Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / РУСИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурзалиева Джамиля Джумабаевна

Интеграционные процессы, в которые вовлечена Кыргызская Республика, требуют нового подхода к обучению, особенно языковому. Участие Кыргызской Республики в ЕАЭС становится основанием для дальнейшего поддержания русского языка и образования на русском языке в нашей стране. Вопрос о всевозрастающей роли русского языка и образования на русском языке в Кыргызстане имеет очень большое значение, ведь языковая ситуация в стране динамично меняется, и не только в положительную сторону. Необходима системная работа по продвижению и укреплению русского языка и образования на русском языке в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND EDUCATION IN RUSSIAN IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The integration processes, in which the Kyrgyz Republic is involved require a new approach to teaching, especially teaching language. The participation of the Kyrgyz Republic in the EAEU becomes the basis for the further maintenance of the Russian language and education in Russian in our country. The issue of the ever-growing role of the Russian language and education in Russian in the Republic of Kyrgyzstan is of greatimportance: the language situation in our country is changing dynamically, and not only in a positive direction. In this regard it is necessary to precisely raise such issues that will constantly and invariably contribute to the promotion and strengthening of the Russian language and education in Russian in Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Джамиля Мурзалиева

РУССКИЙ ЯЗЫК В МИРЕ 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.004

Поддержка русского языка и образования на русском языке в Кыргызской Республике

Интеграционные процессы, в которые вовлечена Кыргызская Республика, требуют нового подхода к обучению, особенно языковому. Участие Кыргызской Республики в ЕАЭС становится основанием для дальнейшего поддержания русского языка и образования на русском языке в нашей стране. Вопрос о всевозрастающей роли русского языка и образования на русском языке в Кыргызстане имеет очень большое значение, ведь языковая ситуация в стране динамично меняется, и не только в положительную сторону. Необходима системная работа по продвижению и укреплению русского языка и образования на русском языке в Кыргызстане.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, русский язык, образование, поддержка русского языка и образования на русском языке в Кыргызской Республике, русистика.

Интеграционные процессы, в которые вовлечена Кыргызская Республика (КР), требуют нового подхода к обучению, особенно языковому. Участие Кыргызской Республики в ЕАЭС становится основанием для дальнейшего поддержания русского языка и образования на русском языке в нашей стране. Региональная интеграция предоставляет возможность участия во многих проектах, совместно реализуемых странами - членами ЕАЭС. Русский язык становится основополагающим элементом, способствующим развитию интеграционных процессов во всех сферах деятельности. С Российской Федерацией Кыргызская Республика имеет общее историческое прошлое, а в настоящем - тесные экономические

Мурзалиева Джамиля Джумабаевна, Кыргызский Национальный университет имени Ж. Баласагына (Бишкек), www.knu.kg

связи, дополнительно закрепленные в формате ЕАЭС, и также постоянное военно-политическое сотрудничество, в частности в рамках международных организаций ОДКБ и ШОС.

Следует отметить, что с 2001 г. в Кыргызской Республике русский язык наделен статусом официального языка. До настоящего времени образовательная среда также сохранила русский язык обучения. В 2018-2019 гг. в КР обучение на русском языке осуществлялось в 220 государственных школах, 72 частных общеобразовательных организациях и 576 смешанных школах.

На начало 2020 г. в Кыргызстане действовали 2283 школы с общей численностью учащихся 1311478 человек. Охват населения Кыргызской Республики образованием, в процентах к численности населения в возрасте 7-24 лет составляет 78,9 %.

Анализ удельного веса дневных общеобразовательных организаций с одним русским языком обучения за прошедшие пять лет показал, что школ с русским языком обучения всего лишь 12,3 % от общего числа всех школ. Удельный вес учащихся в школах с русским языком обучения за анализируемый период в общей численности всех учащихся школ страны с одним языком обучения составляет 21,9%. В среднем количество учащихся, выбирающих классы с русским языком обучения, растет на 5 тысяч человек ежегодно.

В образовательных организациях среднего профессионального образования выбор языка обучения зависит от направления, профиля, специальности [1]. В образовательных организациях среднего профессионального образования с естественным, техническим, информационно-технологическим направлениями обучающиеся предпочитают группы на русском языке обучения.

В образовательных организациях высшего профессионального образования выбор языка обучения зави-

РУССКИЙ ЯЗЫК В МИРЕ

сит также преимущественно от направления, профиля, специальности. В высших учебных заведениях с преобладанием естественных, технических, юридических, медицинских, информационно-технологических направлений студенты предпочитают группы на русском языке обучения.

Анализ удельного веса дневных общеобразовательных организаций с несколькими языками обучения, одним из которых является русский язык обучения, за прошедшие пять лет показал, что таких школ, где одним из языков обучения выступает русский язык, всего 89,4% от общего числа всех школ с двумя и более языками обучения. При этом средний удельный вес дневных общеобразовательных организаций с кыргызско-русским языками обучения составил за прошедшие годы 71,0%.

Удельный вес учащихся в школах с несколькими языками обучения, одним из которых является русский язык обучения, за прошедшие пять лет составил 92,6 % от общей численности учащихся в школах с двумя и более языками обучения. При этом средний удельный вес учащихся с кыргызско-русским языками обучения в дневных общеобразовательных организациях с двумя и более языками обучения составил за прошедшие годы 72,7%.

Удельный вес обучающихся на русском языке в образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО) составил за анализируемый период 53,4% от общей численности обучающихся в организациях СПО.

Удельный вес студентов, обучающихся на русском языке, в общей численности студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования (ВПО) составил 68,6 %. Удельный вес студентов из России, обучающихся на русском языке, в общей

Таблица 1. Основные показатели образования на русском языке в Кыргызской Республике и их динамика за 2013-2018 гг. [2; 3]

Показатели 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017 2017/ 2018

Дневные общеобразовательные организации с одним языком обучения, единиц 1714 1698 1692 1685 1689

в том числе:

русским языком 203 203 198 216 226

Удельный вес в общем числе организаций, в % 11,8 12,0 11,7 12,8 13,4

Средний удельный вес в общем числе организаций за анализируемый период, в % 12,3

Численность учащихся в дневных общеобразовательных организациях с одним языком обучения, человек 641472 629406 643662 680399 696338

в том числе:

русским языком 133784 132643 138471 152964 162698

Удельный вес, в % 20,9 21,1 21,5 22,5 23,4

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 21,9

Число дневных общеобразовательных организаций с двумя и более языками обучения, единиц 493 507 525 551 573

Показатели 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2017/

2014 2015 2016 2017 2018

в том числе:

кыргызско-русским языком 346 360 369 397 409

Удельный вес, в % 70,2 71,0 70,3 72,1 71,4

Средний удельный вес за анализируемый период, в % Л,0

узбекско-русским языком 46 49 52 48 54

Удельный вес, в % 9,3 9,7 9,9 8,7 9,4

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 9,4

кыргызско-узбекско-русским языком 35 38 43 50 51

Удельный вес, в % 7,1 7,5 8,2 9,1 8,9

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 8,2

русско-узбекско-таджикским языком 4 4 3 3 3

Удельный вес, в % 0,8 0,8 0,6 0,5 0,5

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 0,6

кыргызско- русско-узбекско-таджикским языком - - - 1 1

Удельный вес, в % - - - 0,2 0,2

Продолжение таблицы

Показатели 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017 2017/ 2018

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 0,2

Средний удельный вес по всем группам показателей, в % 89,4

Численность учащихся в дневных общеобразовательных организациях с двумя и более языками обучения, человек 385651 414223 446538 495381 526323

в том числе:

кыргызско-русским языком 276709 301196 325286 364630 382549

Удельный вес, в % 71,8 72,7 72,9 73,6 72,7

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 72,7

узбекско-русским языком 38014 42386 45317 45863 54074

Удельный вес, в % 9,9 10,2 10,1 9,3 10,3

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 10,0

кыргызско-узбекско-русским языком 32886 35562 40734 50290 53853

Удельный вес, в % 8,5 8,6 9,1 10,2 10,2

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 9,3

русско-узбекско-таджикским языком 2188 2165 1165 1142 1199

Удельный вес, в % 0,6 0,5 0,3 0,2 0,2

Показатели 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017 2017/ 2018

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 0,4

кыргызско- русско-узбекско-таджикским языком - - - 1098 1118

Удельный вес, в % - - - 0,2 0,2

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 0,2

Средний удельный вес по всем группам показателей, в % 92,6

Образовательные организации среднего профессионального образования в КР

Численность обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования, человек 91623 92550 89605 90585 91877

из них обучаются на:

русском языке 48523 49811 47993 48739 48573

Удельный вес, в % 53,0 53,8 53,6 53,8 52,9

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 53,4

Образовательные организации высшего профессионального образования в КР

Численность студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования, человек 223241 214410 199505 175430 162406

Окончание таблицы

Показатели 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2017/

2014 2015 2016 2017 2018

из них обучаются на:

русском языке 162293 145070 133263 120955 108403

Удельный вес, в % 72,7 67,7 66,8 69,0 66,8

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 68,6

Численность студентов из стран СНГ

Численность студентов из стран СНГ, человек 8195 8466 8908 8194 7653

из них из:

Российской Федерации 1225 1377 1186 910 1535

Удельный вес, в % 15,0 16,3 13,3 11,1 20,1

Средний удельный вес за анализируемый период, в % 15,2

РУССКИЙ ЯЗЫК В МИРЕ

численности студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования (ВПО) составил 15,2%.

Таким образом, в Кыргызской Республике необходимо гармонизировать отношения между русским и кыргызским языками. Это станет рациональным подходом к языковой политике. Для поддержания русского языка и образования на русском языке в нашей стране как основного звена в системе сохранения русскоязычного пространства и образования необходимо реализо-вывать крупномасштабные пилотные проекты, в том числе и через строительство школ с русским языком обучения, в регионах. Проекты, которые должны быть реализованы с определенной периодичностью и с полноценной оценкой результатов их реализации, будут постоянно способствовать продвижению и укреплению русского языка и образования на русском языке в региональном аспекте.

Литература:

1. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92, в последней редакции от 14.08.2020 г. № 128. URL: http://www.cbd.minjustgov.kg/ (дата обращения: 06.05.2021)

2. Национальный статистический комитет KP. URL: http://www.stat.kg/ (дата обращения: 06.05.2021)

3. Образование и наука в Кыргызской Республике // Национальный статистический комитет KP. URL: http://www.statkg/ (дата обращения: 06.05.2021)

Djamilya Murzalieva,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Kyrgyz National University named after J. Balasagyn (Bishkek), www.knu.kg

Support of the Russian language and education in Russian in the Kyrgyz Republic

The intégration processes, in which the Kyrgyz Republic is involved require a new approach to teaching, especially teaching language. The participation of the Kyrgyz Republic in the

EAEU becomes the basis for the further maintenance of the Russian language and education in Russian in our country. The issue of the ever-growing role of the Russian language and education in Russian in the Republic of Kyrgyzstan is of great importance: the language situation in our country is changing dynamically, and not only in a positive direction. In this regard, it is necessary to precisely raise such issues that will constantly and invariably contribute to the promotion and strengthening of the Russian language and education in Russian in Kyrgyzstan.

Keywords: the Kyrgyz Republic, the Russian language, education, support of the Russian language in the Kyrgyz Republic, Russian studies.

Елена Хабенская 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.005

Русский язык в Грузии: взгляд изнутри

Статья посвящена проблемам русскоязычного образования, сохранения и распространения русского языка в Грузии в постсоветский период. Рассматривается в динамике положение русского языка в системе среднего образования начиная с 1991 г., отношение к русскоязычным, русскому языку и культуре грузинской политической элиты и грузинского общества в разные периоды независимости страны. Анализируются причины, факторы и перспективы изменения положения русского языка в современной Грузии. Иллюстративным материалом и отчасти источником для статьи послужили тексты эссе педагогов-русистов, лауреатов Пушкинского конкурса из Грузии в 2001-2018 годах.

Ключевые слова: русский язык в Грузии, русскоязычное образование, русскоязычное население, Грузия, Пушкинский конкурс, эссе, педагоги-русисты, межкультурные связи, гражданское общество, соотечественники, ближнее зарубежье.

Международный пушкинский конкурс для учителей русского языка проходит ежегодно начиная с 2001 г. по инициативе «Российской газеты» и при поддержке правительства Москвы (Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы) и МИД РФ (Россотрудничество). Идея конкурса родилась в редакции «Российской газеты» в 2000 г.: участники круглого стола «Моя родина - русский язык»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.