тического уровня "Анализ цели и условий". Однако учебная задача теоретического и практического уровня "Оценка" используются в учебном процессе частично.
3. Установлена прямая (положительная) взаимосвязь между показателями беглости и оригинальности при индивидуальном и совместном решении учебных задач теоретического и прак-
Библиографический список
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.
3. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.
4. Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М., 2002.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
6. Туник, Е.Е. Креативные тесты (адаптированный вариант). - СПб., 2002.
7. Телегина, Э.Д. Репродуктивные и продуктивные компоненты мышления в педаго-гической деятельности // Мышление и общение в практической деятельности. - Ярославль, 1992.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
тического уровня. Повысить продуктивность творческого мышления студентов возможно при создании в учебном процессе учебной ситуации, в которой от студента требовалось бы формулировать как можно больше ответов, так как последние идеи оказываются наиболее оригинальными.
УДК 378
Н.Ю. Кийкова, доц. ЮУрГУ, канд. пед. наук, доц., Челябинск, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье на основе анализа современных требований к системе экономического образования выявлены актуальные доминанты в развитии профессиональной культуры будущих менеджеров, высказана необходимость использования культурного наследия математики. Общеметодологические и психолого-педагогические предпосылки рассмотрения проблемы позволили сформулировать авторское понятие ключевой дефиниции "математическая культура будущего менеджера".
Ключевые слова: профессиональная культура, менеджер, математическая культура.
Современное геополитическое, экономико-технологическое и социально-куль-турное развитие страны связано с развитием человеческих способностей и возможностей, то есть во многом определяется состоянием системы образования. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы объявлено, что именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Таким образом, перед системой рос-сийского экономического образования выдвигаются современные требования:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня [1];
- обеспечение подготовки высокообразованных людей и вы-сококвалифицирован-ных специалистов, в условиях развития новых наукоемких технологий способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности; принимающих ответственные решения в ситуации выбора, прогнозирующих их возможные последствия, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны [2];
- интенсивное, опережающее развитие образования молодежи, составляющих в развитых странах 70-80 процентов национального богатства [3].
Анализ современных требований, стоящих перед системой экономического обра-зования, позволяет сделать вывод о том, что актуальными доминантами в процессе фор-мирования и развития специалистов в области экономики являются интеллектуальный, мировоззренческий и инновационный компонент, составляющие культурологический фундамент системы образования. Особого внимания заслуживает подготовка управленческого звена - менеджеров, от гибкости мышления и профессиональной культуры которых зависит состояние экономики, социальной и других сфер жизни людей.
Рассмотрение исследований, посвященных изучению содержательных характеристик профессиональной культуры менеджеров, отражает взгляд на профессиональное развитие челове-
ка как на процесс изменения общей культуры личности, либо как процесс развития личности, который ориентирован на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений (табл. 1).
Отметим, что профессиональная культура менеджеров рассматривается как структура, что свидетельствует о глубоком исследовании проблемы. Однако анализ содержания структур свидетельствует об осмыслении профессиональной культуры в основном, как компетентности, образованности, грамотности, то есть рассмотрении профессиональной культуры в рамках ком-петентностного подхода. В структуре профессиональной культуры менеджеров не рассматривается мировоззренческий и ин-нова-ционный компонент, как составляющие "ядро" их профессиональной культуры.
Возможно, выявленные доминанты в подготовке менеджеров, являлись предметом самостоятельных исследований? Действительно, изучение диссертаций, посвященных освоению различных особенностей профессиональной культуры менеджеров, указывает, что наряду с экономико-технологическими аспектами управления большое внимание уделяется мировоззренческой линии - ценностным, социально-прикладным, эмоционально-нравственным сторонам деятельности менеджеров, связанных с личностной культурой. Интеллектуальная линия нашла меньшее отражение в исследовании культуры принятия и генерирования управленческих решений, изучении проблем предпринимательского мышления. Лишь отдельные исследования направлены на реализацию инновационной линии в развития профессиональной культуры менеджеров (табл. 2).
Сложившееся противоречие между необходимостью развития интеллектуальной и инновационной подготовкой менеджеров и не в полной мере реализованным научно-педагогическим обеспечением этого процесса позволяет сформулировать научную проблему, которая заключается в поиске путей реализации интеллектуальной, инновационной и мировоззренческой доминанты в развитии профессиональной культуры менеджеров.
Одним из путей решения обозначенной проблемы является использование культурного наследия математики. Математика -одна из фундаментальных наук, благодаря методологии, систем-
Таблица 1
Содержание понятия "профессиональная культура менеджеров" в литературе
№ Понятие Компоненты содержания
1 Профессиональная культура государственного и муниципального служащего - культура личности субьекга-носителя определенных знаний, способностей, традиций, норм деятельности [4] - когнитивный, - ценностный, - операциональный
2 Профессиональная культура менеджера - качественная характеристика его профессиональной компетентности. Она определяет приоритетные способы профессиональной деятельности, отражает её гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, проявления эмоций, поведения, профессиональной деятельности, рефлексии) плане [5]. - когнитивный; - эмоциональный; - коммуникативный; - ре флексив ный.
3 Информационно-профессиональная культура будущего менеджера - личностные качества, а также знания, умения и навыки осуществлять деятельность по руководству людьми в самых разнообразных организациям добиваться поставленных целей, используя труд, профессиональное образование, интеллект, мотивы поведения других людей [5]. - когнитивный; - мотивационноцелевой; - коммуникативный.
Таблица 2
Диссертации, затрагивающие актуальные доминанты в развитии менеджеров
Год Тема диссертационного исследования Ф.И.О. диссертанта
Мировоззренческая доминанта
2003 Гуманитарно-управленческая культура руководителей промышленных предприятий в трансформирующемся обществе Галлямова Л Р.
2003 Формирование управленческой ценностной культуры в процессе подготовки руководящих кадров Гудиев Л Л.
2003 Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности Гайдаренко Л. В.
2004 Социокультурные основания современного управления Малиев И. П.
2005 Акмеологические закономерности в интегративной системе развития профессионализма кадров управления Сотникова Н. В.
2007 Профессионально педагогическая культура офицера в теоретическом и практическом опыте XX века Петренко А. С.
2009 Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки Новикова С.А.
2009 Ценностные ориентации и социальные установки менеджеров в управлении персоналом организаций Крылов ВА.
2009 Развитие эмоционально-нравственного потенциала будущих менеджеров Попова Н.В.
Инновационная доминанта
2008 Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе Окунева О.А.
2009 Акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма Мусохранов А. А.
2009 Формирование экономико-математической компетенции будущих менеджеров в вузе Шунайлова С.А.
2010 Формирование дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе Шеломенцева И.И.
Интеллектуальная доминанта
2008 Управление развитием культуры принятия решений менеджеров Богомолова А.В.
2008 Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов Михайленко Т.В.
ному характеру и универсальному языку которой развиваются только использует математические методы, но и строится по ма-
другие науки, в том числе экономические. В основе всех новей- тематическим законам. История показала, что, начиная с 90-х
ших технологий лежит математика, математическое моделиро- годов ХХ века, значительное число выпускников вузов, имею-
вание, вычислительный процесс. Вся современная наука: физи- щих естественно-научное образование, достаточно успешно ос-
ка и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не воили новые виды деятельности в сфере менеджмента, эконо-
Таблица 3
Анализ содержания понятия "математическая культура" в научной литературе
Ученые (время) Трактовка понятия Родовое понятие Признаки родового понятия Видовые признаки Ведущие способы деятельности
1 2 3 4 5 6
Учащиеся школ и специальных учебных заведений
Д.И. Икрамов (1985) Система знаний, умений и навыков, органически входящих в фонд общей культуры учащихся и свободное оперирование ими в практической деятельности [6, с.19]. Общая культура Система знаний, умений и навыков (ЗУН) Свободное оперирование ЗУН в практической деятельности Практические
В.Н. Худяков (2008) Интегральное образование личности специалиста, которое соединяет в себе гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность математического состава педагогической деятельности и его смыслополагание, инвариантные профессионально-матемамические умения, отражающие технологию профессиональной деятельности и способствующие переводу её профессионально-математического состава на технологический уровень; индивидуальнотворческий стиль профессиональной деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессиональой деятельности и творческое воплощение её технологии [7, с. 100-102] Образо- вание Гуманистические ценности педагогического процесса, инвариантные профессиональноматематические умения, индивидуальнотворческий стиль профессиональной деятельности Гуманистичес- кая направленность деятельности, отражение технологии профессиональн ой деятельности, индивидуальная концепция смысла профессиональ- ной деятельности и её творческое воплощение Аксиологи- ческие
Студенты университетов
З.С. Акманова (2005) Сложное, динамичное качество личности, характеризующее готовность и способность студента приобретать, использовать и совершенствовать математические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности [6]. Качество личности Готовность и способность прибретать, использовать и совершенствовать ЗУН Совершенст- вование математических ЗУН в профессиональ- ной деятельности Формирующие
Т.Г. Захарова(2005) Сложная генетически и социально детерминиованная система, неотъемлемая от общечеловеческой культуры, интегративное личностное образование квалифицированного специалиста, которое характеризуется наличием у него достаточного запаса математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности [8, с. 15]. Общечелове ческая культура Сложная генетически и социально детерминированная система Достаточный запас математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности Социальные
Студенты экономических специальностей
Г.М. Булдык (1997) Сформированная система математических знаний и навыков, и умения использовать их в разных условиях профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами [9] Система ЗУН Математические ЗУН Использование ЗУН в профессиональн ой деятельности в соответствии с целями и задачами Прикладные
О.Н. Пустобаева (2007) Интегрированный результат развития личности, состоящей из личностной направленности, фундаментальных знаний, профессиональной направленности и информационных навыков, позволяющих судить о готовности к адекватному использованию математических моделей и методов в профессиональной деятельности Результат развития личности Интегрированный (личностная и профессиональная направленность, фундаменальные знания, информационные навыки) Готовность к адекватному использованию математических моделей и методов в профессиональн ой деятельности Прикладные
О.А. Окунева (2008) Математическая культура будущего менеджера — это сформированная система математических знаний и навыков, и умение использовать их в различных условиях профессиональной деятельности [10]. Система ЗУН М атемати ческие ЗУН Использование ЗУН в профессиональн ой деятельности Прикладные
Студенты педагогических специальностей
О.В.Артебякина Интегративный результат взаимодействия культур, отражающих различные аспекты математического развития: знаниевая, самообразовательная, языковая [6] Результат взаимодейст вия культур Знаниевое, самообразовательно е, языковое развитие Плоскость развития -математика Речевое развитие
Студенты технических институтов
З.Ф. Зарипова (2004) Совокупность теоретических и практических достижений, которые отражают уровень развития общества и человека в области математики и воплощаются в результатах профессиональной деятельности, прежде всего, высоком уровне проникновения в суть проблемы, решаемой математическими методами [11, с. 19] Теоретические и практичес- кие достижения общества и человека Высокий уровень проникновения в суть проблемы в области математики Воплощаются в результатах профессиональной деятельности, решаемой математическим и методами Прикладные
С.А. Розанова(2003) Выработанная система знаний, умений и навыков, позволяющая использовать их в (быстро меняющихся условиях) профессиональной и общественнополитической деятельности, повышающая духовнонравственный потенциал и уровень развития интеллекта личности [12, с. 67] Система ЗУН Повышение духовнонравственного потенциала и уровня развития интеллекта Используются в профессиональн ой и общественно- политической деятельности Исследовательс кие
И.И. Кулешова (2003) Аспект профессиональной культуры, который дает основу для полного раскрытия творческого потенциала; степень совершенства математической подготовки обучаемого, мера и способ реализации сущностных сил личности в процессе учебной деятельности [13, с. 25-26]. Профес- сиональная культура Творчество, мера и способ реализации сущностных сил личности в процессе учебной деятельности Степень математической подготовки обучаемого, способы самореализации в процессе учебной деятельности Самореализация личности
Г.Г. Битнер (2005) Специфическое образование интегрального характера, включающее опыт математической деятельности, систему знаний, умений и навыков, развитые умения логического и алгоритмического мышления, творческие умения, умение самостоятельного приобретения знаний, обеспечивающие профессиональное развитие специалиста [14, с. 65-66] Специфи- ческое образование Интегральный характер (опыт математической деятельности, система ЗУН) Логическое и алгоритмическое мышление, творческие умения, самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающие развитие Формирующие
Е.Н. Рассоха (2005) Личностное качество, представляющее совокупность базовых компонентов: математические знания и умения, математический язык, математическое мышление, профессиональное самообразование (математическое) [15, с. 34] Личностное качество ЗУН, математический язык, математическое мышление, самообразование Профессиональ- ное математическое самообразование Самообразо- вание Речевое развитие
мики и банковского дела. Это связано с тем, что сфера математического образования в большей степени, чем другие сферы развивает интеллект, гибкостью и нестандартностью мышления.
На инновационный характер математической деятельности указывали Архимед, Д. Пойа и другие, утверждая, что одной из сторон математики является её доказательность, другой - возможность выдвигать идеи. Он считал, что доказательство открывается с помощью рассуждения, догадки и призывал: "Давайте учить догадываться!". Идея доказательства, на которой основана вся математическая наука - одна из самых нравственных и демократических идей. Математически культурными людьми, понимающими, что такое доказательство, невозможно манипулировать (И.Ф. Шарыгин). Таким образом, возможности математики значительны в реализации не только интеллектуальной и инновационной, но и мировоззренческой доминанты.
Рассмотрение проблемы развития математической культуры будущих менеджеров является важной педагогической проблемой, для решения которой существуют определенные предпосылки. Общеметодологические предпосылки связаны с рассмотрением:
1) сущности содержания понятия "культура" и механизмов её развития в трудах философов (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Л.Н. Каган, Э.С. Маркарян, М.К. Мамардашвили, А.И. Громов, Ю.И. Ефимов, Э.В. Соколов, В.Б. Чурбанов, О.В. Ханова и других); психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и другие); педагогов (И.Ф. Исаев, В.А. Сласте-нин, М.Л. Левицкий, В.К. Розов, Б.П. Шемякин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);
2) особенностей формирования профессиональной подготовки будущих экономистов (М.Е. Бершадский, М.И. Махму-тов, В.А. Новиков, Ю.С. Тюнников и другие);
3) специфики математической культуры специалистов и проблем профессиональной направленности математического образования (ГМ. Булдык, В.А. Герлингер, В.А. Далингер, Д.И. Икра-мов, Г.А. Луканкин, С.А. Розанова, В.Н. Худяков и др.).
Психолого-педагогические предпосылки включают разные точки зрения на исследуемую проблему:
- рассмотрено содержание понятия математическая культура учащихся школ и специальных учебных заведений (Д.И. Ик-рамов, В.Н. Худяков), студентов университета (З.С. Акманова,
Т.Г. Захарова), студентов экономических специальностей (Г.М. Булдык, О.Н. Пустобаева), студентов педагогических специальностей (О.В. Артебякина), студентов технических институтов (З.Ф. Зарипова, С.А. Розанова, И.И. Кулешова, Е.Н. Рассоха);
- обосновано определение математической культуры обучающихся как системы знаний, умений и навыков; специфического образования личности; интегрированного результата развития личности через ближайшие родовые понятия: общечеловеческая культура, профессиональная культура, качество личности;
- имеющееся понятие "математическая культура будущих менеджеров" (О.А. Окунева) является слишком широким и может применяться к студентам различных специальностей; среди ведущих способов деятельности менеджеров в процессе освоения инструментария математики отражены лишь прикладные, хотя в определениях, касающихся развития обучаемых, представлен более широкий спектр - аксиологические, социальные, исследовательские, формирующие, практические, способы речевого развития, самореализации, отражающие основные функциональные обязанности, которые должен выполнять не только специалист указанной направленности, но и менеджер (табл. 3).
Ретроспективный анализ различных точек зрения ученых на содержание понятия "математическая культура обучающихся" подтверждает высказывание о значительных возможностях математики в развитии мировоззренческой, интеллектуальной и инновационной доминанты профессиональной культуры менеджера и позволяет выработать авторское понятие ключевой дефиниции "математическая культура будущего менеджера".
Математическая культура будущего менеджера - личностное новообразование, представляющее единство ценностей, отношений, видов и форм результативного управления деятельностью организации на основе понятийного, методологического и прогностического аппарата математики, обеспечивающее человеку и его коллегам ускорение качественного роста, закрепление новых достижений и подготовку к новому росту в мировоззренческой, интеллектуальной и инновационной сфере.
Перспективными направлениями в решении обнаруженной проблемы являются вопросы обновления методологии развития математической культуры будущих менеджеров; поиск концептуального обоснования и научно-технологического обеспечения исследуемого процесса.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессио-нальном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 Ш25-ФЗ (ред. от 21.12.2009) // КонсультантПлюс.
2. Постановления Правительства РФ. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление от 04.10.2000 N 751 // КонсультантПлюс.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: утв. распоряжением №1756-Р (п.2) от 29.12.2001г. / Правительство РФ. - М.: Академия, 2002.
4. Алиева, С.В. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах Южного федерального округа): автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - Ростов-н/Д, 2007 г.
5. Войтальянова, Я.И. Формирование профессиональной культуры будущего менеджера в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007.
6. Акманова, З.С. Развитие математической культуры студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.
7. Худяков, В.Н. Педагогические технологии формирования и развития математической культуры у учащихся средних специальных учебных заведений: моногр. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2008.
8. Захарова, Т.Г. Формирование математической культуры студентов в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005.
9. Булдык, Г.М. Формирование математической культуры экономиста в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - Минск, 1997.
10. Окунева, О.А. Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Астрахань, 2008.
11. Зарипова, З.Ф. Инвариантный подход к развитию математической культуры студентов - будущих инженеров: дис. . канд. пед. наук. - Казань,
2004.
12. Розанова, С.А. Развитие математической культуры студентов технических университетов: дисс. . д-ра пед. наук. - Москва, 2003.
13. Кулешова, И.И. Формирование математической культуры студентов технических вузов на основе технологии модульного обучения: дисс. . канд. пед. наук. - Барнаул, 2003.
14. Битнер, Г.Г. Формирование математической культуры в системе подготовки инженеров-приборостроителей: дис. ... канд. пед. наук. - Казань,
2005.
15. Рассоха, Е.Н. Развитие математической культуры студентов технических технических университетов: дис. . д-ра пед. наук. - М., 2003. Статья поступила в редакцию 21.08.10