Научная статья на тему 'ПО ВОПРОСУ О ЮРИСДИКЦИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ (НЕУТВЕРЖДЕННЫЙ ПРОЕКТ УКАЗА 1950 ГОДА)'

ПО ВОПРОСУ О ЮРИСДИКЦИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ (НЕУТВЕРЖДЕННЫЙ ПРОЕКТ УКАЗА 1950 ГОДА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ ПРИХОДОВ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ / СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ФИНЛЯНДСКАЯ АВТОНОМНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КАНОНИЧНОСТЬ / ЮРИСДИКЦИЯ / КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЦЕРКОВНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кострюков Андрей Александрович

В научный оборот вводится проект постановления, которое должно было быть принято Священным синодом Русской православной церкви в 1950 г. Постановление могло оказать значительное влияние на церковную ситуацию в мире и дать сторонникам Московской патриархии новые аргументы против Североамериканской митрополии, Западноевропейского экзархата и Русской зарубежной церкви. В случае принятия документа и поддержки Московской патриархии со стороны государства этот документ мог помочь ей получить объекты недвижимости за границей (в том числе Александро-Невскую церковь на улице Дарю в Париже) или хотя бы их часть. Документ предполагал подчинение патриарху Московскому всех русских епархий и приходов. На фоне стремления коммунистического государства использовать Московскую патриархию в своей внешнеполитической деятельности документ, казалось бы, должен был получить утверждение со стороны совета по делам Русской православной церкви. Однако такого утверждения не последовало. Причин было несколько. Во-первых, государство не хотело вести имущественные судебные процессы по всему миру, которые требовали больших финансовых вложений. Во-вторых, к 1950 г. советское государство разочаровалось во внешнеполитической роли Московской патриархии и начало против нее новое наступление. В-третьих, усиление церкви в обстоятельствах того времени противоречило интересам государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кострюков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE JURISDICTION OF MOSCOW PATRIARCHATE (UNAPPROVED DRAFT DECREE OF 1950)

A draft resolution is being introduced into scientific circulation, which was to be adopted by the Holy Synod of the Russian Orthodox Church in 1950. The ruling could have a significant impact on the church situation in the world and give the supporters of the Moscow Patriarchate new arguments against the North American Metropolis, the Western European Exarchate and the Russian Church Abroad. Should the document had been adopted and the Moscow Patriarchate supported by the state, this document could have helped it get real estate abroad (including the Alexander Nevsky Cathedral on Rue Daru in Paris) or at least part of them. The document assumed subordination to the Patriarch of Moscow of all Russian dioceses and parishes. Against the background of the communist state’s desire to use the Moscow Patriarchate in its foreign policy activities, the document, it would seem, should have received approval from the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church. However, no such statement followed. There were several reasons. First of all, the state did not want to interfere in property lawsuits around the world, which required large financial investments. Also by 1950, the Soviet state became disillusioned with the foreign policy role of the Moscow Patriarchate and launched a new offensive against it. The strengthening of the Church in the circumstances of that time was not beneficial to the state.

Текст научной работы на тему «ПО ВОПРОСУ О ЮРИСДИКЦИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ (НЕУТВЕРЖДЕННЫЙ ПРОЕКТ УКАЗА 1950 ГОДА)»

ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ

Научная статья УДК 94(47)+261.7

DOI: 10.25803/26587599_2022_43_152

По вопросу о юрисдикции Московской Патриархии (неутвержденный проект указа 1950 года)

Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии А. А. Кострюкова

Кострюков Андрей Александрович, д-р ист. наук, канд. богословия, главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия, a.kost@mail.ru

аннотация: В научный оборот вводится проект постановления, которое должно было быть принято Священным синодом Русской православной церкви в 1950 г. Постановление могло оказать значительное влияние на церковную ситуацию в мире и дать сторонникам Московской патриархии новые аргументы против Североамериканской митрополии, Западноевропейского экзархата и Русской зарубежной церкви. В случае принятия документа и поддержки Московской патриархии со стороны государства этот документ мог помочь ей получить объекты недвижимости за границей (в том числе Александро-Невскую церковь на улице Дарю в Париже) или хотя бы их часть. Документ предполагал подчинение патриарху Московскому всех русских епархий и приходов. На фоне стремления коммунистического государства использовать Московскую патриархию в своей внешнеполитической деятельности документ, казалось бы, должен был получить утверждение со стороны совета по делам Русской православной церкви. Однако такого утверждения не последовало. Причин было несколько. Во-первых, государство

© Кострюков А. А., 2022

не хотело вести имущественные судебные процессы по всему миру, которые требовали больших финансовых вложений. Во-вторых, к 1950 г. советское государство разочаровалось во внешнеполитической роли Московской патриархии и начало против нее новое наступление. В-третьих, усиление церкви в обстоятельствах того времени противоречило интересам государства. ключевые слова: теология, история церкви, Русская православная церковь заграницей, Московский патриархат, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, Североамериканская митрополия, Польская православная церковь, Финляндская автономная православная церковь, каноничность, юрисдикция, каноническая территория, церковная недвижимость за границей

для цитирования: По вопросу о юрисдикции Московской Патриархии (неутвержденный проект указа 1950 года) / Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии А. А. Кострюкова // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 43. С. 152-168. 001: 10.25803/26587599_2022_43_152.

благодарности: Публикация подготовлена в рамках проекта «Развитие взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами в 1917-1945 гг. в свете изменений политической обстановки и особенностей экклезиологических воззрений ведущих церковных деятелей того времени» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция»

Revisiting the jurisdiction of Moscow Patriarchate (Unapproved draft decree of 1950)

Preparation of the text for publication, introductory article and comments of A. A. Kostryukov

Kostryukov Andrey Aleksandrovich, Dr. Sci (History), Cand. Sci. (Theology), Leading Researcher, research office of contemporary history of Russian Orthodox church, Professor, Department of general and Russian church history and canon law, Orthodox St. Tikhonovsky Humanitarian University, Moscow, Russia, a.kost@mail.ru

abstract: A draft resolution is being introduced into scientific circulation, which was to be adopted by the Holy Synod of the Russian Orthodox Church in 1950. The ruling could have a significant impact on the church situation in the world and give the supporters of the Moscow Patriarchate new arguments against the North American Metropolis, the Western European Exarchate and the Russian Church Abroad. Should the document had been adopted and the Moscow Patriarchate

supported by the state, this document could have helped it get real estate abroad (including the Alexander Nevsky Cathedral on Rue Daru in Paris) or at least part of them. The document assumed subordination to the Patriarch of Moscow of all Russian dioceses and parishes. Against the background of the communist state's desire to use the Moscow Patriarchate in its foreign policy activities, the document, it would seem, should have received approval from the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church. However, no such statement followed. There were several reasons. First of all, the state did not want to interfere in property lawsuits around the world, which required large financial investments. Also by 1950, the Soviet state became disillusioned with the foreign policy role of the Moscow Patriarchate and launched a new offensive against it. The strengthening of the Church in the circumstances of that time was not beneficial to the state. keywords: theology, church history, Russian Orthodox Church abroad, Moscow Patriarchate, Western European Exarchate of Parishes of the Russian Tradition, North American Metropolis, Polish Orthodox Church, Finnish Autonomous Orthodox Church, canonicity, jurisdiction, canonical territory, church property abroad

for citation: "Revisiting the jurisdiction of Moscow Patriarchate (Unapproved draft decree of 1950). Preparation of the text for publication, introductory article and comments of A. A. Kostryukov". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 43, pp. 152-168. DOI: 10.25803/26587599_2022_43_152.

acknowledgments: The publication was prepared within the framework of the project "Development of Relations between the Russian Orthodox Church and other Local Churches in 1917-1945 in light of changes in the political situation and the peculiarities of ecclesiological views of leading church leaders of that time" with the support of the OSTU and the Living Tradition Foundation.

В 1950 г. в Московской патриархии был подготовлен проект указа, который, в случае принятия, мог заметно повлиять на жизнь не только Русской православной церкви, но и других поместных церквей. В указе подчеркивалось, что Московский патриархат, возглавляемый патриархами Сергием и Алексием I, является правопреемником дореволюционной церкви и патриарха Тихона. Все отделившиеся от московского священноначалия структуры являлись в соответствии с документом неканоничными. Прежде всего это касалось Польской и Финляндской церквей, которые в тот момент имели канонический статус благодаря Константино-

польской церкви, но не признавались Московской патриархией. Также указ касался еще трех отделившихся от Москвы структур — Западноевропейского экзархата русских приходов, Североамериканской митрополии и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Иерархия трех этих церковных образований находилась под прещениями, наложенными заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) соответственно в 1931, 1933 и 1934 гг.

Однако статус митр. Сергия, как и Временного патриаршего синода, набранного им из своих сторонников, не был настолько высок, чтобы православный мир признал эти прещения. Поместные православные церкви продолжали сослужение со всеми перечисленными ветвями русского церковного зарубежья.

В 1950 г. в Московской патриархии решили, по-видимому, повести более серьезное наступление на отделившиеся церковные структуры. Одним из первых пунктов указа было прекращение действия известного постановления № 362 патриарха Тихона, Священного синода и Высшего церковного совета от 20 ноября 1920 г. 1 Постановление № 362 разрешало епархиям, потерявшим связь с патриархом из-за военных действий и изменения границ, организовывать временно независимые митрополичьи округа. Структуры церковной диаспоры, особенно РПЦЗ, строили свою каноничность, прежде всего на этом указе2.

В 1950 г. Московская патриархия решила официально остановить действие этого указа. В проекте 1950 г. указывалось, что препятствий для общения с Патриархией теперь не имеется, вследствие чего указ № 362 уже не имеет силы. Проект отвергал постановления соборов перечисленных выше эмигрантских церковных структур, постановления Польской и Финляндской церквей, а также маргиналов — Николая (Соловья) и Илиодора (Тру-фанова). Первый из них окормлял группировку своих адептов в Уругвае, второй — в США.

В соответствии с проектом указа расширялась юрисдикция Московской патриархии за границей. Все зарубежные епархии, приходы и миссии, ведущие свое начало от патриарха Тихона,

1. Текст указа см. в: [Церковные ведомости. № 17-18, 6-7].

2. Применимость указа № 362 к РПЦЗ не вполне очевидна, так как по букве указа епархии должны быть соседними, а РПЦЗ включала в себя приходы, разбросанные по всему миру. Однако другим ситуа-

циям указ порой соответствовал. Так, в 1927 г. митр. Сергий писал митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому), что указ патриарха Тихона № 362 давал Польской церкви «совершенно безболезненный выход из всяких затруднительных положений» [Троицкий, 9].

считались принадлежащими Московской патриархии. Чтобы подчеркнуть свою каноничность и пресечь возможные обвинения в сервилизме и неразумных реформах, авторы проекта осуждали обновленческий раскол. Еще одним важным пунктом документа был вопрос церковного имущества, на которое Московская патриархия теперь предъявляла права.

Поскольку советское руководство рассматривало Московскую патриархию как орудие своего влияния за границей, документ, повышавший статус и влияние Московской патриархии, на первый взгляд, государству был выгоден. Однако проект не был одобрен советом по делам РПЦ. Документы, позволяющие пролить свет на ход и характер обсуждения этого проекта, пока не выявлены, поэтому можно сделать лишь ряд предположений, почему совет предпочел не давать ему ход.

Прежде всего, необходимо учитывать, что приостановка гонений на церковь в 1943 г. была очень недолгой и не слишком изменила жизнь духовенства. Так, например, монастыри советское руководство стало закрывать уже в 1945 г., а попытки создания в епархии миссионерских отделов для борьбы с сектантством жестко пресекались даже в самые «миролюбивые» годы.

Активное использование Московской патриархии в политических целях имело место в середине 1940-х гг., когда было необходимо поставить под свой контроль Балканы, Восточную Европу и русскую диаспору. С этой целью планировался и Вселенский собор в Москве, причем вопреки мнению некоторых публицистов отнюдь не консервативный — предполагался всеобщий переход на новый календарь, объединение с нехалкидонскими церквами и др. Главной же целью Собора должно было стать возвышение Московской патриархии вплоть до изменения диптихов3. Сопротивление православного Востока заставило Москву отказаться от таких планов и созвать в 1948 г. лишь Совещание глав и представителей поместных церквей, результаты которого не стали авторитетными для православного мира.

Во второй половине 1940-х гг. стало понятно, что вовлечь в орбиту Москвы русскую диаспору также не удастся — и РПЦЗ, и Североамериканская митрополия, и Западноевропейский экзархат предпочли идти иными путями. Тем более, что Московская патриархия авторитета в эмиграции не имела и прихожан у нее (за исключением стран соцлагеря) было немного.

3. Подробнее см.: [Кострюков]. вестник Свято-фИлАрЕТовСкого института. 2022. выпуск 42

Разочаровавшись во внешнеполитических возможностях Русской церкви, советское руководство в 1948 г. усилило антицерковную политику. В 1948-1953 гг. было закрыто более тысячи храмов и несколько десятков монастырей, последовала волна арестов духовенства и активных мирян. Митрополиты Нестор (Аниси-мов) и Мануил (Лемешевский), преподобноисповедники Гавриил (Игошкин), Леонтий (Стасевич), Рафаил (Шейченко), священно-исповедник Петр Чельцов, архим. Иоанн (Крестьянкин) — лишь малая часть известных жертв послевоенных сталинских гонений.

Скорее всего, отказ от активного использования Московской патриархии на политической арене и новое наступление на церковь стали причиной того, что Совет по делам РПЦ похоронил проект 1950 г.

Кроме того, представителям власти не хотелось выносить имущественные и юрисдикционные притязания Московского патриархата на общемировой уровень. В проекте указа, например, содержалась ссылка на секретное постановление СНК СССР «По вопросам, относящимся к православной церкви и монастырям» от 22 августа 1945 г. В постановлении говорилось:

Предоставить церковным органам (Патриархия, Епархиальные управления, Приходские общины и монастыри) ограниченные права юридического лица и разрешить приобретение ими транспортных средств, производство церковной утвари и предметов религиозного культа, продажу этих предметов общинам верующих, аренду, строительство и покупку в собственность домов для церковных надобностей с разрешения Уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР в республиках, краях и областях [Русская Православная Церковь, 474-475].

Обнародовать это постановление СНК советское руководство, разумеется, не планировало — это могло вызвать ненужный резонанс среди верующих в самом СССР.

Естественно, что претензии РПЦ на имущество за рубежом привели бы к неминуемым судебным процессам, причем в большинстве своем с неудачным для Московской патриархии исходом. Имеется ряд примеров отказа советского руководства участвовать в процессах передачи русских храмов на Западе.

Так, в 1951 г. Совет по делам РПЦ поднял вопрос о передаче СССР храма святого Александра Невского в Копенгагене. Однако в министерстве иностранных дел заниматься этим делом не пожелали, считая дело бесперспективным. Единственным выходом

могло стать лишь обращение общины о передаче храма Советскому Союзу, но для этого нужно было бы ввести в ее состав большое число советских граждан, что было нереально [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 843. Л. 27].

Подобная ситуация была и во Франции. В середине 1940-х гг. экзарх Московской патриархии в Западной Европе митр. Серафим (Лукьянов) попытался отобрать храм на улице Дарю у Русского Западноевропейского экзархата и передать его советскому государству. В результате успеха операции в храме бы обосновался приход Московской патриархии. Юрист А. Труханович собрал необходимые для процесса материалы и добился значительных успехов в процессе вплоть до того, что французские власти подтвердили право советского учреждения на собственность участка [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 68, 69]. 23 мая 1947 г. митр. Серафим писал председателю совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову о необходимости начать дипломатический процесс передачи Александро-Невского храма на улице Дарю советскому государству [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 45]. Сама Русская церковь не могла возбудить процесс из-за нехватки средств на юристов, а также вследствие того, что право собственности на землю до революции принадлежало не ей, а Российскому государству. В связи с этим митр. Серафим просил начать судебный процесс от имени посольства СССР во Франции [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 70]. Однако процесс советским государством так и не был начат.

В 1952 г. в СССР переехал прот. Борис Старк, долгие годы служивший во Франции. Он также обращал внимание на то, что следует предъявить права на русские храмы в Париже на улице Дарю, в Ницце, Биарице и Ментоне, причем сделать это нужно как можно быстрее — истекал 30-летний срок владения этим имуществом Западноевропейского экзархата, а по французским законам этот срок закреплял право собственности за владельцем [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 981. Л. 109]. Но, как известно, такие процессы тоже не были начаты.

Понятно, что советское руководство не хотело ввязываться в длительные судебные разбирательства, требовавшие финансовых вложений. Тем более, что жертвовать чем-либо ради «классового» врага — Русской православной церкви — тоже не хотелось.

Принятие постановления 1950 г., конечно, могло принести определенные выгоды. Так, у противников РПЦЗ, Североамериканской митрополии и Западноевропейского экзархата появился бы еще один аргумент. Также принятие документа могло несколько под-

нять авторитет Московского патриархата. Возможно, что в некоторых случаях даже удалось бы получить некоторые объекты недвижимости. Однако проблемы, перечисленные выше, несомненно перевешивали для государства выгоды этого постановления.

Отказ от принятия этого документа советом по делам РПЦ в очередной раз демонстрирует зависимость Московского патриархата от советской политики; показывает, что даже в относительно спокойные для церкви годы государство по-прежнему не было заинтересовано в ее усилении и в росте ее влияния.

Проект указа представляет собой машинопись на 9 листах с немногочисленными рукописными вставками и исправлениями. При публикации документа исправлены мелкие орфографические и пунктуационные ошибки. Более поздние пометы, стилистические и содержательные вставки и исправления отражены в постраничных сносках. Подчеркивания в тексте даны курсивом. Документ находится в архиве Отдела внешних церковных связей Московского патриархата в папке «Русская Зарубежная Церковь. 1950 год», лл. 1-9.

Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви «По вопросу об юрисдикции Московской Патриархии» 4

Русским православным архипастырям, пастырям и монашествующему духовенству, находящемуся как в Советской России, так и заграницей.

Волею Божиею, избранием Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в г. Москве 31 января — 2 февраля 1945 года, поставлены мы в звании Патриарха Московского и всея Руси, Главою Русской Православной Церкви, управление коей с того времени и осуществляется нами совместно с Священным Синодом.

Патриаршая власть с ее правами и обязанностями принята нами преемственно от первого (по восстановлении Патриаршества на Руси в 1917 г.) Патриарха Тихона и преемника Его — Патриарха Сергия.

Всегда благодаря Господа за прекращение в недрах нашей Православной Церкви на Руси всех разделений и разногласий и руководствуясь желанием приобщить

4. Вверху листа поверх машинописного текста надпись от руки простым карандашом: 1950. Проект, не получивший утверждения от Совета. Д. 311

к тому же духовному единению и миру всех русских православных архипастырей, пастырей и монашеское духовенство, а также и нашу православную паству — заграницей, мы совместно с5 Священным Синодом сочли благовременным преподать им наши указания и наставления, вытекающие из обстоятельств современной жизни, для ограждения их от неверных путей, ведущих к разделению, а также и для упорядочения внутренней жизни всей Русской Православной Церкви.

В этих целях мы постановили:

1. Объявить, что действие Указа Святейшего Патриарха Тихона от 7 / 20 ноября 1920 года о временном самоуправлении оторванных от Матери-Церкви Епархий [1] с 4 февраля 1945 года закончено — вследствие наличия совершенной беспрепятственности сношений каждого православного духовного лица и мирянина, в какой бы стране он ни находился, с Русскою Православною Церковию, возглавляемою Московским Патриархом.

2. Установить, что все русские православные Епархии, русские православные духовные Миссии, отдельные обособленные приходы (вне зависимости от времени их возникновения и от источника средств на приобретение и постройку церковного имущества), в какой бы стране они ни находились, — с 4-го февраля 1945 года находятся в ведении Московского Патриархата и Священного Синода Русской Православной Церкви.

3. Объявить, что только Указы и доверенности, подписанные Московским Патриархом и скрепленные его печатью и штампом, могут считаться подлинными и имеющими каноническую и юридическую силу во всех вопросах церковного законодательства высшего церковного управления, церковно-имущественного права и высшего церковного суда (в назначениях, переводах и увольнениях архипастырей с суда над ними и т. д.)

4. Довести до сведения надлежащих государственных инстанций тех стран, где имеются русские православные епархии, духовные Миссии и (от своих епархий обособленные) приходы, что только упомянутые выше в § 3 Указы и доверенности 6 могут приниматься как юридические документы в административных и судебных инстанциях в доказательство прав лиц (духовных и мирян) на совершение всех юридических актов, связанных с церковной жизнью их епархий и приходов, в том числе, особенно на совершение:

а) узаконенных соответствующей страной гражданских актов регистраций религиозных объединений с соблюдением обязательного требования, чтобы

5. Далее зачеркнуто: нашим 6. Далее зачеркнуто: могут считаться Русской

Православной Церковью действительными и

в этих регистрациях и в предъявляемых положениях и уставах находился пункт, свидетельствующий, что регистрируемое объединение считает себя состоящим в юрисдикции Московской Патриархии и признает над собой каноническую, духовную, административную и судебную власть Церкви Русской Православной, представляемую Московским Патриархом.

Регистрируемому объединению, не соблюдающему это условие, не может быть присваиваемо наименование «Русского Православного»;

б) актов на куплю, продажу, сдачу в аренду, застройку7, на заклад, отчуждение и других юридических актов в отношении церковных имуществ: зданий, земель, участков, заводов (свечных), ферм (в Америке) и пр. видов церковного хозяйства, принадлежащих епархиям, или приходам, или объединениям нескольких лиц, или отдельным лицам, носящим на сегодня наименование «русских православных».

5. Сообщить инстанциям, упомянутым в предшествующем параграфе, что в СССР никогда не прекращалось и теперь продолжается (непрерывное в преемстве всех прав со времени еще Царского Правительства в России) существование и деятельность Русской Православной Церкви, как законно действующего объединения, управляемого Московским Патриархом совместно с Священным Синодом, и что8 никаких других русских православных религиозных объединений, претендующих на параллельное этому церковное управление или только самовольно присваивающих приведенное выше наименование, в СССР не существует. «Русская Православная Церковь» как организованно управляемое объединение существует и действует в СССР и в заграничных Епархиях не только фактически, но и юридически. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 22 августа 1945 года признаны за Русской Православной Церковью ее права, как юридического лица, на приобретение, владение и управление всем церковным имуществом, где бы оно ни находилось [2]. Московская Патриархия скрепляет все официальные постановления подлинной подписью Патриарха и Священного Синода и прочие официальные документы подписью Патриарха, а также штампом и печатью.

6. Подтвердить, что Русская Православная Церковь никогда не признавала и теперь не признает и отвергает какое-либо каноническое значение всех действий так называемых заграничных церковных «Соборов», или архиерейских синодов, Епархиальных Собраний, организованных без благословения Высшей власти Русской Православной Церкви; последняя не признает и отвергает все вынесенные перечисленными организациями постановления об отделении от Русской Церкви, о переходе в юрисдикцию другой автокефальной церкви, о самочинной организации отдельных «Церквей», епархий, объединений или ряда приходов

7. Застройку вписано от руки 8. И что вписано от руки

на правах автокефалии, об автономии или хотя бы о временном самоуправлении с отказом от канонического административного и судебного подчинения их Высшей Церковной Власти на Руси, представленной Московским Патриархом. Право решения таких вопросов принадлежит исключительно Поместному Собору всей Русской Православной Церкви или Уполномоченному Собором Главе Ее. Поэтому все перечисленные неканонические действия являются раскольническими действиями, направленными к ущербу Церкви и влекущими за собою установленные церковью канонические меры.

7. Заявить, что Русская Православная Церковь, в частности, объявляет неканоническими и не имеющими законной силы упомянутые в предыдущем параграфе постановления, решения и действия следующих соборов, синодов, епархиальных или приходских собраний:

а) Московского обновленческого Собора 1923 и 1925 гг., организованных так называвшейся «Живой или Обновленческой церковью», которую в свое время возглавил ныне покойный обновленческий митрополит Александр Введенский [3], а также и все действия «Московского Синодального Управления» этой же9 церкви, самочинно и без всякого преемства возникшей в 1923 году и ныне окончательно прекратившей свое существование;

б) все действия или акты, произведенные от имени этой обновленческой организации в тех странах, где имелись ее представители, в частности, в США, где таковыми являлись: покойный обновленческий митрополит Иван Кедровский [4] и его сын, обновленческий архиепископ, Николай Кедровский (он же Кедров) [5];

в) Соборов Русской заграничной Церкви, происходивших в 1921 и позднейших годах в Сремских Карловцах;

г) Русского заграничного архиерейского Синода, ранее действовавшего в Карловцах и Белграде, возглавляемого ныне митрополитом Анастасием, имеющего местопребывание в Американской Зоне Германии (г. Мюнхен), а также и епископов, подчиняющихся митр. Анастасию [6] и действующих в Западной Европе, в Южной Америке, в США и в Канаде;

д) Питтсбургского Собора 1922 г., Детройтского Собора 1924 г., Кливлендского Собора 1934 г., Нью-Йоркского Собора 1937 г., Карловацкого Собора 1938 г. и Кливлендского Собора 1946 г., в части, допускающей возможность существования Русской Православной Церкви в Америке без полного канонического подчинения ее Московскому Патриарху;

е) всех прочих соборов и съездов, а также епархиальных или приходских церковных собраний, имевших место:

1) в Южной Америке, при руководящем участии протоиерея Константина Из-

разцова [7] или архиепископа Николая (Соловей) [8];

9. Же вписано от руки

2) в Финляндии, под руководительством архиепископа Германа Аав [9];

3) в Польше, под председательством митрополитов Георгия [10] и Дионисия [11];

4) в Палестине, под руководством архимандрита Антония [12];

5) в Китае (Шанхай), под руководством архиепископа Иоанна [13];

6) во Франции, под руководством архиепископа (ныне митрополита)10 Владимира [14] или епископа Никона (Греве) [15];

7) в США под руководством Иллиодора Труфанова, назвавшего себя «Патриархом Российской Народной Универсально-Христианской Церкви» [16];

8) в США под руководством митр. Платона [17 ] и митр. 11 Феофила [18] или прочих епископов из юрисдикции.

8. Декларировать пред всеми церковными и государственными организациями всех стран о том, что «Русская Православная Церковь», как и прежде12, продолжает поддерживать неприкосновенность и ненарушимость своих юридических прав на приобретение, владение, управление, аренду, отчуждение, возведение и прочие виды операций с13 церковным имуществом, в чем бы оно ни заключалось, где бы оно ни находилось и в чьем бы управлении оно ни состояло в настоящее время. Этим самым все перечисленные организации приглашаются, по долгу уважения наших исконных прав, к ограждению церковного имущества Русской Православной Церкви заграницей от всех попыток отторжения его или злоупотребления им со стороны русских православных клириков заграницей, не находящихся в юрисдикции Московской Патриархии (вопреки церковным канонам), стремящихся без разрешения Высшей власти Русской Церкви отделиться от нее и, при помощи противо-канонических (30 Апост. IV Всел. 12; VII-го Всел. 3-е и др.) обращений к светской власти, узаконить свое «автономное» или «автокефальное» существование.

9. Объявить, что все русские православные духовные лица (митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, протоиереи, игумены, иеромонахи, священники и диаконы) являются членами клира Русской Православной Церкви; их назначение или увольнение может быть произведено или единолично Патриархом Московским, или совместно со Священным Синодом, а также его экзархами и архиереями, имеющими на то указанную в § 3-м доверенность. Это право назначения, распоряжения и увольнения, с одной стороны, и обязанность подчинения канонической власти Патриарха Московского — с другой, именуется состоянием юрисдикции.

10. Всякий самочинный уход русских православных духовных лиц из юрисдикции Московской Патриархии и всякий случай отказа в послушании их власти,

10. (Ныне митрополита) вписано от руки 12. Далее зачеркнуто: при Царском Правитель-

11. Платона и митр<ополита> вписано от руки стве, так и теперь, при Советском Правительстве

13. Виды операций с вписано от руки

представляемой Св. Патриархом и Св. Синодом или их законным представителем, влекут за собой следующие последствия:

а) указанные лица обязаны сдать доверенному Патриаршему Экзарху или другому уполномоченному Патриархией иерарху все церковное имущество, которое находилось в их ведении до ухода в другую юрисдикцию;

б) указанные лица увольняются из состава клира Русской Православной Церкви и лишаются всех прав, присвоенных им по сану, положению и доверенности — в пределах всех русских православных церковных единиц;

в) указанные лица подвергаются каноническим последствиям самочинного ухода из юрисдикции своей Церкви;

г) лица, уходящие в юрисдикцию другой автокефальной церкви и религиозные объединения, или самочинно объявляющие свое сообщество14 автономной или автокефальной Церковью, лишаются права именоваться «русскими православными» клириками или церквами.

11. Объявить незаконным и не имеющим канонической и юридической силы нижеследующие действия православных зарубежных митрополитов, архиепископов и епископов и других духовных лиц, самочинно вышедших из юрисдикции Московской Патриархии:

а) организацию и проведение соборов, съездов, епископских совещаний, епархиальных собраний и пр. и их постановлений, решений и резолюций, если на них не последовало предварительного разрешения или последующего благословения Патриарха Московского;

б) все учиненные административным, судебным или законодательным путем регистрации и инкорпорирования епархий, отдельных приходов, миссий и объединений — в качестве самостоятельно управлявшейся единицы: автокефальной или автономной «Церкви» — если персонально15 данной церковной единице Патриаршей властью16 не дано было разрешения на такое обособление или если данное разрешение потом было отменено;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) все случаи самовольного, без благословения Московского Патриарха, ухода из юрисдикции Русской Прав<ославной> Ц<ерк>ви в юрисдикцию любой другой Правосл<авной> Ц<ерк>ви17;

г) все случаи избрания или самопоставления глав обособившихся церквей, не имеющие канонического (1 Всел. Правило 4 и др.) утверждения Святейшего Патриарха Московского;

д) все случаи отчуждения недвижимого и движимого церковного имущества (церковных зданий и помещений, утвари, хозяйств и т. п.) на имя третьих лиц, поскольку право управления и отчуждения имущества в Русской Церкви заграни-

14. Вместо: свое сообщество — было: себя 16. Вместо: Патриаршей властью — было: ранее

15. Персонально вписано от руки 17. Все случаи ~ Ц<ерк>ви вписано от руки

цей принадлежит исключительно Высшей власти, представляемой Московским Патриархом и Св. Синодом.

Все, что до сегодня было оформлено или проведено в жизнь в противоречии с настоящим указом зарубежными церковными организациями или лицами, их возглавляющими, не имеет канонической и юридической силы. Аутентичное толкование настоящего указа, в применении его к местным условиям какой-либо страны, принадлежит исключительно Патриарху Московскому и всея Руси, как председателю Священного Синода, или лицам, специально на то уполномоченным Московским Патриархом.

Настоящий Указ, утвержденный Патриархом Московским совместно с Священным Синодом и подписанный Патриархом Московским, объявляется к исполнению всем церковным учреждениям и священнослужителям, как в пределах нашего Союза, так и заграницей.

Комментарии

1. Имеется в виду Постановление № 362 патриарха Тихона, Священного синода и Высшего церковного совета от 20 ноября 1920 г.

2. Имеется в виду секретное постановление СНК СССР «По вопросам, относящимся к православной церкви и монастырям» от 22 августа 1945 г. См.: [Русская Православная Церковь, 475].

3. Введенский Александр Иванович (1889-1946), глава обновленческого раскола с 1941 г.

4. Кедровский Иван Савич (1879-1934), «митрополит», глава обновленческих приходов в Америке (1923-1934).

5. Кедров Николай Иванович (1902-1944), обновленческий «архиепископ Алеутский и Североамериканский».

6. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) (18731965), митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1936-1964).

7. Изразцов Константин Гаврилович (1865-1953), протопресвитер. С 1891 г. служил в Аргентине, где организовал ряд приходов. С 1926 г. управляющий приходами РПЦЗ в Южной Аме-

рике. В 1947 г. перешел в юрисдикцию Североамериканской митрополии.

8. Соловей Николай Григорьевич (1877-1953), деятель обновленческого раскола, «архиепископ». Был завербован ОГПУ для работы за границей. В 1924 г. выехал из СССР, обосновался в Уругвае, служил в домовой церкви, возглавлял католическую общину восточного обряда. Прошение о принятии в Московскую патриархию было отклонено в 1947 г.

9. Герман (Аав Герман Васильевич) (1878-1961), архиепископ Карельский и Финляндский, в 1925-1960 гг. глава автономной Финляндской церкви в юрисдикции Константинопольской церкви. В послевоенные годы противостоял попыткам Московской патриархии подчинить Финляндскую церковь. В 1957 г. добился признания ФАПЦ.

10. Георгий (Ярошевский Георгий Георгиевич) (1872-1923), митрополит Варшавский.

11. Дионисий (Валединский Константин Николаевич), митрополит Варшавский, глава Польской Православной церкви.

12. Антоний (Синкевич Александр Федорович) (1903-1996), архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский (РПЦЗ). В 1933-1951 гг. возглавлял миссию в Св. Земле РПЦЗ.

13. Иоанн (Максимович Михаил Борисович) (1896-1966), святитель, архиепископ (РПЦЗ). В 1934-1951 гг. находился на Шанхайской кафедре.

14. Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович) (1873-1959), митрополит. С 1947 г. экзарх Западной Европы в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

15. Никон (Греве Алексей Иванович) (1895-1983), архиепископ (Североамериканская митрополия). В 1946-1947 гг. епископ Сергиевский, викарий русского Западноевропейского экзархата. В момент появления проекта находился в ведении Североамериканской митрополии в сане епископа Филадельфийского.

вЕСТНИк Свято-фИлАрЕТовСкого ИНСТИТуТА. 2022. выпуск 42

16. Илиодор (Труфанов Сергей Михайлович) (1880-1952), бывший иеромонах. В 1921 г. объявил себя «патриархом Царицынским и всея России», эмигрировал, находился в обновленческом расколе и в Московской патриархии, затем объявил себя главой «Российской Народной Универсально-Христианской Церкви», в 1940-е гг. перешел в баптизм.

17. Платон (Рождественский Порфирий Федорович) (1866-1934), митрополит, глава Североамериканской митрополии.

18. Феофил (Пашковский Федор Николаевич) (1874-1950), митрополит, глава Североамериканской митрополии.

Источники

1. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 843 = Дело «Переписка с МИД СССР о заграничной деятельности РПЦ по странам Западной Европы». Документ «Письмо и.о. заведующего 5-м Европейским отделом П. Орлова Г. Карпову 20.02.1951» // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 843.

2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104 = «Серафим Лукьянов. Личное дело». Сноски 6 и 8. (Л. 68 — 69, Л. 70) — «Письмо митр. Серафима патр. Алексию 10.01.1948». Сноска 7 (Л. 45) — «Письмо митр. Серафима Г. Карпову 23.05.1947» // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104.

3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 981 = Дело «Справочные сведения МГБ о деятельности Православной Церкви заграницей». Документ «Докладная записка прот. Б. Старка патр. Алексию 6.06.1952» // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 981.

4. Церковные ведомости = Церковные ведомости. 1926. № 17-18. С. 6-7. Литература

1. Троицкий = Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры. Сремские Карловцы : [б. и.], 1937. 12 л.

2. Кострюков = Кострюков А. А. Подготовка Московского совещания глав и представителей поместных православных Церквей 1948 г. // Российская история. 2019. № 1. С. 197-206.

3. Русская Православная Церковь = Русская Православная Церковь в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. : Сборник документов / Сост. О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. Москва : Изд-во Крутицкого подворья : Общество любителей церковной истории, 2009. 765 с.

References

sources

1. Delo "Perepiska s MID SSSR o zagranichnoi deiatel'nosti RPTs po stranam Zapadnoi Evropy". Dokument "Pis'mo i.o. zaveduiushchego 5-m Evropeiskim otdelom P. Orlova G. Karpovu 20.02.1951". GARF, coll. 6991, aids 1, foil. 843 (in Russian).

2. 'Serafim Luk'ianov. Lichnoe delo'. Snoski 6 i 8. (L. 68 — 69, L. 70) — 'Pis'mo mitr. Serafima patr. Aleksiiu 10.01.1948'. Snoska 7 (L. 45) — 'Pis'mo mitr. Serafima G. Karpovu 23.05.1947'. GARF, coll. 6991, aids. 7, foll. 104 (in Russian).

3. Delo 'Spravochnye svedeniia MGB o deiatel'nosti Pravoslavnoi Tserkvi zagranitsei'. Dokument 'Dokladnaia zapiska prot. B. Starka patr. Aleksiiu 6.06.1952'. GARF, coll. 6991, aids 1, foll. 981 (in Russian).

4. Tserkovnye vedomosti [Church bulletin], 1926, n. 17-18, pp. 6-7 (in Russian).

Literature

1. Troitskii S. (1937). Mitropolit Sergii iprimirenie russkoi diaspory [Metropolitan Sergius and the reconciliation of the Russian diaspora]. Sremskie Karlovtsy (in Russian).

2. Kostryukov A. A. (2019). "Preparations for the Moscow Conference of Heads and Representatives of Local Orthodox Churches in 1948". Rossiiskaia istoriia, 2019, n 1, pp. 197-206 (in Russian).

3. Vasil'eva O. Iu., Kudriavtsev I. I., Lykova L. A. (eds.) (2009). Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v gody Velikoi otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Sbornik dokumentov [The Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War of 1941-1945 Collection of documents]. Moscow : Krutitskogo podvor'ia Press : Obshchestvo liubitelei tserkovnoi istorii (in Russian).

Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 16.03.2022;

принята к публикации 1.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.