Научная статья на тему 'Подъем экономики на базе твердого рубля и полноценной семьи как основная цель социального государства'

Подъем экономики на базе твердого рубля и полноценной семьи как основная цель социального государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЙ РУБЛЬ / РЕВАЛЬВАЦИЯ / REVALUATION / СНИЖЕНИЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / DECREASE IN A RATE OF REFINANCING / ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / LONGTERM ECONOMIC POLICY / HARD RUBLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амосов А.И.

В статье анализируются последствия девальвации рубля и повышения ставки рефинансирования. Обосновывается необходимость изменения экономической политики и возможность успешной ревальвации рубля, обеспечения экономики и социальной сферы длинными деньгами, выхода из кризиса, и затем экономического роста и развития. Проблемы экономического роста и перехода к твердому рублю рассматриваются во взаимосвязи с вопросами демографического развития, в частности, с созданием в России полноценных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic recovery on the basis of hard national currency and full-fledged family - the purpose of the social state

The paper is devoted to an analysis of consequences of devaluation of ruble and increase of a rate of refinancing. The author proves the necessity of change of economic policy and possibility of successful revaluation of ruble, providing economy and the social sphere with long money, recovery from the crisis and the economic growth and development. The problems of economic growth and transition to hard ruble are considered in interrelation with questions of demographic development, in particular, with creation of full-fledged families in Russia

Текст научной работы на тему «Подъем экономики на базе твердого рубля и полноценной семьи как основная цель социального государства»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2015

А.И. АМОСОВ

доктор экономических наук, заведующий сектором Института экономики РАН

ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ НА БАЗЕ ТВЕРДОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ И ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ - ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА1

В статье анализируются последствия девальвации рубля и повышения ставки рефинансирования. Обосновывается необходимость изменения экономической политики и возможность успешной ревальвации рубля, обеспечения экономики и социальной сферы длинными деньгами, выхода из кризиса, и затем - экономического роста и развития. Проблемы экономического роста и перехода к твердому рублю рассматриваются во взаимосвязи с вопросами демографического развития, в частности, с созданием в России полноценных семей.

Ключевые слова: твердый рубль, ревальвация, снижение ставки рефинансирования, социально-экономическое развитие, долговременная экономическая политика.

1БЬ: Е580, Б430, Н600, 1120.

Согласно теории общественного воспроизводства, развивавшейся в рамках незаслуженно забытой сегодня политической экономии, экономический рост на дне спада производства в принципе невозможен -сначала необходимо восстановить производство до уровня, достигнутого до спада. А при глубоком спаде требуется восстанавливать производство фактически с нуля, поэтому темпы восстановительного роста должны быть очень высокие2.

После восстановления объемов производства начинается фаза экономического роста, на которой осуществляется расширенное воспроизводство. При этом расширение производства может протекать без

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 15-02-00133.

2 Для сравнения: восстановление дореволюционной промышленности в годы НЭПа было осуществлено за 6 лет. Среднегодовые темпы восстановительного прироста тогда достигали 38%. При всех своих недостатках советская статистика не называли такие темпы экономическим ростом.

радикального обновления технологий и состава продукции, а сокращаться - по мере насыщения спроса. Когда уже нет необходимости наращивать выпуск товаров массового спроса, темпы экономического роста снижаются до нуля или даже до отрицательной величины. Низкие темпы роста экономики свидетельствуют о том, что на смену экономическому росту приходит развитие. На стадии развития выпуск традиционных товаров либо сокращается, либо возрастает небольшими темпами. Одновременно осваиваются новые технологии и появляются новые виды продукции и услуг. Но для практической реализации задач роста и развития экономики России требуется твердый рубль.

Другим важным ресурсом роста и развития экономики являются кадры, которые воспроизводятся в рамках семьи и системы образования. Напомним, что цивилизационное развитие в течение нескольких тысячелетий осуществлялось в рамках родовых общин. Затем функции воспроизводства человеческого капитала перешли к патриархальным или традиционным семьям. Термин «священная частная собственность» появился в Древнем Риме на стадии распада родовых общин. Когда процесс выделения молодых семей из общин стал массовым, возникла необходимость узаконить владение ими землей и имуществом3.

В Х1Х-ХХ вв. институт традиционных семей «не вписался» в идеологию и практику социальных и технологических революций. В итоге индустриальный прогресс пошел по пути урбанизации, которая, в свою очередь, привела к концентрации населения в больших городах и мегаполисах. В США и в других странах-лидерах в XX в. проводилась политика сохранения физически и духовно здорового генофонда нации в лице семейных фермерских хозяйств. Число стран, где проводится политика увеличения численности здорового генофонда нации, невелико. В большинстве же стран полноценная семья находится под угрозой исчезновения. К ним относится и Россия [1, с. 9597].

По данным Института демографии, миграции и регионального развития, в настоящее время в России только у 15% населения в семьях трое детей и больше. Для нормального воспроизводства населения требуется, чтобы трехдетные семьи были у 40-50% населения страны [4, с. 5]. Если учитывать необходимость возмещения сократившегося за десятилетия «перехода к рынку» коренного населения, число полноценных семей должно быть еще выше. Хорошее воспитание трех и более детей требует сочетания множества вариантов семейной поли-

3 В России при разгосударствлении собственности в начале 1990-х годов об истинном содержании трудовой семейной частной собственности «забыли», что имело свои отрицательные последствия [1, с. 123-131].

тики. В их число входит возрождение трехпоколенной семьи и создание условий для получения высокого дохода родителей.

Потенциально наиболее благоприятные условия для создания полноценных семей имеются в сельском хозяйстве и в других видах деятельности на земле, на природе. За десятилетия перехода к рынку молодые мужчины и женщины, не находя занятий в сельской местности, начали искать работу в крупных городах и мегаполисах. Но они не могли предложить условия для создания нормальной семьи. Так, по данным демографических исследований, примерно половина молодых семей в Москве либо избегают рождения ребенка, либо имеют 1 ребенка. Что касается приезжих молодых женщин, то до 60-70% из них после рождения одного ребенка разводятся. Общее число матерей-одиночек в России, по разным данным, составляет от 6 до 10 млн4. Эти цифры многократно превышают пороги безопасности в сфере воспроизводства новых физически и духовно здоровых поколений. Россия уже сейчас испытывает значительный недостаток мужчин, способных создавать и обеспечивать полноценные семьи. При инерционной семейной политике коренное население России сократится до недопустимо низкого уровня.

Восстановление обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства Российской Федерации затянулось на десятилетия и не завершено до сих пор. После достижения дна спада производства (1998 г.) в отдельные периоды наблюдался не экономический, а восстановительный рост с довольно низкими темпами. Анализируя опыт девальвации 1998 г., можно заключить, что отрицательные последствия обвальной, более чем трехкратной девальвации национальной валюты были смягчены мерами правительства Е.М. Примакова, направленными на стабилизацию финансовой системы и восстановление отечественного производства. Это привело к тому, что доходы бюджета и экономики в целом пополнились. Однако уже в 2000 г. возможности использования девальвации для пополнения доходов бюджета были исчерпаны.

В 2001-2008 гг. финансовая стабилизация сохранялась лишь за счет восстановительного роста и за счет завышенных экспортных цен на сырьевые товары. Впервые за годы рыночных реформ бюджет стал профицитным. Вопреки мнению научно-экспертного сообщества и мировой практике, профицит бюджета не был использован для финансирования инвестиций в отечественную экономику и в социальную сферу. В итоге финансовая стабилизация за счет высоких цен на сырье была прервана мировым финансовым кризисом и спадом производства в 2008-2009 гг.

4 Нас 30% или статистика матерей - одиночек. www.baby.ru.

США для выхода из финансового кризиса 2008-2009 гг. приняли беспрецедентную программу по развитию науки и образования: был объявлен переход на всеобщее высшее образование. Расходы на науку увеличили до 5% американского бюджета5. В послании президента США конгрессу был поднят вопрос о том, что, теряя промышленность, Америка теряет преемственность технологических процессов и в конце концов потеряет лидерство в передовых отраслях. В бюджете стали ежегодно выделяться средства для масштабной реиндустриали-зации экономики в форме «оншоринга» (возврата домой) предприятий обрабатывающей промышленности.

В России в 2009 г. появилась возможность для радикального поворота промышленной политики, проведения мер, направленных на подъем экономики, создание высокопроизводительных рабочих мест. Это было использовано при подготовке Указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. №596. В этом документе была поставлена цель к 2020 г. создать и модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, что дает возможность повысить цену труда, не провоцируя при этом инфляции, расширить налогооблагаемую базу страны, увеличив тем самым доход страны, доходы обрабатывающей промышленности и других отраслей реального сектора экономики. И, наконец, среди 25 млн занятых на достойно оплачиваемых рабочих местах найдется достаточное число молодых людей, способных создать полноценную семью.

Однако для того, чтобы создавать и модернизировать рабочие места, требуется переориентировать финансовые потоки на реальный сектор экономики. Согласно майскому Указу 2012 г., объем инвестиций в реальный сектор экономики в 2015 г. должен был достигнуть 25% от ВВП. По ориентировочным расчетам, в 2015 г. ставилась задача увеличить объем инвестиций в реальный сектор экономики до 20 трлн руб. По прогнозу Минэкономразвития, подготовленному на момент принятия Указа, предполагалось довести объем инвестиций в 2015 г. до 16,6 трлн руб. Это хотя и меньше требуемых для масштабного технологического обновления экономики 20 трлн руб. инвестиций в год, но разница не такая уж критическая. Отметим, что в 2014 г. Центральный банк запланировал вывоз капитала из России в размере 128 млрд долл., что по валютному курсу того времени соответствовало примерно 6 трлн руб.6 Это больше, чем было нужно для прироста объемов инвестиций. Однако Указ президента «О долгосрочной государ-

5 Данные из выступления президента США Б. Обамы на ежегодном собрании американской Национальной академии наук 27 апреля 2009 года.

6 В январе 2015 г. в Интернете появилось сообщение, что установленный регулятором план вывоза валюты в 2014 г. был существенно перевыполнен.

Вестник ИЭ РАН. №5. 2015

С.77-88

ственной экономической политике» выполнялся лишь в небольшой его части.

Вместо принятия мер по экономическому росту в еще больших масштабах стала проводиться политика, направленная на вывоз капитала и пополнение спекулятивных доходов за счет девальвации. В июне 2013 г. курс евро увеличился до 43 руб., а в декабре того же года он возрос до 45 руб. Курс доллара возрос в 2013 г. до 33 руб. Все это происходило на фоне высоких мировых цен на нефть (112-114 долл. за баррель). В течение 2013 г. вместо принятия мер по изменению экономической политики в Минэкономразвития разрабатывались предложения об отказе от выполнения Майского Указа 2012 г. А 2 декабря 2013 г. на совещании в правительстве Минэкономразвития представило доклад, в котором была поставлена под сомнение реализация «майских указов» президента.

В 2014 г. США, Евросоюз и присоединившиеся к ним страны официально объявили экономическую и дипломатическую войну нашей стране, публично провозглашенная цель которой - «не допустить усиления России». Важнейшим направлением ослабления экономики и социальной сферы России стали действия валютных спекулянтов по обесценению рубля на Московской Бирже. В феврале 2014 г. курс евро возрос до 47 руб., а доллара - до 35 руб. Цена на нефть марки Brent держалась на уровне 100 долл. за баррель до ноября 2014 г. В ноябре она опустилась сначала до 97 долл., затем до 87 долл. Хотя снижение экспортной цены на нефть было далеко не критическим, российский регулятор кредитно-денежной системы объявил о введении плавающего курса иностранных валют. Тем самым Центральный банк разрешил проводить валютные спекуляции, направленные на неограниченную девальвацию рубля. «Ожидаемая» (по выражению регулятора) девальвация не заставила себя долго ждать - в декабре произошло обвальное обесценение рубля.

Вместо мер по укреплению национальной валюты, Центральный банк повысил ставку рефинансирования до 17%. Несмотря на запретительный уровень процентной ставки, валютный курс обвалился еще больше. В конце января 2015 г. Центральный банк принял решение о символическом снижении ставки рефинансирования до 15%. На Московской Бирже в тот же день были заключены фьючерсные сделки на продолжение девальвации рубля. Это свидетельствует о том, что биржевым спекулянтам кредиты не нужны7. Проблема заключается в том, что в функции Центрального банка входит установление ставки

7 Фактически никаких реальных рублей, долларов и евро в биржевых спекуляциях по обвалу рубля не используется. Это позволяет придумывать для России любое обесценение рубля.

рефинансирования не для кредитования биржи, а для кредитования оборотов на российских рынках.

Подводя итоги действиям по обесценению рубля и установлению запретительной процентной ставки, президент США Обама в ежегодном послании Конгрессу в январе 2015 г. резюмировал: «Сегодня Америка сильна и едина со своими союзниками, пока Россия изолирована, а ее экономика в клочьях». Заявление президента США следует расценивать как серьезное предупреждение о конечной цели политики в отношении России.

Политика ослабления России и борьбы с ней проводилась и будет проводиться всегда. Но на протяжении всей истории России наша экономика и государство сохранялись и укреплялись именно при проведении политики твердого рубля. Ослабление же суверенитета в эмиссии рубля неизменно вело к кризису отечественной экономики. В большинстве случаев эти кризисы преодолевались, но в XX в. ослабление экономического и политического суверенитета заканчивалось прекращением существования государства сначала в лице Российской империи и затем СССР.

В настоящее время процесс восстановления экономического суверенитета России прерван обвальным обесценением рубля и в этих условиях вопрос о твердом рубле выдвигается на первый план.

Прежде всего требуется ответить на следующие вопросы: в интересах каких корпораций и социальных слоев была установлена 17%, а затем 15% ставка рефинансирования и проведена двукратная девальвация рубля? Каким предприятиям, организациям и группам общества наносят ущерб указанные действия правительства и Центрального банка? Относительно 17% и 15% ставок рефинансирования ответ однозначен. Такие ставки носят запретительный характер для всех видов хозяйственной, коммерческой, коммунальной и иной деятельности. Они наносят ущерб интересам всех без исключения российских предприятий, организаций и слоев общества. Тот же факт, что отечественные товаропроизводители продолжают производство, хотя и в сокращенном объеме, несмотря на то, что даже краткосрочное кредитование стало недоступно для реального сектора экономики, объясняется следующим образом.

Запретительные ставки рефинансирования в 17 или 15% не обрушивают торговлю и производство товарной продукции только потому, что и прежние ставки рефинансирования были запретительными. В России не создана система долгосрочного и льготного кредитования реального сектора экономики, финансирования инновационных, инфраструктурных и социально важных проектов. Отечественный малый бизнес обходится без кредитов. Средний и крупный бизнес кредитовался за рубежом или получал финансирование по

государственным программам. Биржевые спекулянты вообще используют разработанные для профессионалов валютного рынка сложные схемы, позволяющие обходиться без наличной валюты и обременительных кредитов.

В январе Правительство приняло решение о выделении около 1 трлн руб. на поддержку (компенсацию ущерба от политики Центрального банка) свыше 20 российских банков. Очевидно, что требуется также возмещать ущерб для тысяч других банков, фирм и предприятий. Сколько триллионов рублей для этого потребуется и где их взять? Если денег для восстановительного роста не хватало при ставке рефинансирования в 9-10%, то при ставке 15% их в принципе нельзя найти.

Экспортные цены на нефть в течение января 2015 г. фактически снизились вдвое. С учетом этого обстоятельства можно сказать, что по нефти двукратная девальвация рубля позволяет в лучшем случае компенсировать потери от снижения экспортной цены. Что касается остального экспорта, то рублевая выручка от экспорта возрастает, либо остается прежней в зависимости от колебания цен на мировых рынках. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Безусловно, есть. Этот выход подсказывает успешная денежная практика СССР, благодаря которой Советский Союз вошел в число мировых лидеров социально-экономического, научно-технического и технологического развития. После окончания Гражданской войны в 1920 г. для восстановления промышленности, транспорта, строительства, энергетики, социальной сферы и коммунального хозяйства требовалось отказаться от политики военного коммунизма и перейти к новой экономической политике (НЭП).

Успешный восстановительный рост экономики в годы НЭПа был обеспечен благодаря совместному действию трех факторов. Во-первых, это создание нового суверенного государства. Во-вторых, умелое проведение политики твердого рубля. В-третьих, осознание руководителями нового государства бесплодности попыток получения доходов в условиях гиперинфляции, эмиссии денег по произвольным решениям различных властей. Были предоставлены необходимые полномочия по наведению порядка в финансах и по укреплению рубля компетентному, талантливому и честному главе Наркомфина Г.Я. Сокольникову.

Григорий Яковлевич Сокольников возглавил Народный Комиссариат финансов в январе 1922 г. Программа проведения денежной реформы была им к тому времени изложена в публикациях и в выступлениях в рамках острой публичной дискуссии [2]. Г.Я. Сокольников подобрал под программу квалифицированную команду профессионалов, так как революционная власть не придавала значения проблемам расширения налогооблагаемой базы, сбора налогов и формирования бездефицитного бюджета. Решение именно этих вопросов, а не

проблем привязки денег к золоту или к серебру, является первоочередным для перехода к твердому рублю.

С 1922 г. по 1924 г. Нарком Г.Я. Сокольников прилагал все усилия для налаживания налоговой и бюджетной системы. В 1924 г. бюджет нового государства получил наполнение. Это послужило основанием для успешного завершения денежной реформы. В марте 1924 г. вышел декрет об обмене до июня 1924 г. совзнаков на червонцы и казначейские билеты. Советский Союз получил давно желанный твердый рубль. Вклад Г.Я. Сокольникова и возглавляемой им команды ученых и специалистов в создание нормальной, дееспособной денежной и финансовой системы в СССР трудно переоценить. Но для сегодняшнего дня данный опыт представляет в большей мере научный интерес. Это объясняется тем, что переход к твердому рублю при Г.Я. Сокольникове осуществлялся до начала индустриализации.

Во время НЭПа удалось лишь восстановить промышленность. Индустриализация началась в 1929 г., а задача догнать и перегнать Германию и другие европейские страны в оборонной промышленности была успешно решена уже во время Великой Отечественной войны. Военная промышленность СССР превзошла по мощи промышленность Германии и оккупированных ею стран в 1943 г. Это обеспечило перелом в ходе войны. После войны встал вопрос об установлении курса рубля к доллару в интересах восстановления городов и сел, лежащих в руинах, развития отечественной промышленности, науки, образования, культуры, здравоохранения и других видов деятельности. Послевоенная денежная реформа проводилась в условиях создания системы международных денежных, экономических и политических отношений, сохраняющих свою легитимность и в современном мире. Поэтому послевоенный опыт вполне пригоден для применения на практике и в наши дни.

В СССР послевоенная денежная реформа была проведена раньше, чем в ФРГ, поскольку не требовалось времени на создание нового государства. Но смысл денежной реформы был тот же - введение твердого рубля, обеспечивающего финансирование национальной экономики. Ключевым вопросом было установление курса рубля к доллару. Советские экономисты рассчитали несколько вариантов курса, исходя из паритета покупательной способности, с учетом приоритета восстановления и развития отечественной промышленности. Обсуждение вопроса было вынесено на заседание узкого круга высших руководителей страны. В результате было принято стратегически верное решение о том, что рубль должен стоить дороже доллара.

В условиях, когда рубль дороже доллара, выгоднее реализовать продукцию внутри страны за рубли, чем поставлять ее на экспорт за доллары. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия

в 1950-1960-е годы постоянно наращивали выпуск и поставки продукции на внутренний рынок. Советская экономика не была «раздаточной». В течение нескольких пятилеток после войны в СССР был создан мощный рынок средств производства и потребительских товаров. Предприятия ежегодно поставляли потребителям сотни пассажирских авиалайнеров, сотни тысяч тракторов, автомобилей, электродвигателей, сотни миллионов пар кожаной обуви, десятки миллионов тонн продовольствия. Все это оплачивалось рублями [1, с. 36-52].

Сейчас об экономике СССР модно писать небылицы. В одной из монографий говорится, что предприятия легкой промышленности СССР якобы работали на склад, получая деньги независимо от того, будет ли продукция продана в розничной торговле. Автор элементарно не знает о том, что СССР отнюдь не отставал от мировых лидеров в развитии социально ориентированного потребительского рынка и связанных с ним видов деятельности, включая создание мощных организаций оптовой и розничной торговли, безотказно действовавших систем финансирования, кредитования, безналичных расчетов. В период послевоенного экономического роста в СССР были модернизированы и построены заново современные предприятия пищевой и легкой промышленности. СССР отставал от западноевропейских стран и от США в производстве синтетических тканей, синтетических добавок в продовольственные товары и в корма для животноводства. В то же время СССР лидировал в выпуске одежды из натуральных тканей, обуви из натуральной кожи, напитков и продуктов питания без химических добавок. Аналогичная ситуация была и с организацией торговли. В СССР не было «высоких технологий» навязывания потребителю с помощью рекламы ненужных и даже вредных для здоровья продуктов, накручивания цен посредниками.

В СССР впервые в мире были разработаны методы согласования цен предложения с ценами спроса в интересах всех слоев общества. Благодаря этому удавалось избежать инфляции и десятилетиями не допускать роста цен на товары первой необходимости. В торговле широко применялись безналичные расчеты. Строго велся учет проданного товара, имелась развитая статистика торговли, изучался спрос по всему ассортименту товаров. Огромным достижением организации торговли в СССР было то, что предприятия легкой промышленности, поставляя свои изделия на склады оптовой торговли, получали деньги за товары до того, как розничная торговля их продавала. Склады принадлежали не государству, а корпорациям оптовой торговли в лице разного рода «Торгов». В число крупных корпораций, имевших свои склады, входили и огромные универмаги типа «ГУМа» или «Детского Мира».

«Торги» и крупные универмаги являлись хозрасчетными торговыми фирмами, не получавшими денег из бюджета, а наоборот попол-

нявшими его. Торговые организации располагали достаточными собственными средствами для закупки товаров. В случае необходимости они могли взять кредит по процентной ставке 12% годовых. Оптовики владели данными о спросе и о реализации товаров. На склады не поступали товары, не пользующиеся спросом [3].

Перед отечественной торговлей и промышленностью стояли задачи дальнейшего роста и развития. Вместо решения этих задач создававшуюся десятилетиями дееспособную систему промышленных предприятий и торговых организаций приватизировали и обанкротили. Большая часть сегодняшних бед связана с приватизацией и продажей зарубежным конкурентам отечественной оптовой и розничной торговли, финансовых учреждений, банков, предприятий легкой и пищевой промышленности, успешно функционировавших в СССР.

При дешевом долларе поставки на экспорт для предприятий были невыгодны, но они были выгодны для государственных внешнеторговых организаций. Внутренние цены в СССР были ниже экспортных8. И внешнеторговые организации имели возможность, закупая сырьевые и иные товары по низким внутренним ценам, иметь большие доходы в валюте от экспорта. Страна получала прибыль и от импорта. Поскольку доллар был дешевле рубля, внешнеторговые организации, закупая за рубежом за доллары необходимые стране машины, оборудование, потребительские товары, имели возможность реализовать их на внутреннем рынке по выгодным ценам.

Нельзя не сказать и о том, что при объективно более низких внутренних ценах по сравнению с мировыми советская экономика имела настолько высокую конкурентоспособность, что для защиты от импорта не нужно было вводить (и не вводили) протекционистских таможенных тарифов. Именно такая ситуация складывается при курсе рубля выше или равном доллару. В наше время одной из целей девальвации рубля является снижение конкурентоспособности российской экономики. И наоборот, ревальвация рубля автоматически повышает конкурентоспособность отечественного производства. Однако в принятых правительством антикризисных мерах не предусмотрены меры по ревальвации рубля и по снижению ставки рефинансирования.

Проанализируем угрозы затягивания перехода к твердому рублю. Снижение цен на нефть на мировом рынке лишает Россию возможности финансовой стабилизации экономики за счет высоких цен на сырье, подобно тому, как это происходило в 2001-2013 гг. Однако снижение цен на нефть не представляет собой такой большой угрозы для экономики страны, как это кажется на первый взгляд. США, установив

8 Экономически это обосновывалось более низкой ценой труда по сравнению со США и странами ЕС.

в начале нулевых годов высокие биржевые цены на нефть, «посоветовали» России, чтобы дополнительные доходы от высоких цен на нефть направлялись в некий «стабилизационный», или «резервный» фонд, находящийся в одном из банков США. Таким образом, при падении цен на нефть Россия имеет основания не переводить доходы бюджета на хранение в США, а оставлять в стране выручку за нефть.

Гораздо большую угрозу, чем снижение нефтяных цен, представляет обвальная девальвация рубля. В настоящее время уже исчерпаны ресурсы, позволившие в 1998 г. проигнорировать такой объективный ограничитель масштабов девальвации, как соотношение цен на товары и уровня оплаты (цены) труда. При сохранении нынешнего уровня цены труда в России кратное повышение цен на внутреннем рынке приведет к резкому сокращению объемов реализации товаров и услуг, что неприемлемо. Увеличивать заработную плату без повышения производительности труда тоже нельзя.

После обвальной девальвации рублевые цены на товары некоторое время остаются на прежнем уровне. Это порождает ажиотажный спрос на предметы длительного пользования, которые могут рассматриваться как замена денежных накоплений населения. Одновременно стимулируется импортозамещение по тем изделиям, производство которых в России уже было налажено или может быть налажено за счет собственных средств предприятий.

Цены определяются издержками воспроизводства не только для торговли, но и для товаропроизводителей, и для потребителей продукции. На складах, принадлежащих отечественным и зарубежным фирмам, сейчас имеются нормативные запасы тех товаров, которые производятся в стране и поступают по импорту. Можно достаточно определенно сказать, что если не провести ревальвацию, цены в конечном итоге возрастут во столько раз, во сколько обесценится рубль. Правительство пока предлагает стабилизировать валютный курс на высоком уровне, позволяющем покрывать потери от снижения цены на нефть. Что произойдет в этом случае с потребительскими ценами? Они повысятся как минимум в 2 раза по сравнению с декабрем 2014 г. Подобной ситуации можно избежать.

У России сохраняется шанс возродить отечественную экономику и социальную сферу. Для этого нужно радикально изменить социальную и экономическую политику. Россия в XX в. накопила достаточный опыт укрепления своего экономического и политического суверенитета на основе перехода к твердому рублю. Для использования этого опыта нужна политическая воля. Она нужна также для распространения на всю страну накопленного в отдельных регионах России положительного опыта сохранения полноценных семей, воспитания духовно и физически здоровых новых поколений. Успешное решение

задач по активизации семейной политики возможно лишь в тесной взаимосвязи с активизацией выполнения Указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике», с созданием и модернизацией миллионов новых рабочих мест, с реализацией масштабных программ развития отечественного машиностроения, сельского хозяйства, жилищного строительства, науки, образования, здравоохранения, культуры.

Литература

1. Амосов А.И. У России есть шанс до 2017 года: Что дальше - начало развития или конец цивилизации? М.: ЛЕНАНД, 2011.

2. Сокольников Г.Я. Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте. М.: Наука, 1995.

3. Нешитой А.С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. М.: «Дашков и К», 2013.

4. Крупное Ю. Солнце русской семьи // Завтра. 2015. №6.

A.I. AMOSOV

doctor habilitatus in economics, head of the Sector of the Institute of economics of the

Russian Academy of sciences, Moscow, Russia

amossov@mail.ru

ECONOMIC RECOVERY ON THE BASIS OF HARD NATIONAL CURRENCY AND FULL-FLEDGED FAMILY - THE PURPOSE OF THE SOCIAL STATE The paper is devoted to an analysis of consequences of devaluation of ruble and increase of a rate of refinancing. The author proves the necessity of change of economic policy and possibility of successful revaluation of ruble, providing economy and the social sphere with long money, recovery from the crisis and the economic growth and development. The problems of economic growth and transition to hard ruble are considered in interrelation with questions of demographic development, in particular, with creation of full-fledged families in Russia.

Keywords: hard ruble, revaluation, decrease in a rate of refinancing, social and economic development, long-

term economic policy.

JEL: E580, F430, H600, J120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.