Научная статья на тему 'По пути модернизации образовательного процесса'

По пути модернизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TWO-LEVEL SYSTEM / CREDITS / RATING SYSTEM / INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скаковская Людмила Николаевна, Лучинина Наталья Александровна, Мигаль Валерия Вячеславовна

В статье описаны основные направления модернизации образовательного процесса в ТвГУ: переход на двухуровневую систему подготовки специалистов, введение зачетных единиц, рейтинговой системы, независимой оценки результатов обучения, технологии ректорского контроля, применение инновационных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скаковская Людмила Николаевна, Лучинина Наталья Александровна, Мигаль Валерия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the way to modernization of educational process

The main directions of modernization of educational process at Tver State University such as transfer to two-level system, credits, rating system, independent quality assessment are described.

Текст научной работы на тему «По пути модернизации образовательного процесса»

Л.Н. СКАКОВСКАЯ, профессор, проректор

Н.А. ЛУЧИНИНА, начальник учебнометодического управления В.В. МИГАЛЬ, начальник управления по внеучебной работе

По пути модернизации образовательного процесса

В статье описаны основные направления модернизации образовательного процесса в ТвГУ: переход на двухуровневую систему подготовки специалистов, введение зачетных единиц, рейтинговой системы, независимой оценки результатов обучения, технологии ректорского контроля, применение инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: двухуровневая система, зачетные единицы, рейтинговая система, независимая оценка, современные образовательные технологии.

Расширение доступности, повыше- обучающихся по основным образова-

ние качества и усиление эффективности - таковы основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Фактически поставлена задача не просто обновления содержания, форм и методов обучения, а перехода на новую ступень развития, смены образовательной парадигмы в целом.

Тверской государственный университет в числе первых классических университетов России еще в 1994 г. начал внедрение многоуровневой системы. Подготовка бакалавров и магистров началась по пяти направлениям: «Математика. Прикладная математика»; «Прикладная математика и информатика»; «Физика»; «Химия»; «История». В настоящее время на 15 факультетах и двух отделениях университета осуществляется обучение по 70 основным образовательным программам высшего профессионального образования, в том числе по 49 специальностям, 10 направлениям бакалавриата, 11 направлениям магистерской подготовки. Всего же университет имеет право на осуществление образовательной деятельности по 40 специальностям, 25 направлениям бакалавриата и 15 направлениям магистерской подготовки. Контингент студентов,

тельным программам, по состоянию на 01.10.2009 г. составляет 10 499 человек; из 6575 студентов очной формы обучения 1037 (15,8%) обучаются в бакалавриате и магистратуре.

Внедрение двухуровневой системы, наряду с сохранением классической модели подготовки специалистов, осуществляется в университете на основе принципа добровольности. Тем не ме-

нее в вузе не утихают дискуссии о целесообразности многоуровневой системы. В ее пользу говорят следующие аргументы.

За счет введения двухуровневой системы обучения решается проблема поиска оптимального соотношения между принципами доступности и качества высшего профессионального образования. В программах подготовки бакалавров преобладает практическая ориентированность обучения. Бакалаврский уровень востребован теми студентами, для которых достаточным является овладение базовыми общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками. Выпускники магистратуры получают углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку. Они овладевают знаниями и умениями на продвинутом уровне и готовятся к научно-исследовательской, научно-педагогической и другим видам творческой деятельности. Иными словами, уровень бакалавра призван готовить исполнителя, способного работать по предложенному алгоритму; уровень магистра обеспечивает подготовку выпускника, способного к самостоятельному решению профессиональных задач. В условиях массового высшего образования такой подход позволяет университету сохранять фундаментальную науку, преемственность в обучении и в научных исследованиях.

Важнейшим инструментом создания единого европейского образовательного пространства является переход на измерение трудозатрат студентов в зачетных единицах. На историческом факультете с 2004 г.реализуется эксперимент по внедрению зачетных единиц: учебные планы по направлению «История» переработаны на основе Примерного положения об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц. Выпускникам магистратуры исторического фа-

культета наряду с типовыми приложениями к дипломам выдаются приложения к диплому европейского образца на русском и английском языках, оформленные на корпоративных бланках Тверского государственного университета. Дисциплины, изученные студентами во время прохождения стажировки или участия в программах включенного обучения за рубежом, перезачи-тываются при представлении соответствующих сертификатов.

В университете проводится экспериментальная апробация инновационных форм организации учебного процесса. В 2005/06 учебном году нашими специалистами была разработана централизованная автоматизированная система расчета часов учебной нагрузки кафедр. Предложенная методика позволила создать целый комплекс документации: рабочие учебные планы, расчеты часов учебной нагрузки кафедр, индивидуальные планы работы преподавателей, сведения по распределению ставок. Результаты эксперимента подтвердили целесообразность распространения автоматизированной системы расчета часов на весь университет.

В 2003 г. руководством университета было принято решение о введении рейтинговой системы контроля обучения и оценки качества учебной работы студентов [1]. Это позволило наладить постоянный контроль успеваемости каждого студента, своевременно выявлять проблемы и предотвращать «провалы» на сессиях. В качестве примера можно привести математический факультет, который традиционно показывал один из самых низких процентов успеваемости. В последние три года здесь наметилась положительная тенденция: в 2006/07 учебном году число задолжников по итогам летней сессии на факультете составило 47 человек, в 2007/08 - 28 человек, в 2008/09 -19 человек.

Важнейшим элементом формирования и совершенствования внутриву-зовской системы менеджмента качества является внешняя независимая оценка результатов обученности студентов. Уже более четырех лет такая оценка проводится у нас дважды в год в форме тестирования в рамках Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования, проводимого Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (г. Йошкар-Ола). С мая 2005 г. в рамках восьми этапов Интернет-экзамена было проведено 25 116 сеансов тестирования. В обязательном порядке тестируются студенты специальностей и направлений, подлежащих аккредитации, студенты остальных специальностей и направлений принимают участие в тестировании по решению руководства факультета. В апреле-июне 2009 г. в рамках ректорского контроля 123 раза проводился т.н. «срез знаний», всего организовано 2345 сеансов тестирования; в ходе 91 проверки студенты показали уровень знаний, соответствующий требованиям ГОС ВПО. Студенты, обучающиеся по 17 образовательным программам, успешно освоили все контрольные срезы. Показатель освоения по всем протестированным дисциплинам составил 50%, т.е. равен критериальному или выше его.

Технология ректорского контроля, апробированная в университете, стала основой утвержденного в 2009 г. Положения о ректорском контроле в ТвГУ. Результаты рейтинга подробно анализируются и освещаются в информационных бюллетенях по проблемам качества подготовки специалистов. Таким образом, задача проведения независимого объективного контроля качества знаний студентов с применением современных технологий в университете в основном решена.

Для активизации учебной деятельности студентов в университете проводятся конкурсы по специальностям и предметные олимпиады, являющиеся первым туром всероссийской студенческой олимпиады. В 2007 г. в конкурсе приняли участие студенты 28 специальностей с 11 факультетов; 98 студентов награждены дипломами и поощрительными стипендиями. В 2008/09 учебном году в предметной олимпиаде участвовало более 600 студентов, 125 из них стали победителями и призерами. Им были объявлены благодарности и назначены поощрительные стипендии. В рамках предметной олимпиады проведены ежегодная общеуниверситетская олимпиада по иностранным языкам и первый тур всероссийской студенческой интернет-олимпиады по математике для нематематических специальностей (г. Йошкар-Ола). Олимпиада показала хороший уровень подготовки студентов факультета прикладной математики и кибернетики.

Лучшие студенты ТвГУ принимают участие в региональных, всероссийских и международных студенческих олимпиадах и конкурсах. Студентка 5-го курса факультета управления и социологии А. Шкарупета получила диплом лауреата Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Национальное достояние России». Студентка 4-го курса факультета психологии и социальной работы Н. Макеева заняла 1-е место по направлению «Психология» и получила грамоту за лучший доклад на XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Ломоносовские чтения», Москва). Студент 2-го курса факультета иностранных языков и международной коммуникации А. Иванов получил диплом призера на всероссийском конкурсе школьников и студентов «Россия - Франция: перекрёстки истории» и был награжден лингвострановедческой поездкой во Францию. Студентка 5-го курса факультета иностранных языков и международной коммуникации К. Соловьева заняла 2-е место в номинации «Публицистика. Перевод с французского» на IX Международном молодежном конкурсе переводов ‘Ъ^ега scripta”. На том же конкурсе студентка 4-го курса А. Макарова заняла 1-е место в номинации «Поэзия. Перевод с немецкого». Студентка 4-го курса факультета иностранных языков и международной коммуникации А. Смирнова заняла 2-е место во II туре всероссийской студенческой олимпиады по английскому языку (Рязань).

Современный университет невозможно представить без применения инновационных и информационных образовательных технологий. Специалист XXI века формируется в активном учебном процессе: в ролевых и деловых играх, тренингах, в процессе

разбора конкретных ситуаций (кейсов), средствами проектной технологии. Проекты ФГОС ВПО основаны на компетентностном подходе, который предполагает проверку не только знаний, но и умения применять знания на практике. Они предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Введение государственных образовательных стандартов третьего поколения неизбежно поставит вопрос о готовности педагогического коллектива к практическому применению инновационных образовательных технологий. С учетом этого обстоятельства в ТвГУ на базе отделения развития профессиональной компетентности преподавателей вузов Центра дополнительного профессионального образования проводится массовое обучение преподавателей. В 2009 г. на краткосрочных курсах повышения квалификации преподавателей было реализовано 7 образовательных программ. В каждую из них включен модуль, связанный с освоением сущности компетентностного подхода и проектированием компетентно-стной модели выпускника. Во всех программах изучались вопросы внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных образовательных технологий. В свою очередь, в учебном процессе в рамках повышения квалификации используются современные образовательные технологии: лекции-визуализации, учебные деловые игры, тренинги, дискуссии различных типов, кейс-технология. При выполнении итоговых работ слушатели демонстрируют уверенное владение инновационными технологиями. Так, итоговая работа по программе «Информационные технологии в образовании» представляет собой разработку образовательной ^^еЬ-страницы. Слушатели программы

«Компетентностный подход и современные образовательные технологии» проектируют компетенции выпускников бакалавриата и магистратуры, составляют матрицу компетенций по отдельным учебным дисциплинам, обосновывают свое педагогическое кредо, демонстрируют уровень владения профессиональной речью преподавателя вуза, разрабатывают фрагмент электронной презентации. Для распространения передового педагогического опыта нами издан сборник «Реформирование системы образования: содержание и условия реализации компе-тентностного подхода», в который вошли научно-практические статьи выпускников программы «Преподаватель высшей школы». Ряд статей посвящен использованию в вузе игровых технологий.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава осуществляется не только собственными силами, но и с участием приглашенных высококвалифицированных специалистов. В 2008 г. завершена работа экспериментальной площадки по договору с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов при МИСИС по разработке инновационной модели обеспечения качества и управления качеством высшего образования по отдельной образовательной программе (по специальности «Социальная работа»). Удостоверение о повышении квалификации получил 21 преподаватель нашего университета, разработана компетентност-ная модель специалиста по социальной работе. В январе 2008 г. при поддержке Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов профессор Л.С. Гребнев провел научно-практический семинар по проблемам перехода на ФГОС ВПО. В октябре-ноябре 2009 г. в соответствии с договором между ТвГУ и Националь-

ным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» о реализации программы повышения квалификации было проведено обучение 107 руководителей среднего звена (проректоров, деканов, зав. кафедрами, начальников управлений) по программе «Современное управление вузом». Кроме того, в базовых вузах по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании» свою квалификацию повысили 6 преподавателей университета.

Совершенствованию методического мастерства преподавателей также способствуют:

• межвузовская научно-методическая конференция «Качество образования: современные подходы к содержанию и организации учебного подхода», которая проводится один раз в два года; по ее результатам издается сборник материалов;

• конкурс на применение новых педагогических технологий в учебном процессе;

• конкурс на лучшее методическое обеспечение учебного процесса среди кафедр и преподавателей.

В 2008 г. для повышения мотивации преподавателей ТвГУ к использованию инновационных технологий в учебном процессе проведен конкурс электронных образовательных ресурсов, разработаны методические рекомендации по их созданию. По итогам конкурса 25 его участников получили благодарности и денежные премии. В апреле

2008 г. состоялся семинар «еАи^ог СВТ у. 3.1».

Для обеспечения модернизации образовательного процесса в ТвГУ создается инновационная инфраструктура, в которую входят экспериментальные и инновационные площадки. В ноябре

2009 г. утверждено Положение о координационном совете по экспериментальной и инновационной деятельности ТвГУ. В состав совета входят представители руководства университетом, федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов студенческого самоуправления, научных организаций, российских и международных общественных организаций, действующих в сфере образования. Основные функции совета - определение стратегии экспериментальной и инновационной деятельности ТвГУ, разработка и корректировка ее программы, создание банка данных о работе экспериментальных и инновационных площадок.

В настоящее время перед высшим образованием ставится задача подготовки специалиста не только грамотного в той или иной области знаний, но и социально адаптированного, имеющего чёткую гражданскую позицию, обладающего навыками работы в коллективе, ответственного за свои дела и поступки. Ключевая роль в выполнении этой задачи отводится студенческому самоуправлению [2].

Тверской госуниверситет имеет семилетний опыт становления и развития студенческого самоуправления, целями которого являются помощь администрации в управлении студенческими коллективами, а также в реализации студенческих инициатив в различных сферах жизнедеятельности вуза. Взаимодействие администрации и студенческого самоуправления строится на взаимовыгодных условиях, при этом органы студенческого самоуправления воспринимаются как партнёры. Студенческое самоуправление - это эффективный механизм, позволяющий с наименьшими затратами усилий администрации проводить различные факультетские и общеуниверситетские мероприятия учебно-научного, воспитательного и культурно-досугового характера. Помощь университета органам студенческого самоуправления заключается в методической и административной поддержке, а именно - в обучении актива, выделении помещений и оборудования, необходимого для организации работы органов студенческого самоуправления и проведения мероприятий. Студенческое самоуправление является неотъемлемой частью жизнедеятельности вуза в целом, в частности, системы воспитательной работы.

Со студенческим парламентом тесно сотрудничают все структурные подразделения ТвГУ, занимающиеся учебно-воспитательной и внеучебной работой со студентами. В первую очередь, это управление по внеучебной работе и социальным вопросам, в структуру которого входит центр студенческих инициатив, отвечающий за методическое и ресурсное обеспечение деятельности студенческого самоуправления. На каждом факультете есть заместитель декана по воспитательной работе, который курирует работу студенческого совета факультета, и кураторы академических групп, которым помогают

старосты - низовое звено студенческого самоуправления. Также ведётся работа по налаживанию взаимодействия студенческого парламента с психологической службой, спортивным клубом, студенческой биржей труда, студенческим городком, отделом социальной защиты и другими структурами.

Нельзя сказать, что на данном этапе развития студенческое самоуправление в университете функционирует на все 100%: есть определённые трудности, связанные с инертностью и аполитичностью студенческой молодежи. Это связано также с не всегда положительным отношением профессорско-преподавательского состава ко всякого рода нововведениям.

Таким образом, в последние годы в университете предприняты значительные усилия по модернизации всех составляющих образовательного процесса. Подтверждением правильности избранного пути является стабильный конкурс среди абитуриентов при поступле-

нии на большинство специальностей и направлений подготовки. Об этом свидетельствует и полученное Тверским госуниверситетом звание лауреата конкурса «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2009 г.

Литература

1. Положение о рейтинговой системе обу-

чения и оценки качества учебной работы студентов Тверского государственного университета // Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности в Тверском государственном университете. Тверь, 2007. С. 90-94.

2. Положение о студенческом самоуправле-

нии Тверского государственного университета // Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности в Тверском государственном университете. Тверь, 2007. С. 224-227.

SKAKOVSKAYA L., LUCHININA N., MIGAL V. ON THE WAY TO MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

The main directions of modernization of educational process at Tver State University such as transfer to two-level system, credits, rating system, independent quality assessment are described.

Keywords: two-level system, credits, rating system, independent quality assessment, innovative educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.