Научная статья на тему 'Педагогические предпосылки исследования проблемы развития математической культуры будущих менеджеров'

Педагогические предпосылки исследования проблемы развития математической культуры будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕР / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / A MANAGER / MATHEMATICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Н. Ю.

В статье на основе анализа современных требований к системе экономического образования выявлены актуальные доминанты в развитии профессиональной культуры будущих менеджеров, высказана необходимость использования культурного наследия математики. Общеметодологические и психолого-педагогические предпосылки рассмотрения проблемы позволили сформулировать авторское понятие ключевой дефиниции "математическая культура будущего менеджера".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BACKGROUND OF RESEARCH OF THE PROBLEM OF MATHEMATICAL CULTURE OF FUTURE MANAGERS

The article based on an analysis of modern requirements to the system of economic education are revealed in the current dominant culture of the future development of professional managers expressed the need to use the cultural heritage of mathematics. General mathematical and psycho-pedagogical assumptions address the issue of copyright allowed to formulate the notion of a key definition of "mathematical culture of the future manager."

Текст научной работы на тему «Педагогические предпосылки исследования проблемы развития математической культуры будущих менеджеров»

тического уровня "Анализ цели и условий". Однако учебная задача теоретического и практического уровня "Оценка" используются в учебном процессе частично.

3. Установлена прямая (положительная) взаимосвязь между показателями беглости и оригинальности при индивидуальном и совместном решении учебных задач теоретического и прак-

Библиографический список

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.

3. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.

4. Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М., 2002.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

6. Туник, Е.Е. Креативные тесты (адаптированный вариант). - СПб., 2002.

7. Телегина, Э.Д. Репродуктивные и продуктивные компоненты мышления в педаго-гической деятельности // Мышление и общение в практической деятельности. - Ярославль, 1992.

Статья поступила в редакцию 21.08.10

тического уровня. Повысить продуктивность творческого мышления студентов возможно при создании в учебном процессе учебной ситуации, в которой от студента требовалось бы формулировать как можно больше ответов, так как последние идеи оказываются наиболее оригинальными.

УДК 378

Н.Ю. Кийкова, доц. ЮУрГУ, канд. пед. наук, доц., Челябинск, Е-mail: kig@ifsusu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье на основе анализа современных требований к системе экономического образования выявлены актуальные доминанты в развитии профессиональной культуры будущих менеджеров, высказана необходимость использования культурного наследия математики. Общеметодологические и психолого-педагогические предпосылки рассмотрения проблемы позволили сформулировать авторское понятие ключевой дефиниции "математическая культура будущего менеджера".

Ключевые слова: профессиональная культура, менеджер, математическая культура.

Современное геополитическое, экономико-технологическое и социально-куль-турное развитие страны связано с развитием человеческих способностей и возможностей, то есть во многом определяется состоянием системы образования. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы объявлено, что именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Таким образом, перед системой рос-сийского экономического образования выдвигаются современные требования:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня [1];

- обеспечение подготовки высокообразованных людей и вы-сококвалифицирован-ных специалистов, в условиях развития новых наукоемких технологий способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности; принимающих ответственные решения в ситуации выбора, прогнозирующих их возможные последствия, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны [2];

- интенсивное, опережающее развитие образования молодежи, составляющих в развитых странах 70-80 процентов национального богатства [3].

Анализ современных требований, стоящих перед системой экономического обра-зования, позволяет сделать вывод о том, что актуальными доминантами в процессе фор-мирования и развития специалистов в области экономики являются интеллектуальный, мировоззренческий и инновационный компонент, составляющие культурологический фундамент системы образования. Особого внимания заслуживает подготовка управленческого звена - менеджеров, от гибкости мышления и профессиональной культуры которых зависит состояние экономики, социальной и других сфер жизни людей.

Рассмотрение исследований, посвященных изучению содержательных характеристик профессиональной культуры менеджеров, отражает взгляд на профессиональное развитие челове-

ка как на процесс изменения общей культуры личности, либо как процесс развития личности, который ориентирован на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений (табл. 1).

Отметим, что профессиональная культура менеджеров рассматривается как структура, что свидетельствует о глубоком исследовании проблемы. Однако анализ содержания структур свидетельствует об осмыслении профессиональной культуры в основном, как компетентности, образованности, грамотности, то есть рассмотрении профессиональной культуры в рамках ком-петентностного подхода. В структуре профессиональной культуры менеджеров не рассматривается мировоззренческий и ин-нова-ционный компонент, как составляющие "ядро" их профессиональной культуры.

Возможно, выявленные доминанты в подготовке менеджеров, являлись предметом самостоятельных исследований? Действительно, изучение диссертаций, посвященных освоению различных особенностей профессиональной культуры менеджеров, указывает, что наряду с экономико-технологическими аспектами управления большое внимание уделяется мировоззренческой линии - ценностным, социально-прикладным, эмоционально-нравственным сторонам деятельности менеджеров, связанных с личностной культурой. Интеллектуальная линия нашла меньшее отражение в исследовании культуры принятия и генерирования управленческих решений, изучении проблем предпринимательского мышления. Лишь отдельные исследования направлены на реализацию инновационной линии в развития профессиональной культуры менеджеров (табл. 2).

Сложившееся противоречие между необходимостью развития интеллектуальной и инновационной подготовкой менеджеров и не в полной мере реализованным научно-педагогическим обеспечением этого процесса позволяет сформулировать научную проблему, которая заключается в поиске путей реализации интеллектуальной, инновационной и мировоззренческой доминанты в развитии профессиональной культуры менеджеров.

Одним из путей решения обозначенной проблемы является использование культурного наследия математики. Математика -одна из фундаментальных наук, благодаря методологии, систем-

Таблица 1

Содержание понятия "профессиональная культура менеджеров" в литературе

№ Понятие Компоненты содержания

1 Профессиональная культура государственного и муниципального служащего - культура личности субьекга-носителя определенных знаний, способностей, традиций, норм деятельности [4] - когнитивный, - ценностный, - операциональный

2 Профессиональная культура менеджера - качественная характеристика его профессиональной компетентности. Она определяет приоритетные способы профессиональной деятельности, отражает её гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, проявления эмоций, поведения, профессиональной деятельности, рефлексии) плане [5]. - когнитивный; - эмоциональный; - коммуникативный; - ре флексив ный.

3 Информационно-профессиональная культура будущего менеджера - личностные качества, а также знания, умения и навыки осуществлять деятельность по руководству людьми в самых разнообразных организациям добиваться поставленных целей, используя труд, профессиональное образование, интеллект, мотивы поведения других людей [5]. - когнитивный; - мотивационноцелевой; - коммуникативный.

Таблица 2

Диссертации, затрагивающие актуальные доминанты в развитии менеджеров

Год Тема диссертационного исследования Ф.И.О. диссертанта

Мировоззренческая доминанта

2003 Гуманитарно-управленческая культура руководителей промышленных предприятий в трансформирующемся обществе Галлямова Л Р.

2003 Формирование управленческой ценностной культуры в процессе подготовки руководящих кадров Гудиев Л Л.

2003 Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности Гайдаренко Л. В.

2004 Социокультурные основания современного управления Малиев И. П.

2005 Акмеологические закономерности в интегративной системе развития профессионализма кадров управления Сотникова Н. В.

2007 Профессионально педагогическая культура офицера в теоретическом и практическом опыте XX века Петренко А. С.

2009 Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки Новикова С.А.

2009 Ценностные ориентации и социальные установки менеджеров в управлении персоналом организаций Крылов ВА.

2009 Развитие эмоционально-нравственного потенциала будущих менеджеров Попова Н.В.

Инновационная доминанта

2008 Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе Окунева О.А.

2009 Акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма Мусохранов А. А.

2009 Формирование экономико-математической компетенции будущих менеджеров в вузе Шунайлова С.А.

2010 Формирование дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе Шеломенцева И.И.

Интеллектуальная доминанта

2008 Управление развитием культуры принятия решений менеджеров Богомолова А.В.

2008 Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов Михайленко Т.В.

ному характеру и универсальному языку которой развиваются только использует математические методы, но и строится по ма-

другие науки, в том числе экономические. В основе всех новей- тематическим законам. История показала, что, начиная с 90-х

ших технологий лежит математика, математическое моделиро- годов ХХ века, значительное число выпускников вузов, имею-

вание, вычислительный процесс. Вся современная наука: физи- щих естественно-научное образование, достаточно успешно ос-

ка и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не воили новые виды деятельности в сфере менеджмента, эконо-

Таблица 3

Анализ содержания понятия "математическая культура" в научной литературе

Ученые (время) Трактовка понятия Родовое понятие Признаки родового понятия Видовые признаки Ведущие способы деятельности

1 2 3 4 5 6

Учащиеся школ и специальных учебных заведений

Д.И. Икрамов (1985) Система знаний, умений и навыков, органически входящих в фонд общей культуры учащихся и свободное оперирование ими в практической деятельности [6, с.19]. Общая культура Система знаний, умений и навыков (ЗУН) Свободное оперирование ЗУН в практической деятельности Практические

В.Н. Худяков (2008) Интегральное образование личности специалиста, которое соединяет в себе гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность математического состава педагогической деятельности и его смыслополагание, инвариантные профессионально-матемамические умения, отражающие технологию профессиональной деятельности и способствующие переводу её профессионально-математического состава на технологический уровень; индивидуальнотворческий стиль профессиональной деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессиональой деятельности и творческое воплощение её технологии [7, с. 100-102] Образо- вание Гуманистические ценности педагогического процесса, инвариантные профессиональноматематические умения, индивидуальнотворческий стиль профессиональной деятельности Гуманистичес- кая направленность деятельности, отражение технологии профессиональн ой деятельности, индивидуальная концепция смысла профессиональ- ной деятельности и её творческое воплощение Аксиологи- ческие

Студенты университетов

З.С. Акманова (2005) Сложное, динамичное качество личности, характеризующее готовность и способность студента приобретать, использовать и совершенствовать математические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности [6]. Качество личности Готовность и способность прибретать, использовать и совершенствовать ЗУН Совершенст- вование математических ЗУН в профессиональ- ной деятельности Формирующие

Т.Г. Захарова(2005) Сложная генетически и социально детерминиованная система, неотъемлемая от общечеловеческой культуры, интегративное личностное образование квалифицированного специалиста, которое характеризуется наличием у него достаточного запаса математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности [8, с. 15]. Общечелове ческая культура Сложная генетически и социально детерминированная система Достаточный запас математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности Социальные

Студенты экономических специальностей

Г.М. Булдык (1997) Сформированная система математических знаний и навыков, и умения использовать их в разных условиях профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами [9] Система ЗУН Математические ЗУН Использование ЗУН в профессиональн ой деятельности в соответствии с целями и задачами Прикладные

О.Н. Пустобаева (2007) Интегрированный результат развития личности, состоящей из личностной направленности, фундаментальных знаний, профессиональной направленности и информационных навыков, позволяющих судить о готовности к адекватному использованию математических моделей и методов в профессиональной деятельности Результат развития личности Интегрированный (личностная и профессиональная направленность, фундаменальные знания, информационные навыки) Готовность к адекватному использованию математических моделей и методов в профессиональн ой деятельности Прикладные

О.А. Окунева (2008) Математическая культура будущего менеджера — это сформированная система математических знаний и навыков, и умение использовать их в различных условиях профессиональной деятельности [10]. Система ЗУН М атемати ческие ЗУН Использование ЗУН в профессиональн ой деятельности Прикладные

Студенты педагогических специальностей

О.В.Артебякина Интегративный результат взаимодействия культур, отражающих различные аспекты математического развития: знаниевая, самообразовательная, языковая [6] Результат взаимодейст вия культур Знаниевое, самообразовательно е, языковое развитие Плоскость развития -математика Речевое развитие

Студенты технических институтов

З.Ф. Зарипова (2004) Совокупность теоретических и практических достижений, которые отражают уровень развития общества и человека в области математики и воплощаются в результатах профессиональной деятельности, прежде всего, высоком уровне проникновения в суть проблемы, решаемой математическими методами [11, с. 19] Теоретические и практичес- кие достижения общества и человека Высокий уровень проникновения в суть проблемы в области математики Воплощаются в результатах профессиональной деятельности, решаемой математическим и методами Прикладные

С.А. Розанова(2003) Выработанная система знаний, умений и навыков, позволяющая использовать их в (быстро меняющихся условиях) профессиональной и общественнополитической деятельности, повышающая духовнонравственный потенциал и уровень развития интеллекта личности [12, с. 67] Система ЗУН Повышение духовнонравственного потенциала и уровня развития интеллекта Используются в профессиональн ой и общественно- политической деятельности Исследовательс кие

И.И. Кулешова (2003) Аспект профессиональной культуры, который дает основу для полного раскрытия творческого потенциала; степень совершенства математической подготовки обучаемого, мера и способ реализации сущностных сил личности в процессе учебной деятельности [13, с. 25-26]. Профес- сиональная культура Творчество, мера и способ реализации сущностных сил личности в процессе учебной деятельности Степень математической подготовки обучаемого, способы самореализации в процессе учебной деятельности Самореализация личности

Г.Г. Битнер (2005) Специфическое образование интегрального характера, включающее опыт математической деятельности, систему знаний, умений и навыков, развитые умения логического и алгоритмического мышления, творческие умения, умение самостоятельного приобретения знаний, обеспечивающие профессиональное развитие специалиста [14, с. 65-66] Специфи- ческое образование Интегральный характер (опыт математической деятельности, система ЗУН) Логическое и алгоритмическое мышление, творческие умения, самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающие развитие Формирующие

Е.Н. Рассоха (2005) Личностное качество, представляющее совокупность базовых компонентов: математические знания и умения, математический язык, математическое мышление, профессиональное самообразование (математическое) [15, с. 34] Личностное качество ЗУН, математический язык, математическое мышление, самообразование Профессиональ- ное математическое самообразование Самообразо- вание Речевое развитие

мики и банковского дела. Это связано с тем, что сфера математического образования в большей степени, чем другие сферы развивает интеллект, гибкостью и нестандартностью мышления.

На инновационный характер математической деятельности указывали Архимед, Д. Пойа и другие, утверждая, что одной из сторон математики является её доказательность, другой - возможность выдвигать идеи. Он считал, что доказательство открывается с помощью рассуждения, догадки и призывал: "Давайте учить догадываться!". Идея доказательства, на которой основана вся математическая наука - одна из самых нравственных и демократических идей. Математически культурными людьми, понимающими, что такое доказательство, невозможно манипулировать (И.Ф. Шарыгин). Таким образом, возможности математики значительны в реализации не только интеллектуальной и инновационной, но и мировоззренческой доминанты.

Рассмотрение проблемы развития математической культуры будущих менеджеров является важной педагогической проблемой, для решения которой существуют определенные предпосылки. Общеметодологические предпосылки связаны с рассмотрением:

1) сущности содержания понятия "культура" и механизмов её развития в трудах философов (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Л.Н. Каган, Э.С. Маркарян, М.К. Мамардашвили, А.И. Громов, Ю.И. Ефимов, Э.В. Соколов, В.Б. Чурбанов, О.В. Ханова и других); психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и другие); педагогов (И.Ф. Исаев, В.А. Сласте-нин, М.Л. Левицкий, В.К. Розов, Б.П. Шемякин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

2) особенностей формирования профессиональной подготовки будущих экономистов (М.Е. Бершадский, М.И. Махму-тов, В.А. Новиков, Ю.С. Тюнников и другие);

3) специфики математической культуры специалистов и проблем профессиональной направленности математического образования (ГМ. Булдык, В.А. Герлингер, В.А. Далингер, Д.И. Икра-мов, Г.А. Луканкин, С.А. Розанова, В.Н. Худяков и др.).

Психолого-педагогические предпосылки включают разные точки зрения на исследуемую проблему:

- рассмотрено содержание понятия математическая культура учащихся школ и специальных учебных заведений (Д.И. Ик-рамов, В.Н. Худяков), студентов университета (З.С. Акманова,

Т.Г. Захарова), студентов экономических специальностей (Г.М. Булдык, О.Н. Пустобаева), студентов педагогических специальностей (О.В. Артебякина), студентов технических институтов (З.Ф. Зарипова, С.А. Розанова, И.И. Кулешова, Е.Н. Рассоха);

- обосновано определение математической культуры обучающихся как системы знаний, умений и навыков; специфического образования личности; интегрированного результата развития личности через ближайшие родовые понятия: общечеловеческая культура, профессиональная культура, качество личности;

- имеющееся понятие "математическая культура будущих менеджеров" (О.А. Окунева) является слишком широким и может применяться к студентам различных специальностей; среди ведущих способов деятельности менеджеров в процессе освоения инструментария математики отражены лишь прикладные, хотя в определениях, касающихся развития обучаемых, представлен более широкий спектр - аксиологические, социальные, исследовательские, формирующие, практические, способы речевого развития, самореализации, отражающие основные функциональные обязанности, которые должен выполнять не только специалист указанной направленности, но и менеджер (табл. 3).

Ретроспективный анализ различных точек зрения ученых на содержание понятия "математическая культура обучающихся" подтверждает высказывание о значительных возможностях математики в развитии мировоззренческой, интеллектуальной и инновационной доминанты профессиональной культуры менеджера и позволяет выработать авторское понятие ключевой дефиниции "математическая культура будущего менеджера".

Математическая культура будущего менеджера - личностное новообразование, представляющее единство ценностей, отношений, видов и форм результативного управления деятельностью организации на основе понятийного, методологического и прогностического аппарата математики, обеспечивающее человеку и его коллегам ускорение качественного роста, закрепление новых достижений и подготовку к новому росту в мировоззренческой, интеллектуальной и инновационной сфере.

Перспективными направлениями в решении обнаруженной проблемы являются вопросы обновления методологии развития математической культуры будущих менеджеров; поиск концептуального обоснования и научно-технологического обеспечения исследуемого процесса.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессио-нальном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 Ш25-ФЗ (ред. от 21.12.2009) // КонсультантПлюс.

2. Постановления Правительства РФ. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление от 04.10.2000 N 751 // КонсультантПлюс.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: утв. распоряжением №1756-Р (п.2) от 29.12.2001г. / Правительство РФ. - М.: Академия, 2002.

4. Алиева, С.В. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах Южного федерального округа): автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - Ростов-н/Д, 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Войтальянова, Я.И. Формирование профессиональной культуры будущего менеджера в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007.

6. Акманова, З.С. Развитие математической культуры студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.

7. Худяков, В.Н. Педагогические технологии формирования и развития математической культуры у учащихся средних специальных учебных заведений: моногр. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2008.

8. Захарова, Т.Г. Формирование математической культуры студентов в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005.

9. Булдык, Г.М. Формирование математической культуры экономиста в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - Минск, 1997.

10. Окунева, О.А. Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Астрахань, 2008.

11. Зарипова, З.Ф. Инвариантный подход к развитию математической культуры студентов - будущих инженеров: дис. . канд. пед. наук. - Казань,

2004.

12. Розанова, С.А. Развитие математической культуры студентов технических университетов: дисс. . д-ра пед. наук. - Москва, 2003.

13. Кулешова, И.И. Формирование математической культуры студентов технических вузов на основе технологии модульного обучения: дисс. . канд. пед. наук. - Барнаул, 2003.

14. Битнер, Г.Г. Формирование математической культуры в системе подготовки инженеров-приборостроителей: дис. ... канд. пед. наук. - Казань,

2005.

15. Рассоха, Е.Н. Развитие математической культуры студентов технических технических университетов: дис. . д-ра пед. наук. - М., 2003. Статья поступила в редакцию 21.08.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.