Научная статья на тему 'Под парусами доллара, рубля и бесчестия'

Под парусами доллара, рубля и бесчестия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Под парусами доллара, рубля и бесчестия»

Ефремов Эдуард Петрович,

собственный корреспондент газеты «Сельская жизнь» (г. Воронеж)

ПОД ПАРУСАМИ ДОЛЛАРА, РУБЛЯ И БЕСЧЕСТИЯ

К вопросу о «демократии» и «свободе слова» как зеркале культуры и духовности нашей власти

УДК ББК

НЕ ПРОДАЁШЬСЯ? ЗНАЧИТ, ГОЛОВА НЕ НА МЕСТЕ.

У поэта Юрия Левитанского есть строки: «Они ушли - и можно всё».

С уходом героев, личностей в обществе наше смутное время создало особую «элиту», для которой не существует ничего святого, ничего ценного ни в искусстве, ни в человеческих взаимоотношениях. Им, прорвавшимся во власть, созданы условия, чтобы от народа изолировать истинную интеллигенцию, носителей истинных духовных и нравственных ценностей. Они ещё не «ушли», но их как бы и нет...

Первое, что сделали «перестройщики», убили прессу. Убили ту уникальную российскую журналистику, которая формировала независимость мышления, честность, смелость, гражданственную позицию пишущего и читающего. Публицистика Достоевского, Суворина, Чехова, Гиляровского, Горького, Ивана Бунина, Михаила Кольцова, Алексея Толстого, Андрея Платонова, Константина Симонова, Ильи Эренбурга, Ефима Дороша, Валентина Овечкина, Валентина Распутина, Гавриила Троепольского, Василия Пескова - безграничен список имён не только центральных газет и журналов, но и провинциальных (типа газеты «Дон» середины Х1Х-го и начала XX-го веков), воспитывавших человека.

Слово Правды в России всегда было в чести. Во все времена власть, определяющая политику государства, понимала, что без правды и справедливости управлять народом невозможно. Если на местах зачастую прессу старались сделать «ручной» ( критические выступления «искажали» благостную отчётность, «очерняли» действительность), то центральные издания, Союз журналистов, отдел по печати при ЦК КПСС осуществляли контроль за реакцией на выступления в печати. Ни одна газета не выходила без рубрики - «Меры приняты». Благодаря выступлениям корреспондентов, обиженный человек восстанавливался на работе, получал квартиру...

Автор этих строк был собственным корреспондентом газеты ЦК КПСС «Советская культура», сейчас «Сельскую жизнь» в регионе представляет. Не особенно хорошо складывались взаимоотноше-

ния с Воронежским, Курским, Мурманским обкомами партии. Понимали, что объективность выступлений прессы работает не на подрыв их личного авторитета Егор Строев, Алексей Пономарёв, Юрий Манаенков, первые секретари Орловского, Белгородского, Липецкого обкомов партии. Со временем собкоры всех газет с этими руководителями наладили взаимное понимание друг друга во имя правого дела. Яркий пример тому позиция Юрия Алексеевича Манаенкова:

«Тебе обязательно надо с критикой выступать? С любым письмом с «острым сигналом» приходи. Если нам не доверяешь, вместе поедем разбираться - в твоём присутствии примем меры и дашь об этом сообщение».

Какая бы ни была у того или иного собкора поездка по области, Манаенков находил возможность встретиться с журналистом и обсудить с ним увиденное «человеком со стороны»:

«Неужели не понимаете, что правду о состоянии в области узнаю, в большей степени, от вас, а не от своих инструкторов и заведующих отделами, которым всегда всё же хочется итоги своей деятельности представить в лучшем свете. «

«Новая власть» с нашим братом сразу же стала работать «плотнее», разделив общество на «наших» и «не наших». Один из «советчиков» из ельцинской команды прямо заявил:

«Критика остаётся главенствующим оружием. Но в первую очередь надо добивать «коммуняк», а наших не трогать ни в коем случае...»

Слишком доступны для представителей любой прессы были первые «демократические лидеры» области - И.М.Шабанов, А.Я.Ковалёв. Что-то, видно, недопонимали на местах. Ясность с надвигающимся туманом проявилась при вступлении в губернаторскую должность В.Г. Кулакова -пресс-секретарь вежливо просила того или иного корреспондента задать Владимиру Григорьевичу тот или иной вопрос, разумеется, «выигрышный» для него. Что, меня с этого убудет? Задавал тот вопрос, который рекомендовали задать, но тут же следовал и тот, на который ждал ответ читатель. Делались попытки не выносить «неудобные» темы

на пресс-конференции: мол, двери губернатора для вас всегда открыты - можно всё решить и без широкой огласки.

Но, вот, с поста министра сельского хозяйства с особым московским опытом пришёл в область А.В.Гордеев. И вдруг происходят резкие перемены: вопросы задавать только те, которые согласованы с представителями губернаторского пресс-центра, а вскоре слишком «самостоятельных» и много желающих знать того, чего не следует, вообще перестали приглашать на пресс-конференции, встречи с губернатором... Руководителям департаментов, главам районных администраций, руководителям хозяйств, предприятий даны указания - любая встреча с журналистом должна происходить только после согласования с пресс-секретарём губернатора.

Затем стали «не действительны» корреспондентские удостоверения не только в здание областной администрации, но из года в год «забывали» включать в списки достойных бывать на заседаниях областной Думы. В Государственную Думу, в Москве в разные министерства ходил по своим «корочкам», но именно в Воронеже, видно, обкатывалась новые манеры «забвения» представителей той прессы, которая не вписывается в «новый формат».

Негласная цензура. Негласные запреты. Один из корреспондентов приехал в район к своему давнему другу, известному сельхознику, а тот:

«Встретить я тебя встречу, поговорим от души, повспоминаем, отдохнём, но только одно условие, как журналиста я тебя должен принимать после согласования твоего приезда с областным руководством.»

Что за глупость?! Журналист набирает номер телефона пресс-службы губернатора, а в ответ слышит:

«Вы хоть понимаете, о чём говорите?! Если ваш друг Иван Иванович по какой-то причине решил с вами порвать отношения, то пусть не прикрывается нашим именем. Передайте ему трубку и пусть включит громкую связь...»

Бедный руководитель хозяйства получил по полной! Журналисту, практически, невозможно встретиться ни с одним руководителем в области. Кому бы ты ни позвонил, секретарша ответит:

«Свяжитесь с нашим пресс-центром - там для вас подготовят ответ на любой ваш вопрос».

Вначале по «не опытности» в некоторых пресс-центрах с раздражением возмущались: «Вы что новичок в журналистике?! Передайте свои вопросы в пресс-центр губернатора, согласуйте с ними всё, а уж потом, пожалуйста, к нам.»

Если Президент желает навести в стране порядок, то необходимо вернуть отечественную жур-

налистику в то состояние, в котором она действовала во благо Отечества многие годы.

Чуть ли не при каждой булочной и бензозаправке созданы пресс-центры с солидным штатом из «специалистов», которые не умеют ни писать, ни снимать... Если необходимо выпустить для кого-то газетный номер, буклет, приглашают ... журналиста и командуют им, командуют. Мы же платим, а ты, брат, что-то не так пляшешь! Исчезли и исчезают многие газеты, но не исчез ещё ни один пресс-центр. Занималась ли Счётная палата или соответствующий комитет Государственной Думы изучением, сколько тысяч высокооплачиваемых «лакировщиков», верных слуг господ наносят колоссальный разрушительный вред безопасности нашего государства?

В журналисте учат видеть врага, стяжателя, взяточника, клеветника, исчадие всех бед... Случайно оказался в одном из коллективов на «мастер-классе», преподаваемом специалистом по связям с общественностью, как надо себя вести с журналистами? Их надо умело увести от того вопроса, за ответом на который они пришли; сделать всё возможное, чтобы не допустить его встречу с «первым лицом», которое по своей неопытности общения с прессой может выдать не то.

Надо власти отдать должное, журналистскую гвардию мастерски разъединили, разобщили по разным кланам, партиям, денежным мешкам. Не осуждаю собратьев - у большинства семьи, дети. Жить-то надо. За честность и ту правду, которую хочешь донести, денег не платят, платят за другое. Развратили рублём и подачками.

Яркий пример в Воронеже, недавно завершившийся суд над бывшим редактором «Молодого коммунара» . Бесспорно, талантливый журналист, но что он стал вытворять?! Какие пошли лихие, явно заказные материалы. Грязь - рекой, если не океаном. Больно. Он сын моего замечательного, рано умершего друга. Делаю ему замечание, а в ответ слышу: «Знали бы вы, дядя Эдя, какие мне бабки за всё это отваливают, за такие - и мать родную не грех продать .»

Его использовали как только могли. Увлёкся. Казалось, что он принят в «высший свет» непогрешимых и неприкасаемых. Но где-то, видно, переиграл. Поймали на взятке и прочих мошенничествах с деньгами. Несколько лет тянулось разбирательство. Получил четыре года. Что характерно: большая часть журналистов, которая осуждала его поведение, предупреждала его о плачевных последствиях, сейчас единым фронтом выступает . в его защиту. На фоне тех судов, когда подследственные присваивали сотни миллионов рублей и получали условные три года, пять-шесть лет, четы-

ре реальных года отсидки за прегрешения гораздо более мелкого масштаба, совершённые по дурости, конечно, вопиющее «беззаконие».

Удивительные дела происходили с освещением хода строительства объектов при подготовке к Олимпийским играм в Сочи - предостаточно материалов о всевозможных экономических нарушениях. В один из своих визитов в город проведения Олимпиады сам Президент диву дался тому беспределу, который творится с завышением стоимости объектов. Казалось бы, тем самым поддержал критические выступления средств массовой информации, тем самым как бы подтвердил - надо возвращаться к здоровой реакции на критические выступления печати. Но. Выступать с критикой становится всё сложнее и сложнее - мало «просигналить», надо собрать такую доказательную базу своей правоты, что это под силу только солидной группе опытнейших следователей. Малейшая неточность, ошибка - тебя могут привлечь к ответственности за клевету, очернительство, выполнение чьего-то оплачиваемого заказа. Изжило себя плодотворное сотрудничество прессы и прокуратуры. Раньше на любой критический материал работники прокуратуры в течение десяти дней обязаны были ответить по существу обнародованных фактов.

Ныне, допустим, все свидетельствуют о безобразной застройке городов домами, возникающих безо всякой на то разрешительной документации. Журналисты пишут, депутаты всех уровней делают запросы в Генеральную и областные прокуратуры. Ответы, как под копирку: «факты, изложенные в вашем письме не подтвердились». Факт один приводился - дом незаконный строится с нарушением всех существующих санитарных норм, норм градостроительства. И несколько вопросов: где можно увидеть разрешительные документы на отвод земельного участка, где разрешение главного архитектора города на строительство этого здания, почему нет разрешения санитарной службы и с десяток ещё других служб, призванных следить за соблюдением законности при строительстве и служить интересам жителей города?

Ветер вдруг подул в другую сторону, и на всех, не восхищавшихся реализацией громадья планов вселенского масштаба «сочинского проекта», можно заводить в судах дела? Оказывается, всё прекрасно - честно, надёжно сработали пламенные патриоты «новой России». Если следственный комитет не нашёл грубых нарушений, то откуда они у вас? Представьте свои факты и докажите, что сажа от белого мела ничем не отличаются.

... Через Воронеж проходил путь следования Олимпийского огня: пробегут по городу с факелом именитые спортсмены - ну, и что из этого?!

Но именно в тот день необходимо было навестить в больнице близкого человека. Вышел на остановку - народ толпится, а мимо редкие автомобили. Ни автобусов, ни маршруток! «В целях обеспечения безопасности. » парализовано всё транспортное движение. Пешком полтора часа до больницы, полтора часа обратно. Моё возвращение домой совпало с движением Олимпийского огня. Сначала появился красочный автобус-громадина фирмы «Coca-Cola». Гремела музыка, репродукторы, захлё-бываясь, радостно вдалбливали попадавшим под звуковую волну, что они участники выпавшего на них счастья - могут созерцать Олимпийский огонь. За автобусом бежала группа молодых ребят и девчат с охапками пёстрых флажков и каких-то серебристых сине-белых «мочалок», которые вручались каждому зеваке. Получил «олимпийский сувенир» и я.

Репродуктор торжественно сообщал фамилии факелоносцев. К моему стыду мне, журналисту, ни одно имя ни о чём не говорило. Я-то, наверное, как и многие, был уверен, что с огнём побегут не только прославленные спортсмены, но и студенты, занимающиеся спортом, курсанты военных училищ, лучшие преподаватели физкультуры из сельских школ... Знал, что в районы была дана «разнарядка», и на местах приняли верное решение - ориентир на тех, кто для школьников является кумиром. Но в последний момент списки «откорректировали» - с факелами пиарились бизнесмены, политики. Грустно. Да пусть себе тешатся. Всё же в этой жизни ими всё проплачено. Пробежали, а мне ещё идти и идти. Изучаю полученный «сувенир».

Флажок удостоверяет - «Я был на эстафете олимпийского огня». И крупно самое главное: «Coca-Cola» представляющий партнёр эстафеты олимпийского огня». Вертикально сбоку: «CocaCola» и контурная бутылка являются зарегистрированными товарными знаками.» В цветах фирмы утопают контуры моей России, по которой, надо полагать, проложены паутиной не контуры следования олимпийского огня, а моря разливанного напитка, о котором нам давно известно - пить нельзя. Особенно спортсменам. В школах на опытах детям демонстрировали: бросали в стакан с напитком монету, и она через несколько дней. растворялась!

Другая сторона подарка от заморской фирмы: на иностранном, близнецы-братья, пропечатаны «Сочи 2014» и «Кока-Кола». По-русски - «Всемирный партнёр». И совсем не понятно -«cocacola» (почему слитно и с маленькой буква?), а далее типа перевода -«вливайся». И интригующий «подстрочник»: «Изготовлено из 100% переработанных материалов». Что за безграмотность? Что изготовлено? «Сувенир»? Напиток? Из каких переработанных материалов?

Не задавай, дурак, вопросов. Всё узаконено печатью, переливающейся бликами серебра и цветов радуги, - «Ограниченная серия».

Какая Олимпиада?! Обыкновенная реклама американского напитка, «покорившего планету». Понятно: настоящие герои и спортсмены обязаны пить только «Coca-cola». В годы студенчества мы пели: «Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока колу.» И вот она, радость нынешнего детства! Занятия в школах отменены - запомнится не олимпийский огонь, а щедрая и всемогущая кампания, призванная напоить и вселить силу в каждого желающего почувствовать себя олимпийцем.

Иду и думаю: «Ясно: пить на российской олимпиаде будем не квас или простоквашу, а кормить-то в Сочи нас и наших гостей кто будет?» Дошёл до дома, навёл через интернет справки - продукты к зимней Олимпиаде, в основном, поставит не российский крестьянин, не российский переработчик сельхозпродукции, а всесильный и всемогущий «Макдональдс», с помощью которого половина мира доведена до ожирения.

Всё интереснее и интереснее общаться с интернетом. Да и большинство проектов в Сочи не наших архитекторов - зарубежных, да и рабочая сила преобладает из зарубежных стран.

Что же это получается?! Столько речей о патриотизме, о том, что именно Олимпиада призвана развернуть страну к здоровому образу жизни, к гордости за всё доброе в родном Отечестве... А на поверку? На деле мы просто отдали свою территорию для обогащения иностранных компаний?

Теперь-то до меня дошло, о чём плакал в августе 1980-го московский олимпийский Мишка, улетая ввысь со стадиона в Лужниках.

Газетные страницы недавнего прошлого были не рупором «майданов» и денежных мешков, а трибуной, без преувеличения, всенародного обсуждения различных общегосударственных проблем, планов на будущее, систем трудового воспитания, привития гражданину Отечества высокого эстетического вкуса при оценке художественных произведений поэтов, художников, скульпторов.

Просто проповедь прекрасного ничто, если в обществе нет стремления жить по законам этого Прекрасного, Возвышенного. Журналистика, должная воспитывать людей на примерах чести, правды, добра, высокого духа, как бы перестала существовать. Вы пишите о том, как надо жить, но ни в коем случае не о том, как кто-то живёт и процветает, утверждая своим образом жизни мораль безнравственности, бездуховности. И при необходимости ситуации находят объяснение: журналисты во всём виноваты - это они растлители, губители России, а

не сложившаяся система лжи, несовпадения провозглашаемых лозунгов и творимых безобразных дел. Система, в которой газетные площади стали недоступны честному и независимому слову.

Ни «красных», ни «белых» и ничего святого

В нынешней России не только церковь отделили от государства, но и науку, культуру, литературу с искусством. Невозможно выразить несогласие с тем, что происходит в сфере культуры. Кто ж тебя напечатает, если ты не из «наших»? Вот, в Воронеже в ранг первостепеннейшей государственной заботы возводится то, что в прошлые века осмеяны Фонвизиным в «Недоросле» и Грибоедовым в «Горе от ума». Добро на «обновление» и «осовременивание» культуры дал губернатор А.В.Гордеев, пригласив для этих «революционных» дел Эдуарда Бояко-ва, вскоре ставшего ректором академии искусств и возглавившего комиссию по изучению состояния культуры в области. Оценки, данные «консервативной культуре», и рекомендации по её «оздоровлению» вызвали у большинства воронежцев протест, который можно сравнить с недовольством по поводу намечающихся в Новохопёрском районе разработок по добыче никеля. Проблемы с культурой, возможно, посерьёзнее и поважнее, потому что именно зомбированные бескультурием позволяют вершить необдуманные, противоправные дела.

«Оживление» жизни воронежской культуры происходит весьма успешно: убран со здания академии искусств ставший привычным символ - высокохудожественного исполнения скульптурное изображение Музы авторства А.Мельниченко. Мол-де, всё это не вписывается в «новый стиль», по которому будет жить далее академия. На заседания учёного совета, встречи с губернатором Бояков стал являться в потёртых джинсах, футболках с кричащими символами «современности», демонстрируя обилие на своём теле высокохудожественных, по его мнению, татуировок и цыганской серьги в ухе . Главный козырь: на «преобразования», «улучшение прекрасного» не тратятся бюджетные средства. Некоторые даже начинают умиляться: платят денежку - и то уже хорошо! Но откуда эти деньги? Почему это вдруг именно Бояков со своим «продвинутым воззрением» их умеет так легко добывать?

Представители «Культурного фронта», созданного в Воронеже, в выпущенной листовке дали возможность Э.Боякову самому представить себя, процитировав его выступления в прессе, на встречах с представителями общественности. Вот ценности, за которые он борется:

«Я со своими дочерьми говорил о сексе, но сейчас понимаю, что этого было крайне-крайне мало. И надо было больше и серьёзнее... Девочки

выросли, и у них началась полноценная сексуальная жизнь. Я делюсь своим опытом, они - своим»

«В России нужно легализовать проституцию. Проституция - это не проблема, это услуги. Число людей, которые пользуются этими услугами, огромно. Отсутствие легализации просто ведёт к увеличению вранья. А это плохая карма для страны и культуры».

«Чтобы вопрос разрешения однополых браков обсуждался в парламенте (как это происходит в Европе), его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг, культуры».

«- В Воронеж вы можете привезти спектакль про однополую любовь?

- Думаю, что я не только могу, но и должен это делать».

.В 1987 году в Иркутске режиссёр Михаил Бычков в полуразрушенном храме поставил запрещённый в странах Европы богохульный спектакль по пьесе Байрона «Каин». Многим памятно выступление мудрого писателя Валентина Распутина, олицетворяющего совесть нашего народа, имя кощунника было предано позору. Бычкова, бесспорно, талантливого, принимает Воронеж, простив «ошибку» молодости. Но ему вскоре становится скучно и тесно работать в ТЮЗе - создаёт Камерный театр. Камерный он и есть камерный - элитный, не для многих, для избранных. Его зальчик не совместим с количеством мест того же театра юного зрителя, драматического или кукольного театров. Но именно эта элитарность, то, что не всегда соответствует духу классики, традиций создают ему славу среди «утончённых» театралов многих зарубежных стран. Ну, и что из того? Только радоваться можно - хоть на всемирном камерном уровне, но всё одно приятно. Широкой общественности это, как бы, особо и не касалось...

Но вскоре «камерность» стала обретать чуть ли не вселенскую масштабность. Хорошая задумка Бычкова о проведении в области «Платоновского фестиваля». Но специалистов, знатоков, изучающих далеко не простое творческое наследие писателя, не во всём устраивал предлагаемый «формат» проведения фестиваля.

Явный крен не просто в антисоветскую сторону, искажение всего творчества писателя и представление его как антирусского, показывающего миру дикую и грязную Россию, которую Западу ещё предстоит умывать и умывать.

Словом, в Воронеже довольно успешно повторяется попытка «культурной революции», которая не удалась в Перми, где церковь вместе с общественностью и областной властью не дали развиться «галерее Гельмана», с его возвышением низменного, пошлого, греховного. Воронеж по линии развращения зрителя,

читателя идёт гораздо дальше. Нашумевшая, к примеру, «Педагогическая поэма» на «Платоновском фестивале». Оказывается, наш зритель просто не готов принять настоящие ценности, которые на Западе давно стали обыденностью - умиление однополыми браками, демонстрация обнажённых мужиков, совершающих не потребное на глазах шокированной публики, прибывшей из разных районов области, чтобы увидеть обещанное - «современное прочтение» Макаренко, Станиславского. А их там близко не было - названием купили . И подобных моментов достаточно. Не всегда «современное» связано с лобовым навязыванием, насилием над твоими чувствами - для привыкания к этому «новому» достаточно порой одного штриха. К примеру, прошла в здании областного правительства выставка кукол из московской частной коллекции. Да - мастерство! Но - ради чего или кого? Наряду с традиционными куклами разных стран демонстрируется нечто среднее между статуэтками, мини памятниками, дизайнерскими проектами. В памяти милая девчушечка лет пяти со взором , устремлённым в небеса. Разинутый милый детский ротик, расставлены ножки. С великим тщанием в тёплой бронзе схвачено то, что у ребёнка между ножек. Словом, от звезды до. интимного места! Такой философский вселенский охват представленного образа!

Дальше можно смелее! Опять же, запрещённая в странах Европы выставка рисунков Пикассо «Искушение». Воронежский музей изобразительных искусств, считающийся одним из лучших в стране пропагандистов настоящего искусства, явно под чьим-то влиянием знакомит с «воспоминаниями» 87-летнего художника с его сексуальными извращениями молодости. Пресса пытается это преподнести как «борьбу гения с наступающим забвением и мраком смерти» и его попытку «пропеть оду жизни и любви». В этом же ряду и прошедшая выставка Сальвадора Дали с его извращённым, кощунственным прочтением Евангелия. «Тёмным» православным не понять, а продвинутым. Продвинутые, допустим, на Украине, кощунство, подвластное осмыслению только избранных, издали эти иллюстрации огромным фолиантом, обтянутого кожей, украшенного бриллиантами и прочими драгоценными каменьями - подарок от сатаны доступен только не просто богатым, а сверх богатым. Тираж издания крайне мал.

После ознакомления с представленным 500- страничным (!) докладом о состоянии культуры в области директор помянутого музея изобразительных искусств В. Добромиров обнародовал свои замечания:

«Видно, что доклад верстался второпях - поспешные выводы. Некоторые установки комиссии в стремлении к внедрению «новых форм» вместо усилий, направленных на корректировку и уст-

ранение дефектов в формах прежних. Возможно ли создать нечто в корне новое, отрицая положительное прежнее? Дом строится не с крыши.

.В разделе «Рекомендации для музея» говорится о необходимости сокращения количества выставленных экспонатов. Содержание экспозиции нужно совершенствовать и улучшать, но только не за счёт его минимилизации. Почему мы должны изымать из культурного оборота часть христоматий-но известных имён?.. Относительно обязательств внимания к современному искусству. Означает ли это необходимость тащить в музей что ни попадя, лишь бы молодёжное и «актуальное»? Музей всё-таки организация консервативная, последовательно сохраняющая традиционные художественные ценности, вбирающая в свои фонды и образцы современного искусства. Именно представленная в музее традиция делает нашу культуру неповторимой в мире, тем более, что в ней всегда присутствовали идеи милосердия, добра и красоты.

. Современное искусство - это просто «эстрада», развлекающее искусство «прикола». Пси-хопатизм новизны, в лучшем случае - ремесло вместо художества. Зачастую наше «актуальное» просто вторично .

.В своих экспозициях представляем всякие течения, а вытеснять традиционное современным, актуальным всё-таки нецелесообразно. Конечно, было бы неплохо, если бы рядом с музеем существовал центр современного искусства с площадкой, открытой для эксперимента и всяческих новаций. Зритель разберётся.»

Десятилетия был славен Воронежский театр оперы и балета, успешно возглавляемый прекрасным артистом и организатором Игорем Непомнящим. Проглядывается явно обозначившаяся борьба за «сценическую площадку», которая может при умелом развороте дел приносить кому-то гораздо больший доход. Разумеется, не с той «отсталой» и «консервативной» классикой, которая при Непомнящем выжила даже в лихие 90-е - люди шли на Верди, Чайковского. Ни коллективу, ни воронежцам не объяснили, в чём же виноват директор, уволенный с работы и доведённый до больничной койки? Это и есть новая культура подхода к творческим личностям?

В недавнее время во дворце Веневитиновых в Новоживотинном проходили музыкальные встречи с одним из лучших импровизатором России пианистом Владимиром Землянским. Концерты пользовались большим успехом, собирали студентов, интеллигенцию, сельских жителей. Заслуженным артистом представлялось не только мастерство импровизации, но и умело преподносилась музыкальная классика, произведения выдающихся

композиторов разных стран и веков. После реконструкции дворца Землянский почему-то стал «не в формате». Подобный же «неформат» произошёл с его изумительными музыкальными вечерами и в литературном музее Воронежа.

Землянский востребован по-прежнему в районах области. Один из ярких тому примеров - музыкальные вечера, организуемые во Дворце культуры Лисок. В природе человека заложены гармония, лад - именно к этому естественное стремление духовно богатого человека.

. На одной из пресс-конференций митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий высказал своё отношение к происходящему:

- Мы здесь с вами на этот вопрос не ответим, точнее, эту проблему не решим. Общество разъедено ужасающими язвами. Исправление общества не только дело церкви, но и государства. Государство должно заботиться, дать правильную жизнь людям. Речь не о цензуре, запрете - прививать людям культуру. Не обкатывать на российском обществе какие-то эксперименты. Необходимо добиваться того, чтобы в России понятие культура не стало понятием псевдокультуры.

Весь мир ужаснулся, став свидетелем того, что было сделано с русской духовностью, русской культурой, педагогикой в «экспериментальное» семилетие с 1918 года по 1925-й. Разгул безнравственности. Тогдашнее правительство во время осознало нависшую над страной опасность. А у нас повторение того разрушительного «эксперимента» продолжается не семь лет, а более двадцати. Неужели не понимаем, что мы делаем?! Если бы государство не взяло во главу угла приоритеты национальной и общечеловеческой культуры, то не известно, победили бы мы в Великой Отечественной войне? Должны всегда быть в чести у народа основная государственная политика - наличие совести, благородства, стремления к Высшему.

У нас же сейчас святое и доброе не замалчивается, а закрикивается теми, которые в ранг совести возводят грех. Веками православие нас подводило к пониманию незаменимых ценностей бытия, делающего жизнь счастливой, осмысленной в Боге.

В наших силах взять ситуацию под свой контроль, под контроль здравомыслящей общественности - сказать «нет!» пропаганде греховности, безнравственности, поруганию святого. Если кто-то соблазнён грехом, то не пропагандируй его - занимайся им тайно. Перед нами же ставят чуть не ультиматум: узаконьте однополые браки, любите и признавайте только ту «культуру», которую несём мы, извращенцы . Мы с вами свидетели, как низко пал мир, и этому падению надо противостоять.

.Достаточно ли воцерковлены воронежцы, обладают ли они тем высоким уровнем культуры, духовности, чтобы объединяться и противостоять нашествию псевдокультуры? Уверенность в несомненной победе здравых сил даёт и то, что последнее время Президент России всё чаще и настоятельнее требует укрепления в государстве духа патриотизма, воспитания молодёжи на святом наследии духовных лидеров, классиков отечественной литературы, композиторов, художников, неисчерпаемом кладезе народного творчества. Россию однажды поделили на «красных» и «белых» - «революционеры» пытаются теперь поднять над нами флаги иных цветов.

МЫ СЕБЯ ПОД НЕЧИСТЬЮ ЧИСТИМ

.Губернатор с супругой по великим праздникам посещают храм, бывают на богослужениях митрополита Сергия, внимают его проповедям, но почему же дела не соответствуют тому, что должно отстаивать православному? Вот, прошёл традиционный благотворительный Рождественский губернаторский бал. В уже помянутом фойе административного здания областного правительства перед Новым годом открылась выставка «Сон в зимнюю ночь», подготовленная ректором Воронежской академии искусств Э.Бояковым. На этот шабаш нечисти в течение всех новогодних каникул из районов области привозили детдомовцев, особо одарённых детей, детей из многодетных семей.

Пятиклассник допытывается у учительницы:

- А зачем дяденька пианино сломал?

Вопросы один за другим задаёт явно не Вовочка из анекдотов - серьёзный и думающий мальчик. Бедная преподавательница лепечет что-то заумное, самой себе не понятное. Мол, художник так видит мир, расчленяет его и хочет показать сложность бытия. Прихожу педагогу на помощь и говорю то, что думаю. Но на полуслове обрывает меня то ли полушёпот, то ли стон отчаяния:

- Что вы делаете?! Это современный вид искусства, который должен развивать мыслительную деятельность учащихся. С нами провели соответствующую беседу .

Бедная моя, вернувшись в интернат или детдом, дети, не получившего твоего честного суждения об увиденном, сами «зайдут в интернет» и узнают гораздо большее. Им и без того будут сниться ведьмаки из серии «Русское» Олега Кулика, а интернет выдаст такое, что мозги напрочь вышибет из башки: этот дядя «выдающийся обличитель» застоявшегося в литературе, искусстве должен запомниться тем, что смело на выставках раздевается догола, становится на четвереньки и поднима-

ет ногу не только на стоящие рядом предметы, но и на зазевавшихся посетителей. Скандал был -он посла одной «продвинутой» державы за ногу укусил. Это он и его подельники имитировали половые акты с себе подобными и с различными животными. Это они богохульствовали в разных городах, выставляя на обозрение свои «иконы».

И в Воронеж было привезено нечто пограничное между богохульством, безвкусицей и явной пошлостью. Словом, первые шаги для начинающих познавать «современное» искусство, которое должно выбить из сознания каких-то там пушкиных, крамских, репиных, чайковских. В «современное искусство» надо входить постепенно, осознанно, подготовленными быть во всех отношениях, поэтому пока не привезли вам ни голого дядю-собачку, ни другие более «продвинутые» работы .

Таким образом была начата подготовка к «рождественскому» балу (пишу с маленькой буквы, потому что так напечатано в листочке, приглашающего на выше помянутую «выставку современного искусства» ). На балу все работы представителей «современного искусства» были выставлены на аукцион - вырученные средства пошли в помощь нуждающимся детям. В сложившуюся традицию внесли существенную «правку» - ограничили число приглашённых на бал известных воронежских художников со своими полотнами. Так, в прошлом году «деревенская» работа А.Золотых с молотка была продана за 3,5 миллиона рублей. Щедро бизнесмены, предприниматели платили и за работы других живописцев. Ошибок прошлого на сей раз не допустили - только дорога «шедеврам» «современного искусства»! У меня были сомнения, кто купит и за сколько «поломанное пианино» или плевки в сторону православной иконописи, или громоздкую трубу, в чреве которой то ли «зайчики» от электросварки, то ли светящиеся мыльные пузыри? Но не учёл, ведь мы имеем дело с «элитой», представителями высокопоставленной власти, бизнеса, а это вам не Третьяков с Мамонтовым: «порекомендуют» богатеньким холопам - заплатят и живую лягушку съедят. Возможен даже приезд голого «человека-собаки» - можно будет купить его поцелуй, принародные объятия или за соответствующую мзду быть «помеченным» самим одним из представителей предводителей нечести.

БАЛ - ПО ВСЕЙ РУСИ ВЕЛИКОЙ?!

Губернаторский бал состоялся. «Предсказания», обозначенные выше, сбылись. «Скульптура» «Препарированное пианино» ушла с молотка за два миллиона рублей, за «деревянный цветок» выложили «ценители» всего-навсего 800 тысяч рублей.

Но знаете, каким оказался самый дорогостоящий лот? Часы с руки губернатора. Ставки рвались ввысь с космической скоростью и остановились на 8,5 миллионах рублей!

Не ухватил момент ведущий аукциона! Надо было подойти к губернатору, попросить у него пиджачок: «Один миллион - раз! Один миллион -два!...» Потом бы с молотка пустить рубашку, галстук - какое там «современное искусство»?! Верноподданные всё бы до ниточки раскупили. Возможно, во время очередного губернаторского бала учтут, а то как-то неуважительно. Зациклились: часы да часы - масштабнее надо мыслить, всеохватывающе, так сказать.

И ничуть не смутило нашу «православную» власть, «православных» бизнесменов, элиту от купюр то, что на благотворительный аукцион Воронеж-ско-Борисоглебская епархия выставила высокохудожественного исполнения Рождественский вертеп -сцену Рождества Христова. Для бывших при деньгах наиважнейшим и наидуховнейшим было обретение губернаторских часов. Лот, который ни в какое сравнение по духовной значимости, ценности для истинно православного человека не идёт со всем представленным, не говоря уж о «Препарированном пианино», оказался «дешевле» часов, но часов с руки высокопоставленного чиновника.

Перед этим губернатор ещё раз продемонстрировал свою верность приверженности «современному искусству». Своим посещением академии искусств поддержал ректора Э.Боякова, одобрил его идею, что мастер-класс по живописи студентам даст высоко чтимый на Западе Михаил Шемякин с его спорными работами, героями которых чело-веки-чудища из снов, где отсутствует разум.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говорили о высоком и о воспитании истинного патриотизма...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в публицистическом труде «Одоление смуты» писал:

«Патриоты», клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали». Там же приводит высказывание знаменитого московского первосвятителя митрополита Филарета: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими».

Какими же ещё деяниями новых «культуртрегеров» можно назвать, если не делами врагов Божьих? Представленное на выставках, аукционе, в учебной программе академии, в 500-страничном «анализе» консервативного состояния воронежской культуры тому свидетельство.

Беда не только Воронежа - «править бал» давно и в открытую пытаются по всей России.

Чему удивляться, если не в Воронеже, а в Москве несколько лет назад высокопоставленный чиновник встречался с авторами наиприпохабней-шего теле-шоу «Саше& С1аЬ» и раздавал им ордена-медали? Выходит, дана команда и настала пора нечисти выходить из тени и из преисподней?

.Эти заметки были размещены на одном из сайтов. Какой же обрушился шквал звонков! Большинство . от учёных, представителей искусства. Обвинения в отсталости, дикости. Никакого желания вступать в дискуссию! Всё должно быть так, как видим развитие культуры и искусства мы, просвещённые Западом.

Мой друг, замечательный лингвист, кандидат филологических наук Фёдор Авдеев издал весьма познавательную и полезную брошюру о санскрите, о том, что от древнейшего праязыка в русском сохранилось около 60 процентов корневых основ. Лекции, беседы Фёдора Фёдоровича в школах, педагогическом университете, в институте усовершенствования учителей всегда воспринимались с большим интересом. Но только собратья-учёные демонстративно игнорировали исследования своего коллеги. Почему?

Ответ прямо по Чехову:

- Этого тебе не понять, потому что не понять никогда. Все эти выдумки с санскритом давно разоблачены.

- Так просветите - кто разоблачил, какая база доказательств?

- Тебе не понять, поскольку ты не учёный. Может, ты и в «разрушительный план» Даллеса веришь или в то, что мы со своею дремучестью во всех областях науки, культуры и искусства нужны Западу?

. Внук моей сестры, с переменным успехом обучающийся в первом классе, делает ошибки при написании азбучных «жи» и «ши».

- Ты что, милый, правил не знаешь?

Отвечает с неопровержимой логикой, из которой ясно - за ним будущее завтрашней науки:

- Знаю. Но мне писать так нравится, и вы тут со своими правилами не указывайте.

Вот так созревают плоды обещаемого будущего рассвета российской культуры и государственности. Какие там авторитеты?! Быть «современным» учат с успехом уже с детсадовского возраста. Правила, традиции, классика - всё по боку! Как в том анекдоте, в котором мамаша напутствовала сыночка, первого сентября впервые отправляющегося в школу: «Главное, Моня, выделяйся! Тебя должны заметить и должны о тебе заговорить. За это хорошо платят».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.