Библиографический список
1. Бернгард, Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Г. Бернгард // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. -Москва - Тула: АСОПиР, 1993. - С. 127 - 134.
2. Гальперин, П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Малызина. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 262 с.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34-42.
4. Зимняя, И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 1. - С. 87-101.
5. Кирьянова, Т. А. Оценивание профессиональных навыков студентов в ходе прохождения практики на основе компетентностного подхода / Т. А. Кирьянова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 4. - С. 68-81.
6. Клушина, H. II. Профессиональная подготовка специалиста социальной работы в системе высшего профессионального образования / Н. П. Клушина. - Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского государственного технического университета, 2001. - 188 с.
7. Кяэрст, М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной ситуацией / М. Кяэрст // Актуальные проблемы психологии труда: труды по психологии труда / Отв. ред. М. Котик. - Тула, 1986. - 160 с.
8. Симен - Северская, О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе: Дисс. ... канд. пед. наук. / О. В. Симен - Северская - Ставрополь, 2002. - 192 с.
9. Newby, T.J., Stepich, D.A., Lehman, J.D., Russel, J.D. Instructional technology for teaching and learning. - New Jersey. - 2000. - C. 170.
УДК 65.050+74.58
Н. М. Шмидт
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Переход к личностной парадигме образования - ведущая характеристика развития современных образовательных систем. В отечественной науке наблюдается большое разнообразие точек зрения о личности и профессионализме менеджера. Существует стремление представить особенности лич-
ности и профессионализма руководителя более комплексно, на основе теории личности, присущих ей психологических свойств, а также исследований по структуре профессионализма.
Личностный подход как принцип организации профессионального образования специалистов государственного и муниципального управления (ГМУ) - менеджеров имеет различные трактовки. Исследователями он понимается как необходимость включения ценностно-смысловых компонентов в содержание обучения; определенный стиль общения участников образовательного процесса; целенаправленное формирование профессионально значимых личностных свойств индивида; дифференциация обучаемых по их личностным качествам; один из объяснительных принципов, рассматривающих развитие специалиста, наряду с принципами деятельностного, системного и других подходов к проектированию образования; специальный образовательный процесс, обеспечивающий становление личностных функций будущего менеджера и др. Мы рассматриваем его как образование, связанное со становлением личностно-творческого потенциала менеджера государственного и муниципального управления.
Главная задача менеджера - это принятие управленческого решения, что предполагает личностное восприятие им управленческой ситуации. А это актуализирует личностные функции руководителя: оценивание, выбор, принятие или отвержение информации, взятие на себя ответственности за принимаемое решение, творческие и инициативные действия [1]. Современные модели профессионального образования менеджера исходят из представления о менеджменте не только как о профессиональной деятельности, но и как об определенной социокультурной сфере.
Большинство стратегий моделирования профессионального образования менеджера выстраивается от описания его профессиональных функций к построению структуры качеств, базовых знаний и умений, обеспечивающих реализацию этих функций. Затем идет создание образовательных программ учебных дисциплин с их содержательными и процессуальными компонентами.
При обучении будущий менеджер должен не только получить знания, но и приобрести собственный опыт, т. е. пройти профессиональное обучение и профессиональную социализацию. Последнее предполагает, что будет усвоен не только знаниевый компонент профессии, но и присущие ей социальные и личностные смыслы и ценности. Можно выделить следующие компоненты личностно-ориентированного содержания образования менеджера: когнитивный (базовые основы теории и технологии управления, специальные знания основ управляемой сферы), процессуальный (владение управленческими технологиями), креативного опыта (опыт творческого решения управленческих задач), личностного опыта (опыт личностной саморегуляции и смыслоопределения в ситуациях принятия решения).
Современный менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление» - это специалист, обладающий глубокими теоретическими знаниями в области экономики, математики, информатики, теории управления и принятия решений, практическими навыками управления людьми, высокой культурой делового общения. В условиях жесткой конкуренции, обусловленной рыночными отношениями, в условиях дефицита, избытка и противоречий поступающей информации менеджеру ГМУ, кроме фундаментальных знаний в перечисленных областях, требуются навыки в анализе сложных экономических процессов, в применении методов оптимального принятия решения в условиях неопределенности и риска, что невозможно без соответствующей математической подготовки.
Одним из важных требований к руководителю является быстрота оценок, оперативность решений. Именно в этом контексте можно говорить об интуитивной стороне его мышления. На поведение руководителя и его стиль принятия решений неизменное влияние оказывают ответственность и риск [2, с. 12].
Подготовка менеджера ГМУ имеет свои особенности, связанные со спецификой задач экономики и управления, а также с разнообразными подходами к их решению. В связи с этим у будущих специалистов должен быть сформирован такой уровень математической подготовки, который необходим для решения задач, требующих анализа, прогнозирования ситуаций, выбора и поиска новых альтернатив.
Основываясь на квалификационную характеристику и требования к уровню подготовки выпускника по специальности «Государственное и муниципальное управление» 061000 (квалификация: менеджер), сформулируем основные требования к математической подготовки будущих менеджеров ГМУ на современном этапе:
- сформировать представление о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории; умения и навыки оперирования понятиями и методами современной математики;
- сформировать математические знания, умения и навыки, необходимые для решения теоретических и практических задач, связанных с профилем будущей специальности;
- выработать умения математического моделирования, математического формулирования и решения задач экономики и управления в сфере Государственного и муниципального управления.
Для обеспечения эффективности процесса математической подготовки будущих менеджеров ГМУ нами выделен комплекс педагогических условий. Мы определяем педагогические условия, как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. Понятие комплекс подразумевает осмысление процесса проектирования педагогической технологии как многофакторной про-
блемы и определение сущности, содержания, функций параметров системы.
К педагогическим условиям относятся:
- разработка дидактической системы задач, направленной на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения ?пеоретических и практических задач, связанных с профилем будущей специальности, включающая в себя: профессионально ориентированные; поисково-ориентированные; эвристические; научно-поисковые; рефлексивные задачи;
- эмоционально-интеллектуальное взаимодействие между участниками целостного педагогического процесса;
- создание ситуации диалогизма; создание личностно-ориентированной ситуации;
- рефлексия педагога и обучающихся в процессе их совместной деятельности;
-правильно организованная педагогическая деятельность.
Наши исследования показали, что перечисленные условия формирования профессиональных качеств будущих менеджеров ГМУ надо поддерживать адекватными средствами. По нашему мнению, одним из таких средств является интегрированный курс.
В вузе на начальном этапе обучения высшей математике ставится цель: подготовка студентов к продолжению образования и формирование профессиональных качеств будущего специалиста, как возможность выполнять трудовую деятельность на высоком профессиональном уровне. Переосмысление роли математики в системе подготовки менеджера, понимания ее как основы для формирования профессионализма менеджера требует стирания грани между фундаментальными и экономико-управленческими науками, а значит и интеграции учебных дисциплин. Поэтому для реализации педагогической технологии подготовки будущих менеджеров к профессиональной деятельности мы воспользовались идеей интеграции.
Интеграция математического и экономико-управленческого знания позволяет совместить экономико-управленческое знание с математическим мышлением.
Под интегрированным курсом мы понимаем целостную образовательную среду, обеспечивающую формирование профессиональных качеств студентов будущих менеджеров и подготовку их к будущей практической деятельности. В курсе осуществлена интеграция экономико-управленческого и математического содержания обучения.
Введение в образовательную среду интегрированного курса способствует целостному развитию личности специалиста, сочетанию математических и экономико-управленческих дисциплин, пересмотру стиля и методов общения в процессе обучения. Способность студентов к структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения профессио-
нальных задач мы считаем одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития личности.
Педагогическое построение и разработка интегрированного курса (ИК) предполагает предварительное проектирование. Оно подразумевает описание целей, задач, средств, методов, принципов и условий педагогической деятельности.
Цель интегрированного курса «Математика для менеджеров» - формирование профессиональных качеств будущих менеджеров ГМУ. Задачи курса: формировать у студентов математические и экономико-управленческие знания; прививать умения и навыки решения профессионально-ориентированных задач; развивать навыки самообразования; расширить представления студентов о приложении математического аппарата для решения экономико-управленческих задач.
В основу проектирования ИК и применения его в процессе обучения положен деятельностный и модульный подходы. Первый подход реализован при организации и проведении занятий, второй - при отборе, систематизации, структуризации и представлении учебно-содержательной информации студентам в структуре курса. Кроме того, при создании ИК использованы основные положения теории поэтапного формирования умственной деятельности, теории игр, теории информационного обеспечения, теория развивающего обучения.
Содержание ИК разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. При этом учитывались результаты опроса педагогов, анкетирования студентов, а также опыт преподавания в различных образовательных учреждениях, уровень подготовленности студентов, их индивидуально-типологические особенности, возрастные возможности, специфика эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников образовательного процесса и др.
При разработке ИК использованы следующие принципы: системности; интеграции; модульности; проблемности; вариативности; паритетности; профессиональной направленности знаний.
В результате использования интегрированного курса «Математика для менеджеров» в процессе обучения активизируется самостоятельная учебная деятельность студентов, формируются умения в решении стандартных и нестандартных экономико-управленческих задач, развивается логическое мышление, а также умение работать в группах. В процессе решения профессиональных задач менеджеров приобретается опыт инновационной деятельности, что позволяет выйти за рамки математических знаний, предусмотренных рабочей учебной программой и усвоить новые способы применения математических методов.
В основу проектирования педагогической технологии, предназначенной для реализации интегрированного курса, положены следующие теории: управления учебной деятельностью обучающихся, рефлексивного управле-
ния, поэтапного формирования умственных действий и понятий, модульно-рейтингового обучения и личностно-ориентированного.
При проектировании педагогической технологии применены следующие общесистемные принципы: целостности, ориентированности обучения на личность, обучения на основе интеграции с наукой и производством, ориентированности обучения на профессиональное самоформирование студента, целеустремленности, воспроизводимости, технологичности, самоконтроля и самокоррекции, динамичности, гарантированности результатов учебной деятельности.
Вышеназванные принципы связаны между собой и работают как единая система.
В связи с тем, что подготовка будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности является сложным и многогранным процессом, в котором участвует педагог, студент и модель обучения (интегрированный курс), структуру педагогической технологии можно представить последовательностью взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевой, предметно-содержательный, когнитивно-операциональный, оценочно-коррекционный и рефлексивно- прогностический. Рассмотрим кратко их содержание.
Мотивационно-целевой компонент позволяет студентам развивать устойчивый познавательный интерес и постоянную мотивацию к формированию профессиональных навыков менеджеров. Это побуждает их к интеллектуальной активности, сознательному изучению интегрированного курса.
Содержательный компонент представляет собой образовательную среду, которая позволяет формировать у студентов профессиональные качества. Он включает в себя различного вида содержательную учебную информацию (дидактическую систему задач, теоретический, справочный и практический материалы, глоссарий).
Практический материал представляет собой систему заданий (тесты, контрольные работы). При разработке данного компонента использованы системный, личностно-деятельностный и модульный подходы. В педагогической технологии предметно-содержательный компонент представлен интегрированным курсом.
Когнитивно-операциональный компонент содержит описание использования педагогической технологии при формировании профессиональных качеств будущих менеджеров. Он разрабатывается на основе рефлексивнодеятельностного подхода к обучению и включает в себя модели преподавания, учения и интеллектуально-эмоционального взаимодействия педагога и студента. Кроме того, в него входит образовательный мониторинг, на основе которого создается база данных результатов учебной деятельности студентов. Анализ информации, находящейся в базе данных, позволяет педа-
гогу вносить изменения в структурные компоненты курса и технологии, прогнозировать их развитие.
Оценочно-коррекционный компонент обеспечивает постоянный контроль результатов учебной деятельности студентов и ее коррекцию с учетом допущенных ошибок при выполнении различного вида заданий. Он построен на основе самостоятельного самоанализа и самооценки учебной деятельности студентов. Результаты контроля фиксируются в виде индивидуальной карты успеваемости студентов (мониторинг). Для контроля результативности учебной деятельности студентов применяются следующие виды контроля: предварительный (входной), промежуточный и итоговый контроль. Для оценки эффективности сформированности профессиональных качеств будущих менеджеров с использованием педагогической технологии нами были разработаны следующие критерии, позволяющие выявить у них профессиональные и определенные личностные качества: объем и качество математических знаний и умений решения профессионально-ориентированных задач; творческо-инициативная деятельность; коммуникабельность.
Рефлексивно-прогностический компонент осуществляет осознанную оценку процессов преподавания и учения. На основе полученной учебной информации и ее анализа намечаются пути дальнейшего совершенствования формирования профессионализма будущих менеджеров ГМУ, а также модернизация компонентов, входящих в структуру педагогической технологии.
На основе мотивационно-целевого, предметно-содержательного, когнитивно-операционального и оценочно-коррекционного компонентов технологии разрабатывается алгоритм управления процессом обучения. Он представляет собой последовательность предписаний управления учебной деятельностью на занятиях. Компоненты педагогической технологии взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как изменение одного компонента технологии требует изменение другого.
Научно-методическое сопровождение технологии предназначено для управления процессом подготовки будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности. Оно содержит в себе рекомендации педагогу по организации и проведению занятий и инструкции студентам по работе с интегрированным курсом; учебное пособие по данной дисциплине, содержащее теоретический, справочный и практический материалы. Научно-методическое сопровождение разрабатывается с учетом уровня подготовки педагогов и студентов.
Реализация технологии в процессе обучения обусловлена двусторонним характером, так как эмоционально-интеллектуальное взаимодействие направлено на достижение всего комплекса дидактических целей и задач технологии - от общих воспитательно-образовательных до детализированного освоения конкретных учебных элементов модульных единиц. Это означает, что представленная в структуре технологии дидактическая модель дол-
жна быть понятна студентам. Педагогу необходимо сообщить обучающимся общие цели и задачи обучения, ознакомить с дидактическим обеспечением и провести диагностику исходного уровня подготовки студентов.
Предложенный подход к профессиональной подготовке будущих менеджеров ГМУ был реализован в РИ (филиала) АлтГУ г. Рубцовска. Он показал, что обеспечивается формирование профессиональных качеств студентов: нестандартное мышление; изобретательность; инициативность и способность генерировать идеи; избирательность и гибкое реагирование на изменение ситуации; способность к риску; готовность принимать быстрые решения; изобретательность и способность к инновациям; способность управлять собой и своим временем; умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков; потребность работать в коллективе; способность четко определять цели выполняемой работы и собственные цели; умелое использование людских ресурсов; умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться избирательными и результативными в работе; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; потребность работать в коллективе; ответственность за работу и принятые решения; способность устанавливать свои личностные ценности; формируются этика менеджера и др.
Кроме того, наши исследования показали, что педагогическая технология подготовки будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности может быть реализована в образовательных учреждениях, где ведется подготовка менеджеров ГМУ.
Библиографический список
1. Герчикова, И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / И. Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 501 с.
2. Тидор, С. Н. Механизм управления и мышление руководителя / С. Н. Тидор, А. А. Лаптев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 3. - С. 3-14.