Научная статья на тему 'ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ БОГОСЛУЖЕНИЙ'

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ БОГОСЛУЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ БОГОСЛУЖЕНИЙ»

каменщиков д.,

студент 5 курса

Подготовительные Недели и седмицы Великого поста: идейный смысл богослужений

Великий пост — особое время в жизни каждого христианина. Сугубая важность, исключительность Святой Четыреде-сятницы отражена прежде всего в богослужениях этого периода. Великопостные особенности вводятся в богослужения задолго до начала самого Великого поста — в течение подготовительных Недель и седмиц. Церковь, как чадолюбивая мать, постепенно приготовляет верных к постным трудам, поставляя перед их молитвенным взором ярчайшие примеры из Священного Писания. Вот перед нами смиренный мытарь, вот фарисей, безумный в своей гордыни; вот блудный сын и изгнанный из рая прародитель Адам... Все эти образы отрезвляюще действуют на душу, побуждают ее к покаянию. В нашей статье мы попытаемся осмыслить те богословские идеи, которые заложены в подготовительных Неделях и седмицах Великого поста, а также покажем их исключительную ценность для готовящихся вступить на путь борьбы со своими страстями.

Неделя о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь... (Лк. 18,10).

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила от того, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18,10-14). Подготавливая

людей к вступлению на спасительное поприще Великого поста, Церковь в своем богослужении указывает на истинное начало всякой добродетели — смирение — и на корень любого греха — гордыню. «Не помолимся фарисейски, братия: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя»1.

Неделя о мытаре и фарисее является как бы отправной точкой подготовки к Великому посту. Прежде чем призвать верующих к духовным трудам, Церковь в своих богослужебных текстах предостерегает нас от яда гордыни, так как, не отринув эту пагубную страсть, невозможно идти вверх по лестнице добродетелей. В противоположность страсти гордыни нам ставится в пример добродетель смирения, то качество души, которое христианин должен совершенствовать всю свою жизнь.

«Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному». Ибо вот фарисей, кажется, и доброго был поведения, а не был оправдан перед Богом»2.

Церковь своими молитвами и песнопениями ставит нас между мытарем и фарисеем, обращая наш мысленный взор то к одному полюсу духовной жизни, то к другому, обличает фа-рисееву гордыню и возносит мытарево смирение.

«От смирения честь высокотворящую, от возношения же падение видя лютое, мытаревым ревнуй добрым, и фарисейскую злобу возненавиждь.

От возношения испражняется всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое: еже облобызаем, вернии, гнуша-ющеся яве образа тщеславнаго»3.

1 Неделя о мытаре и фарисее, вечерня, 1-й самогласен.

2 Феофан (Говоров), сет. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. М., 2005. С. 634.

3 Неделя о мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 2-3.

Эта мысль настойчиво повторяется:

«Тщеславие отщетевает богатство правды, смирение же расточает страстей множество: еже подражающия ны, части покажи мытаревы, Спасе»4.

Примечательно, что в большинстве своем молитвословия призывают нас подражать мытарю, и лишь однажды — фарисею.

«Фарисеевы добродетели потщимся подражати, и порев-новати мытареву смирению, — но тут же снова творец канона предостерегает нас от гордыни, — во обою ненавидяще безместное мнение, и пагубу падений»5.

В песнопении говорится, что фарисей не был лишен добродетелей. Вообще, следует обратить внимание, что богослужебные тексты Триоди в эту Неделю не рассматривают заслуги или недостатки фарисея и мытаря, а ставят перед нашим молитвенным взором прежде всего их духовное состояние.

«Мы привыкли презирать и осуждать фарисея, — говорит в одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний (Блум), — нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право — он будто осужден Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность фарисея стоила дорогого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не только то, что должен бы воздавать по закону, но больше, сверх меры: он дает Богу от своего усердия. И одновременно он дает значительную часть своего дохода нуждающимся, то есть и к людям он обращен каким-то, хоть и суровым, подвигом жизни. Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали»6.

4 Там же, п. 3, 2.

5 Там же, п. 5, 1.

6 Антоний (Блум), митр. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Клин, 2009. С. 185.

И вот что говорит владыка Антоний о мытаре:

«Он... был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, сбирать их дань. И конечно, такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом их жизни было вымогательство, была твердость, была жестокость, была беспощадность.

И вот он стал у притолоки, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает ту же беспощадную жестокость, какую он сам применяет изо дня в день; и он стал там, бия себя в грудь, ибо знал, что заслужить никакого милосердия нельзя, — милосердие не заслуживается, никакого милосердия купить нельзя — его только вымолить можно; оно может прийти как чудо, как непонятное, совершенно неожиданное чудо... Он стоит весь в грехе своем... надеясь, что до края этого храма, до края праведности и через край ее перельется милость, жалость, сострадание, милосердие, что с ним случится незаслуженное и невозможное»7.

Если мы обратимся к аскетическим творениям святых отцов, то и там найдем многочисленные свидетельства о том, насколько коварна гордыня и какими изощренными путями действует она на человеческую душу. Например, святой Иоанн Лествичник пишет:

«3 ...Весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видел я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лк. 18,11 ).<...>

28. От гордости происходит забвение согрешений, а память о них есть ходатай смиренномудрия.

29. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете.

7 Антоний (Блум), митр. Указ. соч. С. 186.

31. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою. <...>

33. Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели»8.

Так, мы видим и из песней канона и из слов святого Иоанна Лествичника, что победить гордыню можно не иначе, как подражая мытарю, то есть с искренним покаянием и смирением вопия к Богу: Боже, милостив буди мне, грешному!

Наряду с решительным осуждением гордости в песнях канона содержится похвала смирению и призыв к стяжанию этой добродетели:

«Смирения аки лествицею употребився образом мытарь, к небесней высоте возвысися...»9.

«Воздыханию мытареву вси поревнуим, и Богу беседующее, теплыми слезами возопием Ему: Человеколюбче, согре-шихом, Благоутробне Щедрый, очисти и спаси»10.

Что же за добродетель смирение? Святой Иоанн Лествич-ник говорит о ней так:

«5 ...Когда же смиренномудрие, сия царица добродетелей, начнет преуспевать в душе нашей духовным возрастом, тогда не только за ничто почитаем наши все добрые дела, но и вменяем их в мерзость, думая, что мы ежедневно прилагаем к бремени наших грехов неведомым для нас расточением и что богатство дарований, которые получаем от Бога и которых мы недостойны, послужат к умножению наших мучений в грядущем веке. Посему ум бывает в то время не окрадом, затворившись в ковчеге смирения, и только слышит вокруг себя топот и игры невидимых татей, но ни один из них не может ввести его в искушение; ибо смирение

8 Иоанн Лествтник, прп. Лествица. Слово 23. О безумной гордости // Аскетика. М., 2008. Т. 1. С. 207.

9 Неделя о мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 7, 2.

10 Там же, п. 8, 4.

есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно. <...>

56. Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. Об истине сего свидетельствует мытарь, просивший отпущение грехов и получивший оправдание. Разбойник также просил только, чтобы Господь помянул его во Царствии Своем, но он первый получил весь рай в наследие»11.

Богослужебные тексты этой Недели содержат, помимо примера мытаря, еще один величайший пример смирения Христа перед Своими учениками. Наш молитвенный взор устремляется далеко-далеко, даже за пределы Святой Четы-редесятницы, и обращается на четверг Страстной седмицы, когда Господь, встав от Вечери, омыл ноги Своим ученикам.

«К божественному возношения присно возводя нас Спас и Владыко, восокотворное показа смирение: ноги бо учеником Своима рукама обмы»12.

И снова, уже в 6-й песни:

«Показал еси, Владыко, Твоим учеником восокотворное смирение, лентием препоясан по чреслом, нозе умыл еси, и сему образу подражати повелел еси»13.

Вот что мы находим относительно этого примера у святого Иоанна Лествичника:

«58. Господь наш, зная, что добродетель души сообразуется с наружными поступками, взяв лентий, показал нам пример к обретению пути смирения; ибо душа уподобляется действиям телесным и соображается и соглашается с тем, что делает тело»14.

И будто специально для христиан, которые находятся в преддверии Великого поста, святой Иоанн Лествичник говорит:

11 Иоанн Лествичник, прп. Указ. соч. С 239.

12 Неделя о мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 5.

13 Там же, п. 6, 4.

14 Иоанн Лествичник, прп. Указ. соч. С. 239.

«67. Если ты вооружаешься против какой-либо страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие, ибо она наступит на аспида и василиска, то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия (Пс. 90,13), то есть диавола и змия плотской страсти»15.

Отринуть гордыню и вооружиться смирением призывает нас и все устроение первой подготовительной Недели Великого поста.

Завершая разговор о духовном значении богослужения первого дня пения Постной Триоди, отметим одну из самых заметных богослужебных особенностей, которая характерна для почти всех воскресных дней данного периода. На утрене, начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая 5-й Неделей Великого поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевшее» и чтения 50-го псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяние отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов...»). «И ныне»: «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...».

Седмица после Недели о мытаре и фарисее сплошная, или «всеядная», во обличения этим горделивого поста фарисея. В Типиконе сказано: миряне же ядят мясо, развращающее оных веление толикия ереси16.

Неделя о блудном сыне

...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15,24).

В эту Неделю евангельской притчей (см.: Лк. 15,11-32), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются

15 Там же.

16 См.: Типикон. Глава 49. О Четыредесятнице.

к Богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбие Божие.

«Эта притча о многообразном грехе и одновременно о самой сущности греха, — говорит митрополит Сурожский Антоний (Блум). — Открывается притча грехом в его наготе, в его абсолютности, в его дикой беспощадности. Младший сын приходит к отцу: он полон сил, полон желаний, он полон жажды жить, и не вмещается эта жажда, это желание, эта похоть жизни в рамки обычной домашней жизни. И не может он больше ждать, и отцу своему он говорит: Отец, ты зажился; пока ты умрешь, во мне увянет жизнь... Умри, умри для меня, будь как мертвый! Ты мне не нужен, но то, что я могу от тебя получить, я могу теперь получить. <...>

Так говорим и мы по отношению к Богу; не так грубо, не так прямо, но так же жестоко. Все от Бога берем и уносим на страну далече, растратить, прожить... И идем, и живем, и богаты какое-то время; а потом беднеем, истощается украденное из Царства Небесного, унесенное, прибереженное, расточаемое»17.

Если в предыдущую Неделю богослужебные тексты поставляли нас между двумя полюсами духовной жизни, между мытарем и фарисеем, делая нас как бы только наблюдателями смиренного плача первого и безумной гордыни второго, то в Неделю настоящую Церковь в своих молитвах ставит каждого из нас на место блудного сына.

«Иисусе Боже, кающася прими ныне и мене, яко блуднаго сына, все житие в лености живша, и Тебе прогневавша»18.

«Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче Щедрый, прими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих»19.

17 Антоний (Блум), митр. Указ. соч. С. 195.

18 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 1, 1.

19 Там же. Утреня, кондак.

Вообще, образы мытаря и фарисея тесно связаны с образами блудного и старшего сыновей. «Два сына — это грешники и мнимые праведники — книжники и фарисеи, — пишет архиепископ Аверкий (Таушев). — ...Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, — это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим внешне точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных, хвалящихся исполнением воли Божией, но не желающих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками»20.

На тесную связь настоящей Недели с Неделей о мытаре и фарисее указывают нам и некоторые песнопения канона, например:

«Яко разбойник вопию: помяни мя, яко мытарь умилився, бию в перси, и зову ныне: очисти, якоже блудного прими мя Всещедрый, от всех зол моих, Всецарю, яко да пою Твое крайнее снисхождение»21.

Церковь в своих молитвословиях в Неделю о мытаре и фарисее призывала нас положить твердое основание духовным трудам — отринуть гордыню и исполниться смирения; в Неделю о блудном сыне она указывает нам само начало пути и побуждает нас совершить решительный поворот в своей духовной жизни, зовет вернуться из страны далече в объятия Отца. Как без смирения грешнику невозможно увидеть тьму своих прегрешений, так без того покаяния, какое нам являет блудный сын, нельзя продвинуться ни на шаг в борьбе со страстями. Тот покаянный жизненный переворот, который произошел с блудным сыном, и является основным мотивом богослужения настоящей Недели.

«И вот он приходит в себя, — читаем мы у архиепископа Аверкия (Таушева) о том чуде духовного сокрушения, которое

20 Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2010. С. 224-226.

21 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, 9-я песнь, 2-й тропарь.

произошло с блудным сыном. — "Пришед же в себя" — это чрезвычайно выразительный оборот речи. Как больной, выздоравливая после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, приходит в себя, так и грешник, весь объятый грехом, может быть уподоблен такому больному, потерявшему сознание, ибо он уже не сознает требований закона Божия и совесть в нем как бы замирает. Тяжкие последствия греха в соединении с внешними бедствиями наконец заставляют его очнуться: он как бы просыпается, приходит в себя от прежнего бессознательного состояния, и трезвое сознание к нему возвращается, человек начинает видеть и понимать всю бедственность своего состояния и ищет средство к выходу из него. "Встану, пойду к отцу моему" — это решимость оставить грех и покаяться»22.

Святые отцы, авторы аскетических творений, также ставили этот покаянный переворот на первое место, считали его первой ступенью в лестнице духовного совершенствования. В монашестве решительное и бесповоротное возвращение из страны далече в отчий дом выражено в максимально полной и глубокой форме и называется отречением от мира. С отречения от мира начинается монашеский путь.

Примечательно, что чинопоследование пострижения в малую схиму в некоторых моментах тесно перекликается с богослужением Недели о блудном сыне. Например, поется тропарь: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неизследываемое взирая щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, Тебе бо, Господи, со умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».

Игумен вопрошает отрекающегося от мира: «Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?».— «Желая жития постническаго, честный отче»,— от-

22 Аверкий (Таушев), архиеп. Указ. соч. С. 225.

вечает постригаемый23. То есть мы видим и в чине пострижения в малую схиму, что житие постническое предваряется отречением от мира, или покаянным переворотом24.

Конечно, аскетические творения написаны прежде всего для монахов, и отречься от мира во всей полноте этого выражения многие из нас не могут, но эту высоту отречения, явленную теми, кто решился на монашеский путь, полезно видеть каждому. Для мирянина отречение от мира будет заключаться в том, чтобы он перестал поклоняться «сладостем телесным»25, прекратил работать «страстным изобретением»26 и омрачаться «тлетворными помышленьми»27, а со всей

23 См.: Требник. 1897 год. Последование великого и ангельского образа.

24 Первая глава «Душеполезных поучений» прп. аввы Дорофея называется «Об отвержении мира»; первое Слово «Лествицы» прп. Иоанна Ле-ствичника носит название «Об отречении от жития мирского». Вот что мы читаем в первой главе «Подвижнических слов» прп. Исаака Сирина (глава эта, кстати, называется «Об отречении от мира и житии монашеском»):

«Никто не может приблизиться к Богу, если он не удалится от мира. Удалением же называю не переселение из тела, но устранение от мирских дел. В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром. Сердце не может пребывать в тишине и без мечтании, пока чувства чем-нибудь заняты; телесные страсти не приходят в бездействие и лукавые помыслы не оскудевают без пустыни» (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 1. «Об отречении от мира и житии монашеском»).

Преподобный Макарий Египетский пишет о том, что христианину предстоит двоякая брань: внешняя и внутренняя, причем брань внешнюю он называет также отречением от мира: «Кто хочет истинно бла-гоугождать Богу... тому должно вести брань в подвигах и борениях двоякого рода, именно: в видимых делах мира сего удаляться от земных развлечений, от любви к мирским связям и от греховных страстей, а в делах сокровенных бороться с самими духами злобы, о которых сказал апостол: наша брань не против крови и плоти, но против на-чальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12)» (Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. Беседа 21).

25 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 7, 1.

26 Там же, п. 7, 1.

27 Там же, п. 8, 3.

решимостью и покаянными слезами устремился «от страны дальния греха»28 в «объятия Отча»29, умоляя Господа: «Сотвори мя яко единаго от наемник Твоих»30.

Наконец, стоит обратить внимание на еще одну богослужебную особенность: на утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Ис-поведайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красную». «Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознавшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся31.

Суббота мясопустная

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7,39).

В Субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех усопших православных христиан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Из мертвых восстанием Твоим, Христе, не ктому смерть обладает умершими благочестно. Темже молимся прилежно: рабы Твоя упокой во дворех Твоих, и в недрех Авраама, от Адама даже до днесь, послужившие Тебе чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякого человека, в житии по-служивша верно, и к Тебе преставлынася многовидно и многообразно, Боже, и сподоби я Небесного Царствия Твоего»32.

28 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 3, 3.

29 Там же, седален.

30 Там же, кондак.

31 См.: Шиманский Г.И. Литургика: Учебное пособие для духовных семинарий. М., 2002, С. 171.

32 Суббота мясопустная. Вечерня, стихира на «Господи, воззвах».

В синаксаре Субботы мясопустной мы читаем подробное объяснение идеи богослужения этого дня: «В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине.

Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших).

Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам (всех некогда живших), умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства»33.

Кроме того, поминовение усопших благотворно влияет и на душу самого молящегося, напоминая о конечности земного бытия. «Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному, мимотекушему»34.

Эта мысль с особой яркостью и глубиной повторяется в песнопениях мясопустной Субботы: «Приидите прежде конца, вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотяного,

33 Синаксарь в Субботу мясопустную. [Электронный ресурс]. Электрон. ст. Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/17/sinaksarl-а1ЬЫ;тШ1.

34 Шиманскш Г.И. Указ. соч. С. 173.

и яко прах человек, снедь червем и тление, яко сухия кости наша всяко не имущия дыхания. Во гробы вникнем. Где слава? Где доброта зрака? Где благоглаголивый язык? Где брови? Или где око? Вся прах и сень, темже пощади, Спасе, всех нас»35.

Приводя в тропарях канона различные случаи внезапной смерти, Церковь напоминает нам, что мы не знаем ни дня, ни часа своей кончины, а раз так, то должны быть в любой миг готовыми предстать перед Богом и дать на Его Страшном Су-дище ответ о своих земных деяниях.

«Вся призираяй плотския долги наша, Спасе наш, во всяком возрасте всего рода человеча, пред Судищем Твоим по-стави неосуждены, Тебе Создателю отвещающия»36.

Внезапность и даже нелепость смерти является одним из основных смысловых мотивов богослужения Субботы мясопустной. Исчислением самых различных видов смерти нам как бы показывается, что жизнь наша может оборваться в самых непредвиденных обстоятельствах. И предупредить эти обстоятельства невозможно, не может человек знать, где настигнет его смерть, это и не наше дело, а наша задача — быть готовыми предстать перед Христом.

«Некоторые испытывают и недоумевают, почему Бог не даровал нам предведения смерти, если воспоминание о ней столь благотворно для нас? Эти люди не знают, что Бог чудным образом устраивает через это наше спасение.

Ибо никто, задолго предузнавши время своей смерти, не спешил бы принять крещение или вступить в монашество, но каждый проводил бы всю жизнь свою в беззакониях и на самом уже исходе из сего мира приходил бы ко крещению или к покаянию (но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления)»37.

35 Суббота мясопустная, утреня, 1-я стихира на хвалитех.

36 Там же, канон, п. 1, 5.

37 Иоанн Лествичник, прп. Указ. соч. Слово 6. О памяти смерти // Аскетика. Т. 1. С. 182.

О тесной связи памяти смертной и поста преподобный Иоанн Лествичник говорит следующее: «Живая память смерти пресекает невоздержание в пище, а когда сие пресечено со смирением, то вместе отсекаются и другие страсти»38.

Почему же память смертная так отрезвляюще воздействует на душу человеческую? Здесь дело не только в трепете перед грядущим Страшным Судом (хотя, конечно, в первую очередь в этом, но о Страшном Суде мы будем говорить ниже), но и в страхе перед той участью, которой душа подвергается сразу после смерти, еще до Страшного Суда.

«Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершается при сем великое некое таинство, — пишет п Макарий Египетский. — Ибо если повинна она в грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабой, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит от мира. А что касается до благой части, то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную область, в чистый век, и таким образом приводят их ко Господу»39.

Исходя из вышесказанного, автор возьмет на себя смелость предположить, что памятование о смерти, которым пронизано все богослужение Субботы мясопустной, есть напоминание о так называемом частном суде, то есть том суде, которому души человеческие подвергнутся сразу после смерти. Как частный суд совершается прежде Суда всеобщего, так Суббота мясопустная предваряет Неделю о Страшном Суде.

38 Там же.

39 Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. Беседа 22 // Аскетика. М., 2008. С. 649-650.

реподобный

В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, «О мздовоз-даянии после частного суда») сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно»40.

Напрямую в молитвословиях этого дня о частном суде не говорится, но все заупокойные богослужения Церкви основаны на вере в то, что по молитвам верующих можно изменить или облегчить участь умерших до последнего приговора, до Страшного Суда, после которого, как мы знаем, изменение участи будет невозможно.

Итак, Церковь в богослужении Субботы мясопустной, призывая верующих к поминовению умерших и напоминая о внезапности смерти, побуждает нас незамедлительно встать на путь изменения своей жизни, не откладывать покаянные труды на потом, дорожить временем, потому что дни лукавы

(Еф.5,16).

В конце утрени постепенно, наряду с поминовением усопших, в молитвословия включается напоминание о грядущем Суде Христовом. То есть происходит некий переход от богословских идей Субботы мясопустной к идеям, содержащимся в богослужении Недели о Страшном Суде.

«Рукою Твоею создавый Адама, и поставивый предел нетления и мертвости, Спасе, и жизни во благодати, тление же пременивый, к первой преложив жизни, Сам рабы Твоя, Вла-дыко, яже приял еси от нас, с праведными упокой, и в лице избранных: и сих имена написав в книзе животней, и воскре-

40 Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о православной вере (1723 г.) [Электронный ресурс]. Электрон, ст. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1347

сив во гласе Архангелове, и трубы шуме, сподоби я Небесного Царствия Твоего»41.

Общий идейный смысл богослужения Недели о Страшном Суде

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других...(Мф. 25,31-32).

Мясопустная неделя посвящена воспоминанию Страшного Суда, который Господь будет вершить над живыми и мертвыми (см.: Мф. 25,31-46), дабы грешники по грубости своей духовной природы в надежде на неизреченное милосердие Божие не пребывали в беспечности и нерадении о своем спасении.

Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее неделя называются мясопустными потому, что по истечении этого периода верные уже не вкушают мяса. Само воскресенье называется также «мясопуст» (данный славянский термин представляет собой перевод греческого названия Атгокреах;, которое толкуется как остто%г| креатос;, что в буквальном смысле означает «воздержание (от) мяса»)42.

«В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить.

Определили же здесь (вспоминать) этот Страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на

41 Суббота мясопустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех.

42 К/иргоиеп «ттц; Ало-кресо» [Электронный ресурс]. Электрон, ст. Режим доступа: http://www.monipetraki.gr/triodio3.html

человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздает каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душ подобает прийти и Судии, — некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь поистине полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, — то заметь, что к предстоящей Неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней — конец всех дней и самого мира»43.

Итак, основной идеей богослужения Недели мясопустной является напоминание о грядущем Страшном Суде и о том, что всем нам придется на нем дать ответ о содеянном. Эта мысль очень ярко и всестороннее излагается в стихирах и тропарях данной Недели.

«Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее, добрая содеявшии, в радости радуются, чающее мзду восприяти; согрешившии же трепещут, люте рыдающе, в муку посылаеми, и от избранных раз-лучаеми. Господи славы, ущедри нас яко Благий, и части сподоби возлюбивших Тя»44.

Молитвословия Мясопустной недели состоят по смыслу в основном из двух частей: в первой описывается Второе и Славное Пришествие Христово, сам Страшный Суд и его последствия, а во второй возносятся пламенные мольбы о помиловании.

Например, в 6-й стихире на «Господи, воззвах» мы слышим сначала:

«Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на Суде сядет, о кий страх тогда Ангелом предстоящем в страсе, и реце огненней влекущей! Что сотворим тогда во многих гре-сех повиннии человецы? Егда же услышим зовуща Его, благо-

43 Синаксарь в Неделю мясопустную. [Электронный ресурс]. Электрон. ст. Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/17/sinaksarl-а1ЬЫ;т1#(11.

44 Неделя мясопустная, вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах».

словенные Отца в Царство, грешныя же отсылающа в муку: кто потерпит страшнаго онаго изречения?..».

И вторая часть, где мы слышим мольбу о помиловании:

«...Но Едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя».

Та же форма применяется и во многих тропарях канона:

«Нестерпимый, Господи, гнев, како стерплю Суда Твоего, преслушав Твое повеление? Но пощади, пощади мя в час Суда»45.

«Во Страшнем, Христе, Пришествии Твоем, егдаявишися с небесе, и поставятся престоли, и книги разгнутся: пощади, пощади тогда, Спасе, создание Твое»46.

Некоторые тропари канона носят чисто покаянный характер. Например: «Обратися, душе, покайся, открый сокро-венныя, глаголи Богу, вся ведущему: ты веси моя тайная, Едине Спасе, но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей»47.

Господь наш Иисус Христос в молитвословиях Недели мясопустной именуется то Строгим Судьей, то Милостивым Отцом и Спасителем.

«Господь грядет грешныя мучити, праведныя же спасти: восплачемся, и возрыдаим, и приимем чувство онаго дне, вонь-же безвестная и тайная открыв, человеком отдаст по достоянию»48.

«Всех Судие Боже мой и Господи, да услышу тогда гласа Твоего вожделенного, да увижду свет Твой великий, да узрю славу Твою, радуяся во веки»49.

В первой стихире на хвалитех Господь именуется Неумыт-ным Судией. «Неумытный» — прилагательное от слова

45 Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 3, 4.

46 Там же, п. 6, 1.

47 Там же, п. 7, 6.

48 Там же, п. 9, 1.

49 Там же, п. 8, 4.

«мыто», что значит «дань, налог». От этого слова образован известный всем термин «мытарь», образ которого часто встречается в евангельском тексте. Например, апостол Матфей до своего призвания на служение Иисусом Христом был мытарем, то есть взимал налог с иудеев в пользу римских властей. Однако в приведенном нами песнопении, скорее всего, употребление этого термина связано с идеей подкупа. Называя Господа Неумытным Судией, творец стихир имеет в виду, что Иисус Христос — Судья нелицеприятный, неподкупный, от Его праведного Суда невозможно будет откупиться никаким мытом, никакой данью, нас могут оправдать только личные добродетели.

На Страшном Суде предстанут все — цари и простолюдины, бедные и богатые, но денежное состояние и социальный статус не будут иметь никакого значения. Даже наши близкие нам не смогут помочь, каждый будет отвечать сам за свои дела. Эта мысль настойчиво повторяется.

«Князь и вождь тамо вкупе, богатый и бесславный, великий купно и малый исправится равно: горе комуждо прочее неуготовленному»50.

«Тамо вкупе князь и вождь, нищий и богатый, душе, ни отец возможет, ни мати помогающи, ни избавляй брат осуждения»51.

Таким образом, мы видим, что ни власть, ни богатство, ни родные не смогут нам помочь на Страшном Суде Христовом, но только наши дела способны оправдать нас и сподобить десной участи52. Так какие же это дела? Те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия.

«Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним, — пишет архиепископ Аверкий (Та-ушев). — О вере здесь не упоминается, ибо она уже предпо-

50 Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 5, 4.

51 Там же, п. 6, 3.

52 Ср. с эксапостиларием канона.

лагается самими делами любви, которые суть плоды веры (см.: Ин. 13,35; 1 Кор. 13,1). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближнему и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина»53.

Итак, когда мы приблизились вплотную к Великому посту, ибо после Недели мясопустной уже не вкушается мясо, Церковь в своих молитвословиях указывает нам на то, какие плоды должен принести истинный пост — это дела любви и милосердия. Для того чтобы стяжать любовь и сделать сердце отзывчивым и деятельно сострадательным, мы и совершаем все наши духовные труды.

Общий идейный смысл богослужения Сырной седмицы

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6,16).

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятни-це седмица называется сырной (в просторечии — Масленицей), так как церковный Устав разрешает во все дни этой седмицы (в том числе в среду и пятницу, то есть эта седмица сплошная) употреблять сырную пищу (сыр, масло и яйца и др., то есть любую скоромную пищу, кроме мяса). По этой же причине венчающая эту седмицу неделя называется сыропустной, так как в этот день перед началом Великого поста завершается вкушение сырной пищи.

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что ее установил император Ираклий, — а раньше она была мясоястной, — ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, — что и исполнил.

53 Аверкий (Таушев), архиеп. Указ. соч. С. 278-279.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как не привыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту»54.

Важно отметить, что именно с понедельника Сырной седмицы Триодь начинает употребляться ежедневно за богослужением (до этого дня песнопения Триоди присутствовали только в богослужениях воскресных дней и Субботы мясопустной, тогда как богослужения в седмичные дни совершались по обычному чину по Октоиху и Минее). Сами богослужения приобретают покаянный колорит и уже отдаленно напоминают великопостный чин, что, в частности, выражается в пении самогласных стихир на стиховне и трипеснцев на утрене. Кроме того, показательной особенностью Сырной седмицы является чтение Великого славословия даже в дни полиелейных и бденных праздников (см. Марковы главы праздников 30 января и 24 февраля).

В песнопениях Сырной седмицы Святая Церковь указывает нам на то, что мы стоим уже в самом преддверии Великого поста и призывает нас постепенно, но ревностно приступить к духовным трудам:

«Отверзошася Божественного покаяния преддверия. Приступим усердно, очистившее телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное, десятины всего лета приносяще всех Царю, яко да и воскресение его любовию узрим»55.

54 Синаксарь в субботу сыропустную. [Электронный ресурс]. Электрон. ст. Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/17/sinaksarl-а\иЫт\#<И.

55 Понедельник Сырной седмицы. Утреня, седален.

«Покаяния пещь усердно возжжем, и сласти в ней попалим вся телесные...»56

В тропарях канонов Сырная седмица называется «пред-празднством воздержания», «предпутием поста»57, «началом умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание»58, «начатком жития чистоты»59, «входным временем поста»60 и т. д.

В понедельник Сырной седмицы Церковь напоминает о величайшей трагедии в истории человечества — грехопадении прародителей: «Адаму праотцу преступлением поревновав, изгнан бых от сладости окаянный. Темже припадаю Ти в покаянии и плачи: Господи, спаси мя»61.

В среду и пятницу Сырной седмицы богослужения имеют характерные для великопостного чина элементы (великое повечерие, на утрене вместо «Бог Господь...» поется «Ал-лилуиа», в конце каждого богослужения произносится молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами), хотя и несколько отличаются от служб в седмичные дни Святой Четыредесятницы. Божественная Литургия в эти два дня не совершается.

В среду Сырной седмицы на утрене из Триоди читается канон преподобного Андрея Критского. В этом творении нам приводятся многочисленные примеры постнических подвигов ветхозаветных праведников. Но в 1-м тропаре 1-й песни канона перед нашим молитвенным взором возникает образ Христа, постившегося сорок дней, прежде чем выйти на Свое общественное служение: «Постяся

56 Пятница Сырной седмицы. Утреня, канон, п. 8, 1.

57 Понедельник Сырной седмицы. Утреня, канон, п. 1, 1.

58 Там же, п. 1,3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Пятница Сырной седмицы. Утреня, канон, п. 5, 1.

60 Там же. Утреня, канон, п. 8, 2.

61 Понедельник Сырной седмицы. Утреня, канон, п. 1, 2.

Господь человечески, ко изображению нашему, побеждает искусителя, показуя наше, и пределы подписуя нам»62.

Затем идет яркое и емкое повествование о том, каких духовных благ сподоблялись ветхозаветные праведники через подвиг поста: «Моисей божественный в Синаи, воздержанием Богу лицем к лицу глаголати сподобися: тому вернии по-ревнуим»63.

«Чудные Енох воздержанием преложися от земли: тому образоревнующе преложимся от тли к животу»64.

«Авраам добродетелию и страннолюбием Троицу прият, ангельски пришедшую»65.

«Иону в ките честное спасе пощение иногда: постимся убо от сердца, и убежим онаго в геене тления»66.

Итак, мы видим, что каждая песнь канона начинается с описания плодов постного подвига какого-нибудь ветхозаветного праведника.

В Сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста.

«В этот день мы совершаем память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, <...> чтобы напоминанием об их борениях придать нам сил для поприща (поста), и чтобы мы, имея перед собой их житие как некий образ и путь, получая от них подкрепление и помощь, стремились к духовным подвигам, помышляя, что и они были с нами одного естества. Ибо как воеводы поощряют своих воинов, вооруженных и уже стоящих в строю, речами, знаменами и воспоминанием храбро и доблестно воевавших предков, и воины, укрепляемые этим, воодушевляются

62 Среда Сырной седмицы. Утреня, канон, п. 1, 1.

63 Там же, п. 1,2.

64 Там же, п. 3, 1.

65 Там же, п. 4, 1.

66 Там же, п. 5, 1.

надеждой на победу, — так ныне премудро творят и бого-носные отцы: укрепив к духовным подвигам и мужей, и жен (примером) преподобных, таким образом подводят к постному поприщу, чтобы мы, взирая на их достойное подражания, безгрешное житие, совершали многообразные и различные добродетели, каждый по силам, — преимущественно любовь и сознательное уклонение от неправедных дел и поступков. И пост — это не только диета, но воздержание и языка, и глаз, и от гнева, и, проще говоря, от всякого зла удаление»67.

Молитвословия этого дня начинаются воспоминанием основателей монашества преподобных Антония и Ев-фимия.

«Начальника монашествующих Павла, согласно со Антонием мудрым, и Евфимием воспоим вси, с прочими Отцы: и сих умолим, яко да Христу непрестанно молятся о нас, божественную и всесветлую совершая память их, в песнех славящее Спаса и Господа»68.

Примечательно, что каждая песнь канона построена таким образом, что в первом ее тропаре восхваляются все преподобные отцы, то есть соборно, а в остальных тропарях воспевается подвиг каких-либо отдельно взятых угодников Бо-жиих. Например: «Вси в песнех духовных, в подвизех просиявшия, божественныя Отцы наша воспоим согласно, яже изнесе Египет, Фиваида, и Ливиа, всякое место, и град, и страна»69.

«Радуйся, монахов первонаставниче, Антоние преславне, Аммуне богоносне, нитрийская славо, Арсение Ангеле, дер-жаво безмолвие, и Аммоне духоносне»70.

67 Синаксарь субботы сырной. [Электронный ресурс]. Электрон, ст. Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/17/sinaksar 1 -all.shtml#d 1.

68 Суббота мясопустная, утреня, седален.

69 Там же, утреня, канон п. 1, 1.

70 Там же, п. 1, 2.

Общий идейный смысл богослужения Недели сыропустной.

Воспоминание Адамова изгнания

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт. 3,24).

В этот день мы совершаем воспоминание изгнания прародителей из рая, которое святые отцы установили перед самым началом Святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания.

«Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см.: Флп. 2,8); из-за Адама же святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесят-ницу, чтобы мы, сохранив то, что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост...» — читаем мы в синаксаре этой Недели.

Грехопадение — эта величайшая трагедия в истории человечества — является одним из основных мотивов богослужения Недели сыропустной.

«Создатель мой Господь, персть от земли прием мя, живо-носным дуновением вдушив оживи, и почте на земли началь-ствующа видимыми всеми, и ангелом купножителя. Сатана же льстивый, сосуд змия употребив, снедию прельсти, и Божия славы разлучи, и преисподнейшей смерти предаде в землю: но яко Владыка и Блогоутробен, паки воззови»71.

На утрене, в тропарях канона, нам снова и снова напоминается о грехопадении прародителей и его последствиях.

«Змий льстивый некогда чести моей позавидев, пошепта лестию Еве во уши, от неяже аз прельстився изгнан быв, увы мне, от лика жизни»72.

71 Неделя сырная. Вечерня. 1-я стихира на «Господи, воззвах».

72 Неделя сырная. Утреня. Канон, п. 3.1.

«Одеждею мя облекл еси боготканною, Спасе, во Едеме, яко Благоутробен: аз же Твою преступих заповедь, веровав льстивному, и наг видехся окаянный»73.

«Студными одеян одеждами, увы мне, вместо одеяния светозарного, плачу моея погибели, Спасе, и верую вопию Ти, Благий, не презри, Боже, но воззови мя»74.

«Заповедь Твою, Господи, преслушав, окаянный, и обнажен Твоея славы, студа исполнихся, увы мне! И сладости из-риновен есмь райския, Благоутробне. Милостиве, помилуй лишившася праведно благости Твоея»75.

Здесь говорится о первородном грехе, или прародительской порче. Эта данность, в которой существует человечество, ставится нам на вид. Преподобный Макарий Египетский так пишет о распространении прародительского греха на всю человеческую природу: «...Преступивши заповедь, Адам принял в себя закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов по преемству стали причастниками оной закваски»76.

В седальне на утрене говорится о том, что как Адам невоздержанием был изгнан из рая, так и мы постом возможем в него войти: «Изгнан бысть Адам из райския сладости, сне-дию горькою в невоздержании заповеди не сохрани Владыч-ни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам: потом же многим ясти хлеб свой. Темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаим, якоже он, но в него внидим».

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в одной из своих проповедей говорит: «Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Заключились двери райские; осиротел человеческий род, на земле мы ходим в потемках естественной

73 Там же, п. 6. 1.

74 Там же, п. 7. 2.

75 Там же, светилен.

76 Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. Беседа 24. О греховной и небесной «закваске» //Аскетика. Т. 1. С. 651.

жизни, где еле брезжит свет Христов. Родина наша небесная где-то далеко от нас, и, как изгнанники, мы тоскуем — тоскуем по той радости, о которой все изгнанники земли думают, когда вспоминают потерянное отечество, и все мы, когда думаем о том, что когда-то было: чистое, светлое, что погибло из-за наших грехов, из-за нашей сердечной помраченности.

...И вот в начале Великого поста, сегодня, как каждый год мы вспоминаем свое сиротство и вспоминаем о потерянной родине своей, об отчем доме. И снова, и снова мы собираемся в путь, чтобы духом загореться, чтобы сердцем очиститься, чтобы просветлеть умом и чтобы вернуться к нашему Богу и Отцу»77.

Итак, после описанного выше подготовительного периода Церковь выводит нас на спасительное и радостное для всех, ищущих покаяния, поприще Великого поста.

«Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружие воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение: тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем сподоби и нас по-клонитися Твоим страстем, и святому Воскресению, яко Человеколюбец»78.

В богослужениях подготовительных Недель и седмиц Святой Четыредесятницы содержится все, чтобы основательно подготовиться к Великому посту. Необходимо лишь научиться пользоваться этим богатством, внимать богослужебным текстам, знать их, и тогда сам Великий пост принесет подвизающемуся сугубую пользу.

77 Антоний (Блум), митр. Указ. соч. С. 208.

78 Неделя сырная. Утреня. 4-я стихира на хвалитех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.