Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГРАФЕМА / ГРАФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАРТОГРАФИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / VISUALIZATION OF EDUCATIONAL INFORMATION / GRAPHEME / GRAFTING / INFORMATION-CARTOGRAPHIC APPROACH / CARTOGRAPHY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Е.А.

В статье излагаются результаты авторского исследования, посвященного разработке и внедрению в учебный процесс профессиональной подготовки информационно-картографического подхода (ИКП) к визуализации учебной информации средствами графикации. Очевидно, что у каждой науки, каждой профессии «своя информация», соответственно, свои методы и приемы работы с ней. Подход включает в себя содержание, методику, способы и приемы подготовки студентов по визуализации и опирается на фундаментальные представления картографии и инфографики: триаду «потребитель - карта - ситуация», генерализацию, наглядность и другие. Интегратором при этом является феномен графического образа, понимание и освоение которого способствует развитию пространственного мышления, творческих способностей, коммуникативных умений студентов. В статье показана психолого-педагогическая значимость подхода. Опираясь на антропологическую модель соотношения процессов развития, формирования и становления человека, разработанную профессором А. А. Остапенко, показано, что профессиональное становление неразрывно связано с развитием личности. Соответственно, процесс развития бакалавра, предполагающий освоение информационно-картографического подхода, тем самым приращения знаний, приводит к расширению имеющихся, систематизирует их, увеличивает горизонт мыслительной деятельности и тем самым способствует становлению профессиональной личности. Этот процесс, состоящий из трех взаимосвязанных ступеней роста: пропедевтической, деятельностной и творческой учебно-исследовательской, внедрен в ЛГУ имени А. С. Пушкина на факультете естествознания, географии и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF BACHELORS ON VISUALIZATION TO EDUCATIONAL INFORMATION ON BASIS INFORMATIVE-CARTOGRAPHIC APPROACH

The article presents the results of the author's research devoted to the development and implementation in the educational process of professional training of the information-cartographic approach (ICP) for the visualization of educational information by means of graphics. It is obvious that each science, each profession “has its own information”, respectively, its own methods and techniques for working with it. The approach includes the content, methodology, methods and techniques of training students in visualization and relies on the fundamental concepts of cartography and infographics: the “consumer - map - situation” triad, generalization, clarity and others. In this case, the integrator is the phenomenon of a graphic image, the understanding and development of which contributes to the development of spatial thinking, creativity, and communication skills of students. The article shows the psychological and pedagogical significance of the approach. Based on the anthropological model of the correlation of the processes of development, formation and formation of a person, developed by Professor A. A. Ostapenko, it is shown that professional development is inextricably linked with the development of personality. Accordingly, the process of development of a bachelor's degree, which involves the development of an information-cartographic approach, thereby increasing knowledge, leads to the expansion of the existing ones, systematizes them, increases the horizon of mental activity and thereby contributes to the formation of a professional personality. This process, which consists of three interrelated stages, three stages of growth: propaedeutic, activity and creative educational research, has been introduced at the Leningrad State University named after A. S. Pushkin at the Faculty of Natural Sciences, Geography and Tourism.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378. 147: 004.9: 528.92

Е. А. Гаджиева

Кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурного сервиса и туризма, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина г. Санкт-Петербург E-mail: e.gadzhieva@ lengu.ru

Elena А. Gadzhieva PhD (Geography), Associate Professor, Head of the Chair of Social and Cultural Service and Tourism, Pushkin Leningrad State University, St.-Petersburg, Russia

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье излагаются результаты авторского исследования, посвященного разработке и внедрению в учебный процесс профессиональной подготовки информационно-картографического подхода (ИКП) к визуализации учебной информации средствами графикации. Очевидно, что у каждой науки, каждой профессии «своя информация», соответственно, свои методы и приемы работы с ней. Подход включает в себя содержание, методику, способы и приемы подготовки студентов по визуализации и опирается на фундаментальные представления картографии и инфографики: триаду «потребитель — карта — ситуация», генерализацию, наглядность и другие. Интегратором при этом является феномен графического образа, понимание и освоение которого способствует развитию пространственного мышления, творческих способностей, коммуникативных умений студентов. В статье показана психолого-педагогическая значимость подхода. Опираясь на антропологическую модель соотношения процессов развития, формирования и становления человека, разработанную профессором А. А. Остапенко, показано, что профессиональное становление неразрывно связано с развитием личности. Соответственно, процесс развития бакалавра, предполагающий освоение информационно-картографического подхода, тем самым приращения знаний, приводит к расширению име-

Как цитировать статью: Гаджиева Е. А. Подготовка бакалавров к визуализации учебной информации на основе информационно-картографического подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 5 (71). С. 102-115.

ющихся, систематизирует их, увеличивает горизонт мыслительной деятельности и тем самым способствует становлению профессиональной личности. Этот процесс, состоящий из трех взаимосвязанных ступеней роста: пропедевтической, деятельностной и творческой учебно-исследовательской, внедрен в ЛГУ имени А. С. Пушкина на факультете естествознания, географии и туризма.

Ключевые слова: визуализация учебной информации, графема, гра-фикация, информационно-картографический подход, картография, профессиональное становление, развитие личности.

Введение. Современный подход к обучению предполагает усиление внимания к личности каждого обучающегося, к активизации его деятельности в процессе обучения, к формированию собственного мировоззрения, частью которого является географическая культура, предполагающая пространственное представление об окружающей среде. Соответственно, и содержание, и формы обучения, и методика направлены на развитие творческого потенциала личности.

Методологическая сущность информационно-картографического метода определена тем, что важным компонентом личностного роста обучаемого является развитие способности наряду с формированием пространственных образов мира, природы, населения, хозяйства, их взаиморасположения, взаимодействия их графического изображения, визуального моделирования. Именно с помощью картографического метода развивается язык графики, визуализации географических понятий.

Наше время внедрения в жизнь информационных технологий определяет профессиональную подготовку соответствующих кадров, владеющих «экранной» информацией, сквозными профессиональными и общекультурными коммуникативными компетенциями. Умение профессионально работать с информацией — одно из основных требований нашего цифрового времени.

В статье излагается информационно-картографический подход (ИКП) к визуализации любой, а не только пространственно распространенной информации, необходимый для повышения качества подготовки специалиста туристской отрасли. Подход включает в себя содержание, методы, средства и формы визуализации учебной информации. Его внедрение в учебный процесс предназначено для того, чтобы повысить уровень мыслительной деятельности студентов, качество их профессиональной подготовки, умения работать с текстовой, цифровой и графической

информацией, строить и читать графемы.

Постановка задачи. Важнейшей проблемой последних лет является подготовка квалифицированных кадров в высшей школе, профессионалов, владеющих и научными, и практическими компетенциями. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования качеству педагогических технологий, их диагностике уделяется внимание, но, на наш взгляд, значительным потенциалом обладает интеграция классического фундаментального картографического метода с современной инфографикой, на основе которой разработан информационно-картографический подход: содержание, методы, способы, язык графем. Существует, правда, единственная, пожалуй, нестареющая книга универсального характера пятидесятилетней давности, пригодная для использования в любой отрасли,— это монография У. Боумена «Графическое представление информации» [9].

По визуализации существуют исследования и литература, которые нами учтены и положены в основу разработки курса «Методика визуализации профессиональной информации» [1; 2; 3; 6; 11; 15; 16; 17].

Основы образно-знакового метода визуализации пространственной информации заложены в картографии, фундаментальной древней науке об изображении географического пространства с математической точностью. Это изображение является графической моделью, образом изображаемого прообраза — любой топологической системы, и заменяет исследователю территорию или иную пространственную систему. Рассуждая аналогично, можно предполагать, что визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать его [12; 32].

Методология и методика исследования. В связи с вышеизложенным на платформе фундаментальных дисциплин (географии, картографии, семиотики) и вновь возникающих современных направлений — таких как инфографика, геотуристика, например, разработан инфокартографи-ческий метод «перевода» вербальной, текстовой, цифровой информации в графический вид средствами графикации.

Метод составляет часть информационно-картографического подхода к визуализации и в результате его освоения обучающимися способствует развитию умения работать с разнообразной вербальной и графической

учебной информацией, формирует коммуникативные умения, системное, проблемное, образное мышление, в целом повышает качество профессиональной компетентности, образованность личности. За счет чего ожидаем такой результат?

Студенты вовлечены в творческий процесс «перевода» учебного или научного текста в графическую форму за счет конструирования элементов графического образа, анализа при этом структуры понятия и внутренних связей между определениями. Процесс созерцания превращается в процесс мышления и изображения его результатов.

В конце ХХ века профессор И. С. Якиманская рассматривает «подход к изучению пространственного мышления как динамическое единство субъективного и объективного, их тесного взаимообогащения в процессе деятельности. Поскольку в своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется в основном на графической основе, то его особенности исследуются нами в контексте общих характеристик образного мышления» [35].

Важным достоинством метода визуализации является то, что он способствует взаимодействию внешнего и внутреннего планов деятельности обучающегося. Многие психологи считают, что термины «образ», «представление», «мысленная картина» являются синонимами и что образ — это наглядное знание. Визуализация учебной информации тесно связана с метаметодикой преподавания за счет интегратора — феномена графического образа, который представляет собой любые изображения, будь то формулы, условные знаки, схемы, графемы и т.п., используемые в различных дисциплинах [7; 8; 31].

Знаковые системы известны давно и широко применяются в картографии, топографии при создании своеобразного языка условных знаков и способов изображения явлений. Опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных знаний, Н. Г. Салмина разработала основы применения знаковых систем в обучении [14; 33].

Очевидно, что принцип визуализации учебной информации позволяет изучать любое моделируемое пространство и, соответственно, развивает пространственное мышление обучающегося, активизируя оба полушария головного мозга, интегрирует художественные и логические составляющие познания, позволяет формировать абстрактное представление о прообразе, реально существующем в действительности [20; 24].

Еще один взгляд на визуализацию знаний дает Г. В. Лаврентьев:

«Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее „сжатие", т.е. представление в компактном, удобном для использования виде. Разработкой моделей представления знаний в „сжатом" виде занимается специальная отрасль информационной технологии — инженерия знаний. Дидактическая адаптация концепции инженерии знаний основана на том, что, во-первых, создатели интеллектуальных систем опираются на механизмы обработки и применения знаний человеком, используя при этом аналогии нейронных систем головного мозга человека. Во-вторых, пользователем интеллектуальных систем выступает человек, что предполагает кодирование и декодирование информации средствами, удобными пользователю, т.е. как при построении, так и при применении интеллектуальных систем учитываются механизмы обучения человека» [23].

Итак, мы под методом визуализации учебной информации в образовательном процессе понимаем ее редуцирование и превращение вербальной или цифровой графическим способом в образно-знаковую. При этом, освобождаясь от «шума», уменьшаясь по величине, направленный «сигнал» скорее и легче усваивается студентами.

В первом приближении понятийное и визуальное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они, дополняя друг друга, раскрывают различные стороны изучаемого понятия, процесса или явления. Использование графических образов увеличивает скорость передачи информации студентам, передает ее в генерализованном виде, графически выделяя главное и обобщая детали. Если вербальное высказывание переводится в графическое, то облегчается уровень его понимания за счет того, что, как мы уже писали выше, «сворачивается» общее количество информации и высказывание, преобразуясь, выражается в графической форме — в виде рисунка, схемы, графика, таблицы, графемы.

Так, например, У Боумен описывал результаты эксперимента по сравнению скорости обучения и эффективности (с точки зрения скорости, точности и надежности) работы операторов сложных радиотехнических комплексов при двух различных способах представления им информации. В одном случае это были традиционные текстовые инструкции, в другом тексты были заменены графическими схемами, отображавшими основной оперативный смысл инструкций в виде графических символов алгоритмов действия. Применение графического способа представления

информации дало значительные результаты: длительность обучения сократилась вдвое, время принятия и реализации решений уменьшилось на 30%, а число ошибок — на 15% [9]. Можем привести пример из диссертации в виде научного доклада Т. С. Комиссаровой о том, что после освоения курса «Картографии» увеличилось количество студентов, которые стали пользоваться картами как источниками информации в своей учебно-научной работе с 9% до 17% [21].

Необходимо в качестве достоинства использования разработанного информационно-картографического подхода отметить его психолого-педагогические особенности, связанные с развитием правополушарного образного мышления, усиливающего интеллектуальное развитие личности обучающегося. Мы воспринимаем это как научно доказанный факт, изучаемый психологами и связанный с асимметричностью полушарий [5; 18; 25; 26; 27]. Значимая роль использования информационно-картографического подхода в профессиональной подготовке бакалавров по туризму связана, по Р. Арнхейму, с представлением о том, что «восприятие и мышление нуждаются друг в друге, их функции взаимодополни-тельны: восприятие без мышления было бы бесполезно, мышлению без восприятия не над чем было бы размышлять» [3]. Важно, чтобы они, дополняя друг друга, образовывали новую ступень мышления — визуально-логическую (умозрительную, по А. Р. Лурии) [25].

Активное восприятие знаковой учебной информации требует специальной организации, продуманных способов подачи учебного материала, что и достигается в процессе практических занятий по визуализации учебной информации.

Говоря об информационно-картографическом подходе, отметим, что важным для нашего исследования является положение о том, что карта, логическая схема, любая графема, любое другое геоизображение выступает для студента в качестве промежуточной среды, способствующей развитию пространственного мышления. Освоение изображения происходит в предметно-практической деятельности через сферу идеального.

Пространственное мышление является частью образного, правополушарного, которое считается одним из главных механизмов интуиции, свернутым, оперирующим образами с опорой на наглядный материал [34].

Понятие о географическом пространстве, его структуре необходимо для понимания сущности картографического моделирования — адекватного и полного отображения графическими способами пространственно

распределенной информации — явлений и объектов природного и социально-экономического характера.

Символический образный язык карты способствует формированию абстрактного представления о прообразе, реально существующем. Можно сказать, что возможности картографического метода обучения (КМО) уникальны и в первую очередь связаны с таким профессионально необходимым качеством, как умение визуализировать понятия, выражаться языком графических форм. Это умение приобретается в процессе работы с топографической картой, не говоря уже о мелкомасштабных картах, построенных в проекциях, позволяющих понимать переход от сферы к плоскому математически определенному изображению действительности, что позволяет безошибочно работать с моделями. (Качество, «покрывающее» многие компетентности, обозначенные в учебном плане.) Очевидно, что формирование пространственного мышления в целом должно иметь место при профессиональной подготовке бакалавров, и этому способствует формирование картографической компетенции при подготовке будущих специалистов-профессионалов [1; 10; 13].

Согласно исследованиям, проведенным Л. Я. Баллоновым, Д. А. Кауфман, Н. Н. Николаенко и др., правое полушарие связано с чувственно-сенсорным и образным кодированием, синтетичностью, зрительной, осязательной и кратковременной памятью, а также восприятием формы; в свою очередь левое полушарие связано с словесно-семантическим кодированием, аналитичностью, вербальной памятью [5].

Е. П. Ильин, анализируя многочисленные исследования, в своих работах предлагает следующие данные о преобладании тех или иных функций в полушариях мозга: правое полушарие ответственно за конкретное пространство; запоминание образов, конкретных событий; восприятие эмоционального состояния и видение мира мрачным. А левое полушарие, в свою очередь, ответственно за чтение карт, схем; запоминание имен, слов, символов; речевую активность, видение мира веселым [19].

Правое полушарие оказывается ответственным за установление адекватных смысловых связей между признаками изображения, а также между объектами действительности и формируемыми при опознании образами [22].

В настоящее время появились даже специальные упражнения по стимулированию правополушарных функций мозга, подавленных «ле-вополушарным» воспитанием с детства. И если большинство людей

думают с помощью слов, то остальные, зачастую и ученые, мыслят зрительными, даже двигательными образами.

Ознакомившись с работами психологов, изучающих процессы мышления, работу мозга, закономерности функциональной асимметрии его полушарий, можно утверждать, что использование информационно-картографического подхода, основанного на визуализации учебной информации средствами графикации, приводит к интенсивному развитию правого полушария мозга обучающихся. Это происходит за счет развития пространственного мышления и применения образно-знакового языка при графической работе с информацией.

Информационной базой данного исследования послужили научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях по проблемам информации, онтологии, семиотики, психологии и педагогики, визуализации, картологии, картографического метода исследований, геоиконики, инфографики, профессиональной подготовки бакалавров по туризму, законодательные и нормативные акты Правительства РФ и Минобра РФ, многолетний личный педагогический опыт автора.

Результаты. Использование информационно-картографического подхода к визуализации информации при профессиональной подготовке бакалавров соответствует текущим потребностям настоящего времени информационно-компьютерных технологий, формирует у студентов умение работать с визуальной информацией, с моделями, образами и прообразами окружающей действительности, развивает их интеллектуально-графические умения.

Академик Н. Н. Моисеев полагал, что нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации [29]. Тем не менее имеющиеся в разных источниках определения гласят о том, что это знания, сведения, данные. Очевидно, что у каждой науки «своя информация», соответственно, свои методы и приемы работы с ней. Рассмотрев работу с информацией, ее визуализацией в разных науках, в живописи, графике, архитектуре, в психолого-педагогических исследованиях, можно сказать, что современная инфографика — это визуализация любой информации, которую необходимо быстро и просто донести до потребителя. Тогда как представление информации на языке графикации — в виде графем, логических схем, картографических изображений, любого графического моделирования — это сложный процесс познания, связанный с обработкой информации, ее анализом, свертыванием

и изображением структуры, связей внутренних и внешних, понимания и функционирования изображенной схематично, графически. Другими словами: визуализация — это работа зрения, а графикация — это работа мышления, разума.

При подготовке студентов в университетах особенно значимыми становятся проблемы образования в том классическом смысле, что образование — это единство обучения и воспитания. Сегодня, в связи с необходимостью активного внедрения ЭОР, необходимо обратить вимание на то, чтобы сохранить образование, не подменяя его только обучением. Очевидно, что дистанционное обучение должно сопровождаться личностным взаимодействием преподавателя и студента, учителя и ученика.

Разработанный информационно-картографический подход непосредственно реализуется во втором семестре в дисциплине «Методы визуализации информации в профессиональной сфере». Этой дисциплине предшествует в первом семестре курс «Картографическое обеспечение туризма». Таким образом, на базе картографических знаний учебный процесс освоения визуализации информации представляет собой серию умений и состоит из трех этапов, представляющих собой усложняющиеся качественные уровни владения соответствующими умениями (Рис. 1).

Рис. 1. Уровни формирования графикационных умений

а — графикационныеумения первичного уровня: построение элементов графического образа, изображение вербального высказывания в виде графемы;

б — графикационные умения деятельностного (вербально-графи-ческого) уровня: визуализация статистической информации (таблицы, диаграммы, графики); визуализация вербальной информации (структурирование текста: выделение в нем логических блоков, подбор графического образа для их построения, построение графемы);

в — графикационные умения научно-поискового уровня: построение и интерпретация графем (структурная графема, динамическая графема, системная графема); умение визуализировать информацию в профессиональной деятельности; логико-графические модели; презентации; туристские карты.

Профессор А. А. Остапенко разработал антропологическую модель образования человека, опирающуюся на соотношение процессов развития, формирования и становления [30]. Скрытая «геометрия» терминов «развитие», «формирование», «становление» способствовала тому, что сложнейшие для усвоения понятия заняли свои места в графическом изображении «антропологической модели образования человека».

Опираясь на этот подход, мы графически представляем развитие личности как стремление к получению знаний, к расширению горизонта развития личности «через предмет» (Рис. 2).

образованность

--;--—* развитие

abed

Рис. 2. Формирование образованности как результат развития и становления личности (по А. А. Остапенко)

a, b, c, d — расширение горизонта развития личности приращением знаний

A,B,C, D — ступени(уровни)профессиональногостановления

Приращение знаний — это развивающиеся умения (см. Рис. 1), предпо-лагающиеформированиесоответствующегоуровня профессионального

становления. Равнодействующей при этих взаимосвязанных процессах является образованность личности.

Таким образом, развитие личности сопряжено с соответствующим ее становлением за счет приобретаемых знаний и жизненного опыта, которое выражается в возрастании ее культуры, интеллекта.

Обсуждение и выводы. Внедрение в процесс профессиональной подготовки бакалавров информационно-картографического подхода, тесно связанного с визуализацией учебной информации, представляет собой перспективную линию методологических исследований развития пространственного мышления обучающихся, их ориентации как в реальном пространстве, так и теоретическом, особенностей его отражения средствами графикации. Представленное логико-графическое суждение об уровнях и сущности профессиональной образованности отражает взаимосвязь последовательного освоения студентами инфокартографи-ческого метода визуализации и соответствующее ему профессиональное становление будущих специалистов.

Нам представляется, что в развитии (и формировании) личности студента ведущая роль принадлежит преподавателям, ведущим учебный процесс. Движение вверх по ступеням роста, становление личности — самостоятельный процесс, зависящий от самой личности, ее исходного интеллектуального уровня, рефлексии на происходящие вокруг нее события, ее стремление к профессиональному и общекультурному росту, к жизненному идеалу, некоему «образу». Взаимодействию этих устремлений преподавателей и студентов соответствует каждая ступень личностного восхождения и в итоге готовность бакалавров к профессиональной деятельности.

Литература

1. Авдулова И. В. Технология визуализации учебной информации // Мультиурок [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-vizualizatsii-uchiebnoi-informatsii.html (дата обращения: 08.08.2020).

2. Авербух В. Л., Байдалин А. Ю., Бахтерев М. О. и др. Опыт разработки специализированных систем научной визуализации // Научная визуализация. 2010. Т. 2, № 4. С. 27-39.

3. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Psychology OnLine.Net [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1465.html (дата обращения: 08.08.2020).

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 384 с.

5. Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Кауфман Д. А. и др. Функциональная специализация и особенности нервной организации доминантного и недоминантного полушарий // Функциональная асимметрия и адаптация человека / под ред. Казначеева В. П., Семенова С. Ф., Чуприкова А. П. М.: НИИ психиатрии, 1976. С. 22-25.

6. Белова З. С. Визуальная наглядность в формировании реалистического мышления уча-

щихся на материале обучения изобразительно-графическими средствами: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. 21 с.

7. Берлянт А. М. Геоэконика. М.: Астрея, 1996. 208 с.

8. Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. М.: Мысль, 1986. 238 с.

9. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. 228 с.

10. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

11. Гаврилова Т. А., Алсуфьев А. И., Гринберг Э. Я. Визуализация знаний: критика Сент-Галленской школы и анализ современных трендов // Бизнес-информатика. 2017. № 3 (41). С. 7-19.

12. Гаджиева Е. А. Использование картографического метода при формировании профессиональных компетенций обучающихся по направлению «туризм» // XXI Вишняковские чтения: мат-лы междун. научн. конф. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 77-80.

13. Гаджиева Е. А. Разработка концептуальных основ региональной модели подготовки кадров для сферы туризма Ленинградской области // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2017. С. 250-258.

14. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука: избр. психол. тр. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. С. 272-317.

15. Голов В. П., Прозоров Л. Д. Картины и таблицы в преподавании географии. М.: Просвещение, 1977. 136 с.

16. Грушевская В. Ю. Изучение семантических возможностей визуализации на теоретических и практических занятиях // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 183-187.

17. Грушевский С. П., Иванова О. В., Остапенко А. А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании: монография. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 200 с.

18. Зинченко В. П. Восприятие и визуальная культура. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Принт, 2017. 599 с.

19. Ильин Е. П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4. С. 42-46.

20. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образа в решении задач // Вопросы психологии. 1970. № 5. С. 122-131.

21. Комиссарова Т. С. Теоретические основы картографического метода профессиональной подготовки учителя: монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2000. 68 с.

22. Кондаков И. М. Психология: иллюстрированный словарь. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 783 с.

23. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. 146 с.

24. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб: Речь, 2005. 368 с.

25. ЛурияА. Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С. 83-100.

26. Маклаков А. Г., Бойко Е. А. Особенности личности мужчин и женщин с разными типами функциональной асимметрии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 27-35.

27. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 22-28.

28. Марков К. К., Добродеев О. П., Симонов Ю. Г. и др. Введение в физическую географию. 2-е изд., доп. М.: Высшая школа, 1978. 181 с.

29. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.

30. Остапенко А. А. Из чего складывается полнота образования человека. М.: НИИ школьных технологий, 2019. 44 с.

31. Подходова Н. С., Титова И. М. Метаметодика как новое научное направление // Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения: сб. научн. тр. по непрерывному образования. Вып. 4. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 5-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Рапуто А. Г. Информационный процесс объективирования знаний в образовательном процессе (на примере визуализации) // Ученые записки ИИО РАО. 2010. № 31. С. 118-121.

33. СалминаН. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.

34. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг / пер. с англ. М.: Мир, 1983. 256 с.

35. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

PREPARATION OF BACHELORS ON VISUALIZATION TO EDUCATIONAL INFORMATION ON BASIS INFORMATIVE-CARTOGRAPHIC APPROACH

The article presents the results of the author's research devoted to the development and implementation in the educational process of professional training of the information-cartographic approach (ICP) for the visualization of educational information by means of graphics. It is obvious that each science, each profession "has its own information", respectively, its own methods and techniques for working with it. The approach includes the content, methodology, methods and techniques of training students in visualization and relies on the fundamental concepts of cartography and infographics: the "consumer — map — situation" triad, generalization, clarity and others. In this case, the integrator is the phenomenon of a graphic image, the understanding and development of which contributes to the development of spatial thinking, creativity, and communication skills of students. The article shows the psychological and pedagogical significance of the approach. Based on the anthropological model of the correlation of the processes of development, formation and formation of a person, developed by Professor A. A. Ostapenko, it is shown that professional development is inextricably linked with the development of personality. Accordingly, the process of development of a bachelor's degree, which involves the development of an information-cartographic approach, thereby increasing knowledge, leads to the expansion of the existing ones, systematizes them, increases the horizon of mental activity and thereby contributes to the formation of a professional personality. This process, which consists of three interrelated stages, three stages of growth: propaedeutic, activity and creative educational research, has been introduced at the Leningrad State University named after A. S. Pushkin at the Faculty of Natural Sciences, Geography and Tourism.

Keywords: visualization of educational information, grapheme, grafting, information-cartographic approach, cartography, professional development, personal development,

References

• Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M.: Progress, 1974. 384 s. [In Rus].

• Arnhejm R. Vizual'noe myshlenie // Psychology OnLine.Net [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. psychology-online.net/articles/doc-1465.html (data obrashcheniya: 08.08.2020). [In Rus].

• AvdulovaI. V. Tekhnologiya vizualizacii uchebnoj informacii // Mul'tiurok [Elektronnyj resurs]. URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-vizualizatsii-uchiebnoi-informatsii.html (data obrashcheniya: 08.08.2020). [In Rus].

• Averbuh V. L., Bajdalin A. Yu., Bahterev M. O. i dr. Opyt razrabotki specializirovannyh sistem nauchnoj vizualizacii // Nauchnaya vizualizaciya. 2010. T. 2, № 4. S. 27-39. [In Rus].

• Balonov L. Ya., Deglin V. L., Kaufman D. A. i dr. Funkcional'naya specializaciya i osobennosti nervnoj organizacii dominantnogo i nedominantnogo polusharij // Funkcional'naya asimmetriya i adaptaci-ya cheloveka / pod red. V. P. Kaznacheeva, S. F. Semenova, A. P. Chuprikova M.: NII psihiatrii, 1976. S. 22-25. [In Rus].

• Belova Z. S. Vizual'naya naglyadnost' v formirovanii realisticheskogo myshleniya uchashchihsya na materiale obucheniya izobrazitel'no-graficheskimi sredstvami: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 1997. 21 s. [In Rus].

• Berlyant A.M. Geoekonika. M.: Astreya, 1996. 208 s. [In Rus].

• Berlyant A. M. Obraz prostranstva: karta i informaciya. M.: Mysl', 1986. 238 s. [In Rus].

• Boumen U. Graficheskoe predstavlenie informacii. M.: Mir, 1971. 228 s. [In Rus].

• Gadzhieva E. A. Ispol'zovanie kartograficheskogo metoda pri formirovanii professional'nyh kompeten-cij obuchayushchihsya po napravleniyu «turizm» // XXI Vishnyakovskie chteniya: mat-ly mezhdun. nauchn. konf. SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2018. S. 77-80. [In Rus].

• Gadzhieva E. A. Razrabotka konceptual'nyh osnov regional'noj modeli podgotovki kadrov dlya sfe-ry turizma Leningradskoj oblasti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2017. S. 250-258. [In Rus].

• Galperin P. Ya. Psihologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennyh dejstvij // Psihologiya kak ob"ektivnaya nauka: izbr. psihol. tr. M.: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: MODEK, 1998. S. 272-317. [In Rus].

• Gavrilova T. A., Alsuf'ev A. I., Grinberg E. Ya. Vizualizaciya znanij: kritika Sent-Gallenskoj shkoly i analiz sovremennyh trendov // Biznes-informatika. 2017. № 3 (41). S. 7-19. [In Rus].

• Golov V.P., ProzorovL.D. Kartiny i tablicy v prepodavanii geografii. M.: Prosveshchenie, 1977. 136 s. [In Rus].

• Grushevskaya V. Yu. Izuchenie semanticheskih vozmozhnostej vizualizacii na teoreticheskih i prakti-cheskih zanyatiyah // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 6. S. 183-187. [In Rus].

• Grushevskij S. P., Ivanova O. V., Ostapenko A. A. Modul'naya vizualizaciya uchebnoj informacii v professional'nom obrazovanii: monografiya. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2017. 200 s. [In Rus].

• Win E. P. Dinamika harakteristik emocional'noj sfery i agressivnosti na protyazhenii perioda ot yunosti do starosti // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2007. № 4. S. 42-46. [In Rus].

• Kabanova-MellerE. N. Rol' obraza v reshenii zadach // Voprosy psihologii. 1970. № 5. S. 122-131. [In Rus].

• Komissarova T. S. Teoreticheskie osnovy kartograficheskogo metoda professional'noj podgotovki uchitelya: monografiya. SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2000. 68 s. [In Rus].

• Kondakov I. M. Psihologiya: illyustrirovannyj slovar'. 2-e izd., dop. i pererab. SPb.: Prajm-Evroznak, 2007. 783 s. [In Rus].

• Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B. Innovacionnye obuchayushchie tekhnologii v professional'noj pod-gotovke specialistov. Barnaul: Izd-vo AltGU, 2002. 146 s. [In Rus].

• Leutin V. P., Nikolaeva E. I. Funkcional'naya asimmetriya mozga: mify i dejstvitel'nost'. SPb: Rech', 2005. 368 s. [In Rus].

• Luriya A. R. Mozg i psihika // Hrestomatiya po psihologii / pod red. A. V. Petrovskogo. M.: Prosveshchenie, 1987. S. 83-100. [In Rus].

• Maklakov A. G., Bojko E. A. Osobennosti lichnosti muzhchin i zhenshchin s raznymi tipami funkcional'noj asimmetrii // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2018. № 2. S. 27-35. [In Rus].

• Manko N. N. Kognitivnaya vizualizaciya didakticheskih ob"ektov v aktivizacii uchebnoj deyatel'nosti // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2009. № 2. S. 22-28. [In Rus].

• Markov K. K., Dobrodeev O. P., Simonov Yu. G. i dr. Vvedenie v fizicheskuyu geografiyu. 2-e izd., dop. M.: Vysshaya shkola, 1978. 181 s. [In Rus].

• MoiseevN. N. Universum. Informaciya. Obshchestvo. M.: Ustojchivyj mir, 2001. 198 s. [In Rus].

• Ostapenko A. A. Iz chego skladyvaetsya polnota obrazovaniya cheloveka. M.: NII shkol'nyh tekhnolo-gij, 2019. 44 s. [In Rus].

• Podhodova N. S., Titova I. M. Metametodika kak novoe nauchnoe napravlenie // Metametodika: pro-duktivnyj dialog predmetnyh metodik obucheniya: sb. nauchn. tr. po nepreryvnomu obrazovaniya. Vyp. 4. SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2004. S. 5-17. [In Rus].

• Raputo A. G. Informacionnyj process ob"ektivirovaniya znanij v obrazovatel'nom processe (na primere vizualizacii) // Uchenye zapiski IIO RAO. 2010. № 31. S. 118-121. [In Rus].

• SalminaN. G. Znak i simvol v obuchenii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1988. 288 s. [In Rus].

• Springer S., Dejch G. Levyj mozg, pravyj mozg / per. s angl. M.: Mir, 1983. 256 s. [In Rus].

• Verbickij A. A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov 1999. 75 s. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Razvitie prostranstvennogo myshleniya shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1980. 240 s. [In Rus].

• Zinchenko V. P. Vospriyatie i vizual'naya kul'tura. M.-SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, Print, 2017. 599 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.