Научная статья на тему 'Историографический аспект исследования ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 годы'

Историографический аспект исследования ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СИРИЯ / ЛИВАН / МИТРОПОЛИТ ИОАНН (ВЕНДЛАНД) / АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МАРОНИТЫ / MIDDLE EAST / SYRIA / LEBANON / METROPOLITAN JOHN (WENDLAND) / ANTIOCH ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / MARONITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна

В статье представлен полный историографический обзор ближневосточного периода служения будущего митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) в качестве представителя Русской Православной Церкви при патриархе Антиохийском в Сирии и Ливане в 1958-1960 гг. Данный проблемно-хронологический аспект предполагаемого большого биографического исследования частично рассмотрен в ретроспективном контексте взаимоотношений двух церквей-сестер (Русской Православной и Антиохийской), а также в контексте общих внешнецерковных и государственно-церковных отношений с учетом истории их возникновения и развития. Историографический анализ темы показал, что только в 2018 г. в журнале «Христианство на Ближнем Востоке» впервые вышла серия статей, целенаправленно посвященных ближневосточному периоду служения митрополита Иоанна (Вендланда) в Сирии и Ливане в 1958-1960 гг. в качестве представителя Московского Патриархата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiographical aspect of the Middle East period of the Ministry of Metropolitan John (Wendland) in 1958-1960

The article presents a complete historiographical review of the middle East period of the Ministry of the future Metropolitan of Yaroslavl and Rostov John (Wendland) as a representative of the Russian Orthodox Church to the Patriarch of Antioch in Syria and Lebanon in 1958-1960. This problem-chronological aspect of the proposed large biographical study is partially considered in the context of the relationship between the two sister churches (Russian Orthodox and Antioch), as well as in the context of the General external Church and state-Church relations, taking into account the history of their origin and development. Historiographical analysis of the topic showed that only in 2018 in the journal "Christianity in the middle East" series of articles were purposefully dedicated to the middle East period of service of Metropolitan John (Wendland) in Syria and Lebanon in 1958-1960 as a Representative of the Moscow Patriarchate for the first time.

Текст научной работы на тему «Историографический аспект исследования ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 годы»

Новоторцева Анна Михайловна

кандидат исторических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 E-mail: annov1@mail.ru

Историографический аспект исследования ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 годы

В статьепредставлен полный историографический обзор ближневосточного периода служения будущего митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) в качестве представителя Русской Православной Церкви при патриархе Антиохийском в Сирии и Ливане в 1958-1960 гг. Данный проблемно-хронологический аспект предполагаемого большого биографического исследования частично рассмотрен в ретроспективном контексте взаимоотношений двух церквей-сестер (Русской Православной и Антиохийской), а также в контексте общих внешнецерковных и государственно-церковных отношений с учетом истории их возникновения и развития. Историографический анализ темы показал, что только в 2018 г. в журнале «Христианство на Ближнем Востоке» впервые вышла серия статей, целенаправленно посвященных ближневосточному периоду служения митрополита Иоанна (Вендланда) в Сирии и Ливане в 1958-1960 гг. в качестве представителя Московского Патриархата.

Ключевые слова: Ближний Восток, Сирия, Ливан, митрополит Иоанн (Вендланд), Антиохийская православная церковь, Русская Православная Церковь, марониты.

НовоторцеваА.М. Историографический аспект исследования ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 годы // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 2. С. 4-14.

История взаимоотношений двух церквей-сестер, Русской Православной и Антиохийской, в настоящее время приобретает особую актуальность и интерес, но не только в связи с известными внешнеполитическими событиями, происходящими сейчас на Ближнем Востоке (прежде всего, геополитической и духовной войной в Сирии). В августе 2018 г. Русская Православная Церковь отметила 60-летие открытия в Дамаске представительства Московской патриархии при Антиохийской церкви, а в 2019 г. - 170-летие со дня основания Антиохийского подворья в Москве. Важно отметить, что 28 декабря 2018 г. исполнилось также 60 лет со дня епископской хиротонии первого в советские годы официального представителя Русской Православной Церкви при патриархе Антиохийском в Дамаске, церковного дипломата, ученого-геолога, богослова, будущего митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда)—выдающейся многогранной личности в новейшей отечественной и церковной истории. 14 января 2019 г. исполнилось также 110 лет со дня его рождения, а 25 марта 2019 г. в Ярославской епархии было торжественно отмечено 30-летие со дня кончины владыки.

Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд), в миру Константин Николаевич Вендланд, родился 14 января 1909 г. в Санкт-Петербурге в высокородной дворянской семье, в его родословии были фамилии Лермонтовых и Шильдеров. В 1930 г. он окончил Ленинградский горный институт со званием инженера-геолога, участвовал в геологических экспедициях на Урале и в Средней Азии, преподавал петрографию в высших учебных заведениях, защитил диссертацию на степень кандидата геолого-минералогических наук, был автором нескольких коллективных монографий.

Будучи при этом тайным монахом, членом знаменитого Александро-Невского братства и духовным сыном одного из его основателей, будущего митрополита Симферопольского и Крымского Гурия (Егорова), в 1946 г. он вышел на открытое служение: участвовал в открытии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, был секретарем владыки Гурия в Саратове, затем ректором Киевской духовной семинарии и, наконец, церковным дипломатом, представителем Русской Православной Церкви при патриархе Антиохийском в Сирии, в г. Дамаске.

В целом связь России с Антиохией восходит в самую глубокую древность. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) в своем многотомном труде «История Русской Церкви», вышедшем в 1853 г., в главах, описывающих отношение Русской церкви к другим церквям, не раз касался церковных взаимоотношений иерархов Русской церкви с главами восточных православных церквей, отмечая непреклонность и неизменность в Православии в самые непростые периоды церковной истории Антиохийских патриархов, а также многочисленную помощь и покровительство, оказываемые им Россией на протяжении веков. Позднее мы узнаем, что в 1848 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов) даже предоставил Антиохийскому патриархату церковь для подворья в Москве, которое существует до сих пор (Макарий Булгаков, 1995).

В конце XIX века, в 1896-1900 гг., вышло пять выпусков эпического повествования о путешествии Антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века, составленного его родным сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Патриарх Макарий дважды приезжал в Россию в период царствования Алексея Михайловича: первый раз - в 1656 г. для сбора

пожертвований, а второй раз - десять лет спустя для церковного суда на Патриархом Никоном. Считается, что это один из самых лучших и ценных письменных памятников о России середины XVII века, превосходящий в некотором смысле даже воспоминания и записки западноевропейских путешественников, но долгое время не введенный в научный оборот и не открытый для широкого доступа, поскольку перевод с арабской рукописи на русский язык был осуществлен лишь в конце XIX века профессором Георгием Авраамовичем Муркосом, ученым-ориенталистом, арабистом, духовным писателем (Павел Алеппский, 2016). О средневековом периоде выстраивания взаимоотношений Русской Православной и Антиохийской церквей немного можно узнать также, обратившись к современной статье Н.А. Дороговой «Православное сердце Ливана - Баламандский монастырь» (Дорогова Н.А., 2018. С. 161-172).

Из дореволюционных изданий кроме энциклопедических, богословско-догматических, а также агиографических известна книга Семена Яковлевича Никольского «История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста, по его творениям» 1905 г. На время ее издания автор был уже в сане пресвитера (иерея), до революции -миссионером и членом Ставропольской ученой архивной комиссии, а в 1917 г. назначен епископом Армавирским, викарием Кубанской епархии. На этом, собственно, можно подвести итог основной дореволюционной историографии интересующего нас вопроса (Никольский С.Я., 1905).

Период гонений на Русскую Православную Церковь в нашей стране в ХХ веке минимум на 70 лет прекратил всякую возможность официального издания каких-либо духовных и религиозных книг, в том числе и по истории Церкви. Новые современные издания по истории Антиохийской церкви и о ее взаимоотношениях с Российским государством и Русской Православной Церковью появляются уже только в 1990-е и 2000-е гг. Однако советское время оставило нам ряд фундаментальных работ советских историков-востоковедов и историков внешней политики России.

В первую очередь следует назвать фундаментальную работу Евгения Викторовича Тарле «Крымская война», изданную в 1941 г., в которой он утверждал, что вопрос о святых местах являлся лишь предлогом для экспансии царской России против Османской империи (Тарле Е.В., 1941). В результате в советский период начался процесс освоения материала, имеющего отношение к проблеме статуса святых мест, и связанной с этим роли России и ее внешней политики в Сирии и Палестине. Примером могут служить работы востоковеда М.Т. Панченковой «Политика Франции на Ближнем Востоке и сирийская экспансия 1860-1861 гг.» 1966 г., а также историка внешней политики России Н.С. Киняпиной «Восточный вопрос во внешней политике России, конец XVIII - начало XIX века», 1978 г., и «Внешняя политика России первой половины XIX», 1963 г. (Киняпина Н.С., 1963; ее же, 1978; Панченкова М.Т., 1966).

Сложнейшая проблематика, связанная с дипломатическими усилиями Петербурга в Палестине и Сирии в период османского владычества, переставала быть terra incognita. Однако подлинный прорыв в этой области был совершен уже в постсоветский период с появлением работ К.А. Панченко «Взаимоотношения Османского правительства и православной общины Арабского Востока в XVI - начале ХХ в.», 1996 г., и «Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (XVI - начало ХХ в.)», 1998 г. (Панченко К.А., 1996; его же, 1998). Причины этого прорыва были

связаны прежде всего с изменением места и роли Православной Церкви в жизни постсоветского российского общества начиная с 1990-х гг., а также с активизацией российского присутствия в Святой земле.

В 2006 г. выходит книга Н.Н. Лисового «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.», а в 2013 г. - книга кандидата исторических наук историка-востоковеда Михаила Ильича Якушева «Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е - начало ХХ века», посвященная истории почти столетнего дипломатического присутствия России в святых местах - со второй трети XIX почти до конца первой четверти ХХ столетия. Книга повествует об истории двух восточноправославных церквей-сестер -Антиохийской и Иерусалимской, о развитии их отношений с Россией в эпоху упадка Османской империи, охватывая период XIX - начала XX века. Данную монографию можно считать первым опытом комплексного подхода к изучению христианских институтов (субъектов) Османской империи в их контактах с Петербургом и с османским правительством. Она предназначена для востоковедов, специалистов по истории восточноправославных церквей Османской империи, а также для широкого круга читателей, проявляющих интерес к внешней политике Российской империи как покровительницы единоверных патриархатов Ближнего Востока (Лисовой Н.Н., 2006; Якушев М.И., 2013).

При этом новейший период истории взаимоотношений двух Православных церквей (Русской и Антиохийской), особенно в преломлении проблематики биографического исследования, связанного с ближневосточным периодом служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 гг., до сих пор представляет исследовательский интерес, остается практически неизученным. Так, Н.А. Дорогова, описывая историю православного Ливана, по непонятным причинам полностью опустила повествование о взаимоотношениях двух Православных церквей (Антиохийской и Русской) в самый интересующий нас период - с 1936 по 1962 г. (Дорогова Н.А., 2018. С. 161-172).

Частичную публикацию писем митрополита Иоанна (Вендланда) из Дамаска в 1958-1960 гг. к своему духовному отцу митрополиту Гурию (Егорову) можно найти в книге духовной дочери Владыки, журналиста Эльвиры Леонидовны Меженной, «Митрополит Иоанн: «Будем делать дела любви!»: Дневники. Письма. Воспоминания», 2013 г., и биографическом очерке последнего представителя Александро-Невского братства Сергея Андреевича Зегжды, 2009 г., а также цикле аудиопередач о митрополите Иоанне на радио «Радонеж», 2018 г. (Зегжда С.А, 2009. С. 83-89; Меженная Э.Л., 2013. С. 174-216; ее же «Слава Богу за все!..»).

Наиболее близким по проблематике биографического исследования ближневосточного периода служения митрополита Иоанна является сборник статей «Москва и Ближний Восток: духовные и культурные связи», составленный Олегом Пересыпкиным и изданный в 2007 г. Данный сборник рассказывает о глубоких духовных и культурных связях России и Москвы со странами Ближнего Востока, входящими в каноническую территорию православной Антиохийской церкви. Его выход был приурочен к 30-летию архипастырского служения в Москве епископа Филиппопольского Нифона, представителя Игнатия IV, патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Алексии II, Патриархе Московском и всея Руси. Интерес для нас представляют практически все материалы данного сборника, начиная от опубликованных

современных интервью - патриарха Игнатия IV журналу Международного фонда единства православных народов «За единство» и епископа Нифона московским журналам «Дипломат» и «Обозреватель-Observer», заканчивая разделами об истории и убранстве храма Архангела Гавриила в Москве (Антиохийского подворья) и о России и политической ситуации на Ближнем Востоке. В содержание также включены статьи историка-востоковеда М. Якушева о восстановлении арабского патриаршества на Антиохийском престоле в Дамаске в 1898-1899 гг. и О. Пересыпкина, президента Общества дружбы, делового и культурного сотрудничества с Ливаном, профессора, по материалам Архива внешней политики Российской империи и личным впечатлениям, - «Антиохийская церковь и Россия» (Москва и Ближний Восток: духовные и культурные связи, 2007).

Отдельного внимания заслуживают статьи специализированного ежеквартального двуязычного научного журнала по актуальным вопросам современной и исторической христианской ближневосточной проблематики «Христианство на Ближнем Востоке», издание которого началось совсем недавно, в 2017 г. Одно из основных мест публикаций по странам Ближнего Востока принадлежит статьям, раскрывающим историю и современную деятельность крупнейших католических религиозных и общественных организаций в Сирии и Ливане, главным образом маронитской христианской общины. Незадолго до выхода журнала, в 2013 г., М.А. Родионов и А.В. Сарабьев подготовили совместную монографию, обобщающую и систематизирующую знания по маронитам на Ближнем Востоке, изданную в Институте востоковедения РАН. В своем монографическом труде авторами были описаны традиции ливанских маронитов, приведены подробные сведения по истории маронитов и Маронитской церкви, проанализированы вопросы самоидентификации маронитов, положение представителей этой общины за рубежом, а также вопросы участия маронитов в политической жизни (Родионов М.А., Сарабьев А.М., 2013).

Эту тему в историографическом контексте продолжила аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.В. Иванова, и не случайно. В своей статье «Почитание преподобного Марона, пустынника сирийского: очерк историографии XX-XXI вв.» автором было отмечено, что в период 19171980-х гг. на русском языке не было издано сочинений, целенаправленно посвященных традиции почитания древнего сирийского святого (неразделенной церкви), почитаемого и на Востоке, и на Западе, -преподобного Марона, а вся интересующая историография ХХ века была представлена исключительно исследованиями иностранных ученых (Иванова А.В., 2017. С. 29-35).

В 2018 г. Я.В. Совгира представил свой «Обзор деятельности крупнейших католических организаций, направленной на поддержку христиан Ближнего Востока», в рамках изучения общей работы католической социальной миссии в Ближневосточном регионе автором подробно была описана деятельность конкретных католических братств, движений, благотворительных организаций и фондов (Совгира Я.В., 2018. С. 4-21).

Наконец, в 2018 г. в журнале «Христианство на Ближнем Востоке» впервые вышла серия статей, целенаправленно посвященных ближневосточному периоду служения митрополита Иоанна (Вендланда) в Сирии и Ливане в 1958-1960 гг. в качестве представителя Московского Патриархата. В первой статье речь шла о начале и условиях ближневосточного периода служения

митрополита Иоанна в качестве представителя Русской Православной Церкви при патриархе Антиохийском, проходившего в середине ХХ века в очень непростых внутригосударственных и внешнеполитических условиях, особенно в таких странах, как Сирия и Ливан. Несмотря на то что внешнеполитические и духовные связи России и Антиохии ведут свое начало с древнейших времен, в конце 1950-х годов Русская Православная Церковь не имела своего постоянного представительства и, следовательно, представителя при Антиохийской церкви. Вставал вопрос о выборе наиболее подходящей кандидатуры, этот процесс затянулся на несколько лет и выявил различные интересы и сложные взаимоотношения сторон -Советского государства и Русской Православной Церкви (Новоторцева А.М., 2018. С. 4-15).

Вторая статья являлась логическим продолжением первой и описывала кончину Антиохийского патриарха Александра III (Тахана) и связанные с ней обстоятельства избрания нового патриарха Антиохийской православной церкви Феодосия VI (Абурджели) в 1958 г. В целом политическая и внутрицерковная ситуация в Антиохийской православной церкви к середине ХХ в. была весьма сложной. С одной стороны, лояльный к Советскому государству и его внешней политике патриарх Антиохийский Александр III (Тахан), получивший в свое время высшее образование еще в царской России, в Киевской духовной академии, а с другой -напряжение в среде русской белой эмиграции на Ближнем Востоке, весьма немногочисленной, но при этом расколотой по двум столь разным приходам (Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви) в Ливане. Кроме этого, ситуацию осложняло и существование в данном регионе множества различного толка христианских общин (маронитов, иаковитов и др.), а также постоянное давление со стороны Константинопольского патриарха и, конечно же, интересы Ватикана (Новоторцева А.М., 2018. С. 4-21).

Для конкретизации и дополнения отдельных моментов, связанных с ближневосточным периодом служения митрополита Иоанна (Вендланда), а также новейшей истории Антиохийской православной церкви в целом могут быть использованы интервью 2014 г. митрополита Филиппопольского Нифона (Сайкали), патриаршего викария, представителя Антиохийского патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля подворья Антиохийской церкви в Москве, частично опубликованное в книге Э.Л. Меженной «Митрополит Иоанн: «Будем делать дела любви!»: Дневники. Письма. Воспоминания», 2013 г.; «Хлеб, соль и любовь, или Полвека в России архиепископа Нифона» - интервью ежедневному интернет-изданию «Православие и мир» от 12 ноября 2011 г.; «Нам нельзя быть как все!» -интервью в журнале «Фома» в июле 2007 г. и др. (Епископ Филиппопольский Нифон, 2007. С. 78-82; Хлеб, соль и любовь, или Полвека в России архиепископа Нифона).

Таким образом, из немногочисленных историографических и документальных источников о ближневосточном периоде служения будущего митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) в качестве представителя Московского Патриархата при патриархе Антиохийском в Сирии и Ливане в 1958-1960 гг. можно узнать, во-первых, что его служение проходило в крайне непростых внешне- и внутрицерковных, а также внешнеполитических условиях. Однако он как церковный дипломат сумел делать важные дела, касавшиеся престижа нашего

государства и, главное, укрепления позиций Русской Православной Церкви в православном церковном мире.

Во-вторых, сложность и неоднозначность церковного дипломатического служения именно в советские годы подчеркивает тот факт, что будущий митрополит Иоанн (а в те годы архимандрит, а затем епископ) с самого начала предупреждал представителей Отдела внешнецерковных связей (ОВЦС), что возложенная на него церковная дипломатическая миссия (связанная тогда с полным подчинением и жестким выполнением инструкции Отдела стран Ближнего и Среднего Востока при Министерстве иностранных дел СССР) была для него непосильна (по соображениям прежде всего духовно-нравственным). Однако вопреки его желанию он был направлен на Ближний Восток, в самое пекло событий, открывать в 1958 г. представительство Московского Патриархата в Сирии, г. Дамаске. Впереди его ждала Европа и Америка. В результате весь период заграничного служения митрополита Иоанна проходил в течение девяти лет, с 1958 по 1967 г.

Кроме этого, историографический анализ ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в 1958-1960 гг. подтвердил актуальность и малую изученность данного вопроса. Напротив, источниковая база достаточно обширна и разнообразна, представлена сразу несколькими группами источников (прежде всего, документальными архивными и источниками личного происхождения - письмами и дневниками); она репрезентативна и доступна для изучения, что позволит в ближайшем будущем представить данный аспект предполагаемого большого биографического исследования в рамках отдельной монографии или книги - «Ближневосточный период служения митрополита Иоанна (Вендланда) в контексте внешнецерковных и государственно-церковных отношений в 1958-1960 гг.».

Литература

Дорогова Н.А. Православное сердце Ливана - Баламандский монастырь // Христианство на Ближнем Востоке. 2018. № 2. С. 161-172.

Епископ Филиппопольский Нифон, настоятель Антиохийского подворья в Москве. Нам нельзя быть как все! / Беседовала Екатерина Прогнимак; Фото Сергея Тетерина и из архива епископа Нифона // Фома. 2007. № 7 (51) июль. С. 78-82.

Зегжда С.А. Митрополит Иоанн (Вендланд). Биографический очерк. 1909-1989. Ярославль: Ярославская епархия, 2009.

Иванова А.В. Почитание преподобного Марона, пустынника сирийского: очерк историографии ХХ-ХХ1 вв. // Христианство на Ближнем Востоке. 2017. № 3. С. 29-35.

Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. - М., 1963.

Киняпина Н.С. Восточный вопрос во внешней политике России, конец XVIII - начало XIX века. - М., 1978.

Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. - М., 2006.

Макарий Булгаков, митр. История Русской Церкви. Книга 3. Т. 5. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита Святого Ионы, или в период монгольский (1240-1448). Глава VIII. Отношение Русской Церкви к другим церквам. - М., 1995.

Меженная Э.Л. «Слава Богу за все!..»: служение митрополита Иоанна (Вендланда) на Ближнем Востоке. URL: http://radonezh.ru/radio/2018/10/28/23-00 (дата обращения: 29.03.2019).

Меженная Э.Л. Митрополит Иоанн: «Будем делать дела любви!»: Дневники. Письма. Воспоминания / Э.Л. Меженная. - Ярославль, 2013.

Москва и Ближний Восток: духовные и культурные связи. - М., 2007.

Никольский С.Я. История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста, по его творениям: Отд. 1-2, Ставрополь-Кавказский, 1905.

Новоторцева А.М. Кончина патриарха Александра III (Тахана) и избрание нового патриарха Антиохийской православной церкви Феодосия VI (Абурджели) в 1958 году // Христианство на Ближнем Востоке. 2018. № 4. С. 4-21.

Новоторцева А.М. Условия и начало ближневосточного периода служения митрополита Иоанна (Вендланда) в качестве представителя Русской Православной Церкви при патриархе Антиохийском // Христианство на Ближнем Востоке. 2018. № 3. С. 4-15.

Павел Алеппский (архидиакон, XVII в.). Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Павел Алеппский (архидиакон); пер. с араб. Г. Муркоса. - М., 2016.

Панченко К.А. Взаимоотношения Османского правительства и православной общины Арабского Востока в XVI - начале ХХ в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история. - М., 1996.

Панченко К.А. Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (XVI -начало ХХ века). - М., 1998.

Панченкова М.Т. Политика Франции на Ближнем Востоке и сирийская экспансия 1860 -1861 гг. - М., 1966.

Родионов М.А., Сарабьев А.М. Марониты: традиции, история, политика. - М.: Институт востоковедения РАН, 2013.

Совгира Я.В. Обзор деятельности крупнейших католических организаций, направленной на поддержку христиан Ближнего Востока // Христианство на Ближнем Востоке. 2018. № 2. С. 4-21.

Тарле Е.В. Крымская война. Т. 1. - М., Л., 1941.

Хлеб, соль и любовь, или Полвека в России архиепископа Нифона / PRAVMIR.RU. Православие и мир. URL: https://www.pravmir.ru/xleb-sol-i-lyubov/ (дата обращения: 30.03.2019).

Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е - начало ХХ века. - М., 2013.

Anna M. Novotortseva

Candidate of historical Sciences, Associate Professor, Yaroslavl State Pedagogical University by K.D. Ushinsky

Address: Yaroslavl, Republican street, 108/1 E: mail: annov1@mail.ru

Historiographical aspect of the Middle East period of the Ministry of Metropolitan John (Wendland) in 1958-1960

The article presents a complete historiographical review of the middle East period of the Ministry of the future Metropolitan of Yaroslavl and Rostov John (Wendland) as a representative of the Russian Orthodox Church to the Patriarch of Antioch in Syria and Lebanon in 1958-1960. This problem-chronological aspect of the proposed large biographical study is partially considered in the context of the relationship between the two sister churches (Russian Orthodox and Antioch), as well as in the context of the General external Church and state-Church relations, taking into account the history of their origin and development. Historiographical analysis of the topic showed that only in 2018 in the journal "Christianity in the middle East" series of articles were purposefully dedicated to the middle East period of service of Metropolitan John (Wendland) in Syria and Lebanon in 1958-1960 as a Representative of the Moscow Patriarchate for the first time.

Keywords: Middle East, Syria, Lebanon, Metropolitan John (Wendland), Antioch Orthodox Church, Russian Orthodox Church, Maronite.

Novotortseva A.M. Historiographical aspect of the Middle East period of the Ministry of Metropolitan John (Wendland) in 1958-1960. Christianity in the Middle East, 2019, no. 2, pp. 4-14.

References

Bishop Niphon of Philippopolis, Abbot of Antioch In Moscow. We can't be like everyone else! Ekaterina Prognimak talked; Photo by Sergei Teterin and from the archive of Bishop Niphon. Thomas, 2007, no. 7 (51), July, pp. 78-82.

Bread, salt and love, or half a century in Russia, Archbishop Nifon. Available at: https://www. pravmir.ru/xleb-sol-i-lyubov/ (accessed 30.03.2019).

Dorogova N.A. Orthodox heart of Lebanon - Balamand monastery. Christianity in the middle East. 2018, no. 2, pp. 161-172.

Ivanova A.V. Veneration of St. Maron, the Syrian hermit: an essay on historiography of the XX-XXI centuries. Christianity in the middle East, 2017, no. 3, pp. 29-35.

Kanapina N. With. The Eastern question in Russian foreign policy, the end of XVIII - early XIX century. Moscow, 1978.

Kanapina N. With. The foreign policy of Russia in the first half of the nineteenth century. Moscow, 1963.

Lisovoi N.N. Russian spiritual and political presence in the Holy Land and the middle East in the XIX - early XX centuries. Moscow, 2006.

Macarius Bulgakov, Metropolitan. History Of The Russian Church. Book 3. Vol.5. The status of the Russian Church Metropolitan Cyril II to the Holy Metropolitan Jonah, or in the Mongol period (1240-1448). Chapter VIII. The attitude of the Russian Church to other churches. Moscow, 1995.

Mezhennaya E.L. "Thank God for everything!..": the Ministry of Metropolitan John (Wendland) in the middle East. Available at: http://radonezh.ru/radio/2018/10/28/23-00 (accessed 29.03.2019).

Mezhennaya, L.E. Metropolitan John: "we Will do deeds of love!", Diaries. Letters. Memories. Yaroslavl, 2013.

Moscow and the middle East: spiritual and cultural ties. Moscow, 2007.

Novotortseva A.M. Conditions and the beginning of the middle East period of service of Metropolitan John (Wendland) as the representative of the Russian Orthodox Church under Patriarch of Antioch. Christianity in the middle East, 2018, no. 3, pp. 4-15.

Novotortseva A.M. Death of Patriarch Alexander III (Tahan of) and the election of the new Patriarch of the Orthodox Church of Antioch, Theodosius VI (Abergele) in 1958. Christianity in the middle East, 2018, no. 4, pp. 4-21.

Panchenko K.A. the Ottoman Empire and the fate of Orthodoxy in the Arab East (XVI - early XX century). Moscow, 1998.

Panchenko K.A. the Relationship of the Ottoman government and the Orthodox community of the Arab East in the XVI - early XX centuries abstract of thesis on competition of a scientific degree of candidate of historical Sciences on the specialty 07.00.03 - General history. Moscow 1996.

Panchenkova M.T. French Policy in the middle East and Syrian expansion 1860-1861. Moscow, 1966.

Paul of Aleppo (archdeacon, XVII.). Journey of Antioch Patriarch Macarius to Russia in the half of the XVII century, described by his son, archdeacon Paul of Aleppo. Paul of Aleppo (archdeacon); TRANS.with Arab. G. Murkos. Third edition. Moscow, 2016.

Rodionov M.A., Sarabyev A.M. Sarabi Maronites: traditions, history, politics. Moscow, Institute of Oriental studies, 2013.

Sovgira Ya.V. Review of the activities of the largest Catholic organizations aimed at supporting Christians in the Middle East. Christianity in the middle East, 2018, no. 2, pp. 4-21.

St. Nicholas S. Y. History of the churches of Antioch and Constantinople, during the time of St. John Chrysostom, according to his works: Ed. 1-2, Stavropol, 1905.

Tarle E.V. Crimean war. Vol. 1. Moscow, Leningrad, 1941.

Yakushev M.I. Patriarchates of Antioch and Jerusalem in the politics of the Russian Empire. 1830 - early twentieth century. Moscow, 2013.

Zegzhda S.A. Metropolitan John (Wendland). Biographical sketch. 1909-1989. Yaroslavl, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.