Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы: сущность и содержание'

Дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшина Светлана Александровна

Рассмотрено непрерывное профессиональное образование как одно из условий эффективной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, задачи и особенности обучения взрослых людей, имеющих практический опыт работы в социальной сфере, а также представлены направления совершенствования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE: ESSENCE AND CONTENT

The article deals with the continuous professional education as a prerogative of effective professional activity of specialists in the social sphere, the goals and peculiarities of education of adults with experience of work in the social sphere. It also presents the ways of development of the educational process in the system of professional education of specialists in the social sphere.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы: сущность и содержание»

УДК 378.14 ББК Ч440

ГСНТИ 14.43.43

Код ВАК Код ВАК 13.00.01; 13.00.08

Лапшина Светлана Александровна,

старший преподаватель, кафедра психологии и социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 408; email: kosnyreva-sveta@e1.ru.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система непрерывного профессионального образования; дополнительное профессиональное образование; профессиональная деятельность специалистов социальной сферы.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрено непрерывное профессиональное образование как одно из условий эффективной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, задачи и особенности обучения взрослых людей, имеющих практический опыт работы в социальной сфере, а также представлены направления совершенствования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля.

Lapshina Svetlana Aleksadrovna,

Senior Lecturer of the Chair of Psychology and Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE: ESSENCE AND CONTENT

KEY WORDS: system of continuous professional education; further professional education; professional activity of specialists in the social sphere.

ABSTRACT. The article deals with the continuous professional education as a prerogative of effective professional activity of specialists in the social sphere, the goals and peculiarities of education of adults with experience of work in the social sphere. It also presents the ways of development of the educational process in the system of professional education of specialists in the social sphere.

С

истема непрерывного образования приводит к тому, что дополнительное профессиональное образование постоянно развивается. Данная ситуация обусловлена вниманием специалистов к обновлению не только имеющихся знаний, но и способов их получения и, самое главное, применения в новых социально-экономических условиях. Известно, что в последнее время наблюдается ускорение информационно-технологического развития цивилизации, сопровождающееся взрывным повышением мобильности трудовых ресурсов и изменением профессиональных параметров, а это требует от специалиста гибкого и быстрого переучивания, освоения всё новых востребованных на рынке навыков и компетенций.

В наше время важным условием эффективной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы является получение дополнительного профессионального образования. Следовательно, система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы, включающая в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку, рассматривается как необходимый элемент современной системы образования и является одной из стратегических областей социально-экономического развития Российской Федерации.

В России, к сожалению, в 2012 г. системой дополнительного профессионального образования было охвачено только 10% специалистов, имеющих диплом вуза или учреждения среднего профессионального образования. Однако в странах с развитой экономикой число людей, получающих дополнительное профессиональное образование, доходит до 50%.

Непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы организуется в целях повышения качества социальной помощи населению. При этом решаются следующие задачи:

- компенсируются недостатки полученного образования;

- на современном уровне поддерживается квалификация специалиста социального профиля;

- планомерно повышается профессиональная компетентность специалиста социального профиля;

- в соответствии с требованиями социальной политики своевременно подготавливаются новые специалисты;

- в практику внедряются новейшие достижения социальной науки;

- специалисты социальной сферы адаптируются к изменениям и переменам в области социальных знаний, технологий;

- происходит обмен опытом.

© Лапшина С. А., 2014

Особенности кадровой политики требуют от специалистов, прежде всего социальной сферы, способности адаптироваться к стремительно меняющимся условиям профессиональной деятельности, преобразовывать базовые теоретические знания в практические умения. Следовательно, роль дополнительного профессионального образования состоит в повышении качества профессиональной деятельности.

По мнению Е. И. Холостовой, профессиональная деятельность специалиста социальной сферы - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию (8, с. 134). Значит, профессиональная деятельность специалиста социального профиля должна ориентировать личность на самовоспитание, постоянное включение в систему непрерывного профессионального образования.

В. А. Дегтерев полагает, что профессионализм специалиста социальной сферы выражается в эффективности его профессиональной деятельности, что играет немаловажную роль при организации процесса дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы.

Эффективность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы во многом зависит от самого специалиста, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Современная концепция стандартизации ориентирует содержание социального образования, в том числе дополнительного профессионального образования, на личность специалиста нового типа, способного адаптироваться к условиям современного (с учетом региональных особенностей) рынка труда.

Непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы обусловлено современной ситуацией в нашем обществе, для которой характерно обновление всех социальных институтов. Социальная сфера на сегодняшний день является активно развивающейся отраслью профессиональной деятельности. Несмотря на то что российская система подготовки кадров для социальной сферы в основном сформирована, в данной сфере до сих пор сохраняется острая потребность в высококвалифицированных специалистах (7, с. 121).

Характер профессиональной деятельности требует от специалиста социального профиля знакомства с широким кругом вопросов, начиная от организации системы социального обеспечения в целом, знания соответствующего законодательст-

ва, элементов социологии и экономики и кончая конкретными приемами работы с клиентами, т. е. предполагает наличие знаний о человеке и в области прикладной психологии.

Миссия специалиста социальной сферы благородна, но условия ее выполнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это, с одной стороны, своим профессиональным долгом, с другой -предназначением, специалист социальной сферы помогает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, несовершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т. д. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, специалист социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень, использует свои профессиональные и личностные возможности, для того чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач (3, с. 85).

Подготовка социальных педагогов и специалистов по социальной работе реализуется в одной из профильных подсистем образования - социальном образовании, которое по своему содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере.

Непрерывное профессиональное образование кадров для социальной сферы в целом направлено на выработку практического овладения методами и средствами социального регулирования взаимоотношений в виде определенных форм и технологий профессиональной социальной деятельности.

Специалист социальной сферы в рамках освоения дополнительной профессиональной программы не должен получать общие теоретические знания по заранее разработанным программам. Каждый специалист должен получать специфические знания, необходимые ему для выполнения конкретной работы. Поэтому содержание учебных программ должно соответствовать потребностям и пожеланиям самих обучающихся (1).

Особенности обучения взрослых людей, имеющих практический опыт работы в социальной сфере, предопределяют структуру и характер организации учебного процесса

в системе дополнительного профессионального образования.

По мнению А. А. Симоновой, проведение практических занятий должно ориентироваться на профессиональный опыт специалистов социальной сферы. Учебные занятия должны быть составлены таким образом, чтобы можно было учитывать вариативные интересы и разный уровень подготовленности и мотивации слушателей (2).

H. В. Шестак, профессор Российской медицинской академии последипломного образования, говорит о том, что учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования в первую очередь должен строиться с учетом физиологических, психологических, возрастных и специфических особенностей субъекта обучения. Автор выделяет следующие особенности обучения взрослого:

I. Слушатель осознает себя самостоятельной личностью.

2. Обучающийся накапливает большой запас жизненного (профессионального, социального, бытового) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег.

3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели.

4. Он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.

Однако для обучения взрослых характерны и негативные моменты, к которым можно отнести следующие:

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации, по мнению психологов, являются одним из сложных этапов развития человека - этапом профессиональной перестройки, связанной с психологической ломкой многих устоявшихся представлений и стереотипов профессиональной деятельности;

- значительный диапазон в возрасте обучающихся обусловливает разное качество восприятия, различия в памяти, способностях к обучению, что затрудняет деятельность преподавателя по достижению учебных целей;

- контингент обучающихся разнообразен по уровню теоретической и профессиональной подготовки, по характеру трудовой деятельности, стажу работы (6).

В совершенствовании учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля, на наш взгляд, должны реализовываться следующие направления:

- индивидуализация учебных занятий с учетом опыта, стажа и специфики профессиональной деятельности;

- сокращение объема лекционных занятий за счет применения современных методов и методик обучения (модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество, обучение действием, обучение в рабочих группах, диалоговые, интерактивные методики, кейс-стади, рефлексивный практикум, рефлексивно-инновационный семинар и т. д.);

- создание банка учебных задач (кейс-стади) и разработка алгоритмов их решения, деловых игр;

- широкое использование информационно-коммуникационных технологий

обучения.

Преподаватель, в свою очередь, должен стремиться к созданию оптимальных условий обучения, к которым относятся психологические факторы, такие как установление обратной связи, возможность свободного самовыражения, привлечение обучающегося к постановке учебных целей, связанных с определением личных задач, совершенствование способностей к самооценке и самоанализу.

Полагаем, что при реализации программ дополнительного профессионального образования для специалистов социального профиля необходимо акцентировать внимание на следующих составляющих:

1. Определение миссии профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Определение данной составляющей профессиональной деятельности необходимо для выяснения понимания специалистами социальной сферы миссии социальных учреждений в плане их предназначения и роли в жизни общества, государства, а также групп и лиц, заинтересованных в их существовании. Четкое понимание миссии профессиональной деятельности необходимо в первую очередь для формирования ее положительного имиджа, а также формирования профессиональной позиции специалистов социальной сферы.

2. Определение профессиональной цели деятельности специалистов социальной сферы. Совместное обсуждение профессиональной цели необходимо для определения уровня понимания специфики профессиональной деятельности специалиста относительно всей социальной сферы и уровня понимания специалистом своих профессиональных целей. Например, обозначение профессиональной цели как развитие социальной сферы, желание осваивать инновационные технологии, проявлять инициативу и творчески подходить

к профессиональной деятельности, стремление к благополучию общества посредством решения социальных проблем государства позволит слушателю в процессе освоения дополнительной профессиональной программы получить наиболее эффективный результат. Следовательно, если слушатель формулирует свою профессиональную цель как предоставление конкретных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, достижение лидирующего положения, создание эффекта престижности и востребованности данных профессий, то на первый план выступает его личный интерес, а профессиональная деятельность является средством достижения. При работе с данной категорией слушателей необходимо акцентировать внимание на содержании профессиональной деятельности, ее особенностях.

3. Определение ведущего мотива в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы. Определение доминирующего мотива позволяет выявить потребности специалиста социальной сферы в процессе профессиональной деятельности (например, потребность работать творчески, с опорой на инновационные технологии). Следовательно, при организации учебного процесса необходимо учитывать мотив личностной самореализации и саморазвития слушателя, так как специалисты социального профиля определенной категории обладают открытым типом мышления, легко адаптируются к изменениям. Для них характерен практический опыт и умение его применять. Другая группа специалистов при осуществлении профессиональной деятельности испытывает потребность во внешнем признании, в построении карьеры, а также в материальном вознаграждении (например, получение наследства от клиентов). Для этой группы слушателей необходимо четкое описание инновационных технологий и этапов их применения, так как они работают на исполнительском уровне, избегают проявления инициативы, не склонны к творчеству.

4. Определение ценности в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы. При организации учебного процесса наиболее значимо определение профессиональных ценностей специалистов. Например, обозначение цели как изменения и улучшения уровня и качества жизни людей и общества, профессионального и личностного самоуважения, самореализации, признания общества (т. е. общественной значимости труда) позволяет в рамках занятий затрагивать личностные вопросы, такие как изменение отношения к себе как профессионалу; изменение внут-

ренних, субъективных профессиональных идеалов; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, потенциальных зонах успехов и неудач и др. Напротив, материальное благополучие как профессиональная ценность специалиста социальной сферы не дает возможности для развития себя как профессионала, самореализации. Таким образом, изучение системы ценностных ориентаций специалиста, поскольку это одно из центральных личностных образований, является значимым элементом при построении учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, существенно влияют на все стороны профессиональной деятельности. Профессиональные ценности играют важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности.

5. Определение эмоций и чувств при работе с клиентом. Данный фактор имеет большое значение при организации учебного процесса, так как напрямую связан с эмоционально-чувственной сферой специалиста. Негативное отношение к профессиональной деятельности (например, чувство тревоги по поводу возможных ошибок при взаимодействии с клиентом; неудовлетворенность при выполнении профессиональных задач; состояние полного безразличия, равнодушия при осуществлении профессиональной деятельности; состояние досады, недовольства при осуществлении профессиональной деятельности) не будет способствовать положительной динамике деятельности специалиста. Ощущение большого душевного удовлетворения при осуществлении профессиональных задач; сильная увлеченность профессиональной деятельностью; ощущение собственного достоинства, самоуважения при оказании помощи клиентам; особое внимание к профессиональной деятельности, желание

вникнуть в суть, узнать, понять что-то новое позволит специалисту социальной сферы достичь высокого уровня самосовершенствования и качественно, продуктивно решать профессиональные задачи.

Из вышесказанного следует, что процесс усовершенствования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования должен в первую очередь ориентироваться на слушателя-

обучающегося, так как эффективность дополнительного профессионального образования будет выше, если слушатель в рамках роста своей профессиональной компетентности вовлечен в активную деятельность, требующую использования имеющегося профессионального и социального опыта. В рамках учебного процесса слушатель должен осознать (определить, скорректиро-

вать) миссию, профессиональную цель и ценность своей собственной профессиональной деятельности, ее ведущий мотив. Вышеобозначенные составляющие, на наш взгляд, помогут специалистам социальной сферы осознать проблемы в своей профессиональной деятельности, определить направления своего изменения и профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Роль ДПО в становлении экономики России : сб. статей и тезисов материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 2013).

2. Дополнительное профессиональное образование : сборник программ / науч. ред. А. А. Симонова. Екатеринбург, 2013.

3. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы / под ред. А. Н. Дашкиной, Е. И. Холостовой, В. В. Колкова. М. : Социально-технологический ин-т, 1999.

4. Игошев Б. М. Подготовка социально и профессионально мобильных специалистов - одна из стратегических целей модернизации отечественного профессионального образования // Вестн. социальногуманитарного образования и науки. 2011. № 2. С. 82-102.

5. Ларионова И. А. Тенденции социального образования и профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // Вестн. социально-гуманитарного образования и науки. 2011. № 2. С. 102-123.

6. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон ; пер. с англ. ; под ред. Ю. Б. Шапиро. М. : Аспект-Пресс, 1996.

7. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе. М., 2007.

8. Шестак Н. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 98-103.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.