Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / цифровая коммуникация / цифровые навыки / цифровой контент / teacher / digital communication / digital skills / digital content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Александра Александровна, Шустова Екатерина Сергеевна, Уварова Наталья Николаевна

В статье изложены концептуальные идеи организации профессиональной подготовки будущих учителей к организации эффективной цифровой коммуникации. Цифровая коммуникация рассматривается как возможность создавать соединение посредством сети Интернет между двумя и более людьми при помощи различных платформ, программ, сервисов и приложений. Подготовка будущего кадрового обеспечения страны на основе цифровых технологий полностью ложится на сферу образования, особенно на учителей, преподающих технические дисциплины, в частности, предмет Информатика. В статье делается вывод о том, что современного учителя можно назвать «цифровым учителем», поскольку он не только должен владеть различными цифровыми инструментами и ресурсами, но и способен применить их для организации учебного процесса. Авторы считают, что необходимо активнее внедрять в содержание профессиональной подготовки будущих учителей методику использования цифровых ресурсов, в том числе, социальных сетей, для обмена знаниями между учителями в рамках профессионального Интернет сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Александра Александровна, Шустова Екатерина Сергеевна, Уварова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the conceptual ideas of the organization of professional training of future teachers for the organization of effective digital communication. Digital communication is considered as an opportunity to create an Internet connection between two or more people using various platforms, programs, services and applications. The preparation of the future staffing of the country on the basis of digital technologies falls entirely on the field of education, especially on teachers teaching technical disciplines, in particular, the subject of Computer Science. The article concludes that a modern teacher can be called a "digital teacher", since he must not only possess various digital tools and resources, but also be able to apply them to the organization of the educational process. The authors believe that it is necessary to actively introduce into the content of the professional training of future teachers the methodology of using digital resources, including social networks, for the exchange of knowledge between teachers within the professional Internet community.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

информатики Шевченко Александра Александровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

студент магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование по профилю

Цифровые технологии в науке и образовании Шустова Екатерина Сергеевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

физического воспитания Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва) ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье изложены концептуальные идеи организации профессиональной подготовки будущих учителей к организации эффективной цифровой коммуникации. Цифровая коммуникация рассматривается как возможность создавать соединение посредством сети Интернет между двумя и более людьми при помощи различных платформ, программ, сервисов и приложений. Подготовка будущего кадрового обеспечения страны на основе цифровых технологий полностью ложится на сферу образования, особенно на учителей, преподающих технические дисциплины, в частности, предмет Информатика. В статье делается вывод о том, что современного учителя можно назвать «цифровым учителем», поскольку он не только должен владеть различными цифровыми инструментами и ресурсами, но и способен применить их для организации учебного процесса. Авторы считают, что необходимо активнее внедрять в содержание профессиональной подготовки будущих учителей методику использования цифровых ресурсов, в том числе, социальных сетей, для обмена знаниями между учителями в рамках профессионального Интернет - сообщества.

Ключевые слова, учитель, цифровая коммуникация, цифровые навыки, цифровой контент.

Annotation. The article presents the conceptual ideas of the organization of professional training of future teachers for the organization of effective digital communication. Digital communication is considered as an opportunity to create an Internet connection between two or more people using various platforms, programs, services and applications. The preparation of the future staffing of the country on the basis of digital technologies falls entirely on the field of education, especially on teachers teaching technical disciplines, in particular, the subject of Computer Science. The article concludes that a modern teacher can be called a "digital teacher", since he must not only possess various digital tools and resources, but also be able to apply them to the organization of the educational process. The authors believe that it is necessary to actively introduce into the content of the professional training of future teachers the methodology of using digital resources, including social networks, for the exchange of knowledge between teachers within the professional Internet community.

Key words, teacher, digital communication, digital skills, digital content.

Введение. Человечество и наука не стоят на месте, способствуя постоянному технологическому прогрессу. Глобальная цифровизация прочно вошла в повседневную жизнь и оказала большое влияние на все сферы деятельности, в том числе, в образовании. С появлением цифровых технологий стала неизбежной смена образовательной парадигмы в сознании нескольких поколений: примерно 10-15 лет назад требовалось присутствие учителя и неисчислимое количество времени и энергии для получения теоретических знаний и практических навыков, а сегодня, чтобы овладеть знанием достаточно нескольких минут, приобретение опыта так же занимает малое количество времени. Стоит отметить, что такая доступность сведений имеет огромное количество нюансов, которые, в свою очередь, влияют на качество не только самой информации, но и процесса ее получения и усвоения.

Изложение основного материала статьи. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что человечество всегда будет нуждаться в людях, способных эту информацию обработать и передать другим. Таким образом, учитель - первое звено в цепочке образовательного процесса, - обязан идти в ногу со временем и не только в совершенстве владеть своей дисциплиной, но и постоянно изучать и внедрять цифровые технологии в образовательный процесс, что также сказывается на его профессиональном росте и обуславливает актуальность данного исследования.

Цифровые навыки современного учителя в России становятся все более важными по причине быстрого развития технологий и, связанной с этим, потребностью государства в подготовленных специалистах, владеющих ими. Обязанность по подготовке будущего кадрового обеспечения страны полностью ложится на сферу образования, особенно на учителей, преподающих технические дисциплины, в частности, предмет Информатика [1-6].

Современный учитель должен владеть большим количеством «базовых» цифровых навыков, к которым можно отнести следующие: умение работать с электронной почтой, мобильными приложениями и социальными сетями; способность делать выборку электронных ресурсов, подходящих для формирования конкретных универсальных учебных действий; создание и проведение онлайн-тестирования и мониторинга успеваемости учеников; навыки работы с интерактивными досками, проекторами, цифровыми камерами и другими устройствами для реализации принципа обучения в сотрудничестве и т.д. Таким образом, современного учителя можно назвать «цифровым учителем», поскольку он не только должен владеть различными цифровыми инструментами и ресурсами, но и способен применить их для организации учебного процесса.

Ранее мы рассматривали несколько сетевых ресурсов, которые помогают определить уровень цифровой грамотности. Это позволило нам выделить несколько сторон владения цифровыми навыками, которые необходимы современному учителю: цифровая безопасность; цифровая коммуникация и способы ее организации; создание цифрового контента.

Помимо этого отметим, что владение цифровыми навыками подразумевает под собой не только использование инструментов, но и требует развития дополнительных умений, таких как: психологическая устойчивость к постоянному информационному воздействию; анализ различных информационных процессов и рисков цифровой среды; планирование деятельности с использованием технологий и т.п. Рассмотрим более подробно выделенные и указанные выше цифровые навыки.

Цифровая безопасность. Владение данным навыком подразумевает под собой умение защищать личные данные в цифровом пространстве. Существует набор некоторых простейших правил, позволяющих пользователю обезопасить информацию о себе, например: не оставлять адрес почты, номер телефона и, тем более, банковской карты на незнакомых, незащищенных сайтах. Также, не рекомендуется переходить по незнакомым ссылкам, так как они могут оказаться вредоносными - на сегодняшний день это достаточно распространенный вид мошенничества, когда хакеры взламывают страницы в социальных сетях и почтовые ящики, изучают переписки и делают рассылку по всем контактам с различными целями.

Из этого вытекает еще одно правило: для всех приложений, страниц, аккаунтов и сервисов необходимо придумывать надежный пароль, а один и тот же пароль не рекомендуется использовать на нескольких платформах. Невыполнение этого правила способствует потере важных данных. Надежный пароль составляется из комбинации букв, цифр и символов разного языка и регистра.

Для всех действий, производимых пользователем в цифровом пространстве, существует обобщающий термин «цифровой след» - это личная информация, создаваемый контент, запросы в браузерах, манипуляции на цифровых устройствах в онлайн-режиме и любые другие данные, которые оставляет человек, осуществляющий деятельность в Интернет. Цифровой след является компонентом цифровой безопасности [6].

Учителю необходимо в первую очередь обучить своих подопечных навыку обеспечения цифровой безопасности, так как, на наш взгляд, он является основным при вхождении пользователя в цифровое пространство.

Цифровая коммуникация и способы ее организации. Общение в сети позволило человечеству обмениваться информацией на самые дальние расстояния, намного опережая почтовые и иные службы, которым необходимы время и ресурсы. Однако, есть и отрицательный эффект от, казалось бы, полезного технологического прорыва - человек, в какой-то степени, лишился каналов невербальной коммуникации, хотя данная проблема была решена с помощью внедрения в повседневную жизнь видео-звонков и т.п.

Цифровая коммуникация - это возможность создать соединение посредством сети Интернет между двумя и более людьми при помощи различных платформ, программ, сервисов и приложений. Прообразом современной цифровой коммуникации является IP-телефония или интернет-телефония - телефонная связь, которая работает через интернет. На ее основе был разработан более функциональный протокол SIP (Session Initiation Protocol - протокол установления сеанса), используемый для самых разных целей- аудио и видеоконференции, телефония, онлайн-игры и т.д.

Цифровая гигиена хотя и относится к цифровой безопасности, но также, на наш взгляд, она имеет непосредственное отношение к цифровым коммуникациям. Это понятие характеризуется знаниями и правилами об информационных процессах, которые помогают человеку-пользователю сохранить свое психическое здоровье, личные данные и экологично проводить время в Интернете.

Цифровой этикет сродни традиционным правилам поведения в обществе является сводом рекомендаций и указаний к деятельности в цифровом пространстве. В связи с тем, что цифровизация плотно вошла в повседневную жизнь человека, стерлись границы между деловыми и личностными взаимоотношениями. Цифровой этикет призван регулировать данную проблему и постоянно развивается для того, чтобы облегчить человеку пребывание в сети, а также минимизировать и оптимизировать это время. Например: существуют указания к оформлению электронных писем; для личных и групповых чатов в мессенджерах устанавливаются правила и ограничения во времени, в которое не стоит обсуждать рабочие вопросы; социальные сети являются «цифровым лицом» пользователя и призваны помогать идентифицировать реального человека с его сетевым образом, а значит и здесь развиваются определенные требованию к публикуемому контенту.

Организовать цифровую коммуникацию можно с помощью самых разных инструментов, которые представлены на рисунке 1:

Сервисы видеоконференций

Мессенджеры

Социальные сети

Облачные хранилища

Электронная почта

Рисунок 1. Инструменты для организации цифровых коммуникаций

Сервисы видеоконференций позволяют организовать коммуникации между небольшим количеством людей и целыми группами участников. К таким сервисам относятся: Skype - в одной сессии одновременно может участвовать до 50 человек; Zoom - одновременно могут подключиться до 1000 человек (количество зависит от тарифа); Яндекс Телемост - к сеансу видеосвязи может быть подключено 40 человек, и др.

Мессенджеры и Социальные сети предоставляют пользователям широкий набор инструментов для организации коммуникаций: от простого обмена текстовыми сообщениями до голосовых и видеоконференций. Наиболее популярными на сегодняшний день являются мессенджеры WhatsApp и Viber, допускающие к подключению по видеосвязи до 32 и 40 человек соответственно. Популярными социальными сетями являются ВКонтакте и Одноклассники [4], которые, по сравнению с мессенджерами и сервисами видеоконференций, имеют более обширный функционал каналов коммуникаций, но также ограничены количеством одновременно подключенных пользователей.

Электронная почта больше всего подходит для обмена текстовыми сообщениями и медиафайлами, которые можно прикрепить к каждому письму. Ограничения действуют только доя размера файлов и их количества. Чаще всего используют Gmail и Яндекс Почту. Однако здесь на помощь приходят облачные хранилища, предложенные теми же сервисами: Google Drive и Яндекс Диск, которые предлагают функционал для организации совместного доступа и не только просмотра и скачивания документов и файлов, но и их одновременного редактирования до 100 и 200 человек соответственно.

Для организации эффективной цифровой коммуникации наиболее приемлемым вариантом является использование смешанного формата, то есть применение всех инструментов, которые были описаны выше. Важно научиться определять под какие задачи подходит тот или иной инструмент и применять его для эффективной и продуктивной деятельности [5].

Создание цифрового контента. Цифровой контент в широком смысле - то, что мы используем практически ежедневно в повседневной жизни: текст, графические изображения, анимации, видео- и аудиоматериалы. Для его создания необходимо владеть специальным программным обеспечением, сервисами и приложениями не только на персональном компьютере, но и с помощью различных гаджетов, в частности, смартфонов.

Это позволит учителю использовать в учебном процессе цифровые учебные материалы и технологии, создавать сообщества и организовывать совместную работу с использованием разнообразных онлайн-платформ, разрабатывать электронные учебные планы и иную документацию, оптимизировать проверку заданий и мониторинг успеваемости, внедрять виртуальную и дополненную реальность и т.п. Умение создавать цифровой контент расширяет возможности учителя в его профессиональной деятельности, позволяет передавать этот навык обучающимся и облегчает работу в цифровом пространстве.

Чтобы учитель смог обеспечить свое самосовершенствование в обсуждаемых выше навыках, ему необходим постоянный обмен опытом и знаниями с коллегами и специалистами смежных областей. На наш взгляд, наибольшую популярность в реализации данной цели получили социальные сети, как средство быстрого и многофункционального обмена данными. Вследствие этого возникает необходимость раскрыть еще один термин, связанные с деятельностью пользователей в сети, а именно - цифровая репутация.

Цифровая репутация - это сетевой имидж человека, который публикует какой-либо контент в Интернет. Для учителя цифровая репутация имеет огромное значение с точки зрения профессиональной этики, так как она является совокупностью оценок, отзывов и комментариев о его педагогической деятельности.

Цифровая репутация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на карьеру учителя, а также на привлекательность школы, где он работает для потенциальных учеников и их родителей. Поэтому учителю, который выбрал в качестве инструмента профессиональной деятельности и ее развития социальные сети, следует следить за своей цифровой репутацией, учиться эффективно использовать интернет-ресурсы в своей работе и подавать безукоризненный пример обучающимся в том, как нужно вести себя в цифровом пространстве.

В качестве средства, применяемого для организации профессиональной деятельности учителя, нередко используются социальные сети отечественных разработчиков, а именно, - мобильную и полную версию приложения «ВКонтакте».

Для создания педагогического сообщества учителей информатики необходимо зайти в свою учетную запись ВКонтаке с помощью компьютера, или пройти регистрацию, если ранее профиль не был создан (для этого понадобятся номер телефона или электронная почта, которую мы будем использовать в качестве логина; также необходимо придумать надежный пароль, чтобы обезопасить свои данные).

На рисунке 2 представлен интерфейс ВКонтакте. Слева находится перечень ссылок на конкретные тематические вкладки, в которых можно найти Новости, Мессенджер, Звонки, Друзья, Сообщества и другие. В центре располагается окно, в котором будет отображаться меню выбранной вкладки. Справа отображается дополнительный перечень возможностей, окна с информацией, панель настроек и другие интерактивные элементы, связанные с функционалом вкладки, в которой мы находимся в данный момент времени.

@ Моя страница 0 Новости 0 Мессенджер Звонки

00 со

Сообщества 0 Фотографии Щ Музыка

Все сообщества 82 Управление 7

Поиск сообществ

Институт цифрового развития

Открытая группа 2127 участников

Мои сообщества Мероприятия Поиск сообществ Друзья рекомендуют Рекомендации

Популярные сообщества

0

Рисунок 2. Интерфейс ВКонтакте

ВКонтакте предлагает авторам цифрового контента создавать чаты в своих сообществах. Это могут быть обсуждения по типу форумов или отдельные беседы на различные темы. Можно настроить чаты таким образом, что все диалоги будут отображаться на главном экране сообщества ( рис. 3).

Чаты сообществ

Чаты дают возможность участникам сообщества активно обсуждать важные темы.

Узнать больше

* . Маднн1ег

вернуться к странице

Настройки "Участники Сообщения Чаты

Приложения Денежные переводы Журнал действий

Монетизация ВКонтаи<те

Узнайте обо всех способах монетизации в специальном разделе.

Подробнее

Здесь будут отображаться чаты вашего сообщества.

Рисунок 3. Создание чатов сообщества

Загрузка медиа-материалов. ВКонтакте предлагает пользователям раздел Файлы, куда можно загрузить любой документ с разными расширениями. Благодаря этой возможности мы можем обмениваться документами в личных сообщениях и, что важно, прикреплять файлы в сообщество или непосредственно в публикацию. Максимальный размер одного файла - 2 Гб. Просматривать в приложении или веб-версии можно следующие документы:

- текстовые документы (.doc, .docx);

- электронные таблицы (.xls, .xlsx);

- презентационные материалы (.ppt, .pptx);

- изображения и пр. (.pdf, .png, .jpg, .gif, .psd).

Чтобы добавить файл в свои документы, необходимо зайти во вкладку Файлы и загрузить его. Чтобы прикрепить файл к записи, необходимо создать публикацию, среди инструментов найти Скрепку, нажать на нее и выбрать файл, который уже загружен в личные или прикрепить документ с компьютера.

Оформление публикаций. Публикация - внутренний инструмент профиля, куда можно загружать картинки, текст, доступно прикрепление видеоматериалов, ссылок на ресурсы, опросов и тд. Их можно запланировать и сделать запись отложенной, таким образом составляя план публикаций. В течение 24 часов запись, которая уже опубликована, можно отредактировать: добавить/удалить текст и прикрепленные файлы.

История - внутренний инструмент, видят только подписчики или гости профиля, с их помощью выстраиваются отношения с теплой аудиторией подписчиков. Можно делать репосты публикаций, отмечать людей и геолокацию, прикреплять фото и анимацию, создавать опросы. Функционал доступен в мобильном приложении. Редактированию не подлежит.

Клип - внешний инструмент. Позволяет приводить новых подписчиков и искать теплую аудиторию. Удобнее всего использовать этот инструмент в мобильном приложении. Для клипов предпочтительнее использовать небольшие видеофрагменты, содержащие полезную информацию.

Опрос - внутренний инструмент, который отвечает за сбор статистики на заданную пользователем тематику. Можно настроить тему оформления, добавить несколько вариантов ответа, установить множественный или единственный выбор ответа, а также сделать опрос анонимным или предоставить возможность менять голос. Опрос можно сделать ограниченным во времени.

Статья - встроенный редактор ВКонтакте, является внешним инструментом, так как просматривать статьи могут пользователи, которые не подписаны на сообщество. Функционал позволяет форматировать текст по определенным параметрам, добавлять фото- и видеоматериалы, добавлять ссылки на ресурсы и делать сноски, оформлять цитаты.

Таким образом, современный учитель может активно использовать социальные сети для взаимодействия в профессиональных сообществах.

Однако, необходимо активнее внедрять в содержание профессиональной подготовки будущих учителей методику использования цифровых ресурсов, в том числе, социальных сетей, для обмена знаниями между учителями в рамках профессионального Интернет - сообщества.

Выводы. Отметим, что ведение сообщества в социальных сетях, создание блога и т.п., на данный момент не регламентируется Законодательством РФ и остается на усмотрение самого учителя.

В частности, российское законодательство не запрещает использование соцсетей в профессиональной деятельности учителя, однако есть необходимость в соблюдении кодекса этики, который запрещает использование социальных сетей для дискредитации коллег, учеников или родителей, а также для распространения непроверенной информации.

В дополнение к этому, учителя должны быть внимательны при выражении своих личных мнений и уважительно относиться к различным точкам зрения, которые не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Данная инициатива также не является учебной нагрузкой и, соответственно, не оплачивается работодателем.

Литература:

1.Алборова, С.З. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза / С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 4 (101). - С. 120-123

2. Новости ВКонтакте. Итоги первого квартала 2023 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/press/ql-2023-results (дата обращения: 4.11.2022)

3. От «информатизации» к «цифровизации». [Электронный ресурс]. - URL: https://goo.su/YlsMJ (дата обращения: 16.11.2023)

4. Рейтинг топ веб-сайтов. Топ-Социальные сети самых посещаемых сайтов. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.similarweb.com/ru/top-websites/computers-electronics-and-technology/social-networks-and-online-communities/ (дата обращения: 16.11.2023)

5. Сорокопуд, Ю.В. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы / Ю.В. Сорокопуд, A.C. Канюк, Г.С.Х. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 3 (100). - С. 332-334

6. Сорокопуд, Ю.В. Подходы к обучению будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов / Ю.В. Сорокопуд, Н.И. Соколова, Л.Д. Шишков // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №1 (98). - С. 257-259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.