Научная статья на тему 'Некоммерческие организации как основные институциональные формы гражданского общества'

Некоммерческие организации как основные институциональные формы гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1670
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПРОФСОЮЗЫ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / NON PROFIT ORGANIZATIONS / POLITICAL PARTIES / TRADE UNIONS / VOLUNTEERS / SOCIAL ADVERTISING / NON PROFIT ORGANIZATIONS TRUST CAPITAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Н. А.

За последние годы в условиях работы некоммерческих организаций в России произошел ряд позитивных изменений, в том числе были приняты нормативно правовые акты, улучшающие положение некоммерческих организаций. Можно говорить о том, что институционально гражданское общество в нашей стране есть: политические партии, профсоюзы, фонды, общественные организации осуществляют свою деятельность. Нерешенной проблемой третьего сектора в современной России является то, что часть россиян пока не доверяет НКО. И все же позитивный сдвиг в отношении общества к проблематике некоммерческого сектора присутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON PROFIT ORGANIZATIONS AS MAJOR INSTITUTIONAL FORMS OF A CIVIL SOCIETY

Positive changes have taken place lately in work conditions of non profit organizations in Russia, including the adoption of the regulations improving position of non profit organizations. Thus, one can say that institutionally civil society does exist in our country: political parties, trade unions, funds and public organization exercise their activities. The unsolved problem of the third sector in contemporary Russia is that part of the Russians does not trust non profit organizations so far. But there is still a positive shift in the society’s attitude to the problem of the non profit sector.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации как основные институциональные формы гражданского общества»

пределении «властного клана» между собой и непосредственно влияющие на принятие конкретного решения. Обозначенные тенденции значительно ограничивают вариативность моделей политического участия, сужая перечень форм политической активности до электоральных.

Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elav@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доц., HelgaSh80@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

INFLUENCE OF THE CONDITION AND THE TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF ELITE GROUPS IN THE REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT ON THE MODEL

OF THE POLITICAL PARTICIPATION

The characteristics of the regional elite groups (consolidation level and stability) were determined based on the results of the expert survey; their influence on the model of political participation in the subjects of the Central Federal District is explained

Key words: political participation, structure of political opportunities, political context, parameters of the political system, stability of the elite groups, consolidation of elite groups

Lavrikova Anastasiya Aleksandrovna, candidate of Political Science, associate, elav@mail.ru, Russia, Шla, Tula State University.

Shumilova Olga Evgenyevna, candidate of Political Science, associate, HelgaSh80@mail.ru, Russia, Шla, Tula State University.

УДК 32

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Н.А. Колесникова

За последние годы в условиях работы некоммерческих организаций в России произошел ряд позитивных изменений, в том числе были приняты нормативно-правовые акты, улучшающие положение некоммерческих организаций. Можно говорить о том, что институционально гражданское общество в нашей стране есть: политические партии, профсоюзы, фонды, общественные организации осуществляют свою деятельность. Нерешенной проблемой третьего сектора в современной России является то, что часть россиян пока не доверяет НКО. И все же позитивный сдвиг в отношении общества к проблематике некоммерческого сектора присутствует.

Ключевые слова: некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы, добровольцы, социальная реклама, целевой капитал.

При рассмотрении институтов гражданского общества необходимо уделить особое внимание деятельности некоммерческих организаций, так называемому «третьему сектору» общества.

Во всех развитых демократических государствах развитый «третий сектор» является предметом гордости и считается основой гражданского

общества. Он включает в себя огромное количество различных объединений, работающих на благо общества.

В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года зарегистрировано 219,2 тыс. некоммерческих организаций, из которых: 108,7 тыс. (49,6 %) общественных объединений; 24,6 тыс. (11,2 %) религиозных организаций; 85,2 тыс. (38,9 %) некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм; 7 политических партий и 565 региональных отделений политических партий, 20 иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий; 15 отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций. В реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, внесены сведения о 5 представительствах. В Реестре филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций содержатся сведения о 240 структурных подразделениях, в том числе о 188 представительствах и 52 филиалах [1].

По данным Министерства юстиции Российской Федерации на декабрь 2012 года, зарегистрировано 402001 НКО и 319 филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций. В это число входят также религиозные организации (29831), товарищества собственников жилья (19218), общественно-государственные общественные объединения (764), садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества (25854), политические партии с их региональными объединениями (4649) и другие объединения, традиционно не относящиеся к классическим некоммерческим организациям. Собственно общественных организаций - 115657. Также в число некоммерческих организаций входят 31322 некоммерческих партнёрства, 22415 некоммерческих фондов, 2180 казачьих обществ [2].

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) по состоянию на 1 января 2013 года в Российской Федерации зарегистрировано всего -104949 общественных объединений, 6263 из них зарегистрированы в течение 2012 года. В том числе 53026 общественных организаций; 1754 общественных движения; 876 общественных учреждения; 173 органа общественной самодеятельности; 43706 иных видов общественных объединений, из них 32334 профсоюза. Число зарегистрированных политических партий за 2012 год увеличилось практически в 8 раз или на 671,4 % (с 7 по состоянию на 1 января 2012 года до 54 по состоянию на 1 января 2013 года).

Результаты анализа базы данных общественных объединений, показывают, что отечественный некоммерческий сектор отличается разнообразием с точки зрения видов практикуемой им деятельности. Преимущественно это деятельность социальной направленности. Широко в некоммерческом секторе представлена образовательная, а также научно-исследовательская деятельность, деятельность молодежных и спортивных организаций.

С точки зрения объектов деятельности, российские НКО ориентированы, прежде всего, на детей и молодежь, а также на учебные заведения, учащихся, научных работников.

Наряду с многочисленными зарегистрированными организациями, в которых по преимуществу действует принцип фиксированного заявительного членства, увеличилось количество движений, принцип работы которых заключается в проведении массовых акций без выдачи участникам членских билетов. Свою работу в этой сфере ведут и политические партии, самые крупные из них создали собственные молодежные объединения, например, «Молодёжное Яблоко - молодые демократы»; Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России»; Молодежная организация ЛДПР «Время молодых»; Ленинский коммунистический союз молодёжи Российской Федерации - Общероссийская общественная молодежная организация (ЛКСМ РФ); «Молодые зеленые» - Молодежное отделение политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые»; Межрегиональная Молодежная Общественная Организация «Лига Справедливости» и др.

Важным элементом гражданского общества являются религиозные объединения. В последнее время наблюдается увеличение числа религиозных организаций. Заметной силой российского общества являются экологические организации. Значительную роль в регулировании отношений работодателей и работников в условиях рыночной экономики призваны играть -профессиональные союзы.

Однако ситуация в данной сфере не совсем однозначная. С одной стороны в стране существует большое количество профсоюзных организаций, их объединения и ассоциации. У этих организаций есть собственность, деньги (взносы) и бюрократический аппарат. Представители профсоюзной стороны регулярно принимают участие в заседаниях региональных и федерального правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. С другой стороны, большинство отраслевых профсоюзов - это организации, созданные многие десятилетия назад. Отношение простых людей к профсоюзам показывают последние результаты изучения общественного мнения. По опросам ВЦИОМ не одобряли деятельность профсоюзов в 2009 году - 38 % опрошенных [3], в 2010 году - 39 % [4], в 2011 году - 40 % респондентов [5].

Опрос ВЦИОМ от 22.06.2012 г. (пресс-выпуск №2053) о том, какую роль по мнению россиян, играют сегодня в жизни общества православная церковь, политические партии, средства массовой информации, профсоюзы, показал, что наиболее влиятельным общественным институтом россияне сегодня считают средства массовой информации (3,64 балла из 5 возможных), примерно равную степень влияния имеют, по мнению респондентов, политические партии (3,10 балла) и православная церковь (3,09 балла) и наименее влиятельным институтом признаются профсоюзы (1,80 балла). При этом роль профсоюзов в глазах россиян выглядит все менее значительной (с 2,21 балла в 2008 году до 1,80 балла в текущем году). Нынешний показатель в целом соответствует тому, что был зафиксирован в 2000 году (1,85 балла) [6].

По опросу ВЦИОМ проведенному в 2009 году о том, случалось ли за последние 2 - 3 года обращаться в профсоюз за юридической консультацией по вопросам трудовой деятельности - 87 % респондентов ответили - нет, 8 % обращались за оказанием юридической помощи в профсоюзы, 5 % затруднились ответить, у 3 % ответ отсутствовал [7]. При ответе на вопрос случалось ли Вам за последние 2 - 3 года прибегать к помощи профсоюза в решении трудовых конфликтов, 82 % респондентов, из 1600 опрошенных, ответили - нет, 4 % затруднились ответить, у 3 % ответ отсутствовал и только 10 % опрошенных обращались за оказанием юридической помощи в профсоюзы [8].

Таким образом, в общественном сознании профсоюзы воспринимаются совсем не так, как позиционируют себя сами профсоюзные лидеры. И это когда в сфере трудовых отношений в России проблем больше чем достаточно. «Меня поразило, что у всех представителей бизнеса, несмотря на их порой заграничное образование, осталась в голове советская модель восприятия профсоюза», - говорит о сложившейся ситуации председатель Объединения профсоюзов России Сергей Вострецов. [9]

Однако сегодня в России действует множество других объединений. Ветеранские организации стремятся к тому, чтобы активизировать работу на местах. По данным социологических опросов, 90 % представителей органов власти считают, что эти организации необходимо поддерживать. Созданы организации пенсионеров - жителей тех или иных регионов, а также ветеранов (пенсионеров), которые были ранее заняты в конкретных отраслях экономики, например, на железнодорожном транспорте, или на отдельных предприятиях. Большой активностью среди институтов гражданского общества отличаются организации инвалидов. Они объединяют миллионы людей, имеют разветвленную структуру, которая охватывает практически всю страну - вплоть до малых городов и поселков. В настоящее время в России действует более полутора тысяч женских организаций. Есть многочисленные союзы помощи семьям, немало центров по изучению гендерных проблем. [10].

Таким образом, можно говорить о том, что институционально гражданское общество в нашей стране есть: политические партии, профсоюзы, фонды, общественные организации осуществляют свою деятельность.

Государством в 2011-2012 годах принят ряд мер, направленных на стимулирование деятельности некоммерческих организаций.

В целях создания благоприятных условий для развития благотворительной деятельности, добровольчества и некоммерческих организаций приняты следующие федеральные законы:

1) Федеральный закон от 23.12.2010 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который дополнил цели благотворительной деятельности такими

целями как: подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещения населения; содействие добровольческой деятельности; участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы; содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Введено понятие «добровольцы», физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности); установлены правовые основы осуществления добровольческой деятельности, в частности, предусмотрено, что условия осуществления такой деятельность могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре.

Внесены изменения в части исключения из объекта обложения страховыми взносами выплат, производимых добровольцам в рамках исполнения указанных договоров, на возмещение расходов добровольцев.

2) Федеральный закон от 03.06.2011 № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», которым предусмотрено создание более благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, в том числе в социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных НКО в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

3) Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности», которым освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые добровольцам в рамках заключенных договоров. Указанным законом устранены неравенства в налогообложении услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты. С 1 января 2012 года они не подлежат налогообложению налогом на добавленную

стоимость (до этого от налогообложения освобождались только соответствующие услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты).

С 1 января 2012 года не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация: услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др. Не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности.

С 1 января 2012 года введен социальный налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде

пожертвований: благотворительным организациям; социально

ориентированным НКО; НКО, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; НКО на формирование или пополнение целевого капитала. Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы освобождено от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Дополнен перечень целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности

4) Федеральный закон от 21.11.2011 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», которым внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», в соответствии с которыми предоставлена возможность осуществлять пополнение целевого капитала НКО ценными бумагами и недвижимым имуществом. Цели использования дохода от целевого капитала расширены охраной окружающей среды, оказанием гражданам бесплатной юридической помощи и осуществлением их правового просвещения; урегулированы вопросы налогообложения операций, связанных с формированием, пополнением, использованием и расформированием целевого капитала некоммерческих организаций.

5) Федеральный закон от 0312.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные

фонды», которым для зарегистрированных благотворительных организаций применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено снижение на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 % путем установления тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд России и полного освобождения от страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Такие же пониженные тарифы страховых взносов на 2012-2013 годы вправе применять НКО, за исключением государственных и муниципальных учреждений, зарегистрированные в установленном порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по указанным пониженным тарифам страховых взносов не менее 70 % суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

- доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в вышеперечисленных областях, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации;

- доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в вышеперечисленных областях и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации;

- доходы от осуществления следующих видов экономической деятельности: научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов); деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

6) Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 октября 2012 года увеличен срок уведомления налогового органа о переходе организации на упрощенную систему налогообложения, что распространяется и на некоммерческие организации.

Таким образом, за последние два года в условиях работы некоммерческих организаций в России произошел ряд позитивных изменений, в том числе были приняты нормативно-правовые акты, улучшающие положение некоммерческих организаций.

Сейчас в обществе растет запрос на расширение поля деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, равно как и осведомленность об их деятельности.

В 2012 году внимание общества было также обращено на новое законодательство, ужесточившее правила проведения массовых акций, а также внесения изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части введения понятия «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента».

Однако критика новел законодательства о введении понятия НКО -«иностранных агентов» не в полной мере соответствует реалиям. Аналогичное законодательство содержится и в ряде других стран мира. Информацию о том, что идея законопроекта о НКО и термин «иностранные агенты» были заимствованы из законодательства США, подтвердил и глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции после переговоров с немецким коллегой Гидо Вестервелле. Сергей Лавров также указал на то, что не только термин, но и сама концепция была целиком позаимствовали из американского законодательства [11].

О незапланированных негативных побочных эффектах и «слепых пятнах» «западных» (как правило, американских) стратегий поддержки гражданского общества в части «благотворительности» и «получения грантов» сообщают такие исследователи как Сюзанна Ланг, Александра Хэртель, Михаэль Бюрш, ссылаясь на таких исследователей, как Хендерсон, Кротти, Фрелих. Стратегия развития, делающая ставку на поддержку гражданского общества как оптимальный способ демократизации и модернизации и при этом предлагающая помощь только неправительственным организациям, рискует не только не выполнить поставленной задачи, но и нанести дополнительный ущерб. Сам факт, что решение о поддержке принимается исключительно дающей стороной, может привести к эффектам отчуждения. Еще хуже, если раскол происходит между организациями, получающими поддержку, и их окружением. Так, Кротти подводит итог: «Вместо того, чтобы ускорить развитие [гражданского общества], финансирование из-за океана создало класс неправительственных организаций, далеких от российского общества, и таким образом «расширило разрыв между активистами и обществом». Фрелих констатирует, что для неправительственных организаций, оказывающих помощь инвалидам, «зарубежное финансирование российских НПО, конечно, является важной опорой развития гражданского общества в России. Однако ввиду селективного выбора партнеров и переноса содержательных и структурных характеристик западных институтов российский некоммерческий сектор расколот по признаку успеха в получении международных грантов» [12].

Так, российские предубеждения по отношению к иностранному финансированию, в том числе ограничения со стороны правительства, как ни странно, находят соответствие в научном анализе эффектов международной поддержки гражданского общества со стороны критиков глобализации.

Таким образом, 2011-2012 г.г. выявили новые тенденции в развитии гражданского общества в России. Существенно вырос запрос общества на изменения в общественной, политической и социально-экономической областях. Граждане активно включаются в процесс обсуждения актуальных проблем. В новых условиях возрастает значение некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества, в первую очередь, призванных обеспечивать «обратную связь» между государством и гражданами.

Список литературы

1. Публичный доклад Министерства юстиции Российской Федерации об основных итогах деятельности за 2011 год. URL: http://mim.mezon.ru/sites/default/files/page/2012/04/publichnyy doklad 2011 god. pdf (дата обращения: 23.09.2012).

2. Некоторая статистика в отношении НКО в России // См. официальный сайт Международного союза «Наследники Победы». URL: http://www.naslednikipobedi.ru/news/?/id=1805/ (дата обращения: 01.03.2013).

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения// Опрос общественного мнения от 27.09.2009. URL: http://wciom.ru/zh/print q.php?s id=621&q id=44866&date=27.09.2009 (дата обращения: 15.01.2013).

4. Всероссийский центр изучения общественного мнения// Опрос общественного мнения от 24.07.2010. URL: http://wciom.ru/zh/print q.php?s id=682&q id=49444&date=24.07.2010 (дата обращения: 15.01.2013).

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения// Опрос общественного мнения от 26.06.2011. URL: доступа: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=730&q_id=52732&date=26.06.2011 (дата обращения: 15.01.2013).

6. Всероссийский цент изучения общественного мнения пресс-выпуск № 2053 от 22.06.2012. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112842 (дата обращения: 15.01.2013)

7. Всероссийский центр изучения общественного мнения // Опрос общественного мнения от 10.05.2009. URL: http://wciom.ru/zh/print q.php?s id=603&q id=43699&date=10.05.2009 (дата обращения: 15.01.2013).

8. Всероссийский центр изучения общественного мнения// Опрос общественного мнения от 10.05.2009. URL: http://wciom.ru/zh/print q.php?s id=603&q id=43699&date=10.05.2009

9. Шадрин Тимофей // Газета «Неделя». URL: http://www.weekiournal.ru/society/1028.htm (дата обращения: 26.12.2012).

10. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2011 г.). - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. - 144 с., С.18, URL: http://www.oprf.ru/files/dok2012/doklad0PRF2011.pdf (дата обращения: 26.12.2012).

11. Госдума одобрила закон об НКО и «иностранных агентах» («BBCRussian.com», Великобритания).

URL: http://www.inosmi.rU/social/20120707/194612322.html#ixzz2IVzsT9gp (дата обращения: 26.12.2012).

12. Сюзанна Ланг, Александра Хэртель, Михаэль Бюрш «Гражданское общество и гражданская активность в россии». URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/08191.pdf (дата обращения: 12.01.2013).

Колесникова Надежда Аркадьевна, аспирант, заместитель начальника отдела правового обеспечения, Nadin06ll79@ mail.rH, Россия, Тула, Избирательная комиссия Тульской области.

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS MAJOR INSTITUTIONAL FORMS OF A CIVIL SOCIETY N.A. Kolesnikova

Positive changes have taken place lately in work conditions of non-profit organizations in Russia, including the adoption of the regulations improving position of non-profit organizations. Thus, one can say that institutionally civil society does exist in our country: political parties, trade unions, funds and public organization exercise their activities. The unsolved problem of the third sector in contemporary Russia is that part of the Russians does not trust non-profit organizations so far. But there is still a positive shift in the society's attitude to the problem of the non-profit sector.

Key words: Non-profit organizations, political parties, trade unions, volunteers, social advertising, non-profit organizations trust capital.

Kolesnikova Nadezhda Arkadievna, Deputy Head of the Legal Department, Nаdin061179@,mail.rн, Tula region Election Commission, Tula, Russia.

УДК 32.001.8

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ю.А. Омарова

Основные тенденции современной модели жилищной политики складываются под влиянием реформации прежнего общественного строя, перехода на новую - рыночную - экономику, создания обновленной системы вертикали власти. Ситуация усугубляется финансовыми трудностями, вызванными перепадами в экономическом развитии страны и недостаточно эффективно работающим законодательством, при этом субъекты и муниципальные образования, реализующие жилищную политику должны предстать как разновидности инновационной организации. Роль государства в реализации прав граждан на жилище оправдана тем, что рынок не может (и не заинтересован) в обеспечении жилищных потребностей малообеспеченных (социально слабых) групп населения.

Ключевые слова: жилищная политика, жилищное строительство, гражданское общество, модернизация, национальные проекты, бюрократия.

Государственная жилищная политика в России все еще находится на этапе трансформации и нуждается в системном анализе и серьезных доработках. Основные тенденции современной модели жилищной политики складываются под влиянием реформации прежнего общественного строя, перехода на новую - рыночную - экономику, создания обновленной системы вертикали власти. Ситуация усугубляется финансовыми трудностями, вызванными перепадами в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.