Научная статья на тему 'Поддержание оптимального уровня репутационного риска путем реализации компленс-функции как инструмент повышения капитализации бизнеса'

Поддержание оптимального уровня репутационного риска путем реализации компленс-функции как инструмент повышения капитализации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК / ГУДВИЛЛ / КОМПЛАЕНС / КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ / КОМПЛАЕНС ФУНКЦИЯ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / GOODWILL / REPUTATION RISK / COMPLIANCE / COMPLIANCE CONTROL / COMPLIANCE FUNCTION / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безденежных В. М., Тихов А. Г.

Репутация компании влияет на ее деятельность очевидным образом: это выражается в заинтересованности инвесторов, в стремлении покупателей приобретать товары или услуги, в степени контроля или надзора со стороны органов государственной власти. В связи с этим, можно сделать вывод о возможности рассматривать репутацию в качестве актива, приносящего доход и влияющего на стоимость всего бизнеса в целом, и, как следствие, возникает необходимость контролировать риски потери репутации. В данной статье рассмотрены факторы репутационных рисков, выявлена связь репутации и стоимости бизнеса и обоснована необходимость организации системы контроля над уровнем риска потери репутации при помощи комплаенс-функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING AN OPTIMAL LEVEL OF REPUTATION RISK BY IMPLEMENTING COMPLIANCE FUNCTIONS AS A TOOL TO INCREASE BUSINESS CAPITALIZATION

The company's reputation affects its activities in an obvious way: this is expressed in the interest of investors, in the desire of buyers to acquire goods or services, in the degree of control or supervision by public authorities. In this regard, we can conclude that it is possible to consider reputation as an asset that generates income and affects the value of the entire business as a whole, and, as a result, there is a need to control the risks of loss of reputation. This article discusses the factors of reputation risks, reveals the relationship between reputation and business value and substantiates the need to organize a system of control over the level of risk of loss of reputation with the help of the compliance function.

Текст научной работы на тему «Поддержание оптимального уровня репутационного риска путем реализации компленс-функции как инструмент повышения капитализации бизнеса»

Поддержание оптимального уровня репутационного риска путем реализации компленс-функции как инструмент повышения капитализации бизнеса

Maintaining an optimal level of reputation risk by implementing compliance functions as a

tool to increase business capitalization

Безденежных В.М.

проф., д.э.н., кафедра «Анализрисков и экономическая безопасность»

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

РФ, г. Москва e-mail: alextikhov056@yyandex. ru

Bezdenezhnykh V.M.

Prof., Doctor of Economics, Department of "Risk Analysis and Economic Security " Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Тихов А.Г.

магистрант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

РФ, г. Москва e-mail: alextikhov056@yandex. ru

Tikhov A.G.

Master's degree student Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

Репутация компании влияет на ее деятельность очевидным образом: это выражается в заинтересованности инвесторов, в стремлении покупателей приобретать товары или услуги, в степени контроля или надзора со стороны органов государственной власти. В связи с этим, можно сделать вывод о возможности рассматривать репутацию в качестве актива, приносящего доход и влияющего на стоимость всего бизнеса в целом, и, как следствие, возникает необходимость контролировать риски потери репутации. В данной статье рассмотрены факторы репутационных рисков, выявлена связь репутации и стоимости бизнеса и обоснована необходимость организации системы контроля над уровнем риска потери репутации при помощи комплаенс-функции.

Annotation.

The company's reputation affects its activities in an obvious way: this is expressed in the interest of investors, in the desire of buyers to acquire goods or services, in the degree of control or supervision by public authorities. In this regard, we can conclude that it is possible to consider reputation as an asset that generates income and affects the value of the entire business as a whole, and, as a result, there is a need to control the risks of loss of reputation. This article discusses the factors of reputation risks, reveals the relationship between reputation and business value and substantiates the need to organize a system of control over the level of risk of loss of reputation with the help of the compliance function.

Ключевые слова: деловая репутация, репутационный риск, гудвилл, комплаенс, комплаенс-контроль, комплаенс функция, риск-менеджмент, управление рисками

Key words: goodwill, reputation risk, goodwill, compliance, compliance control, compliance function, risk management, risk management

С развитием науки и техники, ростом производства различных видов продукции, бурной информатизацией всех сфер человеческой жизни значительно усложнилась проблема точного прогноза, оценки рисков и принятия решений при выборе вариантов создания и направлений развития сложных комплексов, возросла актуальность решаемых проблем, увеличились затраты на их реализацию. Современное состояние и развитие теории и практики управления рисками и комплаенс-контроля как его составной части в хозяйственной

деятельности организаций свидетельствует о наличии значительных проблем, требующих скорейшего системного решения для повышения эффективности функционирования предприятий и, в частности, деловой репутации как сложного с точки зрения возможной оценки параметра деятельности предприятия [3, 10, 12]. Такой подход в настоящее время реализуют на практике передовые страны мира. Опыт ведущих стран (США, Великобритания, Германия, Канада и другие) свидетельствует о более чем двадцатилетней системной практической работе, включающей использование методов комплаенс-контроля в своей деятельности, и их совершенствование. Об этом свидетельствует растущее число публикаций на эту тему.

В экономической литературе отсутствует как общепринятое толкование термина «деловая репутация», так и однозначное определение места и ценности репутации организации в общей системе ее функционирования. Вся категория нематериальных активов делится на исключительные права на что-либо (программы ЭВМ, товарный знак и т.д.), и на деловую репутацию. В отличие от остальных нематериальных активов, деловая репутация распространяется на всю организацию в целом и не может существовать отдельно от нее, и, как следствие, не может выступать в качестве самостоятельного объекта сделки.

Репутация — это объективно сложившаяся и подтвержденная практикой совокупность ценностных убеждений и рациональных мнений по поводу той или иной организации, [4, c. 56] она формируется за большой промежуток времени, начиная со дня начала ведения компании своей деятельности, и обладает высокой волатильностью.

Несмотря на то, что положительная репутация компании является одним из основных преимуществ современных организаций, существование ее исключительно в информационной сфере открывает для конкурентов огромное количество путей, направленных на ухудшение репутации определенной компании. При правильной атакующей стратегии конкурентов (и при должной репутационной уязвимости), компания может понести серьезные убытки или вовсе быть уничтожена [10].

Следует отметить, что репутационные риски имеют прямое взаимодействие с деятельностью организаций на конкурентных рынках. Экономист Рональд Дж. Олсоп в своих работах отмечает следующее: «Компании должны быть все время начеку, чтобы распознать возможную опасность и выстроить оборону: наметить политику, действия и выбрать союзников, — дабы предотвратить или быстро преодолеть угрозу. Новые испытания для репутации возникают каждый день» [6, c. 61]. Именно этим обуславливается причина необходимости мониторинга репутационных рисков и их контроля для построения эффективной системы управления. [3, 5, c. 14].

Особое значение репутационного риска для организаций подтверждают результаты исследования компании Economist Intelligence Unit [1]. В ходе анализа ряда рисков, которые воздействуют на организации, репутационные риски были выделены специалистами компании Economist Intelligence Unit в качестве наиболее важных, при этом к наиболее влиятельным факторам репутационного риска относятся: скорость распространения информации по международным каналам связи и усиление нормативных требований и влияния регуляторов[9].

Репутационный риск

Правовой риск (изменения законодательства)

Кадровые риски (недостаточная профквалификация, передача полномочий, потеря ключевого персонала)

ГГ-риски (1Т-безопасность, сбой 1Т-систем)

Рыночный риск (риск падения рыночной стоимости активов)

Кредитный риск (просроченная дебиторская задолженность)

Страновой риск (проблемы, связанные с деятельностью на данной территории)

Финансовый риск (сложности с привлечением финансов)

Терроризм

Валютный риск (ухудшение валютного курса) Природные катаклизмы (ураганы, землетрясения) Политический риск (смена правительства) Преступность и физическая безопасность

Рисунок 1. Степень влияния рисков в зависимости от их значимости на европейские компании Источник: Ринк О. Управление репутационными рисками: уравнение с несколькими неизвестными // Управление финансовыми рисками. 2014. № 4. С. 242-246.

Комплаенс-функция позволяет обеспечить соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, а также базовых основ корпоративного управления. Комплаенс строится как на правовой основе, так и на этической. Одними из основных преимуществ реализации комплаенс-функции в компании являются сохранение и развитие деловой репутации, а также повышение эффективности деятельности, рост конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и стоимости компании.

Комплаенс является западным подходом к системе построения внутреннего контроля и управления риском потери деловой репутации и правовым риском, который включает в себя регуляторный риск, или, как его еще называют - комплаенс-риск, который связан с изменениями нормативно-правовых актов [2]. Следует отметить, что комплаенс является важным элементом системы корпоративного управления организации в целом.

Общая классификация факторов риска потери деловой репутации или репутационного риска имеет следующий вид [9] :

1. Нарушения в области законодательства и низкая эффективность финансового мониторинга:

• несоблюдение делового оборота, принципов профессиональной этики;

• неисполнение договорных обязательств перед кредиторами, клиентами и контрагентами;

• неспособность эффективно оказывать сопротивление отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также иной незаконной деятельности (ПОД / ФТ), осуществляемой недобросовестными клиентами, контрагентами, сотрудниками

2. Конфликты интересов, возникновение которых связано с отсутствием способов урегулирования этих конфликтов на уровне разработки локальной нормативной документации и минимизации негативных последствий

3. Низкая эффективность или отсутствие системы комплаенс-контроля и несоблюдение правила «Знай

своего клиента» (Know Your Customer, KYC). Факторы риска связаны с жалобами, судебными исками клиентов и подрядчиков и/или применением принудительных мер со стороны регулирующих и надзорных органов. Отчет KYC должен содержать данные о юридических или физических лицах, в том числе информацию о санкциях, наложенных государственными органами и международными организациями на государство юридического лица, самого юридического лица и его управления, а также информацию об антикоррупционной экспертизе. (проверка государственных служащих)

4. Несоблюдение (или нарушения в соблюдении) принципа «Знай своего работника» и квалификационных требований к сотрудникам

5. Нарушения в области требований к раскрытию информации:

• нарушение правил раскрытия информации, установленных законодательством и внутренними нормативными документами;

• степень восприятия информации заинтересованными лицами

6. Негативное отношение со стороны акционеров, контрагентов, связанных с компанией лиц, обусловленное плохой репутацией и/или отсутствием эффективной системы управления рисками (или недостаточной ее эффективностью), системы внутреннего контроля (в том числе ПОД/ФТ), ведением рискованной политики (инвестиционной, рыночной) высоким уровнем операционного риска [3, 11, 12].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс управления репутационными рисками сложен сам по себе и в него вовлекается огромное количество подразделений внутри компании, начиная с отдела комплаенс-контроля и внутреннего контроля, заканчивая юридическим отделом и отделом финансового мониторинга. Кроме того, зачастую возникает необходимость в привлечении внешних специалистов.

Помимо вышеизложенного следует отметить, что система комплаенс-контроля принимает участие в регулировании каждого фактора для поддержания уровня репутационного риска на оптимальном для организации уровне. В случае слабого управления данным риском, репутация может приобретать негативный характер и повлечь за собой соответствующие последствия.

Деловая репутация представляется неким ресурсом для повышения конкурентоспособности и является своего рода характеристикой предприятия, которая включает в себя мнения об организации, ее известность, показатели доверия как со стороны общества (потребителей, инвесторов и т.д.), так и со стороны государства, а также имидж, бренд и т.д.

Деловую репутацию можно рассматривать в качестве некоторого результата оценки рынком всей публичной деятельности организации.

Выделяются положительная и отрицательная деловая репутация. В соответствии с ПБУ 14/2007 положительная возникает, когда компания в состоянии сделать надбавку к цене, а покупатель уплатить эту надбавку в ожидании будущих выгод за счет чего увеличивается стоимость компании, репутация, привлекательность для инвестирования и т.д. Отрицательная рассматривается в качестве скидки с цены в связи с отсутствием клиентской базы, репутации, качества, деловых связей, квалификации персонала и т.д. то есть фактическая стоимость приобретаемой компании или ее доли в капитале ниже справедливой стоимости ее активов и обязательств и показывает несоответствие продажной стоимости компании и стоимости ее чистых активов в связи с недооценкой или недоверием со стороны контрагентов. [7, 12]

Таким образом, мы видим, что положительная деловая репутация оказывает непосредственное влияние на стоимость компании и увеличивает ее, в то время как отрицательная репутация оказывает обратный эффект и снижает стоимость предприятия. Именно этим обуславливается необходимость создания, внедрения и совершенствования системы комплаенс-контроля в организации, поскольку она не только отвечает за контроль

над уровнем репутационного риска, но и само по себе наличие успешно функционирующей системы создает положительную репутацию в глазах инвесторов и государства, оказывая двойной положительный эффект на стоимость компании.

Список используемой литературы:

1. Basel Committee on Banking Supervision (2011). Basel III: a Global Regulatory Framework for More Resilient Banks and Banking Systems. — http://www.bis.org/publ/bcbs189.pdf.

2. Алешин М.М., Алешина Е.И. Комплаенс как инструмент повышения стоимости корпорации // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/48EVN516.pdf (доступ свободный).

3. Безденежных В. М. Проблемы и пути развития теории и практики управления рисками экономических агентов в России. // Экономика и управление: проблемы, решения. №8 (август), том 3 (80) - 2018, р. 121-129.

4. Важенина И.С., Важенин С.Г. Доверие в конкурентной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. — 2017. — №1. — С. 56-63.

5. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. — СПб.: Питер, 2010. — 329 с.

6. Олсоп Р. Дж. 18 непреложных законов корпоративной репутации. — М.: Вершина, 2006. — 376 с

7. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2009.

8. Пышненко С. Балакин В. (2018) «Владимир Балакин: "Комплаенс - это гудвил. Так же, как, например, забота об экологии"» // Сайт rusexporter.ru. 9 февраля (http ://www.rusexporter. ru/research/ved/6097/)

9. Ринк О. Управление репутационными рисками: уравнение с несколькими неизвестными // Управление финансовыми рисками. 2014. № 4. С. 242-246.

10. Trends in the Sharing Economy: Bibliometric Analysis (2019) / Natalia M. Filimonova, Nadezhda V. Kapustina, Vyacheslav V. Bezdenezhnykh, and Nana A. Kobiashvil // Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 87, р.145-154. ISBN 978-3-030-29585-1 ISBN 978-3-030-29586-8 (eBook) (https://doi.org/10.1007/978-3-030-29586-8)

11. Bezdenezhnykh V. M., Sinyavsky N. G. On the socio-economic systems of high complexity as the objects of economic security // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya 2018, volume 1 (81) - September, р. 56-67.

12. Современные научные подходы к разработке систем минимизации рисков в деятельности хозяйствующих субъектов. - Монография. / Авдийский В.И., Безденежных В.М., Синявский Н.Г. - М.: Из-во «Научный консультант», - 2019. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.