,68~ НОМАИ донишгох Э
М. Шодиев, Дж. Шукуров
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО КУРСУ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ключевые слова: концепция профессиональной педагогической направленности, межпредметные связи, преподавание математики, профессиональная подготовка учителя математики, принцип комплексного подхода
Подготовка будущих учителей, связанная с проблемами изучения курса элементарной математики и практикума по решению математических задач в педагогическом вузе, рассмотрена в ряд диссертационных исследованиях Н.В.Батькановой [1], Д.Т.Белешко [2], Л.Н.Евелиной [3], Л.Г.Куликовой [4], В.Л.Рабинович [5], М.К.Саядяна [6], О.И.Федяева [7] и др.
Н.И.Батьканова разработала концепцию профессионально -педагогической направленности обучения элементарной геометрии и условия ее реализации. В соответствии с этой концепцией выявлена система профессиональных умений, которые необходимо формировать при обучении элементарной геометрии. Система включает умения, способствующие отбору и усвоению содержания тем элементарной геометрии, умения педагогического общения, умения самосовершенствования, она рассматривает межпредметные связи курса элементарной геометрии с математическими курсами педвуза, в частности связь с высшей математикой. Имеющуюся совокупность принципов профессионально-педагогической направленности обучения, выделенных А.Г.Мордковичем [8], она дополняет принципом комплексного подхода. Суть принципа комплексного подхода заключается в том, что формирование и развитие личности
педагога должно осуществляться в системе, обеспечивающей студентов не только необходимыми знаниями изучаемого предмета, но и умениями педагогического общения и самосовершенствования .
Следует отметить, что необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки учителя математики в педвузе является повышение методической направленности практикума по решению математических задач, приближение его содержания к требованиям будущей педагогической деятельности. Систематизация знаний у студентов происходит в два этапа: при подготовке к занятиям и при проведении занятий. При этом определенную роль играют контрольные вопросы, составленные по каждой теме геометрической части практикума по решению математических задач (планиметрия). Из форм работы со студентами отдается предпочтение комбинированной форме, включающей в себя элементы семинара.
Целью обучения в педвузе Д.Т.Белешко [2] считает достижение студентами обязательного уровня обучения по трем направлениям: а) базисные теоремы, задачи и формулы; б) основные методы и способы решения геометрических задач; в) основные умения и навыки решения задач.
В работе Л.Н.Евелиной [3] разработана методика профессионально-педагогического обучения студентов в курсе элементарной геометрии, в которой ведущая роль отводится геометрическим задачам. В ходе работы выделены профессиональные умения, которые целесообразно формировать в процессе решения задач, рассматриваются связи элементарной математики с вузовскими и школьными курсами геометрии. Одной из задач исследования Л.Н.Евелиной являлась разработка тематики рефератов по элементарной геометрии с учетом тем курсовых работ по геометрии и методике преподавания математики и дальнейшего перехода в дипломные работы. В результате данного исследования дан исторический анализ изучения курса элементарной математики с позиции профессионально-педагогического образования.
Рассматривая проблему подготовки учителей профильных классов в университете, Иванов O.A. [9] говорит о построении
системы специальной математической и методической подготовки на основе принципа интегративности. Приводится реализация интегративного принципа на примере курса «Избранные главы элементарной математики». Интегративный характер, по словам автора, определяется единством его конкретного содержания (набором задач кружкового плана, изложением оснований школьного курса математики, изложением дополнительных разделов школьной математики и «высшей» математики), методического содержания (связью идей и методов элементарной и «высшей» математики, обобщающим повторением идей и методов, понятий и утверждений базовых математических курсов) и частной методики, которая состоит в переходе от элементарных задач к вопросам «высшей» математики, связанных либо с обоснованиями, либо с обобщениями различных утверждений и задач, Содержание курса «Избранные главы элементарной математики» состоит из десяти тем: индукция; комбинаторика; геометрические преобразования; неравенства; множества, уравнения и многочлены; графы; принцип Дирихле; кватернионы; производная; основания анализа.
Л.Г.Куликова разработала программу по элементарной математике на каждом этапе формирования готовности в условиях многоуровневого непрерывного педагогического образования и технологию формирования профессиональной готовности на различных ступенях обучения элементарной математике. Обоснована система профессиональных умений, адекватная концепции профессионально- педагогической направленности обучения и выделены требования к профессиональной направленности обучения элементарной математике в педвузе.
В курсе «Элементарная математика», на наш взгляд, целесообразно рассматривать профессиональную направленность обучения элементарной математике, при этом необходимо: 1) систематизировать и обобщить основное содержание школьного курса математики, с целью подготовки к дальнейшему математическому образованию; 2) обеспечить будущему учителю свободное владение тем предметом, который он буцет преподавать (школьный к\рс математики); 3) обучить буцущих учителей математики основным приемам решения задач школьного курса математики, причем на разных уровнях сложности.
Методическая проблема преподавания элементарной геометрии как изучение тех важнейших вопросов, которые недостаточно глубоко рассматриваются в школьном курсе, является основной целью преподавателя в педвузе при преподавании курса элементарной математики. К числу таких вопросов можно отнести теорию измерения геометрических величин, применение теории пределов в элементарной геометрии, правильное сочетание интуитивного и логического элемента в преподавании геометрии, воспитание творческих навыков в связи с обучением решению задач, а также и задачи на построение.
Преподавателю курса элементарной математики в педвузе следует обратить внимание на выявление методических умений и условия их успешного формирования в ходе названного изучения предмета и практикума по решению задач. Методические умения, направленные на то, чтобы выполнять логико-математический анализ учебного материала и обучать школьников решению математических задач, которые состоят из более «мелких» методических умений является первостепенной задачей преподавателя педвуза при обучении курсу элементарной математики. Цели обучения элементарной математике можно разделить на следующие блоки. Мировоззренческие цели: поднять уровень математической культуры студентов до уровня, являющегося достаточным для начинающего учителя математики, формировать представления об идеях и методах математики как форме описания и методе познания действительности; прогностические (учебные) цели: расширить, углубить, обобщить знания и умения студентов, связанные с курсом элементарной математики; операциональные цели: формировать у студентов методические умения, связанные с обучением школьников решению задач, логико-математическим анализом содержания учебного материала, умения контроля и самоконтроля; личностно- ориентированные цели: способствовать созданию индивидуальной траектории развития студентов, осознанию индивидуального стиля деятельности.
Следует отметить, что лекционный курс должен быть фрагментарно систематичен, а, в целом - систематичен в идейном плане. Полнота охвата содержательных фактов достигается через сочетание
— 172~С НО МАИ донишгох )
аудиторных занятий с самостоятельной работой стуцентов. Поэтому программа курса изначально должна определить то, что будет изучаться через лекции и практические занятия, и то, что студент изучает самостоятельно в виде решения систем задач-упражнений и исследовательской работы в области теоретических фактов курса.
На наш взгляд, в курсе элементарной геометрии необходимо связать воедино и такие факторы, как:
1) демонстрация роли и места аксиоматического метода, включая метод наложения;
2) показ роли геометрических преобразований при изучении равенства плоских и пространственных фигур;
3) демонстрация принципа наглядности и наглядно-практический способ изучения равенства плоских и пространственных фигур;
4) устранение разрыва между методической подготовкой будущего учителя математики и знаниями программного материала школьного курса геометрии при изучении равенства геометрических фигур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батьканова Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Дис.... канд. пед, паук. - Саранск, 1994
2. Белешко Д.Т. Содержание и методика проведения в пединституте практикума по решению задач по математике: Дис.... канд. пед. наук. -Киев, 1988
3. Евелина Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педвузе: Дис... канд. пед. наук. - М., 1993
4. Куликова Л.Г. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов в процессе изучения курса «Элементарная математика»: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Калуга, 2000
5. Рабинович В.Л. Некоторые методические проблемы преподавания элементарной геометрии в педагогическом институте и в школе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1965
6. Саядян М.К. Методическая система обучения студентов педвузов решению математических задач: Автореф. дис.... канд. пед. наук. -М.,1993
7. Федяев О.И. Элементарная математика в системе профессиональной подготовки учителя математики: Дис.... канд. пед. наук. —М., 1994
8. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.... д-ра пед. наук. - М„ 1986
9. Иванов О.А. Практикум по элементарной математике: алгеб-роаналитические методы: Учебное пособие. - СПб: Санкг-Петерб. -гос. унив., 1998
Подготовка будущих учителей по курсу элементарной математики как педагогическая проблема
М.Шодиееа, Дж. Шукуров
Ключевые слова: концепция профессиональной педагогической направленности, межпредметные связи, преподавание математики, профессиональная подготовка учителя математики, принцип комплексного подхода
Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей по курсу элементарной математики. Автор статьи подчеркивает, что необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки учителя математики в педвузе является повышение методической направленности практикума по решению задач, а также приближения его содержания к требованиям будущей педагогической деятельности.
Training of Future Teachers in the Corse of Elementary Mathematics as Pedagogical Problem
M.Shodiyeva, Dj. Shukurov
Key words: conception of professional pedagogical trend, interdisciplinary ties, teaching of mathematics, professional training of a future teacher of mathematics, principles of complex approach
The article dwells on the problem of training future teachers in the course of elementary mathematics. The author of the article lays an emphasis on the idea that a necessary provision of perfection of professionalism imbued with a future teacher of mathematics in a teachers' higher training school is an elevation of a methodical slant ofpractical classes aimed at decision of sums; the contents of lessons should be approached to the requirements of future pedagogical activities.