Методология НИР :
УДК 028 ББК 78.303
ПОАСПЕКТНЫИ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ИЗУЧЕНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ЖУРНАЛА «READING RESEARCH QUARTERLY» ЗА 2004-2007 гг.)
© В. А. Бородина, 2009
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2
Описано применение методов поаспектного и контент-анализа публикаций для изучения проблематики и тенденций исследований читательского развития личности.
Ключевые слова: поаспектный анализ, контент-анализ, свертывание, читатели.
The application of methods of publications aspect by aspect- and content analysis to study of the problems and tendencies in the investigations of a reader’s personality are described.
Key words: aspect by aspect analysis, content analysis, compression, readers.
В последние годы существенно увеличились информационные ресурсы по чтению в России и за рубежом. Специалисту достаточно сложно воспринимать, анализировать и структурировать этот материал, поскольку он объeмный и многоаспектный. Необходимость обобщения накопленного материала очевидна. Варианты могут быть разные. Один из них - поэтапное свертывание. Вначале содержание публикаций представляется в свeрнутой форме на основе поас-пектного анализа, а затем в форме контент-анализа. Это позволяет в компактной форме увидеть многие проблемы по чтению, представленные в публикациях, отструктурировать их в соответствии с определенной теорией, концепцией, теоретико-методологическим подходом. Была изучена 41 публикация журнала RRQ. В предлагаемой статье представлены результаты поаспектного и контент-анализа с комментариями, а не их процедуры, поскольку читатели журнала «Библиосфера» уже знакомы с методом контент-анализа.
Поаспектный анализ в данном варианте представлен более широко - с учетом контекста публикаций (табл. 1). Также мы исходили и из понимания чтения как одного из видов речевой деятельности. Поэтому среди содержательных аспектов изученных статей имеется материал, относящийся к слушанию, говорению и письму, связанных с чтением. Подчеркнем, что журнал «Reading Research Quarterly» (RRQ) российским специалистам практически не доступен. Он издается Международной ассоциацией чтения (Intrnational Reading
Association - IRA), отражает исследования по чтению в мировом профессиональном сообществе, поэтому важно увидеть тенденции в научно-практической деятельности по читательскому развитию в мировом значении.
Поаспектный анализ позволил выявить основные тенденции в современных исследованиях чтения. Они следующие: акцентируется внимание на формировании навыков чтения и грамотности в сочетании с языковой грамотностью; использованы теории хаоса, «уровневых» книг, грамотности как социальной и семиотической практики, «культурного капитала» и «капитала чтения», лингвистического содержания и познавательной нагрузки, авторские теории (Л. Выготского и др.) о необходимости активного вмешательства в развитие чтения и грамотности, особенно в школьном образовании, и поддержки со стороны детского сада и семьи. Дальнейшая детализация, структурирование и смысловое свертывание поаспектного анализа получены нами с помощью контент-анализа (табл. 2).
Контент-анализ
Единицы анализа:
1. Читательское сознание и читательская направленность.
2. Читательская деятельность и формирование грамотности.
3. Читательское общение.
4. Категории изучаемых субъектов: 1) Д - дошкольники; 2) Мш - младшие школьники; 3) П - подростки; 4) Сш - старшеклассники; 5) С - студенты;
Т а б л и ц а 1
Поаспектный анализ1
№ Название статьи Аспекты содержания статей
1 Расширение смысла: мысль и эмоция в интегрированной программе по чтению / письму Совместное чтение подростков и взрослых преклонных лет (23 пары). Методы: интервью, дневник, анкетирование. Построение смысла с помощью эмоций в стимулирующих беседах. Формирование возможностей развития грамотности на основе критического отношения, окрашенных теплом межличностного общения.
2 Движение к третьему измерению в области предметной грамотности: исследование бытовых и школьных знаний и дискурса Совпадения и разрывы между бытовым и школьным знанием и дискурсом у учащихся среднего школьного возраста латиноамериканского происхождения. Формирование текстов на основе анализа различных языковых ресурсов. Предложены стратегии объединения ресурсов, приобретенных вне школы и в школе для создания «третьего измерения в области предметной грамотности».
3 Развитие навыков чтения у дошкольников и младших школьников Тестирование пяти-, шестилетних детей перед школой и в первом классе. Индивидуальные различия в результате систематического обучения чтению в начальной школе: более эффективно для детей с менее развитыми навыками чтения. Замеры умения читать, проанализированные с использованием симплексной и кусочно-линейной кривой роста.
4 Диалог в сети: стратегии общения будущих учителей в рамках компьютерных дискуссий Сетевое общение будущих учителей (мужчин и женщин): анализировался диапазон стратегий и жанров диалога для дифференциации в профессиональном диалоге соответствующих и не соответствующих нормам группы. Гендерные различия в контексте интернет-дискурса незначительны. Стратегии общения отличаются жанровым разнообразием. Отмечается открытость, неформальность, дружелюбность, восприимчивость, стремление избегать конфликтов.
5 Моделирование влияния внутренней и внешней мотивации, объема чтения и предшествующих достижений в чтении на понимание текста американскими и китайскими учащимися Проблема мотивации и понимания текста. Соотношение между внутренней и внешней мотивацией, объемом прочитанного, предшествующими достижениями в чтении и пониманием текста. Методы: тестирование чтения и анкетирование, определяющие уровень мотивации и объем чтения. По внутренней мотивации можно прогнозировать понимание текста. Внешняя мотивация не дает позитивного прогноза, за исключением случаев, когда ей сопутствует внутренняя мотивация. Структурные отношения статистически эквивалентны в группах США и Китая.
6 Устраняем различия: расширение словарного запаса при изучении английского языка моно- и билингваль-ными учащимися Различия в уровне развития навыков чтения у детей англо-американского и латиноамериканского происхождения связаны с различиями в их словарном запасе. Использовался метод увеличения словарного запаса, полезного для учебы, на основе контекста. Новые слова давались не по отдельности, а в осмысленном тексте. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной пятиклассники лучше усвоили слова, увеличили словарный запас, продемонстрировали лучшее понимание различных значений слов и понимание прочитанного. Метод одинаково полезен для обеих групп.
7 Раздевание для Волка: снова о понятии пола в детской литературе Гендерные различия в осмыслении понятий пола и сексуальности в текстовой деятельности развития грамотности. Через текстовый анализ четырех вариантов сказки «Красная Шапочка» показано восприятие «девочки» не как естественной категории, а как продукта эволюционирующего, связанного с культурной ситуацией.
8 Разговор о себе: критический анализ дискурса на тему грамотности в жизни взрослых учащихся Исследования в андрогогике: разработка моделей обучения взрослых, учитывающих предыдущий учебный опыт и опыт общения с текстом. Метод: критический анализ дискурса. Полученные ответы фиксировались с помощью лингвистических маркеров, их изменения при переходе от одной темы к другой. Описаны лингвистические особенности, характеризующие самоидентификацию взрослых в плане грамотности в контексте тем.
9 Начальное высшее образование и некоторые параметры развития грамотности: развернутое исследование Понимание прочитанного и отношение к различной деятельности, основанной на навыках грамотности. Методы: анкетирование, отражающее учебный опыт; линейно-регрессионный анализ. Понимание прочитанного среди цветных студентов выросло в меньшей степени, чем среди студентов белой расы; женщины в меньшей степени изменили свое отношение к работе с текстом, чем мужчины. Рост понимания прочитанного для всех зависел от прослушанных учебных часов, количества прочитанных книг, обязательных и необязательных, увлеченности учебным процессом и накопленным опытом работы в библиотеке. На основе их - прогноз динамики работы с текстом. Главный итог исследования: зависимость роста грамотности от начального уровня понимания прочитанного и отношения к грамотности, обретенного до поступления в колледж.
1 Номера статей соответствуют нумерации в списке литературы.
Продолжение табл. 1
№ Название статьи Аспекты содержания статей
10 Эффективность электронных книг для становления восприятия текста у детей дошкольного возраста Эффективность использования электронных книг для становления восприятия текста у дошкольников четырех-пяти лет, перешедших от восприятия иллюстраций к начальной стадии восприятия текстов. Сравнительный анализ самостоятельного чтения электронных текстов детьми и чтение взрослыми неэлектронных изданий. Вывод: на этой стадии развития детей общение с электронными текстами с элементами мультипликации полезно, если оно происходит в том же контексте, что и чтение бумажных книг вместе со взрослыми.
11 Комментарий: усложнение контекстов: проблемы методологии в исследовании языка и форм грамотности, используемых в прямом электронном общении Методологические сложности при исследовании общения девочек-подростков «в сети» и «вне сети» при сборе данных, касающихся общения в виртуальном и реальном мирах, и при расшифровке данных с точки зрения взаимообогащения этих контекстов. Вопрос, как молодежь взаимодействует в различных параллельных и пересекающихся контекстах, актуален.
12 В поисках социальной справедливости: девочки-подростки издают собственные журналы Популярность самопубликаций - способ самовыражения и формирования собственной личности посредством использования навыков грамотности. Метод: наблюдение. Значимо для личностно-ориентированного обучения, вовлекающего подростков в деятельность, развивающую грамотность.
13 Алфавитные, слоговые и логографические языки: влияние орфографической сложности языка на умение читать Влияние орфографической сложности языка на развитие умения читать у 15-летних. Метод: чтение слов по принципу частотности их употребления. Анализировались точность прочитанного, затраченное время на чтение и типы ошибок. Вывод: орфографическая сложность влияла на скорость и избираемую стратегию чтения.
14 Обучение чтению первоклассников: по небольшим книжкам или по литературным антологиям? Учебная программа базировалась на теоретической модели, идентифицирующей два параметра текстовой поддержки: лингвистическом содержании и познавательной нагрузке. Метод: эксперимент при наличии контрольной группы. Тексты подбирались по особенностям лингвистического содержания и познавательной нагрузке. Все дети экспериментальной группы с разными академическими успехами (отличными, средними, слабыми) выполнили посттесты на значительно более высоком уровне, чем их сверстники из контрольной группы.
15 Базовая инновационная схема СГЕКА: профессиональное развитие и обучение чтению в школе на основе «доказательного» подхода Эксперимент в естественных условиях в 13 школах США в течение двух лет. Предпринимались значительные усилия по реформированию процесса обучения с помощью научно обоснованных методов обучения чтению. Анализ переменных на уровне школ и отдельных уроков показал, что более успешные школы в плане осуществления реформ имели более высокий уровень роста грамотности (измерялось понимание прочитанного и беглость чтения). Увеличился уровень роста успеваемости.
16 Конструирование смысла и развитие личности при создании и чтении архитектурного «текста» Конструирование текста для урока архитектуры. В основе - теория Л. Выготского. Роль культурного знания, практики и внутренних конфликтов между целями студента и оценкой его текста читателями, между смыслом, вложенным учеником в текст, и его восприятием преподавателем. Влияние такой текстовой деятельности: развитие личности и жизненной траектории.
17 Теоретические основы обучения и индивидуальные свойства личности в становлении навыков чтения среди учащихся, испытывающих трудности в обучении Интенсивное дополнительное вмешательство при развитии навыков чтения у первоклассников двух типов: 1) упреждающее чтение, связанное с теорией бихевиоризма и возникающее из модели прямого обучения; 2) ответное чтение, связанное с теорией познания и возникающее из модели познавательного ученичества. Применены к первоклассникам группы риска - с высоким уровнем потенциальных трудностей в чтении. Результат: оба типа вмешательства дали более высокие результаты в чтении и развитии навыков, связанных с чтением, по сравнению с первоклассниками, получившими лишь увеличенную дозу обучения в стенах класса.
18 Иное толкование развития навыков чтения Индивидуальные траектории развития навыков чтения весьма различны. Примеры исследования самого чтения и его оценивания. Выводы связаны с теорией развития навыков чтения, методов исследования и образовательной политикой.
19 Влияние дома и детского сада на развитие грамотности детей дошкольного возраста Исследовалась среда обитания дошкольника (дом, детский сад, связи между ними) с точки зрения его общения с печатным словом, связанная с грамотностью и развитием речи. Методы: стандартизированное интервью, корреляционный анализ и анализ иерархической множественной регрессии. Результат: влияние разнообразно и многоаспектно в совокупности отношения к грамотности, существующего дома и в детском саду, на развитие грамотности и речи. Имеют значение осмысление контекстов, в которых происходит становление грамотности и речи дошкольников, и для изучения взаимосвязи этих контекстов.
№ Название статьи Аспекты содержания статей
20 Результаты систематического и стратегического обучения учеников второго класса чтению слов и пониманию прочитанного на основе фонематической аналогии Уроки проходили в рамках программы, ориентированной на понимание прочитанного, учителя всячески побуждали учащихся использовать аналогии при чтении любых текстов - помимо собственно уроков чтения. Метод: тесты и анализ иерархического линейного моделирования. Выявлено существенное положительные соотношение между количеством проведенных уроков и достижениями учащихся на стандартных тестах, где проверялось чтение слов и понимание прочитанного.
21 Динамика в использовании родителями анализа неточностей, допущенных детьми при совместном чтении Модели, которые родители используют для анализа допущенных детьми неточностей, и изменение этих моделей по мере становления у детей навыков чтения. Метод: аудиозапись процесса совместного чтения родителей и нормально развивающихся начинающих «читателей» - дошкольников и младших школьников (1-2 класс); кластерный и корреляционный анализы. Родительские реакции на допущенную неточность подразделялись на категории: игнорирование неточности; поощрение ребенка к новой попытке прочесть слово; графофонематическая подсказка; контекстуальная подсказка; произнесение верного слова; учитывались подсказки, звучавшие до попытки ребенка прочитать слово. Для каждой категории была отмечена статистически существенная динамика во времени. Результаты: каждый родитель имеет свой стиль поддержки ребенка при становлении навыков чтения и методы, которыми он пользуется, меняются в соответствии с уровнем читательских навыков ребенка.
22 Сочетание когнитивных дефицитарных функций при дислексии, дефиците внимания, гиперактивности и раскоординированности среди китайских детей Исследовались когнитивные дефициты при дислексии в неалфавитных языках. Изучались 106 китайских детей с различными нарушениями развития или трудностями в обучении, включая дислексию (DYS), дефицит внимания и гиперактивность (ADHD), раскоординированность (DCD) и пограничный интеллект (BI), они были протестированы на грамотность, быстрое называние и навыки фонологической, орфографической и визуальной обработки. Вывод: для китайских детей-дислексиков характерны трудности в быстром назывании и орфографии, в то время как детям с ADHD или DCD менее присущи нарушения грамотности и познавательных навыков, связанных с чтением. Представлены выводы, значимые для педагогической и клинической практики.
23 Движения глаз при чтении сквозь призму теории хаоса: в чем сходство чтения с погодой Рассмотрены три принципа теории хаоса, установлена их связь с процессом чтения и непосредственно с движениями глаз при чтении. В соответствии с теорией хаоса, чтение может быть описано как самоподобная, нелинейная динамическая система, сенсорно зависимая от читателя и свойств текста в течение всего процесса чтения. Представлены выводы, следующие из рассмотрения процесса чтения с точки зрения теории хаоса.
24 Исследование учебной ценности «уровневых» текстов Программа «Восстановление навыков чтения». Исследовались учебные параметры «уровневых» книг с тем, чтобы судить, насколько подходят такие тексты для начального этапа обучения чтению, основанному на узнавании слов или декодировании - в отличие от «трех главных сигнальных систем» или в дополнение к ним. Результат: для начального этапа чтения эти книги обеспечивают весьма скромную поддержку в обучении, основанном на узнавании слов, и практически нулевую для их декодирования по начальным и конечным согласным; «уровневые» книги, применяемые в программе «Восстановление навыков чтения», не обеспечивают последовательного расширения словарного запаса по мере нарастания уровня их сложности.
25 Исследование роли морфем при чтении отдельных слов Результаты исследования: необходимо изучать морфологическую структуру слова в качестве составляющей различных моделей освоения навыков чтения.
26 ГБО 9002 как практическое развитие грамотности: работа с документами по проверке качества в компании высоких технологий Исследование составления и использования документов по проверке качества и соотношения стандартизированных процедур (официальной документационной грамотности) и практических навыков грамотности, которыми оперируют руководители и служащие компании. Методы: фиксация на видеопленке, интервью. Собрана документация ISO, списки и коды, составленные служащими. Анализ выявляет сложности производственного и сертификационного процесса, а также степень, в которой участники этого процесса подчиняются требованиям системы. Кроме того, анализ демонстрирует использование эндогенных навыков грамотности, когда различные участники процесса творчески изменяют, а иногда и обходят систему ISO, т. е. официальную документационную грамотность, связанную с проверкой качества. В пределах этой системы, возникшей из-за требований нарастающей глобализации и предназначенной для поддержки последовательности и единообразия, служащие самостоятельно позиционируются относительно постоянно сдвигающихся областей конформности и инноваций.
Продолжение табл. 1
№ Название статьи Аспекты содержания статей
27 Сетевое общение, грамотность и социальная идентификация Исследовалось общение с помощью мгновенных сообщений (Instant Messaging - IM) семи молодых людей, использующих эту цифровую технологию ежедневно. На основе теории грамотности как социальной и семиотической практики рассматривались вопросы: функции IM в жизни участников исследования, формирование их личности с помощью этой формы грамотности. Методы: интервью, видеосъемка общения в «аське», сопровождаемая устным комментарием, описывающим стратегии, которые используют участники IM общения. Анализ полученных данных включал в себя использование качественных процедур кодирования, имеющих серьезное теоретическое обоснование (Strauss, 1987; Strauss и Corbm, 1990). Функции IM подразделены на три группы: использование языка, социализации и отслеживание происходящего. В плане использования языка участники манипулировали интонацией, настроением, выбором слов и тематикой своих сообщений в соответствии с коммуникационными потребностями, общаясь одновременно с разными людьми. Чтобы упрочить свои социальные отношения и статус в разных контекстах, они пересылали тексты своим приятелям, боролись с нежелательными сообщениями, писали от чужого лица и преодолевали ограничения в он-лайн связи. Эти функции IM показали, что технологические и социальные возможности такого общения, особенно связанные с различными типами распространения текстов и их смешанной смысловой структурой, развивают активную и многогранную социальную личность. На основе полученных результатов обсуждаются новые концептуальные направления развития обучения и формирования грамотности в эпоху электронных технологий.
28 Обоснованность, надежность и полезность тестирования начальной грамотности (ОБ) Начальная грамотность. Методы: наблюдение тестов: распознавание букв, чтение слов, проверка словарного запаса для письменной речи, распознавание и запись звуков в словах со слуха, чтение текста; обзор исследований, дающий оценку надежности и обоснованности OS. Оценивали: а) соответствие тестов OS другому проверочному инструментарию с известными психометрическими параметрами; б) их обоснованность и надежность в качестве индикаторов для предсказания динамики становления навыков чтения в первом классе и в) надежность тестов, проверяющих непосредственно чтение текста и словарный запас для письменной речи. Исследования тестов как индикаторов для предсказания динамики становления навыков чтения свидетельствуют о том, что тесты OS на чтение слов, словарный запас для письменной речи и чтение текста эффективны, если нужно получить срез на раннем этапе и оценить результаты учеников; но эталонные критерии, предлагаемые в этих тестах, требуют значительной доработки. Тесты OS исследовались в качестве показателей не только будущих, но и текущих результатов. Тесты на словарный запас и чтение текста показали достаточно высокую надежность. Возникает вопрос о полезности и применимости отдельных замеров, предлагаемых для диагностической оценки и контроля. В целом, с некоторыми ограничениями, OS может с достаточной степенью надежности применяться для оценки компонентов начальных навыков чтения.
29 Учитель начальной школы ведет малые группы к диалогу Исследовалась работа учительницы начальной школы с детьми из малообеспеченных семей в сельской местности, объединенных в небольшие группы для диалога о книгах и литературных понятиях. Методы: видеозапись диалогов; анализ взаимодействия учеников с учителем на всех уроках, где происходило чтение; «индикаторы» учебной беседы были кодированы согласно маркировке В. Далтон (Daiton, 1997). Кодирование других элементов диалога основывалось на теоретических изысканиях, в частности на исследовании видов поддержки и темпа учебной деятельности для углубления мыслительных процессов. Учитывались также приемы поддержки, которые назвали «демократическими», - они способствовали принятию решений самими учащимися. Результаты исследования: во-первых, фронтальная работа с классом и настоящий диалог «есть взаимоисключающие понятия, так как первый тип деятельности может использоваться, чтобы обеспечить второй. Учительница в начале урока сознательно использовала полновесное фронтальное общение с классом: рассказывала, давала определения и моделировала; эти установки обеспечили дальнейшее участие школьников в диалоге. Во-вторых, их участие также стимулировалось дополнительными учебными стратегиями, которые не часто приводятся в литературе об учебном диалоге. К ним относятся безоценочные реплики, поощрение (а не похвала), примеры и предположения, лингвистические и паралингвистиче-ские приемы, такие как определенный темп речи и жестикуляция. В ситуации диалога учитель продвигался от осторожного, заранее запланированного и четко руководимого действия к непосредственным, спонтанным ответам. В-третьих, подтверждаются результаты других исследований, утверждающих, что среда обучения, для которой характерно решение проблем, право учащихся на принятие собственных решений, свободный выбор, коллективная учебная деятельность и стремление
№ Название статьи Аспекты содержания статей
к результату, оказывает значительное воздействие на участие школьников в диалоге и конструировании смысла при работе в малых группах.
30 Модели, по которым матери обучают и читают детям в афро-американских семьях с низким доходом: степень готовности к школе Методы: обзор, стандартные тестовые данные об образовании матерей и уровне их владения языком; расшифрованы и кодированы - согласно утвержденным процедурам кодирования - видеозаписи, на которых матери читают и составляют картинки из фрагментов (паззлы) вместе с детьми. На основе вербального и невербального взаимодействия матерей с детьми выделены две модели чтения {чтица и рассказчица) и три модели обучения {мало поддержки и мало обучения, поддержка и мало обучения, поддержка и обучение). Дети, чьи матери были идентифицированы как рассказчицы, предлагающие поддержку и обучение, имели лучшие языковые навыки, чем дети, матери которых оказались в других группах - при сходном уровне образования и языковых навыков.
31 Диалектная грамотность на плоскогорьях озера Титика-ка, Перу Оспаривается идея, что грамотность имеет универсальный эффект. Авторы утверждают, что грамотность неразрывно связана с социальными практиками, которые эту грамотность породили. Школы мало обращают внимание на устоявшиеся традиции, связанные с грамотностью. Внимание к ним могло бы способствовать академическим успехам учащихся.
32 Результаты продолжительных исследований в области криминалистики и здравоохранения Исследования, посвященные связи чтения и криминального, противозаконного и асоциального поведения. Рассматривается роль чтения в широком наборе интерактивных процессов, связь с поведением детей и подростков, динамикой семьи и такими явлениями социально-когнитивного характера, как отношения со школой и одноклассниками, или огорчения, связанные с академическими проблемами; роль печатного слова в качестве «механизма вмешательства» в случаях антиобщественного, противозаконного или преступного поведения. Обсуждается использование понятия «практика общения со словом и образовательная устойчивость» в качестве теоретических основ, которые могут помочь ученым интегрировать исследования чтения в различные предметные области. Методы: тестирование при асоциальном поведении и соотношение грамотности с поведением детей и теми узами, которые связывают их с родителями, учителями и школой.
33 «Агентская» теория грамотности Предложена в общей теории идея «агента» - роль, которую выполняет текст или читатель в акте чтения, по определенным критериям, любую из которых можно поручить как человеку, так и машине. Демонстрируется применение «агентской» теории грамотности и исследуются результаты этого применения. Приводится анализ критического разбора концепции «машинного» чтения. Рассматривается значение теории для практики грамотности и педагогики.
34 «Чтение отражает меня»: городская молодежь использует афро-американ-скую культуру и текстовые особенности для развития собственного восприятия литературы Качественное исследование: на уроках литературы в средней школе читались и обсуждались афро-американские детские книги с подчеркнутой идеей национального самосознания. Методы: литературный анализ по Симсу (Sims, 1982) и Хэррису (Hams, 1995); некоторые положения теории «ответного критицизма читателя»; автор индуктивно исследовал, как школьники читают эти тексты и реагируют на них в процессе 18 литературных дискуссий, записанных на аудиопленку, а также полевые наблюдения и 270 письменных работ. Выводы: культурно окрашенные текстовые особенности потенциально способны стать важными инструментами для обучения грамотности.
35 Пространство и динамика грамотности: ризоматиче-ский анализ развития грамотности Критика традиционного способа интерпретации по развитию грамотности. Утверждается, что становление грамотности связано с возникновением и изменением у детей различных представлений и отношений к семиотическим ресурсам, к проявлениям самоидентификации. Такие различия - их результат и эмоциональный накал -остаются либо за пределами традиционных интерпретаций, либо трактуются излишне структурированно и статично, поскольку интерпретация сводится исключительно к пониманию, организации и передаче смысла. Вербальные и невербальные продукты действий (набранный текст, рисунок, речь) обозначают или отображают реальный мир; целью интерпретации становится воссоздание смысла через трактовку этих продуктов. В этом случае трактовка проявления грамотности осуществляется с коммуникационной или информационной точки зрения. Ризоматический анализ переносит акцент с фиксированных смыслов на действия и «превращения личности», которые являются важной частью становления грамотности.
36 Развитие расовой грамотности у второклассников: кри- Для анализа дискурса среди белокожих учеников применена схема, основанная на научной литературе, посвященной понятию «белокожий», на критической теории
Окончание табл. 1
№ Название статьи Аспекты содержания статей
тическая теория рас и исследования понятия «белокожий» рас и других схемах анализа дискурса в целом. Иллюстрируется, как происходит подобный дискурс среди белокожих второклассников и их учителей. Исследование вносит многогранный вклад в научную литературу. Предлагается разработанная методика декодирования данных дискурса - на основе его критического анализа с учетом критической теории рас и исследований понятия «белокожий». Вывод: становление расовой грамотности не происходит само собой и, подобно развитию других видов грамотности, требует должного руководства.
37 Становление навыков беглого и автоматического чтения в младших классах В задачи исследования входило: разработать эмпирическую модель развития беглого и автоматического чтения в младших классах и проверить, способствуют ли навыки беглого чтения не только быстрой расшифровке слов, но и пониманию текста в целом. Учащиеся первого, второго и третьего классов выполнили ряд упражнений на чтение слов, предложений и текстов, проверку знания орфографии, самостоятельное чтение и понимание прочитанного. Для оценки совокупного эффекта предпринято моделирование структурных уравнений. Вывод: для учащихся начальных классов эффективна простая модель беглого чтения - сочетание беглого чтения слов и текста с самостоятельным чтением. Эта модель обеспечивает хорошее понимание прочитанного.
38 Роль опыта и обучения при чтении и написании текстов определенного жанра Изучалось влияние на становление умений читать и создавать тексты определенного жанра у младших школьников. Методы: иерархическое линейное моделирование, эксперимент, корреляционный анализ. Полученные результаты подтверждают накопленные эмпирические свидетельства об эффективности использования в учебных целях аутентичного чтения и письма, связанного с реальной жизнью.
39 Разногласия и напряженность при развитии критической грамотности у девочек подросткового возраста Исследование в области развития критической грамотности. Методы: магнитофонные записи бесед, полевых заметок, планов занятий и их последующего письменного анализа, а также артефактов, созданных преподавателем и учащимися. Было идентифицировано шесть разногласий между девочками и исследовательницей по проблеме гетеросексуальности. Результаты исследования подтверждают критические выводы эпохи постструктурализма, которые подрывают претензии теории на безраздельное главенство над практикой.
40 Сложности накопления «культурного капитала» в двух пуэрториканских семьях Идея накопления «культурного капитала» (по Пьеру Бурдье, 1986) была применена непосредственно к чтению детей и взрослых. Сравнивались различные формы официального «капитала чтения» и практика чтения и обучения, которая ценится в местном сообществе. Результаты: дети и их родители обладают большими ресурсами, которые часто игнорируются, обесцениваются или полностью отрицаются школой. Выводы: результаты исследования ставят под вопрос применимость идеи «культурного капитала» Бурдье в контексте местных национальных сообществ.
41 «Я буду говорить правильно»: представления о языке, отраженные в ежедневном саморедактировании Проанализированы представления о языке, отраженные в ежедневной языковой практике в рамках этнографического исследования обучения грамматике в трех 10 классах городской школы с преобладающим афро-американским контингентом учащихся. Методы: этнографии общения и анализ классного дискурса. Результаты: постоянное редактирование ограничивает возможности учащихся познавать язык теми способами, которые основаны на имеющихся у них лингвистических ресурсах, хотя это могло бы способствовать становлению их языковой грамотности.
Т а б л и ц а 2
№ Единицы анализа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 I
1 + + и А И Дн Б + 5
2 + П Д + + 5
3 + Д Т Ма + 4
№ Единицы анализа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 I
4 + В Д + + 5
5 + + н ^ + 4
6 + П Э + + + 6
7 + П ТД + + 5
8 + В Д + + 5
9 + С Ма + + 5
10 + В Д+ Д Са + + + 6
11 + П + 3
12 + + П Н + 5
13 + П ЭТ + + 5
14 + Мш Э Т Ма + + 5
15 + Э + + 4
16 + + Сш С Са + 5
17 + Мш а ЭС + + 5
18 + + + 3
19 + + И Ма + + 6
20 + + Гр: Мш У Т Ма М + + 6
21 + + ГВДМ 2 £ + + 6
22 + Мш а ТС + + + 6
23 + Д Са + 4
24 + Мш Д + + 5
25 + Мш П + 3
26 + В ИВС + 4
27 + + В ВИ + + + 7
28 + Мш Н Т + + 5
Окончание табл. 2
№ Единицы анализа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 I
29 + + + Гр: Мш У Вз Д Б М + + + 8
30 + + Гр: Д Р Вз Т + + + + 8
31 + Мш П И + + + + 7
32 + + + Д Мш П Т Д Са + + + 8
33 + + + Д + + + 7
34 + + П Аз Н Д + + + + 8
35 + + + П Д Ма + + 7
36 + + Гр: Мш У Д + + 6
37 + Мш Э М + + 5
38 + + + Гр: Мш У М Э Ма + + + 8
39 + + Гр: П У Аз Д + + 6
40 + + Гр: Д Р Д + + 6
41 + + + Сш Д Са + + + 8
X 8 40 19 37 38 24 3 10 6 13 3 3 25 229
Примечания:
Детализация единицы наблюдения п. 4: категории изучаемых субъектов
№ категории 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Условное обозначение Дш Мш П Сш Ст В У Р Гр
Кол-во 9 14 13 2 2 6 6 3 10
Детализация единицы наблюдения п. 5: методы исследования
№ категории 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Условное обозначение А Б И Т Ма Аз Вз Д Э Дн Са М Н
Кол-во 2 2 5 10 8 3 4 14 7 1 8 4 3
6) В - взрослые; 7) У - учителя; 8) Р - родители;
9) Гр - группы.
5. Исследовательские методы: 1) А - анкетирование; 2) Б - беседа; 3) И - интервьюирование; 4) Т - тестирование; 5) Ма - методы математического анализа; 6) Аз - аудиозапись; 7) Вз - видеозапись; 8) Д - дискурс; 9) Э - эксперимент;
10) Дн - дневник; 11) Са - сравнительный анализ; 12) М - моделирование; 13) Н - наблюдение.
6. Лексический опыт и связь с чтением.
7. Гендерные проблемы.
8. Национальные, этнические и расовые различия.
9. Сетевое чтение и восприятие информации в электронной форме.
10. Текстовая деятельность в решении жизненных и профессиональных задач.
11. Читатели с проблемами (дислексия, асоциальное поведение и др.).
12. Семейное чтение.
13. Методы обучения.
Всего выделено в 41 публикации 13 единиц наблюдения. В них отражено 229 аспектов изучаемой проблемы. В сферах читательского развития на первое место вышла категория «читательская деятельность» (40), на второе - «читательское общение» (19), на третье - «читательское сознание» (8). В категорию «читательская деятельность» включено формирование навыков чтения и грамотности, понимание содержания текста (в терминах авторов).
Отметим, что «читательская деятельность» и «читательское сознание» как термины не употреблялись. Интерес для отечественного библиотековедения представляет внимание к проблемам связи чтения с жизнедеятельностными задачами и изучение влияния на читательское развитие национальных и этнокультурных факторов. Положительным фактом в анализируемых исследованиях является использование разнообразных методов, среди которых методы математического анализа, что свидетельствует о высокой исследовательской культуре специалистов в области чтения.
Выявлен и повышенный интерес к решению проблем читательского развития растущего поколения. Среди изучаемых субъектов на первое место вышли младшие школьники и подростки, а также дошкольники. К ним примыкают учителя и родители, которые изучались не сами по себе, а вместе с дошкольниками и школьниками. Этот факт вполне закономерен.
Таким образом, проведенный анализ позволяет увидеть основные тенденции в исследованиях по чтению в рамках Международной ассоциации чтения, которые дают возможность обнаружить общее и различия в исследованиях в России и за рубежом.
Список статей «Reading Research Quarterly» (RRQ) за 2004-2007 гг.2
1. Anne Di Pardo, Pat Schnack. Expanding the web of meaning: Thought and emotion in an intergenerational reading and writing program // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 1. - P. 14-37.
2. Working toward third space in content area literacy: An examination of everyday funds of knowledge and Discourse / E. B. Moje [et al.] // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 1. - P. 38-70.
3. Development of reading skills among preschool and primary school pupils / U. Leppanen [et al.] // RRQ. -2004. - Vol. 39, N 1. - P. 72-93.
4. Wade S. E., Fauske J. R. Dialogue online: prospective teachers' discourse strategies in computer-mediated discussions // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 2. - P. 134-159.
5. Wang J. H., Guthrie J. T. Modeling the effects of intrinsic motivation, extrinsic motivation, amount of reading, and past reading achievement on text comprehension between U.S. and Chinese students // RRQ. - 2004. -Vol. 39, N 2. - P. 162-186.
6. Closing the gap: addressing the vocabulary needs of English-language learners in bilingual and mainstream classrooms / M. S. Carlo [et al.] // RRQ. - 2004. -Vol. 39, N 2. - P. 188-215.
7. Marshall E. Stripping for the wolf: Rethinking representations of gender in children's literature // RRQ. - 2004. -Vol. 39, N 3. - P. 256-270.
8. Rogers R. Storied selves: a critical discourse analysis of adult learners' literate lives // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 3. - P. 272-305.
9. Bray G. B., Pascarella E. T., Pierson Ch. T. Postsecondary education and some dimensions of literacy development: an exploration of longitudinal evidence // RRQ. -
2004. - Vol. 39, N 3. - P. 306-330.
10. de Jong M. T., Bus A. G. The efficacy of electronic books in fostering kindergarten children's emergent story understanding // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 4. -P. 378-393.
11. Jacobs G. E. Commentary: complicating contexts : issues of methodology in researching the language and literacies of instant messaging // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 4. - P. 394-406.
12. Guzzetti B. J., Gamboa M. Zines for social justice: adolescent girls writing on their own // RRQ. - 2004. -Vol. 39, N 4. - P. 408-436.
13. The effects of orthographic depth on learning to read alphabetic, syllabic, and logographic scripts / N. C. Ellis [et al.] // RRQ. - 2004. - Vol. 39, N 4. - P. 438-468.
14. Menon S., Hiebert E. H. A comparison of first graders' reading with little books or literature-based basal anthologies // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 1. - P. 12-38.
15. An evidence-based approach to professional development and school reading improvement / B. M. Taylor [et al.] // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 1. - P. 40-68.
16. Smagorinsky P., Cook L. S., Reed P. M. The construction of meaning and identity in the composition and reading of an architectural text // RRQ. - 2005. -Vol. 40, N 1. - P. 70-88.
17. The effects of theoretically different instruction and student characteristics on the skills of struggling readers
2 Номера статей, приведенные в списке в хронологическом порядке, соответствуют номерам статей в таблице поас-пектного анализа.
/ P. G. Mathes [et al.] // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 2. -P. 148-182.
18. Paris S. G. Reinterpreting the development of reading skills // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 2. - P. 184-202.
19. Weigel D. J., Martin S. S., Bennett K. K. Ecological influences of the home and the child-care center on preschool-age children's literacy development // RRQ. -
2005. - Vol. 40, N 2. - P. 204-233.
20. White T. G. Effects of systematic and strategic analogy-based phonics on grade 2 students' word reading and reading comprehension // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 2. -P. 234-255.
21. Mansell J., Evans M. A., Hamilton-Hulak L. Developmental changes in parents' use of miscue feedback during shared book reading // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 3. - P. 294-317.
22. Reading-related cognitive deficits in developmental dyslexia, attention-deficit/hyperactivity disorder, and developmental coordination disorder among Chinese children / C. Suk-Han Ho [et al.] // RRQ. - 2005. -Vol. 40, N 3. - P. 318-337.
23. Paulson E. J. Viewing eye movements during reading through the lens of chaos theory: how reading is like the weather // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 3. - P. 338-358.
24. Investigating the instructional supportiveness of leveled texts / J. W. Cunningham [et al.] // RRQ. - 2005. -Vol. 40, N 4. - P. 410-427.
25. Carlisle J. F., Stone C. A. Exploring the role of morphemes in word reading // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 4. -P. 428-449.
26. J. A. Kleifgen ISO 9002 as literacy practice: Coping with quality-control documents in a high-tech company // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 4. - P. 450-468.
27. Lewis C., Fabos B. Instant messaging, literacies, and social identities // RRQ. - 2005. - Vol. 40, N 4. -P. 470-501.
28. Denton C. A., Ciancio D. J., Fletcher J. M. Validity, reliability, and utility of the Observation Survey of Early Literacy Achievement (OS) // RRQ. - 2006. - Vol. 41, N 1. - P. 10-34.
29. Mclntyre E., Kyle D. W., Moore G. H. A primary-grade teacher's guidance toward small-group dialogue // RRQ. -
2006. - Vol. 41, N 1. - P. 36-66.
30. Britto P. R., Brooks-Gunn J., Griffin T. M. Maternal reading and teaching patterns: associations with school readiness in low-income African American families // RRQ. - 2006. - Vol. 41, N 1. - P. 68-89.
31. Salomon F., Apaza E. Ch. Vernacular literacy on the Lake Titicaca high plains, Peru // RRQ. - 2006. -Vol. 41, N 3. - P. 304-326.
32. VanderStaay S. L. Learning from longitudinal research in criminology and the health sciences // RRQ. - 2006. -Vol. 41, N 3. - P. 330-350.
33. McEneaney J. E. Agent-based literacy theory // RRQ. -
2006. - Vol. 41, N 3. - P. 352-371.
34. Brooks W. Reading representations of themselves: urban youth use culture and African American textual features to develop literary understandings // RRQ. - 2006. -Vol. 41, N 3. - P. 372-392.
35. Leander K. M., Rowe D. W. Mapping literacy spaces in motion: a rhizomatic analysis of a classroom literacy performance // RRQ. - 2006. - Vol. 41, N 4. - P. 428460.
36. Rogers R., Mosley M. Racial literacy in a second-grade classroom: critical race theory, whiteness studies, and literacy research // RRQ. - 2006. - Vol. 41, N 4. -P. 462-495.
37. Becoming a fluent and automatic reader in the early elementary school years / P. J. Schwanenflugel [et al.] // RRQ. - 2006. - Vol. 41, N 4. - P. 496-522.
38. Purcell-Gates V., Duke N. K., Martineau J. A. Learning to read and write genre-specific text: roles of authentic experience and explicit teaching // RRQ. - 2007. -Vol. 42, N 1. - P. 8-45.
39. Lalik R., Oliver K. L. Learning to read and write genre-specific text: Roles of authentic experience and explicit teaching // RRQ. - 2007. - Vol. 42, N 1. - P. 46-70.
40. Compton-Lilly C. The complexities of reading capital in two Puerto Rican families // RRQ. - 2007. - Vol. 42, N 1. - P. 72-98.
41. Godley A. J., Carpenter B. D., Werner C. A. «I'll speak in proper slang»: Language ideologies in a daily editing activity // RRQ. - 2007. - Vol. 42, N 1. - P. 100-131.
Материал поступил в редакцию 22.01.2009 г.
Сведения об авторе: Бородина Валентина Александровна - доктор педагогических наук,
и. о. профессора кафедры библиотековедения и теории чтения, тел.: (812) 314-29-81, e-mail: sevaread@yandex.ru