Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство развития личности'

Проектная деятельность как средство развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3103
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / METHOD / ПРОЕКТ / PROJECT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафутдинова Гэльсиудэр Магсумовна

Статья раскрывает суть проектной методики, как одной из наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которой невозможно использовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться». Привлекает внимание к проектной и исследовательской деятельности российских ученых-методистов. Раскрывает цель проектной деятельности учащихся и ее задачи. Автор проводит анализ собственной деятельности, показывает этапы создания проекта. Подчеркивает необходимость самоанализа и самооценки деятельности ученика. Раскрывает вопросы положительной динамики в формировании умений и навыков учащихся. Рассматривает возможность работы с информацией не только индивидуально, но и в группах и парах, что позволяет анализировать и синтезировать идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство развития личности»

• видеозаписи спортивных соревнований высших достижений (чемпионат Европы, мира, Олимпийские игры).

Организация преподавателем физической культуры аудиовизуальных библиотек обеспечивает возможность накопления, хранения и использования различных аудиовизуальных ресурсов - от текстовых до мультимедийных. Эти ресурсы должны быть доступны как преподавателю физической культуры, так и обучающимся [4].

Вторым этапом формирования физической культуры обучающихся является стимулирование преподавателем их деятельности по развитию интереса к изучению физической культуры в целом, а также с учетом избранных специальностей. Основанием для этого служит понимание мотивационно-ценностного отношения средств и метода физической культуры и спорта.

На данном этапе преподаватель активизирует и оценочно поощряет работу студентов по самостоятельному изучению аудиовизуальных источников, формирующих мотивационно-ценностное отношение к физической культуре: подготовку докладов, эссе, рефератов, курсовых работ, выполнение проектов и т.д.

Реализация представленных этапов во многом зависит от активности и желания преподавателя физической культуры использовать все многообразия педагогического инструментария, включающего в себя также и наглядные аудиовизуальные средства, формирующие физическую культуру обучающегося.

Направленность образовательного процесса в вузе во многом определяется достижением единства роли умственной деятельности и их двигательной активности. Взаимопонимание преподавателя и обучающегося способствует достижению цели и задач физической культуры и спорта, необходимо отметить, что у обучающихся вырабатывается мотивационно-ценностное отношение к занятиям, профессионально-прикладной физической подготовки, установки на здоровый стиль жизни [5].

Список литературы / References

1. Авдеев Н.Н. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Н.Н. Авдеев. М.: Академия, 2001. 240 с.

2. Агеевец В.У. Организация физической культуры и спорта / В.У. Агеевец, Т.М. Каневец. М.: ФиС, 1986. 192 с.

3. АйзенкГ.Ю. Новые методы и средства обучения / Г.Ю. Айзенк. № 1. М.: Знание, 1988. 119 с.

4. Виленский М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский. М.: Знание, 2001. 340 с.

5. Баевский Р.М. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Р.М. Баевский. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ

Шарафутдинова Г.М. Email: Sharafutdinova630@scientifictext.ru

Шарафутдинова Гэльсиудэр Магсумовна - учитель информатики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дулесовская основная общеобразовательная школа Сарапульского района, д. Дулесово, Удмуртская Республика

Аннотация: статья раскрывает суть проектной методики, как одной из наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которой невозможно использовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться». Привлекает внимание к проектной и исследовательской деятельности российских ученых-методистов. Раскрывает цель проектной деятельности учащихся и ее задачи. Автор проводит анализ собственной деятельности, показывает этапы создания проекта. Подчеркивает необходимость самоанализа и самооценки деятельности ученика. Раскрывает вопросы положительной динамики в формировании умений и навыков учащихся. Рассматривает возможность работы с информацией не только индивидуально, но и в группах и парах, что позволяет анализировать и синтезировать идеи. Ключевые слова: метод, проект, исследовательская деятельность.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT

Sharafutdinova G.M.

Sharafutdinova Gelsiudar Magsumovna - Teacher of Informatics, MUNICIPAL BUDGETARY GENERAL EDUCATION INSTITUTION DULESOVSKAYA MAIN GENERAL SCHOOL OF SARAPUL DISTRICT, DULESOVO, UDMURT REPUBLIC

Abstract: the article reveals the essence of design methodology as one of the most popular educational technologies, without systematic use of which it is impossible to use the central settings of modern education: "teach children to learn." Draws attention to the design and research activities of Russian methodologists. Discloses the purpose of project activities of students and its tasks. The author analyzes his own activities, shows the stages of the project. Emphasizes the need for self-examination and self-evaluation of student activities. Reveals the questions ofpositive dynamics in the formation of skills and abilities of students. He considers the possibility of working with information not only individually, but also in groups and pairs, which makes it possible to analyze and synthesize ideas. Keywords: method, project, research activity.

УДК 37

Развитие системно-деятельностного подхода в середине ХХ века возродило интерес к использованию метода проектов в процессе обучения. Но свое «второе рождение» данный метод получил вместе с переходом к новой образовательной парадигме. Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить метод проектной деятельности в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться». «Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность» [3].

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность в этом плане дает учителю и ученикам самые широкие возможности. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, Н.В. Матяш и других ученых России. Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности. Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач. (Полат Е.С., Сергеева И.С. и др.) [1].

Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или групповых действий обучаемых. Метод проектов стимулирует потребность учащегося в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать групповую и индивидуальную работу. М.П. Воюшина подчеркивала, что при организации проектной деятельности учащийся попадает в ситуацию выбора, т.к. самостоятельно решает принимать или не принимать участие в проекте, какой проект выбрать, с кем работать в группе и т.д. А «поставить школьника в ситуацию выбора чрезвычайно важно для его личностного развития, поскольку там, где есть осознанный выбор, формируется ответственность, рождается интерес» [4].

Цель проектного метода - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от

учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему или задачу. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, т.к. предполагает работу как индивидуально, так и в группах; предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; основана на цикличной организации учебного процесса.

Изучение информатики в нашей школе начинается со 2 класса. В начальной школе ведется обучение в факультативе «Мир информатики», в 5-7 классах в факультативе «Занимательная информатика». Уже с 3 класса я стараюсь приобщать своих учеников к исследовательской деятельности. Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Я использую метод проектов.

Анализируя опыт работы, я прихожу к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Этапы работы над проектом:

I этап - Разработка проектного задания.

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор микрогрупп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

II этап - Разработка проекта.

Задачи этапа - сбор и уточнение информации, её обработка

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

III этап - Оценка результатов.

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала.

IV этап - Защита проекта.

Задача этапа - защита проекта.

В создании наших проектов принимают активное участие не только учащиеся класса, но и родители. (Компьютерная обработка, фотографии).

Результатами проектной деятельности становятся выпуск газет, буклетов, открыток, справочников, учебных пособий в виде презентаций, фильмов и так далее.

После окончания работы над проектом традиционно задаю вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы?» ребята чаще всего дают следующие ответы:

• доделывать всё до конца;

• распределять правильно время;

• рассматривать тему с разных точек зрения;

• анализировать собственные действия;

• достигать поставленной цели;

• научились работать с энциклопедической литературой;

• общаться в микрогруппе, помогать друг другу;

• научились отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, занятие исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности учащихся, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность.

Метод проектов предоставляет учащимся уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослении.

Как взрослый, ребёнок планирует работу, выполняет её, доказывает её правильность и нужность, но в основе всего лежит детская тема. Я выступаю в роли скрытого или явного координатора деятельности учащихся.

Работать над проектами способны учащиеся разного уровня подготовленности или реализации индивидуального проекта, а кто - то прекрасно умеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главная моя задача - помочь ребёнку поверить в свои силы.

В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);

в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).

Считаю, что проектирование - очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.

Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости, формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

Список литературы / References

1. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М: ИЦ Академия, 2003. 271 с.

2. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М.: АРКТИ, 2006. 76 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. С. 85.

4. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. СПб.: Северная звезда, 2010. С. 24.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Ефимова С.М.1, Алексеев Е.И.2, Слепцова М.Е.3, Сергеева М.И.4, Абрамова С.А.5 Email: Yefimova630@scientifictext.ru

'Ефимова Сардана Михайловна — магистрант;

2Алексеев Евгений Иванович — магистрант; 3Слепцова Марисабель Егоровна — магистрант;

4Сергеева Мария Ивановна — магистрант; 5Абрамова Сахаайа Алексеевна — магистрант, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы формирования правовой компетентности студентов педагогического института. Определены структурные компоненты, определяющие процесс формирования правовой компетентности студентов, разработана модель, в процессе реализации которой у студентов педагогического института будет сформирована правовая компетентность, определена совокупность организационно-педагогических условий, влияющих на содержание и организацию деятельности студентов, направленных на формирование правовой компетентности.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, правовая компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.