Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КОЛЛЕДЖА'

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / СТУДЕНТ / НЕТРАДИЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ / ВЫСТАВКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ / МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стахеева С.В.

Методические основы проведения экскурсий для обучающихся первых курсов на примере работы педагогов ГБПОУ «Озерский технический колледж» с приложением Технологической карты урока - экскурсии по ФГОС СОО. Экскурсия в переводе с латинского языка означает «поездка» или «вылазка». В экскурсии показ сочетается с пояснением, комментированием специалиста-экскурсовода. Во время экскурсии знакомство с явлениями действительности, культурными объектами, промышленными предприятиями, оборудованием и технологиями и т. д. способствует формированию у обучающихся целостного восприятия мира, мировоззрения. Экскурсия, как и любое учебное занятие, строится по определенным законам. Оно имеет тему, цель, задачи и по времени соотносится с уроком. Экскурсии можно подразделить на производственные, естественно-научные, историко-литературные, краеведческие и т. д. Многообразные экскурсии, которые организуют и проводят преподаватели нашего колледжа, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся экскурсии по посещению лабораторий, мастерских, площадок для проведения демонстрационного экзамена. В число объектов для экскурсий включают специализированный центр компетенций национального уровня «Сварочные технологии» и отраслевые центры компетенций РОСАТОМ и «Мехатроника» ФГУП «ПО „Маяк“», расположенные на базе нашего колледжа. Для проведения внешних экскурсий используются учреждения экономики и культуры нашего города Озерска. Студенты посещают промышленные предприятия. В статье предлагается методика проведения уроков-экскурсий и технологическая карта, разработанная в соответствии с ФГОС СОО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING AND CONDUCTING EXCURSION LESSONS FOR FIRST YEAR COLLEGE STUDENTS

The methodological basis of the excursions for the rst year students on the example of the teachers’ work at the state educational institution “Ozersk technical college” with the application of the Technological map of the lesson - excursion according to FSES СОО. Excursion in the Latin language means trip or sortie. In excursion the show is combined with explanation, commenting of the expert guide. During an excursion acquaintance with the phenomena of reality, cultural objects, industrial enterprises, equipment and technologies, etc. promotes formation at students of holistic perception of the world, world outlook. Excursion, as well as any educational lesson, is constructed according to certain laws. It has a theme, the purpose, tasks and on time corresponds to a lesson. Excursions can be subdivided into production, natural science, historical and literary, local history, etc. The variety of excursions that are organized and conducted by our college teachers are divided into internal and external excursions. Internal excursions include excursions to visit laboratories, workshops, and demonstration exam sites. The sites for excursions include the specialized national level competence center “Welding Technologies” and the Industry Competence Center of ROSATOM and “Mechatronics” of PO Mayak located on the basis of our college. Opportunities in the sphere of economy and culture of our city of Ozersk are used for external excursions. Students visit industrial enterprises. The article proposes a methodology of lessons-excursions and a technological map, developed in accordance with the FGOS СООС.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КОЛЛЕДЖА»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2022. № 3 (19). С. 26-36. ISSN 2409-4102 (print)

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2022;(3(19):26-36. ISSN 2409-4102 (print)

Научная статья УДК 37

doi: 10.24411/2409-4102-2022-10304

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ

ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ

ПЕДАГОГОВ ГБПОУ «ОЗЕРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)

Светлана Владимировна Стахеева

Озерский технический колледж, г. Озерск, Россия, staxeeva70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0297-9702

Аннотация. Методические основы проведения экскурсий для обучающихся первых курсов на примере работы педагогов ГБПОУ «Озерский технический колледж» с приложением Технологической карты урока — экскурсии по ФГОС СОО. Экскурсия в переводе с латинского языка означает «поездка» или «вылазка». В экскурсии показ сочетается с пояснением, комментированием специалиста-экскурсовода. Во время экскурсии знакомство с явлениями действительности, культурными объектами, промышленными предприятиями, оборудованием и технологиями и т. д. способствует формированию у обучающихся целостного восприятия мира, мировоззрения. Экскурсия, как и любое учебное занятие, строится по определенным законам. Оно имеет тему, цель, задачи и по времени соотносится с уроком. Экскурсии можно подразделить на производственные, естественно-научные, историко-литературные, краеведческие и т. д. Многообразные экскурсии, которые организуют и проводят преподаватели нашего колледжа, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся экскурсии по посещению лабораторий, мастерских, площадок для проведения демонстрационного экзамена. В число объектов для экскурсий включают специализированный центр компетенций национального уровня «Сварочные технологии» и отраслевые центры компетенций РО-САТОМ и «Мехатроника» ФГУП «ПО „Маяк"», расположенные на базе нашего колледжа. Для проведения внешних экскурсий используются учреждения экономики и культуры нашего города Озерска. Студенты посещают промышленные предприятия. В статье предлагается методика проведения уроков-экскурсий и технологическая карта, разработанная в соответствии с ФГОС СОО.

Ключевые слова: экскурсия, студент, нетрадиционное учебное занятие, междисциплинарные связи, экспозиция музея, выставки, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, универсальных учебных действий

Для цитирования: Стахеева С. В. Подготовка и проведение уроков-экскурсий для первокурсников колледжа // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2022. № 3 (19). С. 26—36. doi: 10.24411/2409-4102-2022-10304.

Original article

PREPARING AND CONDUCTING EXCURSION LESSONS

FOR FIRST YEAR COLLEGE STUDENTS (BASED ON THE WORK

OF TEACHERS AT OZERSKY TECHNICAL COLLEGE)

Svetlana V. Stakheeva

Ozersky Technical College, Ozersk, Russia, staxeeva70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0297-9702

Abstract. The methodological basis of the excursions for the first year students on the example of the teachers' work at the state educational institution "Ozersk technical college" with the application of the Technological map of the lesson — excursion according to FSES СОО. Excursion in the Latin language means trip or sortie. In excursion the show is combined with explanation, commenting of the expert guide. During an excursion acquaintance with the phenomena of reality, cultural objects, industrial enterprises, equipment and technologies, etc. promotes formation at students of holistic perception of the world, world outlook. Excursion, as well as any educational lesson, is constructed according to certain laws. It has a theme, the purpose, tasks and on time corresponds to a lesson.

© Стахеева С. В., 2022

Excursions can be subdivided into production, natural science, historical and literary, local history, etc. The variety of excursions that are organized and conducted by our college teachers are divided into internal and external excursions. Internal excursions include excursions to visit laboratories, workshops, and demonstration exam sites. The sites for excursions include the specialized national level competence center "Welding Technologies" and the Industry Competence Center of ROSATOM and "Mechatronics" of PO Mayak located on the basis of our college. Opportunities in the sphere of economy and culture of our city of Ozersk are used for external excursions. Students visit industrial enterprises. The article proposes a methodology of lessons-excursions and a technological map, developed in accordance with the FGOS СООС.

Keywords: excursion, student, non-traditional learning activity, interdisciplinary links, museum exposition, exhibitions, formation of personal, meta-subject and subject results, universal learning activities

For citation: Stakheeva SV. Preparing and Conducting Excursion Lessons for First Year College Students. Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2022;(3(19):26-36. (In Russ.). doi: 10.24411/24094102-2022-10304.

Введение

В современных условиях, когда обучение происходит в тесной связи с воспитанием, актуально проведение занятий с использованием экскурсий. Опыт работы нашего колледжа показывает, что экскурсия как нетрадиционное учебное занятие регулярно используется в учебном и воспитательном процессе для студентов первых курсов.

Экскурсия в переводе с латинского языка означает «поездка» или «вылазка». Экскурсия — коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-н., посещение чего-н. с образовательной, познавательной целью [3, с. 907].

В педагогике экскурсия как нестандартная форма проведения обучения рассматривается в трудах К. Д. Ушинского [6], П. И. Пидкасистого [4], И. П. Подласова [5] и других [1; 2].

Результаты исследования и их обсуждение

В экскурсии показ сочетается с пояснением, комментированием специалиста-экскурсовода. Во время экскурсии знакомство с явлениями действительности, культурными объектами, промышленными предприятиями, оборудованием и технологиями и т. д. способствует формированию у обучающихся целостного восприятия мира, мировоззрения. Экскурсия, как и любое учебное занятие, строится по определенным законам. Оно имеет тему, цель, задачи и по времени соотносится с уроком (примерно 45 минут). Важнейшим признаком экскурсии является научность изложения материала. Использование экскурсии в учебном процессе и внеучебной деятельности высокоэффективно. Поэтому экскурсию в педагогике считают формой и методом приобретения новых знаний. Обучение и воспитание во время проведения экскурсии основано на взаимосвязи теории и практики.

В учебнике по педагогике под редакцией П. И. Пидкасистого [4] приводятся следующие

важнейшие дидактические функции экскурсии: наглядность и научность обучения, укрепление связи с жизнью, расширение кругозора. Возможность окунуться, примерить, прикоснуться, попробовать, испытать подлинные эмоции.

Экскурсии могут быть производственные, естественно-научные, историко-литературные, краеведческие и т. д.

Многообразие экскурсий, которые организуют и проводят преподаватели нашего колледжа, подразделяются на внутренние и внешние экскурсии.

К внутренним относятся экскурсии по посещению лабораторий, мастерских, площадок для проведения демонстрационного экзамена. В число объектов для экскурсий включают специализированный центр компетенций национального уровня «Сварочные технологии» и отраслевые центры компетенций РОСАТОМ и «Мехатрони-ка» ФГУП «ПО „Маяк"», расположенные на базе нашего колледжа.

Студенты первых курсов посещают эти объекты по профилю своего обучения. Особого интереса заслуживает Отраслевой центр компетенций «Мехатроника». Это современный, оснащенный по последнему слову техники центр, в котором занимаются инновационными разработками в области мехатроники и создания прототипов. Центр оснащен полнофункциональным промышленным оборудованием, отвечающим современным потребностям отрасли. Среди оборудования центра есть несколько модификаций современных 3^ принтеров. В Год науки и технологий центр посещали не только студенты специальности «Мехатроника и мобильная робототехника», но и обучающиеся других специальностей и профессий технологического профиля. Центр принимает и другие категории посетителей, в том числе учащихся школ и других учебных заведений нашей области.

Для абитуриентов и первокурсников подобные экскурсии дают возможность больше узнают о выбранной профессии или специальности, увидеть, каким оборудованием оснащен колледж, и как оно работает. Это возможность не только получить больше производственно-технических сведений по профессии, но и сделать отношение к будущей трудовой деятельности эмоционально окрашенным. Возрастает уровень познавательной активности, связанный с избранной профессией.

В дальнейшем студенты колледжа тренируются на этих площадках и принимают активное участие в чемпионатном движении Молодые профессионалы WorldSkiПs. Достижения наших студентов подтверждаются призовыми местами на соревнованиях различного уровня. В 2017 году Озерский технический колледж вошел в «ТОП-100» лучших образовательных организаций Российской Федерации.

Для студентов первых курсов экскурсии включены в рабочую программу по учебному предмету «Введение в специальность» для ППССЗ или «Введение с профессию» для ППКРС в раздел «Технология». Они направлены на знакомство с условиями обучения на старших курсах. Первокурсники не только могут узнать и увидеть оснащенность образовательного процесса современным оборудование, но и соотнести свои знания и способности с требованиями к специалисту, свободно владеющему технологиями работы на современном производстве. Перед студентами открывается реальная перспектива планирования своего профессионального развития. И тогда вопросы типа: «Зачем математика, физика, черчение и прочее?», — отпадают сами собой.

Следующий объект для внутренних экскурсий — Зал истории и традиций колледжа. Зал расположен в одном из общежитий, и это значительно затрудняет его деятельность. Руководит залом ветеран труда, почетный работник НПО РФ, ветеран атомной энергетики и промышленности Л. Н. Псарева. Это энтузиаст своего дела. Благодаря ее усилиям зал занимает значительное место в формировании трудового, профессионального воспитания студентов. Используется для профо-риентационных мероприятий.

Зал истории и традиций вовлекает студентов в мир ожившей истории, вызывает чувство сопричастности значимым событиям, формирует личность.

Концепция образовательно-воспитательной деятельности зала дает возможность уточнить содержательную направленность.

Основные направления работы зала:

— информационная деятельность;

— поисковая работа, которая развивает исследовательские навыки студентов;

— профессиональная деятельность,

— воспитательная деятельность.

Музейный компонент используется в учебной

и во внеучебной работе:

— обзорная экскурсия первокурсников;

— учебные занятия по экспонатам музея;

— выполнение обучающимися творческих заданий, связанных с получаемой профессией;

— проведение тематических встреч, вечеров «Эстафета поколений».

Для проведения внешних экскурсий используется возможности в сфере экономики и культуры нашего города Озерска. Студенты посещают промышленные предприятия. Организация экскурсий на действующие промышленные объекты дело сложное, так как там производственный процесс, который нельзя нарушать. Уроки-экскурсии на предприятия позволяют студентам не только получить новые знания, но способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию.

Одним из популярных объектов для посещения является Информационный центр производственного объединения «Маяк». Интерактивная экспозиция музея, созданная по последнему слову музейной науки, рассказывает об истории и сегодняшнем дне атомного предприятия. Сопровождают показ профессиональные высококвалифицированные экскурсоводы. Здесь живее и ближе становится теория учебных предметов: физики, химии, истории, но главная цель — познакомить студентов с предприятием, для которого готовит кадры наш колледж.

В рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в день призывника организуются и проводятся со студентами 1 курса экскурсии в ближайшую войсковую часть. Студенты знакомятся с историей войсковой части, осматривают и узнают назначение различных помещений для военнослужащих, посещают клуб и музей, им демонстрируют военную технику и работу кинологической службы. Экскурсия направлена на формирование у обучающихся положительного образа российского военнослужащего, чувства гордости за наши вооруженные силы и моральной готовности к прохождению военной службы.

Историко-культурную информацию студенты получают на экскурсиях в Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Озёрска, Озерский городской музей, выставочный зал библиотеки

28

Буейапа V. Б1аккееуа

(МКУК «ЦБС» Озерского городского округа). Выставочный зал организует художественные выставки мастеров декоративно- прикладного искусства, живописи, графики, фотографии и т. д.

В 2018 году студенты нашего колледжа посетили 9 выставок. В 2019 году — 11 выставок. В 2020 году число посещений снизилось из-за пандемии. Последние проекты: фотовыставка «Мгновения жизни», III Триеннале —фестиваль детской печатной графики «ESTAMPE», выставка изделий ручной работы «Создано с любовью» (новогодние украшения и изделия из дерева).

Такие экскурсии организуют преподаватели литературы, истории, обществознания, введения в специальность. Большую помощь оказывает педагог-библиотекарь колледжа в рамках сетевого договора о взаимодействии с МКУК «ЦБС».

Экскурсии в музей Детского эколого-биологи-ческого центра г. Озерска проводят с целью экологического воспитания молодежи.

Организация уроков-экскурсий требует большой подготовительной работы от преподавателей. Но ее эффективность будет минимальной, если студенты после экскурсии не закрепят полученные знания самостоятельной работой.

Экскурсии способствуют формированию у студентов личностных, метапредметных и предметных результатов, а также универсальных учебных действий.

Проводятся на стыке различных наук и укрепляют междисциплинарные связи с другими общеобразовательными предметами, так и с дисциплинами общепрофессионального и профессионального цикла. Они относятся к типу учебных занятий по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности. Это групповая форма обучения. С использованием фронтального метода.

Цели учебного занятия

Обучающая:

1. Закрепление и углубление знаний обучающихся при изучении курса.

2. Предоставление возможности получить практическую информацию, рассмотреть предметы и явления в их взаимосвязи.

3. Формирование познавательно-профессионального интереса, сокращение процесса адаптации обучающегося по получению профессии/ специальности в образовательном заведении.

Развивающая:

1. Расширение объема жизненных, профессиональных наблюдений и кругозора обучающегося.

2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой профессиональной ситуации.

Воспитательная:

1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, воспитание уважения к людям труда.

2. Сплочение коллектива, командообразование.

Методика проведения экскурсии включает в себя

несколько этапов. Для наглядности предлагается технологическая карта урока-экскурсии (прил. 1).

Урок-экскурсия состоит из четырех этапов, каждый из которых содержит как деятельность преподавателя, так и деятельность обучающихся.

1. Подготовительный этап занятия:

Деятельность педагога:

— выбирает объект экскурсии;

— знакомится со специальной литературой, источниками в интернете;

— составляет подробный план экскурсии;

— проводит организационную и консультационную работу с представителями объекта экскурсии;

• лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и безопасности обучающихся:

• готовит вопросы и форму отчета для обучающихся.

Деятельность студентов:

— на предшествующем экскурсии занятии получают вопросы, на которые они должны получить ответ во время экскурсии;

— получают форму отчета по экскурсии.

2. Организационный этап занятия:

Деятельность педагога:

— сообщает о цели мероприятия;

— настраивает на плодотворную работу;

— проводит инструктаж по технике безопасности (приглашает специалиста по охране труда), фиксирует в журнале инструктажей;

— назначает ответственного для фотофиксации экскурсии.

Деятельность студентов:

— готовятся участвовать в мероприятии.

3. Основной этап:

Деятельность педагога:

— освещает особенности экспозиции, ее значимость для изучения учебного предмета, последующих дисциплин и МДК и дальнейшей профессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— контролирует ход экскурсии;

— направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло.

Деятельность студентов:

— включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии;

— внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают, фотографируют необходимые данные;

— готовятся дать ответы на вопросы преподавателя;

— отвечают на вопросы экскурсовода.

4. Итоговый этап:

Деятельность педагога:

— благодарит за экскурсию;

— напоминает обучающимся о необходимости в срок подготовить отчет об экскурсии;

— намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе, в воспитательной работе: в качестве раздаточного материала для учебных занятий, для изготовления стендов, плакатов, для выпуска специальных номеров стенных газет и т. д.;

— готовит отчет на сайт колледжа или страницу в социальной сети, для родителей обучающихся.

Деятельность студентов:

— делятся впечатлениями;

— уточняют вопросы по теме экскурсии;

— оставляют благодарственные записи в книге;

— благодарят за экскурсию;

— коллективная фотография на память (по желанию).

Заключение

В последнее время с развитием интернета и коммуникационных технологий стало возможно использование виртуальных экскурсий в учебном процессе. Организовать такие экскурсии довольно просто, эффективность их во многом связана с личностью педагога и техническими условиями. Необходимо оборудование, высокая скорость интернета, зал или класс для просмотра видеоэкскурсии. Отличие такой экскурсии от просмотра фильма небольшое, а значит, и эффект не отличается. Главное, чтобы такое занятие не было скучным и неэффективным.

По учебному предмету «Литература» виртуальные экскурсии можно найти на официальных сайтах литературных музеев: Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля1, Государственного литературно-мемориального музея-за-

1 Медиапроекты // Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. URL: https://goslitmuz.ru/children/arka_marka/ (дата обращения: 10.11.2022).

поведника А. П. Чехова «Мелихово»2, Московского государственного музея С. А. Есенина3 и других4.

По учебному предмету «История» в сети Интернет огромное многообразие различных экскурсий: материалы Государственного исторического музея; произведения искусства из собрания Государственного Русского музея и других крупнейших собраний на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», на сайтах исторических музеев.

По учебному предмету «Астрономия» можно посетить: Интерактивный онлайн-планетарий5; Stellarium Web Online Star Map6; Московский планетарий в режиме онлайн7; Космос-онлайн8.

По учебному предмету «Информатика» можно посетить: виртуальный музей информатики9; виртуальный музей корпорации «Intel»10; виртуальный музей вычислительной техники11.

Главными задачами проведения занятий в форме экскурсий для студентов первокурсников являются повышение эффективности образования и воспитания, помощь в профессиональном становлении, формировании личностных, метапред-метных и предметных результатов, а также универсальных учебных действий.

2 Музей-онлайн // Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова „Мелихово"». URL: https:// chekhovmuseum.com/museum/online/ (дата обращения: 10.11.2022).

3 Виртуальные выставки. 2013 // Московский государственный музей С. А. Есенина. URL: https://esenin-museum.ru/virtual (дата обращения: 10.11.2022).

4 Галерея // Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева Спас-ское-Лутовиново. URL: http://spasskoye-lutovinovo.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).

5 URL: https://spacegid.com/prostenkiy-interaktivnyiy-onlayn-planetariy.html (дата обращения: 10.11.2022).

6 URL: https://stellarium-web.org (дата обращения: 10.11.2022).

7 URL: https://www.planetarium-moscow.ru/about/ news/moskovskiy-planetariy-v-rezhime-onlayn/ (дата обращения: 10.11.2022).

8 URL: https://cosmos-online.ru/live (дата обращения: 10.11.2022).

9 URL: http://informat444.narod.ru/museum/ (дата обращения: 10.11.2022).

10 URL: https://www.intel.ru/content/www/ru/ru/ company-overview/intel-museum.html (дата обращения: 10.11.2022).

11 URL: http://informat444.narod.ru/museum/1_17-21. htm. (дата обращения: 10.11.2022).

30

Svetlana V. Stakheeva

Список источников

1. Балюк Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2021. 235 с.

2. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие. М. : Мастерство, 2002. 281 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд. М. : ООО «ИТИ Технологии», 2003. 907 с.

4. Педагогика : учебник и практикум для вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2021. 408 с.

5. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Т. 2 : Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2020. 491 с.

6. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы. М. : Юрайт, 2021. 258 с.

References

1. Baliuk NA. Excursion: textbook for universities. 3th ed. Moscow: Yurait; 2021. 235 р. (In Russ.).

2. Nikitina NN, Zheleznyakova OM, Petukhov MA. Fundamentals of professional pedagogical activity: tutorial for students in educational institutions of secondary vocational education. Moscow: Mastership; 2002. 281 р. (In Russ.).

3. Ozhegov SI, Shvedova NYu. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Moscow: ITI Technologies; 2003. 907 р. (In Russ.).

4. Pidkasisty PI (ed.). Pedagogy. 4-th ed. Moscow: Yurait; 2021. 408 р. (In Russ.).

5. Podlasiy IP. Pedagogy in 2 vols. Vol. 2. Practical pedagogy in two books. Book 1: textbook for secondary vocational education. 2nd ed. Moscow: Publishing University; 2020. 491 р. (In Russ.).

6. Ushinsky KD. Pedagogy. Selected works. Moscow: Yuright; 2021. 258 р. (In Russ.).

Информация об авторе

С. В. Стахеева — методист, преподаватель.

Information about the author

Svetlana V. Stakheeva — Methodist, Teacher.

Статья поступила в редакцию 14.11.2022; принята к публикации 20.11.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 14.11.2022; accepted for publication 20.11.2022.

The author declares no conflicts of interests.

OJ

ю

Технологическая карта учебного (экскурсионного) занятия в соответствии с требованиями ФГОС СОО

ФИО преподавателя, квалификационная категория

Код, наименование специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Учебный цикл

Общеобразовательная подготовка

Учебный предмет

Введение в специальность, раздел: Искусство (МХК)

Междисциплинарные связи

С другими учебными предметами

Русский язык, литература, история

Последующими учебными дисциплинами/МДК

МДК.02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Планируемые результаты освоения учебного предмета

й з

й ^

Со

S? &

Предметные

ПР.1 Наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства. ПР.2 Восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства. ПРЗ Представление о месте и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества. ПР.4 Представление о системе общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях искусства.

ПР. 5 Усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства. ПР.6 Различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла. ПР.7 Классификация изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников.

Метапредметные УУД

Метапредметные результаты освоения представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

РУД.1 Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

РУД.2 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности.

РУД.З Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности.

РУД.4 Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

ПУД.4 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс соб-ственного развития._

Личностные

ЛР.4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

ЛР.5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности:

ПУД.5 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

ПР.8 Осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. ПР.9 Уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала. ПР. 10 Формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.

ПРИ Развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора. ПР. 12 Умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПР. 13 Реализацию собственного творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в творчестве

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

КУД.1 Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. КУД.4 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. КУД.5 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

- готовность и способность к образованию; самообразованию;

- готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной ответственной деятельностью.

ЛР.6 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям:

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. ЛР.7 Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова-тельской, проектной и других видах деятельности:

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, экскурсионной деятельности. ЛР.8 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей:

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

ЛР.10 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений:

- эстетическое отношение к действительности, осознание выразительных возможностей искусства, экспозиции, выставки

Уровень освоения 1 — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности

Формы и методы обучения Экскурсия, групповая (фронтальная)

Образовательные технологии Коллективное обучение

Цели учебного занятия Обучающая Развивающая Воспитательная

1. Закрепление и углубление знаний обучающихся при изучении курса. 2. Предоставление возможности получить практическую информацию, рассмотреть предметы и явления в их взаимосвязи. 3. Формирование познавательно-профессионального интереса, сокращения процесса адаптации обучающего по получению профессии/специальности в образовательном заведении 1. Расширение объема жизненных, профессиональных наблюдений и кругозора обучающегося. 2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой профессиональной ситуации 1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, воспитание уважения к людям труда. 2. Сплочение коллектива, командообра-зование

Планируемые результаты освоения на занятии ЛР 4, 5, 6, 7, 8, 10; МРО 1, 2, 3 ПУД 5, 7; КУД 1, 2; ПР 1-12

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия - демонстрация интереса к получению профессиональных знаний; - активное взаимодействие с экскурсоводом; - поиск дополнительной информации по теме экскурсии

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия Отчет по посещению экскурсии. Критерии оценки 5 (отлично): отчет полный и правильный на основании изученных знаний и умений, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный; 4 (хорошо): отчет полный и правильный на основании изученных знаний и умений, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные при наводящих вопросах преподавателя; 3 (удовлетворительно): отчет полный, но при этом допущены две-три существенные ошибки или ответ неполный, несвяз- 2 (неудовлетворительно): при написании отчета обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует

Организация образовательного пространства учебного занятия Ресурсы учебного занятия

Материально-техническое обеспечение Основная литература Дополнительная литература Электронные информационные и образовательные ресурсы

Экспозиция выставочного зала МКУК «ЦБС г. Озерска» 1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса / Л. Г. Емохонова. — Москва : Академия, 2019. 2. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса / Л. Г. Емохонова. Москва : Академия, 2019. 1. Александров, В. Н. История русского искусства : краткий справочник школьника/ B. Н. Александров. Минск : Харвест, 2017. — 736 с. 2. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм / Е. Ю. Андреева. — Санкт-Петербург, 2016. — 326 с. 3. Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке / А. Н. Бенуа. — Москва, 2016. — 445 е.; 4. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация/ Г. М. Бонгард-Левин. — Москва, 2017. — 267 с. 5. Герман, М. Ю. Модернизм / М. Ю. Герман. — Санкт-Петербург, 2016. — 258 с. 6. Даниэль, С. М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С. М. Даниэль. — Санкт-Петербург, 2017. — 278 с. 7. Даниэль, С. М. Рококо / C. М. Даниэль. — Санкт-Петербург, 2017. — 279 с. 8. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО / Л. Г. Емохонова. — Москва, 2017. — 448 с. 9. Ефремова, Л. А. Русская иконопись / Л. А. Ефремова. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2017. — 128 с. 1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР: сайт / Российское образование. — Москва. — 2021. URL: http:// fcior.cdu.ги/(дата обращения: 06.10.2021). 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: сайт/ Российское образование. — Москва. — 2021. — URL: http://www. school-collection.edu.ru (дата обращения: 06.12.2021). 3. Единое окно доступа к информационным ресурсам : сайт. — Москва. — 2006. — URL : http://window.edu.ru/ (дата обращения: 03.05.2021). 4. МКУК Озерского городского округа «ЦБС Озерск, 2002. — URL: http://libozersk. ru/pages/index/1568 (дата обращения: 06.12.2021). Отдел искусств IЦГБ I Озерск: страница в социальной сети. — URL: https:// vk.com/artozcrskCuiTa обращения: 06.12.2021)

10. Колпакова, Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г. С. Колпакова. — Санкт-Петербург, 2017. —386 с.

№ п/п Этап занятия Формы/ приемы Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся

1 Подготовительный - выбирает объект экскурсии; - знакомится со специальной литературой, источниками в интернете; - составляет подробный план экскурсии; - проводит организационную и консультационную работу с представителями объекта экскурсии: • лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и безопасности обучающихся; • готовит вопросы и форму отчета для обучающихся - на предшествующем экскурсии занятии получают вопросы, на которые они должны получить ответ во время экскурсии; - получают форму отчета по экскурсии.

2 Организационный Коллективная/фронтальная беседа - сообщает о цели мероприятия; - настраивает на плодотворную работу; - проводит инструктаж по технике безопасности (приглашает специалиста по охране труда), фиксирует в журнале инструктажей; - назначает ответственного для фотофиксации экскурсии - готовятся участвовать в мероприятии

3 Основной Вступительная беседа. Монолог с элементами беседы. Фронтальная беседа - освещает особенности экспозиции, ее значимость для изучения учебного предмета, последующих дисциплин и МДК и дальнейшей профессиональной деятельности; - контролирует ход экскурсии; - направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло - включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии; - внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают, фотографируют необходимые данные; - готовятся дать ответы на вопросы преподавателя; - отвечают на вопросы экскурсовода

4 Итоговый Фронтальное обсуждение - благодарит за экскурсию; - напоминает обучающимся о необходимости в срок подготовить отчет об экскурсии; - намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе, в воспитательной работе, в качестве раздаточного материала для учебных занятий, для изготовления стендов, плакатов, для выпуска специальных номеров стенных газет и т.д.; - готовит отчет на сайт колледжа или страницу в социальной сети, для родителей обучающихся - делятся впечатлениями; - уточняют вопросы по теме экскурсии; - оставляют благодарственные записи в книге; - благодарят за экскурсию; - коллективная фотография на память (по желанию)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.