Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогозин С. А., Корчемкина Ю. В., Рузаков А. А.

Введение. В статье рассмотрено понятие цифровой грамотности и выделены её компоненты, необходимые будущим педагогам. Предложены направления проведения учебных, воспитательных и научных мероприятий для повышения цифровой грамотности при работе в социальных сетях. Материалы и методы. Основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение результатов. В ходе исследования проведён анализ трудностей, возникающих у будущих педагогов при работе в социальных сетях. Результаты. Установлено, что студенты недостаточно осведомлены об особенностях образовательных сообществ в социальных сетях, сетевом этикете и нормах профессиональной этики при общении в социальных сетях и по электронной почте, а также не обладают достаточными знаниями в области информационной безопасности в сети Интернет. Предложено проводить со студентами учебные, воспитательные и научные мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности будущих педагогов. Обсуждение. Применение социальных сетей способствует более эффективной организации образовательного процесса, однако для их эффективного использования необходимо постоянно повышать цифровую грамотность педагогов. Поскольку цифровые технологии в условиях информационного общества являются средством обучения любому предмету программы начальной и средней школы, грамотность педагога в данной области является необходимым условием эффективной организации учебного процесса, в том числе, с использованием социальных сетей. Заключение. Сделан вывод о том, что социальные сети играют позитивную роль при их использовании педагогами в образовательном процессе при условии, что пользователи имеют достаточный уровень цифровой грамотности, поэтому с будущими педагогами необходимо проводить мероприятия по её повышению. Цифровая грамотность педагога нуждается в постоянном развитии не только в ходе обучения в педагогическом вузе, но в процессе профессиональной деятельности, то есть в режиме непрерывного образования и самообразования. Основные положения: - выделены основные компоненты цифровой грамотности, необходимые будущим педагогам; - проведена диагностика компонентов цифровой грамотности студентов; - предложено проводить с будущими педагогами мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности при работе в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогозин С. А., Корчемкина Ю. В., Рузаков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE DIGITAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS WHEN WORKING IN SOCIAL NETWORKS

Introduction. The article considers the concept of digital literacy and highlights its components necessary for future teachers. Directions for conducting educational, educational and scientific events for future teachers were proposed to improve digital literacy when working in social networks. Materials and methods . The main research methods are observation, experiment, analysis and generalization of results. In the course of the study, an analysis was made of the difficulties that future teachers face when working in social networks. Results. It was found that students are not sufficiently aware of the features of educational communities in social networks, network etiquette and professional ethics when communicating in social networks and by e-mail, and also do not have sufficient knowledge in the field of information security on the Internet. It is proposed to conduct educational, educational and scientific activities with students aimed at improving the digital literacy of future teachers. Discussion . The use of social networks contributes to a more efficient organization of the educational process, however, for their effective use, it is necessary to constantly improve the digital literacy of teachers. Since digital technologies in the conditions of the information society are a means of teaching any subject of the primary and secondary school curriculum, the literacy of a teacher in this area is a necessary condition for the effective organization of the educational process, including using social networks. Conclusion. It is concluded that social networks play a positive role when used by teachers in the educational process, provided that users have a sufficient level of digital literacy, so it is necessary to take measures to improve it with future teachers. The digital literacy of a teacher needs to be constantly developed not only in the course of training at a pedagogical university, but in the process of professional activity, that is, in the mode of continuous education and self-education. Highlights: The main components of digital literacy necessary for future teachers are highlighted; Diagnostics of the components of digital literacy of students was carried out; It is proposed to hold events with future teachers aimed at increasing digital literacy when working in social networks.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Научная статья УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.008

С. А. Рогозин1, Ю. В. Корчемкина2, А. А. Рузаков3

1ORCID № 0000-0002-6800-2702 Старший преподаватель кафедры информатики, информационных

технологий и методики обучения информатике, у

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический |

а

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §

£

E-mail: serega-010@yandex.ru |

ж

2ORCID № 0000-0002-5864-8075 J

ж

Старший преподаватель кафедры информатики, информационных 3

технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: raa@cspu.ru

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Введение. В статье рассмотрено понятие цифровой грамотности и выделены её компоненты, необходимые будущим педаго-

© Рогозин С. А., Корчемкина Ю. В., Рузаков А. А., 2022

о

§

о Й

государственный гуманитарно-педагогический университет, 3

г. Челябинск, Российская Федерация. о

E-mail: korchemkinayuv@cspu.ru о

ж

3ORCID № 0000-0001-5904-3580 1

д

Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информатики, у

информационных технологий и методики обучения информатике, х

а

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический а

г о

г

о

§

ж з

а

о

о

х §

о о

J

ж

!

Аннотация £

х

о а

а

гам. Предложены направления проведения учебных, воспитательных и научных мероприятий для повышения цифровой грамотности при работе в социальных сетях.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение результатов. В ходе исследования проведён анализ трудностей, возникающих у будущих педагогов при работе в социальных сетях.

Результаты. Установлено, что студенты недостаточно осведомлены об особенностях образовательных сообществ в социальных сетях, сетевом этикете и нормах профессиональной этики при общении в социальных сетях и по электронной почте, а также не обладают достаточными знаниями в области информационной безопасности в сети Интернет. Предложено проводить со студентами учебные, воспитательные и научные мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности будущих педагогов.

Обсуждение. Применение социальных сетей способствует более эффективной организации образовательного процесса, однако для их эффективного использования необходимо постоянно повышать цифровую грамотность педагогов. Поскольку цифро-

50 §

а

и

(С вые технологии в условиях информационного общества являются

средством обучения любому предмету программы начальной и

§ средней школы, грамотность педагога в данной области является

необходимым условием эффективной организации учебного про-

I

у

^ цесса, в том числе, с использованием социальных сетей.

сц

Заключение. Сделан вывод о том, что социальные сети иг-§ рают позитивную роль при их использовании педагогами в обра-

о

^ зовательном процессе при условии, что пользователи имеют до-^ статочный уровень цифровой грамотности, поэтому с будущими

педагогами необходимо проводить мероприятия по её повышению. Цифровая грамотность педагога нуждается в постоянном развитии не только в ходе обучения в педагогическом вузе, но в процессе профессиональной деятельности, то есть в режиме непрерывного образования и самообразования.

Ключевые слова: будущие педагоги; социальные сети, цифровая грамотность, информационная безопасность, сетевой этикет, педагогическое образование. Основные положения:

- выделены основные компоненты цифровой грамотности, необходимые будущим педагогам; е

ни

- проведена диагностика компонентов цифровой грамот- К

и

ности студентов; р

о

во

- предложено проводить с будущими педагогами меропри-

гр

ятия, направленные на повышение цифровой грамотности при ра- ам

о

боте в социальных сетях.

1 Введение (Introduction)

Информационное общество предполагает наличие навыков работы в цифровом пространстве у работников любой сферы. Со-

S к а о

Ж о

с т и

д

и

п

е да

вокупность таких навыков, а также знаний и умений можно назвать о

г

о в п р и р а

о т

е в с о

-к и

ал

цифровой грамотностью. Данное понятие является очень широким и включает в себя большой спектр различных компетенций, связанных с использованием цифровых технологий, программированием, защитой персональных данных от взлома и хищения и т. д. [1; 2].

В последнее время, особенно после начала пандемии новой коронавирусной инфекции, в связи с возникшей необходимостью | широкого применения и совершенствования дистанционных технологий обучения особую роль в организации обучения и комму-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

никации учителя с учениками и родителями стали играть социальные сети, мессенджеры, а также электронная почта.

Будущие педагоги, которые чаще всего используют социальные сети и мессенджеры для личного общения и в развлекательных целях, не всегда способны адаптироваться к их применению в образовательном процессе. Кроме того, они не стремятся изучить все функциональные возможности социальных сетей, которые могут быть полезны для организации образовательного процесса. Важную роль в организации коммуникации учителя с учениками и их родителями играет сетевой этикет и соблюдение норм профессиональной этики при работе в сети Интернет. Особое значение также приобретает знание будущими педагогами основ информационной безопасности обеспечения защиты персональных данных и недопущения взлома аккаунтов в социальных сетях [3].

Нами выделены основные компоненты цифровой грамотности педагогов при работе в социальных сетях [4; 5]:

- знания о функциональных возможностях социальных сетей в контексте организации учебного процесса, умения и навыки

2 Материалы и методы (Materials and methods)

§ организации такого процесса в популярных социальных сетях;

Ё

(V - сетевой этикет и нормы профессиональной этики при ра-

^ боте в социальных сетях и сети Интернет;

| - основы информационной безопасности.

ь;

I

у

^ В ходе исследования проанализированы трудности, возни-

сц

с^ кающие у студентов при выполнении практических заданий в

§ ходе учебной практики при работе с социальными сетями и орга-

й

(О низации иного взаимодействия в сети Интернет. ^ При проведении диагностики студентам предложены сле-

дующие виды заданий:

- создание сообщества с образовательной функцией в социальной сети «ВКонтакте»;

- тестирование, направленное на определение уровня знаний в области сетевого этикета и профессиональной этики педагога при работе в социальных сетях и сети Интернет;

- анкетирование в области применения студентами принципов информационной безопасности при работе в социальных сетях;

- практическое задание по отправке письма преподавателю по электронной почте с соблюдением норм сетевого этикета.

В исследовании приняли участие студенты первого курса

П

у

S и

а

о

-К и

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», обучающиеся по направлению 44.03.05 о

№ о

г а

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Исследование проводилось в процессе прохождения студентами учебной ознакомительной практики. В результате исследования о выявлены основные направления повышения цифровой грамотности будущих учителей. Предложены мероприятия по повыше- ^ нию цифровой грамотности будущих педагогов при работе в социальных сетях и сети Интернет.

3 Результаты (Results)

у

8

а

е

д а г о г о № а 3

В ходе прохождения учебной практики студентам различ- к

3

ных профилей обучения по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» предложен

ряд заданий, связанных с организацией образовательного про- -§

§

цесса и коммуникации в социальных сетях и сети Интернет. |

В рамках работы в одной из наиболее популярных сетей «ВКонтакте» студентам предложено создать сообщество с образо-

«о §

а £

а

ä

§

I

у

f

Si

ä s

со

о

го о

йн

^

U

вательной функцией по своему направлению подготовки. В полной мере с данным заданием справились 13 % обучающихся (правильно определили вид и тип сообщества, подобрали контент, соответствующий тематике сообщества, добавили необходимые ссылки, изображения, видео, разместили посты, написанные с соблюдением правил русского языка и т. д.). 29 % обучающихся справились с заданием с недочётами. Остальные студенты допускали грубые ошибки при создании сообществ. Многие созданные таким образом сообщества не могли быть в полной мере охарактеризованы как образовательные.

Проведено тестирование студентов, направленное на диагностику знаний в области сетевого этикета и норм профессиональной этики педагога в сети Интернет. Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

19 %

■ Высокий

■ Средний

54 %

27 % Низкий

Рисунок 1 — Распределение студентов первого курса по уровню знаний сетевого этикета и норм профессиональной этики Figure 1 — Distribution of first-year students according to the level of knowledge of network etiquette and professional ethics

Многие студенты сталкивались со взломом своего акка-унта в социальных сетях. Анкетирование студентов в области информационной безопасности (использование надёжных паролей, защита аккаунтов от взлома, цифровой след) показало, что:

- студенты используют короткие ненадёжные пароли;

- на всех сайтах и во всех сетях пользуются одним и тем же паролем;

- не используют двухуровневую идентификацию;

- не знают правил безопасного хранения паролей;

- забывают выйти из своего аккаунта в социальных сетях,

Таким образом, несмотря на то, что студенты значительное

к а о

если входили в него с чужого компьютера; Н

- не задумываются о том, что их активность в социальных Ц

к

сетях не всегда формирует положительный цифровой след и т. д. §

ВО

качестве последнего задания студентам предложено от- к <

а

править преподавателю письмо по электронной почте со ссылкой §

на выполненные задания. Значительная часть студентов не выпол- § нили при этом нормы сетевого этикета (не использовали вежливое обращение, не пояснили в полной мере цель отправки письма, ^ не указали своё полное имя, факультет и т. д.), многие отправили

У

8 а л

письма, которые содержали только саму ссылку. К

о

к о №

время проводят в сети Интернет, они имеют низкий уровень знаний к

а

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в области сетевого этикета, информационной безопасности, а также

о возможностях социальных сетей в контексте их применения для №

О

организации образовательного и воспитательного процессов. Ц

§

В связи с этим можно сделать вывод о том, что в рамках | подготовки будущих специалистов системы образования необходимо проводить мероприятия по нескольким направлениям:

1) изучение возможностей социальных сетей и их применения для организации образовательного процесса и взаимодействия с учениками и родителями в условиях дистанционного и смешанного обучений;

2) изучение сетевого этикета и практического применения его норм при работе в социальных сетях и сети Интернет;

3) повышение компетентности в области информационной безопасности (защита аккаунта от взлома и т. п.).

Изучение основ работы с социальными сетями, сетевого этикета и информационной безопасности в рамках учебной деятельности в ЮУрГГПУ производится на первом курсе на учебной ознакомительной практике. Однако данные темы являются очень обширными и их невозможно в полной мере рассмотреть только в ходе практических занятий, поэтому аспекты, о которых идёт речь, необходимо рассматривать в рамках воспитательной и научной деятельности или в рамках курса по выбору.

Мы предлагаем использовать в качестве формы проведения мероприятий научного характера научные семинары или кон-

§ ференции, в том числе, в рамках проводимых в вузе ежегодно

1

(С «Фестивалей науки». Для их проведения можно предложить сту-

^ дентам следующие примерные темы докладов:

ниа - деловая коммуникация в сети Интернет;

ик

I

ч £

со

о го о

йн

^

и

- безопасный поиск в образовательной среде вуза;

^ - образовательный контент как объект авторского права;

сц

- этика общения в сети; ин - нормы профессиональной этики педагогических работ-

ников при работе в сети Интернет;

- защита персональных данных в образовании;

- особенности работы на компьютере в общедоступных (публичных) местах;

- правовые последствия цифрового следа.

В контексте воспитательной работы могут быть организованы деловые игры по организации учебного процесса с использованием социальных сетей и деловой коммуникации в сети Интернет. Также считаем необходимым акцентировать внимание обучающихся на правовых последствиях цифрового следа, в т. ч. в рамках воспитательной работы.

4 Обсуждение (Discussion)

Социальные сети являются в настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса на всех уровнях образова-

s g

а о

g

ния, хотя их использование до сих пор вызывает споры. Эффек- о

№ о Kl

а

тивное и безопасное применение социальных сетей в процессе обучения возможно только при условии постоянного повышения цифровой грамотности педагогов. |

Основы цифровой грамотности должны быть заложены в процессе получения высшего образования в рамках учебной, науч- ^ ной и воспитательной работы в вузе. Однако и после окончания обучения в ходе профессиональной деятельности педагог должен заниматься самообразованием в области цифровой грамотности,

У

3

понимать правовые риски при размещении контента, поскольку g

3 а

о

происходит постоянное совершенствование цифровых технологий, появляются новые социальные сети, совершенствуются тех- »

о

нологии взлома аккаунтов и появляются новые способы защиты. -§

§

Важным моментом при организации взаимодействия с обу- ж чающимися и родителями является знание сетевого этикета. Многие студенты педагогических направлений, в том числе старших

курсов, демонстрируют недостаточный уровень понимания норм поведения при работе с социальными сетями, электронной почтой и другими мессенджерами. При использовании данных инструментов при общении с преподавателями в вузе, а впоследствии с учениками и особенно родителями несоблюдение норм сетевого этикета, а также профессиональной этики, может привести к ситуациям конфликта и даже необходимости сменить место работы. Таким образом, правила поведения в сети наряду с техническими навыками их использования являются компонентом цифровой грамотности педагога.

5 Заключение (Conclusion)

Проведённое исследование показало, что студенты педагогических направлений не в полной мере понимают особенности создания образовательных сообществ в социальных сетях, их отличие от сообществ, выполняющих иные функции. Тестирование студентов, направленное на диагностику знаний в области сетевого этикета и норм профессиональной этики педагога в сети Интернет,

и анкетирование в области информационной безопасности покато

§ зали низкий уровень грамотности студентов-первокурсников по

§

С обоим направлениям. Результаты тестирования в области сетевого

со

о го о

йн

^

и

этикета были подтверждены результатами выполнения задания по

ин отправке студентами электронного письма преподавателю, по-

ик

м

че скольку даже те студенты, которые показали достаточный уровень

чр

^ теоретических знаний в области сетевого этикета не сочли необхо-

сц

димым применить эти знания при выполнении данного задания. § Социальные сети, электронная почта и другие ресурсы

сети Интернет могут играть положительную роль в организации обучения на всех уровнях образования. Профессия педагога накла-

дывает свои отпечаток на использование ими социальных сетей. В данном случае важным является не только владение информационными технологиями, но и знание сетевого этикета, умение применять нормы профессиональной этики при работе в социальных сетях, навыки защиты аккаунтов от взлома.

Таким образом, цифровая грамотность педагога представляет собой широкое понятие и для её повышения необходимо непрерывное обучение не только в рамках получения высшего образования, но и в течение всего периода профессиональной деятельности педагога.

4. Гладилина И. П., Кадыров Н. Н., Строганова Е. В. Цифровая гра-

Библиографический список ^

о

1. Трофимова Н. Н. Цифровая грамотность и цифровые навыки в контексте трансформации системы образования // Альманах Крым. 2021. № 27. § С. 78-86. |

л

2. Вейдт В. П. Цифровая грамотность учителя: трудности и перспек- ^ тивы вынужденной иммиграции в цифровую среду // Нижегородское образование. 2020. № 3. С. 141-152.

3. Сафина А. Р. Цифровая образовательная среда и цифровая грамотность участников образовательного процесса // Вестник Набережночелнинского

ö

¡2

У

государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 70-71. £

g

S S

мотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // »

s

Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 62-64.

5. Берман Н. Д. Цифровые навыки и цифровая грамотность студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 2-2. С. 26-34.

S. A. Rogozin1, Yu. V. Korchemkina2, A. A. Ruzakov3 П

1ORCID No. 0000-0002-6800-2702 S

Senior Lecturer of the Department of Informatics, Information Technologies and Informatics Teaching Methods, South-Ural S State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: serega-010@yandex.ru s

л

2ORCID No. 0000-0002-5864-8075 Senior Lecturer of the Department of Informatics, Information Technologies and Informatics Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: korchemkinayuv@cspu. ru

3ORCID No. 0000-0001-5904-3580 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Informatics, Information Technology and Methods of Teaching Informatics, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: raa@cspu.ru

WAYS TO INCREASE THE DIGITAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS WHEN WORKING IN SOCIAL NETWORKS

Abstract

Introduction. The article considers the concept of digital literacy and highlights its components necessary for future teachers. Directions for conducting educational, educational and scientific events for future teachers were proposed to improve i* digital literacy when working in social networks.

s

^ Materials and methods. The main research methods are

observation, experiment, analysis and generalization of results.

a

J In the course of the study, an analysis was made of the difficul-

s

eh ties that future teachers face when working in social networks.

^

^ Results. It was found that students are not sufficiently

^ . .... s aware of the features of educational communities in social net-

N

O ^

fi

works, network etiquette and professional ethics when communicating in social networks and by e-mail, and also do not have sufficient knowledge in the field of information security

on the Internet. It is proposed to conduct educational, educational and scientific activities with students aimed at improving the digital literacy of future teachers.

Discussion. The use of social networks contributes to a more efficient organization of the educational process, however, for their effective use, it is necessary to constantly improve the digital literacy of teachers. Since digital technologies in the conditions of the information society are a means of teaching any subject of the primary and secondary school curriculum, the literacy of a teacher in this area is a necessary condition for the effective organization of the educational process, including us- C

ing social networks. Cc

S

Conclusion. It is concluded that social networks play a s positive role when used by teachers in the educational process, provided that users have a sufficient level of digital literacy, so it is necessary to take measures to improve it with future teachers. The digital literacy of a teacher needs to be constantly developed not only in the course of training at a pedagogical university, but in the process of professional activity, that is, in the

as i

I -

i

¡2

y

t ?

S

mode of continuous education and self-education. g

Keywords: Future teachers; Social networks, Digital literacy; Information security; Netiquette; Teacher education. ^

s

Highlights: ^

à

s

g

g

The main components of digital literacy necessary for fu- s

ture teachers are highlighted;

Diagnostics of the components of digital literacy of students was carried out;

It is proposed to hold events with future teachers aimed ^

at increasing digital literacy when working in social networks.

a

N S

a к

S

IS £

N

О ^

fi

References

1. Trofimova N.N. (2021), Tsifrovaya gramotnost' i tsifrovyye na-vyki v kontekste transformatsii sistemy obrazovaniya [Digital literacy and digital skills in the context of the transformation of the education system], Al'manakh Krym, 27, 78-86. (In Russian).

2. Veydt V.P. (2020), Tsifrovaya gramotnost' uchitelya: trudnosti i perspektivy vynuzhdennoy immigratsii v tsifrovuyu sredu [Digital literacy of a teacher: difficulties and prospects of forced immigration into the digital environment], Nizhegorodskoye obrazovaniye, 3, 141-152. (In Russian).

3. Safina A.R. (2022), Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda i tsifrovaya gramotnost' uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Digital educational environment and digital literacy of participants in the educational process], Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, S3 (38), 70-71. (In Russian).

4. Gladilina I.P., Kadyrov N. N. & Stroganova Ye.V. (2019), Tsifrovaya gramotnost' i tsifrovyye kompetentsii kak faktor profession-al'nogo uspekha [Digital literacy and digital competencies as a factor of professional success], Innovatsii i investitsii, 5, 62-64. (In Russian).

5. Berman N.D. (2021), Tsifrovyye navyki i tsifrovaya gramotnost' studentov [Digital skills and digital literacy of students], Russian Journal of Education and Psychology, 12, 2-2, 26-34. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 19.08.2022; одобрена после рецензирования 20.08.2022; принята к публикации 28.08.2022.

The article was submitted 19.08.2022; approved after reviewing 20.08.2022; accepted for publication 28.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.