Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

ПОДДЕРЖКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЫНОК ТРУДА ИНВАЛИДОВ / РАБОТОДАТЕЛИ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / STATE SUPPORT OF EMPLOYERS / LABOR MARKET OF DISABLED PERSONS / EMPLOYER / JOB QUOTAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова Р.П., Печерская Е.А.

В статье представлен анализ политики российского государства в вопросах регулирования рынка труда инвалидов. Сформулированы предложения по усилению государственной поддержки работодателей, желающих принять на работу людей с инвалидностью. Авторы исследования, ставя перед собой цель определить приоритетные направления развития российского рынка труда инвалидов, выявляют, что на современном этапе недостаточно уделяется внимания спросу на рабочую силу людей с инвалидностью и барьерам в их трудоустройстве. Ведется активная политика по повышению уровня образования людей с инвалидностью и их реабилитации, а также работа, направленная на развитие инфраструктуры рынка труда инвалидов. Однако при этом деятельность по их трудоустройству не сформирована как целостная система необходимых институтов, в том числе и по привлечению работодателей к созданию и поддержанию рабочих мест для людей с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT TO EMPLOYERS AS A MEASURE OF STATE INFLUENCE ON A LABOUR MARKET OF PERSONS WITH DISABILITIES

The article presents an analysis of the Russian state regulatory policy of the labor market of disabled persons. The suggestions of the ways of strengthening the state support for employers who want to hire people with disabilities are provided. The authors of the study, while setting a goal to determine the priority directions of the Russian labor market of disabled persons development, show that nowadays attention towards the demand for labor of disabled persons is insufficient. Currently, an active policy is pursued to improve the level of disabled persons’ education and their rehabilitation, as well as the infrastructure of the labor market of disabled persons’ development. Still the support of disabled’ employment does not act as a comprehensive system of required institutions including involvement of employers to create jobs for disabled persons.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

УДК 331

ПОДДЕРЖКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ*

Р. П. Колосова, Е. А. Печерская

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Поступила в редакцию 16 августа 2018 г.

Аннотация: в статье представлен анализ политики российского государства в вопросах регулирования рынка труда инвалидов. Сформулированы предложения по усилению государственной поддержки работодателей, желающих принять на работу людей с инвалидностью. Авторы исследования, ставя перед собой цель определить приоритетные направления развития российского рынка труда инвалидов, выявляют, что на современном этапе недостаточно уделяется внимания спросу на рабочую силу людей с инвалидностью и барьерам в их трудоустройстве. Ведется активная политика по повышению уровня образования людей с инвалидностью и их реабилитации, а также работа, направленная на развитие инфраструктуры рынка труда инвалидов. Однако при этом деятельность по их трудоустройству не сформирована как целостная система необходимых институтов, в том числе и по привлечению работодателей к созданию и поддержанию рабочих мест для людей с инвалидностью.

Ключевые слова: государственная поддержка, рынок труда инвалидов, работодатели, квотирование рабочих мест.

Abstract: the article presents an analysis ofthe Russian state regulatory policy ofthe labor market ofdisabled persons. The suggestions of the ways ofstrengthening the state supportfor employers who want to hire people with disabilities are provided. The authors of the study, while setting a goal to determine the priority directions of the Russian labor market of disabledpersons development, show that nowadays attention towards the demand for labor of disabled persons is insufficient. Currently, an active policy is pursued to improve the level of disabledpersons'education and their rehabilitation, as well as the infrastructure of the labor market of disabled persons' development. Still the support of disabled' employment does not act as a comprehensive system of required institutions including involvement of employers to create jobs for disabled persons.

Key words: state support of employers, labor market of disabled persons, employer, job quotas.

При выходе на рынок труда РФ значительная часть людей с инвалидностью сталкивается с многочисленными барьерами в процессе поиска работы, трудоустройства и сохранения рабочих мест, в числе которых высокая конкуренция, дискриминация, ограниченное количество вакансий, предназначенных для сотрудников с инвалидностью, нежелание работодателя принимать на работу человека с особенностями. В то же время наблюдается потребность организаций в высококвалифицированных работниках, нередко возникают сложности в подборе персонала. Согласно данным официальной статистики на начало 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 637,6 тысячи вакантных рабочих мест. Возможно, привлечение к труду лиц

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-010-00686.

© Колосова Р. П., Печерская Е. А., 2018

с ограниченными возможностями позволило бы в определенной мере решить проблему дефицита рабочей силы.

Дело в том, что в Российской Федерации проживает около 12,11 млн людей с инвалидностью, в числе которых лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста насчитывается около 3,56 млн человек, или около 30 % от общей численности инвалидов. Из них трудовой деятельностью заняты 17 %, или 610 тыс. человек. Для сравнения, доля занятых в общей численности населения в трудоспособном возрасте - 77,5 % [1].

В настоящее время значительная часть вопросов содействия занятости инвалидов на рынке труда в нашей стране решается при поддержке Российского государства, и как регулируемый рынок рынок труда инвалидов «характеризуется наличием широкой законодательной и нормативной базы, определяемой как непосредственно государ-

ством, так и соглашениями на разных уровнях между предпринимателями и трудящимися. Субъекты такого рынка труда: работодатели, наемные работники и государство - действуют чаще всего на принципах трипартизма, обеспечивая достаточно высокую социальную защищенность трудящихся и соблюдения прав предпринимателей» [2]. При этом государство с целью улучшения ситуации на рынке труда людей с инвалидностью может оказывать воздействие на каждый его элемент: спрос на труд, предложение труда, цена рабочей силы, конкуренция на рынке труда, инфраструктура.

Цель данной работы двуедина: рассмотрение проблематики государственной поддержки людей с инвалидностью на российском рынке труда в контексте анализа барьеров на этом пути и определение новых и усиление/корректировки уже используемых мер содействия государства работодателям, желающим привлечь труд инвалидов.

Методически исследование основано на анализе законодательно-нормативной базы и соответствующих проблеме статистических данных, а также на результатах экспертных опросов (анкетирования) и интервью людей с инвалидностью, имеющих личный опыт трудоустройства, и специалистов, занятых трудоустройством инвалидов. Кроме того, Е. А. Печерской проведены включенные наблюдения в рамках специализированных ярмарок вакансий для людей с инвалидностью, которые проводятся по инициативе государственных структур (к примеру, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы). Вместе с тем важно следующее обстоятельство.

Высокая сложность и значимость проблемы занятости лиц с ограниченными возможностями обусловила активное внимание в ее разработке ученых, практиков, политических деятелей, общественных организаций. Поэтому в рамках данного исследования в качестве одной из инновационных задач был проведен масштабный обзор публикаций и статей представителей научных сообществ и некоммерческих организаций, работодателей, интервью государственных служащих, занятых проблемами трудоустройства инвалидов и др. Так, к примеру, среди исследований, посвященных изучению развития рынка труда людей с инвалидностью, обратили на себя внимание глубиной анализа работы Л. П. Арзамасцевой [3], Д. П. Тарасенко [4], С. Н. Пузина [5], Н. В. Гаше-ниной [6], Н. Г. Романовой [7] и др. Позиции экспертов, представляющих НКО инвалидов, отличаются и глубиной, и практицизмом.

По результатам анализа данного обзора выявлено более 130 проблем-барьеров в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, которые далее были систематизированы и объединены в группы в разрезе их структуризации по элементам и субъектам рынка труда и затем соотнесены с направлениями в государственном регулировании политики на рынке труда1.

В контексте целей этой работы важнейшим в ней явился акцент на барьерах, определяющих спрос на труд инвалидов, как следствие поведения работодателей на рынке труда. Однако жесткая причинно-следственная связь между элементами и субъектами рынка труда предопределила необходимость сжатого освещения проблематики барьеров в трудоустройстве инвалидов по каждому из элементов и взаимосвязи между ними.

Спрос на труд лиц с ограниченными возможностями на рынке труда Российской Федерации

Проблема спроса на труд рассматривается применительно к пространствам и общего - открытого рынка труда, и его закрытого сегмента -рынка труда инвалидов. Как известно, в экономике труда принято различать эффективный спрос на труд и общий спрос. «Общий спрос на труд количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Эффективный спрос на труд - величина расчетная и определяется как разность между общим спросом и величиной излишней численности персонала на предприятиях/организациях» [2]. В рамках данного исследования речь пойдет об общем спросе на труд людей с инвалидностью.

Рынок труда как государственных, так и негосударственных предприятий в целом характеризуется низким спросом на рабочую силу инвалидов, ограниченными возможностями и сокращением масштабов их трудоустройства. Снижение спроса на рабочую силу можно наблюдать и на закрытом рынке труда инвалидов.

Согласно данным Росстата на начало 2018 г. общее количество работающих людей с инвалидностью, в том числе в возрасте, превышающем возраст выхода на пенсию, составило 1,64 млн человек. За последние пять лет данный показатель снизился с 2,41 млн человек в 2014 г. до 1,64 млн человек в 2018 г. (рис. 1), что также отражает со-

1 Методический подход к исследованию предложен Е. А. Печерской и апробируется соавторами исследования и статьи.

2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Рис. 1. Сведения о работающих инвалидах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (по состоянию на 1 января), чел. [1]

кращение спроса на рабочую силу лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

Эксперты в области содействия занятости людей с инвалидностью, как показал анализ, выделяют следующий ряд, на их взгляд, основных причин, определяющих спрос работодателей на труд инвалидов.

Во-первых, на рынке труда общего типа недостаточно рабочих мест для людей с инвалидностью и недостаточно государственное финансирование деятельности работодателей по организации и адаптации специальных рабочих мест.

Во-вторых, многие работодатели, желающие принять на работу сотрудников с инвалидностью, не владеют информацией о требованиях к созданию для них рабочих мест. Учитывая тот факт, что каждый сотрудник с инвалидностью индивидуален, а специальное рабочее место необходимо оборудовать в соответствии с его особенностями, в случае его увольнения работодателю сложно будет найти нового кандидата на данное рабочее место.

В-третьих, к сожалению, распространенные стереотипы представителей бизнеса о невысоком уровне образования и низкой производительности труда инвалидов резко снижают мотивацию работодателей к трудоустройству человека с инвалидностью.

В-четвертых, следует отметить, что специфика отдельных производств пока объективно не позволяет создать рабочие места для инвалидов. Наступление эпохи цифровой экономики, очевидно, может изменить это положение. Но проблема и логика этой связи должна стать предметом особого исследования.

По этим и другим причинам (о них будет сказано далее) в целях решения проблем трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда государством предусмотрена поддержка работодателей, желающих принять на работу инвалидов. В этой связи принято рассматривать и оценивать три следующие основные Государственные программы.

Так, в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [8] ежегодно с 2013 по 2015 г. создавалось до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. По окончании 2015 г. количество специально созданных рабочих мест для людей с инвалидностью достигло 42,7 тысячи единиц.

Однако с 2016 г. данной программой не предусмотрено создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Программа «"Доступная среда" на 20112020 гг.» [9] предполагает создание рабочих мест для людей с инвалидностью на базе инвалидных некоммерческих организаций в основном в сегменте закрытого рынка труда инвалидов. Согласно отчетам данной программы на начало 2018 г. нарастающим итогом с 2012 г. было создано 689 рабочих мест. Их количество, с точки зрения приведенных выше данных о необходимости трудоустройства инвалидов, очевидно, не требует комментария.

На данный момент основной технологией решения вопросов занятости инвалидов остается система квотирования рабочих мест [10], которая предполагает трудоустройство людей с инвалидностью на крупных предприятиях численностью более 100 человек, где сотрудников с инвалидностью должно

быть 2-4 %. Для организаций, в которых работают 35-100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Согласно данным Росстата, основанным на отчетах Федеральной службы по труду и занятости, с 2011 по 2016 г. ежегодно на квотируемые места было трудоустроено около 4000 людей с инвалидностью. В 2017 г. их количество увеличилось до 7700 человек с инвалидностью [1] (рис. 2).

Эти изменения нашли отражение в «Мониторинге и оценке качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения», согласно которому «в 2017 году доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности инвалидов, обратившихся в ФСЗ в целях поиска подходящей работы, по Российской Федерации составила 53,0 %, что свидетельствует о существенном росте уровня трудоустройства по сравнению с 2016 годом (39 %), а также о последовательном сближении с аналогичным показателем в среднем для всех категорий граждан, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы (66,8 %)» [11].

По мнению экспертов, решающим фактором увеличения в 2017 г. спроса на труд инвалидов явился переход государственной службы занятости населения от заявительного принципа работы, когда соискателю с инвалидностью необходимо было самому обратиться за помощью в трудоустройстве, к инициативному принципу работы сотрудников службы занятости с инвалидами и расширению их сотрудничества с работодателями.

В 2017 г. наблюдалось увеличение числа трудоустроенных людей с инвалидностью и в рамках системы квотирования рабочих мест.

В то же время эксперты от бизнеса, оценивая этот рычаг воздействия на работодателей, отметили, что в законодательстве о квотировании рабочих мест у бизнеса больше обязанностей, чем прав. А эксперты-исследователи отмечают, что в современных кризисных условиях работодатель вынужден прибегать к защитным мерам. Например, делить свою организацию на мелкие компании, сохраняя при этом все производственные связи.

Как показано выше, альтернативой открытого рынка труда является закрытый рынок труда - инвалидов, в рамках которого деятельность инвалидов осуществляется на специализированных предприятиях, получающих определенную системную государственную поддержку. Одна из проекций этой концепции - названная ранее Госпрограмма «Доступная среда».

Основными субъектами - работодателями закрытого рынка являются общественные организации инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих и т. д.) и предприятия, организованные ими. Как показал наш анализ, представители данных организаций инвалидов подчеркивают, что существуют такие особенности инвалидности, которые не позволяют человеку трудиться на открытом рынке труда. Например, опрос, проведенный специалистами Всероссийского общества слепых [12], свидетельствует о том, что значительное количество людей, имеющих проблемы зрения,

9000

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

7700

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Рис. 2. Трудоустройство граждан с инвалидностью на квотируемые рабочие места в 2011-2017 гг., чел. [1]

могли бы и хотели работать на закрытом рынке труда. По оценкам специалистов, их не более 1012 тысяч человек. Но для того чтобы обеспечить их рабочими местами, необходима поддержка со стороны государства в виде гарантированного госзаказа на производство и сбыт продукции, выпускаемой специализированными предприятиями, и предоставления льгот данным предприятиям инвалидов.

К числу мер государственной политики в области формирования спроса на труд людей с инвалидностью также можно отнести ряд налоговых льгот, предусмотренных для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Даже этот сжатый обзор проблем и статистических данных, характеризующих формирование у работодателей спроса на труд лиц с ограниченными возможностями, свидетельствует о том, что реализуемые государственные программы в их части, направленной на стимулирование спроса на труд этой категории работников, не сформированы пока в целостную систему и поэтому оказывают недостаточное влияние на повышение уровня занятости инвалидов на рынке труда, а также на сохранение ими своих рабочих мест.

Цена рабочей силы людей с инвалидностью

Одним из самых важных факторов, определяющих спрос на труд и динамику количества рабочих мест для людей с инвалидностью, является цена рабочей силы работников данной категории. В рамках данной статьи не предполагался развернутый анализ уровня и дифференциации их заработных плат, но в оценках экспертов обозначены некоторые важные позиции, и комментарий к ним необходим.

Понятие цены рабочей силы с позиции работника и работодателя несколько отличается. Если для работника цена - это доход, куда помимо заработной платы входят выплаты по системе участия в прибылях, затраты на профессиональное обучение, льготы на питание в рабочее время, льготы по содержанию детей в дошкольных учреждениях, загородный отдых и т. д., то для работодателя, помимо указанных составляющих, в цену рабочей силы входят выплаты на социальную защиту работников, затраты по обеспечению работников жильем; расходы на профобучение; расходы на культурно-бытовое обслуживание и другие расходы на рабочую силу.

Однако, учитывая функциональные особенности людей с инвалидностью, необходимо отметить,

что найм работодателем сотрудника с ограниченными возможностями может вызвать и вызывает дополнительные расходы. Эксперты-исследователи отмечают, что затраты работодателя на трудоустройство и использование рабочей силы человека с инвалидностью тоже включают две части: расходы на заработную плату и расходы, связанные с его производственной деятельностью. И вот здесь использование труда инвалидов оказывается более «дорогостоящим», поскольку вызывает повышенные расходы работодателя на создание доступной и адекватной личностным особенностям инвалида среды для трудовой деятельности. Отсюда очевидна необходимость, с которой нельзя не согласиться, - «разделения расходов» и поиска форм солидарного участия всех общественных институтов, включая государственные и общественные организации (Л. П. Арзамасцева [3], В. С. Вшивцев).

К сожалению, в государственной политике в области содействия занятости людей с инвалидностью компенсация дополнительных расходов работодателей, связанных с привлечением к труду людей с инвалидностью, предусмотрена выборочно, бессистемно, что влечет за собой рост уровня безработицы инвалидов на рынке труда.

Предложение рабочей силы инвалидов

В совокупном предложении труда, охватывающем, как известно, всех работников из числа экономически активного населения, представлены все его категории, претендующие на рабочие места в сфере занятости: мужчины, женщины, молодежь и пенсионеры. Состояние инвалидности резко осложняет положение любого человека, изначально определяет его место в группе так называемых «слабо-защищенных» на рынке труда, конкурентоспособность которых нуждается в особой многосторонней поддержке и защите. Очевидно, что в этом случае осложняется и реализация всех функций предложения труда: поиск первой работы, смена работы, желание работать в свободное от учебы время или в особом режиме занятости и др.

Основным следствием подобного предложения труда выступает трудность достижения сбалансированности между спросом и предложением труда для этой категории населения. Превышение предложения рабочей силы людей с инвалидностью над спросом на труд инвалидов подтверждается данными официальной статистики. Так, например, в 2017 г. в государственную службу занятости населения обратилось 166 993 человека с инвалидностью и только 88 574 смогли найти подходящую работу (рис. 3).

300000

243407

2011 г 2012г 2013 г 2014г 2015 г 201бг 2017 г

■ Обратились за содействием в поиске ш Нашли работу

Рис. 3. Численность граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения, чел. [1]

Из данных рис. 3 мы видим, что степень сбалансированности спроса и предложения этой категории населения на рынке труда существенно не меняется. Доля трудоустроенных людей с инвалидностью, обратившихся в государственную службу занятости, ежегодно составляет около 40 % (в 2011 г. - 35 %; 2012 г. - 36 %; 2013 г. - 40 %, 2014 г. - 43 %, 2015 г. - 42 %; 2016 г. - 39 %; 2017 г. -53 %). Резкий рост количества трудоустроенных людей с инвалидностью в 2017 г. обусловлен изменениями в работе службы занятости населения, о которых упоминается в статье ранее.

На динамику предложения рабочей силы инвалидов, понижая ее, как показал наш анализ, могут влиять следующие проблемные факторы: недостаточная работа по профессиональной ориентации; правовая неграмотность людей с инвалидностью; ограничения, связанные с изменением состояния здоровья человека с инвалидностью; необходимость сопровождаемого трудоустройства и потребность в разработке специальных программ по подготовке преподавателей, наставников, тьюторов.

Повышают и улучшают качество предложения труда рост уровня образования людей с инвалидностью; развитие системы их реабилитации и абилитации и, как следствие, повышение конкурентоспособности соискателей с инвалидностью; постепенное изменение отношения общества к людям с инвалидностью на позитивное, что также может повлиять на желание человека с инвалидностью найти работу.

Первым названо особо значимое воздействие на предложение инвалидов на рынке труда - их

обучение и профессиональная подготовка, что отмечено всеми экспертами. Российским государством создаются необходимые условия для образования людей с инвалидностью, которые могут как учиться в учреждениях, где созданы специальные условия для обучения инвалидов, так и посещать общеобразовательные учебные заведения.

Рост качества образования лиц с ограниченными возможностями напрямую отражается на их конкурентоспособности на рынке труда.

Однако конкурентоспособность как элемент рынка труда людей с инвалидностью зависит и от многих социально-психологических, социально-экономических и других факторов. Это социально-психологические особенности человека с инвалидностью; набор его трудовых и профессиональных интересов; сложности с выполнением трудовых функций; недостаточный уровень профессионализма или вообще отсутствие опыта трудовой деятельности; проблемы дискриминационного характера; проблемы отсутствия безбарьерной среды и т. д.

Значительную роль в повышении конкурентоспособности людей с инвалидностью играет их реабилитация и абилитация. Мероприятия по реабилитации и абилитации людей с инвалидностью предусмотрены на период 2013-2020 гг. в программе «Доступная среда» [9]. Данной программой предполагается охватить не менее 40 % российских граждан с ограниченными возможностями, и к 2020 г., согласно индикаторам, запланированным программой, доля лиц с ограниченными возможностями, прошедших реабилитацию, составит 53,6 %.

На повышение конкурентоспособности людей с инвалидностью на рынке труда влияет и создание социальной инфраструктуры, что активно реализуется в последнее десятилетие в соответствии с Конвенцией ООН «О защите прав инвалидов» [13], Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [10] и рядом других нормативно-правовых актов.

Инфраструктура рынка труда и люди с инвалидностью

Основу инфраструктуры рынка труда инвалидов составляют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и все ведомства, находящиеся у него в подчинении: Государственная служба занятости населения, некоммерческие организации, защищающие права инвалидов, бизнес-структуры, реабилитационные центры, образовательные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами создания условия для трудоустройства людей с инвалидностью. При этом в России основным посредником между соискателем с инвалидностью и работодателем является государственная служба занятости. По мнению экспертов, основными проблемами и одновременно резервами совершенствования, связанными с развитием институтов рынка труда для людей с инвалидностью, являются отсутствие оформленного инклюзивного рынка труда инвалидов и его регуляторов; несоответствие перечня профессий для людей с инвалидностью состоянию современного рынка труда; краткосрочный эффект некоторых программ содействия занятости инвалидов (при этом участие безработных граждан с инвалидностью в данных программах не меняет их позиции на рынке труда); слабое вовлечение некоммерческого сектора в создание условий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями; недостаточная профессиональная подготовка сотрудников службы занятости к работе с соискателями с инвалидностью и др.

Приведенная выше информация не отрицает того, что в настоящее время в нашей стране ведется объемная и многосторонняя работа по улучшению условий жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, реализуется масштабная государственная программа в этой сфере. Например, на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» с 1 января 2019 г. сотрудники государственной службы занятости

будут осуществлять функцию сопровождения при содействии занятости людей с инвалидностью, что позволит увеличить численность трудоустроенных людей с инвалидностью и далее развивать институты рынка труда инвалидов.

Проанализировав результаты исследования, отметим проявившиеся различия в оценках этого сложнейшего проблемного пространства - «инвалиды, рынок труда, работодатели и государство» -субъектами рынка труда.

Выше были названы и охарактеризованы основные проблемы в данной области. По оценке их значимости субъектами рынка труда они распределились следующим образом: 1) проблемы создания рабочих мест инвалидов (в том числе квотирование) (59 % «голосов»); 2) проблемы в профессиональной подготовке инвалидов (12 %); 3) высокая стоимость рабочей силы инвалидов (8 %); 4) необходимость сопровождения инвалидов на рабочем месте (12 %): 5) проблемы поддержки спецпредприятий инвалидов (8 %) (рис. 4).

1. Вышеприведенные данные также показывают, что наибольшую активность в освещении проблем людей с инвалидностью проявляют сотрудники некоммерческих организаций инвалидов и научное сообщество.

2. Позиции бизнеса в вопросах трудоустройства инвалидов слабее отражены в публикациях и в средствах массовой информации.

3. Актуальными являются вопросы сопровождения и адаптации сотрудников с инвалидностью на рабочем месте, организация которых может повлиять на повышение стоимости рабочей силы инвалидов (отмечено в 2 % публикаций бизнес-структур и НКО и в 4 % научных публикаций).

4. По мнению представителей общественных организаций инвалидов и ученых, острой темой является поддержка и развитие специализированных предприятий инвалидов (встречается в 8 % публикаций).

Опираясь на результаты проведенного исследования, необходимо сказать, что в современной политике российского государства уделяется большое внимание повышению конкурентоспособности человека с инвалидностью, развитию инфраструктуры рынка труда, принимаются нормативно-правовые акты, защищающие права людей с инвалидностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но наиболее острым и требующим особого внимания является тот факт, что наблюдается снижение количества трудоустроенных людей с инвалидностью. В связи с этим Российскому государ-

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

32%

23%

8% по/а

4% 5 % 5 и/о ?о/„ 3%

м ■ Ш ШШШш

Бизнес

НКО

Научное сообщестоо

□ Проблемы создания рабочих мест инвалидов (в том числе квотирование) Высокая стоимость рабочей силы инвалидов

■ Проблемы профессиональной подготовки инвалидов Проблемы сопровождения инвалидов на рабочем месте

□ Проблемы поддержки спецпредприятий

Рис. 4. Основные проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями с позиции бизнеса, некоммерческого сектора и научного сообщества (в процентах к общему количеству выявленных барьеров и проблем в области трудоустройства инвалидов)

ству, научному сообществу, бизнесу необходимо обратить внимание на два элемента рынка труда: спрос на труд и цену рабочей силы людей с инвалидностью - и принять значимые меры, направленные на увеличение спроса.

В данном случае экономические стимулы для работодателей стали бы наиболее эффективными, чем административные, так как предприниматели естественно стремятся снизить излишние издержки и получить экономические выгоды.

Авторами данного исследования предлагается ряд рекомендаций, направленных на поддержку работодателей и тем самым увеличение спроса на рабочую силу людей с инвалидностью (основные из их системы).

1. Разработать и реализовывать программу полноценной информационной поддержки работодателей: о людях с инвалидностью на рынке труда в целом и о вопросах их трудоустройства, особенностях адаптации на рабочих местах.

2. Ввести материальные поощрения работодателей, привлекающих труд инвалидов, в виде льгот в зависимости от времени, отработанного сотрудником

с инвалидностью. К примеру, если стаж работы специалиста с инвалидностью превышает 1 год, предприятие получает льготы по оплате за электроэнергию; если более 3 лет работает человек с инвалидностью, работодатель освобождается от уплаты части налогов; если стаж работника более 5 лет, предлагается система новых льгот для работодателя. Данная мера позволит защититься от недобросовестного работодателя, который с целью получения льгот может только на бумаге трудоустроить человека с инвалидностью, фактически не приняв его на работу.

3. Разработать систему компенсаций расходов работодателей, связанных с созданием и адаптацией рабочих мест для инвалидов за счет средств государственного бюджета, некоммерческих фондов, благотворительности.

4. Обратиться к опыту работы специализированных предприятий инвалидов и направить средства на развитие данных организаций с целью создания рабочих мест для людей с инвалидностью, учитывая, что в силу особенностей заболевания значительная часть людей с инвалидностью не сможет участвовать на открытом рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная служба статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

2. Колосова Р. П. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения : учеб.-метод. пособие / Р. П. Колосова, Г. Г. Меликьян. - М. : Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 2008. - 448 с.

3. Арзамасцева Л. П. Проблемы и особенности трудоустройства инвалидов / Л. П. Арзамасцева, Г. А. Шкиренко // Актуальные вопросы формирования доступной среды для инвалидов в социальной и трудовой сферах деятельности : интегрированный подход : материалы конференции. - Воронеж : ВГУ, 2016. - С. 10-14.

4. Тарасенко Д. П. Проблемы трудоустройства людей с инвалидностью в Российской Федерации / Д. П. Тарасенко // Правовое регулирование современного общества : новый взгляд. - М. : Профессиональная наука, 2016. - С. 14-20.

5. Пузин С. Н. Медико-социальное сопровождение трудоустройства инвалидов в рыночных условиях / С. Н. Пузин, Л. П. Храпылина, Д. С. Огай // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М. : Медицина, 2012. - № 2. - С. 3-6.

6. Гашенина Н. В. Проблемы трудоустройства инвалидов в регионе / Н. В. Гашенина // Регионология. -Саранск : НИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2007. - № 3. -С. 222-227.

7. Романова Н. Г. О содействии трудоустройству незанятых инвалидов / Н. Г. Романова // Современные проблемы социально-экономического развития : материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. - Махачкала : Апробация, 2014. - С. 71-72.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населе-

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Колосова Р. П., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и персонала экономического факультета

E-mail: rio-kolosova@yandex.ru

Тел.: 8-910-468-24-94

Печерская Е. А., аспирант кафедры экономики труда и персонала экономического факультета

E-mail: pecherskay@mail.ru

Тел.: 8-963-681-42-83

ния» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 (в ред. от 30.03.2018).

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 годы : постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297.

10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изм. и доп.) : федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

11. Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2017 году).

12. Лапшин К. А. Каждое трудоустройство незрячего человека это, прежде всего, его личная победа и его личный шаг вперед и вверх / К. А. Лапшин // Диалог. -2014. - № 4.

13. Конвенция ООН «О правах инвалидов» : принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.

Moscow State University named after M. V. Lo-monosov

Kolosova R. P., Doctor of Economics, Professor of the Department of Labor and Personnel Economics Faculty of Economics

E-mail: rio-kolosova@yandex.ru Tel.: 8-910-468-24-94

Pecherskaya E. A., Post-graduate Student of the Department of Labor and Personnel Economics Faculty of Economics

E-mail: pecherskay@mail.ru Tel.: 8-963-681-42-83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.