Научная статья на тему 'Почебут Людмила Георгиевна'

Почебут Людмила Георгиевна Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
597
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почебут Людмила Георгиевна»

ПОЧЕБУТ ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА

Родилась 16 мая 1949 г. в Ленинграде.

Защитила дипломную работу «Проблема лидерства в социальной психологии» (руководитель И. П. Волков). В 1979 г. защитила в ЛГУ кандидатскую диссертацию «Социально-психологические аспекты наставничества на производстве» (специальность 19.00.05 — социальная психология; научный руководитель А. Л. Свенциц-кий), в 2003 в РГПУ им. А. И. Герцена — докторскую диссертацию «Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос)» (специальность 19.00.05 — социальная психология; научный консультант А. Л. Свенцицкий).

Распределена на работу на факультет психологии ЛГУ. С 1971 г. по настоящее время работает в СПбГУ (старшим лаборантом кафедры социальной психологии, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, ассистентом, доцентом, докторантом, профессором).

Ученое звание доцента по кафедре прикладной социальной психологии присвоено в 1993 г., профессора — в 2006 г.

Избранная область и основные интересы в профессиональной области — социальная психология. Научные интересы: организационная психология, этническая и кросс-культурная психология, психология социальных общностей, психология толпы, психология терроризма.

Область и опыт работы в практической психологии: социальная, организационная и этническая психология, конкретные эмпирические исследования и специальные тренинги.

Награды и знаки общественного признания:

2001 — Почетный знак факультета психологии СПбГУ;

2009 — Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Опубликовала 122 научные, научно-методические и другие работы.

Воспоминания Л. Г. Почебут

Я поступила на факультет психологии ЛГУ в 1966 г., а поняла, что буду заниматься именно социальной психологией, на втором курсе, когда слушала лекции Евгения Сергеевича Кузьмина. Он открыл перед нами, студентами, огромный, интересный, заманчивый мир человеческих отношений. Евгений Сергеевич много рассказывал об истории создания социальной психологии, о борьбе за ее становление как самостоятельной науки в 20-е годы XX века. Он знал много подробностей и очень душевно рассказывал

о судьбах ученых, об их идеях, книгах, экспериментах, открытиях.

$ 4

История социальной психологии близка мне до сих пор, я стараюсь понять сама и донести до студентов мысль о том, что социальная психология зародилась в России в XIX в. и прошла непростой путь. Ученые преодолели множество препятствий, в первую очередь идеологического характера, прежде чем социальная психология заняла достойное и, надеюсь, центральное место в системе психологической науки.

Потребность людей в социально-психологическом знании и помощи наблюдалась всегда. С развитием общества и усложнением общественных отношений эта потребность будет только увеличиваться, необходимость в работе социальных психологов будет возрастать. В настоящее время не существует ни одной области человеческой деятельности, где не требовались бы социальные психологи. Двадцать лет назад мы не знали, что такое политтехнологии или PR-кампании, реклама товаров или межэтнические конфликты. Сегодня мы это не просто изучаем, а планируем, конструируем, разрешаем, консультируем, предотвращаем. Социальная психология открывает людям правду об их взаимоотношениях, о ловушках, психологическом давлении, конформизме и влиянии друг на друга.

Самое яркое впечатление произвели и сильное влияние оказали на меня учителя — великие ученые, создатели Санкт-Петербургской психологической школы. Лекции Бориса Герасимовича Ананьева, Льва Марковича Веккера, Евгения Сергеевича Кузьмина, Нины Васильевны Кузьминой, Елены Федоровны Рыбалко заставляли нас думать, видеть проблему, искать пути ее разрешения. Мне кажется, сейчас стиль чтения лекций немного изменился, поскольку психологической информации очень много, и преподаватели вынуждены заниматься ее систематизацией, структуризацией. В 1960-70-е годы психологической информации было не так много, напротив, было больше вопросов, чем ответов. В аудитории шла совместная работа. Преподаватели создавали атмосферу мозгового штурма, стимулировали студентов к самостоятельному поиску истины. Это огромная заслуга наших учителей, их научный подвиг — воспитать смену, дать импульс творческому мышлению молодежи. Я надеюсь, что факел научного поиска, зажженный в нас учителями, горит и дает нам возможность воспламенять искры в наших учениках.

Я всегда хотела заниматься этнической психологией, мне еще со школьной скамьи был интересен разнообразный мир культур, религий, народов. В советские времена не было востребованности в знаниях по этнической психологии, более того, негласно даже запрещалось ею заниматься. Мне нравится, что я стала специалистом именно в этой области. Неразрешимых проблем нет, но межэтнические проблемы — одни из самых сложных, болезненных, напряженных. Яркий поликультурный мир сияет не только прелестными розовыми и голубыми красками, но и жестокими коричневыми и черными. В этнической психологии мы постоянно находимся на грани коллективного бессознательного и массового сознания, балансируем между естественной природой и созданной человеком культурой. Этническая психология, пожалуй, как никакая другая отрасль социально-психологической науки требует бережного, гуманного отношения к человеку, независимо от его расы, этнической принадлежности и т. д.

Перед социальной психологией в настоящее время стоит важнейшая и интереснейшая задача. Вдруг выяснилось, что в основе развития и процветания общественной жизни лежат не экономика (как думал Карл Маркс), религия (как думал Макс Вебер), культура (как считают современные культурологи) или человеческий фактор — способности и умения человека. Все эти факторы важны, но основу развития общества и достижения культурного и экономического процветания составляют человеческие

отношения — атмосфера доверия, взаимопомощи, сотрудничества, добровольного участия в общественной жизни. Именно человеческие отношения являются той питательной средой, на которой вырастают экономика, культура, образование. Самое главное богатство России не нефть и газ, не леса и реки, а люди. Эти люди: сильные и здоровые, умные и умелые — созидают гражданское общество, будущее своей страны.

Я думаю, что социальные психологи будут заниматься не только социальной психологией личности, малых групп и организаций, но и психологией общества — новым и совершенно неизученным направлением. Именно за социальной психологией общества — будущее нашей науки, золотой ключик к раскрытию многих тайн человеческого бытия.

Основные публикации Л. Г. Почебут

Монографии и учебные пособия

18 программ тренингов: руководство для профессионалов: учеб. пособие. СПб., 2007 (гл. «Тренинг публичного выступления»; гл. «Тренинг межкультурного взаимопонимания»).

Толерантность: введение в понятие: учеб. пособие. СПб., 2007 (гл. «Толерантность и межкультурные различия»; гл. «Интолерантность и ее проявления»).

Толерантность как образ жизни: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во Ютас, 2007 (гл. «Тренинговые методы»).

Психология менеджмента. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2010.

Статьи

Social Psychology Studies in Tolerance and Identity // Issues of Identity in Russian-speaking Diaspora / Seminar in Helsinki, 10-11 November, 2005. Helsinki, 2005. (в соавторстве) Идентичность и толерантность в контексте межкультурной коммуникации: социально-психологические подходы и исследования // Вопросы идентичности в русскоязычной диаспоре / Stadia Slavica Finlandensia, ed. P. Sinisalo-Katajisto. Helsinki, 2006. T. XXIII. (в соавторстве)

Iндивiдуалiзм чи колєктивізм? Социіально-психологічний погляд на історію I політичну культуру Украіни. Ч. 1 (на украинском языке) // Соціальна психологія: психологія особистості; психологія управління; політична психологія; етнопсихологія; соціологія. 2006. № 6 (20). (в соавторстве)

!ндивідуалізм чи колективізм? Социіально-психологічний погляд на історію

I політичну культуру Украіни. Ч. 2 (на украинском языке) // Соціальна психологія: психологія особистості; психологія управління; політична психологія; етнопсихологія; соціологія. 2007. № 1 (21). (в соавторстве)

Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2007. Вып. 3.

Измененные состояния сознания человека в толпе // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.