ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ЗАВИСИМЫМ ИНФИНИТИВОМ
I В. Е. Иосифова
Аннотация. Статья посвящена анализу различных случаев употребления побудительных высказываний с зависимым инфинитивом. Конструкции с зависимым инфинитивом очень разнообразны. В роли элементов, при которых стоит зависимый инфинитив, используются глагольные формы изъявительного, повелительного и даже сослагательного наклонений, а также многочисленная группа безлично-предикативных слов.
Ключевые слова: зависимый инфинитив, побуждение, императив, перформа-тив, предикативный распространитель.
Summary. The article examines different cases of usage of imperative expressions with dependent infinitive. Dependent infinitive constructions vary greatly. You can find dependent infinitive in different moods: indicative, imperative and even subjunctive, as well as in a large group of impersonal predicates.
Keywords: dependent infinitive, motive, imperative, performative, predicate distributor.
324
Современный русский язык пользуется формами инфинитива как одним из способов выражения побуждения (предписания, необходимости или желательности действия). Конструкции с инфинитивом очень разнообразны. Изучению их уделено много внимания в работах А. М. Пешковского, Д. Н. Ов-сянико-Куликовского, В. А. Малаховского, Е. М. Галкиной-Федорук, В. П. Сухотина, К. А. Тимофеева, Н. А. Метли-ной, А. И. Моисеева, Б. П. Страхова и других исследователей.
А. А. Шахматов, говоря об инфинитивных предложениях с императивным значением, рассматривает вопрос об отношении таких высказываний к представлению о лице и делит их на определенно-личные и неопределенно-личные, которые и в том, и в
другом случае обозначают приказание. В первом случае приказание обращено ко 2-му лицу, но в более категорической форме, чем посредством повелительного наклонения; во втором - приказание обращено к «неопределенным лицам или вообще ко всякому, до кого оно касается» [1, с. 81-83]. В трудах А. А. Шахматова нет указания на другие частные значения императивных предложений с главным членом инфинитивом.
Об инфинитивных предложениях упоминается и в работе А. М. Пешков-ского, в которой инфинитивно-побу-дительным предложениям посвящено лишь несколько строк. А. М. Пешков-ский определяет эти предложения как «предложения с оттенком субъективной необходимости действия (= без-
ЕК
личным должно, подобает, полагается и т.д.), часто в большей или меньшей степени повелительные» [2, с. 347]. Таким образом, А. М. Пешковский, отделив инфинитивные предложения от безличных, снимает вопрос о личности и безличности инфинитивных побудительных предложений.
В. В. Виноградов, отмечая развитие императивных оттенков инфинитива, указывает, что им обозначается «безапелляционный приказ, категорическое наставление, распоряжение» [3, с. 604-605]. Также у В. В. Виноградова мы находим указание на то, что инфинитив употребляется в функции сослагательного наклонения с побудительным значением.
На основании изучения теоретического и фактического материала в современном русском языке можно выделить следующие основные структурные типы инфинитивных побудительных предложений.
1. Побудительные предложения с независимым инфинитивом.
2. Побудительные предложения с зависимым инфинитивом.
В императивных предложениях чаще выступает зависимый инфинитив. Это объясняется тем, что инфинитив вообще лишен грамматических признаков желательных или даже необходимых для выполнения роли сказуемого. Он выступает носителем основного лексического значения словосочетания. Нуждаясь в грамматических признаках, типичных для глагольного сказуемого, инфинитив сочетается преимущественно с личными формами глагола.
В составном сказуемом инфинитив представляет самую существенную часть, функциональные возможности которой значительно расширяются.
Конструкции с зависимым инфинитивом очень разнообразны.
В данной работе мы остановимся на сочетаниях с зависимым инфинитивом императивного характера.
Типичным для структуры составного глагольного сказуемого является обязательное наличие двух элементов: постоянного элемента и инфинитива содержания. Постоянным элементом выступают безлично-предикативные слова, личные глаголы и редко инфинитив. Лексическая недостаточность постоянного элемента делает обязательным переменный элемент - инфинитив содержания. В результате такого объединения достигается более полное и глубокое раскрытие предикативного признака.
Каждый из элементов составного инфинитивного сказуемого побудительных предложений имеет свое назначение. Постоянный элемент - это модально-грамматический показатель, который никак нельзя сравнить со связкой. Но функции и природа слова, от которых зависит инфинитив, чаще всего лексически не угасшие, но все же недостаточные. Поэтому переменный элемент - инфинитив содержания дополняет их.
Все словосочетания с инфинитивом строятся на основе зависимого, подчиненного положения его. Вот почему при выражении побуждения личные глаголы, как постоянный элемент, характеризуют процесс с модальной и грамматической стороны, а зависимый инфинитив при них раскрывает содержание того, к чему побуждают:
- Завтра, Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать (А. И. Солженицын. Матрёнин двор).
Тренер - спортсменам:
- Подождите плавать без команды.
325
326
Как мы уже отмечали выше, постоянный элемент составного инфинитивного сказуемого в побудительных предложениях, сохранивший лексическое значение, не может быть приравнен к обычной связке. Глагол-связка лишен лексического значения, он только показатель лица, числа, времени и других признаков. Значит, составное сказуемое, где связка - личный глагол, потерявший лексическое значение, представляет один процесс, раскрываемый присвязочным элементом:
- Мы будем жить вместе... я одна, совсем одна. и голоса человеческого давно не слышала (В. Закруткин. Матерь человеческая).
- Сейчас обедать будем. Смотри, какая птица полетела. (Ю. Казаков. Во сне ты горько плакал).
В побудительных предложениях с составным инфинитивным сказуемым, где подчиняющими словами выступают формы 2 лица повелительного наклонения и 2 лица изъявительного наклонения, фактически выражается два процесса, причем оба предлагается выполнять побуждаемому, то есть субъектом действия будет одна и та же персона:
- Не ной, отгуляешь ты свои два месяца. И бабёшку какую найдешь побаловаться. (В. Кондратьев. Сашка).
- Подъем! Выходи строиться! (В. Быков. Дожить до рассвета).
Мать - сыну:
- Завтра придешь картошку копать.
Для побуждения важно представить действие соотнесенным не с личностью говорящего, а с субъектом, представляемым 2 лицом. Именно поэтому составное инфинитивное сказуемое со словами «желаю», «хочу» и т.п. (в качестве исходных при инфинитиве) не выражает побуждение.
Процессы, представляемые таким сказуемым, претерпевает сам говорящий. Такие примеры мы находим в художественной литературе и разговорной речи:
- Я хочу из тебя артистку сделать. Ты хочешь быть артисткой? (А. Чехов. Каштанка).
Ученица - учителю:
- Я боюсь выйти из школы. Они опять меня будут ждать за школой.
В этих предложениях отнесенности процесса в адрес побуждаемого нет.
Совершенно другое положение складывается, если ведущими выступают глаголы «прошу», «рекомендую», «советую», «умоляю», «разрешаю», «требую», «приказываю». В этом случае сказуемое будет передавать действие или состояние, исполнителем которых будет не говорящий, а другое лицо:
- Тетушка, прошу вас сесть! - крикнул хозяин (А. Чехов. Каштанка).
- Ставим на голосование: кто за исключение, прошу поднять руки! (Б. Можаев. Живой).
Мать - сыну:
- Советую сказать правду, пока не поздно.
Сказуемое этой конструкции представляет тоже два процесса, но выполняемые разными персонами.
Субъект действия, обозначаемого словами «прошу», «советую» и т.п. -сам побуждающий, а обозначаемого инфинитивом - побуждаемый. Разберем последнее из приведенных предложений. В нем представлено два глагола - «прошу» и «выслушать» - и два процесса, исполнителями которых выступают разные лица. Просит говорящий, а выслушать должен будет тот, к кому обращаются с речью.
Наши наблюдения показали, что подобные высказывания в устной разговорной речи встречаются реже, чем высказывания с формой повелительного наклонения единственного и множественного числа.
В разговорной речи мы встречаем инфинитивные высказывания не только с перформативом «прошу», но и со словами «советую», «рекомендую», «предлагаю»:
Учитель - родителям ученика:
- Убедительно советую заняться воспитанием вашего сына. Может быть, еще не поздно.
Курсы повышения квалификации учителей:
- Мы с вами достаточно разобрали теоретического материала. Хотелось бы, что бы вы на практике увидели, как строятся подобные уроки. Предлагаю всей группе на следующей неделе съездить в Медынскую среднюю школу.
Как показывают наши примеры, диапазон сочетаемости глаголов в инфинитиве широк. Так, например, словоформа «прошу» сочетается с глаголом конкретного физического действия (2-ое предложение), со статуаль-ным глаголом (1-ое предложение), с глаголом эмоционального действия (3, 5 (2 реплика), 6-ое предложения), с глаголом социативного или интерсубъективного действия (5-ое предложение, 1 реплика). Собранный материал показывает, что частотность употребления разных семантических классов глагола при слове «прошу» различна.
По частотности употребления разные семантические группы глаголов можно распределить следующим образом:
1) глаголы конкретного физического действия;
2) глаголы эмоционального действия;
3) глаголы рече-мыслительного действия;
4) глаголы движения;
5) глаголы социативного или интерсубъективного действия.
Перформативы «советую» и «предлагаю» сочетаются с глаголами разных семантических групп, и диапазон сочетаемости этих перформативов глаголов довольно широк.
Перформатив «рекомендую» сочетается как с глаголами совершенного вида, так и с глаголами несовершенного вида. Однако сочетание с глаголами совершенного вида преобладает над сочетанием с глаголами несовершенного вида. Перформатив «рекомендую» в сочетании с глаголами предъявляет требование семантической избирательности. Часто в речи можно услышать выражение рекомендую попробовать, оно придает речи шутливый характер.
В побудительных императивных предложениях с перформативами «прошу», «рекомендую», «советую», «предлагаю» и т.п. адресат речи присутствует эксплицитно или имплицитно.
При эксплицитном присутствии адресат обозначается формой винительного падежа, а при имплицитном выражении адресата побуждения подсказывают контекст или ситуация.
Многие перформативы в таких предложениях могут иметь при себе распространитель, обозначающий характер действия, его интенсивность. Приведем пример из разговорной речи:
Мать - дочери:
- Очень тебе советую не связываться с ним, он очень злопамятный.
Употребление слова «очень» в данном высказывании свидетельствует о
327
328
том, что говорящий настаивает на выполнении совета, считая, что если адресат исполнит предложенное действие, то это будет для него хорошо. Говорящий уверен в этом мнении. Поэтому этот распространитель придает совету характер настоятельности.
Слова, от которых зависит инфинитив, обладают широкой семантикой. Они слишком общи по значению.
Некоторые глаголы в форме инфинитива, имея очень общий императивный характер, воспринимаются как формулы запрещения. Они обычно без дополнительных лексических указаний не употребительны. Таковы, например, слова: Отставить! Не сметь!
Глагол «отставить» превратился в своеобразный штамп для выражения запрещения какого-либо действия в дальнейшем и широко применяется в военной среде. Глагол «сметь», утратив лексическое значение, тоже превратился в общую формулу с ярко выраженным модальным значением запрещения. Он употребляется только с отрицанием. Конструкции побудительных предложений с этим глаголом, как показывают наблюдения, довольно употребительны в сфере быта.
Конечно, значение запрещения могло бы быть передано и без глагола «сметь», лишь присоединением отрицания, но конструкцией с глаголом «сметь» передается категорическое запрещение производить определенное действие. Источник категоричности - сам модальный глагол «сметь», который по функции равноценен отрицанию «не», кроме того, при нем еще есть отрицательная частица. Такие высказывания довольно часто встречаются в художественной литературе, их можно услышать и в разговорной речи:
- Хотел он крикнуть: «Не смей нашу листовку рвать! Не смей!» (В. Кондратьев. Сашка).
- Не пущу! - закричал Коля. - Не смейте приближаться!... (Б. Васильев. В списках не значился).
В троллейбусе:
- Не смейте со мной так разговаривать.
Такие конструкции, воздействуя на волю побуждаемого, имеют в виду пресечение действия в самом начале (запрещение самой мысли о действии или состоянии).
Запрещение может также передаваться конструкцией, в которой инфинитив сочетается с отрицательным местоимением нечего. Такие высказывания распространены и в художественной литературе, и в разговорной речи:
- И нечего нас тут допрашивать, лейтенант! Накорми вот лучше людей! (К. Воробьев. Убиты под Москвой).
Жена - мужу:
- И нечего заводить этот бессмысленный разговор.
Мать - сыну:
- Нечего врать. Я же все равно узнаю правду.
В русском языке значительную группу составляют побудительные предложения со сказуемым - зависимым и независимым инфинитивом, осложненным частицей «бы». В сочетании с частицей сослагательного наклонения инфинитив употребляется в качестве главного члена побудительного предложения. Свободное присоединение частицы «бы» к сказуемому, выраженному инфинитивом, объясняется особенностью инфинитива как грамматической формы. В таких предложениях элемент
волеизъявления смягчается, в нем уже нет прямого требования, и он приобретает оттенок желательности, мягкого побуждения, просьбы, совета или выражает действие, которое не желательно говорящему:
Директор - учителям:
- Пора бы уже начинать собрание.
Из разговора двух женщин:
Мать - сыну:
- Сидеть бы тебе дома над учебниками, а ты все шлындаешь по улице.
В художественной литературе и разговорной речи особенно распространены инфинитивно-побудитель-ные предложения с частицей «давай/ давайте». В таких высказываниях уже смягчается императив:
На собрании:
- Давайте не решать больше вопросы в одиночку.
Жена - мужу:
- Давай жить по средствам.
Такие предложения могут иметь
значение просьбы, совета (1 предложение), предложения (2-ое предложение), это можно установить из контекста, ситуации.
Инфинитивные предложения с частицей «дай/давай/давайте» выражают чаще всего побуждение к совместному действию, но в таких высказываниях выполнение действия может быть направлено как на адресата, так и на самого говорящего. Приведем примеры из художественной литературы:
- Ну что, фриц ... Манили нас сигаретами, так давай закуривать (В. Кондратьев. Сашка).
- Дай, дай прикурить, дядя! (А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича).
Также для выражения побуждения к совместному действию в рус-
ском языке используются конструкции инфинитивных предложений с частицами «надо», «нужно». Такие высказывания широко распространены в разговорной речи и в художественной литературе:
- Нам надо остаться живыми, слышите? (К. Воробьев. Убиты под Москвой).
- Нам нужно укрыться куда-нибудь, - сказал Буркин. - Пойдемте к Алехину. Тут близко (А. Чехов. Крыжовник).
Мать - дочери:
- Нам надо поехать к бабушке.
Среди инфинитивных высказываний с частицами надо, нужно встречаются такие, в которых исполнителем действия выступает сам говорящий:
- Коровкам надо свеклы принести и початков кукурузы прихватить (В. Закруткин. Матерь человеческая).
Муж - жене:
- Мне надо ехать! Время поджимает.
В таких предложениях исполнителем действия может выступать адресат:
Погонщик мулов (провожая Санчо к воротам):
- Перцу надо больше класть, это ты запомни. Тогда смело продавайте по реалу кружка (М. Булгаков. Дон Кихот).
Контролер - пассажиру:
- Вам надо заплатить штраф.
Исполнитель действия в таких предложениях определяется по личному местоимению, обращению, контексту.
В разговорной речи и в художественной литературе встречаются инфинитивные высказывания, в которых постоянный элемент выражен глаголом 1 лица множественного числа. Такие предложения имеют значение совместного действия:
329
- Наоборот, ты шутишь и разыгрываешь, и потом невзначай попросишь бледные листочки с почерком творца и скажешь, связывая ниточки бумажной папки: «Попробуем протолкнуть!..» (В. Лихоносов. Люблю тебя светло).
Подведем некоторые итоги.
Конструкции с зависимым инфинитивом очень разнообразны. Каждый из элементов составного инфинитивного сказуемого побудительных предложений имеет свое назначение.
В роли элементов, при которых выступает зависимый инфинитив, используются глагольные формы изъявительного, повелительного и даже сослагательного наклонений, а также многочисленная группа безлично-предикативных слов. В сочетании с ними инфинитив и образует составное сказуемое.
Наши наблюдения показали, что не все глаголы могут выступать в
роли сказуемого в инфинитивных побудительных предложениях. К ним относятся пассивно-возвратные глаголы, например: «спится», «хочется», «нездоровится». Не образуется инфинитив-императив и от глаголов, в которых обозначается действие или состояние, не исходящее от живого существа, например, от глаголов «холодать», «смеркаться», «темнеть», так как приказать можно только живым существам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. - М., 1941.
2. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Учпедгиз, 1956.
3. Виноградов В. В. Русский язык / Грамматическое учение о слове. - М.-Л.: Учпедгиз, 1947. |
330