Иванова Анна Валерьевна
аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: [email protected]
Почитание преподобного Марона, пустынника сирийского: очерк историографии XX-XXI вв.
В статье представлен обзор историографии традиции почитания преподобного Марона, пустынника сирийского, в XX-XXI вв. В этот период в русской историографии возникновению и развитию почитания преподобного Марона уделялось мало внимания: в период от 1917 до конца 1980-х гг. на русском языке не появилось сочинений, специально посвященных этому святому. Историография XX в. представлена исследованиями иностранных ученых. В конце XX - начале XXI в. возрождение церковной жизни способствовало пробуждению интереса российских ученых к древнему сирийскому святому неразделенной церкви, который почитается и на Востоке, и на Западе. Свидетельством особого значения святого Марона для верующих Маронитской католической церкви в наши дни является то, что его статуя была установлена в соборе святого апостола Петра в Ватикане в 2011 г.
Ключевые слова: преподобный Марон, Сирия, Кир, почитание, монашество, историография, Маронитская церковь, монастырь преподобного Марона, аббат Пол Нааман.
В формировании историографии почитания преподобного Марона можно выделить несколько периодов: сочинения русских ученых начала XX в., работы иностранных ученых XX в. и современные исследования российских ученых.
В 1910 г. вышла в свет работа действительного члена Церковно-археоло-гического отдела Общества духовного просвещения, академика исторической живописи В.Д. Фартусова (Фартусов, 1910). Она содержит подробные указания по написанию образов святых угодников Божиих согласно канонам, основанным на исторических и археологических сведениях. Автор приводит описание облика преподобного Марона в своей работе.
В 1911 г. вышла в свет работа митрополита Одесского и Херсонского Анатолия (Грисюка), будущего священномученика, - «Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI века» (Анатолий (Грисюк), митр., 1911). Его научный интерес сосредоточился на изучении истории
сирийского монашества до арабского нашествия. Два года он работал с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе, а знание пяти языков позволило ему ознакомиться с новейшими исследованиями на эту тему.
Историк исследует особые черты сирийского монашества, «индивидуалистическое направление которого продолжает выражаться в особенном развитии среди представителей этого монашества отшельничества». В работе дан анализ разнообразных форм подвижничества в первой половине V в. Непосредственно в этот период преподобный Марон совершал свой подвиг беспокровного жития. Именно индивидуалистическим направлением сирийского монашества, питавшего склонность к анахоретству, объясняет историк отсутствие определенного устава иноческой жизни. В этом важном обзорном труде автор делает вывод, используемый в последующих работах, что «по обилию и великому разнообразию способов самоумерщвления cиpийcкoe монашество следует поставить на первом месте».
Еще один труд, относящийся к историографии начала XX в., был издан в 1918 г., уже после смерти его автора. Это монументальная работа русского историка В.В. Болотова «Лекции по истории Древней Церкви» (Болотов, 2011. С. 667-672). Отдельная глава последнего тома посвящена периоду становления Маронитской церкви. Профессор В.В. Болотов отмечает, что «монастырь Марона имел среди других монастырей своей местности первенствующее значение, подобно отношению Далматиева монастыря к другим константинопольским».
Для историографии вопроса середины XX в. важными являются работы эстонского ученого, исследователя сирийского языка, лютеранского пастора А. Вубуза (Voobus, 1960). Его докторская диссертация в 1943 г. в Тартуском университете была посвящена монашеству в Сирии, Месопотамии и Персии до X в. Опубликованная в 1960 г. работа «History of Asceticism in the Syrian Orient. А Contribution to the History of Culture in the Near East» является частью трехтомного издания, детально описывающего историю раннего монашества на Ближнем Востоке. Автор рассматривает основание монастыря в честь преподобного Марона и возникшее сразу после преставления его почитание в контексте монашеского движения в окрестностях Апамеи. Данный научный труд приводит достаточные основания для утверждения превосходства монастыря преподобного Марона над остальными в провинции Сирия в VI в. и подтверждает датировку основания монастыря.
В формировании историографии вопроса XX в. следует особо отметить исследования французских ученых Р. Дюссо и П. Каниве. Фундаментальный труд Р. Дюссо «La Topographie historique de la Syrie antique et médiévale» (Dussaud, 1927), опубликованный в 1927 г., является значимым вкладом автора в археологические и исторические исследования Сирии. Ученые XX и XXI вв., изучавшие древнюю историю Сирии, обязательно ссылались на это сочинение. Исследование основано на использовании более 300 источников, включая справочники по географии, доступные на момент написания. Для каждого региона автор дает детальное описание, идентифицируя каждый топоним, найденный в древних и средневековых источниках, и помещая его в исторический контекст. В масштабном исследовании историка, филолога и археолога иезуита П. Каниве «Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr» (Canivet, 1977) рассматриваются вопросы, связанные c локализацией места подвигов преподобного Марона в регионе Кира.
Почитание преподобного Марона, пустынника сирийского: очерк историографии XX-XXI вв.
31
Проблема отождествления преподобного Марона с монахом-монофели-том Мароном, а также с первым патриархом Маронитской церкви Иоанном Мароном рассматривается многими учеными. В исследовании архиепископа Юсефа Анис Аби-Ада (Archbishop Youssef Anis Abi-Aad, 2004) упоминается пять известных носителей имени Марон, но автор указывает, что все они жили после 452 г., тогда как арабский ученый Абу Эль-Фида утверждает, что император Маркиан (451-457) приказал построить монастырь Марона в Эмесе на втором году своего правления. Эта проблема связана и с вопросом, кто из них дал название общине и будущей церкви маронитов.
Установлению даты кончины преподобного Марона посвящена глава в исследовании сирийского ученого, митрополита Алеппского Юсефа Анис Аби-Ада. Он обосновывает предположение, что дата смерти должна быть не раньше 407 г. и не позже 423 г. На 410 г. как на приблизительную дату кончины указывает в своей докторской диссертации по истории Антиохий-ского патриархата архимандрит Макарий (Тайяр) (Макарий (Тайяр), архим., 1978).
Конец XX и начало XXI в. оказались плодотворными в деле изучения традиции почитания преподобного Марона и его учеников. Связано это с работами ливанского ученого, профессора ливанского университета Нотр-Дам, доктора Гиты Г. Хурани. В небольшой статье, опубликованной в 1997 г. в журнале Маронитского научно-исследовательского института, рассматриваются обстоятельства перенесения главы преподобного Марона из Сирии в Италию в XII в., в аббатство Сассовиво, а в XV в. - в кафедральный собор г. Фолиньо (Hourani, 1997). В поле зрения автора также оказываются вопросы о современном почитании святого в Италии, в регионе Умбрия.
Вышедшая в 2011 г. монография современного ливанского исследователя посвящена ряду икон преподобного Марона, почитаемых на Русском Севере и сейчас находящихся в Финляндии. Интересны ее суждения о причинах возникновения локального почитания преподобного Марона. В частности, она приводит свидетельство почитания преподобного как врачевателя зубной боли. В составе икон-«лечебников» преподобного Марон изображается со святым Артемием Веркольским, что, по мнению автора, указывает на почитание обоих святых в северных землях.
В 2008 г. идея комплексного подхода в изучении всех доступных памятников в наибольшей мере воплотилась в сборнике (Преподобный Марон, пустынник сирийский, и храм его имени в Москве: прошлое и настоящее, 2008). Однако работа описывает историю только московского храма в честь преподобного Марона и не затрагивает вопросы возникновения почитания святого и распространения его культа на русской земле. На данный момент известно несколько наименований церквей (приделов) в честь преподобного Марона - в Москве (действующий), в Нижнем Новгороде (несохра-нившийся), в Рязани (действующий), в Орле (действующий), в Тверской области.
В кандидатской диссертации архимандрита Филарета (Булекова) (Филарет (Булеков), архим., 1999) затрагивается вопрос возникновения почитания преподобного Марона на Руси и объясняется его появление «усилиями многочисленных русских паломников на Ближнем Востоке». Однако на данный момент это мнение не подтверждается источниками.
Почитание преподобного Марона на Руси не связано с созданием агиографических сочинений или перенесением его мощей. Наиболее вероятным видится посвящение приделов и храмов в честь преподобного Марона
в связи с широким обращением к нему как к целителю и врачевателю.
В 2016 г. в 44-м томе Православной энциклопедии при участии группы ученых вышла статья, посвященная личности сирийского подвижника, гимнографическим и иконографическим памятникам культа преподобного Марона.
Именно в контексте специфики почитания святого в статье (Шевченко, 2016) рассматривается развитие иконографии преподобного Марона в русском искусстве: «огневицу и трясовицу утоляет и бесы прогоняет и от различных недугов и болезней всяких свобождает» (Краткие сведения о житии и подвигах преподобного и Богоносного отца нашего Марона Чудотворца и о храме его имени в Москве, 1903).
Автор также разбирает достаточно распространенный тип изображения преподобного Марона в композиции «Архангел Михаил, побивающий тря-совиц, и священномученик Сисиний», подчеркивая, что в народном веровании почерпнутые из житийной литературы свойства священномученика Сисиния, епископа Кизического, и преподобного Марона как целителей совпадают.
В конце XX в. наиболее значимыми работами для изучения возникновения почитания преподобного Марона в период с V по VII в. являются работы ливанского ученого, маронита, аббата Пола Наамана (Abb. Paul Naaman, 1987). В 1987 году в Каслике (Ливан) вышла его работа «Феодорит Кирский и монастырь святого Марона». Одна глава книги посвящена анализу свидетельств арабского ученого Абу Эль-Фида о датировке основания монастыря преподобного Марона во время правления императора Маркиана. Он указывает на два направления монашеского движения в северной Сирии: общежительное, в области Апамеи, и отшельническое, с центром в г. Кир. Преподобный Марон подвизался в Кирской области. После его смерти монашеская обитель в его честь была основана в области Апамеи. Профессор Нааман объясняет этот феномен тем, что в разгар христологических споров монастырь в честь преподобного Марона был призван обеспечить Феодо-риту, в то время уже епископу Кирскому, стабильность и поддержку в его попытках остановить распространение монофизитства и способствовать укреплению православной веры.
Другой работой ученого является его книга «Марониты: истоки Антио-хийской церкви». Ученый рассматривает истоки происхождения Маронит-ской церкви в контексте возникновения монашеского и миссионерского движения в Сирии, анализирует исторический фон того времени.
Как представляется после краткого обзора историографии, на данный момент отсутствует комплексное исследование почитания преподобного Марона в православной традиции. За пределами внимания исследователей, российских и иностранных, остались произведения, связанные с установлением (утверждением) и распространением почитания Божиего угодника: храмостроительство, литургическое почитание, вопросы о мощах, иконография - весь комплекс памятников почитания.
Литература
Анатолий (Грисюк), митр. Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI века. К., 1908.
Почитание преподобного Марона, пустынника сирийского: очерк историографии XX-XXI вв.
33
Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. III-IV. История Церкви в период Вселенских соборов. Минск, 2011.
Краткие сведения о житии и подвигах преп. Марона Чудотворца и о храме его имени в Москве. M., 1903.
Макарий (Тайяр), архим. История Антиохийской Православной Церкви от ее основания до начала XX века. Т. II. МДА, Сергиев Посад, 1978.
Православная энциклопедия. Т. 44. М., 2016.
Преподобный Марон, пустынник сирийский, и храм его имени в Москве: прошлое и настоящее. М., 2008.
Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., Русскш Хронографъ, 2002.
Филарет (Булеков), архим. История и современное положение Маронитской Церкви. Кандидатская диссертация. МДА, 1999.
Abb. Paul Naaman. The Maronites: the origins of an Antiochene Church: A Historical and Geographical Study of the Fifth to Seventh Centuries. Kaslik, Lebanon, 2009.
Abb. Paul Naaman. Theodoret de Cyr et le monastere de saint Maroun. Kaslik, Liban, 1987.
Archbishop Youssef Anis Abi-Aad. Краткое жизнеописание преподобного Марона. Алеппо, 2004, (на арабском).
Canivet P. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr Paris. Beauchesne, 1977.
Dussaud R. La Topographie historique de la Syrie antique et médiévale. Paris, 1927.
Guita G. Hourani. Russian icons of Saint Maron in Finland. The Maronite Research Institute, 2011.
Guita G. Hourani. Saint Maron's Relic "Ornament of the Divine Choir of Saints". The Maronite Research Institute, 1997.
Vôôbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. A Contribution to the History of Culture in the Near East / Early Monasticism in Mesopotamia and Syria. Vol. 2, 1960.
34 Anna Ivanova
Anna Ivanova
Postgraduate student of Saints Cyril and
Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies
Address: bldg. 1, 4/2 Pyatnitskaya St., 115035, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
Veneration of Saint Maron, hermit of Syria: essay of historiography of the XX-XXI centuries
This article presents the review of the historiography of the tradition of veneration of St. Maron, the hermit of Syria, of the XX-XXI centuries. During this period there was no much attention paid to the initiation and further formation of the veneration of St. Maron in Russian historiography -over the period of 1917 to the late 1980s there were no works specially dedicated to St. Maron in Russian language. The historiography of the 20 th century is represented by studies of foreign scientists. The revival of church life in the late XX - early XXI centuries encouraged the awakening of the interest of Russian scholars to the ancient Syrian Saint of the undivided Church who is venerated both in the East and in the West. Today the evidence of particular significance of St. Maron to the faithful of Maronite Catholic Church is that his statue was enshrined in the Cathedral of St. Apostle Peter in Vatican in 2011.
Keywords: Saint Maron, hermit of Syria, Cyr, veneration, monasticism, historiography, Maronite Church, monastery of Saint Maron, abbot Paul Naaman.
References
Abb. Paul Naaman. The Maronites: the origins of an Antiochene Church: A Historical and Geographical Study of the Fifth to Seventh Centuries. Kaslik, Lebanon, 2009.
Abb. Paul Naaman. Theodoret de Cyr et le monastere de saint Maroun. Kaslik, Liban, 1987, (in French).
Anatolii (Grisiuk), mitropolit. Istoricheskii ocherk Siriiskogo monashestva do poloviny VI veka [Historical outline of the Syrian monasticism until the middle of the 6 th century]. Kiev, 1908, (In Russian).
Archbishop Youssef Anis Abi-Aad. Kratkoe zhizneopisanie prepodobnogo Marona [Short biography of the Monk Maron]. Aleppo, 2004, (in Arabian).
Bolotov V.V. Lektsii po istorii Drevnei Tserkvi. Istoriia Tserkvi v period Vselenskikh sobor-ov [Lectures on the history of the Ancient Church. History of the Church during the Ecumenical Councils]. Minsk, 2011, vol. 3-4, (In Russian).
Veneration of Saint Maron, hermit of Syria: essay of historiography of the XX-XXI centuries
35
Canivet P. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr Paris. Beauchesne, 1977, (in French).
Dussaud R. La Topographie historique de la Syrie antique et médiévale. Paris, 1927, (in French).
Fartusov V.D. Rukovodstvo kpisaniiu ikon sviatykh ugodnikov Bozhiikh v poriadke dnei goda. Opyt posobiia dlia ikonopistsev [Guide to the writing of icons of the saints of God in the order of the days of the year. Experience manual for the icon painters]. Moscow, Russkii Khronograf Publ., 2002, (In Russian).
Filaret (Bulekov), arkhimandrit. Istoriia i sovremennoe polozhenie Maronitskoi Tserkvi [History and current situation of the Maronite Church], Kandidatskaia dissertatsiia [PhD thesis]. Moscow theological academy, 1999, (In Russian).
Guita G. Hourani. Russian icons of Saint Maron in Finland. The Maronite Research Institute, 2011.
Guita G. Hourani. Saint Maron's Relic "Ornament of the Divine Choir of Saints". The Maronite Research Institute, 1997.
Kratkie svedeniia o zhitii i podvigakh prep. Marona Chudotvortsa i o khrame ego imeni v Moskve [Brief information about the life and exploits of St. Maron the Wonderworker and the temple of his name in Moscow]. Moscow, 1903, (In Russian).
Makarii (Taiiar), arkhimandrit. Istoriia Antiokhiiskoi Pravoslavnoi Tserkvi ot ee os-novaniia do nachala XXveka [History of the Antiochian Orthodox Church from its foundation to the beginning of the 20th century]. Sergiev Posad, vol. 2, 1978, (In Russian).
Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, vol. 44,2016, (In Russian).
Prepodobnyi Maron, pustynnik siriiskii, i khram ego imeni v Moskve: proshloe i nas-toiashchee [Reverend Maron, Syrian desert, and the temple of his name in Moscow: past and present]. Moscow, 2008, (In Russian).
Voobus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. A Contribution to the History of Culture in the Near East. Early Monasticism in Mesopotamia and Syria. Vol. 2, 1960.