https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.2
Абрамов Юрий Иванович
Подготовка выборов 1917 года в Рязанскую городскую Думу
Статья посвящена начальному этапу кампании 1917 года по выборам гласных в Рязанскую городскую Думу, главным образом составлению избирательных списков. Основными источниками для написания статьи послужили архивные документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве Рязанской области, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Проанализированы условия и особенности процедуры составления избирательных списков, их обнародования и разрешения жалоб по персональному составу. Сделан вывод о влиянии данного этапа избирательного процесса на ход выборов в целом. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/1 /2.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 17-20. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Отечественная история
National History
УДК 94(47) Дата поступления рукописи: 21.11.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.2
Статья посвящена начальному этапу кампании 1917 года по выборам гласных в Рязанскую городскую Думу, главным образом составлению избирательных списков. Основными источниками для написания статьи послужили архивные документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве Рязанской области, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Проанализированы условия и особенности процедуры составления избирательных списков, их обнародования и разрешения жалоб по персональному составу. Сделан вывод о влиянии данного этапа избирательного процесса на ход выборов в целом.
Ключевые слова и фразы: 1917 год; Рязань; городская Дума; выборы; избирательные списки; гласные; городская Управа.
Абрамов Юрий Иванович
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань [email protected]
Подготовка выборов 1917 года в Рязанскую городскую Думу
Особое место среди событий 1917 года занимают выборы в городские Думы, ставшие прологом к выборам в Учредительное собрание. Это были первые в истории России выборы, которые проводились на основе принципов всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, а также пропорционального представительства. Как писал Н. М. Тоцкий, один из свидетелей тех событий, «демократический дух насквозь пронизывает определение условий избирательного права», а Постановление Временного Правительства от 15 апреля 1917 года «вводит едва ли ни самые демократические на всем земном шаре начала муниципальных, городских, выборов» [13, с. 28, 29].
Поэтому не случаен интерес исследователей к данной проблематике. Однако их внимание сосредоточено, как правило, на вопросах политической борьбы в ходе подготовки и проведения выборов городских Дум [9; 10], на анализе хода и итогов избирательных кампаний [6; 8], на юридических аспектах городского избирательного права Временного Правительства [10]. Между тем организационно-технические вопросы подготовки и проведения выборов остаются за рамками проведенных исследований.
Цель данной статьи - анализ условий и особенностей проведения начального этапа выборов в Рязанскую городскую Думу, проходивших на основе нового городского избирательного права, реформированного в 1917 году. Предметом исследования является процесс составления избирательных списков как важнейшего компонента выборной технологии. При этом источниковую базу изучаемой темы составили документы Государственного архива Рязанской области (журналы заседаний городской Думы и Управы, протоколы заседаний местной избирательной комиссии, письма в городскую Думу по вопросам выборов и др.).
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что изучение начального этапа избирательной кампании позволит заполнить существующий пробел в истории первых региональных демократических выборов. Научная новизна статьи определяется включением в научный оборот ранее неизвестных архивных материалов по организации и проведению избирательной кампании по выборам в Рязанскую городскую Думу.
Два важных обстоятельства существенно влияли на развитие общественно-политической ситуации в Рязани в 1917 году. С одной стороны, что было нетипично для центрально-промышленного региона России, Рязань оставалась городом с преобладанием мелкой, кустарной промышленности и относительно небольшим числом рабочих. Здесь проживало с учетом пригородных слобод до 38 тыс. человек [7, с. 88]. В городе было всего 18 промышленных предприятий, с общей численностью рабочих 960 человек. Еще около 3000 человек работало на железнодорожном и водном транспорте [2, с. 9]. При этом около 40% рабочих перед революцией имели земельный надел.
С другой стороны, в городе были расквартированы три полка 10-й пехотной запасной бригады [Там же] общей численностью в разные периоды 20-30 тысяч человек. Это превращало Рязань фактически в полувоенный город, а воинский гарнизон - в существенный фактор его жизни.
В губернском центре смена прежней власти произошла 3 марта 1917 г. Накануне, 2 марта, когда в город были доставлены московские газеты с описанием петроградских событий, губернатор Н. Н. Кисель-Загорянский провел совещание с вице-губернатором, председателем губернской земской управы и городским головой, на котором обсуждались меры по поддержанию порядка. Ночью по приказу губернатора была выставлена усиленная воинская охрана у важнейших объектов. Это оказалось последней мерой, предпринятой старой властью.
В 9 часов вечера началось внеочередное заседание городской Думы. В ходе его впервые официально объявили о свержении монархии и образовании Временного правительства. Участники совещания обратились с воззванием «К гарнизону г. Рязани, к гражданам, рабочим и учащимся», в котором население призывалось к поддержке новой власти.
Утром 3 марта в городе начались демонстрации населения и гарнизона. Губернатор объезжал улицы, «призывая шедший народ и войска к сохранению самообладания и спокойствия» [3, д. 340, л. 2]. В середине дня началось еще одно расширенное заседание городской думы, на котором был создан временный Комитет общественных организаций (КОО), который взял на себя всю полноту власти в губернском центре. Вечером солдаты гарнизона арестовали губернатора и ряд чиновников.
В эти же дни были созданы Совет солдатских депутатов и Совет рабочих депутатов. Несколько позже начал деятельность Совет крестьянских депутатов. Внутри Советов вели борьбу за влияние между собой социалистические партии - большевики, меньшевики и эсеры. «Но, одновременно, все Советы выступали в роли постоянных оппонентов Комитета общественных организаций и губернского комиссара. Постепенно они превратились в органы параллельной власти, отражая идеалы и чаяния, порой не до конца четко сформулированные, большинства народа» [1].
Ликвидация старой власти в регионе была завершена Губернским съездом представителей общественных организаций, проходившим с 8 по 12 апреля. На нем присутствовало около 160 делегатов от всех уездов губернии. Провозгласив себя губернским делегатским собранием, съезд приступил к «организации нового губернского исполнительного комитета. В состав этого комитета должны войти председатель, он же губернский комиссар, и 4 человека от общего собрания съезда, 12 представителей от уездов по избранию уездных исполнительных комитетов, 2 от Совета офицерских и солдатских депутатов и 2 от Совета рабочих депутатов, всего 21 человек» [2, с. 68]. На съезде был избран председатель губернского исполкома, он же по должности и губернский комиссар - преподаватель городского реального училища Ф. К. Павлов и 4 члена комитета от общего собрания. Всех остальных членов еще предстояло избрать.
В Рязанской губернии, как и по всей стране, утвердились демократия и политические свободы.
15 апреля 1917 г. Временное Правительство принимает постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» и утверждает «Временные правила о производстве выборов гласных городских дум» [12, с. 163-170], а 3 мая 1917 г. утверждает «Наказ городским общественным управлениям о применении временных правил о производстве выборов гласных городских Дум» [Там же, с. 405-416]. Данный Наказ регулировал те вопросы производства выборов, которые не были предусмотрены «Временными правилами».
Организация и проведение выборов были поручены городским Управам. Срок полномочий новых городских Дум был определен до 1 января 1919 года, а количество гласных, подлежащих избранию в г. Рязани, -60 человек.
Согласно «Временным правилам», городские Управы сразу же после их обнародования должны были приступить к составлению избирательных списков. В предстоящих выборах принимали участие «российские граждане обоего пола, всех наций и вероисповеданий, достигшие на момент составления избирательных списков 20 лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение или состоят там на службе, или же имеют иные, связанные с городом определенные занятия. Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях» [Там же, с. 164].
Рязанская городская Управа, как отмечается в письме Губернскому Комиссару, «к составлению избирательных списков по выборам гласных в Рязанскую городскую Думу приступила 26-го Апреля сего года» [4, д. 2632, л. 13].
Для организации и проведения этой работы было создано Бюро по составлению списков избирателей. 29 апреля в 12 часов дня в зале городской Думы состоялся инструктаж счетчиков по переписи избирателей, которые накануне получили соответствующие уведомления. При этом в уведомлении указывалось, что «неприбытие к этому времени будет считаться за отказ от работы и не явившиеся счетчики будут из списков исключены и заменены очередными кандидатами» [Там же, д. 2474, л. 2]. Всего были приглашены 34 человека. Все они прибыли на инструктаж и дали согласие на работу по составлению избирательных списков.
Для проведения переписи избирателей каждый счетчик получил «Временные правила о производстве выборов гласных городских Дум», бланки именных списков избирателей, план участка, на котором осуществлялась перепись избирателей, список домовладений, инструкцию и удостоверение.
В «Инструкции счетчикам по собиранию сведений о лицах, имеющих право участия в выборах в Рязанскую городскую Думу» определялась процедура организации всей работы. Счетчик должен был, прежде всего, взять в городской Управе список всех домовладельцев своего переписного участка. У домовладельца получить информацию по всем сдаваемым квартирам.
В каждой квартире обращаться к старшему члену семьи (если его не окажется, обратиться за помощью к домовладельцу), которому разъяснить, кто и почему должен быть включен в списки избирателей. После чего составляются именные списки избирателей.
По завершении обхода домовладений счетчик должен был оставить у домовладельца печатный экземпляр «Временных правил о производстве выборов гласных городских дум» с просьбой ознакомить с ними квартиросъемщиков.
Работа начиналась в 9 часов утра и продолжалась до 8 часов вечера, с трехчасовым перерывом на обед. «Законченные именные списки должны быть подписаны счетчиком и обязательно сданы ежедневно в Бюро вечером от 8 до 9 часов» [Там же, л. 3].
8 мая Бюро заявило городской Управе, что список избирателей составлен и отпечатан в трех экземплярах. Планировалось начать проверку готовых списков и допечатать еще шесть экземпляров. Однако работу пришлось приостановить в связи с «необходимостью дополнения списка новыми данными согласно только что полученного в Управу сего числа Наказа Министра Внутренних Дел о применении Временных правил о производстве выборов» [Там же, л. 18].
«Временными правилами» предусматривалась возможность, в случае надобности, разделения городского поселения, для удобства подачи голосов, на отдельные избирательные участки. Рязанская городская Управа воспользовалась этой возможностью и поделила городской округ на четыре избирательных участка. При этом параллельно с общим списком избирателей приступили к составлению избирательных списков по отдельным участкам. В местных газетах было дано объявление с предложением избирателям, имеющим право участия в выборах по двум или нескольким участкам, в трехдневный срок со дня опубликования подать письменное заявление с указанием, в каком участке он желает осуществить свое избирательное право [Там же, д. 2632, л. 27].
Согласно постановлению Рязанской городской Думы, на четырех избирательных участках с 20 по 24 мая включительно были выставлены избирательные списки. В течение 5 дней были даны около 2000 справок избирателям, поступили 133 заявления от граждан, не включенных в списки, и 44 заявления о замеченных в списках ошибках и опечатках. Последние заявления были признаны подлежащими удовлетворению. Относительно же первой группы заявлений городская Управа постановила поручить Бюро «приступить немедленно к проверке заявлений и предоставить в двухдневный срок подробный доклад о результатах проверки» [Там же, л. 28].
В представленном докладе Бюро указывалось, что 133 заявления разбиваются на следующие категории: 91 заявление от лиц, живущих в черте города, 2 заявления от лиц, живущих вне черты города и не имеющих в городе домашнего обзаведения, и 40 заявлений от лиц, живущих вне черты города и выставивших различные признаки для включения в списки.
Городская Управа, рассмотрев 91 заявление, постановила удовлетворить ходатайства 83 лиц. Рассмотрев 42 заявления второй и третьей категорий, постановила 27 ходатайств удовлетворить и 15 ходатайств оставить без удовлетворения [Там же, д. 2482, л. 2, 2 об., 3].
Исправленный избирательный список, в соответствии с «Временными правилами», не позднее чем за две недели до дня наступления выборов вновь предъявляется для всеобщего обозрения.
На заседании Рязанской городской Думы 22 июня было принято решение о проведении выборов 9 июля 1917 года. Городская Управа предложила с 24 июня выставить исправленные списки для всеобщего обозрения в помещении Управы, пригласить избирателей ознакомиться с ними и получить весь избирательный материал - избирательную карточку, конверт и избирательный бюллетень. Все предложения Управы были приняты, но с одним изменением - «избирательные карточки должны вручаться избирателям по месту жительства и только те избиратели, коим не будут вручены карточки после двукратного посещения их квартир, получают уже карточки сами в городской Управе в объявленное время» [5, д. 902, л. 3, 3 об.].
В ходе подготовки выборов особенно остро встал вопрос об участии в них рабочих, проживающих в пригородах и слободах, и солдат 10-й запасной пехотной бригады, казармы которых размещались вне территории города.
Первый запрос поступил от начальника Гарнизона города Рязани. 4 мая городская Управа уведомила его, «что согласно телефонного разъяснения за Министра Внутренних Дел, Начальника Главного Управления по делам местного хозяйства Авинова, солдаты Рязанского гарнизона, расквартированные вне Рязани, в списки избирателей по городу Рязани по выборам гласных в Рязанскую городскую Думу вносится не должны» [4, д. 2632, л. 14].
Учитывая, что рабочие и солдаты во многом определяли электоральную базу социалистических партий, 6 мая общее собрание Совета рабочих депутатов принимает постановление, в котором требует «признать необходимым включить в избирательные списки избирателей в городскую думу граждан, проживающих в пригородах и пригородных слободах, а так же включить в избирательные списки солдат Рязанского гарнизона, расположенных в казармах вне города, и просить поддержать это постановление перед Временным Правительством» [Там же, л. 19].
Данное требование вновь было направлено в адрес Главного Управления по делам местного хозяйства, и в полученной телеграмме, подписанной Н. Н. Авиновым, указывалось: «Лица, проживающие в пригородах и пригородных слободах и солдаты, расположенные в казармах вне черты города, в списки избирателей в городскую Думу не могут быть внесены» [Там же, л. 25].
В итоге в избирательные списки по выборам гласных в Рязанскую городскую Думу «было внесено: по гражданским спискам 16629 лиц и по военным 5659 - а всего 22288» [3, д. 347, л. 39].
Накануне дня голосования проблема избирательных списков неожиданно вновь становится актуальной. Исполнительный комитет Совета солдатских и офицерских депутатов направил в городскую избирательную комиссию требование о необходимости включения в избирательный список вновь прибывших солдат [4, д. 2632, л. 49].
В телеграмме в адрес Временного Правительства председатель городской избирательной комиссии И. А. Антонов, в частности, указывал: «Списки солдат избирателей Рязанского гарнизона составленные месяц
тому назад совершенно не соответствуют настоящему составу. Уход маршевых рот, прибытие новых на три четверти изменяют состав. На этой почве идут волнения. Невнесенные требуют участия в голосовании, угрожая в противном случае сорвать выборы. Прошу разрешить допустить к участию в выборах весь гарнизон старше 20 лет по ротным спискам, составленным ко дню выборов. Принимаем все меры к успокоению Рязанского гарнизона. Прошу оказать содействие положительным ответом» [Там же, л. 52].
Не дожидаясь ответа, Губернский Комиссар созывает совещание. На нем принимается довольно странное решение: о направлении делегации в Петроград для ходатайства о допущении к выборам вновь прибывших солдат; о допуске 9 июля этих солдат к выборам, для чего установить урны в казармах; о вскрытие урн и производстве подсчета поданных голосов только после получения указаний Временного Правительства.
В день выборов голосование солдат в казармах состоялось, однако итоги голосования были обжалованы в Рязанском окружном суде по административному отделению. Суд обязал Рязанскую городскую Управу «произвести через избирательную комиссию новый подсчет избирательных записок, исключив из них записки воинских чинов, невнесенных в избирательные списки» [3, д. 347, л. 47 - 47 об.].
Всего в голосовании приняли участие 13 995 избирателей, в том числе 2 222 человека проголосовали в казармах. И если по итогам первого подсчета голосов победу одержал Блок социалистов, то после исключения из списков дополнительно внесенных воинских чинов большинство голосов получили кандидаты Партии народной свободы (кадеты).
Таким образом, подготовительный этап избирательной кампании по выборам гласных Рязанской городской Думы в 1917 году позволил, с одной стороны, выявить пробелы нового избирательного законодательства, а с другой - отработать формы и методы организационной работы начального этапа избирательной кампании. Городская Управа - организатор подготовки и проведения выборов - создала Бюро по составлению списков избирателей, сформировала четыре избирательные комиссии, каждому избирателю вручила избирательную карточку, конверт и избирательный бюллетень.
Самой сложной и трудоемкой работой оказалась процедура составления избирательных списков. Учитывая особенности Рязани как полувоенного города, развернулась серьезная борьба за включение в эти списки солдат местного гарнизона. В ходе исследования было выявлено, что качество составления списков оказывает влияние на ход и итоги избирательного процесса в целом.
Так постепенно начали закладываться важные организационные предпосылки реализации всеобщего избирательного права в России.
Список источников
1. Акульшин П. В. 1917 год в Рязанской губернии [Электронный ресурс] // Рязанское краеведение. URL: http://kraeved. rounb.ru/calendar/1917-god-v-rjazanskoj-gubemii (дата обращения: 19.12.2019).
2. Борьба за установление и укрепление Советской власти в Рязанской губернии (1917-1920 гг.): сборник документов. Рязань: Издание газеты «Приокская правда», 1957. 408 с.
3. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. Р-1. Оп. 1.
4. ГАРО. Ф. 19. Оп. 1.
5. ГАРО. Ф. 49. Оп. 1.
6. История и развитие выборов в Ставропольском крае / рук. авт. коллектива Е. Е. Некрасов; избират. комис. Ставропольского края. Ставрополь, 2010. 253 с.
7. История Рязанского края. 1778-2007: монография / под ред. П. В. Акульшина; Упр. культуры и массовых коммуникаций Рязанской обл.; Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань: Рязанская обл. тип., 2007. 447 с.
8. Остроухов В. Е. Тульская городская Дума в 1917-1918 гг. // Тульский краеведческий альманах. 2004. С. 104-115.
9. Петров А. В. Первые партийные выборы в Иркутской городской Думе // Вестник Югорского государственного университета. 2012. Вып. 1 (24). С. 28-32.
10. Раков В. В. Опыт демократии: избирательная кампания и выборы 1917 г. в Курской губернии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/opyt-demokratii-izbiratelnaya-kampaniya-i-vybory-1917-g-v-kurskoy-gubernii (дата обращения: 23.12.2019).
11. Румянцев Д. Е. Демократизация органов городского самоуправления в Поволжье в 1917 году: историко-политический анализ: автореф. дисс. ... к.и.н. Казань, 2006. 24 с.
12. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг.: Государственная типография, 1917. Вып. 1. 27 февраля - 5 мая 1917 г. 557 с.
13. Тоцкий Н. М. Реформа городского самоуправления. Пг.: Муравей, 1917. 32 с.
Preparation of 1917 Elections to Ryazan City Duma
Abramov Yurii Ivanovich
Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
konsikro@mail. ru
The article describes the initial stage of 1917 Ryazan City Duma election campaign, in particular, preparation of voting lists. The research material includes documents from the State Archives of Ryazan Region, many of which are for the first time introduced into scientific use. The author analyses the procedure to prepare voting lists, to publish them and to resolve complaints concerning personal composition. The conclusion is made about the influence of this stage of electoral process on the whole election campaign.
Key words and phrases: 1917; Ryazan; City Duma; elections; voting lists; councillors; City Council.