Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
УДК 378.016:338.48 Л. В. КОВЫНЕВА
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(5).852-860 Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск, Российская Федерация Л. М. КУРБАНОВА
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск, Российская Федерация Н. Н. КУРНАЯ
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск, Российская Федерация В. А. ЧЕРНОВ
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск, Российская Федерация Е. Г. ЩЕКИНА
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск, Российская Федерация
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА: ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Реальное состояние бизнеса в России указывает на необходимость внедрения новых технологий, однако более 80 % российских предприятий отказываются от этой практики из-за отсутствия кадров и слабого менеджмента. Проблема формирования профессиональных навыков у студентов, обучающихся по направлениям «сервис» и «туризм», требует определения базовых позиций в подходах к составлению учебного плана и его наполнению контентом. В связи с этим возникает необходимость изучить вопросы, касающиеся качественной подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма, призванных в ближайшем будущем устранить проблему недостатка кадров, а также определить способы решения поставленных задач. В статье представлены результаты комплексного прикладного исследования проблем, связанных с профессиональной подготовкой студентов в вузе по направлениям «сервис» и «туризм». В рамках исследования были проанализированы ожидания абитуриентов, поступающих в вуз на эти направления, удовлетворенность студентов учебным процессом; учитывалась также оценка подготовки специалистов сервиса и туризма выпускниками. Кроме того, приводятся данные по поводу ожиданий и оценки качества подготовки специалистов со стороны представителей государственных органов.
Ключевые слова. Компетентностная модель; выбор профессии; процесс обучения; профессиональная деятельность; комплекс знаний; профессиональные навыки; подготовка кадров. Информация о статье. Дата поступления 24 апреля 2015 г.; дата принятия к печати 29 мая 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.
L. V. KOVYNEVA
Far East State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation L. M. KURBANOVA Far East State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation N. N. KURNAYA Far East State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation
V. A. CHERNOV
Far East State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation E. G. SCHEKINA Far East State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation
TRAINING OF BACHELORS IN SERVICE AND TOURISM: A RESEARCH OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract. The current state of business in Russia denotes that more than 80% of Russian enterprises do not adopt new technologies bacause of poor management and lack of qualified personnel. The problem of pro-
© Л. В. Ковынева, Л. M. Курбанова, H. H. Курная, В. А. Чернов, Е. Г. Щекина, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
L. V. KOVYNEVA, L. M. KURBANOVA, N. N. KURNAYA, V. A. CHERNOV, E. G. SCHEKINA
fessional skills formation at students studying at programs «Service» and «Tourism» necessitates defining the basic positions in the approaches to devising study plans. In this regard, there's a need to study the matters related to qualified training of specialists in service and tourism who could solve the problem of personnel shortage in the nearest future and find ways to tackle problematic areas. This article presents the results of the complex applied research of the problems related to students training studying at programs «Service» and «Tourism». Applicants' expectations and their satisfaction with the studying process were analyzed within the framework of this research. The quality of training was evaluated in the research by graduates as well. Moreover, the information on governmental bodies' expectations regarding the quality of training is provided.
Keywords. Competence model; profession; education; professional activities; knowledge; professional skills; personnel training.
Article info. Received April 24, 2015; accepted May 29, 2015; available online October 30, 2015.
Современная рыночная экономика требует развития стратегического управления, целью которого на региональном уровне является повышение конкурентоспособности. При этом человеческие ресурсы должны рассматриваться в качестве ее ключевого фактора [10, с. 6]. В этой связи вопросы подготовки кадров в регионах России являются первостепенными.
Хабаровский край один из крупнейших регионов России. Богатый природный и культурно-исторический потенциал, особенности географического положения и историко-экономического освоения позволяют говорить о Хабаровском крае как о туристском центре Дальнего Востока. Принятая в 2013 г. государственная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 гг.)» рассматривает факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности туристского комплекса края на внутреннем и международном рынках. Одним из этих факторов является невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров, что предполагает исследование причин возникновения таких проблем. Кроме того, университетское образование отстает от требований рыночной экономики и бизнеса. Это вызывает недовольство руководителей компаний, которые вынуждены увеличивать расходы, направляемые на получение необходимых компетенций молодыми специалистами.
Таким образом, возникает потребность в исследовании проблем, касающихся подготовки бакалавров [6]. Их решение позволит устранить недостаток кадров и повысить качество подготовки молодых специалистов в сфере сервиса и туризма. В этой связи требуется определить базовые позиции в подходах к формированию содержания учебного плана и его наполнения по программам «сервис» и «туризм» [8].
В настоящее время по поводу характера высшего профессионального образования идет
широкая дискуссия. В построении образовательных программ для подготовки бакалавров применяются два основных принципиально разных подхода: технологический и фундаментальный [11]. Сторонники технологического подхода, поддерживаемые бизнесом, утверждают, что вузы должны готовить молодых специалистов, развивая преимущественно профессиональные компетенции [1], необходимые для решения реальных проблем отрасли. Широта этих компетенций измеряется способностью решать конкретные задачи на предприятии. Согласно фундаментальному подходу, вузы, осуществляя подготовку студентов по образовательным программам, должны развивать преимущественно академические компетенции. Они выражаются в способности учащегося теоретически осмысливать проблему, умении работать с информационным материалом и самостоятельно проводить исследовательскую работу [11, с. 11].
Для обоснования выбора подхода к построению образовательных программ подготовки в сфере сервиса и туризма, а также для определения форм и методов организации учебного процесса (выявления наиболее эффективных и исключения неэффективных форм) в рамках научной темы кафедры «Международный бизнес, сервис и туризм» в 2012-2014 гг. проведено исследование «Совершенствование подготовки бакалавров сервиса и туризма».
Первый этап исследования предполагал анализ ожиданий абитуриентов от будущей профессии и обучения в вузе. В результате проведения профориентационных мероприятий планировалось повысить эффективность взаимодействия вуза с будущими студентами. Исследуемым предлагалось заполнить анкету, состоящую из 15 вопросов, три из которых отражали личные данные о респонденте. Анкета включала также вопросы, позволяющие выявить время определения абитуриента с
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
выбором профессии, критерии выбора вуза, представления об обучении в вузе и т. д. Выборка составила 100 чел. (по 10 респондентов из 10 школ г. Хабаровска).
Наибольший интерес вызывают вопросы, касающиеся представлений о будущей профессии. Респондентам было предложено отметить в перечне из 15 ожиданий степень важности каждого, критерий «очень важно» имел весовой коэффициент 3 балла, «важно, но не очень» — 2 балла и «вообще не важно» — 1 балл (табл.).
Лидирующую позицию в ожиданиях занимает представление о том, что выбор должен быть сделан в пользу профессии востребованной обществом, в которой можно достичь высокого положения и построить карьеру, не испытывая при этом трудностей с поиском работы — 78 % респондентов отметили эти позиции как очень важные. Высокооплачиваемую профессию, которая позволит развиваться и реализовать собственный потенциал хотят иметь 76 % респондентов.
Такое представление абитуриентов о будущей профессии вполне соотносится с мнением экономистов, которые среди выгод образования обычно выделяют денежные выгоды (высокие доходы, хорошие условия занятости) и неденежные (характер работы, ее социальный статус, престиж рабочего места и организации в целом) [5, с. 183].
Кроме того, выяснилось, что школьники в большей степени ориентированы на общие знания, чем на обучение конкретным технологиям и овладение определенными знаниями по какому-либо рынку. Причина такого «общего подхода» к ожиданиям может заключаться в том, что учащиеся школ не представляют, в чем конкретно состоит та или иная профессиональная деятельность, какими знаниями и навыками должен обладать представитель определенной профессии, чтобы быть компетентным [3]. Тем не менее, 22 % учащихся полагают, что обучение в вузе должно быть посвящено только овладению профессиональными навыками, эта часть респондентов убеждена, что теория в практической деятельности не нужна; 6 % не верят, что в вузе можно освоить профессию, считая, что обучение здесь нужно ради документа об образовании, а профессия приобретается самостоятельно в ходе практической деятельности; 3 % абитуриентов полагают, что для освоения профессии вуз не нужен.
По отношению к самому процессу обучения в вузе получены следующие результаты: 41 % абитуриентов считает, что в вузе нужно много самостоятельно трудиться, читать научную литературу, изучать опыт различных предприятий; 27 % школьников убеждены, что достаточно посещать занятия и читать учебники перед экзаменами, а освоить профессиональные навыки можно и после окончания вуза;
Ожидания абитуриентов от будущей профессии, чел.
Предлагаемые варианты ожиданий Очень важно Важно, но не очень Вообще не важно
Востребованная обществом профессия, имея которую легко найти работу 78 21 1
Профессия, приносящая пользу как всему обществу, так и отдельном людям 33 53 14
Высокооплачиваемая профессия 76 21 3
Профессия, которая позволит развиваться, реализовать собственный потенциал 76 19 5
Профессия, связанная с общением и возможностью помогать людям решать их проблемы 43 45 12
Профессия, позволяющая налаживать полезные связи 55 37 8
Профессия, в которой можно достичь высокого положения, сделать карьеру 78 21 1
Профессия, позволяющая реализовать способности (талант), личностные качества 55 42 3
Профессия, вызывающая уважение друзей, близких 26 44 21
Творческая профессия, не связанная с рутиной 26 40 34
Профессия, в которой есть возможность применять новые технологии 25 45 30
Профессия, позволяющая путешествовать (бывать в разных местах, городах, странах) 50 36 14
Профессия, в которой есть возможность распоряжаться своим временем, не зависеть от режима работы предприятия или желаний начальника 44 36 20
Профессия, в которой нет ответственности за жизнь, здоровье и материальное благополучие других людей 23 53 24
Профессия, требующая особенных способностей 27 45 28
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
L. V. KOVYNEVA, L. M. KURBANOVA, N. N. KURNAYA, V. A. CHERNOV, E. G. SCHEKINA
26 % респондентов считают, что обучение в вузе можно сравнить с трудовым процессом (учеба днем, вечер и выходные — отдых); 11 % рассчитывают, что процесс обучения в вузе не будет слишком напряженным и позволит работать и отдыхать.
Один из вопросов анкеты учитывал готовность потенциальных абитуриентов тратить свое время на обучение. Анализ ответов показал, что респонденты рассчитывают это время в разных объемах (рис.).
2 ч/сут. 5
Пару дней в неделю 1
До 12 ч/сут. 17
4 ч/сут. 28
8 ч/сут.
49
Распределение ответов на вопрос о количестве времени, которое абитуриенты готовы тратить на учебу в вузе
Таким образом, ответы на вопросы анкеты, связанные с выявлением подходов к выбору профессии и ожиданиями абитуриентов от обучения, показали, что профессиональная ориентированность школьников основана на рациональной мотивации. Профессиональный выбор обуславливается возможностями в будущем легко найти работу, сделать карьеру, иметь высокий заработок и полезные связи, развивать собственный потенциал. Ожидания от обучения в вузе в большей степени ориентированы на получение не профессиональных, а обширных теоретических знаний, которые могут пригодиться в жизни, при этом усердно трудиться для освоения профессии готовы 41 % респондентов, часть учащихся свою занятость, в лучшем случае, сравнивает с режимом школьных занятий и часть абитуриентов полагает, что свободного времени будет много. Представления о будущей профессии и процессе обучения в вузе носят очень общий или искаженный характер, что в значительной степени влияет на адаптацию студентов в вузе и их отношение к учебному процессу.
Второй этап исследования предполагал выявление уровня удовлетворенности студентов процессом обучения. Для этого был проведен опрос 45 студентов 1-5 курсов направлений 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм», а также специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Анализ ответов показал, что большинство респондентов уверены в правильности выбранной профессии. На вопрос «Можете ли Вы считать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии» 54,4 % респондентов ответили утвердительно; 31,1 % студентов представляют будущую профессию в общих чертах; 14,5 % плохо ее представляют, но надеются, что практическая трудовая деятельность прояснит этот вопрос.
Большинство учащихся — 89 % отмечают, что обучение в вузе при существующей методике и организации учебного процесса помогает оценить индивидуальные способности.
На вопрос о достаточности знаний для эффективной профессиональной деятельности 46,7 % студентов ответили, что образовательная программа отражает ее недостаточно; 22,2 % утверждают, что комплекс знаний по специальности соответствует содержанию и особенностям профессиональной деятельности; 20 % учащихся не задумывались над этим вопросом.
В основном студенты удовлетворены объемом теоретических знаний, однако 44,4 % учащихся считают недостаточным объем практических знаний и 42,2 % — количество дополнительных образовательных программ.
Больше половины респондентов — 55,6 % отмечают, что существующая система оценки знаний не обеспечивает объективность и справедливость. Они указывают на необходимость учитывать отношение студента к учебе, его индивидуальные способности, качество самостоятельной работы и активность на семинарах.
Учащимся было предложено также оценить уровень организации учебного процесса и обозначить его слабые стороны. На недостаточное количество часов для наиболее значимых предметов указали 51 % студентов; на неудобное расписание и перегруженность занятиями — 31 %. Кроме того, 29 % респондентов отметили, что в обучении редко используются современные методы (мультимедийные и интерактивные технологии) и 24,5 % указали на низкую социальную поддержку студентов.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
Отвечая на вопрос «Если бы Вам снова пришлось выбирать специальность и вуз, куда бы Вы поступили», 55,6 % подтвердили свой выбор; 24,4 % выбрали бы другую специальность в этом же вузе; 11,1 % поступили бы в другой вуз на другую специальность.
Таким образом, результаты анкетирования студентов выявили ряд проблем, связанных с организацией учебного процесса, системой оценки знаний, практической подготовкой, а также возможностью осваивать в период обучения дополнительные образовательные программы.
На третьем этапе в исследовании приняли участие выпускники 2005-2013 гг. специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Целью этого этапа является оценка возможностей применения компетенций, полученных ими в вузе. Выборка составила 56 чел. из которых 28 % никогда не работали по специальности, 26 % уже не работают и 46 % работают в настоящее время в индустрии туризма (турфирмы, гостиницы, сфера питания).
Основными причинами, побудившими выбрать другую профессию 43 % выпускников назвали низкий уровень оплаты труда при высокой ответственности и ненормированном графике; 19 % — низкую востребованность дипломированных специалистов в данной отрасли, отсутствие профессионального развития и карьерного роста, а также бесперспективность данной специальности в условиях Дальнего Востока; 10 % — неправильный выбор профессии; 5 % — отсутствие вакансий.
Выпускники, работающие по профессии, дали оценку компетенциям, расположив их по степени значимости в следующей последовательности (по убыванию): лингвистические, технологические, информационные, технические, текстуальные или редакционные, психологические, адаптивные, оперативные, коммуникационные и речевые. Поставив на первые места востребованность лингвистических и информационных компетенций, они отметили слабый уровень их развития в вузе. Исследование также показало, что выпускники туристского вуза должны обладать техникой продаж, деловым этикетом и коммуникативными способностями; уметь работать с клиентами, вести отчетность, делать экономические расчеты, составлять бизнес-план; знать географию, историю, страноведение, краеведение; обладать знаниями в области культуры, рекламной деятельности, туроперейтинга, а также в сфере правовых во-
просов и делопроизводства; иметь навыки проектирования туров, проведения маркетинговых исследований. Кроме того, выпускники должны знать системы бронирования, специализированные 1Т-программы и иностранный язык на разговорном уровне [12].
На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания при поступлении в вуз после того, как Вы начали работать» 54 % выпускников ответили утвердительно, 15 % — отрицательно и 31 % затруднились ответить.
Больше половины опрошенных — 54 % утверждают, что благодаря знаниям, полученным в вузе, у них интересная перспективная профессия, расширяющая кругозор. Выпускники, получившие образование по данной специальности, могут работать практически в любой гуманитарной сфере. Интересен и сам процесс, и результаты деятельности. В то же время 18 % респондентов отмечают, что вуз не дал необходимых знаний, выпускники на рынке кадров не востребованы, работа в сфере туризма низкооплачиваемая, но интересная. 41 % выпускников готовы продолжить обучение в магистратуре для повышения квалификации: 28 % при условии интересной программы, 10 % ради управленческой и научной деятельности, 8 % для получения знаний по организации въездного и внутреннего туризма, если обучение будут вести известные специалисты.
Таким образом, опрос выпускников-специалистов в сфере сервиса и туризма показал, что вуз дает универсальные знания, позволяющие работать во многих сферах деятельности, но, как и студенты, выпускники указывают на недостаток практических навыков, крайне необходимых для успешного овладения профессией. Также респонденты обращают внимание на слабую подготовку в области иностранных языков, что, по их мнению, уменьшает конкурентоспособность на рынке труда.
На четвертом этапе с целью выявления ожиданий и оценок по вопросам подготовки и обеспечения кадрами в сфере туризма и сервиса было проведено экспертное интервью с представителями государственных органов, курирующих развитие туризма и сервиса.
В качестве экспертов были привлечены: начальник отдела аналитической работы и организации туристской деятельности Управления по туризму Министерства культуры Хабаровского края; консультант отдела туристских и международных связей Управления по туризму Министерства культуры Хабаровского
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
L. V. KOVYNEVA, L. M. KURBANOVA, N. N. KURNAYA, V. A. CHERNOV, E. G. SCHEKINA
края; начальник отдела услуг общественного питания и бытового обслуживания Министерства сельского хозяйства Хабаровского края; начальник Управления внешних связей администрации г. Хабаровска; исполняющий обязанности начальника отдела Управления внешних связей администрации г. Хабаровска; директор Учебно-методического центра «Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры» Министерства культуры Хабаровского края.
В ходе интервью эксперты отметили, что в краевой целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 гг.)» и городской целевой программе «Создание условий по развитию туризма в городе Хабаровске на 2013-2015 гг.» особых изменений в кадровой политике для отраслей туризма и сервиса не предусмотрено. Вместе с тем, в указанных документах есть ряд мероприятий, которые косвенно могут быть отнесены к государственной кадровой политике в этих сферах.
Большинство экспертов подтверждают, что существует разрыв между теоретической подготовкой студентов и необходимыми практическими навыками [7]. На сегодняшний день сектор профессионального и высшего образования не вполне соответствует потребностям туристской индустрии как в количественном, так и в качественном отношении. Существующие учебные программы изначально слабо ориентированы на сферу туризма и сервиса. Недостаточно привлекаются к подготовке кадров специалисты-практики. Из-за отсутствия определенных навыков и знаний по конкретным специализациям выпускники профильных вузов (непрофильных тем более) часто остаются невостребованными в то время, когда на рынке труда ощущается нехватка квалифицированных кадров для туриндустрии. Проблема качественного сервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовки кадров гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов. Вместе с тем, некоторые эксперты указали на ежегодное постепенное сокращение такого расхождения и выразили уверенность в том, что с переходом на двухуровневую систему этот разрыв полностью нивелируется. В качестве рекомендаций по данному вопросу отмечена необходимость более четкого взаимодействия вузов со средними профессиональными образовательными учреждениями.
По мнению экспертов, вузы обходят вниманием такую востребованную в сфере внутреннего и въездного туризма профессию, как гид и гид-переводчик, в культурно-досуговой сфере отсутствует подготовка специалистов по игровым технологиям, в области услуг размещения и общественного питания ощущается острая нехватка обслуживающего персонала (официанты, горничные). В этой связи специалисты высшего звена (администраторы, управленцы) должны обладать навыками рабочих профессий, чтобы в случае необходимости суметь самостоятельно обучить обслуживающий персонал.
Как считают эксперты, основной проблемой в подготовке молодых специалистов является недостаток опыта работы и, как следствие, нехватка практических знаний. Молодым специалистам требуется минимум год, чтобы адаптироваться на предприятии. Среди недостатков подготовки большинство экспертов выделяют: отсутствие системного видения процесса производства услуги, навыков анализа и исследования рынка, а также навыков работы с нормативно-правовыми документами; нехватку экономических знаний о структуре затрат по производству услуги, слабое знание корпоративной культуры и туристических формальностей, характерных для Дальнего Востока; недостаточное развитие коммуникативных и презентационных способностей.
Эксперты отмечают, что специалисту сферы туризма необходимо знать, как удовлетворить потребности потенциального туриста и сделать тур комфортным и интересным для потребителя. Такие качества, как культура речи, умение заинтересовать потенциального клиента продуктом, знание особенностей культуры стран-поставщиков туристов и менталитета их граждан, а также знание туристского потенциала своего региона будут способствовать созданию привлекательного турпродукта и пригодятся для его успешной реализации. Все эксперты сходятся во мнении, что достигает высоких результатов в своей деятельности тот специалист, который обладает комплексом профессиональных навыков, т. е. является универсалом.
На вопрос о возможностях сотрудничества и взаимодействия вузов, государственных органов, предприятий сферы туризма и сервиса для решения кадровых проблем эксперты ответили, что важную роль здесь играет государственный заказ на подготовку специалистов [2]. Для этого необходимо наличие объективной информации о потребности региона в специалистах, которая
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
зачастую является фрагментарной и не вполне объективной (информация Центров занятости, кадровых агентств, органов по труду и прочие данные, которые не структурируются и имеют различный формат, что затрудняет их аккумулирование). Соответственно, для определения реальной структуры потребности региона в кадрах по уровням образования и группам специальностей необходимы специальные исследования [9, с. 5].
Результаты всех этапов исследования позволяют сделать вывод, что ожидания абитуриентов от получения профессии в большей степени связаны с получением общих теоретических знаний, чем с обучением конкретным технологиям. Кроме того, будущие студенты в большинстве настроены не на обучение, а на получение документа о высшем образовании.
В то же время опрос студентов показал, что образовательная программа по направлениям «туризм» и «сервис» не удовлетворяет потребности обучающихся, так как не способствует формированию компетенций, необходимых в профессиональной деятельности. Респонденты утверждают, что в процессе учебы дается большой объем теоретических знаний, а практические навыки формируются недостаточно (т. е. существует необходимость приобретения практических навыков и получения рабочей профессии в рамках учебного процесса во время обучения в вузе).
Результаты, выявленные в процессе интервью с экспертами, не противоречат данным, полученным в предыдущих этапах исследования.
Таким образом, исследование субъектов образовательной среды позволило выявить проблемы подготовки бакалавров по направлениям «сервис» и «туризм», что способствует внедрению в него новых форм обучения. Определенная сложность состоит в том, что выявленные проблемы предполагают необходимость сочетания технологического и фундаментального подходов в построении об-
разовательной программы. Поэтому эффективным решением будет являться построение компетентностной модели обучения, которая позволит сочетать и технологический и фундаментальный подходы.
Компетентностная модель — многофункциональный и практически универсальный инструмент, она работает в различных сферах управления [4] и в первую очередь участвует в управлении человеческими ресурсами. Ком-петентностная модель включает полный набор компетенций и индикаторов поведения, а также описание стандартов поведения или действий, ведущих к выполнению поставленных задач и достижению целей [4]. Эффективность модели зависит от качества ее содержания, а результат использования модели напрямую связан с организационной деятельностью и стройностью всей системы управления. Качественное содержание компетентностной модели должно отвечать следующим критериям:
- соответствие стратегическим целям отрасли;
- полезность для всех, кто участвует в ее функционировании (специалисты различных компаний, использующие модель в качестве инструмента, преподаватели);
- отсутствие повторений и пересечений;
- измеряемость компетенций (фонды оценочных средств) и наличие системы учета ожидаемых изменений;
- простота, прозрачность и объемность модели компетенций [4].
Построение компетентностной модели обучения по направлениям «туризм» и «сервис» предполагается на следующем этапе исследования. Она позволит повысить эффективность учебного процесса, поскольку поможет решить выявленные в результате проведенного исследования проблемы, ликвидировать недостатки в реализации программ подготовки, гармонично сочетать профессиональные и академические компетенции в образовательной программе.
Список использованной литературы
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов, как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — М., 2006. — 55 с.
2. Барабанова С. В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы / С. В. Барабанова. — Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. — 340 с.
3. Бетина И. Н. Профессиональная подготовка как компонент непрерывного образования / И. Н. Бетина, Г. М. Лукина // Проблемы и перспективы системы непрерывного образования «школа - лицей - колледж - вуз» : материалы межрегион. науч.-практ. Интернет-конф., 2009. — URL : http://www.tambmk.narod.ru/konferencii/ noybr_2009.htm.
4. Виноградов Е. В. Компетентностная модель специалиста по специальности «компьютерная безопасность» / Е. В. Виноградов. — URL : http://habrahabr.ru/post/182176/.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
L. V. KOVYNEVA, L. M. KURBANOVA, N. N. KURNAYA, V. A. CHERNOV, E. G. SCHEKINA
5. Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг / Т. Д. Бурменко, В. Ю. Баганов, О. Н. Баева [и др.] ; отв. ред. Т. А. Кондрацкая. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 268 с.
6. Комов А. Т. О некоторых проблемах подготовки бакалавров по новому федеральному государственному образовательному стандарту / А. Т. Комов, А. С. Куликов // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 2. — С. 36-37.
7. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — М. : Эгвес, 2002. — 320 с.
8. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения / Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов, В. И. Садовников, В. Г. Кучеров, Е. Р. Андросюк. — М. : Науч.-исслед. ин-т высш. образования (НИИВО), 1999. — 52 с. 2007. — 52 с.
9. Прогнозирование потребности региона в кадрах с профессиональным образованием: теория, методология, практика / Т. Г. Озерникова, Н. Н. Даниленко, Л. В. Гуляева [и др.]. — Иркутск, 2008. — 158 с. — Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 14.05.08, № 60562.
10. Теоретико-методологические основы формирования системы управления человеческими ресурсами региона : монография / М. А. Винокуров, Т. Г. Озерникова, Н. Г. Солодова [и др.] ; под ред. М. А. Винокурова. — Иркутск : БГУЭП, 2009. — 228 с.
11. Фионова Л. Р. Построение модели специалиста в сфере документационного обеспечения управления на основе компетентностного подхода / Л. Р. Фионова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Управление, вычислительная техника и информатика. — 2013. — Вып. 1. — С. 10-14.
12. Шадур А. Л. Проблемы подготовки бакалавров по дисциплине «Экономическая информатика» / А. Л. Ша-дур. — URL : http://umotnas.ru/umot/problemi-i-metodicheskie-aspekti-podgotovki-po-napravleniyu-pr/.
References
1. Baidenko V. I. Vyyavlenie sostava kompetentsii vypusknikov VUZov, kak neobkhodimyi etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya [Identifying the competencies of universities graduates as a required step for devising the State Educational Standard of Higher Professional Education of a new generation]. Moscow, 2006. 55 p.
2. Barabanova S. V. Gosudarstvennoe regulirovanie vysshego obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii: administrativ-no-pravovye voprosy [State regulation of higher education in the Russian Federation: administrative and legal issues]. Kazan' State University Publ., 2004. 340 p.
3. Betina I. N., Lukina G. M. Professional training as a component of lifelong learning. Problemy i perspektivy sistemy nepreryvnogo obrazovaniya «shkola — litsei — kolledzh — vuz» : materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi Inter-net-konferentsii, 2009 [Problems and prospects of the continuing education system «school — lyceum — college — university»: the materials of the Interregional Research and Practical Internet Conference, 2009]. Available at: http://www.tambmk. narod.ru/konferencii/noybr_2009.htm. (In Russian).
4. Vinogradov E. V. Kompetentnostnaya model' spetsialista po spetsial'nosti «komp'yuternaya bezopasnost'» [Competence model specialist in «computer security»]. Available at: http://habrahabr.ru/post/182176/. (In Russian).
5. Burmenko T. D., Baganov V. Yu., Baeva O. N. et al., Kondratskaya T. A. (ed.). Institutsional'nye izmeneniya v sfere sotsial'no znachimykh uslug [Institutional changes in the sphere of socially significant services]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 268 p.
6. Komov A. T., Kulikov A. S. On some problems of bachelors' training according the new federal state educational standard. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2009, no. 2, pp. 36-37. (In Russian).
7. Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya [Educational Methodologies]. Moscow, Egves Publ., 2002. 320 p.
8. Popov Yu. V., Podlesnov V. N., Sadovnikov V. I., Kucherov V. G., Androsyuk E. R. Prakticheskie aspekty realizatsii mnogourovnevoi sistemy obrazovaniya v tekhnicheskom universitete: organizatsiya i tekhnologii obucheniya [Practical aspects of the implementation of multi-level system of education at the technical university: organization and technology training]. Moscow, Research Institute for Higher Education Publ., 2007. 52 p.
9. Ozernikova Т. G., Danilenko N. N., Gulyaeva L. V. et al. Prognozirovanie potrebnosti regiona v kadrakh s profession-al'nym obrazovaniem: teoriya, metodologiya, praktika [Forecasting of a region's demand in staff with professional education: theory, methodology, practice]. Irkutsk, 2008. 158 p.
10. Ozernikova T. G., Solodova N. G., Bylkov V. G. et al.; Vinokurov M. A. (ed.) Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya sistemy upravleniya chelovecheskimi resursami regiona [Theoretical and methodological basics of forming management system for regional human resources] Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2009. 228 p.
11. Fionova L. R. Building a model of an expert in management documentary support based on the competency approach. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Upravlenie, vychislitel'naya tekhnika i in-formatika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer science and Informatics. 2013, iss. 1, pp. 10-14. (In Russian).
12. Shadur A. L. Problemy podgotovki bakalavrov po distsipline «Ekonomicheskaya informatika» [Problems of bachelors' training on the discipline «Economic Informatics»]. Available at: http://umotnas.ru/umot/problemi-i-metodicheskie-as-pekti-podgotovki-po-napravleniyu-pr/. (In Russian).
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 852-860. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
Информация об авторах Ковынева Лариса Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра международного бизнеса, сервиса и туризма, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: [email protected].
Курбанова Лариса Михайловна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра международного бизнеса, сервиса и туризма, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: [email protected].
Курная Наталья Николаевна — кандидат культурологии, доцент, кафедра международного бизнеса, сервиса и туризма, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: [email protected].
Чернов Владислав Афиногенович — кандидат исторических наук, доцент, кафедра международного бизнеса, сервиса и туризма, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: [email protected].
Щекина Елена Гербовна — кандидат культурологии, доцент, кафедра международного бизнеса, сервиса и туризма, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Ковынева Л. В. Подготовка бакалавров сервиса и туризма: исследование субъектов образовательной среды / Л. В. Ковынева, Л. М. Курбанова, Н. Н. Курная, В. А. Чернов, Е. Г. Щекина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — T. 25, № 5. — С. 852-860. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).852-860.
Authors
Larisa V. Kovyneva — PhD in Economics, Associate Professor, Department of International Business, Tourism and Service, Far East State Transport University, 47 Seryshev St., 680021, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Larisa M. Kurbanova — PhD in Sociology, Associate Professor, Department of International Business, Tourism and Service, Far East State Transport University, 47 Seryshev St., 680021, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Natalya N. Kurnaya — PhD in Culturology, Associate Professor, Department of International Business, Tourism and Service, Far East State Transport University, 47 Seryshev St., 680021, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Vladislav A. Chernov — PhD in History, Associate Professor, Department of International Business, Tourism and Service, Far East State Transport University, 47 Seryshev St., 680021, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Elena G. Schekina — PhD in Culturology, Associate Professor, Department of International Business, Tourism and Service, Far East State Transport University, 47 Seryshev St., 680021, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article
Kovyneva L. V., Kurbanova L. M., Kurnaya N. N., Chernov V. A., Schekina E. G. Training of bachelors in service and tourism: a research of subjects of the educational environment. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy eko-nomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 852-860. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).852-860. (In Russian).