Научная статья на тему 'Формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе проектного обучения'

Формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT-BASED METHOD / ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR RESEARCH / КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТОВ / PROJECT COMPONENTS / ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRITERIA OF PROJECT SKILLS ASSESSMENT / PROJECTS TOPICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова И.А.

В статье рассматривается организация исследовательской работы будущих учителей технологии и предпринимательства по методу проектов в школах г. Комсомольска-на-Амуре. Описаны критерии уровня сложности и критерии оценки проектной деятельности, рассмотрены возможности выстраивания сквозной тематики студенческих исследовательских проектов в течение всего обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS READINESS FOR RESEARCH WITHIN PROJECT-BASED TEACHING

The article examines the organization of project-based research work of future technology and business teachers at schools of Komsomolsk-on-Amur. The author describes the criteria of complexity level and those of project skills assessment, and examines possibilities of developing a coherent project topics for the whole period of training.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе проектного обучения»

#

только внешние ориентировочные действия, интериори-зируясь, производят наладку природного механизма жизнедеятельности по социокультурным нормам. Развитие активного, ответственного, профессионально грамотного человека происходит в процессе доброжелательного взаимодействия педагога и студентов. Оно обеспечивается пониманием взаимных ошибок, открытой для критики и самокритики организацией совместной работы, формированием новых способов мышления, личностных и профессиональных позиций, ответственности за собственную деятельность.

Креативные способы мышления педагогов позволяют освободиться от стереотипов и шаблонов в учебном процессе, действовать ситуативно, исходя из индивидуальных возможностей (как своих, так и студентов), которые творчески проявляются в разных условиях, обеспечивают подвижность профессионального опыта. Такая позиция требует от преподавателя и студентов непрерывной духовно-нравственной чувствительности (доброжелательности, внимания, уважительных отношений и т. д.) и развития компетентности.

Предлагаемая природно-рефлексивная технология более 40 лет успешно внедряется в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях: за это время обучено более 15 тыс. руководителей, методистов, педа-

гогов образовательных учреждений, систематизировано

и тиражировано около 170 инновационных опытов, подготовлено более 30 докторов и кандидатов наук.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002.

2. Вазина К. Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2005.

3. Вазина К. Я. Жизненный опыт - проявление индивидуальности человека. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006.

4. Вазина К. Я. Многомерность средств образовательного пространства саморазвития человека. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007.

5. Ильина Т. А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. - М.: Знание, 1984.

6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006.

Ф ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ Ф

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

DEVELOPING STUDENTS' READINESS FOR RESEARCH WITHIN PROJECT-BASED TEACHING

И. А. Верхотурова

В статье рассматривается организация исследовательской работы будущих учителей технологии и предпринимательства по методу проектов в школах г. Комсомольска-на-Амуре. Описаны критерии уровня сложности и критерии оценки проектной деятельности, рассмотрены возможности выстраивания сквозной тематики студенческих исследовательских проектов в течение всего обучения.

Ключевые слова: метод проектов, готовность к исследовательской деятельности, компоненты проектов, тематика проектов, критерии оценки проектной деятельности.

I. A. Verkhoturova

The article examines the organization of project-based research work of future technology and business teachers at schools of Komsomolsk-on-Amur. The author describes the criteria of complexity level and those of project skills assessment, and examines possibilities of developing a coherent project topics for the whole period of training.

Keywords: project-based method, readiness for research, project components, projects topics, criteria of project skills assessment.

Под готовностью к исследовательской деятельности мы понимаем интегральное состояние личности, проявляющееся в оптимальном сочетании мотивационно-ценностного отно-

шения к этой деятельности, системы методологических знаний, исследовательских умений, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, иссле-

Ф

довательскую задачу и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования и практическое овладение ими, собственные выводы.

Педагогический эксперимент по формированию готовности к исследовательской деятельности проводился на базе факультета технологии и дизайна ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» среди студентов специальности 050502 - «Технология и предпринимательство» со специализацией «Дизайн бытовых и промышленных изделий». На этапе констатирующего эксперимента по выявлению состояния готовности студентов к исследовательской деятельности было обнаружено, что 64% студентов имеют низкий уровень, 36% - средний уровень готовности.

В ходе исследования разработана модель формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к исследовательской деятельности. Одним из педагогических условий успешного формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к исследовательской деятельности является привлечение студентов с первых лет обучения к исследовательской деятельности через специально организованную управляемую внеаудиторную исследовательскую работу по методу проектов в школе. В ходе формирующего эксперимента на разных этапах обучения отслеживалась эффективность внедрения данной формы организации исследовательской деятельности студентов. Контроль осуществлялся на основе одних и тех же методов: анкетирование, самооценка, наблюдение, экспертная оценка.

Выбор технологии проектного обучения обоснован тем, что метод проектов сегодня предоставляет широкие возможности для формирования исследовательских умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности. В. Д. Симоненко определяет метод проектов как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость [1]. В основе метода проектов, возникшего в школах США во второй половине XIX в., лежат идеи Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Э. Торндайка и других американских ученых. Теоретические основы внедрения этого метода в России в современных условиях разработаны профессором Е. С. Полат [2]. Отдельные аспекты проблемы применения метода проектов в обучении будущих учителей технологии и предпринимательства рассматривались в работах по теории и методике обучения технологии таких авторов, как М. И. Гуревич, О. А. Кожина, М. Б. Павлова, П. С. Самородский, И. А. Сасова и др.

В статье описывается организация исследовательской работы будущих учителей технологии и предпринимательства по методу проектов, которая осуществлялась непрерывно со второго по шестой семестр на базе школ г. Комсомольска-на-Амуре в соответствии с разработанной программой. Цель работы - развитие практических умений и навыков самостоятельного выполнения творческих проектов путем проведения исследования в области дизайн-проектирования. Деятельность студентов под руководством тьюторов - учителей технологии - включала: знакомство с методом проектов, изучение основных и дополнительных компонентов проекта, проектирование и изготовление изделия, создание информационного продукта исследовательской деятельности (разработка дизайн-папки, написание отчета, тезисов, статьи и т.п.).

Выбор темы проекта требует особого внимания, так как тема должна быть актуальна, иметь практическую значимость, предполагать необходимость интеграции знаний из разных областей. Следует отметить разнообразие тем студенческих проектов. Во-первых, проекты выполняются по заявкам различных городских муниципальных образовательных учреждений. Во-вторых, тематика проектов может предлагаться студентами, которые ориентируются при этом на собственные интересы: познавательные, творческие, прикладные и материальные возможности. Наибольшей популярностью у будущих учителей технологии и предпринимательства пользуются практико-ориентированные проекты: изделия для оформления интерьера, стенды, дидактический материал для учебных мастерских, учебно-наглядные пособия, мебель, костюмы для школьных представлений. По количеству участников это индивидуальные, парные, групповые работы.

Последовательность обучения в рамках проекта может быть разной. Первый проект большинство студентов выполняют, решая предложенную руководителем задачу: разрабатывают дизайн-спецификацию, предлагают несколько первоначальных идей, на основе проведенных исследований выбирают лучшую идею, прорабатывают ее и выполняют изделие. Следующие творческие проекты выполняются в другой последовательности. Например, студенты проводят дизайн-анализ нескольких аналогичных изделий, выявляют их недостатки, на основе проведенных исследований разрабатывают улучшенную версию изделия и изготавливают образец. По мере роста компетентности студента в содержание проекта включаются дополнительные компоненты.

Разработаны критерии уровня сложности проекта для студентов разных курсов: наличие основных компонентов проекта; наличие дополнительных компонентов проекта; используемая последовательность обучения в рамках проекта. Уровень качества выполненных проектов оценивается экспертами в лице преподавателей и тьюторов по балльной шкале по следующим критериям: анализ проблемы; сбор, изучение и обработка информации; перечень идей, обоснование выбранной; объем и

#

Рис. Структура выстраивания сквозной тематики исследовательских проектов

глубина проведенных исследований; практическая значимость проекта; технологический этап; качество изготовления изделия; экологичность; презентация изделия; самооценка; информационный продукт. Защита проектов проходит в виде презентации. По результатам анализа представленных проектов высокую оценку экспертов заслужили 44,7% студентов, среднюю 52,8%. Низкий результат дали 2,5% студентов, не проявивших интереса к исследовательской деятельности.

Эксперимент по выявлению эффективности внедрения в процесс подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства исследовательской работы по методу проектов показал, что уровень сформированности у учащихся готовности к исследовательской деятельности к концу шестого семестра вырос: 17% студентов экспериментальной группы показали высокий уровень, среднего уровня достигли 48% (на первом этапе было 36%), низкий уровень обнаружен у 35% (было 64%).

Важно заметить, что благодаря работе над проектами развиваются следующие исследовательские умения: генерировать идеи, привлекать знания из различных источников, предвосхищать возможные последствия разных вариантов решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать данные. В процессе проектно-исследовательской деятельности у студентов формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициатива, самоопределение, заинтересованность, творческая самореализация, способность критически мыслить, умение принимать решения; изменяется мотивация деятельности,

нацеленная на достижение цели; укрепляется эмоцио-наль но-волевая сфера.

Метод проектов как интегрированная и структурированная педагогическая технология ориентирован на студентов с различными способностями и используется на всех этапах обучения. В практике подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства на факультете технологии и дизайна ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» имеет место выстраивание сквозной тематики студенческих исследовательских проектов в течение всего периода обучения ^м. рисунок).

Таким образом, предлагаемая форма исследовательской работы будущих учителей технологии и предпринимательства представляет собой персонифицированный компонент модели формирования готовности к исследовательской деятельности, способствующий активизации и раннему включению студентов в исследовательскую деятельность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симоненко, В. Д. Методика преподавания технологии. Ч. 1 / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана Граф, 2005. - 316 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е. С. Полат и др.; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.