Научная статья на тему 'Подготовка и обучение врачей стоматологов современным компьютерным и голографическим программам для дентальной имплантации'

Подготовка и обучение врачей стоматологов современным компьютерным и голографическим программам для дентальной имплантации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лосев Ф. Ф., Буланников А. С., Марымов О. В.

Включение в учебу постдипломной подготовки врачей-стоматологов тематику современных компьютерных технологий позволяет объединить изучение диагностических возможностей КТГ-исследований с виртуальным голографическим планированием конструкций зубных протезов при частичных дефектах зубных рядов. Полученные в процессе обучения знания гарантируют профилактику осложнений связанных с неправильной установкой дентальных имплантатов, и нерационального выбора конструкции зубных протезов. Визуализация таких сложных диагностических методов как КТГ и голография, без сомнения, развивает пространственное воображение курсанта и обогащает клиническое мышление врача-стоматолога-ортопеда в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лосев Ф. Ф., Буланников А. С., Марымов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of dentists in modern computerised and holographic programmes for dental implantation

The method of computer teaching of the dentists with using a new programme CTG-research and a holography for deciding the clinical situatision tasks in the orthopedist treatment of patients and stud}' algorithms of choice implantation systems.

Текст научной работы на тему «Подготовка и обучение врачей стоматологов современным компьютерным и голографическим программам для дентальной имплантации»

2

СТОМАТОЛОГИЯ

2005

УДК 614.23:616.31-089.843:378:681.3

ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ СОВРЕМЕННЫМ КОМПЬЮТЕРНЫМ И ГОЛОГРАФИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ДЕНТАЛЬНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Ф.Ф. Лосев, А.С. Буланников, О.В. Марымов

Областная стоматологическая поликлиника, г. Волгоград, кафедра имплантологии МОНИКИ

В XXI век Россия вошла цивилизованной стоматологической страной, что связано с активным восприятием бурных темпов развития научно-технического прогресса, информатики и обучающих технологий. В связи с этим заметно изменились потребительские ожидания курсантов системы последипломного обучения и повышения квалификации, в частности специалистов стоматологического профиля. Так, при выборе базы обучения, прежде всего, обращается внимание на организационно-методические подходы тематических занятий, на практическую направленность в плане развития мануальных навыков, на обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями, иллюстративным материалом. К сожалению, многие учебные базы профильных кафедр стоматологии институтов и факультетов усовершенствований врачей в лучшем случае оснащены техническими аудиовизуальными средствами для проведения тестовой оценки знаний, редким дополнением является наличие фантомного курса.

Нами была разработана дополнительная методика компьютерного обучения врачей-стоматологов, использующая современные программы компьютерно-томографических (КТГ) исследований и голографии для постановки и решения ситуационных клинических задач при ортопедическом лечении частичных дефектов зубных рядов, изучения алгоритмов выбора имплантационных систем. В результате можно получать четкие представления о способах трехмерного компьютерного моделирования клинической ситуации, планирования ортопедического лечения с применением дентальных имплантатов.

В настоящее время, в ортопедической стоматологии успешно применяются компьютерные

программы планирования лечения, в частности в системах ЦЕРЕК-1-2 для изготовления фарфоровых вкладок, коронок и мостовидных протезов, в системе Ре-имштант для изготовления индивидуальных титановых имплантатов при немедленной имплантации.

Внедрение компьютерной программы КТГ-ис-следования в дентальной имплантации позволяет реконструировать объемное изображение исследуемого объекта (оперативная зона альвеолярного отростка) и планировать виртуальную установку имплантатов в челюстной кости.

Возможность исследования трехмерных объектов по данным КТГ с моделированием, текстурным и цветовым редактированием, а также конвертированием с голографическими моделями зубных протезов открывает большую перспективу для достижения положительных результатов обследования и лечения больных.

В учебном процессе ситуационный анализ строится с целью достижения положительных результатов комплексного лечения с применением имплантатов и проводится совместно бригадой специалистов, т. е. врачей-стоматологов хирургов и ортопедов. Визуализация таких сложных диагностических исследований как КТГ и голо-графические методики без сомнения развивают пространственное воображение учащихся врачей-стоматологов. Удобство применения разработанной программы в обучающих целях заключается в том, что система позволяет редактировать любой объект модели, и изменять не только его параметры, но и вспомогательные геометрические элементы, используемые при построении этого объекта. В результате получается новый трехмерный объект, полностью удовлетворяющий заданным условиям.

I ВЕСТНИК ВолГМУ

»2

(14)

2005

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Наиболее информативными данными КТГ-исследования, используемыми в учебных целях являются горизонтальные и вертикальные фронтальные срезы альвеолярного отростка в области предполагаемого расположения имплантатов, которые позволяют с достаточной степенью достоверности определить толщину и высоту челюстной кости, а также тип архитектоники костной ткани. Дополнительно измеряется протяженность дефекта зубного ряда, расстояние до нижнечелюстного канала, дна верхнечелюстной пазухи или грушевидного отверстия. По результатам измерений производится выбор имплантацион-ной системы или создается новый тип импланта-та, так называемый "собственный".

Применяемая в диагностических и учебных целях компьютерная программа оценки КТГ, позволяет обзорно вращать объемную модель, осматривать ее со всех сторон и визуально оценить качество выбора и установки дентальных имплантатов, а в последующем спроектировать оптимальную ортопедическую конструкцию зубных протезов. Электронные голографические модели зубных протезов установлены в одном измерении масштаба, как и при КТГ исследовании. На заключительном этапе логических игр при решении ситуационных задач производится их виртуальное совмещение, а избранная голо-графическая конструкция зубного протеза, индивидуальная для каждой ситуационной задачи, записывается в бинарный файл с сохранением основных исходных биометрических данных и выведением оценочной характеристики знаний курсанта по данной теме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современные методологические подходы в последипломном обучении врачей-стоматологов с применением компьютерных программ позволяют разрабатывать игровые формы по-

строения ситуационных клинических задач, с помощью визуализации данных КТГ-исследований, а в последующем проведения точнейших измерений параметров анатомической области, и самостоятельно выбрать или сконструировать адаптированный вид имплантационной системы. Методика обучения важна не только в диагностическом плане, но и лечебном, так как вооружает врача-стоматолога современными компьютерными технологиями, обеспечивающими высокий уровень лечебной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Включение в учебу постдипломной подготовки врачей-стоматологов тематику современных компьютерных технологий позволяет объединить изучение диагностических возможностей КТГ-исследований с виртуальным голографиче-ским планированием конструкций зубных протезов при частичных дефектах зубных рядов. Полученные в процессе обучения знания гарантируют профилактику осложнений связанных с неправильной установкой дентальных имплантатов, и нерационального выбора конструкции зубных протезов. Визуализация таких сложных диагностических методов как КТГ и голография, без сомнения, развивает пространственное воображение курсанта и обогащает клиническое мышление врача-стоматолога-ортопеда в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А.Н., Евсеев А.В., Камаев С.В. и др. // Оптическая техника. - 1998. - № 1 (13). - С. 5-14.

2. Долгалёв А.А., Епанов В.А., Гречишников В.И. // Рос. стоматол. журнал. - 2000. - № 2. - С. 37-38.

3. Калугин В.В. // Новое в стоматол. - 2002. - № 3. -С. 37-38.

4. Лосев Ф.Ф. // Стоматол. для всех. - 1998. -№ 1(2). - С. 15-16.

5. Перова М.Д. // Клиническая имплантология и стоматол. - 1998. - №1(4). - С. 33-36.

6. Робустова Т.Г., Фех А.Р., Гокоева А.А. // Рос. стоматол. журнал. - 2000. - № 5. - С. 20-23.

Losev F.F., Bulannikov A.S., Marymov O.V. Training of dentists in modern computerised and holographic programmes for dental implantation // Vestnik of Volgograd state medical University. - 2005. - № 2(14). - P. 80-81.

The method of computer teaching of the dentists with using a new programme CTG-research and a holography for deciding the clinical situatision tasks in the orthopedist treatment of patients and stud}' algorithms of choice implantation systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.