научный журнал
УДК 331.108.3
Назарова Д. Н.,
Поволжский институт управления имени
Президенте РФ, г.
Чабанова А. С.
П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС при Саратов, Россия
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОМОЩИ СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ
Аннотация. В современных системах подбора кадров нашли широкое применение социальные сети. В статье рассматриваются практические рекомендации о том, как при помощи «ВКонтакте» и «Instagram» подобрать персонал.
Ключевые слова: Подбор персонала; социальные сети; «ВКонтакте»; «Instagram»; рекрутинг.
Наш мир кардинально изменился от социальных сетей, которые, в свою очередь, стремительно развиваются и уже начинают управлять миром. Именно социальные сети могут способствовать не только развитию, но и разрушению любой компании, они способны создать и позитивный, и негативный образ чего и кого угодно: предмета, человека, финансовой или коммерческой организации. Сейчас они предоставляют нам возможность познакомиться почти с любым человеком на нашей планете, делая реальным в том числе подбор персонала через социальные сети. К сожалению, многие НК-менеджеры не принимают социальные сети как инструмент рекрутмента специалистов и работают только с проверенными рабочими порталами, тем самым рассматривая лишь кандидатуры специалистов, находящихся в активном поиске работы. Также стоить заметить, что во многих компаниях социальные сети просто запрещены к использованию на работе, что также делает их недоступными для осуществления рекрутинга. Однако НК-менеджеры, которые не пользуются социальными сетями, теряют очень много возможностей.
Одно из главных преимуществ социальных сетей состоит в том, что ИЯ-менеджер может установить контакт не только с теми кандидатами, кто находится в активном поиске работы, но и с теми, кто в данный момент ее не ищет, но представляет интерес для компании. Это позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, а также создать базу данных на перспективу.
На сегодняшний день менее 10% рекрутеров категорически не используют возможности социальных сетей в работе, мотивируя это тем, что профиль в социальной сети - это частная территория, и в нее не следует заглядывать. Более 70% рекрутеров оценили преимущества соцсетей за доступность информации, скорость мониторинга,
научный журнал
возможность прямого общения с кандидатами и работают с аккаунтами пользователей.
Социальные сети - это не только месседжер для общения, это мощный инструмент рекрутинга, который, по прогнозам экспертов ведущих кадровых агентств, к 2020 году будет занимать лидирующее место. Именно благодаря социальным сетям процесс рекрутинга станет проще, быстрее и дешевле, что обеспечит ему популярность среди большинства компаний [4].
Привлечение собственной аудитории - это самая эффективная стратегия. Становясь вашими подписчиками, люди позволяют вам подогревать свой интерес и доверие к вам с помощью полезных для них учебных материалов.
Чтобы завоевать интерес посетителя вашей страницы и заставить остаться на ней нужно обеспечить мощный интересный заголовок.
В социальных сетях роль заголовка выполняет статус, который должен заинтересовать и перенаправить внимание на первый закрепленный пост, имеющий яркое сопроводительное изображение, привлекающую внимание. Содержимое поста продолжает мысль изложенную в статусе и подбросив обещание вкусненького, перенаправляем за остальным в вашу группу.
Прежде чем запускать рекламу в соцсетях:
1. Необходимо определится с целями. Нужно, чтобы кандидаты узнали больше о компании. Когда кандидат будет выбирать между двумя офферами, то отдаст предпочтение вашему.
Или нужно, чтобы кандидат отправил резюме. Четкая постановка цели поможет и с защитой бюджета.
2. Нужно описать целевую аудиторию: пол, возраст, круг интересов. Это даст понимание, какую площадку (Facebook, «Одноклассники», Instagram, «ВКонтакте» и т. п.) будем использовать. Возможно, это будет несколько площадок, но с разным бюджетом. Например, Facebook, Instagram лучше подходят для работы с брендом, а «ВКонтакте» - для закрытия вакансий.
3. На последнем этапе - создать и запустить рекламу.
Способы поиска персонала через соцсети:
1. Поиск «Вконтакте». Если взять в расчет самую популярную соц.сеть ВКонтакте, именно группа и является основным инструментом сбора, удержания и подогрева аудитории, создавая из них лояльных читателей. Нужно начать самостоятельно генерировать полезный контент, наделяя его цепляющими заголовками. Секрет качественного контента -он должен рассказывать, подсказывать и обучать, как решать или избегать возможные проблемы и затруднения посетителей. Для эффективного поиска сотрудников, изначально создайте страницу и укажите как можно
научный журнал
больше информации, создайте базу друзей из коллег, одноклассников и знакомых. В рамках социальных сетей воспользуйтесь группами и сообществами, в которые входят люди, интересующие Вас. Но не забудьте удостовериться, соответствует ли группа и ее участники Вашей вакансии, часто ли обновляется контент в группе, насколько она активна. Знакомства лучше заводить при совместном обсуждении профессиональных вопросов. Размещение в группах дает отличный результат при поиске линейного персонала: мерчендайзеры, продавцы, сотрудники call-центров. Публикация полезного и интересного контента -ключевой фактор успешного продвижения бизнеса в сети «Вконтакте». Сейчас в социальных сетях внедрили прямые видео-трансляции. Прорекламируйте в ваших группах открытый вебинар, на котором вы расскажете свою историю успеха, или поведаете какую-нибудь методику, пообещайте раздать какие-нибудь подарки, оцениваемые вами в определенную сумму. Это могут быть рабочие скрипты или пошаговые планы, ссылка на скачивание которых будет предоставлена в конце вебинара. А за вашу историю попросите разрешения сделать ваше предложение - это будет массовый рекрутинг уже подготовленных кандидатов. В социальных сетях участники обмениваются идеями, делятся новостями, объединяются в сообщества. Темпы их развития в последнее десятилетие поражают своей скоростью. Современные компании давно взяли подобные ресурсы на заметку в качестве возможного инструмента для развития собственного hr-бренда и привлечения молодых специалистов.
2. Поиск в «Instagram». История Instagram началась в 2010 году, когда разработчики выпустили приложение для телефонов Apple, позволяющее фотографировать и выкладывать снимки в отдельную соцсеть. В 2016 году число пользователей сети превысило полмиллиона человек. 300 миллионов пользуются этой платформой ежедневно. Таким образом, более 20% пользователей Интернет так или иначе используют Instagram в повседневной жизни. К настоящему моменту более 85% популярных мировых брендов имеют собственный официальный аккаунт и используют его как инструмент для продвижения. Instagram входит в число наиболее перспективных социальных платформ. Во-первых, популярность этой сети уверенно растет. При этом пользователи Instagram демонстрируют высокую вовлеченность во взаимодействие друг с другом и с брендами. Во-вторых, Instagram позволяет публиковать и потреблять визуальный контент, который воспринимается пользователями в десятки тысяч раз быстрее по сравнению с текстовым. Как ни странно, данная сеть также помогает в поиске специалистов. Здесь можно отыскать фрилансеров, мастеров ручных работ, дизайнеров, SMM-специалистов. Разумеется, Instagram ориентирован на определённую возрастную аудиторию и не
«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал
будет эффективен для всех слоёв или даже для всех отраслей. Но если ваша цель - технически и творчески продвинутые представители поколения Y, рождённые в 90-х, то Instagram - это идеальный инструмент для хантинга.
Как найти кандидатов в Instagram:
1. По местоположению. Выбрать место, в котором недавно прошло отраслевое мероприятие, и посмотреть, кто еще там отметился.
2. По хэштегам. Просмотреть хэштеги, связанные с этим мероприятием, найти, кто еще их проставил, а потом связаться с конкретными пользователями. Даже если эта связь не пригодится здесь и сейчас,то можно обратиться к потенциальному сотруднику позже, когда в компании появится нужная вакансия.
Рекрутинг в Instagram имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционных методов подбора персонала:
- долгосрочность рыночных исследования и развития кг-бренда;
- концентрированность процесса поиска персонала вокруг определенной социальной сети;
- вынужденное подчинение рекрутинговых методик правилам Интернет-сообщества;
- возможность влиять на потенциальных кандидатов, не находящихся в поиске работы;
- привлечение внимания на базе общности интересов: обучение, профессиональная среда, личные увлечения;
- индивидуальный подход к соискателям, установление доверительных отношений с работодателем до подачи заявки о трудоустройстве.
В этой сети стоит обращать внимание на публикуемую фотографию -она должна быть красивой, чёткой и интересной. В описание добавляете небольшое описание вакансии, оставляете контакты и добавляете хэштеги, помните о геолокации [1].
Объявления в социальных сетях работают эффективнее, чем объявления на улице.
Ключи к успеху:
1.Размещение уникального контента. Это правило работает во всех областях социальногорекрутинга. В Instagram это сводится к качеству изображений. Важно работать с определенной тематикой и следить за тем, что и как вы снимаете
2.Визуализация вакансий. Открытая вакансия привлечет больше внимания, если она представляет собой не просто стандартное описание, а некий образ, поддерживающий доверие к бренду. Это может быть фото, инфографика со ссылкой и контактной информацией. В описании можно
научный журнал
намекнуть на условия работы, однако, не перегружать фотографию текстовой информацией
3. Актуальность профиля. Рекрутинг в Instagram требует постоянной работы. Потенциальные сотрудники всегда хотят видеть жизнь компании. Поэтому важно заниматься развитием аккаунта, регулярно публиковать обновления.
Приведем несколько интересных идей для рекрутинга в Instagram, которые могут благотворно повлиять на hr-бренд:
1. Начните с тестового задания. Соискатели очень часто просто пролистывают фотографии с надписью «Ищем кандидата». Чтобы заинтересовать специалистов определенного круга, можно придумать для них небольшое интересное тестовое задание. Оно должно быть оригинальным и умещаться в одной картинке. Решив задание, человек почувствует себя уникальным и с большей вероятностью отправит резюме работодателю.
2. Добавьте эстетики. Объявление о найме персонала может быть красивым. Instagram предлагает массу возможностей для творчества. Подпись «Ищем сотрудников» не всегда обязательна. Иногда достаточно опубликовать короткое видео процесса работы, экскурсию по офису или даже вид из окна. Важно, чтобы сочетание цветов, эстетика и общий стиль при этом соответствовали стилю компании.
3. Не бойтесь шутить. Интернет-сообщество любит нестандартное мышление. Можно, например, взять стандартный шаблон со слово «требуются» и весело обыграть его, опубликовав веселую историю на тему вакантной должности. Разрешается даже использовать интернет-мемы, которые привлекают внимание молодых кандидатов.
Ключевыми преимуществами рекрутинга в Instagram можно считать:
1. Сокращение расходов и ускорение процессов подбора персонала.
2. Большая аудитория платформы (90% пользователей моложе 35
лет).
3. Прямой доступ к претендентам и легкость поддержания контактов.
4. Возможность анализа профилей кандидатов.
5. Сопутствующее развития позитивного hr-бренда.
6. Актуальная, самообновляемая база.
Современные компании стремятся привлекать молодых специалистов и соотносить их предложения с собственными потребностями. Тем не менее, поиск и подбор персонала в Instagram имеет ряд недостатков: он не способен полностью заменить традиционные способы найма и подходит не под все должности. Кроме того, работодатель несет огромную ответственность за публичную страницу аккаунта: она должна быть объективной и актуальной, а поддержание профиля в этом состоянии требует времени и усилий.
научный журнал
Более 70% рекрутеров оценили преимущества соцсетей за доступность информации, скорость мониторинга, возможность прямого общения с кандидатами. Некоторые это делают перед приглашением кандидата на интервью, некоторые после, но в любом случае их интересует, что собой представляет кандидат как личность, его коммуникативные способности, социальная и профессиональная активность, круг и стиль общения
Соцсети позволяют узнать о человеке намного больше, чем резюме и собеседования. Конечно, социальные сети не заменят традиционные сайты. Но и полностью отказываться от них бессмысленно, так как соц.сети предоставляют гораздо больше информации, чем сайты по подбору персонала, где можно посмотреть только резюме. В социальных сетях есть информация о личных предпочтениях и профессиональных позициях кандидата, о его убеждениях, образе жизни и круге общения [3]. Таким образом, можно узнать, насколько хорошо человек впишется в рабочий коллектив. Так же, менеджер по подбору персонала может установить контакт не только с теми, кто находится в поиске работы, но и с теми, кто в данный момент ее не ищет, но очень интересен для компании.
Подводя итоги, необходимо отметить что кроме компаний, которые ищут персонал, рекрутеры должны уделять внимание тому, что и как они размещают на свих страницах. И обучать этому надо со всех сфер образование, особенно, это касается высшего образования. Как отмечается в [2] постоянное появление новых информационных технологий даёт возможность реализовать современные образовательные требования в динамичном ритме времени, свойственном молодежи. Сегодня сверхважным становится вопрос об умении студентов пользоваться всеми сервисами и инструментами, широкими возможностями интернет-ресурсов. Таким образом, по нашему мнению, подбор персонала при помощи социальных сетей будет является эффективным инструментом в том случае, когда со стороны работодателя, HR-менеджера и рекрутеров будет проводиться постоянная работа над своими аккаунтами с целью привлечения профессионального внимания.
Библиографический список
1. Булавенко О.А., Петренко И. А. Ученые записки КнАГТУ». № II - 2(30) 2017 «Науки о человеке, обществе и культуре». С. 109 - 112.
2. Кругляк Е.Е., Наумова О.Г., Елистратова О.Г. Использование Интернет-технологий в формировании коммуникативной компетенции // Образование в современном мире: сборник научных статей. / под ред. Ю.Г. Голуба - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. - Вып. 11 - С. 229-231.
3. Лепина В.В., Поворина Е.В. Социальные сети как инструмент подбора персонала. Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4 (16). С. 58-64
«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 Hi) СУИЦн научный журнал
4. Петровичева С.В. Подбор персонала с помощью социальных сетей. Управление человеческим потенциалом. 2015. № 3. С. 218-223.
Annotation. In modern systems of personnel selection,social networks are widely used. The article tells about how to use VKontakte and Instagram to select personnel.
Keywords: Sstaff recruitment; social networks; Vkontakte; Instagram; recruiting.