Социология образования
47
Н. МАТВЕЕВА, профессор
Барнаульский государственный педагогический университет
В основе ситуации, которая сложилась в современном научном социальном знании, лежат два противоречия. Они связаны с местом социологии как науки и учебной дисциплины в обществе и ее ролью в жизни человека.
Современная социология испытывает существенные мировоззренческие, теоретические и методические трудности при описании социальной реальности. Противоречие между характером общественного развития и социологическим способом его анализа обостряется. Современное общество как полицентричная, нелинейная, ускоренно развивающаяся, полисубъектная социальная система демонстрирует незнаемое ранее многообразие форм индивидуальной и общественной жизни, предъявляя к человеку требования коренной трансформации его традиционных социальных качеств. Динамичное, разнонаправленное изменение социальной реальности требует от человека обладания четкой картиной мира, в основе которой лежат фундаментальные знания о природе общества и самого человека. Сегодня прежде всего фундаментальные знания, знания основ социальной жизни, а не утилитарных способов действия дадут возможность человеку сохранить свою идентичность, быть адекватным изменяющемуся миру и способным сознательно, целенаправленно трансформировать его. С этих позиций социологический анализ реальности должен быть направлен на определение места человека как биопсихосоциального существа в преобразовании своей жизни и жизни общества.
Такой подход к предмету социологического образования способен успешно раз-
Почем
социологическая неграмотность?
(Социология в системе высшего образования)
решить или, по крайней мере, сгладить и второе противоречие развития современного социального знания. С одной стороны, в социологии накоплен достаточный объем теоретических, практических и методических знаний для передачи их из поколения в поколение, внедрения в общественное и индивидуальное сознание посредством преподавания социологии как учебной дисциплины на различных ступенях общего и профессионального образования. С другой стороны, сохраняется и контролируется ситуация, когда учебный курс «Социология» в лучшем случае преподается как узкопрофильная дисциплина для студентов гуманитарных специальностей. Социология же как фундаментальная наука, несущая в себе богатый потенциал формирования мировоззрения и социальных навыков современного человека, остается в настоящее время невостребованной.
Особенно болезненно последствия сложившейся ситуации могут проявиться в системе педагогического образования. Если молодой педагог вступает в самостоятельную профессиональную деятельность с невысокой социальной культурой, обусловленной фрагментарностью полученного в вузе социального знания, это порождает растерянность, неумелость специалиста в разрешении педагогических, психологических проблем учебного и трудового коллектива, своей личной жизни. Учитель оказывается не в состоянии противостоять негативному социальному опыту учащихся по причине неустойчивости собственного мировоззрения, отсутствия должных социальных знаний и навыков. Как следствие -в обществе воспроизводится поколение, не
48
Высшее образование в России • № 4, 2007
способное управлять своей жизнью, менять ее обстоятельства, творчески их преобразовывать. Необходимые для социального выживания и развития социологические знания ныне, по существу, недоступны для молодежи. Усилия отдельных энтузиастов восполнить этот явный пробел в условиях «факультативности» социологии в государственных стандартах высшей школы носят лишь компенсаторный характер.
Наш опыт преподавания социологии в отраслевомвузе показывает, что 80-90-е гг. XX в. были годами подъема вузовской социологии. Кафедра социологии и политологии, имеющая 30-летние традиции учебно-воспитательной работы со студентами, реализовывала учебные программы по курсу «Социология» на всех факультетах университета для студентов всех форм обучения. Эту ситуацию удается сохранять и в современных, не столь благоприятных условиях. Учебные планы подготовки будущих педагогов составлены таким образом, чтобы социология преподавалась как интег-ративная, обобщающая дисциплина на старших курсах. Традицией являются активные формы преподавания. Студенты составляют программы самостоятельных прикладных социологических исследований, реализуют их, результаты применяют в педагогической практике. Теоретическая составляющая социологического образования направлена на подготовку специалиста к самостоятельной педагогической деятельности и научно-исследовательской работе в области социологии образования и воспитания, социологии молодежи, к использованию социологических знаний в сфере управления системой образования. Такая практика оказывается эффективной. Многие выпускники вуза продолжают интересоваться социологическими знаниями уже на уровне самообразования и получения постдипломного образования, широко используют полученные теоретические социологические знания и практические умения в научно-исследовательской работе со школьниками.
Важной составляющей частью социологической подготовки студентов является их участие в деятельности учебно-научно-исследовательской лаборатории «Социология образования» БГПУ. При активном участии студентов были реализованы многие крупные исследовательские проекты, например всероссийское лонгитюдное исследование «Пути поколения» в 1983-1996 гг. Такая практика сотрудничества продолжается и сегодня. В 2006 г. содержание социологического образования в вузе обогатилось участием кафедры и лаборатории в проектах, поддержанных Национальным фондом подготовки кадров. Направления мониторинговых исследований в Алтайском крае - «Оценка доступности качественного полного среднего образования в общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования» и «Оценка реальных и потенциальных последствий образовательных реформ для учителей» - были реализованы исследовательским коллективом, в котором работала и группа студентов.
Социокультурная ситуация в обществе и практика преподавания социологии показывают необходимость принятия управленческих решений в пользу широчайшего систематического социологического просвещения и образования. В современном обществе целью социологического образования является формирование «человека цивилизованного», с глубоким чувством традиций, реальности и перспективы. Этот тип личности исторически универсален, но в сегодняшних условиях меняется его направленность, становятся доминирующими новые качества личности. Современный «человек цивилизованный» формируется как разнонаправленная личность. В соответствии с этим мы выделяем несколько векторов социологического обучения и воспитания в системе высшего образования.
Первым направлением является ориентация личности на статус в обществе. На занятиях по социологии студенты учатся анализировать свой социальный статус,
Социология образования
49
видеть цивилизованные пути его повышения, взаимодействовать с представителями разных социальных слоев. Здесь преподаватель социологии обращает особое внимание на формирование у молодежи чувства социальной терпимости, реализма и социальной солидарности.
Второе направление - ориентация личности на позицию в контактной социальной группе. Изучение социологии позволяет студентам осознать, сравнить, скорректировать социальные роли, выполняемые ими в семье, коллективе. С помощью педагога формируется уважение традиций, ценность семьи, невосприимчивость к отклоняющемуся поведению. Здесь же ведется работа по развитию самооценки и лидерских качеств личности молодого специалиста.
Третьим направлением выступает ориентация личности на саморазвитие. Сквозной темой в данном случае является выявление объективных и субъективных условий и причин происходящих социальных процессов. Особое внимание уделяется роли личности в обществе. Сегодня в преподавании социологии делается акцент на формировании у молодежи чувства значимости отдельной личности, ее самоценности. На первый план учебно-воспитательной работы выдвигается развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, ориентация на успех, конкурентоспособность, самокритичность, стремление к самореализации.
Четвертым направлением является общая образованность и функциональная грамотность личности. Содержание этого направления работы педагога состоит в повышении культуры общения, труда, мышления, речи, внешнего вида молодежи. Учебные занятия по социологии во многом носят прикладной характер. Студенты не только получают социальные знания, но и учатся их приобретать и применять на практике. Такая профилактика функциональной неграмотности позволяет эффективно развивать свою личность и вне организованного учебного процесса.
В преподавании социологии необходимо реализовывать все названные векторы формирования современного «человека цивилизованного». Но в нынешнюю «факультативную» эпоху возможности учебного курса социологии весьма ограниченны. Сказывается малое количество учебных часов, сложность преподаваемого материала, зачастую - отсутствие возможностей повышения квалификации преподавателей социологии, устойчивое мнение о второстепенном значении социологии в процессе обучения по сравнению со специальными дисциплинами.
Ситуацию нужно менять кардинально. Социология должна занять самостоятельное, неустранимое место в блоке «социо-гуманитарных и экономических дисциплин» государственных образовательных стандартов нового поколения. Понятно, что предложение перевести социологию в разряд общепрофессиональных дисциплин продиктовано желанием сохранить вузовскую социологию, приблизить ее к потребностям современного рынка занятости. Однако, на наш взгляд, акценты в российском высшем образовании сегодня нужно расставить по-иному. Требуется не «карманная» социология на службе у различных профессий, а социология как социокультурный, мировоззренческий фундамент жизнедеятельности человека во всех сферах общественной жизни.
Именно учитывая огромные интегратив-ные, ценностнообразующие, управленческие возможности социологической науки, преподавателям не нужно занижать потребности в угоду тактическому выживанию социологии в вузе, тем более что это потребности общественные, а не узкокорпоративные. Наступает этап активного формирования и предъявления фундаментальных образовательных потребностей, в котором важнейшей задачей является сохранение стратегической линии российского образования, традиционно направленного не на узкие рамки компетенций, а на системное видение культуры человека. И ни-
50
Высшее образование в России • № 4, 2007
какие аргументы оптимизации и реструктуризации (читай: сокращения числа учебных заведений и выхолащивания социально-гуманитарной составляющей содержа-
ния системы российского образования) не смогут опровергнуть известное выражение: «Если вам дорого образование, считайте, почем неграмотность».
А. ФЕДОРОВ, проректор по науке Е. ФЕДОРОВА, доцент Карельский государственный педагогический университет
Поиски новой парадигмы развития образования, развернутые в конце XX - начале XXI вв., в своей основе имеют социологические измерения. Можно сколько угодно говорить о выработке и уточнении образовательных стратегий, тонкостях модернизации и совершенствования данной сферы, тем не менее существуют некие исходные императивы, которые достаточно строго регулируют и селектируют открывшееся множество инициатив, инноваций, практик. Эти императивы порождены новой социокультурной реальностью, ее противоречивыми тенденциями и вызовами, обращенными к человеку. Образовательная среда стала полем возрастающей конкуренции и индивидуализации активности. Но можно ли ограничиться здесь ориентирами спроса и предложения, оценками в терминах многообразия сектора услуг, простой бухгалтерией? Любая практическая деятельность в конечном счете сталкивается с оценками, заложенными в социетальных слоях жизни.
Общественное развитие в разных ракурсах демонстрирует неординарную значимость человеческого капитала для понимания не только современных экономических процессов, но и общества в целом, его актуальных противоречий. Зона прорыва границ развития цивилизации очерчена возможностями инвестиций в человека, в его потенциальную производительность, задатки, способности, умения, культуру, здоровье. В этом состоит смысл современных соци-
Человеческий капитал: регион и образование
альных программ, прежде всего - развития образования. Оно в качестве важнейшего фактора накопления человеческого капитала устремлено сегодня на вовлечение и максимальное раскрытие личностных характеристик, способностей в универсальное богатство знаний, информации, науки, что само по себе имеет заведомо не калькулируемую до конца практическую ценность. Неспроста социально-программными по своему значению выступают такие термины, как «непрерывное образование», «образование в течениежизни»,«переобучение», «дополнительное образование», а в число показателей уровня компетенции входят коммуникативные, организационные навыки. Личность должна соответствовать быстроменяющемуся, глобализирующемуся миру.
Именно на глобальном уровне прозрачным становится значение человеческого капитала, который в развитых странах составляет, по некоторым подсчетам, 7080% национального богатства [1]. Здесь определенность тенденций налицо. В мире за последние 20 лет как минимум удвоилось количество студентов. Наряду с массовостью растут формы индивидуализации образовательных услуг, преследующие качественные цели. Помимо традиционных структур возникают транснациональные образовательные корпорации и наднациональные сети (например, Чикагская школа бизнеса имеет кампусы в Испании, Гонконге; французская школа INSEAD - в Сингапуре). Стандарты образования, как пока-