Научная статья на тему 'Модель дифференцированной подготовки педагогов в области дистанционного обучения'

Модель дифференцированной подготовки педагогов в области дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / DISTANCE LEARNING / ICT COMPETENCE OF A TEACHER / DISTANCE LEARNING RESOURCES / DIFFERENTIATED TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрижаченко Юлия Анатольевна

Анализируется понятие «дистанционное обучение», уточнено определение понятия «ИКТ-компетентность педагога», построено определение понятия «дистанционные образовательные ресурсы», предлагается теоретическая модель дифференцированной подготовки педагогов в области дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрижаченко Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DIFFERENTIATED TRAINING OF TEACHERS IN DISTANCE LEARNING

The article defines a concept of «distance learning», clarifies the definition of the ICT competence of teacher, builds a definition of «distance education resources», offers a theoretical model of differentiated training of teachers in distance learning.

Текст научной работы на тему «Модель дифференцированной подготовки педагогов в области дистанционного обучения»

УДК 378.147:004

Ю. А. Стрижаченко Екатеринбург

МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; ИКТ-компетентность педагога; дистанционные образовательные ресурсы; дифференцированная подготовка педагогов.

АННОТАЦИЯ. Анализируется понятие «дистанционное обучение», уточнено определение понятия «ИКТ-компетентность педагога», построено определение понятия «дистанционные образовательные ресурсы», предлагается теоретическая модель дифференцированной подготовки педагогов в области дистанционного обучения.

J. A. Strizhachenko

Ekaterinburg

MODEL OF DIFFERENTIATED TRAINING OF TEACHERS IN DISTANCE LEARNING

KEY WORDS: distance learning; ICT competence of a teacher; distance learning resources; differentiated training of teachers.

ABSTRACT. The article defines a concept of «distance learning», clarifies the definition of the ICT competence of teacher, builds a definition of «distance education resources», offers a theoretical model of differentiated training of teachers in distance learning.

ГСНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.02

дистанционного обучения обусловлено множеством факторов: это и огромные территории, и средоточие научно-технических центров в крупных городах, и новые потребности населения по отношению к содержанию и технологиям образования, и усиление миграции населения и т. д. Развитие дистанционного обучения не только позволит Рос© Стрижаченко Ю. А., 2011

тановление в России системы

сии обеспечить доступ к качественному образованию, но и даст возможность занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг.

В настоящее время в области теории и практики дистанционного обучения работают многие отечественные специалисты, чьи научные исследования способствуют его развитию и внедрению в учебный процесс дистанционных техно-

логий. Однако пока еще отсутствует единое понимание базовых терминов дистанционного обучения, используемых в образовательных кругах. Анализируя работы авторов, в которых рассматривается понятие «дистанционное обучение», можно сделать вывод, что одни исследователи (А. А. Андреев, Я. А ВагРа-менко, А. В. Густырь, Н. В. Демкин, Л. И. До-линер, Т. П. Зайченко, А. Д. Иванников, В. А. Канаво, Е. С. Полат, В. Н. Солдат-кин, А. Н. Тихонов, В. П. Тихомиров,

А. В. Хуторской и др.) рассматривают дистанционное обучение как форму (принцип организации) получения образования: целенаправленный, организованный процесс обучения, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков, определяемых программой обучения и преподавателем; другие авторы (А. А. Андреев, А. А. Ахаян, Н. А. Гаврилов, В. Г. Домрачеев и др.) — как средство управления обучением и осуществления процесса учебной деятельности.

В своем исследовании мы будем опираться на определение, данное Е. С. По-лат: «Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [8].

Схожее определение данного понятия находим в работе Л. И. Долинера: «Дистанционное обучение — это форма получения образования (очного, заочного, экстерната), основанная на применении средств новых информационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа) и научно обоснованных методов обучения» [4].

Существенным является то, что использование новых коммуникационных

технологий (все тех же телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио- и видеотехнологий) обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия обучаемого с участниками обучения вне зависимости от их географической удаленности друг от друга. Кроме этого, наличие современных диалоговых средств обучения и контроля (компьютерных программ, интерактивных видеодисков, информационных баз и доступа к ним через Интернет) позволяет организовать обучение, отвечающее самым современным требованиям дидактики.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и традиционное обучение (т. е. по соответствующим образовательным программам), но форма подачи и организации учебного материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой претерпевают значительные изменения, а именно:

- изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации;

- изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

- развитие информационно-коммуникационной предметной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических взаимодействий. Форма обучения вносит существенную корректировку в реализацию общедидактических целей и методов обучения.

В отличие от традиционного образования, в котором центральной фигурой является учитель (преподаватель), при использовании новых информационных технологий центр тяжести переносится на обучающегося, который активно

строит учебный процесс, выбирая свою траекторию в развитой образовательной среде.

Важная функция преподавателя — поддержать обучающегося в его деятельности. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных знаний и усилий [3].

Анализ работ различных авторов позволяет сделать вывод, что для характеристики умений решать проблемы и задачи с применением ИКТ используются синонимичные термины, тесно связанные с понятием «ИКТ-компетент-ность»: информационная, информационно-технологическая, информационнокомпьютерная компетентность.

В. В. Котенко, С. Л. Сурменко [6] понимают под информационно-компьютерной компетентностью учителя информатики системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, направленного на передачу суммы знаний, на развитие современного научного мировоззрения и личности учащихся, открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания информации и умения создавать новую информацию, способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности.

И. Б. Мылова выделяет профессиональную информационно-технологическую компетентность и считает ее интегральной характеристикой, определяющей умение учителя решать профессиональные проблемы с использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий [7. С. 83—88].

Н. В. Александрова считает, что ИКТ-компетентность представляет собой

интегральную характеристику, отражающую наличие умений решать различные проблемы и задачи, возникающие при использовании информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, с использованием знаний, умений осуществлять рефлексию и самообразование на основе опыта деятельности [1].

В работе А. К. Скуратова, Е. К. Хенне-ра и др. [11] рассмотрено понятие ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности учителя (преподавателя). При этом выделяются два уровня: базовый и продвинутый.

Е. В. Иванова [5] трактует информационную компетентность учителя как особый тип организации предметноспециальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, который включает такие слагаемые его профессиональной деятельности, как теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины, способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера; умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек; умение представить информацию в Интернете; умение организовать самостоятельную работу учащихся с помощью Интернет-технологий; владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету с учетом его специфики.

Л. Б. Сенкевич, рассматривая информационную компетентность учителей математики, отмечает, что это результат деятельности, в основу которого положены сформированные знания, умения, навыки и опыт [10].

П. В. Беспалов под информационной компетентностью учителя понимает

интегральную характеристику личности учителя, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний и умений, способность к решению задач в профессиональной деятельности с помощью информационных технологий [2].

В проекте «Информатизация системы образования» выделяется понятие «базовая ИКТ-компетентность», которое является характеристикой результатов освоения педагогических возможностей информационных и коммуникационных технологий всеми работниками системы образования.

В состав ИКТ-компетентности входят знания возможностей современных ИКТ, сфер их использования в информационной деятельности человека и в образовании, навыки использования ИКТ в профессиональной деятельности, способность понимать организацию и устройство информационной образовательной среды учреждения и эффективно использовать возможности этой среды в повседневной работе [9].

На наш взгляд, для характеристики результатов освоения возможностей информационных и коммуникационных технологий педагогами целесообразно использовать понятие «ИКТ-компетен-тность педагога» как интегральную характеристику, отражающую уровень освоения педагогических возможностей информационных и коммуникационных технологий, готовность решать различные проблемы и задачи в профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляя рефлексию и самообразование на основе опыта практической деятельности.

В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить: необходимость повышения качества и доступности образования; интеграцию в мировое научно-образовательное пространство; создание оптимальных в

экономическом плане образовательных систем и усиление связей между разными уровнями образования. Именно дистанционное обучение позволяет по-новому организовать самостоятельную работу студента. При этом весьма важным представляется понимание того обстоятельства, что самостоятельная учебная деятельность — это не самообразование индивида по собственному плану, а организуемая и управляемая преподавателем деятельность, направленная на достижение поставленной цели обучения. Эффективность образования, и дистанционного обучения в частности, напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей.

Определяя дистанционные образовательные ресурсы (ДОР) как административно-управленческий, научнопедагогический и учебно-методический интерактивный комплекс, в разработке, пополнении и использовании контента которого задействованы все участники образовательного процесса посредством среды Интернета/Интранета, мы говорим о том, что проблемой на сегодня является неподготовленность преподавателей к разработке и использованию ДОР в учебном процессе.

Поэтому мы считаем целесообразным выделение в структуре ИКТ-компетент-ности педагога такого важнейшего компонента, как ИКТ-компетентность в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов, который представляет собой характеристику качества подготовки педагога и включает: определенные мотивационно-ценностные ориентации; знания и умения в области дисциплин, которые применяются при решении различных проблем и задач, возникающих в педагогической деятельности при разработке и использовании ДОР; опыт деятельности по разработке и использованию ДОР; умение осуществлять рефлексию педагогической деятельности использования

ДОР в учебном процессе; способность к самосовершенствованию в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов.

Необходимость дифференцированного подхода к подготовке педагогов для дистанционной формы обучения вызвана решением целого ряда задач: повысить качество подготовки будущего учителя; определить объем и содержание подготовки в зависимости от начального уровня ИКТ-компетентности; обеспечить более интенсивное формирование ИКТ-компетентности педагогов в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов; привести содержание обучения в соответствие с ФГОС ВПО.

На основании теоретического анализа, исходя из сочетаний различных ступеней овладения дистанционными образовательными ресурсами, мы выделили три уровня формирования ИКТ-компе-тентности педагога в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов:

- необходимый уровень (характеризуется действиями обучаемых по алгоритму, составленному преподавателем. Будущие учителя изучают и создают дистанционные образовательные ресурсы либо подобные, либо по алгоритму преподавателя);

- достаточный уровень (строится на основе необходимого уровня и предполагает дополнительно наличие умения решать различные проблемы с помощью адекватно подобранного программного обеспечения);

- оптимальный уровень (характеризуется умением создавать на основе полученных знаний дистанционные образовательные ресурсы для использования в профессиональной деятельности; профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе гото-

вых дистанционных образовательных ресурсов и создании собственных).

Для успешной реализации модели процесса подготовки педагогов в области разработки и применения дистанционных образовательных ресурсов необходимо осуществлять диагностику уровня подготовки на каждом этапе.

С учетом вышесказанного, нами были сформулированы критерии оценки уровней ИКТ-компетентности педагога в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов (ДОР), отраженные в таблице.

Такова структура процесса обучения в его теоретической представленности, состоящая из мотивационно-ценностного, когнитивно-операционного, рефлексивно-проектировочного компонентов.

Приведенные уровни дифференцированной подготовки педагогов в дистанционной форме обучения по существу составляют иерархию уровней: каждый последующий уровень включает черты предыдущего и имеет особенные черты, отличающие его от предыдущего. По мере продвижения педагога по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат — ИКТ-компетентность педагога в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов.

В современных условиях модернизации системы образования подготовка педагога в области ИКТ должна быть направлена не только на подготовку компетентных пользователей, но главным образом на изучение вопросов, связанных с использованием этих технологий в образовательной практике. От того, насколько методически грамотно преподаватель организует педагогический процесс, связанный с освоением учащимися структурных составляющих изучаемого предмета в новых условиях, зависит успешность обучающихся.

Компоненты и уровни ИКТ-компетентности педагога

Таблица

КОМПОНЕНТЫ УРОВНИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

НЕОБХОДИМЫЙ ДОСТАТОЧНЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ

МОТИВАЦИОННО- ЦЕННОСТНЫЙ Личная заинтересованность в обучении использованию ДОР в учебном процессе Устойчивый интерес к применению ДОР в педагогической деятельности, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ Твердая убежденность в целесообразности использования ДОР в современном образовательном процессе

КОГНИТИВНО- ОПЕРАЦИОННЫЙ Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ. Владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами приложений Microsoft Office. Использование электронных ресурсов в педагогической деятельности. Использование сети Интернет в педагогической деятельности Умение самостоятельно осваивать необходимые ДОР. Использование приемов сетевого взаимодействия. Владение разнообразными методическими приемами использования ДОР в педагогической деятельности Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа ДОР. Владение основами методики внедрения ДОР в учебно-воспитательный процесс. Владение приемами организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса

РЕФЛЕКСИВНО- ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ДОР, проявление субъектной позиции Взаимооценка результатов педагогической деятельности в области разработки и использования ДОР Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ

РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ (разработка педагогического проекта для публикации в СДО УрГПУ) Преобразование содержания дисциплины в вид, удобный для использования СДО (использование шаблона сайта дисциплины) Разработка сайта дисциплины на основе шаблона с использованием дополнительных возможностей СДО с учетом особенностей преподаваемой дисциплины Самостоятельная разработка сайта в зависимости от целесообразности его применения в образовательном процессе (сайт дисциплины, филиала, олимпиады и др.)

Таким образом, деятельность студентов педагогического вуза в среде учебного портала не только способствует их обучению дисциплинам, но и дает навы-

ки будущей профессиональной деятельности, в частности навыки педагогического взаимодействия в дистанционных формах обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. АЛЕКСАНДРОВА Н. В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Нижний Тагил, 2008.

2. БЕСПАЛОВ П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 2003. №4.

3. ГРОМОВА Т. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению // Народное образование. 2006. № 5.

4. ДОЛИНЕР Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: пси-холого-педагогические и методические аспекты : монография / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003.

5. ИВАНОВА Е. В. Формирование информационной компетентности — важнейшая задача профессиональной подготовки учителя // Конгресс конференций «Информационные технологии и образование». URL: www.it0.Su/2003/n/3/II-3-3307.html.

6. КОТЕНКО В. В., СУРМЕНКО С. Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского гос. пед. ун-та». 2006. URL: www.omsk.edu.

7. МЫЛОВА И. Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования // Информатика и образование. 2004. № 9.

8. ПОЛАТ Е. С., ПЕТРОВ А. Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. URL: http://www.distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm.

9. ПРОЕКТ «Информатизация системы образования». М. : Всемирный банк ; Национальный фонд подготовки кадров, 2003. URL: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/about/str.

10. СЕНКЕВИЧ Л. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Омск, 2005.

11. СКУРАТОВ А. К., ХЕННЕР Е. К., БОЯШОВА С. А., МАКАРОВ С. И. Создание многоуровневой отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-ком-петентности // Конференция «Мониторинг и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности», Ярославль, 23—24 апр. 2009 г. иКЬ: http://tm.ifmo.ru/tm2009/db/ doc/get_thes.php?id=l23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.