научный журнал
Сластя А. Д.
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАДРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Аннотация: Рассмотрено непрерывное профессиональное образование как одно из условий эффективной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, задачи и особенности обучения взрослых людей, имеющих практический опыт работы в социальной сфере, а также представлены направления совершенствования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля.
Ключевые слова: система непрерывного профессионального образования; дополнительное профессиональное образование; профессиональная деятельность специалистов социальной сферы.
Система непрерывного образования приводит к тому, что дополнительное профессиональное образование постоянно развивается. Данная ситуация обусловлена вниманием специалистов к обновлению не только имеющихся знаний, но и способов их получения и, самое главное, применения в новых социально экономических условиях. Известно, что в последнее время наблюдается ускорение информационно-технологического развития цивилизации, сопровождающееся взрывным повышением мобильности трудовых ресурсов и изменением профессиональных параметров, а это требует от специалиста гибкого и быстрого переучивания, освоения всё новых востребованных на рынке навыков и компетенций.
В наше время важным условием эффективной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы является получение дополнительного профессионального образования. Следовательно, система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы, включающая в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку, рассматривается как необходимый элемент современной системы образования и является одной из стратегических областей социально-экономического развития Российской Федерации.
В России, к сожалению, в 2012 г. системой дополнительного профессионального образования было охвачено только 10% специалистов, имеющих диплом вуза или учреждения среднего профессионального образования. Однако в странах с развитой экономикой число людей, получающих дополнительное профессиональное образование, доходит до 50%.
Непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы организуется в целях повышения качества социальной помощи населению. При этом решаются следующие задачи:
научный журнал
- компенсируются недостатки полученного образования;
- на современном уровне поддерживается квалификация специалиста социального профиля;
- планомерно повышается профессиональная компетентность специалиста социального профиля;
- в соответствии с требованиями социальной политики своевременно подготавливаются новые специалисты;
- в практику внедряются новейшие достижения социальной науки;
- специалисты социальной сферы адаптируются к изменениям и переменам в области социальных знаний, технологий;
- происходит обмен опытом.
Особенности кадровой политики требуют от специалистов, прежде всего социальной сферы, способности адаптироваться к стремительно меняющимся условиям профессиональной деятельности, преобразовывать базовые теоретические знания в практические умения. Следовательно, роль дополнительного профессионального образования состоит в повышении качества профессиональной деятельности.
По мнению Е. И. Холостовой, профессиональная деятельность специалиста социальной сферы - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию. Значит, профессиональная деятельность специалиста социального профиля должна ориентировать личность на само- воспитание, постоянное включение в систему непрерывного профессионального образования.
В. А. Дегтерев полагает, что профессионализм специалиста социальной сферы выражается в эффективности его профессиональной деятельности, что играет немаловажную роль при организации процесса дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы.
Эффективность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы во многом зависит от самого специалиста, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Современная концепция стандартизации ориентирует содержание социального образования, в том числе дополнительного профессионального образования, на личность специалиста нового типа, способного адаптироваться к условиям современного (с учетом региональных особенностей) рынка труда.
Непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы обусловлено современной ситуацией в нашем обществе, для которой характерно обновление всех социальных институтов. Социальная сфера на сегодняшний день является активно развивающейся отраслью профессиональной деятельности. Несмотря на то что российская система подготовки кадров для социальной сферы в основном сформирована, в
научный журнал
данной сфере до сих пор сохраняется острая потребность в высококвалифицированных специалистах.
Характер профессиональной деятельности требует от специалиста социального профиля знакомства с широким кругом вопросов, начиная от организации системы социального обеспечения в целом, знания соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики и кончая конкретными приемами работы с клиентами, т. е. предполагает наличие знаний о человеке и в области приклад- ной психологии.
Миссия специалиста социальной сферы благородна, но условия ее выполнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это, с одной стороны, своим профессиональным долгом, с другой-предназначением, специалист социальной сферы помогает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, несовершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т. д. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, специалист социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень, использует свои профессиональные и личностные возможности, для того чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен толь- ко личностно зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.
Подготовка социальных педагогов и специалистов по социальной работе реализуется в одной из профильных подсистем образования -социальном образовании, которое по своему содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере.
Непрерывное профессиональное образование кадров для социальной сферы в целом направлено на выработку практического овладения методами и средствами социального регулирования взаимоотношений в виде определенных форм и технологий профессиональной социальной деятельности. Специалист социальной сферы в рамках освоения дополнительной профессиональной программы не должен получать общие теоретические знания по заранее разработанным программам. Каждый специалист должен получать специфические знания, необходимые ему для выполнения конкретной работы. Поэтому содержание учебных программ должно соответствовать потребностям и пожеланиям самих обучающихся. Особенности обучения взрослых людей, имеющих практический опыт работы в социальной сфере, предопределяют структуру и характер организации учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования.
научный журнал
По мнению А. А. Симоновой, проведение практических занятий должно ориентироваться на профессиональный опыт специалистов социальной сферы. Учебные занятия должны быть составлены таким образом, чтобы можно было учитывать вариативные интересы и разный уровень подготовленности и мотивации слушателей.
H. В. Шестак, профессор Российской медицинской академии последипломного образования, говорит о том, что учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования в первую очередь должен строиться с учетом физиологических, психологических, возрастных и специфических особенностей субъекта обучения. Автор выделяет следующие особенности обучения взрослого:
I. Слушатель осознает себя самостоятельной личностью.
2. Обучающийся накапливает большой запас жизненного (профессионального, социального, бытового) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег.
3. Его готовность к обучению определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели.
4. Он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.
Однако для обучения взрослых характерны и негативные моменты, к которым можно отнести следующие:
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации, по мнению психологов, являются одним из сложных этапов развития человека
- этапом профессиональной перестройки, связанной с психологической ломкой многих устоявшихся представлений и стереотипов профессиональной деятельности;
- значительный диапазон в возрасте обучающихся обусловливает разное качество восприятия, различия в памяти, способностях к обучению, что затрудняет деятельность преподавателя по достижению учебных целей;
- контингент обучающихся разнообразен по уровню теоретической и профессиональной подготовки, по характеру трудовой деятельности, стажу работы.
В совершенствовании учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля, на наш взгляд, должны реализовываться следующие направления:
- индивидуализация учебных занятий с учетом опыта, стажа и специфики профессиональной деятельности;
- сокращение объема лекционных занятий за счет применения современных методов и методик обучения
- широкое использование информационно-коммуникационных технологий обучения.
2018, №1
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
Преподаватель, в свою очередь, должен стремиться к созданию оптимальных условий обучения, к которым относятся психологические факторы, такие как установление обратной связи, возможность свободного самовыражения, привлечение обучающегося к постановке учебных целей, связанных с определением личных задач, совершенствование способностей к самооценке и самоанализу.
1. Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Роль ДПО в становлении экономики России : сб. статей и тезисов материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 2013).
2. Дополнительное профессиональное образование : сборник программ / науч. ред. А. А. Симонова. Екатеринбург, 2013.
3. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы / под ред. А. Н. Дашкиной, Е. И. Холостовой, В. В. Колкова. М. : Социально-технологический ин-т,
4. Игошев Б. М. Подготовка социально и профессионально мобильных специалистов - одна из стра- тегических целей модернизации отечественного профессионального образования // Вестн. социально- гуманитарного образования и науки. 2011. № 2. С. 82-102.
5. Ларионова И. А. Тенденции социального образования и профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // Вестн. социально-гуманитарного образования и науки. 2011. № 2. С. 102-123.
6. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон ; пер. с англ. ; под ред. Ю. Б. Шапиро. М. : Аспект-Пресс, 1996.
7. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе. М., 2007. 8. Шестак Н. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 98-103.
Abstract. The article deals with the continuous professional education as a prerogative of effective professional activity of specialists in the social sphere, the goals and peculiarities of education of adults with experience of work in the social sphere. It also presents the ways of development of the educational process in the system of professional education of specialists in the social sphere. Keywords: system of continuous professional education; further professional education; professional activity of specialists in the social sphere.
Библиографический список
1999.