содержательным усложнением аспирантской подготовки и возросшей мобильностью обучающихся вызвала к жизни структурированные аспирантские программы [2].
Оказавшиеся в фокусе Болонского процесса, новые тенденции в развитии программ третьего уровня высшего образования еще в начале 2000-х годов определяли политику и концепцию развития аспирантуры в ННГУ на базе следующих принципов [4, с. 206-227]:
- концентрация ресурсов на развитии подготовки специалистов по приоритетным для университета направлениям науки и технологий в эффективно функционирующих научных коллективах;
- развитие международного и межотраслевого сотрудничества;
- сохранение контрактной аспирантуры для подготовки кадров по заказам предприятий и организаций (индустриальная аспирантура), а также для реализации права личности на высший уровень образования;
- организация и научно-методическое обеспечение образовательных программ, обеспечивающих формирование универсальных навыков выпускников;
- мониторинг трудоустройства выпускников, развитие методов и форм диагностики качества подготовки аспирантов.
Для университета всегда было характерным активное привлечение студентов и аспирантов к участию в исследованиях по перспективным, динамично развивающимся направлениям науки, что задавало высокие стандарты качества подготовки специалистов и обеспечивало овладение трудноформализуемыми, но крайне значимыми для самостоятельной исследовательской практики навыками постановки актуальных научных задач, поиска подходов и способов их решения.
Уникальный опыт подготовки исследователей в научно-педагогических школах мирового уровня сегодня приобретает новые современные формы и статус в виде так называемых аспирантских исследовательских школ. Исследовательские школы - это новые организационные структуры, создаваемые во многих исследовательских университетах мира для структурированной подготовки аспирантов и магистрантов на уровне современных международных стандартов.
В 2012 году в соответствии со Стратегией развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского до 2020 года и Программой развития ННГУ как национального исследовательского университета на период 2009-2018 годов в качестве пилотного проекта были созданы первые в российских университетах исследовательские школы «Лазерная физика», «Наноматериалы и нанотехно-логии», «Нейробиотехнологии», «Компьютерная и экспериментальная механика». Осуществление плана развития аспирантуры как системы исследовательских школ было продолжено при выполнении мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности ННГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В 2013 и 2014 годах в университете были созданы еще четыре исследовательские школы: «Экодиагностика био- и геосистем», «Социально-политические процессы в условиях глобализации», «Колебательно-волновые процессы в природных и искусствен-
ных средах», «Новые материалы на основе неорганических соединений».
В настоящее время в исследовательских школах ННГУ обучается 137 человек, в том числе 45 магистрантов и 92 аспиранта. Отметим, что на долю аспирантов исследовательских школ, которые составляют 18% от общего контингента очной аспирантуры университета, приходится 40-50% именных стипендий федерального уровня, присужденных аспирантам ННГУ за два последних учебных года (29 стипендий Президента РФ и Правительства РФ).
Проект «Аспирантские исследовательские школы» относится к числу лучших практик ННГУ в развитии системы подготовки научных кадров и формировании эффективного механизма привлечения и закрепления научной молодежи в университете. В данной статье систематизированы первые результаты реализации этого проекта. Акцентировано внимание на том, что в условиях глобализации образования и науки международный контекст проблемы становится важным методологическим принципом совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Структурированные аспирантские программы и их реализация в исследовательских школах
Стратегия развития подготовки исследователей, концептуально-методологический, проблемный и организационный форматы современной аспирантуры складывались на болон-ских семинарах в Зальцбурге (2005 г., 2010 г.), Ницце (2006 г.) и Хельсинки (2008 г.), а также сформулированы в ряде коммюнике конференций министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию (2003 г. - Берлин, 2005 г. - Берген, 2007 г. - Лондон, 2009 г. - Ле-вен / Лувен-ла-Нёв).
Какие содержательные и организационные новации предлагает «Болонский процесс»?
Анализ развития аспирантуры как третьего уровня высшего образования в рамках Болон-ского процесса, изучение лучших практик организации подготовки исследователей в ведущих университетах мира привели к общепризнанному выводу о том, что сегодня не существует единой модели аспирантского образования, пригодной в качестве универсального ориентира. Вместе с тем в результате третьего цикла Болонского процесса, посвященного развитию докторского образования, удалось прийти к некоторым общим взглядам на наиболее перспективные направления развития аспирантуры.
Одним из таких направлений является создание структурированных аспирантских программ [2; 5]. На болонском семинаре «Степени третьего цикла: компетенции и карьера исследователей» (Хельсинки, 2008 г.), посвященном обобщению лучшей практики докторского образования в университетах Европы, подтверждено, что переход на структурированные программы рассматривается европейским научно-педагогическим сообществом как непременное условие повышения его качества.
Модели структурированных программ аспирантской подготовки существенно отличаются от классической модели «учитель-ученик», нацеленной исключительно на подготовку диссертационной работы на основе сотрудничества аспиранта и научного руководителя. Современные тенденции в развитии аспирантских программ заключаются в том, чтобы создать четкую структуру образовательной подготовки и перейти от традиционной «модели ученичества» к современному исследовательскому образованию [2; 5-8]. Определяющей характеристикой структурированных программ является наложение двух взаимодополняющих процессов: обретения профессионального исследовательского опыта и личностного развития аспиранта, направленного на формирование универсальных компетенций (transferable skills).
Структурированные программы должны обеспечивать интеграцию исследовательских и образовательных интересов аспирантов. Направленная исследовательская подготовка в таких программах сочетается с небольшой по объему, но хорошо спланированной индивидуальной образовательной программой, ориентированной на формирование не только профессиональных, но и универсальных компетенций, которые повышают конкурентоспособность выпускников в различных интеллектуальных сферах деятельности, создавая благоприятный режим выхода на рынок труда [9-11]. Таким образом, часть образовательной программы аспирантуры должна сохранять свою ценность вне контекста конкретной области знаний, быть полезной для профессионального развития в широком диапазоне карьерных траекторий по принципу «одна профессия - множество карьер».
Обычно выделяют несколько групп универсальных компетенций выпускника аспирантуры:
- междисциплинарные знания, исследовательские и технические навыки;
- коммуникации;
- навыки преподавания;
- личная эффективность;
- инновационный менеджмент, руководство и управление изменениями.
C целью формирования исследовательских навыков многие университеты организуют тренинги по подготовке научных текстов и презентаций, научной этике, информационному обеспечению исследовательской деятельности, работе в команде. Организуются специальные семинары, на которых аспиранты представляют доклады по текущим результатам научных исследований. Для развития универсальных компетенций создаются образовательные модули по вопросам международных коммуникаций, новым формам и методам преподавания в высшей школе, управлению временем, бизнес-планированию, трансферу знаний и коммерциализации результатов исследований и разработок и др.
Эффективной организационной формой реализации структурированных программ во многих университетах мира становятся аспирантские исследовательские школы. Исследовательские школы - это специализированные университетские структуры, создаваемые для организации подготовки специалистов высшей квалификации по конкретному научному направлению или в широкой междисциплинарной области. Как правило, такие школы создаются в русле приоритетных для университета научных направлений с целью обеспечения тесной «привязки» научной молодежи к крупным исследовательским коллективам. Сегодня около 50% европейских университетов имеют исследовательские школы для подготовки PhD-студентов [2].
Возможности организации исследовательской среды, в которой осуществляется подготовка аспирантов исследовательской школы, зависят от специфики научной дисциплины, а также особенностей и миссии вуза, в котором осуществляется подготовка научных кадров. Как правило, такую среду легче создать в крупных исследовательских университетах. Однако, имея проектную направленность, исследовательские школы могут функционировать как научно-образовательная сеть, в состав которой входит несколько университетов, что позволяет достигать необходимой «критической массы исследователей».
Многие исследовательские школы нацелены на междисциплинарность в академической и научно-исследовательской работе аспирантов. Это требует дополнительных инвестиций для развития инновационных форм сотрудничества между лабораториями, факультетами и кафедрами: введения гибких учебных планов, постановки крупных исследовательских проектов и соответствующих тем для диссертационных исследо-
ваний. Зачастую индивидуальные планы работы аспирантов модифицируются с учетом будущей занятости обучающихся, увеличивается число диссертационных исследований, выполняемых по заказу индустрии.
Приоритетными задачами исследовательских школ являются:
- установление четких профессиональных требований к процессу и качеству обучения;
- совершенствование системы управления качеством научных исследований и подготовки аспирантов;
- обеспечение междисциплинарности подготовки и вхождения молодых ученых в научное сообщество;
- развитие академической мобильности и научных коммуникаций;
- повышение научного уровня диссертационных исследований;
- обеспечение финансирования диссертационных исследований.
Подготовка по структурированным программам в исследовательских школах позволяет повысить профессиональный уровень выпускников аспирантуры, овладеть навыками работы в команде, приобрести коммуникационные навыки, освоить вопросы научного менеджмента, трансфера знаний, оценки рисков. Все это существенно расширяет перспективы будущей карьеры молодых ученых. Анализ опыта ведущих университетов мира свидетельствует о том, что создание исследовательских школ и развитие на их базе структурированных РЬБ-программ являются эффективными инструментами для решения задач в сфере кадрового обеспечения науки, высшей школы и высокотехнологичного бизнеса. В таких школах, как правило, удается:
- обеспечить финансирование подготовки аспирантов;
- установить четкие профессиональные требования к процессу и качеству обучения;
- обеспечить междисциплинарность подготовки и вхождение молодых ученых в научное сообщество;
- развивать академическую мобильность и научные коммуникации;
- повысить научный уровень диссертационных исследований;
- усовершенствовать систему управления качеством научных исследований и подготовки кадров.
Исследовательские школы ННГУ
Исследовательские школы ННГУ образованы на базе крупных научных коллективов ми-
рового уровня, имеющих высокий потенциал развития, финансовое и инфраструктурное обеспечение исследований и разработок, а также деловые связи с ведущими научными центрами и предприятиями высоких технологий.
Основные правила функционирования исследовательских школ ННГУ:
- тщательный отбор кандидатов для зачисления в исследовательскую школу;
- сбалансированная ответственность сторон «аспирант - научный руководитель - университет - предприятие-партнер», закрепленная положениями об исследовательских школах [12];
- включение аспирантов в состав научных коллективов, выполняющих крупные исследовательские проекты;
- междисциплинарность подготовки;
- развитие профессиональных и универсальных компетенций аспирантов;
- включение в программу подготовки аспирантов стажировок в ведущих научно-образовательных центрах мира;
- наличие системы контроля эффективности и качества обучения.
Управление исследовательской школой осуществляет научно-методический совет, который рассматривает вопросы организации учебной и научно-исследовательской работы, утверждает программы и индивидуальные планы подготовки аспирантов и магистрантов, устанавливает правила отбора кандидатов для обучения в школе, размеры надбавок обучающимся, рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью школы.
Научно-методический совет возглавляет руководитель школы, который назначается ректором. В вопросах организации подготовки и аттестации обучающихся, а также реализации государственных и университетских требований к аспирантским программам руководитель школы подчиняется директору Института аспирантуры и докторантуры.
Каждый аспирант на весь период подготовки зачисляется в состав творческого коллектива для выполнения финансируемых научно-исследовательских работ, реализуемых базовыми учебно-научными подразделениями школы. Тематика диссертационных работ максимально приближена к тематике НИР, соисполнителями которых являются аспиранты. При условии успешного завершения обучения в исследовательской школе выпускники получают право на зачисление в университет в качестве штатного научно-педагогического работника.
Рассмотрим кратко особенности каждой из исследовательских школ ННГУ.
Исследовательская школа «Лазерная физика»
Основные направления исследований и подготовки научных кадров:
- взаимодействие лазерного излучения с веществом;
- нелинейная оптика;
- биофотоника;
- лазерная медицина.
Базовые подразделения - кафедра общей физики, кафедра квантовой радиофизики, кафедра электродинамики, лаборатория по изучению экстремальных световых полей, лаборатория оптического нейроимиджинга.
При создании школы использован опыт реализации проекта «Экстремальные световые поля и их приложения», направленного на создание в ННГУ лаборатории лазерной физики мирового класса. Проект выполняется по гранту Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых («мега-грант»). Руководитель мегагранта - профессор Жерар Муру, директор Института экстремальных световых полей в Париже. Предмет исследований лаборатории - генерация световых полей экстремально высокой пиковой мощности, экстремально короткой длительности в терагер-цевом частотном диапазоне.
Руководитель школы профессор М.И. Баку-нов - заведующий кафедрой общей физики ННГУ, ведущий научный сотрудник Института прикладной физики РАН. Работал в качестве приглашенного профессора в университетах Уцуномии, Осаки, Фукуи (Япония), в Data Storage Institute (Сингапур).
Состав научно-методического совета школы: профессор М.И. Бакунов (руководитель школы); профессор кафедры электродинамики В.Б. Гильденбург; доцент кафедры электродинамики Н.Д. Миловский; доцент кафедры квантовой радиофизики А.П. Савикин; профессор кафедры общей физики, член-корреспондент РАН А.М. Сергеев; доцент кафедры общей физики М.В. Цапрев (ученый секретарь).
Основные направления развития исследовательского образования - организация системы специализированных языковых консультаций для обучающихся (подготовка научных публикаций, презентаций докладов и др.), разработка и издание методических материалов по работе на уникальном лабораторном оборудовании, организация мастер-классов с приглашением
выдающихся ученых, организация научных стажировок в ведущих зарубежных и российских научных центрах.
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 10 чел. (5 аспирантов, 5 магистрантов).
Исследовательская школа «Колебательно-волновые процессы в природных и искусственных средах»
Основные направления исследований и подготовки научных кадров:
- физическое и математическое моделирование распространения звука в океанических волноводах;
- нелинейная акустика;
- коллективные процессы в сложных динамических сетях;
- оптимальная и адаптивная обработка сигналов, беспроводные технологии;
- физика низкочастотных шумов;
- разработка новых диагностических технологий, в том числе нелинейных акустических методов;
- обработка сигналов в системах мобильной связи 3-го и 4-го поколений;
- изучение новых возможностей применения физических явлений и их комбинаций для медицинских целей.
Базовые подразделения - кафедра акустики; кафедра теории колебаний и автоматического регулирования; кафедра бионики и статистической радиофизики; кафедра математики; лаборатория биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики «МедЛаб».
При создании школы использован опыт реализации мегагранта «Междисциплинарное исследование на стыке физики (радиофизики, акустики, лазерной физики, физики микроволн) и уникального приборостроения для биомедицинских целей». Руководитель мегагранта -заведующий кафедрой акустики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик О.В. Руденко.
Руководитель школы профессор С.Н. Гурба-тов - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный профессор Нижегородского университета, вице-президент Российского акустического общества, руководитель ведущей научной школы РФ. Осуществлял научную работу и чтение лекций в университетах Кембриджа (Великобритания),
Канзаса, Гамильтона (Канада), Стокгольма (Швеция), Болоньи, Палермо, Турина (Италия), Ниццы (Франция).
Соруководитель школы профессор А.А. Мальцев — член международных комитетов по разработке и стандартизации мобильных систем связи IEEE 802.11ad и WiGig, в качестве председателя Российской аналитической группы участвовал в работе Международного союза электросвязи, выполнял международные проекты MEMBRANE и MiWEBA, является российским представителем в программе EUROPRACTICE.
Состав научно-методического совета школы: профессор С.Н. Гурбатов (руководитель школы); проф. А.А. Мальцев (соруководитель школы); профессор университета Палермо (Италия) Бернардо Спагноло (Bernardo Spagnolo); заведующий кафедрой математики доцент А.А. Дубков; профессор кафедры бионики и статистической радиофизики В.Т. Ермолаев; старший преподаватель кафедры акустики А.В. Клемина (ученый секретарь); декан радиофизического факультета, зав. кафедрой теории колебаний и автоматического регулирования профессор В.В. Матросов; профессор кафедры теории колебаний и автоматического регулирования В.И. Некоркин; доцент кафедры акустики Н.В. Прончатов-Рубцов; действительный член РАН, профессор кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова О.В. Ру-денко.
Международные связи коллектива исследовательской школы: Университет г. Палермо (Италия), Политехнический университет г. Милана (Италия), Королевский технический университет (Стокгольм, Швеция), Обсерватория г. Ниццы (Франция), Токийский технологический институт (Токио, Япония), Университет Калифорнии (Сан-Диего, США).
Основные направления развития исследовательского образования - создание учебно-научной библиотеки исследовательской школы, организация академических обменов и научных стажировок в ведущих зарубежных и российских научных центрах, развитие совместных образовательных программ с зарубежными университетами.
На базе соглашения о научном сотрудничестве ННГУ и университета Палермо (Италия) ректорами этих вузов подписан Договор о реализации программы совместной аспирантуры в области радиофизики. Эта программа предусматривает совместное руководство аспирантами при участии профессоров ННГУ и университета Палермо, двойную защиту диссертаций (на соискание степени PhD в университете Па-
лермо и степени кандидата физико-математических наук - в ННГУ) с участием профессоров обоих университетов-партнеров. Ежегодно аспиранты университета Палермо посещают аспирантские курсы и проводят исследования в ННГУ, а аспиранты ННГУ проходят научные стажировки в университете Палермо в течение минимум одного и максимум шести месяцев и отчитываются по результатам научной работы за каждый год. Программу двойных дипломов завершили 4 аспиранта (два российских и два итальянских). В настоящее время по этой программе обучаются два итальянских и один российский аспирант.
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 46 чел. (27 аспирантов, 19 магистрантов).
Исследовательская школа «Наноматериалы и нанотехнологии»
Исследовательская школа обеспечивает разработку и реализацию программ подготовки аспирантов и магистрантов в области нанотех-нологий и наноматериалов с учетом специфики, отвечающей научным направлениям «Физика конденсированного состояния» и «Физическое материаловедение».
Основные направления научных исследований и подготовки научных кадров:
- наноструктурированные металлы и сплавы;
- нанокерамики и композиты;
- наноэлектроника и cпинтроника.
Основные задачи школы:
- организационное и финансовое обеспечение диссертационных исследований, а также академической и научной мобильности аспирантов и магистрантов;
- организационное и методическое обеспечение учебного процесса по блоку специальных дисциплин, включая разработку методов и форм контроля знаний;
- организация системы подготовки и повышения квалификации преподавателей и научных работников, привлекаемых к научному руководству диссертационными исследованиями аспирантов и магистрантов;
- мониторинг эффективности и качества подготовки обучающихся, а также профессиональных карьер выпускников;
- разработка и реализация механизмов выявления и целевой поддержки научно-исследовательской работы студентов 2-4 курсов;
- решение проблемы междисциплинарной подготовки студентов и создание инструментов и условий для творческого развития личности студентов и молодых научных сотрудников.
Подход к подготовке научных кадров -широкое образование в области физики, химии и механики материалов, а также дополнительное образование в области гуманитарных наук, способствующее творческому развитию личности.
Методы работы:
- система практических занятий на современном технологическом и исследовательском оборудовании НИФТИ ННГУ и физического факультета ННГУ;
- система стажировок для ознакомления с передовыми нанотехнологиями других научных групп, а также с технологиями ведущих промышленных предприятий - партнеров исследовательской школы;
- учебные занятия.
Базовые подразделения - кафедры физического факультета ННГУ, лаборатории Научно-исследовательского физико-технического института, Научно-образовательный центр «Нанотехнологии».
Руководитель школы профессор В.Н. Чуви-льдеев - заместитель декана физического факультета по научной работе, заместитель директора Научно-исследовательского физико-технического института по научной работе, директор Научно-образовательного центра «Нано-технологии», руководитель ведущей научной школы РФ, член экспертного совета ВАК по направлению «Металлургия и металловедение». Является руководителем ряда договоров на выполнение НИОКР с ведущими промышленными предприятиями и организациями РФ (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ОАО «ОКБМ Африкан-тов», ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород», Фонд перспективных исследований и др.).
Состав научно-методического совета школы: профессор В.Н. Чувильдеев (руководитель школы); доцент О.Н. Горшков - директор НИФТИ, директор Научно-образовательного центра «Физика твердотельных наноструктур»; декан физического факультета доцент К.А. Марков; профессор кафедры теоретической физики, заведующий лабораторией «Теория наноструктур» НИФТИ А.М. Сатанин; заведующий кафедрой электроники твёрдого тела профессор Е.С. Демидов; заведующий кафедрой физического материаловедения, директор Института проблем машиностроения РАН профессор В.Н. Перевезенцев; доцент кафедры теоретической физики Д.В. Хомицкий (ученый секретарь).
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 17 чел. (1 магистрант, 8 аспирантов, 8 стажеров-исследователей).
Исследовательская школа «Нейробиотехнологии»
Школа обеспечивает разработку и реализацию структурированных программ подготовки аспирантов и магистрантов с учетом специфики, отвечающей научному направлению «Живые системы».
Базовые подразделения - кафедра нейроди-намики и нейробиологии, Нижегородский нейронаучный центр, лаборатория исследования внеклеточного матрикса мозга, кафедра теории колебаний и автоматического регулирования, кафедра общей физики, лаборатория нелинейных процессов в живых системах Института прикладной физики РАН, лаборатория клеточных технологий Нижегородской государственной медицинской академии.
Сотрудничество: Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках.
Основные направления научных исследований:
- синаптическая и внесинаптическая нейропередача в мозге;
- оптический нейроимиджинг;
- мультиэлектродная регистрация активности нейрональных сетей in vitro;
- разработка нейроаниматов - роботов, управляемых активностью живых клеток мозга;
- исследование внеклеточного матрикса мозга;
- разработка математических моделей нейронов и нейрон-глиальных сетей мозга;
- виртуальные нейронные сети.
Руководитель школы профессор В.Б. Казанцев - проректор ННГУ по научной работе и инновациям, заведующий кафедрой нейродинами-ки и нейробиологии, руководит рядом научных проектов, получивших конкурсную поддержку РФФИ, Федеральных целевых программ, Российского научного фонда, является соруководи-телем мегагранта (приглашенный ученый -профессор А.Э. Дитятев); осуществлял научную работу и чтение лекций в университетах Мадрида (Испания), Бургундии (Франция), Гуа-нохуато (Мексика).
Состав научно-методического совета школы: профессор В.Б. Казанцев (председатель); директор Института биологии и биомедицины ННГУ профессор А.В. Семьянов; профессор кафедры нейродинамики и нейробиологии биологического факультета И.В. Мухина; научный сотрудник кафедры нейродинамики и нейро-биологии М.В. Ведунова; старший преподаватель кафедры теории колебаний и автоматического регулирования радиофизического факультета А.Ю. Симонов; ассистент кафедры нейро-
динамики и нейробиологии А.С. Пимашкин; научный сотрудник кафедры нейродинамики и нейробиологии А.В. Лебедева; аспирант кафедры нейродинамики и нейробиологии С.А. Герасимова (ученый секретарь).
Основные направления развития исследовательского образования - организация научных стажировок и академических обменов, мастер-классы ведущих российских и зарубежных ученых, развитие сетевых взаимодействий с ведущими национальными и мировыми научно-образовательными центрами по направлению «Живые системы».
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 15 чел. (14 аспирантов, 1 магистрант).
Исследовательская школа «Новые материалы на основе неорганических соединений»
Основные направления исследований и подготовки научных кадров:
- химия неорганических и координационных соединений, химия высокочистых веществ, современные методы анализа и физической химии;
- разработка новых оптических, магнитных, биокерамических и других видов материалов для высокотехнологичных отраслей промышленности;
- проблемы утилизации радиоактивных отходов;
- разработка интерактивных баз данных и программного обеспечения для проведения исследований свойств неорганических соединений.
Базовые подразделения - кафедра неорганической химии, кафедра химии твердого тела, кафедра аналитической химии.
Руководитель школы профессор кафедры химии твердого тела А.В. Князев - заместитель декана химического факультета, заместитель директора НИИ химии по научной работе, секретарь секции по химической термодинамике и термохимии Научного совета по физической химии РАН.
Соруководитель школы профессор Н.Г. Чер-норуков - заведующий кафедрой химии твердого тела, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный профессор ННГУ, действительный член РАЕН.
Состав научно-методического совета школы: профессор А.В. Князев (руководитель школы); профессор Н.Г. Черноруков (соруководи-тель школы); заведующий кафедрой неорганической химии академик РАН М.Ф. Чурбанов;
заведующий кафедрой аналитической химии профессор В.А. Крылов; профессор кафедры химии твердого тела А.И. Орлова; профессор кафедры неорганической химии Е.М. Гаври-щук; доцент кафедры аналитической химии О.В. Нипрук; старший преподаватель кафедры химии твердого тела Е.Н. Буланов (ученый секретарь).
Международные связи коллектива исследовательской школы: Институт низкотемпературных структурных исследований Польской академии наук (Вроцлав, Польша), Школа материаловедения Технологического университета Наньянг (Сингапур), Университет Овьедо (Испания), Университет Бордо (Франция), Международное агентство по атомной энергии (Вена, Австрия), Делфтский технический университет (Делфт, Нидерланды), Институт проблем комплексного освоения недр (Караганда, Казахстан).
Основные направления развития исследовательского образования - организация междисциплинарных семинаров в сотрудничестве с Институтом химии высокочистых веществ РАН, разработка учебно-методических материалов для сопровождения специализированных учебных курсов, организация научных стажировок в ведущих российских и зарубежных научных центрах, организация и проведение научных конференций по современным проблемам химической науки.
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 15 аспирантов.
Исследовательская школа «Экодиагностика био- и геосистем»
Основные направления научных исследований и подготовки кадров:
- биомониторинг и биоиндикация наземных и водных экосистем;
- псевдосимметрия биосистем (биосиммет-рика);
- фрактальный анализ структуры и динамики био- и геосистем;
- ГИС-технологии в экодиагностике био- и геосистем;
- математическое моделирование в экодиа-гностике био- и геосистем;
- экотоксикология объектов окружающей среды;
- экотоксикологическая экспертиза безопасности традиционных и наноматериалов;
- экологическая иммунотоксикология;
- расчет экологических рейтингов регионов и предприятий.
Базовые подразделения - кафедра экологии, межфакультетское отделение «Безопасность
жизнедеятельности», филиал кафедры экологии в Институте прикладной физики РАН, лаборатория фрактальной динамики Института прикладной физики РАН, лаборатория теоретической и прикладной экологии.
Партнеры:
- Институт экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти);
- Институт экологии растений и животных УрО РАН (Екатеринбург);
- Институт прикладной физики РАН (Нижний Новгород);
- Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу;
- Верхневолжское водное бассейновое управление.
Руководитель школы профессор Д.Б. Гела-швили - заведующий кафедрой экологии, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, лауреат премии Нижнего Новгорода в области экологии, член редколлегии журнала «Поволжский экологический журнал».
Состав научно-методического совета школы: профессор Д.Б. Гелашвили (председатель); профессор кафедры экологии Г.В. Шурганова (заместитель председателя); профессор кафедры экологии Е.Б. Романова; профессор кафедры экологии Д.И. Иудин; профессор кафедры экологии А.Я. Моничев; к.б.н. М.С. Снегирева (ученый секретарь школы).
Группа экспертов школы (углубленная консультационная и методическая поддержка аспирантам и магистрантам): к.б.н. М.Е. Безруков -эксперт по экотоксикологии; к.б.н. В.Н. Якимов - эксперт по математическому моделированию; к.б.н. А.А. Нижегородцев - эксперт по псевдосимметрии биообъектов.
Основные направления развития исследовательского образования - разработка учебных пособий и методических материалов для сопровождения курсов и семинаров, проведение всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, конференций и школ для научной молодежи, организация мастер-классов с приглашением ведущих российских и зарубежных ученых.
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 15 чел. (10 магистрантов, 5 аспирантов).
Исследовательская школа «Компьютерная и экспериментальная механика»
Основные направления исследований и подготовки научных кадров - проблемы динамики, прочности и ресурса машиностроительных кон-
струкций применительно к аппаратам и установкам ядерной техники при штатных и экстремальных режимах нагружения.
Базовые подразделения - Научно-исследовательский институт механики; кафедра теоретической, компьютерной и экспериментальной механики Института информационных технологий, математики и механики.
Руководитель школы профессор Л.А. Игумнов - директор Научно-исследовательского института механики ННГУ, заведующий кафедрой теоретической, компьютерной и экспериментальной механики, почетный работник науки и техники РФ, член Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, член научного совета РАН по механике деформируемого твердого тела, главный редактор научного журнала «Проблемы прочности и пластичности», руководитель научно-образовательного центра «Механика».
Соруководитель школы профессор А.К. Любимов - профессор кафедры теоретической, компьютерной и экспериментальной механики, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Академии инженерных наук РФ, член президиума учебно-методического совета «Математика. Механика», эксперт Росаккредагентства.
Состав научно-методического совета школы: профессор Л.А. Игумнов (руководитель школы); профессор А.К. Любимов (соруководитель школы); заместитель директора по научной работе НИИ механики к.т.н. В.В. Егунов; заместитель директора Института проблем машиноведения РАН профессор В.И. Ерофеев; директор Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) профессор В.Е. Костюков; ученый секретарь НИИ механики к.ф.-м.н. С.Ю. Литвинчук; академик РАН Ф.М. Митенков; профессор кафедры теоретической, компьютерной и экспериментальной механики В.В. Новиков; начальник отдела РФЯЦ-ВНИИЭФ А.А. Рябов; профессор кафедры теоретической, компьютерной и экспериментальной механики Д.Т. Чекмарев.
Международные связи: Политехнический университет Милана (Италия), Кардиффский университет (Великобритания), Университет Лугано (Швейцария), Imperial College (Великобритания), Университет Пурдью (США).
Основные направления развития исследовательского образования - создание учебно-научной библиотеки исследовательской школы, организация академических обменов и научных
стажировок, развитие совместных образовательных программ.
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 42 чел. (18 магистрантов, 18 аспирантов, 6 докторантов).
Исследовательская школа «Социально-политические процессы в условиях глобализации»
Цели и задачи - проведение фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам политической и социальной науки, международных отношений и безопасности; повышение уровня профессиональной подготовки магистрантов и аспирантов.
Приоритетное направление работы - изучение социально-политических и международных аспектов развития современных технологий в глобальном и региональном измерениях.
Основные принципы организации научной деятельности:
- внедрение результатов исследований и разработок в образовательный процесс;
- привлечение к научным исследованиям магистрантов и аспирантов;
- защита результатов интеллектуальной собственности, нацеленность на коммерциализацию результатов исследований и разработок, ориентация на потребности реального сектора экономики и социальной сферы.
Школа в целях поддержки молодых учёных:
- проводит конкурсы студенческих научно-исследовательских работ и проектов, научные конференции и школы для молодых ученых;
- оказывает консультационно-методическую помощь в подготовке магистрантами и аспирантами заявок на конкурсы проектов, грантов и стипендий, проводимых российскими и зарубежными программами, фондами и организациями;
- привлекает студентов и аспирантов в состав временных творческих коллективов, выполняющих проекты по тематике и направлениям исследований школы;
- организует стажировки и повышение квалификации научной молодежи.
Руководители школы:
- доктор политических наук М.И. Рыхтик -директор Института международных отношений и мировой истории, заведующий кафедрой теории политики, член профессиональных организаций «Российская ассоциация международных отношений», «Российская ассоциация европейских исследований», «Ассоциация международных исследований», «Российская ассо-
циация политических наук», «Международный институт стратегических исследований»;
- профессор З.М. Саралиева - заведующая кафедрой общей социологии и социальной работы, лауреат премии Нижнего Новгорода в области науки и высшего образования, заслуженный профессор ННГУ, почетный доктор Института социологии РАН, вице-президент межрегиональной общественной организации «Академия гуманитарных наук», член редколлегии журналов «Женщина в российском обществе», «Социология», «Личность. Культура. Общество».
Состав научно-методического совета школы: д.полит.н. М.И. Рыхтик (соруководитель школы); профессор З.Х.-М. Саралиева (соруко-водитель школы); декан факультета социальных наук доцент В.А. Блонин; проректор по учебной и воспитательной работе ННГУ профессор А.А. Кузнецов; заведующий кафедрой прикладной социологии профессор А.А. Иудин; заведующая кафедрой экономической социологии профессор Н.Н. Ивашиненко; заведующий кафедрой прикладной политологии профессор Д.Г. Балуев; заведующий кафедрой истории и политики России проф. И.В. Рыжов; директор НИИ глобальных социально-политических процессов д.полит.н. С.В. Старкин; заместитель директора Института международных отношений и мировой истории по научной работе доцент А.Н. Маслов.
Международные связи: Университет Дуйсбург-Эссен (Германия), Технический университет г. Хемниц (Германия), Университет Линкольна (Великобритания), Университет Уорви-ка (Великобритания), Университет г. Глазго (Великобритания), Университет Уппсала (Швеция).
Контингент обучающихся (по состоянию на март 2015 года) - 12 чел. (4 магистранта, 8 аспирантов).
Организация подготовки молодых ученых (на примере исследовательской школы «Нейробиотехнологии»)
Исследовательская школа «Нейробиотехно-логии» создана на базе ряда научно-исследовательских проектов Нижегородского нейрона-учного центра ННГУ [11]. Одной из предпосылок ее создания стал грант Правительства Российской Федерации 2010 года на развитие в университете научных исследований мозга под руководством профессора А.Э. Дитятева [14]. Выполнение этого проекта позволило существенно улучшить инфраструктуру научных исследований мозга в ННГУ и привлечь к этим
Базовый модуль
модульные курсы по современным концепциям и достижениям в области нейронауки
Динамический модуль
("вести с передового фронта нейронауки")
лекции приглашенных ученых, в том числе с
использованием веб-технологий и телевидеоконференций
Практический модуль
семинары в формате journal club
Рис. 1. Структура образовательной программы в исследовательской школе «Нейробиотехнологии», обеспечивающей развитие профессиональных компетенций выпускников
исследованиям талантливых магистрантов и аспирантов.
Другой важной предпосылкой интенсивного развития сетевой интеграции, мобильности студентов и аспирантов стал проект создания сетевой аспирантуры «Биотехнологии в нейронау-ках», реализованный университетом совместно с рядом российских и зарубежных университетов и научных центров в рамках программы TEMPUS [15].
Рассмотрим более подробно организационную структуру школы, координацию с факультетами и кафедрами, а также формат сотрудничества школы с другими российскими и зарубежными научно-образовательными центрами.
Организация системы подготовки. Характерной особенностью исследовательских школ является тесное взаимодействие с научными проектами и их руководителями, которые, по существу, и являются основными преподавателями этих школ. Таким образом, формат образовательных программ выстроен с позиций достижения наибольшей пользы для выполнения исследовательских проектов и приобретения аспирантами - исполнителями тех же самых проектов современных навыков и профессиональных компетенций. Это позволяет органично сочетать интересы руководителей научных коллективов, основной задачей которых является выполнение научного проекта, и слушателей (аспирантов и магистрантов), обучение которых становится, по сути, частью программы научных исследований. В результате затраты времени на фактическое обучение молодежи при работе над диссертационными исследованиями переносятся на системный уровень преподавания материала небольшой группе слушателей исследовательской школы.
Образовательная программа включает:
- базовые курсы, сформированные в виде модулей по основным тематикам исследовательских проектов;
- специализированные лекции приглашенных российских и зарубежных ученых, которые читаются на нерегулярной основе, в том числе и в формате «по требованию»;
- семинарские занятия в формате «журнального клуба» (рис. 1).
Модульные курсы представляют собой сжатые курсы лекций по узкой тематике текущей научной работы и обновляются при завершении того или иного проекта и появлении новых проектов. Такие курсы, по сути, являются отражением текущих научных исследований и прекращают читаться одновременно с прекращением работ по проекту и, соответственно, отсутствием потребностей в формировании у научной группы тех или иных «узких компетентно-стей», необходимых для успешного решения задач конкретного проекта.
Целью проведения специализированных факультативных курсов является ознакомление научной молодежи с современными трендами в данной области знаний, научными открытиями и полемикой, идущей в научном сообществе по актуальным нерешенным вопросам. Такие лекции читаются приглашенными профессорами, в том числе с использованием интернет-технологий и тематических электронных ресурсов, размещаемых в Интернете ведущими мировыми исследовательскими центрами. Кроме того, к формату факультативных курсов относятся также курсы «по требованию», читаемые как преподавателями школы, так и приглашенными специалистами для ликвидации «пробелов» в базовом образовании аспирантов и магистран-
тов. В области нейробиотехнологий это могут быть, например, курсы по прикладной статистике или специализированным методам обработки экспериментальных данных, которые отсутствовали в базовой программе обучения студентов.
В рамках журнального клуба (journal club) студенты и аспиранты школы имеют возможность обсудить как собственные научные проекты, так и реферативные доклады по научным статьям других авторов.
Таким образом, система подготовки аспирантов в исследовательской школе «Нейробио-технологии» в определенной степени отражает классические концепции контекстного [15] и проблемно-ориентированного обучения (problem based learning, см., например, [16]), в рамках которых преподавание трактуется в контексте профессиональной деятельности с использованием методов активного обучения. Однако в данном случае в качестве проблемы, решаемой коллективом слушателей школы, выступает не учебная задача, а отдельные фрагменты крупного научного проекта, которые выполняют аспиранты при подготовке диссертационной работы. При этом, как показывает опыт, затраты времени и ресурсов руководителей научных проектов компенсируются реальным научным вкладом аспирантов в эти проекты.
Финансирование диссертационных работ и формирование общепрофессиональных компетенций выпускников школы. С точки зрения менеджмента научных исследований в школе «Нейробиотехнологии» удалось создать систему оптимальной профессионально-ориентированной подготовки квалифицированных исполнителей - исследователей для конкретных научных задач, а успех в решении этих задач позволил обеспечить дополнительное финансирование магистрантов и аспирантов школы за счет средств научных грантов.
Одним из важнейших образовательных результатов деятельности исследовательской школы является формирование у выпускников общепрофессиональных компетенций, и в частности навыков подачи заявок на индивидуальные научные гранты. В результате успешного выполнения этой части образовательной программы удалось привлечь дополнительные финансовые ресурсы для диссертационных исследований. В период с 2010 по 2014 годы большинство слушателей школы получило индивидуальные научные гранты на проведение научных исследований и инновационной деятельности - от вузовских и региональных именных стипендий до грантов федеральных научных
программ и фондов, стипендий Президента и Правительства РФ для аспирантов и молодых ученых.
Научное сотрудничество, мобильность, сетевая интеграция. Современные научные исследования в большинстве естественно-научных дисциплин, в том числе в нейронауке, практически невозможно проводить в рамках автономного научного коллектива. Крупные проекты требуют применения широкого набора междисциплинарных методов и подходов, которые сложно реализовать в отдельно взятом коллективе. Такие проекты вовлекают несколько научных групп, владеющих глубокой экспертизой, каждая в своем достаточно узком поле. Отражением этого факта является возникновение в мировом научном сообществе сетевых научно-образовательных консорциумов с финансированием мобильности ученых, что позволяет решать сложные, комплексные научные задачи. Отражением этого факта в образовании стали образовательные консорциумы, финансируемые, в частности, европейскими грантами в рамках программ TEMPUS и ERASMUS MUN-DUS. В отношении подготовки научных кадров высшей квалификации таким консорциумом стал первый в России проект сетевой аспирантуры «Биотехнологии в нейронауках». Одним из узлов этой сети является ННГУ [17]. Этот проект обеспечил сетевую интеграцию аспирантов и магистрантов исследовательской школы «Нейробиотехнологии», включающую:
- мобильность аспирантов и преподавателей в пределах входящих в сеть университетов и научных центров;
- разработку и чтение профильных модульных курсов с привлечением ведущих западных специалистов;
- формирование электронного каталога лекций и семинаров;
- проведение международных научных школ с приглашением ведущих ученых в области нейробиотехнологий.
Заключение
Как показывает опыт ведущих университетов мира, высокое качество подготовки исследователей можно обеспечить лишь на базе конкурентоспособных научных коллективов, имеющих высокий потенциал развития, финансовое и инфраструктурное обеспечение исследований и разработок, деловые связи с ведущими учебно-научными центрами и предприятиями высокотехнологичных отраслей экономики. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие актуальных научных тем, расширение академи-
ческой и научной мобильности аспирантов, преподавателей и научных работников, повышение качества образовательных программ и результативности аспирантуры.
Эффективной формой подготовки научно-педагогических кадров являются аспирантские исследовательские школы. Результаты настоящей работы свидетельствуют о том, что опыт создания и развития таких школ в ННГУ может оказаться полезным для ряда российских университетов, перед которыми стоит задача повышения международной конкурентоспособности, а также поиска и реализации новых форм и методов подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным научным направлениям. Эти направления, как правило, имеют междисциплинарный характер, для их развития требуется объединение в рамках крупных научных проектов и программ ученых, представляющих различные области знания. Опираясь на ресурсную базу таких проектов, можно наладить полноценное финансирование аспирантских школ и обеспечить высокий уровень подготовки научных кадров.
Список литературы
1. Bitusikova А. The recent trends and developments in doctoral studies in Europe // Universita degli Studi di Roma Tor Vergata. 2010, October 13.
2. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из истории становления европейской докторской степени // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 99-115.
3. Trends 2010: A Decade of chance in European Higher Education. - URL: www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwij s/bologna/2010_conference/documents/ eua_trends_2010.pdf (дата обращения: 31.08.2015).
4. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Черты нового / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 544 с.
5. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78-89.
6. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных
кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 3-15.
7. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 8. С. 23-27.
8. Kehm В.М. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects / Ed. by J. Sadlak (Studies on Higher Education). UNESCO/CEPES. Bucharest, 2004. - URL: www.unesdoc.unesco.org/images/0013/001364/136456e. pdf (дата обращения: 15.04.2014).
9. Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. Т. 4. № 4. С. 27.
10. Eggermont J. General skills development in doctoral training // Bolonga-Projekte der Osterreichischen Universitatskonferenz. 2008. 9 Dezember. Wein, 2008. -URL: www.unico. ac. at/upload/abstract_skillsdevelop-ment_ wein_dec08.pdf (дата обращения: 15.04.2014).
11. Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34-42.
12. Институт аспирантуры и докторантуры ННГУ. - URL: http://www.phd.unn.ru/ (дата обращения: 14.05.2015).
13. Нижегородский нейронаучный центр Института живых систем ННГУ. - URL: http://neuro.nnov.ru/obschaya-informaciya/ (дата обращения: 04.04.2015).
14. Лаборатория исследования внеклеточного матрикса мозга. - URL: http://www.bram-ecm.com/index.php/ru/ (дата обращения: 04.04.2015).
15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
16. Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиито-ва З.Б., Ермекбаева Д.К. Инновационный метод «Проблемно-ориентированного обучения» (Problem-based learning - PBL) // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 112-114.
17. Национальная Сеть Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках БиоН. - URL: http:// www.neurobiotech.ru (дата обращения: 10.06.2015).
RESEARCH SCHOOLS AS A DRIVER IN THE DEVELOPMENT OF A NEW TYPE OF POSTGRADUATE SCHOOL
B.I. Bednyi, V.B. Kazantsev, A.A. Mironos, E.O. Polovinkina, N. V. Rybakov
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
This article describes the first-time experience of creation and functioning of postgraduate research schools in a Russian university. Such research schools are specialized university structures that ensure close integration of young scientists in major competitive research teams that have the necessary human, financial and infrastructural resources for the preparation of research and teaching staff in accordance with the modern international standards. We examine some global trends in the development of postgraduate studies as a third level of higher education, the organization of research and postgraduate education, funding for dissertation research, development of network interaction, mobility of postgraduate students and teaching staff members of research schools. UNN's experience in the establishment and operation of research schools may be useful for the leading Russian universities whose task is to enhance their international competitiveness, to search for new methods and forms of training highly qualified professionals in priority areas of science.
Keywords: postgraduate research schools, Bologna process, research skills, structured program of postgraduate studies, postgraduate school experience in the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod.