Научная статья на тему 'Поддержка международными фондами российских некоммерческих организаций в области культуры'

Поддержка международными фондами российских некоммерческих организаций в области культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
291
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОНДЫ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ратников Алексей Сергеевич

Статья посвящена типологии форм поддержки, которую оказывают международные фонды российским некоммерческим организациям, действующим в области культуры в России. Рассматриваемая проблематика характеризует общую картину функционирования международных культурных фондов. Данная тема актуальна ввиду недостаточной исследованности статистических материалов по этой проблематике, а также вследствие последних изменений в российском законодательстве, касающихся функционирования некоммерческих организаций на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка международными фондами российских некоммерческих организаций в области культуры»

УДК 323.2 ББК 66.3

А.С. Ратников

поддержка международными фондами россииских

некоммерческих организации в области культуры

Статья посвящена типологии форм поддержки, которую оказывают международные фонды российским некоммерческим организациям, действующим в области культуры в России. Рассматриваемая проблематика характеризует общую картину функционирования международных культурных фондов. Данная тема актуальна ввиду недостаточной исследованности статистических материалов по этой проблематике, а также вследствие последних изменений в российском законодательстве, касающихся функционирования некоммерческих организаций на территории России.

Ключевые слова:

грант, культура, международные фонды, некоммерческая организация, Россия.

Число иностранных некоммерческих структур, а также объем инвестиций иностранных фондов в российские некоммерческие организации (НКО) увеличиваются от года к году, несмотря на определенные ограничения по развитию активной деятельности зарубежных фондов и НКО на территории России. Это существенным образом влияет на культурную политику в целом и на общий вектор культурных инициатив в частности. Поэтому исследование видов поддержки, оказываемых международными фондами в области культуры является весьма актуальным.

Почти три четверти всех рассматриваемых международных фондов, работающих в России или предлагающих российским гражданам, российским научно-образовательным, культурным или иным учреждениям, общественным объединениям воспользоваться их услугами, оказывают финансовую (материальную) поддержку, организационную, и почти - информационно-издатель-Причем за последние годы доля фондов и организаций, оказывающих организационную помощь (прежде всего в проведении различных конференций, симпозиумов, семинаров, выставок, конкурсов и т.д.), увеличилась.

Можно отметить почти двукратное уменьшение числа фондов и организаций, выделявших различную материальную помощь, пособия, ссуды, льготные кредиты, средства на стартовый капитал, технические расходы, а также уменьшение на одну пятую доли фондов и организаций, субсидирующих командировки, стажировки, поездки, экспедиции, полевые исследования.

В то же время заметно выросло число фондов и организаций, финансирующих научно-исследовательские и учебно-методические проекты, особенно совместные. В качестве примера можно упомянуть мегапроект

половина -столько же скую [1; 3].

МИОН (Межрегиональные исследования в общественных науках), финансируемый на паритетных началах зарубежными фондами и организациями (Корпорация Карнеги, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Центр Вудро Вильсона и др.) и Министерством образования и науки Российской Федерации, проекты Национального фонда подготовки кадров, субсидируемые Всемирным банком и т.д. [6, с. 11].

Основной объект материально-финансовой помощи международных, региональных и национальных фондов и организаций - различные научно-исследовательские, а также учебно-методические проекты (на них выделяли средства 43,1% всех субъектов международного взаимодействия). Далее следуют стипендии, гранты, премии студентам, аспирантам, преподавателям, ученым, деятелям культуры и другим социально-профессиональным категориям (выделяли средства 35,4% фондов и организаций). Наконец, последняя (наименьшая) группа иностранных фондов и организаций (24,1%) выделяет материальную помощь, пособия различным группам нуждающихся, в том числе жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.д., дает займы, кредиты, средства на технические расходы, оказывает ту или иную спонсорскую поддержку, а также содействует российскому государству в создании правовых и политических институтов, формировании гражданского общества и прочее [4, с. 14].

Организационная помощь превратилась сегодня во второй по распространенности вид поддержки (в 2008 году ее оказывало 53,0%, а в 2009 году почти 56%) [4, с. 51].

Характерно, что организацией международного сотрудничества, администрированием различных проектов, программ, грантов и стипендий, в том числе применительно к России, занимаются прежде всего международные и региональные

3 ю О

объединения (ассоциации), а также специализированные учреждения и ведомства различных стран, оказывающие также всестороннее содействие своим членским организациям, в то время как конкретную помощь в проведении конференций, семинаров, конкурсов, выставок, налаживании обмена студентами, стажерами, преподавателями, сотрудниками и т.п. осуществляют национальные научно-образовательные, культурные и другие учреждения, фонды и общественные организации.

По количеству субъектов информационная поддержка, оказываемая иностранными фондами и организациями, стала в последние годы почти столь же значительной, что и организационная. Доминирует помощь в издании различной литературы, особенно учебной и научной, преимущественно в гуманитарно-социальных областях. На это выделяются специальные гранты, включая средства на написание работ и подготовку рукописей к изданию (которые можно рассматривать как авторские гонорары) [2, с. 14].

Помощью международных и национальных зарубежных фондов и организаций в издании широко пользуются российские государственные учреждения и ведомства, особенно образования, науки, культуры, которые выпускают при их поддержке даже сборники своих официальных документов.

Увеличивается и число иностранных фондов и организаций, предлагающих российским государственным и негосударственным структурам, общественным объединениям, различным категориям граждан содействие в получении необходимой им информации, услугах по рекламе, создании банков данных по различным областям и т.д. Один из примеров данного вида информационной работы - архивная программа «Софист» Независимого института социальной политики, осуществляемая при поддержке Фонда Форда и с участием ВЦИОМ, позволившая собрать в единый электронный банк данных результаты 800 всероссийских социологических исследований, открытый для многих пользователей [8, с. 19].

Среди других форм работы иностранных фондов и организаций в этой области - развитие в России информационных сетей и информационных технологий, создание мультимедийных центров (объединяющих печатные, радио-, теле- и электронные СМИ), информационная поддержка служб спасения при чрезвычайных ситуациях и прочее.

Консультационно-экспертную поддержку оказывали в 2008 году 136 субъектов международного взаимодействия, в 2009

году - 142, однако в отличие от ранее перечисленных направлений работы данные услуги предоставляются ими не только на безвозмездной, но и на платной основе (например, консалтинг) [4, с. 54].

В структуре этого вида деятельности иностранных фондов и организаций постепенно увеличивается число тех, которые помогают российским учебным заведениям в переходе на международные (европейские) стандарты образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу.

Среди других видов консультационно-экспертной поддержки встречается помощь в анализе региональных и мировых тенденций в различных областях, изучении спроса на те или иные услуги на мировом рынке, разработка плана действий и стратегии организации, содействие в менеджменте университетов, консультирование членов ассоциаций и других объединений по улучшению взаимопонимания и сотрудничества с различными структурами на национальном, европейском и ином уровне.

Количество иностранных фондов и организаций, оказывающих техническую помощь, за последние годы существенно не изменилось (38 - в 2008 году, 41 - в 2009 году). Речь идет о поставках различной техники, оборудования, материалов, лекарственных препаратов и т.д. [4, с. 53].

Таким образом, самым распространенным видом поддержки со стороны иностранных фондов и организаций по-прежнему является материально-финансовая, особенно стипендии и гранты физическим лицам (студентам, аспирантам, преподавателям, научным сотрудникам и т.д.). Конкурс среди соискателей стипендий и грантов иностранных фондов в России достаточно высокий. Так, из общего количества поданных россиянами заявок в Международную программу стипендий Фонда Форда (1785 заявок) 94% были отклонены, получателями стипендий стали всего 204 человека (11% от всех соискателей). Аналогичная ситуация в стипендиальной программе Фулбрайта: отклонено 83% заявок (251 заявка), получили стипендии 20% (52 человека) и т.д., то есть спрос на иностранные стипендии и гранты среди россиян значительно превышает предложение. Это, впрочем, касается и других видов иностранной помощи, в том числе грантов на коллективные проекты, издание литературы, техническое содействие [4, с. 55].

Распределение стипендий и грантов физическим лицам осуществляется в соответствии с перечнями требований, предъявляемых к их соискателям (профиль научно-образовательной или иной деятель-

ности, возраст, уровень знаний/степень профессиональной компетенции, актуальность и перспективность исследовательской темы или разработки, ее ожидаемые результаты, наличие опыта сотрудничества с зарубежными фондами или организациями и т.п.), в основном с учетом объективных показателей. Особым вниманием пользуются победители естественно-научных, математических и других олимпиад, лауреаты различных конкурсов и т.д.

Определенную роль может играть и национальность соискателя. Обращает на себя внимание и определенная приоритетность в поддержке провинциальных студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей, причем стипендии и гранты им нередко присуждаются по социальным показателям (малоимущие, инвалиды и т.д.) [7, с. 34].

Несколько иная ситуация с практикой распределения грантов на исследовательские и иные проекты среди юридических лиц. Изучение этого вопроса позволяет констатировать крайнюю степень корпоративности западных фондов. Речь идет о за-данности выбора российского партнера (научного/образовательного учреждения или коллектива исследователей (разработчиков) согласно указаниям учредителей (спонсоров) соответствующих фондов и программ, что особенно характерно для фондов (организаций), являющихся государственными учреждениями (агентствами) и финансирующихся из бюджетов соответствующих государств, а также для негосударственных (общественных, частных) посреднических и ассоциированных фондов [5, с. 24].

Опрошенные в качестве экспертов руководители иностранных фондов и программ, работающие в России, высказали пожелания освободить их учреждения, являющиеся некоммерческими организациями, от налогообложения, а также предоставить льготы по подоходному налогу для россиян - получателей их грантов. Кроме того, выражались пожелания по упрощению порядка получения виз и регистраций для иностранных студентов и школьников, приезжающих в Россию в рамках программ академических обменов с российской молодежью [7, с. 23].

Результаты проведенного исследования свидетельствуют: международное сотрудничество в сфере культуры, а также во многих других гуманитарно-социальных областях нуждается в выработке обоснованных приоритетов. Необходимо конкретизировать результаты, которые Россия хотела бы получить от взаимодействия с иностранными фондами, научно-образо-

вательными и иными организациями (прежде всего в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества), а также осуществлять мониторинг их деятельности в Российской Федерации, как по количественным показателям, так и по содержанию и реальным результатам их деятельности.

Следует, безусловно, ценить желание мирового сообщества (экономически наиболее развитых стран) помочь России в решении многих социально-гуманитарных проблем, в том числе тех, которые находятся на периферии внимания российского государства. Вместе с тем Россия, обладая в настоящее время достаточными материально-финансовыми ресурсами, должна сама более эффективно действовать во многих вышеперечисленных сферах.

Гораздо более масштабной могла бы быть и благотворительность крупного отечественного бизнеса (совокупное состояние 33 ведущих российских предпринимателей-миллиардеров, как отмечалось, почти удвоилось, увеличившись с 91 до 172 миллиардов долларов США) [6, с. 33]. Вместе с тем стипендии и гранты, которые выделяют в настоящее время «капитаны» российского бизнеса студентам, аспирантам, ученым, а также жертвуют на помощь беспризорным детям и т.д., напоминают подачки (символическую компенсацию нескольким десяткам тысяч российских граждан за «перераспределение» в свою пользу значительной части общенационального богатства).

Позицию российского бизнеса в отношении национальной системы образования достаточно ясно изложил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Н. Шохин: сведение роли предпринимателей к благотворительности в этой сфере он назвал «абсолютно тупиковым подходом». Выступая на коллегии Министерства образования и науки, президент СРПП изъявил готовность помочь российскому образованию материально, но только в обмен на налоговые льготы. Эта идея не получила поддержки на коллегии [12, с. 27].

Тем не менее говорить с государством на образовательную тему российский бизнес по-прежнему намерен только в качестве партнера, а не спонсора. Так, на конференции «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта», организованной в Санкт-Петербурге в рамках подготовки к проведению Госсовета Российской Федерации по проблемам образования, А.Н. Шохин предложил передать крупным компаниям-донорам право участвовать не только в финансировании, но и в корпоративном

о

управлении профессиональными и высшими учебными заведениями (ПТУ, лицеями, вузами), а также предоставить возможность контролировать расходование вкладываемых в подготовку кадров ресурсов.

Некоторые коррективы в отношении механизмов, регулирующих создание и нормативные основы деятельности НКО, имеющих социальную ориентированность (в том числе и в вопросах культуры), были внесены Федеральным законом № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». В данном законодательном акте в деталях прописываются виды помощи, которые социально ориентированные НКО имеют право получать [10].

Нельзя не упомянуть также и о вступившем в силу 20 июля 2012 г. нашумевшем так называемом «Законе об иностранных агентах» (поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» [11]), по которому понятие «иностранного агента» распространяется, в частности, на организации, которые получают «денежные средства и иное имущество от инос-

Список литературы:

[1]

транных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» [9].

На данный момент преждевременно говорить о структурных изменениях, которые повлекли принятие данных поправок. Анализ и оценка этого является весьма перспективной темой для исследования в ближайшем будущем.

В целом можно сделать вывод, что международные культурные фонды действуют в основном в том общественном пространстве, которое остается незаполненным активностью государственных институтов и национально ориентированных бизнес-структур. Законотворческая практика последних лет показывает серьезные и во многом успешные попытки структурирования деятельности международных некоммерческих организаций с целью изъятия у последних возможностей ведения скрытой политической деятельности. Принимаемые меры призваны оздоровить культурный обмен между Россией и международным сообществом и откорректировать культурную политику государства с целью создания понятных механизмов межкультурного взаимодействия.

Алексеева О.П., Джибладзе Г.Д., Доненко И.Е., Зыков О.В., Казаков О.Б., Качалова Ю.Н., Киселева К.В., Севортьян А.Р., Тополева Е.А., Хананашвили Н.Л., Черток М.М., Якимец В.Н.. Государственная политика в области содействия гражданским инициативам / Доклад. - М., 2000.

[2] Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки в России: социологический анализ. - М.: Центр социального прогнозирования, 2006. - 320 с.

[3] Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения / Препринт WP10/2008/02. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 32 с.

[4] Векшина А.Б., Гречухина И.А., Есаулова О.В., Зайцев Ю.К., Ларионова М.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П., Швец Е.А. Национальные стратегии содействия международному развитию / Учеб.-темат. пособие; отв. ред. М.В. Ларионова. - М.: Изд. дом Гос. унта - Высшей школы экономики, 2010. - 280 с.

[5] Горшкова Л.Ю. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Страны с развивающимися рынками в условиях глобализации: материалы IX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: РУДН, 2010. - 551 с.

[6] Матыцина Т.С. Принципы функционирования благотворительных организаций в России / Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 4. -М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 17-21.

[7] Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 200 с.

[8] Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы (вторая волна) / Исследование по заказу Агентства социальной информации (АНО «АСИ») (в рамках Основного соглашения, заключенного между АНО «АСИ» и Агентством международного развития США (АМР США) N° 118-А-00-07-00059-00). - АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН), май-июнь 2010 г.

[9] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ.

[10] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Федеральный закон РФ от 05.04.2010 № 40-ФЗ.

[11] О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

[12] Якобсон Л.И. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. - М.: Вершина, 2008. - 475 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.