Научная статья на тему 'Подготовка и обучение кадров, как элемент государственной кадровой политики России в трансформирующемся обществе'

Подготовка и обучение кадров, как элемент государственной кадровой политики России в трансформирующемся обществе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коршунова О. Н.

The dynamics of the studying and preparing of employees as an element of the state HR-policy change in the period of the transformation of Russian society (in 1985-2000) is examined in the article. One of elements of activity on realization of the HR state policy is the organization of the professional personnel training. The given process alongside with other directions of the government does not remain constant. Especially intensively changes occured during the transformation period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel training as the element of the state HR-policy of Russia in the transforming society

The dynamics of the studying and preparing of employees as an element of the state HR-policy change in the period of the transformation of Russian society (in 1985-2000) is examined in the article. One of elements of activity on realization of the HR state policy is the organization of the professional personnel training. The given process alongside with other directions of the government does not remain constant. Especially intensively changes occured during the transformation period.

Текст научной работы на тему «Подготовка и обучение кадров, как элемент государственной кадровой политики России в трансформирующемся обществе»

ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ, КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

О.Н. Коршунова, ассистент кафедры истории и связей с общественностью Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева

В последние десятилетия Россия столкнулась с коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества. Не обошли стороной перемены и государственную кадровую политику. Государственная кадровая политика - общегосударственная стратегия формирования, развития и рационального использования трудового потенциала страны.

Одним из элементов деятельности по реализации кадровой политики государства является организация обучения и подготовки кадров. Данный процесс, наряду с другими направлениями государственного управления, не остается неизменным. Особенно интенсивно изменения происходили в период трансформации российского общества, который можно разделить на три этапа. На первом этапе знаковым переломным моментом можно считать апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором было объявлено о революционном обновлении всех сфер жизни общества. Позже, на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, М.С. Горбачев подчеркнул, что «речь... идет не просто о совершенствовании организации кадровой работы, а о выработке кадровой политики, отвечающей задачам перестройки» [1]. На этом Пленуме был рассмотрен вопрос «О перестройке и кадровой политике партии», в котором подчеркивалось, что от эффективности подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров в огромной степени зависит сам ход перестройки.

Государственно-общественная система управления народным образованием на тот период включала в себя Государственный комитет СССР по народному образованию, как коллективный орган руководства, периодически созываемый Всесоюзный съезд ра-

ботников народного образования, избираемый им всесоюзный совет по народному образованию и создаваемые в установленном порядке другие государственно-общественные органы, состоявшие из видных деятелей образования, ученых, высококвалифицированных специалистов, представителей педагогической общественности и учащихся, заинтересованных министерств, ведомств, научно-технических обществ, других организаций [2].

Государственный комитет СССР по народному образованию был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1988 года № 8594-Х1 об образовании союзно-республиканского комитета СССР по народному образованию и об упразднении Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию [3]. В соответствии с этим Указом Го-собразование СССР являлось высшим коллективным государственным органом управления в государственно-общественной системе управления народным образованием.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1988 года № 560 «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» перед Гособразованием СССР было поставлено выполнение следующих основных задач - разработка стратегии и проведение единой государственной политики в области народного образования, прогнозирование его развития; создание в стране системы непрерывного образования, охватывающей все звенья воспитания и образования; система-

тическое обновление содержания образования, совершенствование форм и методов обучения с учетом современных требований; всемерная демократизация народного образования; государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов, аттестация учебных заведений; осуществление международного сотрудничества с зарубежными странами в области образования и науки и др. [4]

Однако, за четыре года существования не было утверждено положение о Гособразо-вании СССР, поэтому фактически это учреждение продолжило деятельность Минвуза СССР, Минпроса СССР и Госпрофобра СССР. Гособразование СССР действовало, как коллегиальный орган руководства народным образованием в СССР в составе Председателя Комитета, его заместителей и руководителей народным образованием союзных республик.

Не только система управления образованием претерпевала изменения в этот период, но и механизмы реализации государственной политики в области образования. В 1988 году значительно активизировалась работа по переводу на договорную основу отношений высшей школы с отраслями народного хозяйства. При этом реализовывалась двухуровневая система заключения договоров: между министерствами (ведомствами) и прямые - между вузами и предприятиями. Только в течение 1988 года между союзными и союзно-республиканскими министерствами и ведомствами было заключено 444 договора на подготовку и переподготовку кадров с высшим образованием. На счета органов управления вузами было перечислено более 155, 7 млн. рублей [5].

В целях дальнейшего развития системы договорных отношений Комитет предоставил высшим учебным заведениям право заключать прямые договора с предприятиями с перечислением средств за подготовку кадров непосредственно на счета вузов. По согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами были подготовлены также предложения о целесообразности

заключения индивидуальных договоров между студентами и предприятиями, организациями, учреждениями и кооперативами. При этом, в указанных договорах учитываются как интересы предприятия, так и студента, заключившего его.

Эти шаги, безусловно, вели к демократизации системы обучения кадров, однако проверки организации подготовки рабочих кадров в различных образовательных учреждениях выявляли и определенные пробелы в организации работы этих организаций. Основными недочетами были недостаточная оперативность в ходе перестройки содержания учебного процесса с учетом задач по ускорению научно-технического прогресса и решений XXVII съезда КПСС, необеспеченность учащихся оплачиваемыми рабочими местами во время производственной практики, недостаточное внимание подбору, расстановке, воспитанию кадров и повышению их квалификации в самих образовательных учреждениях, частая смена руководства [6].

В целях реализации требований реформы системы образования были предприняты шаги по обновлению методов преподавания в профтехучилищах, а также усилено внимание воспитательному процессу. Например, в ряде республиканских учебно-методических кабинетах были организованы школы передового педагогического опыта, молодого мастера, университет педагогических знаний, при институте усовершенствования учителей организованы курсы повышения квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин [7].

Планомерное развитие реформы системы образования было приостановлено в конце 1991 года, когда в связи с общим кризисом союзных органов власти и процессами распада Советского Союза Государственный Совет СССР Постановлением № ГС-19 от 27.11.91 г. принял решение о ликвидации Го-собразования СССР и о создании в качестве органа межгосударственного управления Комитета по образованию [8].

В годы перестройки была предпринята попытка изменения методов реализации кадровой политики СССР. Однако, противоречия, возникшие между декларируемыми демократическими принципами решения кадровых вопросов и практической их реализацией, привели впоследствии к необходимости реформирования государственного управления. Наступает следующий этап трансформации российского общества, который охватывает девяностые годы XX века.

В эти годы происходит коренная перестройка российской экономической системы, повлекшая изменения в политической и социальной сферах жизни общества. Эти преобразования требовали изменения и порядка административно-государственного управления, в том числе и государственной кадровой политики как одного из направлений общегосударственной политики.

В организационном плане важное место занимает создание в 1991 году Главного управления по подготовке кадров государственной службы при Правительстве РФ (Роскадры), ряда структур в Администрации Президента РФ, а также основание первой в стране кафедры кадровой политики и государственной службы при Российской академии управления (март 1992 года). В 1993-94 года в разработке концепции государственной политики значительно активизировала свою деятельность Администрация Президента РФ, чему способствовало создание в ней специальной структуры - Управления по вопросам государственной службы, где был отдел кадровой политики. В начале 1994 года был образован Совет по кадровой политике при Президенте РФ.

В 1993 году издается Постановление Совета Министров - Правительства РФ «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики». Особенностью этого документа является то, что его нормы распространяются не только на сферу государственного управления, но и на кадры частных структур как производственной, так и социальной сферы. В Постановлении определяется цель кадровой полити-

ки - «формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества» [9], формулируются основные направления реализации кадровой политики.

Важнейшим направлением в работе по совершенствованию кадрового потенциала системы государственного управления являлось на тот период улучшение качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Пути решения этой задачи были определены в 1994 году постановлением Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» (1995 год) и другими документами. Главной целью является повышение эффективности и качества труда обучаемых, что в конечном итоге должно выразиться в повышении эффективности работы государственных органов власти.

В 1995 году вышел в свет Закон «Об основах государственной службы в РФ» [10], что положило начало правовому обеспечению осуществления деятельности органов государственной власти в России. Возникает необходимость формирования современной кадровой политики, отвечающей требованиям нового времени. В целях более рационального использования имеющегося в стране кадрового потенциала приоритетными стратегическими направлениями реализации государственной кадровой политики, по мнению ученых РАГС [11], являются создание новой нормативно-правовой базы кадровой работы и новой базы информационного и научно-аналитического обеспечения государственного регулирования кадровых процессов; реформа средней и высшей школы, специального профессионального и

особенно послевузовского образования; обеспечение государственной службы Российской Федерации высококвалифицированными и профессионально компетентными кадрами; формирование совместно с предпринимательскими структурами системы обеспечения кадрами рыночной экономики и т.д.

В 2000 году с приходом к власти В.В. Путина, на наш взгляд, начинается третий этап периода трансформации. В утвержденной 15 августа 2001 года В.В. Путиным Концепции реформирования системы государственной службы IV раздел посвящен кадровой политике в системе государственной службы. В нем, в частности, отмечается: «Кадровая политика является одним из основных средств повышения эффективности функционирования государственной службы и реализуется путем формирования кадрового состава профессиональных государственных служащих, обладающих необходимыми качествами государственного и общественного служения» [12]. Кадровые вопросы стали одним из центральных моментов в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в 2000-2006 годах. В них особое внимание уделялось «созданию более компактного, профессионального, эффективного государственного аппарата; повышению профессионализма чиновников, особенно по овладению современной наукой управления; сокращению бюрократии, преодолению коррупции» [13].

Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования является формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики. Отражением такого подхода является создание во многих регионах России Межотраслевых центров переподготовки и повышения квалификации на базе ведущих вузов или специализированных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО).

Значительные успехи в этой области достигнуты в Республике Татарстан. Здесь развитие системы ДПО осуществляется в рамках единой государственной кадровой политики. В ходе реализации данной программы были приняты два постановления Кабинета Министров РТ «Об участии предприятий и учреждений РТ в эксперименте по разработке региональной модели системы ДПО» (от 4.03.2004 №100) и «О государственном заказе на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования в РТ» (от 24.02.2004 № 85). Обсуждается проект закона РТ «О дополнительном профессиональном образовании»

[14].

Определяющую роль в интеграции системы ДПО с реальным сектором экономики играет Межведомственная комиссия по кадровой политике Республики Татарстан, которая организует экспертизу образовательных программ путем формирования Экспертного совета из числа ведущих ученых, промышленников, работников министерств. При разработке образовательных программ учитываются конкретные потребности заказчиков - предприятий, организаций, органов государственной власти, обучающихся. Многообразие программ, разные направления и формы обучения позволяют всем образовательным учреждениям системы ДПО найти своего потребителя в условиях нормальной конкуренции в сфере образования.

Делаются шаги и в области подготовки кадров для системы государственного управления. 25 января 2001 года Указом Президента Республики Татарстан на базе Республиканского центра переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с 1996 года выполняющего задачи дополнительного профессионального образования работников государственной власти и управления РТ, был создан Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан - высшее учебное заведение по подготовке государственных служащих и их резерва.

Подготовка и обучение кадров, как один из элементов кадровой политики российского государства, тесно связаны с состоянием реального сектора экономики и непроизводственной сферы. В современном динамичном мире сложилась ситуация, когда процесс устаревания и потери актуальности информации прямо пропорционален потребности в получении новых знаний, умений, навыков, коммуникации. Поэтому не вызывает сомнения своевременность и необходимость развития системы непрерывного образования, как нового концептуального принципа российской государственной политики в этой области.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г. - М., 1987. - С. 48

2. Государственный архив Российской Федерации (далее Га РФ) Ф. Р-9661, оп. 1, д. 16, л. 3-7

3. Ведомости ВС СССР, 1988, № 10, ст. 154, ГА РФ Ф. Р-9661, Он. 1, Д. 17, Л.1

4. ГА РФ, Ф. Р-9661, Он. 1, Д. 18, Л. 80-82

5. Там же, Д. 16, Л. 7

6. Ф. 9507, Он. 10, Д. 117, Л. 4; Д. 113, Л.36; Д. 117, Л. 5; Д. 113, Л. 11, 18, 37, 44; Д. 119, Л. 14; Д. 117,Л. 5

7. Ф. 9507, Он. 10, Д. 119, Л. 1, 2

8. Ведомости ВС СССР. 1991, № 50, ст. 1422

9. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 «Об организации работы в области нодготовки кадров для рыночной экономики» // Снравочная система «Гарант»

10. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) // Снравочная система «Гарант»

11. См.: Государственная кадровая нолитика и механизм ее реализации. Курс лекций / Е. В. Охотский, В. И. Лукьяненко, В. И. Никонов и др.; Редкол.: Е. В. Охотский и др.; Рос. акад. гос. службы нри Президенте РФ. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1997. - С.40

12. Сборник нормативных нравовых актов но вонросам государственной службы и кадровой нолитики. - М.. 2003. - С. 69.

13. Сулемов, В.А. Государственная кадровая нолитика в современной России: теория, история, новые реалии / В. А. Сулемов; Рос. акад. гос. службы нри Президенте Рос. Федерации.- М.: Изд-во РАГС, 2005: ОП ИЦ РАГС. - С. 87.

14. Решение Всероссийского совещания но нроблемам модернизации и развития донолнитель-ного нрофессионального образования в регионах Российской Федерации // http://www.gain.ru/ ЕхЫЬкюш/Коп^КаЕап^еБЬеше.^т - Портал до-нолнительного нрофессионального образования.

ВОПРОСЫ профессиональной подготовки кадров В системе СВЯЗИ республики ТАТАРСТАН (1920-е - начало 1940-х годов)

Р.Р. Гатина, институт истории Академии наук РТ, г. Казань

Вопросы профессиональной подготовки кадров связистов в период с 1920 по 1941 годы были всегда актуальны в Республике Татарстан. Это было продиктовано двумя факторами - техническим (сложность освоения и ремонта техники связи) и еще более значимым фактором - социальным, так как электрическая связь (телеграф, телефон, радиосвязь), дополнив почтовую, не только расширила коммуникативные возможности общества, но и стала жизненной необходимостью.

Единой непрерывной стационарной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации связистов - «училище-техникум-вуз» в 1920-1930-х годах в республике не существовало. Разнообразные школы и курсы не могли обеспечить предприятия связи республики квалифицированными связистами и обеспечить необходимый уровень подготовки. Однако, эти формы подготовки кадров позволяли в большинстве случаев ликвидировать кадровый дефицит и поддерживать жизнедеятельность системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.