Научная статья на тему 'По спирали террора'

По спирали террора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По спирали террора»

влияние на реальную жизнь, политику оказывают не столько отдельно взятые религиозные или национальные факторы, а их синтез. Исследования показывают, что основная масса работников российской культуры не просто отдает предпочтение православию перед другими религиями, но и положительно относится к идее православия как государственной религии. И большинство русских поэтов воспринимает христианство (православную его ветвь) как религию, исконно связанную со всем русским: "Окает с раскатом колокольный звон. Далеко - далеко уплывает он. Глядь, уж потянулись к церкви из села. К Богу есть у каждого свои дела" (А.Соляник); "...Родина, отзыв твой глуше и глуше. Осень. Распутица. Тишь... Но и сейчас ты высокие души Богу и небу растишь" (Т.Четверикова); "Даль небесная светла, золотятся купола, и возносятся кресты над Россией" (Н.Спирина); "И чем труднее времена, тем громче мне земля слышна, которая мила в горсти и по которой крест нести'' (В.Макаров).

Поэзия в разной мере отражает и философские, и массовые воззрения людей. Идея религиозного возрождения, которая ставится под сомнение многими исследователями и даже характеризуется некоторыми не как возвращение к православию, а как возрождение неоязычества, и в современной поэзии отражается как процесс не только не однородный, но часто противоречивый, содержащий и определенные отрицательные моменты:

На Тарской наложение времен:

В дверях приткнулась нищенка в кроссовках.

На лики, что глядят со всех сторон,

Девчушка в джинсах крестится неловко.

Электросвет идет от царских врат,

Колеблет воздух пламя тонких свечек.

О чем - то просит стриженый солдат,

И женщины подрагивают плечи.

И, вероятно, видно там, с небес,

Как голуби воркуют за порогом

И ожидает длинный "мерседес",

Пока крутой договорится с Богом. (Т.Четверикова)

Г. А. Порхунов

Омский государственный педагогический университет

УДК 323.28

Вышла из печати книга доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. М. Самосудова" Записки из кровавого года" [1]. К сожалению, не при жизни автора. Вот уж год, как нет с нами одного из виднейших представителей исторической науки, вклад которого в её прогресс поистине огромен.

В последние годы В. М. Самосудов работал над осмыслением советского периода истории страны и влияния его составляющих на развитие Омского Прииртышья.

Книга "Записки из кровавого года" представляет историко- документальный очерк, содержащий извлечения из документов и материалов периодической печати, раскрывающих содержание большого террора в Омском Прииртышье. Она является продолжением исследований автора, итоги которых опубликованы в ранее вышедших книгах : " Большой террор в Омском Прииртышье. Исторические этюды ", " Судьбы людские в которых в жанре документальной исторической публицистики

Но было бы неверным любой христианский образ или символ рассматривать как проявление религиозной веры автора Часто поэт обращается к христианским ценностям, символам, по большей части следуя традиции, как он обращался бы, например, к мотивам ислама, живя в мусульманской стране. Кроме того, как уже говорилось выше, христианские мотивы, ассоциации могут иметь вовсе не религиозный, а нравственный смысл, дополнять и углублять авторскую мысль, переводить личные чувства и переживания в общий, даже вселенский масштаб, делая частные темы общезначимыми. И такие стихотворения составляют большинство: "Покажется, рукой до Бога, чуть потянись - такая даль... Стопам нелегкая дорога и сердцу долгая печаль" (Г. Кудрявская); "И прав мой друг, сказавший, что в итоге, все наши строчки лучшие - о Боге, явившемся на Землю - как любовь" (Д. Соснов); "Диапазон - от ада и до рая, хотя грехи еще не прощены. Играю в страсть. Уверенно играю! Да только что же сердце так щемит?.." (М. Безденежных); "А вчера - я запомнила! - как на закате, от вселенского груза клонясь над травой, шел по грани Земли отрешенный Создатель, и чернели сожженные руки его". (А.Кузнецова).

Таким образом, высшая цель обращения к трансцендентному в поэтических текстах - не угадывание будущего, не предупреждение человека о грозящих ему опасностях, не констатация факта, а направление человека на истинный, правильный путь. Это средство внедрения трансцендентных ценностей в человеческую жизнь путем укоренения их во внутреннюю психическую жизнь человека. Литература не прямолинейна, она не занимается конкретной проповедью, а обращается к душе и сердцу человека посредством художественных образов, несущих в себе смысложизненные ценности, что дает возможность переводить высшие трансцендентные ценности в имманентный мир.

БЕРНАДСКАЯ Юлия Сергеевна - аспирант кафедры ДРиТППОмГТУ.

ученный осветил события, связанные с репрессиями тридцатых годов в Омском Прииртышье. В своём исследовании "Современная отечественная историография коллективизации. 1980-е - середина 90-хгодов" В. М. Самосудов обобщил новейшие исследования по одной из самых крупных проблем истории советского периода - коллективизации .учёный обращается к этой теме и потому, что в связи с" деколлективизацией" появились новые варианты решения многострадального аграрного вопроса в современной России. Это явно беспокоило автора - трагедия крестьян в сталинский и современный периоды не может не волновать каедого крестьянина. Правительственная аграрная политика должна проводиться в интересах крестьян - тружеников.

На многочисленных примерах В. М. Самосудов вскрыл технологию выявления "врагов народа' в Омской области и методику добывания следствием признаний о совершении ими "преступлений". Несмотря на отсутствие

По спирали террора

учета контрреволюционных элементов в городе Омске и области, присланный из центра в 1937 г. на должность помощника начальника омского УНКВД Я.П.Нелиппа, вскоре смог установить, что "на территории области с 1919-1920 гг. сохранился нетронутый мощный контрреволюционный лагерь*, и вся область "на протяжении ряда лет была зажата тисками контрреволюционного мятежа". Началась работа по выявлению чуждых элементов. К обвиняемым применялись чудовищные истязания: "избиения, умерщвления и воскрешения, пытка электричеством". Так следствием "формировалась" многочисленная омская контрреволюция.

Волну "народного одобрения" расправы с "врагами народа" на местах поднимали чиновники, выполнявшие директивы центра. Повсюду проходили партийные активы, собрания и митинги в поддержку репрессий. Психологическая атмосфера была создана. Активисты с верой в справедливость'судов являли собой беспощадных карателей. На земле Омского Прииртышья они были сродни Васильевой Марии Михайловне, делегату XVIII Всероссийского съезда Советов, которая 25 января 1937 года писала в газете "Известия" по поводу осуждения "кулацкой партии Кондратьева-Чаянова": "Я - женщина, я - мать, я - бабушка. Но ни на секунду не дрогнула бы у меня рука, если бы мне поручили привести в исполнение беспощадный приговор".

Оправдаться в невиновности не было никакой возможности, и тогда некоторые обвиняемые использовали последний, как им казалось, вариант спасения - письменно объяснить руководителям страны свою невиновность. С надеждой быть услышанным обвиняемый в антипартийной деятельности Н. И. Бухарин в письме к И. В. Сталину писал: "Коба, родной, дорогой, ты же знаешь, что я ни в чем не виноват. Так зачем же меня уничтожать? Не казните меня! Пошлите меня на всю жизнь на побережье Северного Ледовитого океана. Я буду работать среди северных народов, нести им свет марксистско-ленинской правды. Только сохраните мне жизнь". Не помогло, Бухарин был расстрелян.

Автор делает вывод, что под страхом террора формировалась психология непротивления и покорности режиму. Эту черту в XX в., кроме революций 1905-1907, 1917 гг., никто не переходил. Наоборот, усиливалось восхваление руководителей страны и проводимой ими политики. Не были последними в этом и омичи. В1937 г, на одном из парткомов Омска было принято обращение "к великому и любимому Сталину", в котором выражалась уверенность, что омские большевики пойдут под его "испытанным и мудрым руководством к новым боям и новым победам".

И "победы" были налицо. После февральско - мартовского (1937г.) Пленума ЦК ВКП/б/, наметившего генеральную линию развертывания массовых репрессий против всяческих "врагов народа", на местах началось обсуждение мер по реализации партийного курса. План по его выполнению Омская область получит из ЦК ВКП/б/: отправить на расстрел 1000 человек и еще 2500 - в концлагеря. Этот "минимум" в дальнейшем будет увеличен.

Не избежали участи "врагов народа" и областные руководители. Им был объявлен С. С. Кондратьев, председатель Омского облисполкома. В 1937 г. IV октябрьский внеочередной пленум Омского обкома ВКЦ/б/ обвинил в содействии "врагам народа" его первого секретаря Д. Булатова, которого вывели из состава членов бюро и членов пленума обкома партии и исключили из ее рядов. Не было отрасли народного хозяйства, где бы отсутствовали враги. В1938 г. по Омской области привлечено к уголовной ответственности 22477 человек, из них оправдано только 1762 человека. В 1939 г. - соответственно 19361 и 1712. Эти Данные стали известны после январского (1938 г.) Пленума

ЦК ВКП/б/, который принял Постановление "Об ошибках партийных организаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апгеляциям исключенных из партии и о мерах по устранению этих недостатков". При "исправлении перегибов" прокуратура выявила вопиющий произвол судов. В материалах областной прокуратуры отмечено, что на конец 1938 г. "30 процентов обжалованных приговоров подверглось изменению в пассинстанции по мотивам недостаточности следствия, нарушения судопроизводства, неправильного применения закона и явной несправедливости приговоров".

В результате большой работы, проделанной профессором В.М. Самосудовым, "воскресли" десятки тысяч невинно пострадавших омичей, канувших когда-то в Лету. Новые имена - в его новой книге. Издательство Омского государственного педагогического университета готовит к выпуску книгу В.М.Самосудова "По сталинской "Владимировке", которую он не успел сдать в печать. Подготовку к изданию и редакцию ее взяла на себя дочь Вениамина Михайловича - Людмила Вениаминовна.

В книге "По сталинской "Владимировке" представлены материалы о депортации советских граждан ряда национальностей в годы Великой Отечественной войны, названы имена около 2,5 тысячи человек. Эти сведения основываются на материалах местных архивов и Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Омской области.

По "Владимировке" эшелонами следовали к месту заключения неугодные режиму люди. Это были раскулаченные крестьяне, "враги народа" и члены их семей, репрессированные народы, бывшие советские военнопленные, пережившие гитлеровские концлагеря и вернувшиеся на родину, где их считали изменниками.

Значительное место отведено репрессиям против советских немцев, коснувшимся военнослужащих как рядового, так и начальствующего состава. С фронта было снято свыше 33,5 тысячи военнослужащих немцев. Из них около 2 тысяч - офицеров. "Изымали" из армии военнослужащих, принадлежащих и к другим депортированным народам. Их посылали во внутренние округа в строительные части. В обращении с депортированными гражданами было немало проявлений бюрократизма и казенщины. Только в 1955 г. Указом Верховного Совета СССР снимались ограничения в правовом положении спецпереселенцев.

Книга В. М. Самосудова "По сталинской "Владимировке" мыслилась автором одним из дополнений к серии книг "Памяти жертв политических репрессий", издание которых планировалось на ближайшие годы. Последние работы В. М Самосудова - акт гражданского мужества, дань безграничного уважения к невинно пострадавшим омичам, многих из которых он поименно назвал в своих книгах.

Связь поколений не прекращается. Над проблемами политических репрессий продолжают работать его ученики и аспиранты. Эстафета большого ученого в надежных руках.

Литература

1. Самосудов В. М. Записки из кровавого года. Иэд- во ОмГПУ. - Омск - 2000. - 168 с.

ПОРХУНОВ Георгий Артемьевич, доктор исторических наук, профессор Омского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.