Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания у школьников'

Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ШКОЛЬНИКА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хентонен Анна Геннадьевна

В статье рассмотрена проблема подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания школьника. Описаны педагогические условия и уровни подготовленности студента к решению данной проблемы. Даны сравнительные результаты экспериментального исследования со студентами специальности «Технология и предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания у школьников»

УДК 37.034 ББК 74.580.053 Х 38 А.Г. Хентонен

Аспирантка кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, преподаватель кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: hentonen@list. ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания школьника. Описаны педагогические условия и уровни подготовленности студента к решению данной проблемы. Даны сравнительные результаты экспериментального исследования со студентами специальности «Технология и предпринимательство».

Ключевые слова: нравственное сознание школьника, система подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, педагогические условия подготовленности студента.

A.G. Hentonen

Post-graduate student of Department of General and Social Pedagogy of Faculty of Pedagogy, Psychology and Information Communications at Kuban State University, Lecturer of Technology and Business Department of Faculty of Pedagogy, Psychology and Information Communications at Kuban State University; E-mail: hentonen@list. ru

TRAINING THE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS TO FORMATION OF MORAL CONSCIOUSNESS IN PUPILS

Abstract. The paper considers the problem of training the future teacher of technology and business to formation of moral consciousness in pupils. Pedagogical conditions and levels of readiness of the student to the decision of this problem are described. Comparative results of an experimental research with students of speciality “Technology and business” are provided.

Keywords: moral consciousness of the pupil, system training the future teacher of technology and business, pedagogical conditions of readiness of the student.

В процессе демократизации государства и общества произошли изменения моральных и нравственных идеалов человека, потребовавшие проведения образовательной политики в связи с новыми факторами социализации личности. Кризис национального самосознания в России ставит перед обществом задачу преодоления культурной деградации подрастающего поколения, симптомами которого являются размытость нравственных ориентиров, преобладание материальных ценностей над духовными, изменение межличностных отношений и т.д.

Проблема формирования нравственного сознания подрастающего поколения объединяет различные аспекты научного знания. Проводятся исследования по решению данной проблемы в области аксиологии, акмеологии, культурологии, философии, теологии, этики, психологии и др. Формирование у учащегося нравственного сознания требует включение его в соответствующие виды деятельности, способствующие развитию мотивации, установок и ценностных ориентиров. Именно правильная, рациональная

организация образовательного процесса создает основу для развития нравственного сознания детей и подростков.

Идеи формирования нравственного сознания человека рассматриваются в трудах видных ученых с позиции формирования Я-концепции (В.И. Андреев, А.И. Кочетов, С.И. Гессен и др.), нравственных регулятивов (Д.А. Леонтьев, А.А. Ухтомский и др.), внедрения педагогических технологий формирования нравственных качеств в образовательном пространстве (Е.В. Бондаревская, В.Е. Гурин, Ф.В. Кадол, А.И. Кочетов,

Н.Н. Кочетова и др.) и т.д. Ряд методолого-теоретических положений, изложенных в работах вышеназванных авторов, легли в основу нашего исследования.

На основе анализа учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 050502 «Технология и предпринимательство» мы пришли к выводу, что в них недостаточно отражена подготовка будущих специалистов к воспитательной деятельности в

общеобразовательном учреждении и, в частности, к формированию нравственного сознания у школьника. Во всем учебном плане данной проблеме отведено минимальное количество часов, что в неполной мере способствует подготовленности будущего учителя технологии и предпринимательства к названному виду деятельности. Таким образом, нами была поставлена цель исследования - разработка и апробация системы подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания у учащихся в общеобразовательной школе.

На наш взгляд, подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания у школьников должна включать следующие уровни:

1) когнитивный, объединяющий в себе познавательный блок. Механизм познания и подготовки студентов к формированию нравственного сознания учащихся интегрирует в себе ряд составляющих, объединенных в единый познавательный комплекс:

- обобщенный познавательный блок, формирующий нравственную культуру и опыт студента, основанный на эмоциональных ощущениях и восприятии нравственной проблемы, на его знаниях, опыте и получении информации;

- социально-психологический и историко-культурный познавательный блок, основанный на особенностях нравственной деятельности человека и общества, отражающийся в оценивании студентами нравственного поведения, когнитивных способностей и мотивации ученика;

- интеграционный блок, заключающийся в овладении студентами системных знаний о нравственности, нравственной деятельности. Синтез знаний раскрывает основные понятия нравственного сознания, формирующий ценностный мир ученика;

- прикладной познавательный блок, позволяющий студенту отбирать необходимые знания о формировании нравственного сознания человека, синтезировать и использовать их в своем личностном и профессиональном становлении.

Рефлексивная деятельность будущего специалиста - самопознание собственных нравственных ценностей, самовосприятие знаний и опыта, связанного с нравственным самосовершенствованием, определяющее развитие деятельностного и оценочно-контролирующего уровней подготовки студента к формированию нравственного сознания у школьника.

Предложенная схема структурных блоков познания скорректирована, исходя из реалий существующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050502 «Технология и предпринимательство». Для проведения исследования нами были выбраны следующие дисциплины: «Общие основы педагогики», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательства», «Теория и методика воспитания», «Здоровьесберегающие технологии», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами», «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного искусства», «Практикум по технологическому творчеству». Нами были предусмотрены включение в образовательный процесс

проведения круглых столов на тему «Нравственное сознание подрастающего поколения (ценности, нравы, морали)», «Семья как ценность общества. Демографический кризис», «Наука и религия о ценности жизни», «Духовная жизнь. Вера. Религия», «Духовность и нравственность в современном мире», «Ценностные ориентиры человека», «Диагностика нравственного сознания (практикум)»;

2) мотивационный, проявляющийся в побуждении к осознанной преобразовательной деятельности. В.П. Бедерханова отмечает, что «в образовании данная функция определяет деловой и психологический портрет педагога, его профессиональные установки, убеждения, намерения. От мотивированности педагога на развитие собственной профессиональной деятельности во многом зависит успешность педагогических преобразований» [1, с. 71].

Экспериментальное исследование было основано на следующих факторах мотивации будущего специалиста, которые определены Е.П. Ильиным [3, с. 267], такие, как важность предмета для профессиональной подготовки; интерес к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части; качество преподавания (удовлетворенность занятиями по данному предмету); мера трудности овладения этим предметом, исходя из собственных способностей; взаимоотношение с преподавателем данного предмета.

Исходя из факторов мотивации, готовность студентов к формированию нравственного сознания учащихся определяется развитием мотивационного напряжения (комплексом мотивов учебной деятельности) - потребность освоения профессиональными знаниями и практическими навыками. Определяя учебный материал, мы опирались на полученные знания, которые должны были содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт. Данный этап состоял из следующих учебных действий:

- решение педагогических ситуаций и рассуждений, вводимых в содержание изучаемой темы;

- анализ педагогических задач как итог обсуждения педагогической ситуации. Эти задачи являются для студента выработанной стратегией для их дальнейшей профессиональной деятельности;

- рассмотрение вопросов самоорганизации, самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

В данном случае мотивационный уровень будущего специалиста становится основой его профессиональной деятельности, т.е. способствует развитию личностных ценностей, системы профессиональных интересов и склонностей;

3) ценностно-ориентировочный, определяющий направленность и содержание профессионального самооопределения и профессиональной самореализации студента. Проектирование ценностных ориентаций В.П. Бедерханова отмечает в саморегуляции деятельности целеполагания, определяя педагогический идеал как образ недостижимого должного, соответствующий представлениям социальных групп и отдельных личностей о человеке, воплощающем в себе позитивные качества. В соответствии с педагогическим идеалом строится дерево педагогических целей - комплекс осознанных педагогических намерений, задающих направленность развития педагогических систем и технологий [1, с. 71];

4) деятельностный, предполагающий овладение педагогической деятельностью, в данном случае включающей действия и операции нравственного воспитания. Поскольку формирование нравственного сознания ученика зависит от профессиональной позиции учителя, которая более всего проявляется в деятельности, нам представляется целесообразным в структуре развития деятельностного уровня студента выделить четыре элемента, соответствующих четырем элементам деятельности — цель, средство, процесс и результат [2]. Таким образом, в структуре подготовки будущего учителя технологии и

предпринимательства к формированию нравственного сознания учащихся мы выделяем следующие позиции:

- потенциал (возможность осуществить нравственное воспитание);

- стратегии (реалистичность выдвинутых целей и задач по формированию нравственного сознания);

- учебно-воспитательный процесс (методическая обеспеченность формирования нравственного сознания);

- результат (удовлетворенность достигнутым).

Активная деятельность студентов проявляется в процессе педагогической практики, написании курсовой и дипломной работы. Развитие данного уровня создает и поддерживает мотивацию к профессиональной деятельности и овладению практическими навыками формирования нравственного сознания учащегося;

5) оценочно—контролирующий, связанный с анализом деятельности, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Именно на этом уровне подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к педагогической деятельности мы основывались на новой междисциплинарной области знания - акмеологии (от греч. «аxis» - высшая точка, острие, расцвет, зрелось, лучшая пора) - науке о наивысших достижениях в области профессиональной деятельности, изучающей проблемы повышения ее продуктивности, выделения закономерностей и факторов совершенствовании и достижения вершин профессионального мастерства [4, с. 200]. Цель жизни как достижение акме - вершина самореализации личности, развитие всех качеств личности.

В исследовании подготовки будущих специалистов приняли участие 126 студентов Кубанского государственного университета (КубГУ) специальности «Технология и предпринимательство». Опытно-экспериментальная апробация (формирующий этап эксперимента) системы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию нравственного сознания у учащихся в общеобразовательной школе подтверждается позитивной динамикой, что выражается в изменении:

- гностического уровня студентов к вопросам формирования нравственного сознания человека, а также увеличение потребности в знаниях о новых подходах и технологиях нравственного воспитания: высокий (у 20% студентов до эксперимента, у 35,8% - после), достаточный (у 46% студентов до эксперимента, у 47% - после), низкий (у 34% студентов до эксперимента, у 17,2% - после), т.е. усилились потребности в нравственных знаниях;

- мотивационного уровня у студентов после эксперимента, отражающего потребности приобретения знаний (4,8 баллов у студентов до эксперимента, 10,8 баллов -после), овладения профессии (4 баллов у студентов до эксперимента, 7 баллов - после), получения диплома (7,5 баллов у студентов до эксперимента, 7,5 баллов - после);

- деятельностного уровня студентов, который определяется в умении правильно решать педагогические задачи, ситуации, связанные с формированием нравственного сознания ученика: высокий (у 25% студентов до эксперимента, у 37,8% - после), достаточный (у 35% студентов до эксперимента, у 39% - после), низкий (у 40% студентов до эксперимента, у 23,2% - после). В процессе прохождения студентами педагогической практики и проведении опытно-экспериментального исследования были сделаны попытки формирования нравственного сознания учащихся (гностический с 58% до 68%, эмоциональный с 63% до 68%, поведенческий с 51% до 53%);

- ценностно-ориентированного уровня студентов до и после эксперимента и свидетельствует об актуальности для них формирования нравственного сознания у учащихся в общеобразовательной школе. Положительная динамика ценностных ориентиров, связанная с самоактуализацией, саморазвитием, самопознанием, т.е. повышенным интересом к познавательной деятельности. Значительные изменения произошли в мотивации достижения, проявляющиеся в постановке новых целей, стремлении к успеху. О динамике

ценностно-ориентированной сферы можно судить по изменению показателей инициативности, уверенности в себе, решительности, смелости мыслей и действий, саморегуляции деятельности, трудолюбия, терпения, целеустремлённости;

- оценочно-контролирующий уровень студентов охарактеризован отношением их к смысложизненным ценностям и ориентирам. Студентами КубГУ был проведен анализ нравственных качеств учителя: воспитанность, образованность, доброта, уважение, культура, терпимость, твердая воля, порядочность, гуманность, самоконтроль.

Согласно полученным нами данным, студенты КубГУ стали более четко осознавать необходимость духовно-нравственного развития, изменились их потребности в

профессиональном росте. Вместе с тем у студентов КубГУ при общей позитивной динамике не наблюдаются значимые изменения по следующим показателям:

- умение добывать новые знания и приводить их в готовность для использования, накапливать и пополнять запас знаний в смежных областях;

- способность сочетать требовательность с уважением к личности.

Исходя из результатов исследования, можно утверждать, что развитие гностического, деятельностного, мотивационного, ценностно-ориентированного и оценочно-

контролирующего уровней подготовки будущего специалиста к формированию нравственного сознания у школьников можно успешно осуществлять при следующих педагогических условиях:

- обеспечение поэтапности в сочетании педагогических воздействий в соответствии с индивидуальными особенностями и периодами развития личностных, психофизиологических свойств и нравственных качеств;

- использование программно-целевых и комплексных подходов, предполагающих такой отбор средств и организацию процесса развития нравственных качеств студентов;

- формирование устойчивых интересов ко всему образовательному процессу;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы студентов по формированию нравственного сознания учащихся;

- активизация эмоционально-волевого проявления студентов в процессах самовоспитания и самопознания;

- обучение культуре мышления, творческого мышления изобретательских задач (ТРИЗ) в процессе развития когнитивного, мотивационного, деятельного, ценностно-ориентированного, контрольно-оценочного уровней подготовки будущих специалистов;

- организация изобретательской деятельности, моделирования, конструирования в сфере новых средств обучения, разработка новых технологий: педагогических, технических и информационных;

- осуществление поэтапного контроля и коррекции всего процесса подготовки будущих специалистов.

Примечания:

1. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: монография. Краснодар: КубГУ, 2001. 220 с.

2. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

4. Плескач Л.Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2000. 350 с.

References:

1. Bederkhanova V.P. Formation of the personal-focused position of the teacher: monograph / V.P.Bederkhanova. - Krasnodar: Kuban State University, 2001. - 220 p.

2. Borytko N.M. The teacher in space of modern education [Text] / N.P.Borytko. - Volgograd: Peremena, 2001. - 214 p.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives [Text] / E.P.Ilyin. - SPb.: Peter, 2008. - 512 p.:- (Series “Master of Psychology”).

4. Pleskach L.E. Complete pedagogical consciousness as a category of Pedagogy [Text]: Dissertation of Doctor of Pedagogy / L.E. Pleskach. - Maikop, 2000. - 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.