УДК 323.212
ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ1
Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса становления социально ответственного бизнеса в России. Изучены факторы, влияющие на данный процесс. Предложены мероприятия по повышению эффективности государственной политики в области стимулирования социальной ответственности российского предпринимательства.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, взаимодействие власти и общества, социальная политика, социально ответственный бизнес.
SUPPORT OF SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS IN RUSSIA
Annotation. The article is devoted to research ofprocess offormation of socially responsible business in Russia. The factors influencing this process are studied. Actions for increase of efficiency of a state policy in the field of stimulation of social responsibility of the Russian business are offered.
Keywords: socially oriented non-profit organizations, interaction of the power and society, social policy, socially responsible business.
Стимулирование социальной ответственности предпринимательства декларировано в стратегических актах российской государственной политики. Еще в 2004 г. в своем выступлении на IV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей В.В. Путин говорил «о важности системного понимания социальной ответственности бизнеса» [3, с. 11]. Также в данной связи следует отметить мнение Д.А. Медведева о том, что «деятельность социально ответственной компании должна базироваться на основе ряда принципиальных подходов, среди которых: ориентация на учет интересов общества, ... учет мнения населения, ... ориентация на достижение максимально возможных положительных результатов для граждан» [4, с. 2]. Однако, термин «социально ответственный бизнес» в России пока не прижился; наиболее приближенными к нему категориями являются «благотворительность и волонтерство», которые могут быть применимы по отношению как к предпринимательским организациям, так и к физическим лицам.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Поддержка благотворительной деятельности и волонтерства является одной из задач деятельности Минэкономразвития. Данная задача реализуется в рамках Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р. В соответствии с Концепцией, благотворительная деятельность НКО, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других. В последние
© Туровский А.А., 2015
1 Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда. Проект № 14-03-776 «Технологии взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с государством в современной России».
А.А. Туровский
Alexandr Turovskiy
годы в России наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. В то же время, как отмечается в Концепции, остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность. Это связано, в частности, с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям; недостатком информации о деятельности таких организаций и добровольцев, мотивации, целях и ее реальных результатах; неразвитостью инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности; недостаточной эффективностью применения налоговых льгот, предоставляемых в связи с благотворительной и добровольческой деятельностью граждан и организаций [2].
Актом Минэкономразвития, непосредственно касающимся проблематики социальной ответственности бизнеса, является Концепция развития корпоративной социальной отчетности. В Концепции предлагаются разные организационные решения - можно в крупной компании создать отдельный социальный департамент, можно, наоборот, создать корпоративный благотворительный фонд, который будет заниматься этими вопросами, а можно вообще участвовать в деятельности фонда местного сообщества и решать какие-то вопросы в рамках его деятельности.
В настоящее время концепция российской государственной политики по отношению стимулирования корпоративной социальной ответственности не получила развития и конкретизации на нормативно-правовом уровне. Тем не менее, процесс осознания своей социальной ответственности идет полным ходом и в российской бизнес-среде. Ярким примером является Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд - некоммерческая организация, декларирующая своей целью развитие социального предпринимательства в России. Помимо финансовой помощи, Фонд «Наше будущее» предоставляет социальным предпринимателям правовую, консультационную и информационную поддержку. По состоянию на ноябрь 2014 г. Фонд, по собственным данным, оказал поддержку 70 проектам социального предпринимательства, располагавшимся в 36 регионах России [6, с. 7]. К сожалению, подобные Фонду «островки» стимулирования социальной ответственности предпринимательства в России пока не получают государственной поддержки.
Другим значимым в российских масштабах событием процесса самоорганизации российского бизнес-сообщества в сфере социальной ответственности стало создание «Национального комитета по социальной ответственности бизнеса России (НКСО)». Создание комитета было инициировано Координационным советом предпринимательских союзов России [5, с. 14]. Под эгидой НКСО 26 апреля 2014 г. был проведен Международный Конгресс «Государство и бизнес: социально ответственное партнерство». Участниками Конгресса было подчеркнута озабоченность нарастающей проблемой качества трудового потенциала страны. По мнению участников конгресса, инициативы, направленные на обеспечение единства страны, сохранение общего экономического пространства, совершенствование структур государственной власти и повышение их ответственности, внимательное отношение к развитию российского бизнеса, создание системы защиты и поощрения социально ответственных компаний позитивно повлияют на создание благоприятных условий для создания системы социально ответственного партнерства и развития экономики России [5, с. 17].
Изложенными фрагментами практика самоорганизации социальной ответственности бизнеса не исчерпывается. По имеющимся данным, в настоящее время 138 крупных корпоративных российских групп имеют в своем составе структуры, ответственные за социальную политику, которые на постоянной основе ведут диалог с представителями власти [1, с. 10]. Все эти и другие практики корпоративной социальной ответственности, зарождающиеся в российских регионах, требуют комплексного научного исследования.
Принимая во внимание изложенное, представляется возможным определить следующие основные направления осуществления государством мероприятий по совершенствованию системы корпоративной социальной ответственности Российской Федерации:
1) совершенствование действующего законодательства по стимулированию корпоративной социальной ответственности;
2) создание государством экономических (налоговых) льгот для благотворителей - бизнес-организаций;
3) обязательная социальная отчетность крупных компаний;
4) создание ресурсных центров для развития социальной ответственности бизнеса;
5) нематериальное стимулирование социальной ответственности российского предпринимательства.
Изыскивая пути реализации данных задач, во-первых, следует отметить, что государство обязано обеспечить правовую базу для эффективного и полезного для общества функционирования бизнеса. Это, в частности, касается законодательства о благотворительности, Гражданского и Налогового кодексов, закона об общественных организациях. Причина необходимости внесения изменений в нормативную базу обусловлена тем обстоятельством, что подготовка и принятие многих законодательных актов осуществлялась в 90-х гг. XX в., зачастую под давлением влиятельных представителей бизнес-сообщества. По нашему мнению, при решении данной задачи применим положительный опыт стран Евросоюза.
Во-вторых, представляется необходимым (по примеру США) создавать в России инвестиционные некоммерческие фонды, прибыль которых идет исключительно на благотворительные цели и не облагается налогом. Это связано с тем, что до 2007 г. благотворительность фактически облагалась налогами дважды. Сначала налоги платили коммерческие структуры, которые жертвовали средства, а потом налог на прибыль должны были заплатить и те организации, которые эти деньги получали. Важным этапом совершенствования системы корпоративной социальной ответственности стало принятие федерального закона № 275-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Некоммерческие фонды будут профессионально инвестировать средства доноров и тратить на благотворительность инвестиционный доход, который не облагается налогом на прибыль. Ключевыми направлениями, которые будут финансировать такие фонды, предполагается сделать образование, медицину, науку и культуру. Решение данной проблемы позволит существенно продвинуться при реализации столь популярных во властных кругах национальных проектов. Вместе с тем, следует отметить, что государство в своих взаимоотношениях с бизнес-структурами должно четко осознавать и жестко пресекать любые попытки руководства корпораций использовать социальные программы как способ получения дополнительных налоговых льгот и прочих преференций.
В-третьих, нельзя не отметить важность такого показателя взаимоотношений компании с абсолютно всеми общественными группами как социальная отчетность. В современной России данный тип отчетности используют в своей деятельности пока лишь единицы - наиболее крупные, осуществляющие свою деятельность на международных рынках, компании. В настоящее время основными адресатами такой отчетности являются внешние потребители продукции российских компаний, так как известно, что на международных рынках отношение к российскому бизнесу, мягко говоря, неоднозначное. В международной практике существует несколько форматов такой отчетности и вопрос определения формата представления данных, характеризующих общественную деятельность российских компаний, в настоящее время остается открытым. Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении для крупных сырьевых российских компаний обязательств к пред-
ставлению социальной отчетности. Мониторингом и контролем такой отчетности мог бы заняться уполномоченный государственный орган.
В-четвертых, реализация социальной ответственности бизнеса весьма затруднительна в условиях недостаточности координации ее действий со стороны государственного органа, ответственного за проведение социальной политики. Учитывая изложенное, на наш взгляд, создание в обозримой перспективе хотя бы структурного подразделения в рамках Минэкономразвития, уполномоченного контролировать вопросы социальной ответственности корпораций, представляется обоснованной мерой.
В-пятых, государству необходимо активнее привлекать бизнес к совместному решению существующих проблем динамичного развития общества, но делать это публичным образом. В частности, по данным Ассоциации менеджеров России, наиболее распространенным способом привлечения бизнеса к решению социальных проблем местного сообщества является в России «государственный (муниципальный) рэкет» (!). Схема достаточно проста: представитель власти приглашает бизнесмена на личную встречу, в ходе которой намекает, что предприниматель должен поучаствовать в решении одного из острых социальных вопросов, взамен чего властью гарантируется поддержка данного предприятия. Примечательно, что в подобном способе «стимулирования» социальной ответственности бизнеса руководители местных администраций не усматривают ничего особенного, незаконного, практикуют его регулярно и эффективно, и не стесняются похвалиться подобной практикой на тематических семинарах, совещаниях. Между тем, такая практика способствует теневизации и клиенти-лизации властно-предпринимательских отношений. Очевидно, что на каждом уровне публичной властью должны создаваться простые, прозрачные и доступные способы стимулирования социальной ответственности предпринимательства, чтобы представитель бизнеса четко осознавал, что каждый вложенный в благотворительность рубль обернется для него если не прямой, то косвенной выгодой (например, репутационный капитал).
В-шестых, важным шагом на пути совершенствования политики стимулирования социальной ответственности бизнеса в России должна стать «социальная отчетность корпораций». Сегодня вопрос о том, вкладывать или не вкладывать деньги в благотворительность, каждая крупная российская компания решает самостоятельно, руководствуясь только личными морально-этическими соображениями. Неудивительно поэтому, что наиболее распространенной в России формой филантропии крупного бизнеса является олигархическая, предполагающая вложение в благотворительность очень больших сумм денег под лозунгом: «Пусть государство не учит меня, как и сколько жертвовать». Государство же, в свою очередь, просто наблюдает за меценатством крупного бизнеса, не предпринимая никаких практических мер по его стимулированию.
К сожалению, Российская Федерация находится на начальной стадии процесса создания методологической и практической базы, как корпоративной социальной отчетности, так и осуществления социального аудита. В этой связи, перспективной мерой для развития корпоративной социальной отчетности в России представляется модель индексной оценки «этичных инвестиций» (по аналогии с используемой в США и Великобритании методикой индексирования социальной отчетности До-мини).
Также целесообразно интегрировать в российскую практику взаимодействия крупного бизнеса и власти принципы социального аудита. В данном контексте весьма интересна деятельность Академии труда и социальных отношений, разработавшей Концепцию российской модели социального аудита. Надо учитывать, что социальный аудит - дело совершенно новое для нашей страны. Однако интерес к нему со стороны субъектов России очевиден. Это можно объяснить многими обстоятельствами. Прежде всего, надо учитывать, что на регионы ложится основная забота о социальном положении населения. Социальный аудит дает возможность получить объективную и достоверную ин-
формацию относительно социального климата на предприятиях и в организациях регионов, позволяет выявить существенные и потенциально возможные социальные риски, способствуя тем самым эффективному регулированию социальных отношений. Известно, что до сих пор существует значительная дифференциация российских регионов по уровню жизни, доходов, заработной платы, условиям труда: аудиторское обследование позволяет объективно оценить социальную ситуацию на территориях. В то же время социальный аудит позволяет региону добиваться большего внимания со стороны федерального центра к своим социальным нуждам и продвигаться в сторону утверждения социальной справедливости.
Особое внимание следует обратить на политическую злободневность социального аудита, поскольку:
социальный аудит может стать инструментом более эффективного сотрудничества региональной власти с институтами гражданского общества и в первую очередь с объединениями предпринимателей и профсоюзами;
объективное социальное обследование ограничивает возможности использования популистских лозунгов, к которым прибегают некоторые политические партии;
принцип «прозрачных результатов» социального аудита должен способствовать ликвидации теневого сектора в региональной экономике;
активное внедрение региональными властями социального аудита безусловно будет способствовать повышению авторитета власти в глазах избирателей, подтверждая, что региональные власти осознают свою ответственность перед населением региона».
Социальный аудит при его грамотном использовании должен стать действенным инструментом государственного регулирования происходящих в обществе процессов. Однако в качестве особенностей рассматриваемой модели следует отметить чрезмерный (по мнению автора) уклон в сторону анализа трудовых отношений.
Вопрос о необходимости социальной отчетности бизнеса активно дискутируется в научных и деловых кругах, публикациях о корпоративной социальной ответственности. В данной связи следует отметить, что, хотя ряд крупнейших российских компаний такие отчеты и составляют, тем не менее, данное обстоятельство является, скорее, исключением из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация социальных отчетов по международным стандартам не является обязательным. По мере развития корпоративной социальной отчетности, неизбежно встанет вопрос о необходимости ее унификации, возможно, переходе на единый, обязательный стандарт отчета, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация которого станет для компаний такой же необходимостью как подготовка финансовой отчетности.
Исходя из имеющихся международных методологических и практических наработок, в качестве базовой модели социальной отчетности российских корпораций представляется целесообразным принять наиболее полный и популярный на данный момент стандарт ОЫ, включающий три базовых аспекта деятельности предприятия: экономика, социальная и экологическая политика. Кроме того, применительно к России представляется целесообразным включить в структуру социального отчета информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами. В качестве первого шага по внедрению стандартов социальной отчетности в российскую практику представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении для крупных сырьевых российских компаний обязательной социальной отчетности на законодательном уровне по аналогии с рядом высокоразвитых западноевропейских стран. При этом, адресатом отчетности должен стать соответствующий орган государственной власти, ответственный за ее принятие, обработку, аналитику и подтверждение (по примеру налоговых органов, ответственных за аналогичные действия с финансовой отчетностью компаний). В качестве критериев необходимости предоставления отчетности, можно определить ве-
личину выручки компании за последние три года, долю частной собственности в общей структуре, количество работающих на предприятии сотрудников. Отрадно, что в конце 2014 г. Минэкономики России заявило о возможном введении для компаний с государственным участием (50 % и одна акция) обязательной нефинансовой отчетности.
Таким образом, мероприятия по подготовке социальной отчетности можно охарактеризовать как важнейший процесс, способствующий тому, чтобы российский бизнес нес комплексную ответственность за свои действия, стал действительно социально ответственным в каждом своем решении, а не в отдельных областях деятельности.
Библиографический список
1. Гимазова, Ю. В. От «фабрик мысли» к «центрам публичной политики»: международный опыт и перспективы России / Ю. В. Гимазова // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 4. - С. 10-14.
2. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р // Российская газета. - 2009. - № 128.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 декабря 2004г. // Российская газета. - 2004. - № 312.
4. Стенограмма выступления Председателя Правительства РФ на заседании Правительства РФ от 24.12.2014г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.government/ru/events/ (дата обращения : 25.02.2015).
5. Тимофеева, Н. Н. К вопросу о стимулировании корпоративной социальной отчетности в России [Электронный ресурс] / Н. Н. Тимофеева. - Режим доступа : http:// www.nkso.ru /events/ (дата обращения : 25.02.2015).
6. Фадеева, К. Т. Фонд «Наше будущее» - за социальную ответственность российского бизнеса. [Электронный ресурс] / К. Т. Фадеева. - Режим доступа : http://www.nashe-buduschee_fund.ru/ (дата обращения : 25.08.2015).