ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
THE TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF SOCIAL PARTNERSHIP: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCES
С.В. Николайчук
S.V. Nikolaichuk
Бакалавры образования, подготовка, практика, партнерские отношения, механизм социального партнерства, опыт подготовки выпускников, качество образования, трудоустройство, организация совместной деятельности.
В статье представлен сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики построения партнерства образовательных организаций в профессиональной практической подготовке бакалавров образования. Акцент сделан на организации социального партнерства между вузами и образовательными учреждениями для улучшения практической подготовки студентов. Рассматриваются возможности образовательных организаций в совместной деятельности. Предложен механизм реализации партнерских отношений в качественной практической подготовке выпускников отечественных педагогических вузов.
Bachelors of Education, training, practice, partnership, mechanism of social partnership, experience in training of graduates, quality of education, employment, organization of joint activities. The paper presents a comparative analysis of domestic and foreign practices in building a partnership of educational institutions in the field of professional practical training of Bachelors of Education. The author emphasizes the organization of a social partnership between universities and educational institutions to improve students practical training. The paper examines the possibilities of educational institutions in joint activities and offers a mechanism of implementation of a partnership in quality practical training of graduates of Russian Training Colleges.
На современном этапе реформации образования партнерские отношения выступают возможностью преодоления трудностей на пути реализации Болонской концепции в Российском образовании. Подготовка бакалавров образования требует качественно новой модели обучения и поддержки общественных сфер. Новый опыт сотрудничества требует детального рассмотрения в ключе социальной востребованности и значимости.
Т.В. Фуряева, Ю.А. Черкасова, Ю.Ю. Бочарова подчеркивают, что в России наблюдается острый дефицит взаимопонимания профессионального мира и образовательных учреждений, в частности вузов, обеспечивающих подготовку профессиональных кадров. Это выражается, как отмечают авторы, «в недостаточно развитой
системе сигналов, связей между вузами, рынком труда и студентами» [Фуряева и др., 2013, с. 3-7]. Также прослеживаются определенная неготовность работодателей к сотрудничеству с вузами, отсутствие опыта ведения переговоров, достижения договоренностей, умения слушать и слышать друг друга, находить компромиссы, понимать разные смысловые ориентации профессиональных и образовательных учреждений, общественных организаций. В этом контексте актуальны поиск и отбор приемлемых для разных участвующих субъектов (работодателей, студентов, преподавателей, общественности) адекватных стратегий развития профессионального образования, моделей социального партнерства.
А.Х. Ильясов отмечает, что социальное партнерство в профессиональном образова-
нии Европы обусловливается общими тенденциями и закономерностями поступательного развития техники, технологий, рыночной экономики, и прежде всего рынка труда. Главными социальными партнерами в профессиональном образовании выступают государство (в лице различных ведомств), а также работодатели (предприниматели) и профессиональные союзы, которые тесно сотрудничают на всех уровнях управления. Деятельность социальных партнеров основана на гарантированном праве на свободу создания различных союзов, которые в качестве общественных объединений защищают права наемных рабочих. Современная реформа профессионального образования в основном стремится сделать системы обучения ориентированными в большей степени на спрос, с растущей зависимостью обучения от потребности работодателей, и в меньшей степени - от потребностей индивидов [Ильясов, 2009, с. 7].
Так, в ежегодном образовательном отчете Эвридики «Обучение и практика 2020» отмечается, что большинство европейских стран (Чехия, Дания, Германия, Греция, Франция, Италия, Венгрия, Нидерланды, Австрия и Финляндия) стремятся к партнерству для улучшения показателей высшего образования и достижения уровней образования [Фуряева и др., 2013, с. 36-37]. Такое партнерство осуществляется посредством тесной связи образовательных организаций и предпринимаемыми ими мерами, взаимно усиливающими друг друга. В сфере высшего образования такая связь характеризуется структурными изменениями и улучшениями на всех этапах обучения. При этом страны ЕС преследуют две основные цели улучшения высшего образования - достижение уровней и повышение качества, актуальности высшего образования. Реализация первой цели видится в расширении участия партнеров, влияющих на улучшение уровней окончательной подготовки (в частности, на уровне бакалавриата). При реализации второй цели большинство европейских стран применяют ряд мер: обеспечивают гарантию качества об-
разования, финансирование на основе производительности, упрочение университетских бизнес-связей, трудоустройство выпускников.
Значительный опыт подготовки бакалавров образования в условиях социального партнерства, показывающий высокие образовательные результаты, наблюдается в таких странах Западной Европы, как Нидерланды, Германия, Дания, Финляндия и Великобритания.
Так, в Нидерландах отмечается наиболее развитое и эффективное взаимодействие социальных партнеров с четким распределением функций, прав и ответственности между партнерами. Это выражается в активном объединении работодателей и профсоюзов, где государство выступает регулятором, подтверждающим законность консенсуальных решений партнеров. В Нидерландах созданы 22 национальные организации, представляющие интересы государства, работников и работодателей и осуществляющие взаимодействие между рынком труда, профессиональным образованием и обучением, а также отвечающие за формирование содержания и качество образования. Такой механизм социального партнерства в профессиональной практической подготовке бакалавров образования обеспечивает государственные интересы при делегировании значительной части полномочий по реализации государственной политики в области профессионального образования и обучения независимым структурам [Фуряева и др., 2013, с. 78].
В Германии значительная роль социального партнерства отводится поддержке детских дошкольных учреждений. Так, федеральное правительство, местные власти расширяют предоставление дневного ухода для детей в возрасте до трех лет в течение последних нескольких лет, обеспечивая инвестиционные фонды и финансовую помощь для операционных расходов [Фуряева и др., 2013, с. 12].
В Дании, по сообщению Эвридики, правительство заключило соглашение на улучшение программы подготовки бакалавров образования как части финансового Закона в 2013 году. По плану улучшения подготовки увеличивает-
<С £
d m
0
ь
X
1 W m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h о я
3
ш tS
О PL W
§
о §
X
%
«
о w :г s
ь
L
<с п w с
« S
д
H
и
W
м
ся число свободных мест для студентов, приоритет отдается сотрудничеству с частными образовательными организациями по введению в опыт практической работы. При этом высшие образовательные учреждения и школы несут ответственность в поиске мест для стажеров [Там же, с. 26].
В Великобритании ведущим партнером в сфере высшего образования, стажировки и других видов подготовки выступает Национальный карьер-сервис. Он предоставляет информацию, советы по карьере, осуществляет координацию требуемых навыков на рынке труда, охватывает дополнительное образование [Там же, с. 60].
В Финляндии партнерами в образовании выступают родительские общества и общественные организации, которые являются распорядителями финансовых средств. Частные образовательные учреждения получают дотации государства при условии наличия инициативы заинтересованных общественных организаций. При этом содействие выражается в приглашении на работу педагогов нужной квалификации, аренды помещения. Такая деятельность возглавляется правлением, обновляющимся каждые 2 года. Со стороны университета наблюдается активное привлечение к обучению взрослого населения, переобучению на востребованные в образовательной организации направления [Хууско, Корепано-ва, 2010, с. 11-16].
В рамках российского высшего профессионального образования А.Б. Тимшин предлагает механизм социального партнерства, реализация форм которого позволит субъектам социального партнерства включиться в систему профессионального образования. В данном механизме приводятся следующие формы: участие работодателей в образовательном процессе, осуществление совместной научно-практической деятельности и проведение мероприятий по трудоустройству молодых специалистов. Так, в первом случае необходимы:
1) создание модели востребованного молодого специалиста;
2) организация экскурсий в образовательные организации и встреч их представителей / руководителей со студентами;
3) участие в проведении учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик;
4) участие в формировании тематики курсовых и дипломных проектов;
5) участие представителей организации в защитах дипломных проектов, отбор лучших студентов для работы;
6) участие в итоговой аттестации выпускников.
Для совместной научно-практической деятельности необходимы проведение научно-практических конференций, а также организация информационного обмена работодателей с кафедрой, выпускающей бакалавров образования.
На завершающем этапе механизма социального партнерства большое значение имеют проведение ярмарки вакансий, совместная разработка индивидуальных моделей карьеры для бакалавров с организацией процесса адаптации выпускников [Тимшин, 2012, с. 147-148].
В свою очередь, Н.М. Полевая считает, что современная концепция профессиональной подготовки бакалавров образования на основе социального партнерства предполагает реализацию на практике следующих принципов:
1) система подготовки бакалавров требует взаимосвязи с активным развитием социальной сферы региона;
2) студенты должны рассматриваться как будущие профессионалы с нацеленностью на качественное образование, основанное на сохранении и воспроизводстве лучших традиций отечественной и мировой культуры;
3) необходима тесная связь обучения с практикой для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Автор предлагает совокупность методов и инструментов, обеспечивающих достижение партнерского взаимодействия сторон, под которыми понимает механизм социального пар-
тнерства. В рамках профессиональной подготовки элементами механизма социального партнерства выступают:
1) постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т.е. объединений работодателей, предпринимателей (коммерческие организации), а также социальных учреждений, общественных объединений, и органами государственной и муниципальной власти на основе договора (долгосрочные и краткосрочные договоры);
2) постоянно работающие органы (аттестационные комиссии, совместные комиссии ГЭК, ГАК), в рамках которых реализуются совместные проекты и программы, научно-практические мероприятия, а также проведение научных исследований, в том числе в сфере профессиональной подготовки;
3) установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон с целью уточнения конечного результата профессиональной подготовки;
4) системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений (заслушивание отчетов студентов о результатах выполнения индивидуальных заданий, выдаваемых на практику, работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы профессиональной подготовки) [Полевая, 2013, с. 133-136].
В работах С.В. Латынцева, Н.В. Прокопье-вой можно проследить опыт социального партнерства в осуществлении интернатуры, которая предполагает перенос части учебных занятий на площадки общеобразовательных организаций Красноярска - базы интернатуры. Будущие выпускники на практике имеют возможность осуществлять целенаправленную исследовательскую работу по разрешению поставленных перед ними профессиональных задач в соответствии с индивидуальными программами профессионального развития. В результате такого сотрудничества студенты представляют выпускную квалификационную работу по исследуемым проблемам на соответствующих
базах практики и актуальным проблемам системы регионального образования [Латынцев, Прокопьева, 2015. с. 103].
Ю.Ю. Бочарова, О.М. Гаврилова в работе отразили положительные результаты проекта, реализуемого командой преподавателей педу-ниверситета в рамках Программы стратегического развития Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева на 2012-2016 гг. при поддержке Главного управления образования администрации города Красноярска. Авторы делают акцент на сотрудничестве с общеобразовательными школами, в которых реализуется пилотный проект «Городской сетевой педагогический лицей» как культурно-образовательное пространство самоопределения учащихся 10-11 классов в социально-педагогической области будущей профессиональной деятельности [Бочарова, Гаврилова, 2014, с. 38].
Таким образом, анализ показывает, что государственная поддержка играет значительную роль в социальном партнерстве как за рубежом, так и в России. Без законодательной основы партнерство в образовательной деятельности не приведет к требуемым результатам. Оптимальными вариантами механизма социального партнерства в отечественной профессиональной практической подготовке бакалавров образования видятся:
1) активное сотрудничество непосредственных работодателей и образовательных организаций, осуществляющих подготовку востребованных кадров;
2) предоставление баз практик, их поддержка (координация) и контроль;
3) упрочение связей между вузами и потенциальными образовательными учреждениями, как государственными, так и частными;
4) создание специального органа, осуществляющего курирование участников социального партнерства;
5) расширение участия партнеров за счет привлечения заинтересованных лиц;
6) обеспечение трудоустройства выпускающихся бакалавров образования.
<С £
d m
0
ь
X
1 W m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h о я
Ш tS
О PL W
§
о §
X
%
«
о w :г s
ь
L
<с п w с
«
S Д
H U
W
м
Реализация предложенного механизма 4. привлечения партнеров в сфере образования будет способствовать повышению качества практической подготовки выпускников педагогических вузов.
Библиографический список 5.
1. Бочарова Ю.Ю., Гаврилова О.М. Формирование устойчивой мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности: опыт городского сетевого педагогического лицея и педагогической интер- 6. натуры в КГПУ им. В.П. Астафьева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4.
С. 37-44.
2. Ильясов А.Х. Европейский опыт социального партнёрства в профессиональном образовании // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т. 3, 7. № 24.
3. Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. Компетент-ностное развитие студентов в период педа- 8. гогической интернатуры: трудности и перспективы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. С. 102-107.
Полевая Н.М. Профессиональная подготовка бакалавров социальной работы на основе социального партнерства // Образование и социализация человека в современных условиях: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Амурский гос. ун-т. Благовещенск, 2013. Тимшин А.Б. Теоретические основы социального партнерства в профессиональном образовании // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 1, № 1.
Фуряева Т.В., Черкасова Ю.А., Бочарова Ю.Ю. Сетевая модель открытого профессионального социального образования(на примере Красноярского края): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. Вып. 11. 272 с. (Антропология и социальная практика). Хууско К., Корепанова А.А. Образование в Финляндии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. Education and Training in Europe 2020. Responses from the EU Member States Eurydice Report Education. Audiovisual and Culture Executive Agency, 2013. P. 45-50.