17. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-3. (1920).
18. Garin-Lhermitte J. Les efforts de la Lettonie // «L'Œuvre». - 1920. - 21 octobre.
19. Ul'manis (Ulmanis), Karlis (1877-1942) - politicheskij i gosudarstvennyj deyatel' Latvii. Odin iz organizatorov i lider Latyshskogo Krest'yanskogo soyuza. V otlichie ot svoih edinomyshlennikov, ostavshihsya v Evrope ili v carskoj Rossii posle revolyucii 1905 g., uekhal snachala v Germaniyu, a potom v SShA (1906-1913). Storonnik nezavisimosti Latvii. Pervyj prem'er-ministr Vremennogo pravitel'stva Latvii (1918-1921). Neodnokratno vozglavlyal pravitel'stvo Latvii (1918-1934). Ministr inostrannyh del, voennyj ministr, ministr sel'skogo hozyajstva v razlichnyh pravitel'stvah Latvii. 15 maya 1934 g. raspustil parlament i vse politicheskie partii, priostanovil dejstvie Konstitucii, naznachil sebya prezidentom Latvii. Ushel v otstavku 21 iyulya 1940 g., byl deportirovan v SSSR. Umer v 1942 g. v tyur'me g.Krasnovodska Turkmenskoj SSR.
20. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F.159. Op.2. D.10.
21. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-2. (1920). Shifrotelegramma Vtorogo byuro Razvedupravleniya ot 03.03.1920.
22. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-2. (1920). Shifrotelegramma Vtorogo byuro Razvedupravleniya ot 15.05.1920.
23. Ioffe Adol'f Abramovich (1883-1927) - sovetskij diplomat, uchastvoval v podgotovke i podpisanii mirnyh dogovorov so stranami Baltii.
24. RGASPI. F.159. Op.2. D.9.
25. Ganeckij (nastoyashchee imya Fyurstenberg) Yakov Stanislavovich (1879-1937) - revolyucioner, diplomat, sovetskij gosudarstvennyj deyatel'. Chlen delegacii po podpisaniyu Brest-Litovskogo mira (1918), po peregovoram s Pol'shej, Latviej (1920). Polpred RSFSR v Latvii (1920-1921). Chlen kollegii narkomata po inostrannym delam (1921-1923), vneshnej torgovli (1923-1930). Arestovan NKVD v 1937 g., rasstrelyan.
26. Mejerovics (Meierovics) Zigfrids Anna (1887-1925) - latyshskij politik, diplomat. Prem'er-ministr Latvii (1921-1923; 1923-1924). Ministr inostrannyh del Latvii (1918-1924; 1924-1925). Polnomochnyj predstavitel' Narodnogo Soveta Latvii na Parizhskoj mirnoj konferencii. Pogib v avtokatastrofe.
27. Chakste Yanis (1859-1927) - latyshskij gosudarstvennyj deyatel'. Predsedatel' Uchreditel'nogo Soveta Latvii.
28. Lezhava Andrej Matveevich (1870-1937) - sovetskij gosudarstvennyj deyatel'. Predsedatel' Centrosoyuza (1918-1920). Zamnarkoma vneshnej torgovli RSFSR (1920-1922). V usloviyah ekonomicheskoj blokady Sovetskoj Rossii i strozhajshih ekonomicheskih sankcij so storony stran Antanty Lezhava zanimalsya neglasnoj realizaciej cennostej i zolota na mezhdunarodnom rynke // RGASPI. F.17. Op.163. D.90. L.14.
29. Trudnosti reevakuacii // Segodnya. - 1920. - 3 dekabrya.
30. Vosstanovlenie razrushennyh gorodov // Segodnya. - 1923. - 19 iyunya.
31. Zavod «Feniks» // Segodnya. - 1923. - 13 dekabrya.
32. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-2. №5. (1922).
33. RGASPI. F.17. Op.62. D.13. L..
34. Lotkin I.V. Optacionnaya kampaniya i evakuaciya grazhdan pribaltijskih gosudarstv na istoricheskuyu rodinu v nachale 1920-h godov // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki». - 2005. - N°6.
35. Central'nyj arhiv obshchestvenno-politicheskoj istorii Moskvy (CAOPIM). F.3. Op.11. D.853.
36. CAOPIM. F.3. Op.11. D.138.
37. Priedite A. Latvian Refugees and the Latvian Nation State during and after World War One. / Homelands. War, Population and Statehood in Eastern Europe and Russia, 1918-1924. Ed. by Nick Baron and Peter Gatrell. London: Anthem Press, 2004.
38. Turicyn I.V. Fenomen mirovyh vojn: problemy istoriko-teoreticheskogo osmysleniya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2022. - N°5. - S. 78-104.
ЗАЗЕРСКАЯ ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат исторических наук, докторант, Российский государственный гуманитарный университет ([email protected]).
ZAZERSKAYA TATIANA GEORGUIEVNA - PhD in History, Russian State University for the Humanities.
УДК 94(47).084.1:342.574 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-84-90
ХРАМЦОВ А.Б.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ ГЛАСНЫХ ГОРОДСКИХ ДУМ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ
(МАРТ-ИЮЛЬ 1917 Г.)
Ключевые слова: выборы, избиратели, городские думы, демократизация, политизация, политические партии, избирательная компания, Тобольская губерния.
В статье впервые исследованы вопросы подготовки и проведения выборов городских дум в Тобольской губернии по демократическим принципам, заявленным Временным правительством весной 1917 г. Установлено, что в сравнении с царским временем в городах региона существенно увеличилась электоральная база. Право голоса на местных выборах получили в среднем 50 % жителей городов, из них порядка 40 % приняли непосредственное участие в выборах. Избирательная компания впервые проводились по партийным спискам. Во многих городах партийные комитеты были малочисленны и предвыборной агитации не вели. Большинство гласных в думах составили объединённые социалисты (меньшевики с эсерами), имевшие поддержку у горожан и внепартийный торговый класс (бывшая буржуазия) в союзе с домовладельцами и служащими. Работа городских дум, избранных летом 1917 г., была излишне политизирована. Они стали центрами объединения общественных сил, оппозицией большевизму и опорой новой власти. А в решении проблем развития местного хозяйства и социальных вопросов городские думы особо не преуспели.
KHRAMTSOV, A.B.
PREPARATION AND CONDUCT OF THE FIRST ELECTIONS OF VOWEL CITY DUMA IN TOBOLSK PROVINCE
ON A DEMOCRATIC BASIS (MARCH-JULY 1917)
Key words: elections, voters, city councils, democratization, politicization, political parties, election company, Tobolsk province.
The article first investigated the preparation and conduct of elections of city councils in the Tobolsk province according to democratic principles declared by the Provisional Government in the spring of 1917. It was established that in comparison with tsarist times, the electoral base in the cities of the region increased significantly. An average of 50% of city residents received the right to vote in local elections, of which about 40% took direct part in the elections. For the first time, the election company was held according to party lists. In many cities, party committees were small and did not conduct election campaigns. Most of the vowels in the thoughts were united socialists (Mensheviks with Social Revolutionaries), who had the support of the townspeople and the non-partisan trade class
(the former bourgeoisie) in alliance with homeowners and employees. The work of the city councils, elected in the summer of 1917, was overly politicized. They became centers of unification of social forces, opposition to Bolshevism and the support of the new government. And in solving the problems of the development of local economy and social issues, city councils did not particularly succeed.
Февральская революция 1917 г. и правительственный курс на демократизацию всех сфер жизни общества вызвали перестройку всей системы местного самоуправления в стране. Городские думы, формировавшиеся по цензовым нормам царского времени, не отвечали требованиям текущего момента, а потому встал вопрос об организации их выборов на заявленных демократических принципах [1, с. 108]. В этой связи, интерес представляет анализ практики организации и проведения первых в новых условиях выборов местного самоуправления на примере городов конкретного региона.
Весной 1917 г. социально-политическая обстановка в городах Тобольской губернии была напряженной. В городах начали создаваться партийные комитеты. Каждая партия, желая пополнить ряды сторонников и усилить свои позиции на местном уровне, устраивала собрания, митинги и демонстрации.
Население Тюмени с воодушевлением встретило известие о государственном перевороте в Петрограде. Уже 2 марта был создан Временный исполнительный комитет из 36 членов от общественных организаций; 5 марта 1917 г. на базарной площади состоялся военный парад частей местного гарнизона; митинги в поддержку новой власти прошли в: театре - 1500 участников, клубе приказчиков - 1000, городской думе - 500 и железнодорожной школе - 400. Демонстранты пели «Марсельезу», «Отречемся от старого мира», носили по улицам портреты М.В. Родзянко [2, с. 50].
Аналогичная ситуация наблюдалась в Тобольске, где губернатор Ордовский-Танаевский был отстранен от власти, а управляющим губернии временно стал тобольский голова М.П. Пепеляев. В городе был образован Комитет общественного спокойствия из 26 членов под председательствованием адвоката В.Н. Пигнатти. 5 марта 1917 г. губернским комиссаром члены КОС выбрали Пигнатти [3].
30 марта 1917 г. губернский комиссар получил телеграмму, в которой предписывалось во всех поселениях выборы в городские думы и земские управы на основании городового положения 1892 г. и земского положения 1890 г. прекратить и в срочном порядке приступить к работе по реформированию местного самоуправления [4, л.л. 1-5.]. При этом положение 1892 г. не отменялось. Городские думы, избранные летом 1917 г., должны были им руководствоваться в своей деятельности впредь до принятия нового закона [4, л. 241]. Губернский комиссар разослал данную депешу уездным комиссарам, городским голосам и старостам с просьбой срочно приступить к выборам по новым правилам. Наряду с этим, Временное правительство разрешило местным думам и собраниям уполномоченных временно пополнить свои составы представителями местных организованных демократических сил. В частности, Тюменская городская дума включила в свой состав 30 членов продовольственного комитета [5, с. 130].
15 апреля 1917 г. Временным правительством были приняты «Временные правила» для производства выборов. Согласно им, право выбора получали граждане с 20 лет, проживавшие в городе или имевшие в нем оседлость [6]. Интересно, что избирательные списки подразделялись на гражданских и военных лиц. Военные участвовали в выборах на общем основании. Например, в Туринске список включал гражданских 1 589 человек, военных - 85; в Тюмени гражданских -18 248 и военных - 3023; в Кургане гражданских - 12682 и 2837 военных; в Сургуте оказалось всего 3 военных, их внесли в общий список [4, л.л. 294, 296, 298].
В выборах не могли участвовать: высшие чины административной власти, их заместители; служащие милиции; монашествующие лица; лица, признанные в установленном законом порядке безумными, сумасшедшими и глухонемыми; лица, приговоренные судом к наказаниям, содержатели домов терпимости. 26 апреля 1917 г. губернский комиссар телеграфировал уездным комиссарам Кургана и Тары, которые совмещали свои обязанности с должностью городского головы, чтоб они отказались от последней и остались уездными комиссарами, иначе выборы «как несогласные с правилами» будут отменены. Тарский голова Русинов доложил, что отказался от должности. Новым головой был избран К.С. Ярков [4, л.л. 17, 20].
Интересно, что в Кургане уездный комиссар И.А. Михайлов пытался отказаться от данного поста в пользу главы города, мотивируя свой отказ так: «признавая работу организации
общественных сил наиболее настоятельной в настоящий момент, предполагал отказаться от должности уездного комиссара, лишающей возможности участия в общественной жизни, в частности в продовольственном деле». Однако Курганский исполнительный комитет отказался провести выборы комиссара. Михайлов освободил пост главы города. 15 мая 1917 г. местная дума новым городским головой избрала М.К. Сажина, а 13 июля новая «демократическая» дума его переизбрала [4, л.л. 49, 305].
6 июня 1917 г. из Петрограда губернскому комиссару поступила телеграмма, в которой активное и пассивное право участия в местных выборах предоставлялось комиссарам и служащим милиции. Любопытно заявление написал В.Н. Пигнатти на разрешение ему участвовать в выборах гласных. Он не собирался принимать участия в делах городского самоуправления, не привык быть избираемым куда бы то ни было, а будучи избранным ничего не делать, занимать лишь курульное кресло [4, л.л. 146, 177].
В городах Тобольской губернии подготовка к выборам началась с составления списков избирателей. Для этой работы были сформированы специальные комиссии. В многих городах региона для определения участников избирательного процесса была проведена однодневная перепись населения. В частности, 2 мая 1917 г. тюменский уездный комиссар Михайлов доложил, что составление избирательных списков не началось, местной думой предварительно назначена перепись. В Таре 7 мая 1917 г. состоялась однодневная перепись населения. Местная дума на производство переписи и составление списков избирателей ассигновала 700 руб. [4, л. 318].
Впервые местные выборы проводились по «партийным» спискам. При этом в средних и малых городах региона политические партии были крайне слабы, малочисленны и фактически не вели агитацию, что стало типичным явлением для всей Сибири [7, с. 44]. В частности, сургутский уездный комиссар Мансуров отмечал отсутствие в городе организованных политический партий, групп и союзов. На выборах население делало выбор из пользовавшихся авторитетом лиц, независимо от их социального положения. В Кургане, по мнению уездного комиссара, деятельное участие в выборах принимали только группы, оппозиционные к большевизму. Согласно отчету тарского уездного комиссара Русинова, предвыборная агитация велась слабо. Во время составления списков кандидатов несколько лиц организовали «народное собрание», на котором удачно пропагандировали в пользу торговцев и домовладельцев; ялуторовский уездный комиссар заявлял, что политической жизни с партийной борьбой нет; ни одна политическая партия, как таковая, не участвовала в предвыборной борьбе, уличных выступлений сторонников того или другого списка не велось, шла мелкая, закулисная агитация в домах и при частных встречах [4, л.л. 298, 313, 319, 322].
На первых выборах главным стало противостояние объединенного пролетариата (меньшевики и эсеры) и бывшей буржуазии (домовладельцев, торговцев, банкиров). Каждый блок мог победить только при наличии поддержки от других категорий общества (ремесленники, служащие, чиновники, домохозяева) и солдат местных гарнизонов [1, с. 109].
При составлении списков избирателей возникали разные сложности и разночтения. В частности, туринский староста Мальцев обращался за разъяснением: следовало ли вносить в избирательный список всех нижних чинов военной команды или от них в выборах участвовал бы один представитель - выборщик. На этот запрос губернский комиссар дал ответ, что «все солдаты включаются в избирательные списки поименно». Ялуторовский староста Брагин и березовский староста Едренкин обращались в связи с не указанием в правилах количества выбираемых гласных в думу. Березовский уездный комиссар Ануфриев просил пояснить, подлежат ли внесению в списки избирателей вольнонаемные служащие канцелярии милиции (столоначальники, секретари), на что получил положительный ответ. Тюкалинский староста Фирстов намеревался не позднее 28 мая представить списки избирателей губернскому комиссару «для одобрения», на что получил ответ, что списки никому для обозрения высылаться не должны. Тобольский голова Пепеляев 27 мая 1917 г. доложил, что избирательные списки составлены и переданы в типографию 18 мая. До сих пор списки не были отпечатаны из-за нехватки в типографии рабочих рук [4, л.л. 36, 38, 42, 45, 46, 47, 76, 77, 95].
Наряду с этим, в избирательном процессе нередки были конфликтные ситуации. Такой случай был зафиксирован в Тобольске, где губернский комиссар признал «совершенно незаконной и недопустимой» избирательную агитацию со стороны местной управы в пользу домовладельцев.
В.Н. Пигнатти указал тобольскому голове, что городская управа является представителем всего городского населения и предвыборной агитацией в пользу отдельных групп заниматься не может. Он предупредил Пепеляева, что несоблюдение этого положения может повлечь за собой отмену выборов [4, л.л. 54-54 об.].
В одних городах местные власти достаточно быстро разрешили возникшие при подготовке к выборам проблемы, в других - решение вопросов составления избирательных списков, их опубликования, рассмотрения жалоб жителей и назначения даты выборов затянулось. Примечательно, что местные власти и партии открыто обсуждали и печатали списки кандидатов в прессе и партийных типографиях [8-10]. В малых городах списки кандидатов и объявления о выборах даже разносили по дворам. Такой открытости выборов и избирательной компании в целом никогда не было в российской истории.
Выборы состоялись в: Сургуте - 7 июня, Туринске - 25 июня, Тюкалинске, Ишиме и Кургане - 2 июля, Тобольске и Тюмени - 9 июля, Таре и Ялуторовске - 16 июля и Березове - 23 июля 1917 г. [4, л. 292]. Интересно, что в соседней Томской губернии весной 1917 г. были созданы «народные собрания», замена которых на думы затянулась до ноября [1, с. 109].
Березовский староста несколько раз просил отложить выборы и перенести их на 20-е числа сентября, мотивируя тем, что большая часть горожан-избирателей выезжала на рыбные промыслы и возвращалась в сентябре, на что комиссар заявил, что выборы откладывать нельзя, их нужно провести в срок. Председатель Березовского исполнительного комитета Калижников также считал, что выборы нужно отложить. 11 июля 1917 г. он телеграфировал комиссару, что «демократические элементы все на промыслах.... Городская дума будет выбрана состоятельным классом». Он спрашивал комиссара - «Можно ли будет ее демократизировать осенью?», тот ответил, что дума должна быть выбрана в назначенный срок, она будет правомочна, «никакие дальнейшие изменения невозможны» [4, л.л. 204, 205, 246].
Статистика первых выборов показала, что в городах Тобольской губернии избирательная компания имела свои особенности, как по составу избирателей, так и числу лиц, принявших участие в выборах: избирательное право в среднем получила половина от всех городских жителей (объявленной всеобщности выборов не наблюдалось), из них 40 % пришли на участки (табл. 1). Тем не менее, в сравнении с выборами в царское время, где право голоса в силу разного рода цензов имели менее 1% жителей сибирских городов, это был основательный шаг к демократизации общественной жизни. Увеличилась также численность избираемых гласных (от 20 до 60) и кандидатов в гласные.
Таблица 1.
Итоги первых выборов в Тобольской губернии. Июнь - июль 1917 г._
Город Всего Всего Число избирателей, Избрано Избрано
жителей* избирателей / % от всех жителей принявших участие в выборах / % от всех избирателей гласных кандидатов
Тобольск 20 053 13 096 / 65,3% 5 451 / 41,6% 60 60
Тюмень 40 274 21 271 / 52,8% 9 646 / 45,3% 47 62
Березов 1 222 616 / 50,4% 331 / 53,7% 20 13
Ишим 12 692 5 080 / 40,0% 1 501 / 29,5% 28 28
Курган 35 312 15 519 / 43,9% 5 150 / 33,2% 40 40
Тара 9 200 4 504 / 48,9% 1 676 / 37,2% 26 26
Туринск 3 294 1 674 / 50,8% 867 / 51,8% 20 13
Тюкалинск 2 259 1 356 / 60,0% 396 / 29,2% 20 13
Сургут 1 195 460 / 38,5% 367 / 79,8% 20 13
Ялуторовск 4 728 2 111 / 44,6% 990 / 46,9% 20 13
Всего 130 229 65 687/ 50,4% 26 375 / 40,2% 301 281
* Составлено по: ГАТ. И-722. Оп. 1. Д. 113. Л. 294-305, 313-320, 329-329 об. Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сб. док. и мат. - Тюмень, 1995. - С. 271-272; Данные переписи 1917 г. ГАТ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 716. Л. 3.
Первым о проведении местных выборов губернскому комиссару доложил сургутский староста Куйвашев (рапорт от 8 июня 1917 г.). Он просил утвердить результаты выборов, на что получил ответ, что новый состав думы вступает после избрания без всякого утверждения.
Интересно представить социально-профессиональный состав гласных Сургутской городской думы, впервые избранной на демократических началах. Большая часть ее членов уже работала в собрании городских уполномоченных в 1896-1917 гг. В состав 20 гласных вошли: 5 служащих, 6 рабочих и 5 торгующих лиц, учитель, вахтер, начальник милиции и земский ямщик, все мужчины в возрасте от 23 до 65 лет. В числе кандидатов в гласные впервые избрались 4 женщины. На первом собрании думы 27 июня 1917 г. главой выбрали Х.И. Куйвашева, служившего старостой в последние годы. Дума назначила ему содержание в 1 500 руб. в год [4, л. 158, 186, 195, 242].
Выборы в Туринске, по отчету уездного комиссара, прошли «без всяких эксцессов». Он посчитал, что тенденция большинства граждан сводилась к тому, чтобы употребить все силы к проведению в гласные списка № 1 (домовладельцев) и не пропустить в думу «пришельцев», которых они считали чужаками и неспособными ни мыслить, ни работать, ни разбираться в делах городского управления. На митингах перед выборами подчеркивалось, что «если в думу пройдут представители списка № 2 (социалистов), то бюджет города увеличится в несколько раз, так как гласные-социалисты будут чуть ли не строить мостовые, водопроводы, а еще назначат себе огромное жалование, а податная тяжесть упадет на домовладельцев». В думу вошли: от домохозяев - 15 гласных и от социалистов - 5 [4, л. 294 об.].
На тюкалинских выборах были представлены шесть списков от: 1) союз служащих в правительственных и общественных учреждениях, 2) блока партии социалистов и учительского общества, 3) городского отдела исполнительного комитета, 4) группы домовладельцев и служащих в разных учреждениях, 5) группы домовладельцев и 6) группы служащих в торгово-промышленных предприятиях. Думский состав по спискам был таким: 1) 4 гласных, 2) 4 гласных, 3) 7 гласных, 4) 3 гласных, 5) и 6) по 1 гласному [4, л. 315].
На выборах в Ишиме большинство гласных (13 или 46,4%) избиратели выбрали по списку социалистов; 8 гласных по списку беспартийных и 7 гласных по списку домовладельцев; 4 июля дума новым городским головой избрала А.Ф. Кротова (бывшего секретаря управы), а 6 июля двух членов управы, все от «социалистического блока» [4, л.л. 235, 244].
В Курганскую городскую думу «прошли» 29 гласных (73%) от объединенных социалистов, 5 гласных от беспартийных граждан, 3 гласных от группы трудовой демократии, 2 гласных от группы торгово-промышленников и домовладельцев и 1 гласный от трудовой группы [4, л.л. 238, 313]. Состав думы по профессиям составили: врачи, учителя, чиновники, священник, рабочий депо, уездный комиссар и член от СРСД. Стало быть, местный торговый класс проигнорировал эти выборы, заявленные как всеобщие и демократические [11, с. 157].
В Тобольске было сформировано шесть списков кандидатов: 1) 28 гласных избрано от Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 2) 9 - от союза трудовой интеллигенции, 3) 10 - от домовладельцев, 4) 8 - от партии народной свободы, 5) 4 - от союза евреев и 6) 1 - от союза мещан, а всего 60. Местная дума стала самой большой по числу гласных и самой «пестрой» в партийном и профессиональном ракурсе. Среди гласных впервые появились женщины [4, л.л. 253, 295]. В губернском центре сильные позиции имели чиновники, поддерживавшие кадетов и эсеров, в связи с чем блок социалистов победил с меньшим преимуществом (46,7%), чем в Тюмени и Кургане [12, с. 145].
Тюменская городская управа также представила шесть кандидатских списков, подразделив город на 6 участков. Думу составили 47 гласных, из них: 39 (82,9 %) от социалистов (единый список РСДРП и партии эсеров), 4 от собрания домовладельцев, 3 от партии народной свободы (кадетов) и 1 гласный от партии трудовиков [13, л.л. 294-295].
На выборах в Ялуторовске жители выбирали кандидатов из трех списков: 1) от первой группы домовладельцев - 20 кандидатов (выбрано 8 гласных), 2) от второй группы домовладельцев - 10 (1 гласный) и 3) от блока торгово-промышленных служащих, чиновников, учителей и Совета рабочих и солдатских депутатов - 20 (11 гласных или 55%). Лишь 47% избирателей приняли участие в выборах, из 990 избирателей - 6 солдат. Уездный комиссар низкий уровень участия военных в выборах объяснял тем, что за 2 дня до выборов воинская команда была отправлена на фронт. Из затруднений на выборах он отмечал неграмотность большинства избирателей [4, л.л. 257, 329 об.].
На выборах в Таре общественность представила больше всего списков претендентов в гласные, а именно 21 (не от всех списков были городские избранники). В состав местной думы
вошли: 7 гласных от мещанского общества, 4 от списка № 9 (без названия), 3 от партии социал-революционеров, 3 от Совета рабочих и военных депутатов, 3 от Тарской местной команды и по одному гласному от других списков. Интересно, что в думе был один гласный от женского союза. Новый состав избрали из 26 гласных, а по закону полагалось - 22. Тара стала единственным городом губернии, в котором уездная власть и партии опротестовали результаты выборов. Со стороны Совета рабочих и солдатских депутатов и уездного комиссара Русинова был подан протест на нарушение избирательного закона в административное отделение Тобольского окружного суда. Позднее от Временного правительства поступила телеграмма, согласно которой разрешалось иметь 26 гласных, как и в последнем созыве цензовой думы. Итоги выборов остались в силе [4, л. 319].
Последним городом Тобольской губернии, в котором состоялись выборы по новым правилам стал Березов, где не было представлено партийных списков, а были сформированы смешанные списки от разных групп (думу составили 20 гласных от 6 списков). На выборах городского головы победу одержал гражданин П.Ф. Равский (бывший купец), его заместителем стал А.А. Едренкин, бывший староста [4, л. 3209].
Можно заключить, что первые выборы в городах Тобольской губернии летом 1917 г. прошли спокойно, без нарушений закона. В сравнении с выборами царского времени в разы увеличилось количество избирателей (как и число гласных и кандидатов), а женщины получили активное избирательное право. Впервые в отечественной истории внедрялась избирательная система по партийным спискам. В крупных и средних городах (Тюмень, Тобольск, Курган, Ишим, Тара) велась предвыборная агитация, в процессе которой партии боролись за расширение своих рядов, за усиление представительства в местных органах, проводились публичные собрания и митинги, где население знакомилось с программами партий, союзов и техникой выборов. В малых городах (Березов, Сургут, Туринск, Тюкалинск, Ялуторовск) предвыборная борьба почти не велась. Уездные комиссары в отчетах о результатах выборов отмечали: «инертность выборов», «отсутствие сознательного отношения к выборам малоразвитого населения», «равнодушное отношение избирателей», «слабую развитость общественной самодеятельности» [4, л.л. 295 об., 297 об., 299, 316].
На практике граждане голосовали за кандидатов не только от политических партий, но и от союзов (групп), образованных по иным основаниям (женский союз, общество потребителей, общество служащих, союз евреев и др.). В результате, большинство гласных в местных думах составили «объединенные» социалисты и торговый класс (буржуазия), который в новых условиях «маскировался» в списках кандидатов внепартийных блоков. Партия большевиков в городах имела крайне слабую социальную базу и не смогла составить конкуренцию меньшевистско-эсеровскому блоку, имевшему внушительную поддержку среди горожан. Избранные летом 1917 г. городские думы стали центрами объединения общественных сил, оппозицией большевизму, опорой Временного правительства. Демократизация жизни и политизация деятельности привели к возрастанию роли органов городского самоуправления в формировании общественного мнения в межреволюционный период. В то же время, решение социальных, хозяйственных, бытовых и других вопросов компетенции городских дум отошло на второй план.
Литература и источники
1. Чудаков О.В. Летняя избирательная компания в городские думы в Сибири в 1917 г. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2022. - № 2 (58).
2. КононенкоА.А. Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917-1921 гг. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009.
3. Петрушин А. Выборы-1917 // Тюменский курьер. - 2017. - 18 мая.
4. Государственный архив в г. Тобольске (ГАТ). Ф. И-722. Оп. 1. Д. 113.
5. Храмцов А.Б. Городское самоуправление Тюмени в 1917 г. // Февральская революция 1917 года в России: история и современность. - Екатеринбург: Уральский центр Б.Н. Ельцина, 2007.
6. Собрание узаконений и распоряжений правительства. Отд. I. СПб., 1917. № 95. Ст. 529. С. 805-832.
7. Дементьев А.П. Итоги избирательной компании 1917 г. в городские думы Енисейской губернии // В мире научных открытий. - 2012. - № 7.1 (31).
8. Сибирская торговая газета. - 1917. - № 124.
9. Бюллетень Партии Народной Свободы. - 1917. - № 1. - С. 4.
10. Свободное слово. - 1917. - 29 июня.
11. Очерки культуры повседневности города Кургана XIX - первой трети XX века: Монография. - Курган: КурГУ, 2009.
12. Московкин В.В. Городские думы Зауралья в 1917 г. // Тюменский исторический сборник. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014. - Вып. XVI.
13. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р-1208. Оп. 1. Д. 2.
References and Sources
1. Chudakov O.V. Letnyaya izbiratel'naya kompaniya v gorodskie dumy v Sibiri v 1917 g. // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2022. - № 2 (58).
2. Kononenko A.A. Tyumen' na pereput'e: vlast' i obshchestvo v 1917-1921 gg. - Tyumen': TyumGNGU, 2009.
3. Petrushin A. Vybory-1917 // Tyumenskij kur'er. - 2017. - 18 maya.
4. Gosudarstvennyj arhiv v g. Tobol'ske (GAT). F. I-722. Op. 1. D. 113.
5. Hramcov A.B. Gorodskoe samoupravlenie Tyumeni v 1917 g. // Fevral'skaya revolyuciya 1917 goda v Rossii: istoriya i sovremennost'. - Ekaterinburg: Ural'skij centr B.N. El'cina, 2007.
6. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva. Otd. I. SPb., 1917. № 95. St. 529. S. 805-832.
7. Dement'ev A.P. Itogi izbiratel'noj kompanii 1917 g. v gorodskie dumy Enisejskoj gubernii // V mire nauchnyh otkrytij. - 2012. - № 7.1 (31).
8. Sibirskaya torgovaya gazeta. - 1917. - № 124.
9. Byulleten' Partii Narodnoj Svobody. - 1917. - № 1. - S. 4.
10. Svobodnoe slovo. - 1917. - 29 iyunya.
11. Ocherki kul'tury povsednevnosti goroda Kurgana XIX - pervoj treti XX veka: Monografiya. - Kurgan: KurGU, 2009.
12. Moskovkin V.V. Gorodskie dumy Zaural'ya v 1917 g. // Tyumenskij istoricheskij sbornik. - Tyumen': Tyumenskij gosudarstvennyj universitet, 2014. - Vyp. XVI.
13. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti (GATO). F. R-1208. Op. 1. D. 2.
ХРАМЦОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет ([email protected]).
KHRAMTSOV, ALEXANDER B. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Production, Tyumen Industrial University ([email protected]).
УДК 94(47).084.3:355.35 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-90-95
МОИСЕЕВ А.Н.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАПНЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1918-1920 гг.)
Ключевые слова: части вспомогательного назначения, Этапные войска, этапный пункт, Этапный комендант, Военные комиссариаты.
В статье рассматривается процесс создания, становления и развития Этапных войск в период ведения наиболее активных боевых действий на фронтах Гражданской войны (1918-1920 гг.). Сформированные окружными военными комиссариатами по заданиям Начальника Центрального Управления Военных Сообщений этапные части выполняли задачи по обслуживанию главных родов войск в военное время. Предметом изучения стала административно-хозяйственная деятельность руководства этапными участками их взаимодействие с Военными комиссариатами всех уровней. Пристальное внимание уделяется процессу создания и становления единой этапной службы, а также особым полномочиям этапных комендантов в обеспечении всем необходимым проходящие через подконтрольный ему участок военной дороги команды. На основе изучения архивных материалов и различных источников устанавливаются особенности и значимость результатов, проводимой работы. Показаны основные проблемы, стоявшие перед Этапными войсками и Военными комиссариатами всех уровней в деле централизованной доставки воинских пополнений на фронт в ряды Красной армии.
MOISEEV, A.N.
FEATURES OF THE FORMATION OF STAGING TROOPS THE RED ARMY DURING THE RUSSIAN CIVIL WAR
(1918-1920)
Keywords: auxiliary units, Staging troops, staging post, Staging Commandant, Military commissariats.
The article examines the process of creation, formation and development of Staging Troops during the most active hostilities on the fronts of the Civil War (1918-1920). The staging units formed by the district military commissariats on the instructions of the Head of the Central Directorate of Military Communications performed tasks for servicing the main branches of the armed forces in wartime. The subject of the author's close attention was the administrative and economic activities of the management of the staging areas, their interaction with Military commissariats at all levels. Close attention is paid to the process of creating and establishing a single stage service, as well as to the special powers of the stage commandants in providing all the necessary commands passing through the section of the military road under his control. Based on the study of archival materials and various sources, the features and significance of the results of the work are established. The main problems facing the Staging troops and Military commissariats of all levels in the centralized delivery of military reinforcements to the front in the ranks of the Red Army are shown.
Переломным периодом в истории России стал Октябрьский переворот 1917 г., среди прочего остро и болезненно отразившись на внутренней жизни армии, которая на тот момент представляла собою «колоссальную организацию, могущественную по количеству захваченных ею лиц и материальных средств и в то же время в высшей степени чуткою по отношению к тем историческим толчкам, которые составляли самую природу революции» [1, с. 13]. Деградировавший аппарат императорской армии, приспособленный к военному времени, ликвидировала революционная стихия. Хотя пришедшие к власти большевики отчасти