Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ И РЕГИОНАХ'

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ И РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / LEGAL ENTITIES / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / STATE SUBSIDIES / FINANCIAL RESOURCES / ENTREPRENEURSHIP SUPPORT / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С.

В процессе исследования мы отвечаем на призывы в литературе к более систематическому изучению важной проблемы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России на основе государственного субсидирования. Целью исследования является оценка показателей, описывающих субсидирование малых и средних предприятий (МСП) из средств федерального бюджета в России и ее регионах. При этом решались задачи определения средних значений показателей государственного субсидирования МСП, выявления регионов с высокими и низкими значениями показателей. В процессе работы были использованы официальные статистические данные о сумме бюджетных субсидий, выданных МСП по всем регионам России в 2018 году. В процессе исследования были рассмотрены следующие относительные показатели: сумма субсидий в расчете на одного жителя региона и сумма субсидий в расчете на одно МСП. В процессе работы проведена оценка указанных показателей по всем регионам страны; определены их средние значения и интервалы изменения, характерные для большинства регионов. Рассмотренная в статье методика и разработанные инструменты (функции) могут применяться в дальнейших научных работах, посвященных вопросам субсидирования МСП. Итоги исследования могут использоваться государственными и региональными органами при формировании и реализации мероприятий по улучшению финансирования предпринимательского сектора. Разработанные модели могут учитываться при определении потребностей в помощи предпринимателям в регионах, где предпринимательский сектор не развит. Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения бакалавров и магистров в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP: SUBSIDIES FROM FEDERAL BUDGET IN RUSSIA AND REGIONS

In the course of the research, we respond to calls in the literature for a more systematic study of the important problem of supporting small and medium businesses in Russia on the basis of state subsidies. The purpose of the study is to evaluate indicators describing the subsidization of small and medium enterprises (SMEs) from federal budget in Russia and its regions. At the same time, the tasks of determining the average values of indicators of state subsidies to SMEs, identifying regions with high and low values of indicators were solved. In the process, we used official statistics on the amount of budget subsidies issued to SMEs in all regions of Russia in 2018. In the course of the study, the following relative indicators were considered: the amount of subsidies per resident of the region and the amount of subsidies per SME. In the course of the work, these indicators were evaluated for all regions of the country; their average values and intervals of change, typical for most regions, were determined. The methodology discussed in the article and the developed tools (functions) can be used in further research on the issues of SME subsidies. The results of the study can be used by state and regional authorities in the formation and implementation of measures to improve the financing of the business sector. The developed models can be taken into account when determining the needs for assistance to entrepreneurs in regions where the business sector is not developed. The obtained data can be used in the process of training bachelors and masters in universities.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ И РЕГИОНАХ»

УДК 332.05

Поддержка малого и среднего предпринимательства: субсидии из федерального бюджета в России и регионах

Канд. экон. наук Пиньковецкая Ю.С. judy54@yandex.ru Ульяновский государственный университет 432017, Россия, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42

В процессе исследования мы отвечаем на призывы в литературе к более систематическому изучению важной проблемы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России на основе государственного субсидирования. Целью исследования является оценка показателей, описывающих субсидирование малых и средних предприятий (МСП) из средств федерального бюджета в России и ее регионах. При этом решались задачи определения средних значений показателей государственного субсидирования МСП, выявления регионов с высокими и низкими значениями показателей. В процессе работы были использованы официальные статистические данные о сумме бюджетных субсидий, выданных МСП по всем регионам России в 2018 году. В процессе исследования были рассмотрены следующие относительные показатели: сумма субсидий в расчете на одного жителя региона и сумма субсидий в расчете на одно МСП. В процессе работы проведена оценка указанных показателей по всем регионам страны; определены их средние значения и интервалы изменения, характерные для большинства регионов. Рассмотренная в статье методика и разработанные инструменты (функции) могут применяться в дальнейших научных работах, посвященных вопросам субсидирования МСП. Итоги исследования могут использоваться государственными и региональными органами при формировании и реализации мероприятий по улучшению финансирования предпринимательского сектора. Разработанные модели могут учитываться при определении потребностей в помощи предпринимателям в регионах, где предпринимательский сектор не развит. Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения бакалавров и магистров в университетах.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные субсидии, финансовые ресурсы, поддержка предпринимательства, экономико-математические модели.

DOI: 10.17586/2310-1172-2020-13-3-82-88

Support for small and medium entrepreneurship: subsidies from federal budget

in Russia and regions

Ph.D. Pinkovetskaia I.S. judy54@yandex.ru Ulyanovsk State University 432017, Russia, Ulyanovsk, L. Tolstogo, 42

In the course of the research, we respond to calls in the literature for a more systematic study of the important problem of supporting small and medium businesses in Russia on the basis of state subsidies. The purpose of the study is to evaluate indicators describing the subsidization of small and medium enterprises (SMEs) from federal budget in Russia and its regions. At the same time, the tasks of determining the average values of indicators of state subsidies to SMEs, identifying regions with high and low values of indicators were solved. In the process, we used official statistics on the amount of budget subsidies issued to SMEs in all regions of Russia in 2018. In the course of the study, the following relative indicators were considered: the amount of subsidies per resident of the region and the amount of subsidies per SME. In the course of the work, these indicators were evaluated for all regions of the country; their average values and intervals of change, typical for most regions, were determined. The methodology discussed in the article and the developed tools (functions) can be used in further research on the issues of SME subsidies. The results of the study can be used by state and regional authorities in the formation and implementation of measures to improve the financing of the business sector. The developed models can be taken into account when determining the needs for assistance to entrepreneurs in regions where the business sector is not developed. The obtained data can be used in the process of training bachelors and masters in universities.

Keywords: small and medium entrepreneurship, legal entities, individual entrepreneurs, state subsidies, financial resources, entrepreneurship support, economic-mathematical models.

Введение

В настоящее время сектор малого и среднего бизнеса имеет большое значение в развитии экономики России. К числу субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2018 году относилось 5,29 миллиона предприятий и предпринимателей, а общая численность всех занятых достигла 19,16 миллионов человек, то есть более 25% экономически активного населения страны. На долю МСП приходится около четверти объема валового внутреннего продукта [1]. Эти данные позволяют сделать вывод, что МСП создают новые рабочие места и выпускают большой объем товаров, а также оказывают значительное количество услуг для предприятий и физических лиц.

В силу большого значения малого и среднего предпринимательства представляется актуальным обеспечение, как соответствующих юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей стабильным и доступным финансированием. Вместе с тем накопленный опыт показывает, что МСП сталкиваются с серьезными проблемами при привлечении необходимых средств.

Получение банковских кредитов МСП затруднено по следующим причинам:

- отсутствие у банков достаточной информации о деятельности таких предприятий, из-за трудности получения реальной информации о кредитном качестве заемщиков [2];

- трудности получения (особенно микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями) полной информации о соответствующих финансовых программах кредитования [3];

- высокий уровень предпринимательского риска [4].

Для решения проблемы устойчивого финансирования МСП, как в развитых, так и в развивающихся странах используются программы государственных субсидий. Вопросы такого субсидирования предпринимательства получили определенное отражение в научных исследованиях, выполненных зарубежными авторами. В работе [5] на примере опыта Канады показано, что субсидии для бизнеса преследуют две широкие цели: улучшение экономических показателей и достижение социальных целей путем поддержки конкретных фирм, отраслей или регионов. В статье [6] рассматриваются бюджетные субсидии, которые были предоставлены МСП в Хорватии, в том числе для поддержки инноваций. В работе [7] показано, что наибольшая эффективность субсидий в странах Азии достигнута в деятельности МСП, относящихся к розничной торговле. В исследовании [8] представлена оценка влияния субсидий ЕС на экономическое развитие венгерского сектора МСП. В статье [9] приведен эфиопский опыт государственного субсидирования МСП, сделан вывод, что такую поддержку оказывают в большей степени микропредприятиям.

В отечественных исследованиях рассматриваются различные направления государственной политики финансирования предпринимательского сектора, однако вопросы выдачи государственных субсидий МСП в России нашли отражение только в некоторых из них. Так, авторами статьи [10] рассмотрена методология формирования денежных ресурсов для государственной поддержки предприятий малого бизнеса, включая бюджетное финансирование. Предложены варианты моделирования такой деятельности.

В работе [11] рассмотрены вопросы получения государственных субсидий в 2017-м году, также региональных грантов субъектам МСП на примере Камчатского края. Статья [12] посвящена опыту Брянской области по поддержке МСП в форме субсидий, которые распределяются муниципальными образованиями. При этом субсидируется затрат на ведение бизнеса. В этой статье сделаны выводы об увеличение количество вновь созданных рабочих мест на 55% и оборота предприятий, которые получили субсидии на 5-7%. В статье [13] анализируются особенности государственного субсидирования в аграрном секторе МСП.

В исследовании [14] рассматривается опыт государственных субсидий предпринимательства во Владимирской области. Сделан вывод о важной роли бюджетного субсидирования МСП в моногородах.

В статье [15] предложена систематизация мероприятий по региональным субсидиям в Краснодарском крае.

Авторы статьи [16] изучили основные аспекты деятельности по субсидированию МСП в экономике Краснодарского края. В статье сделан вывод о том, что значительная часть этих субсидий выделяется для новых предприятий. Работа [17] посвящена рассмотрению этапов субсидирования МСП в Челябинской области. При этом основное внимание уделено таким критериям выбора предприятий для выдачи субсидий, как уплачиваемые налоги, значимость для региона отрасли, в которой функционирует предприятие, получение участником конкурса финансирования ранее. Анализ опубликованных работ показал, что в проведенных исследованиях недостаточно внимания уделялось комплексному анализу причин прекращения предпринимательской деятельности и путей выхода из бизнеса.

Методика и исходные данные

Программы государственного субсидирования осуществляются, как правило специализированными организациями, которые обычно управляются правительством или региональными органами власти. Они облегчают доступ к финансированию, предоставляя субсидии МСП.

В процессе исследования мы отвечаем на последние призывы в литературе к более систематическому

изучению важной проблемы доступа предпринимателей к наиболее эффективным для них видам финансирования, том числе государственным субсидиям [18, 19].

В Российской Федерации субсидии на поддержку МСП производятся из бюджетных средств. Они выделяются органам государственной власти регионов страны, которые осуществляют мероприятия и региональные проекты, направленные на реализацию целей и показателей, вытекающих из законодательства по развитию предпринимательского сектора.

Целью статьи является оценка показателей, описывающих субсидирование МСП из средств федерального бюджета в России и ее регионах. В процессе исследования решались задачи определения средних значений показателей государственного субсидирования МСП, выявления регионов с высокими и низкими значениями показателей.

В процессе исследования были рассмотрены следующие относительные показатели, характеризующие деятельность системы государственной поддержки МСП путем выделения субсидий по всем регионам России в 2018 году (последнем периоде, включенном в статистическую отчетность):

- сумма субсидий в расчете на 1 жителя региона, руб.;

- сумма субсидий в расчете на 1 МСП, руб.

Использование относительных показателей позволяет проводить сопоставление их по различным регионам страны и определять регионы с высокими и низкими их значениями. В процессе работы была использована официальная статистическая информация, приведенная в приложении к указанному выше сборнику Росстата России.

В процессе нашего исследования тестировались следующие гипотезы:

- гипотеза 1 - программы государственной поддержки МСП путем выделения субсидий МСП, получили распространение во всех регионах России;

- гипотеза 2 - имеет место существенная дифференциация значений рассматриваемых двух показателей по регионам.

Для оценки значений показателей использовались математические модели (функции нормального распределения). Эти функции позволяют обеспечить несмещенные значения каждого рассматриваемого показателя. Описание методологии применения указанных функций продемонстрировано в статье [20]. На основе разработанных функций могут быть установлены как средние величины обоих рассматриваемых показателей, диапазоны в которых они изменяются, а также выявить регионы страны с высокими и низкими значения показателей. Границы указанных диапазонов по большинству (68%) национальных экономик могут быть рассчитаны на основании величин средних значений показателей отклонений. Минимальное значение, соответствующее нижней границе диапазона определяется как разница между соответствующими средними значениями и стандартными отклонениями. Величина верхней границе определяется, как их сумма.

Результаты

Официальная статистическая информация свидетельствует о том, что в 2018 году общее общая сумма выданных субсидий МСП из федерального бюджета достигла более 5,8 млрд. рублей.

В процессе вычислительного эксперимента нами были разработаны экономико-математические модели (соответствующие закону нормального распределения), характеризующие региональное распределение двух указанных ранее показателей. Соответствующие функции (у), показывающие распределение величин этих показателей (х) по всем регионам России приведены ниже:

- по сумме субсидий в расчете на 1 жителя региона, руб.

У1( Х) =

1796,67 24,99 х42к

е

— (хх —43,57)2 2x24,99x24,99

(1)

- по сумме субсидий в расчете на 1 МСП, руб.

У2( Х2)

52000,00 779,44 х42п

е

—( х2 —1 386,24)2 2x779,44x779,44

(2)

Для анализа функций (1) и (2) использовались критерии Колмогорова-Смирнова, Пирсона и Шапиро-Вилка, показывающие насколько хорошо эти функции аппроксимируют эмпирические данные. При этом сравнивались расчетные статистики с табличными. Анализ показал высокое качество обоих функций.

Как указывалось ранее, разработанные функции позволяют установить сложившиеся в регионах средние значения показателей деятельности системы государственной поддержки МСП путем выделения субсидий и интервалы их изменения. Они приведены в таблице: средние значения - в столбце 2, а диапазоны изменения значений показателей по большинству регионов - столбце 3.

Таблица 1

Показатели, характеризующие деятельность по предоставлению МСП субсидий из федерального бюджета

Наименование показателя Средняя величина показателя Диапазон изменения показателей по большинству регионов

1 2 3

Сумма субсидий в расчете на 1 жителя региона, руб. 43,57 18,58-68,56

Сумма субсидий в расчете на 1 МСП, руб. 1386,24 606,80-2165,68

*Источник: составлено автором на основе функций (1) и (2)

Обсуждение

Полученные результаты позволяют установить средние значения показателей, а также определить регионы с высокими и низкими значениями каждого из четырех показателей, которые оценивались в процессе исследования.

Столбец 2 таблицы 1 демонстрирует среднее по регионам значение суммы субсидий в расчете на 1 жителя региона, которое составило почти 46 рублей. В табл. 2 столбец 2 приведен перечень регионов, для которых характерен уровень показателя больший, чем 69 рублей, то есть большим верхней границы диапазона изменения показателя. Соответственно, в столбце 3 этой таблицы указаны регионы с уровнем показателя, меньшим, чем нижняя граница диапазона, то есть 18,5 рубля.

Средняя сумма субсидий в расчете на 1 МСП составила в 2018 году немногим более 1386 рубля. При этом, для большинства регионов соответствующее значение показателя было в диапазоне 606,8-2165,7 рублей. Во 2 столбце табл. 2 приведены регионы с большими, чем верхняя граница диапазона значениями, а в столбце 3 -регионы с меньшими, чем нижняя граница величинами.

Таблица 2

Регионы с высокими и низкими значениями деятельности по предоставлению МСП субсидий из

федерального бюджета

Наименование показателя Регионы с высокими значениями показателя Регионы с низкими значениями показателя

1 2 3

Сумма субсидий в расчете на 1 жителя региона, руб. Костромская область, Карачаево-Черкесская республика, республика Саха (Якутия), республика Тыва, Ярославская область, Амурская область, Липецкая область, Калужская область, Магаданская область, республика Алтай, Камчатский край, Пензенская область, Смоленская область Тюменская область, Московская область, Красноярский край, Сахалинская область, Пермский край, Оренбургская область, Краснодарский край, республика Татарстан, Ленинградская область, Санкт-Петербург,

Сумма субсидий в расчете на 1 МСП, РУб.

Магаданская область, Калужская область, Липецкая область,

Амурская область, Камчатский край, Республика Алтай, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская республика, республика Калмыкия, республика Дагестан, республика Ингушетия, Пензенская область, Смоленская область

Тюменская область, Московская область, Сахалинская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Пермский край, Ростовская область, Оренбургская область, республика Татарстан, Свердловская область

*Источник: составлено автором на основе функций (1) и (2)

Приведенные в столбце 3 табл. 1 данные, а также информация о регионах, для которых характерны высокие и низкие значения показателей (приведенные в табл. 2), позволяют сделать вывод, что выдвинутая ранее гипотеза 2 нашла свое подтверждение.

Анализ статистических данных по каждому из регионов позволил сделать важный вывод, что по всем им в 2018 году наблюдалась государственная поддержка МСП путем выделения субсидий. То есть субсидии из федерального бюджета выдавались МСП во всех без исключения регионах Российской Федерации. Таким образом, гипотеза 1 получила подтверждение.

Выводы

Проведенное исследование достигло поставленной цели. Результаты его обладают существенной новизной и оригинальностью:

- предложен методический подход к оценке показателей деятельности системы государственных субсидий МСП в регионах России;

- разработаны экономико-математические модели, описывающие сложившиеся уровни двух рассматриваемых в статье показателей.

- определены средние значения и интервалы изменения по большинству регионов показателей, описывающих деятельность по государственному субсидированию МСП с использованием бюджетного финансирования;

- доказано, что программы государственного субсидирования МСП получили распространение во всех регионах России;

- доказано, что в настоящее время сложились существенные различия в значениях обоих рассматриваемых показателей по регионам;

- выявлены регионы с высокими и низкими значениями обоих показателей.

Результаты исследования обладают теоретическим и практическим значением. Предложенная методика и полученные модели могут применяться в последующих научных работах, посвященных оказанию государственной поддержки МСП за счет выдачи субсидий. Они могут использоваться при разработке государственными структурами программ помощи предпринимательскому сектору, в частности, при определении потребностей в поддержке предпринимателям в регионах и отраслях, где предпринимательский сектор не развит.

Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения бакалавров и магистров в университетах. Результаты исследований представляют интерес для финансово-кредитных организаций.

Дальнейшие исследования могут быть проведены для оценки гендерных и отраслевых особенностей государственного субсидирования МСП.

Литература

1. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России». М.: Росстат. 2019. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 12.06.2020).

2. Tunahan H., Dizkirici A.S. Evaluating the Credit Guarantee Fund (Kgf) of Turkey as a Partial Guarantee Program in the Light of International Practicest // International Journal of Business and Social Science. 2012. Vol. 3(10). P. 7992.

3. Baas T., Schrooten M. Relationship banking and SMEs: A theoretical analysis // Small Business Economics. 2006. Vol. 27(2-3). P. 127-137.

4. Pinkovetskaia I.S., Sverdlikova E.A., Lebedev A.V. Estimating entrepreneurial risk in Russian small and medium-sized enterprises // The Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2019. Vol. 25(1). P. 30-43.

5. Lester J. Business subsidies in Canada: comprehensive estimates for the government Canada and the four largest provinces. SPP Research Paper SPP Research Paper. The School of Public Policy University of Calgary, Alberta. 2018. Vol. 11(1). 34 p.

6. Radas S., Anic I.-D., Tafro A., Wagner V. The effects of public support schemes on small and medium enterprises // Technovation. 2015. Vol. 38. P. 15 -30.

7. Kashiwagi Y. Postdisaster Subsidies for Small and Medium Firms: Insights for Effective Targeting ADB Economics Working Paper Series No. 597. Asian Development Bank Manila, Philippines. 2019.

8. Banai A., Lang P., Nagy G., Stancsics M. Impact evaluaon of EU subsidies for economic development on the Hungarian SME sector. MNB Working Papers 8. Magyar Nemze Bank Budapest. 2017. 54 p.

9. Gebremichael B.A. The Impact of Subsidy on the Growth of Small and Medium Enterprises (SMEs) // Journal of Economics and Sustainable Development. 2014. Vol. 5(3). P. 178-188.

10. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Методические основы моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 2. С. 80-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г., Скорняков В.С. Финансовая государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2(28). С. 86-93.

12. Прохода И.А., Афонина С.А., Кирюхина О.И. Механизм получения государственной поддержки предприятиями малого бизнеса на региональном уровне // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2(1). С. 202-209.

13. Тлишева Н.А. Проблема сохранения единства и обособленности концепции государственной поддержки малого бизнеса в аграрном секторе экономики, реализуемой индикативными программно-целевыми методами // Вопросы управления. 2017. № 6(49). С. 81-89.

14. Александров П.А. Диверсификация государственной поддержки малого предпринимательства в моногородах России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 51-57.

15. Баяндурян Г.Л., Берлизев Р.Н., Горбенко А.О. Инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник Академии знаний. 2019. № 5(34). С. 39-44.

16. Зелинская М.В., Медведева О.В. Субсидирование как инструмент государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 1291-1305.

17. Балдина Ю.А. Алгоритм реализации региональных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Челябинской области) // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8(3). С. 8.

18. Bellucci A., Pennacchio L., Zazzaro A. Public R&D subsidies: collaborative versus individual place-based programs for SMEs // Small Business Economic. 2019. Vol. 52. P. 213-240.

19. Engel D., Rothgang M., Eckl V. Systemic aspects of R&D policy subsidies for R&D collaborations and their effects on private R&D // Industry and Innovation. 2016. Vol. 23(2). P. 206-222.

20. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9(1). P. 65-78.

Reference

1. Statisticheskij sbomik «Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii». M.: Rosstat. 2019. [elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. - URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223 (data obrashhenija: 12.06.2020).

2. Tunahan H., Dizkirici A.S. Evaluating the Credit Guarantee Fund (Kgf) of Turkey as a Partial Guarantee Program in the Light of International Practicest // International Journal of Business and Social Science. 2012. Vol. 3(10). P. 7992.

3. Baas T., Schrooten M. Relationship banking and SMEs: A theoretical analysis // Small Business Economics. 2006. Vol. 27(2-3). P. 127-137.

4. Pinkovetskaia I.S., Sverdlikova E.A., Lebedev A.V. Estimating entrepreneurial risk in Russian small and medium-sized enterprises // The Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2019. Vol. 25(1). P. 30-43.

5. Lester J. Business subsidies in Canada: comprehensive estimates for the government Canada and the four largest provinces. SPP Research Paper SPP Research Paper. The School of Public Policy University of Calgary, Alberta. 2018. Vol. 11(1). 34 p.

6. Radas S., Anic I.-D., Tafro A., Wagner V. The effects of public support schemes on small and medium enterprises // Technovation. 2015. Vol. 38. P. 15 -30.

7. Kashiwagi Y. Postdisaster Subsidies for Small and Medium Firms: Insights for Effective Targeting ADB Economics Working Paper Series No. 597. Asian Development Bank Manila, Philippines. 2019.

8. Banai A., Lang P., Nagy G., Stancsics M. Impact evaluaon of EU subsidies for economic development on the Hungarian SME sector. MNB Working Papers 8. Magyar Nemze Bank Budapest. 2017. 54 p.

9. Gebremichael B.A. The Impact of Subsidy on the Growth of Small and Medium Enterprises (SMEs) // Journal of Economics and Sustainable Development. 2014. Vol. 5(3). P. 178-188.

10. Kuznecov Ju.V., Bykova N.V. Metodicheskie osnovy modelirovanija gosudarstvennoj podderzhki predprijatij malogo biznesa // Nauchnyj zhurnal NIUITMO. Serija «Jekonomika i jekologicheskij menedzhment». 2016. № 2. S. 80-86.

11. Polozhenceva Ju.S., Klevcova M.G., Skornjakov V.S. Finansovaja gosudarstvennaja podderzhka sub#ektov malogo i srednego biznesa v Rossii // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. 2018. № 2(28). S. 86-93.

12. Prohoda I.A., Afonina S.A., Kiijuhina O.I. Mehanizm poluchenija gosudarstvennoj podderzhki predprijatijami malogo biznesa na regional'nom urovne // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishheva. 2020. Т. 2(1). S. 202-209.

13. Tlisheva N.A. Problema sohranenija edinstva i obosoblennosti koncepcii gosudarstvennoj podderzhki malogo biznesa v agrarnom sektore jekonomiki, realizuemoj indikativnymi programmno-celevymi metodami // Voprosy upravlenija. 2017. № 6(49). S. 81-89.

14. Aleksandrov P.A. Diversifikacija gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinimatel'stva v monogorodah Rossii // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2016. № 2. S. 51-57.

15. Bajandurjan G.L., Berlizev R.N., Gorbenko A.O. Instrumenty gosudarstvennoj podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva // Vestnik Akademii znanij. 2019. № 5(34). S. 39-44.

16. Zelinskaja M.V., Medvedeva O.V. Subsidirovanie kak instrument gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 123. S. 1291-1305.

17. Baldina Ju.A. Algoritm realizacii regional'nyh mer podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva (na primere Cheljabinskoj oblasti) // Internet-zhurnalNaukovedenie. 2016. Т. 8(3). S. 8.

18. Bellucci A., Pennacchio L., Zazzaro A. Public R&D subsidies: collaborative versus individual place-based programs for SMEs // Small Business Economic. 2019. Vol. 52. P. 213-240.

19. Engel D., Rothgang M., Eckl V. Systemic aspects of R&D policy subsidies for R&D collaborations and their effects on private R&D // Industry and Innovation. 2016. Vol. 23(2). P. 206-222.

20. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9(1). P. 65-78.

Статья поступила в редакцию 30.07.2020 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.