Научная статья на тему 'Поддержка использования обучающей системы Фобус в учебном процессе'

Поддержка использования обучающей системы Фобус в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Марина Александровна, Локтев Николай Николаевич, Мылова Ирина Борисовна, Савицкая Валентина Григорьевна

В статье рассматриваются возможности использования дидактической компьютерной системы Фобус. Предметным содержанием системы являются модели компьютерных программ, изучаемых в курсах информатики, дидактическая среда системы моделирует диалог ученика и учителя при обучении и контроле умений работы с такими программами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Марина Александровна, Локтев Николай Николаевич, Мылова Ирина Борисовна, Савицкая Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка использования обучающей системы Фобус в учебном процессе»

Горюнова Марина Александровна, Локтев Николай Николаевич, Мылова Ирина Борисовна, Савицкая Валентина Григорьевна

ПОДДЕРЖКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФОБУС В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФОБУС

Система Фобус является дидактической компьютерной системой и относится к классу обучающих программ. Предметным содержанием системы являются модели компьютерных программ, изучаемых в курсах информатики и информационных технологий, дидактическая среда системы моделирует диалог учителя и ученика при обучении и контроле умений работы с указанными компьютерными программами.

Обучающая система Фобус основана на использовании учебного функционального диалога в качестве основного обучающего фактора и обеспечивает обучение в режиме обратной связи с обучаемым. Оп-

ределение и место функционального диалога среди основных способов реализации машинного диалога представлено в таблице 1.

Функциональная обучающая система, то есть обучающая система, основанная на функциональном диалоге, предназначена,

Обугающая сиойемл ^обус ... обесаеш$л&й обугеНие 6 режиме обрл&Нш с обуглемым.

Таблица 1.

Тип диалога Содержание диалога Применение в обучающих системах

Естественный диалог. Диалог на естественном языке. Ограничено из-за нерешенности проблемы распознавания естественной речи.

Тестовый диалог. Программа формулирует задачу. Учащийся выбирает правильный ответ. Системы контроля знаний.

Функциональный диалог. Программа выдает задание для выполнения. Учащийся выполняет нужные действия под контролем программы. Обучение умениям выполнять действия. Контроль умений.

Горюнова М.А., Локтев Н.Н., Мылова И.Б., Савицкая В.Г.

как следует из описания функционального диалога в таблице 1, для обучения умениям. Она является технологическим средством, одним из инструментов в наборе средств, обеспечивающих учебный процесс.

Одной из задач, ставившихся перед разработкой системы Фобус, являлось определение и обеспечение дидактических и технических решений, позволяющих эффективно использовать ее в учебном процессе и в образовательной среде в широком плане. Примерами таких решений являются:

• Сочетание сетевого варианта, предназначенного для применения в классных (аудиторных) занятиях под контролем преподавателя, и индивидуального (локального) варианта как вспомогательного для самостоятельной работы учащихся.

• Типовая структура электронных практикумов, ведущим структурным элементом которых является Аттестация, обеспечивающая полный объективный и многовариантный контроль базового набора умений учащихся. Другие структурные элементы предназначены для эффективного освоения учебного материала учащимися.

• Исследование, разработка и включение в комплект обеспечивающей документации Методических рекомендаций для преподавателя по методам эффективного применения этого инструмента в реальном учебном процессе.

• Сетевое исполнение системы Фобус, обеспечивающее функционирование рабочих мест учащихся под контролем и управлением с рабочего места преподавателя («Модуль преподавателя»), состав и структура электронных практикумов

под пршо^лба&елЯ:,,

в составе системы Фобус, а также наличие методических рекомендаций для преподавателя предназначены для эффективного использования обучающей системы в учебном процессе.

2. НЕОБХОДИМОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Обучающая система является технологическим средством дидактического назначения. Обучающая система, основанная на применении функционального диалога, может эффективно использоваться в рамках существующих способов организации, применяемых учебных средств и учебных программ реального учебного процесса. Опыт использования системы Фобус в образовательной среде учебных заведений показал, что:

• Дидактическая эффективность современных образовательных информационных средств существенно зависит от методик их применения.

• Разработка методических рекомендаций применения средств новых информационных технологий должна основываться на обратной связи с учителями и учащимися, практически использующими эти средства,

• Методическая и техническая новизна и сложность функциональной сетевой обучающей системы не позволяет полагаться только на самостоятельное освоение системы учителями информатики и требует организации их обучения и подготовки к использованию системы.

Для обеспечения обучения учителей информатики техническим и методическим приемам работы с обучающей системой, а также для обобщения опыта, обсуждения замечаний и рекомендаций на основе обратной связи методистов и разработчиков с пользователями системы целесообразно определить и реализовать комплекс мероприятий, который можно определить как систему поддержки обучающей систе-.'' мы. Отметим, что поддержка обучающей системы является понятием более широким, чем сопровождение системы.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Для достижения высокой эффективности применения диалоговых электронных практикумов следует:

1. Обеспечить обучение учителей информатики работе с системой Фобус.

2. Произвести исследование методических особенностей применения диалоговых электронных практикумов в учебном процессе.

3. Осуществлять мониторинг применения диалоговых электронных практикумов в учебном процессе.

4. Осуществлять мероприятия по гарантийному обслуживанию обучающей системы.

Организация комплекса работ по поддержке использования обучающей системы возможна во взаимодействии разработчиков системы со специалистами в области школьной информатики.

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ФОБУС

Необходимость обучения учителей информатики определяется следующими обстоятельствами:

• Сложные программные системы обладают достаточно широкими возможностями и средствами управления, самостоятельное освоение которых может вызывать у учителей информатики затруднения и значительные временные затраты.

• Отсутствие знаний методических основ применения новых информационных образовательных технологий может привести к существенному снижению эффективности их использования.

При определении объема и содержания программы обучения следует учитывать большую загруженность учителей. Минимальный объем программы обучения был определен в 8 часов, разбитых на 2 равных по объему изучаемого материала занятия.

Первое занятие, посвященное изучению назначения системы, ее установки и

... самосЛояЛел-йКое освоение ... мофее. су угиЛелей. информа&сти ^аЛрс^КеНия и ^КлгиЛелйКие временные ^аЛраЛи.

основных возможностей, предназначено для обеспечения быстрого и удобного начала эксплуатации.

Второе занятие посвящено освоению методических особенностей эффективного применения диалоговых электронных практикумов в учебном процессе. При этом предполагается наличие некоторого опыта эксплуатации системы. С этой целью между первым и вторым занятиями устанавливается временной интервал в 1-2 месяца.

5. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРАКТИКУМОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Основные свойства диалоговых электронных практикумов, определяющие существенную зависимость эффективности их применения от организации учебного процесса и методики применения, следующие:

1. Диалоговые электронные практикумы системы Фобус являются новым средством обучения, предназначенным для освоения блока умений, соответствующего учебной дисциплине.

2. Умения как набор способов и приемов решения практических задач строго определены и должны соответствовать программе учебной дисциплины.

3. Обеспечивается индивидуализация обучения. Система обеспечивает успешное освоение учебного материала в достаточно широком диапазоне исходной подготовки учащихся, однако необходимое время изу-

Горюнова М.А., Локтев Н.Н., Мыилова И.Б., Савицкая В.Г.

чения определяется исходной подготовкой ученика.

4. Контроль знаний (Аттестация) обеспечивает полный охват учебного материала и объективность оценки. При этом время, необходимое для однократного прохождения аттестации, не должно превышать 1/2 продолжительности урока.

Целью исследования методических особенностей применения диалоговых электронных практикумов в учебном процессе является разработка и совершенствование Методических рекомендаций для преподавателя по способам эффективного

6беспе'ш&леН&

обучения.

применения диалоговых электронных практикумов для обучения учителей-предметников и иного персонала,

- обобщение опыта применения диалоговых электронных практикумов в учебном процессе школ.

при-

менения обучающей системы в учебном процессе.

Следует отметить, что необходимо изучение методических особенностей применения диалогового электронного практикума как учебного средства, позволяющего существенно повысить эффективность учебного процесса. Для этого должны быть рассмотрены следующие вопросы:

- место диалоговых электронных практикумов в учебном процессе,

- реализация возможностей, заложенных в структуре практикумов,

- определение способов организации учебного процесса, позволяющего реализо-

6. МОНИТОРИНГ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРАКТИКУМОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Определение эффективности использования диалоговых электронных практикумов и выработка методических путей и приемов их применения возможны только на основании постоянного отслеживания практики и опыта школ и отдельных учителей. Поэтому мониторинг применения диалоговых электронных практикумов является необходимой частью поддержки использования обучающей программы.

Для получения достаточно полных и объективных характеристик следует:

• Разработать методику проведения мониторинга и обработки результатов,

• Определить организационные формы проведения мониторинга,

• Обеспечить эффективную обработку результатов мониторинга.

менодичеосих путей и приемов их применений Нмысо На основании пооНо&ННого оНлефи$аНи& пракНиеи и опиНл сшсм и отдельных учшНелей,

средство дидактического назначения должна представлять собой программно-методический

вать индивидуализированный характер обучения,

- определение потребностей в средствах управления преподавателем работы учащихся в сетевом учебном классе,

- исследование возможностей

ВЫВОДЫ

Компьютерная обучающая система как технологическое

комплекс. Наряду с программными средствами и технической документацией, этот комплекс должен включать методические рекомендации по его применению в образовательной среде. Необходима организация обучения учителей техническим и методическим приемам работы с компьютерной обучающей системой. Учитывая дидактическую новизну этих образовательных средств, нужно производить мониторинг их применения.

Внедрение компьютерных обучающих систем в образовательную среду в связи с технической сложностью и, что еще важнее, новыми дидактическими возможностями, нуждается в выполнении мероприятий поддержки таких систем.

На диске к журналу размещается сетевая версия базового курса по Windows в системе Фобус.

Литература.

1. Васильева C.B., Животова Р.Н., Локтев H.H., Цапин H.H. Диалоговые учебники в дистанционном обучении. СПб.: Обучение и карьера в Санкт-Петербурге, 2001, № 5 [11].

2. Башмаков М.И., Ноздняков C.H., Резник H.A. Информационная среда обучения. СПб.: Изд. «Свет», 1997.

Горюнова Марина Александровна, декан факультета Информатизации образования ЛОИРО,

Локтев Николай Николаевич, зав. сектором СЦНИТ СПГУТД,

Мы1лова Ирина Борисовна, зав. Центром информатизации образования СПбГАППО,

Савицкая Валентина Григорьевна, зав. кабинетом информатики ЛОИРО.

© Наши авторы, 2003. Our authors. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.